121 кввт

121 кввт

СТ 121 КВВТ РФ

1. Судовладелец несет ответственность за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.

2. Вред, который причинен имуществу физических лиц или юридических лиц, а также инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей и в результате которого такое имущество утрачено или повреждено, включая расходы на ремонтные либо восстановительные работы для возобновления нормального функционирования поврежденного имущества, расходы на подъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов, подлежит возмещению.

Ущерб, нанесенный вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ и повлекший за собой причинение вреда имуществу физических лиц или юридических лиц, включает в себя возмещение расходов на принятие разумных восстановительных мер, а также мер по предотвращению ущерба или ликвидации его последствий.

3. В случае, если вред имуществу физических лиц или юридических лиц загрязнением с судна нефтью и другими веществами, в том числе вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ, причинен более чем одним судном, владельцы этих судов несут ответственность за причиненный вред пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если ответственность между виновными судовладельцами невозможно разделить, они несут ее солидарно.

4. Эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита) судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности (далее — финансовое обеспечение) за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанного страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.

5. В соответствии с настоящей статьей подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:

1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;

2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;

3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;

4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом.

6. Минимальная страховая сумма или минимальная сумма финансового обеспечения устанавливается в отношении каждого судна владельца в соответствии с валовой вместимостью судна в следующем порядке:

1) для судов вместимостью до 200 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей;

2) для судов вместимостью более чем 200 до 2000 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей плюс десять тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 200;

3) для судов вместимостью более чем 2000 минимальная страховая сумма составляет двадцать миллионов рублей плюс восемь тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 2000.

7. Наряду с указанными в пунктах 5 и 6 настоящей статьи страховыми рисками и страховыми суммами договором страхования могут быть предусмотрены иные страховые риски и страховые суммы в размере, превышающем страховые риски и страховые суммы, установленные пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

8. Для целей настоящей статьи вместимость судна определяется на основании мерительного свидетельства, предусмотренного статьей 14 настоящего Кодекса.

9. В случае, если ответственность судовладельца, установленная пунктом 1 настоящей статьи, застрахована в соответствии с условиями, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, или в соответствии с иными договорами страхования, в том числе договорами страхования, заключенными как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, по страховым рискам и на страховые суммы в размерах не менее чем размеры страховых сумм, указанных в пункте 6 настоящей статьи, считается, что требования пункта 4 настоящей статьи судовладельцем исполнены полностью и дополнительного страхования или финансового обеспечения, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, не требуется при условии соблюдения требований пункта 10 настоящей статьи.

10. Страховщик подтверждает заключение договора страхования путем выдачи судовладельцу страхового полиса, страхового сертификата (далее — страховой полис). Страховой полис выдается в отношении каждого судна владельца независимо от флага, под которым оно плавает, или регистрации судна с указанием также наименования судна или его номера, идентификационного номера, присвоенного судну при его государственной регистрации, порта (места) регистрации, судовладельца и места его основной деятельности (наименование и место нахождения — для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства — для физического лица).

Копия страхового полиса, заверенная страховщиком, выдавшим страховой полис, находится на судне и предъявляется должностному лицу органа государственного надзора и должностному лицу администрации бассейна внутренних водных путей, в том числе при осуществлении государственного портового контроля.

Если текст страхового полиса оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.

При наличии финансового обеспечения вместо страхового полиса выдается документ, который подтверждает финансовое обеспечение и должен содержать информацию, указанную в настоящем пункте. Если текст документа оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.

11. При наступлении страхового случая потерпевшее лицо, в том числе администрация бассейна внутренних водных путей, вправе предъявить непосредственно к страховщику или к организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, требование о возмещении вреда, причиненного имуществу, и (или) о возмещении расходов на подъем, удаление, утилизацию затонувшего судна или иного затонувшего имущества. Соответствующее заявление направляется страховщику или организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, вместе с документами, подтверждающими причинение такого вреда и его размер.

12. При заключении договора страхования и в период его действия страховщик может проводить за свой счет самостоятельно или с привлечением экспертных организаций экспертизу судна, в том числе экспертизу на предмет соответствия судна требованиям, предъявляемым к нему настоящим Кодексом.

13. Судовладелец содействует в проведении назначенной страховщиком экспертизы судна, в том числе обеспечивает доступ экспертных организаций на судно и предоставляет им имеющуюся на судне техническую и иную документацию.

Комментарий к Статье 121 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи 121 КВВТ закреплено общее требование об ответственности судовладельца в случае причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, то есть материальным объектам, принадлежащим физическим или юридическим лицам на праве собственности, и используемым ими для осуществления их деятельности, а также вреда, причиненного инфраструктурам речного порта, морского порта, инфраструктуре ВВП.

Ответственность в целом предполагает обязанность возместить причиненный вред.

Инфраструктура речного порта — это различные сооружения, здания, строения, приборы, необходимые для обеспечения деятельности на речном порту. Инфраструктура морского порта, исходя из КТМ РФ, это портовые ГТС, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора).

Такой вред в соответствии с п. 1 комментируемой ст. 121 КВВТ РФ может быть причинен в результате загрязнения судна нефтью, химическими веществами, отходами и т.п.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлен общий принцип ответственности за причиненный вред — то, что он подлежит возмещению. При этом п. 2 комментируемой статьи определяет расходы, которые включает в себя факт возмещения вреда:

1) вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, а также инфраструктурам речного порта, морского порта, инфраструктуре ВВП:

— расходы на ремонтные либо восстановительные работы — объем материальных и нематериальных затрат, необходимых для полного восстановления поврежденного имущества (ремонтные работы) либо восстановления только отдельных частей (деталей) (восстановительные работы). Такие работы необходимы для возобновления нормального функционирования поврежденного имущества, то есть для восстановления его прежнего состояния, работы в режиме, соответствующем его целевому использованию и назначению;

— расходы на подъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов — объем материальных и нематериальных затрат на вынужденное физическое уничтожение затонувшего судна с совершением ряда последовательных действий (подъем со дна акватории ВВП, удаление или утилизация судна в пределах дна акватории ВВП либо с предварительным оттуда удалением), а также его остатков и предметом, на нем находящихся.

Безусловно, такие расходы могут быть понесены в случае полной утраты судна (затопление, уничтожение) либо его частичного повреждения (повреждение одной или нескольких деталей судна). Также отметим, что вред инфраструктуре морского порта может быть причинен только в случае плавания судна в акватории морского порта;

2) ущерб. Основное отличие ущерба от вреда заключается в том, что ущерб, исходя из ст. 15 ГК РФ, всегда материальный (реальный), то есть он предполагает безусловные убытки именно в материальном виде. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи возмещение ущерба предполагает возмещение расходов на:

— принятие разумных восстановительных мер. Восстановительные меры предполагают осуществление действий, необходимых для восстановления работы, функционирования и целевого назначения имущества физических или юридических лиц. При этом, как указано в п. 2 комментируемой статьи, эти меры должны быть разумными, то есть это должны быть исключительно меры, необходимые только для восстановления работоспособности имущества, соответственно, они не должны повлечь за собой осуществление необоснованных затрат;

— принятие мер по предотвращению ущерба или ликвидации его последствий — совершение действий, направленных на недопущение причинения вреда имуществу и устранения возникших последствий причинения такого вреда, то есть приведение имущества по возможности в первозданное состояние.

Такой ущерб согласно п. 2 комментируемой статьи 121 КВВТ России возмещается, если он причинен в результате утечки, слива или сброса с судна нефти, химических и других веществ. Утечка нефти и иных веществ — неконтролируемое попадание нефти и иных веществ в окружающую среду с судна. Слив нефти и иных веществ — запланированный продолжительный выброс нефти и иных веществ с судна в окружающую среду в результате производственной и иной деятельности. Сброс нефти и иных веществ — однократный выброс нефти и иных веществ с судна в окружающую среду в результате производственной и иной деятельности.

3. В п. 3 комментируемой статьи урегулирован вопрос об ответственности за причинение вреда имуществу физических лиц или юридических лиц при множественности лиц. По общему правилу ответственность за причинение такого вреда судовладельцы несут пропорционально степени их вины, что является с точки зрения соотношения причиненного вреда и обязанности его возместить справедливым. Это соотношение означает обязанность нести ответственность в зависимости от того, насколько тот или иной судовладелец повлиял на факт загрязнения окружающей среды нефтью, химическими и иными веществами, то есть насколько существенные и серьезные он допустил при этом нарушения.

Но при этом у каждого судовладельца есть право на освобождение от возложения на него ответственности, если он докажет отсутствие своей вины в возникших последствиях, и отсутствие причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и возникшими последствиями, либо наличие оснований, дающих право на освобождение его ответственности, например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны.

Ответственность при множественности судовладельцев может быть также и солидарной, то есть ответственность всех судовладельцев при условии так называемой неделимой ответственности, когда невозможно разделить ответственность между судовладельцами, например, если действия по сбросу нефти в водные пути и их загрязнению осуществляли все судовладельцы в целом, и количество сброшенной нефти в отношении каждого судовладельца невозможно установить.

4. В п. 4 комментируемой статьи установлен принцип ответственности судовладельцев при причинении вреда, аналогичный принципу ответственности владельцев транспортных средств, — обязательное страхование гражданской ответственности. В отношении судовладельцев также установлено требование о страховании их гражданской ответственности или о наличии банковских гарантий обеспечения их гражданской ответственности.

Страхование, исходя из положений страхового законодательства (Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»), это защита имущественных интересов при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Банковская гарантия согласно ст. 368 ГК РФ и применительно к данному случаю это письменное обязательство банка уплатить лицу, которому (имуществу которого) был причинен вред денежную сумму в зависимости от степени причиненного вреда.

Установление требования о банковской гарантии является так называемой альтернативой страхования гражданской ответственности.

Соответственно, объектом такого страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, предполагающие исполнение им обязанности возместить вред.

5. В п. 5 комментируемой статьи 121 КВВТ РФ определен перечень рисков, которые подлежат страхованию или финансовому обеспечению (банковская гарантия), и которые одновременно являются и страховыми случаями:

1) столкновение судна с другими судами (согласно ГОСТ 22.0.09-97/ГОСТ Р 22.0.09-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 268) — это сближение речных объектов до физического контакта между ними, сопровождающееся причинением ущерба этим объектам, их техническим средствам, грузу, экипажу и пассажирам;

2) утрата (гибель) или повреждение любого имущества. Утрата имущества — это его безвозвратное уничтожение, а повреждение — это сохранение имущества в целом, но с изменением его качественного или количественного состояния, а также утратой одной или нескольких его функций;

3) загрязнение с судна нефтью, химическими и другими веществами;

4) подъем, удаление и утилизация затонувшего судна (см. комментарий к п. 2).

6. В п. 6 комментируемой статьи установлены минимальные страховые суммы или минимальные суммы финансового обеспечения в случае страхования ответственности судовладельца (или банковской гарантии). Установление таких сумм означает, что эти суммы (вернее их предельные размеры) являются обязательными суммами, в пределах которых судовладелец обязан внести денежные средства страховщику в счет страхования своей гражданской ответственности в случае причинения вреда либо кредитному учреждению или страховой организации (гаранту) в счет обеспечения банковской гарантии. Поскольку эти суммы являются минимальными, то это означает, что денежные средства могут быть внесены и в размерах, больших, чем установлено п. 6 комментируемой статьи.

7. В п. 7 комментируемой статьи установлена диспозитивная норма, заключающаяся в том, что в договоре страхования могут быть предусмотрены и иные страховые риски, помимо тех, которые указаны в п. 5 комментируемой статьи, но с учетом того, что данные риски являются обязательными при страховании.

Также по договору страхования может быть внесена и минимальная страховая сумма в размере, превышающем соответствующий размер, установленный п. 6 комментируемой статьи, но опять же с учетом того, что соблюдение размера, указанного в пункте 6 комментируемой статьи 121 КВВТ, является обязательным.

8. Поскольку исходя из п. 6 комментируемой статьи, минимальная страховая сумма или минимальная сумма финансового обеспечения устанавливается в зависимости от вместимости судна, то до заключения договора страхования должна быть определена вместимость судна. Вместимость судна — это то минимальное (предельное) количество человек, которое может поместиться на конкретном судне. Определяется такая вместимость на основании мерительного свидетельства. Полагаем, что в целом установление минимальных страховых сумм или финансовых гарантий, исходя из вместимости судна, является обоснованным, поскольку именно вместимость судна определяет масштабность возможного причинения вреда, так как масштаб использования нефти, химических и иных веществ, а также функционирования оборудования на судах зависит именно от вместимости судна.

9. Пункт 9 комментируемой статьи устанавливает так называемую всеобщность страхования гражданской ответственности судовладельца, поскольку из п. 9 комментируемой статьи следует, что для судовладельца одним из основных требований, предъявляемых к его деятельности, является требование о страховании гражданской ответственности. Именно поэтому пункт 9 комментируемой статьи содержит норму о признании факта соблюдения требований комментируемой статьи о страховании гражданской ответственности судовладельца даже если гражданская ответственность застрахована в соответствии с международными договорами РФ, или в соответствии с иными договорами страхования.

Главным условием признания соблюдения данного требования является соблюдение требований о минимальном перечне рисков (страховых случаев), которые необходимо застраховать судовладельцу, а также осуществление страхования или финансового обеспечения в соответствии с теми минимальными суммами, которые установлены в пункте 6 комментируемой статьи.

Учитывая такую диспозитивность вопросов страхования гражданской ответственности судовладельцев, можно сказать, что судовладельцы в таком случае могут подтверждать факт осуществления страхования или финансового обеспечения своей гражданской ответственности, в том числе теми способами, которые определены в п. 10 комментируемой статьи.

10. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает виды документов, которыми подтверждается факт заключения договора страхования гражданской ответственности судовладельца или ее финансового обеспечения. Этими документами являются:

1) страховой полис (страховой сертификат) — документ, выдаваемый судовладельцу страховщиком и подтверждающий факт заключения договора страхования гражданской ответственности судовладельца, а также право любого лица, которому может быть причинен вред (либо имуществу которого может быть причинен вред) в результате осуществления судовладельцем деятельности на судне, и содержащий указание на наименование судна или на его номер, идентификационный номер (номер, присвоенный судну при его государственной регистрации), указание на место регистрации порта, судовладельца и место его основной деятельности;

2) документ, который подтверждает финансовое обеспечение — документ, содержащий сведения, аналогичные сведениям, которые содержатся в страховом полисе, и который подтверждает наличие банковской гарантии обеспечения гражданской ответственности судовладельца.

Учитывая, что в ст. ст. 26 и 68 Конституции РФ установлено право на выбор языка общения, а также на возможность использования иных языков, помимо русского, в п. 10 комментируемой статьи установлено правило о том, что вышеуказанные документы могут быть оформлены на любом языке, а не только на русском (также и на английском, как международном языке). Но в случае если документы оформлены на иных языках, кроме русского и английского, то они должны при этом содержать перевод на русский или английский языки.

Требование о переводе на русский язык объясняется тем, что согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком в РФ является именно русский. Требование, в том числе о переводе на английский язык, объясняется тем, что этот язык является международным.

Относительно страхового полиса в пункте 10 комментируемой ст. 121 КВВТ РФ содержится требование о его хранении на судне. При этом такой страховой полис должен предъявляться должностным лицам при осуществлении ими государственного портового контроля. Считаем, что аналогичное требование должно распространяться и на документ, подтверждающий наличие финансового обеспечения.

11. Пункт 11 комментируемой статьи определяет порядок действий потерпевшего, которому судовладельцем был причинен вред в результате деятельности на судне. Этот порядок заключается в том, что потерпевшему лицу следует обратиться к страховщику или к организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении с требованием о возмещении вреда или о возмещении понесенных расходов.

Данное требование должно быть предъявлено в письменной форме путем подачи страховщику или организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих факт причинения вреда. Такими документами могут быть, например, экспертное заключение, подтверждающее факт причинения вреда, документы, подтверждающие, в частности, возникновение на судне аварии, повлекшей причинение вреда.

12. Пункты 12 и 13 комментируемой статьи 121 регулируют вопросы проведения экспертизы в отношении судна, в том числе в целях подтверждения соответствия судна требованиям, которые к нему предъявляются КВВТ РФ. При этом на судовладельца возлагается обязанность по содействию в проведении такой экспертизы путем обеспечения доступа экспертов, а также сотрудников экспертных организаций на судно и путем предъявления им документации, касающейся деятельности судна. В то же время полагаем, что предъявление такой документации должно быть определено в комментируемой статье не способом содействия в проведении экспертизы судна, а обязанностью судовладельца при проведении в отношении его судна экспертизы.

Перевозки водным транспортом дают возможность выполнить доставку больших партий грузов на дальние расстояния без потери качества. Одним из самых распространенных и эффективных способов перевозки товара по воде являются морские грузоперевозки. Чаще всего они осуществляются в мультимодальном формате, который предполагает эксплуатацию сразу нескольких видов транспорта.

Особенности водных грузоперевозок

Грузовые суда подразделяются на типы: морские, речные, река-море. К первой категории относятся сухогрузы общего назначения, рефрижераторы, контейнеровозы, ролкеры с откидной кормой, балкеры с наклонными стенками трюма, танкеры, лесовозы, газовозы, паромы. Второй тип включает: самоходные грузовые теплоходы (автомобиле-, рудо-, цементо-, контейнеровозы, рефрижераторы ) и несамоходные суда баржи.

Водная транспортировка имеет отличительные черты. В одном товарном отсеке могут быть загружены и находиться вместе продолжительное время грузы с различными физико- химическими характеристиками. Во время длительной грузоперевозки морским транспортом товары подвергаются дополнительным нагрузкам, которые вызывают качка и штормовая вибрация, перепады влажности и температуры. Обеспечить сохранность продукции в таких условиях возможно только при четком соблюдении технологии погрузки, размещения, крепления.

Грузовые операции регулируются общими и специальными правилами, кодексами, руководствами морской перевозки продовольственных, промышленных, наливочных, навалочных, опасных грузов. Товары для транспортных перевозок по воде принимаются и сдаются с наружным осмотром и сверкой соответствия оттисков и индексов пломб записям в коносаментах, погрузочных ордерах.

Речные и морские перевозки на стадии подготовки проходят несколько этапов. В обязательном порядке анализируются характеристики груза, подбирается оптимальная логистическая схема, оформляется сопроводительная документация, производится упаковка и маркировка, страхование, погрузка. От того, насколько грамотно выполнены подготовительные мероприятия, зависит безопасность и сохранность товара, финансовые затраты на его доставку.

Международные морские грузоперевозки

Морские перевозки грузов регламентируются Конвенцией ООН, Брюссельской конвенцией об унификации правил о коносаменте, Правилами Гаага-Висби, другими нормативно-правовыми актами. В доставке продукции по морю активно используются контейнеры. Многооборотная тара позволяет перевозить практически все типы товаров. Наша компания осуществляет доставку контейнерными емкостями в 20, 40, 45 футов.

По типу контейнеры подразделяются на:

  • Dry Freight Container стандартный для грузов небольшого размера;
  • Dry Freight Container High Cube повышенной вместимости;
  • FlatRack Container — платформа для негабарита;
  • Open Top Container – с тентом вместо крыши для загрузки сверху;
  • Refrigerator Container – рефрижераторные для товаров, требующих контроля температуры;
  • Tank Container – цистерны для газообразных и жидких веществ.

Контейнеровозы чаще всего используются для доставки товаров народного потребления. Их главное преимущество заключается в отсутствии необходимости перегрузки материальных ценностей по пути следования судна. Мы осуществляем контейнерные перевозки по морю для отправки любых партий товаров, включая сборные контейнеры и большие судовые партии машин, ископаемых ресурсов, металла и других грузов. Транспортировка состоит из следующих этапов:

  • подписание договора с транспортной компанией;
  • подготовка транспортных документов;
  • погрузка;
  • доставка материальных ценностей в пункт назначения;
  • таможенное оформление;
  • разгрузка;
  • доставка «до двери» получателя по желанию клиента.

Достоинства и недостатки морской перевозки:

  • возможность перевозить внушительные партии;
  • отсутствие ограничений по габаритам и классам опасности;
  • надежность и безопасность;
  • экономичность.

К минусам морского транспорта можно отнести невозможность срочной доставки и зависимость от погодных условий.

Перечень услуг по водной грузоперевозке

Одна из ключевых специализаций компании ООО «КВТ» организация мультимодальных морских грузоперевозок, которые наиболее выгодны на международном направлении. В процессе выполнения таких заказов используется сразу несколько видов транспорта, что дает возможность выполнять доставку в формате «door to door». При смешанной транспортировке производится вывоз из морских портов контейнеров 20 (TEU), 40 и 45 (FEU) футов в любую точку России. Для отправки крупных грузовых партий от 1000 тонн задействуются различные типы судов: морские, речные, река-море. Грузовладельцы могут заказывать не только перевозки контейнеровозами, но и частично или полностью зафрахтованными суднами. В список услуг также входит:

  • консультирование заказчика;
  • погрузо-разгрузочные, стивидорские работы;
  • сюрвейерские работы;
  • сбор, хранение в складских помещениях;
  • консолидация грузов на СВХ (складах временного хранения);
  • оформление товаротранспортной, таможенной документации;
  • страхование;
  • отслеживание груза на пути следования;
  • доставка товара в формате «от двери до двери».
  • удаленный выпуск грузов, находящихся непосредственно в сухих портах, например, Новороссийска и Владивостока, через Зеленоградский (Можайский) центр электронного декларирования.

ТЛТ или «Сухой порт» представляет собой терминал, который непосредственно связан с авто и ж/д сообщением. Он позволяет оперативно организовать все необходимые мероприятия по дальнейшей транспортировке и таможенному оформлению продукции.Сухой порт

Таможенный брокер «КВТ» имеет партнерские отношения с крупнейшими портами и судоходными структурами, что позволяет планировать международные морские перевозки наиболее эффективно, доставляя грузы любого типа в кратчайшие сроки. Стоимость грузоперевозки рассчитывается индивидуально в зависимости от типа, объема товара и расстояния. На заказ комплексной услуги по доставке и таможенному оформлению действует гибкая система скидок.

1. Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг.

2. Перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица, признается перевозчиком общего пользования.

3. Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее — правила перевозок пассажиров).

Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг.

4. Перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах.

5. В международном сообщении перевозки пассажиров и их багажа по внутренним водным путям осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

6. Перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна.

7. В соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечиваются условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, предназначенных для обслуживания пассажиров, и оказываемых услуг наравне с другими пассажирами. Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов перевозок таких пассажиров, их багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

8. Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить плату за проезд пассажира и за провоз его багажа в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае отказа пассажира от перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная плата за проезд и за провоз багажа подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья открывает главу, посвященную перевозкам пассажиров, их багажа и почтовых отправлений.

Морской и внутренний водный транспорт, наряду с другими видами транспорта и инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей .

См.: Информационно-аналитические материалы к расширенному заседанию Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта 27 марта 2018 года «Об основных итогах деятельности морского и внутреннего водного транспорта в 2017 году, задачах на 2018 год и среднесрочную перспективу до 2020 года». М., 2018. URL: http://csef.ru/media/articles/8375/10352.pdf (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Несмотря на сокращение объемов пассажирских перевозок, речной пассажирский транспорт является неотъемлемой частью российской системы пассажирского транспорта.

Справка: согласно официальным данным за 2017 г. перевозки пассажиров на конец навигации составили 12,7 млн человек (2016 г. — 13,5 млн человек). На снижение спроса пассажирских перевозок, прежде всего, повлияли неблагоприятные погодные условия в течение всего периода навигации. Уменьшение объемов этого вида транспортных услуг произошло во всех бассейнах, за исключением Северо-Двинского (+1%), Азово-Донского (+5,1%), Волго-Донского (+13,3%) и Байкало-Ангарского (+71,1%). Основной объем пассажирских перевозок осуществляется в границах России (99%): 44% от общего объема — это паромная переправа, 53% — местные перевозки, и только 3% межобластные перевозки. На перевозки в заграничном сообщении приходится около 1% от общего объема, они осуществляются в Амурском бассейне. Пассажирооборот увеличился на 2,2% за счет увеличения дальности перевозки, за 2017 г. составил 562,4 млн пассажиро-километров (2016 г. — 550,5 млн пассажиро-километров) .

См.: Информационно-аналитические материалы к расширенному заседанию Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта 27 марта 2018 года «Об основных итогах деятельности морского и внутреннего водного транспорта в 2017 году, задачах на 2018 год и среднесрочную перспективу до 2020 года». М., 2018. URL: http://csef.ru/media/articles/8375/10352.pdf (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Согласно п. 1 комментируемой статьи перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров (см. комментарий к ст. 97).

Согласно общим положениям ГК (ст. 786) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг. В настоящее время действуют Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 (далее — Правила оказания услуг по перевозке пассажиров).

Обращаем внимание на то, что к отношениям, возникающим между перевозчиком и пассажиром, помимо комментируемого Кодекса, применяются положения законодательства о защите прав потребителей ввиду того, что пассажир имеет статус получателя услуги.

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров оперируют следующими понятиями:

— исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям по возмездному договору услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте;

— потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В рамках п. 9 раздела I Правил оказания услуг по перевозке пассажиров закреплено, что не предусмотренные Правилами вопросы взаимоотношений исполнителей с потребителями и ответственности перевозчиков, пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей за нарушение обязательств, вытекающих из договоров перевозки, регулируются:

— ГК;

— Законом РФ «О защите прав потребителей»;

— КВВТ;

— правилами перевозок пассажиров и их багажа, правилами пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами, правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, утверждаемыми в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

По нашему мнению, указанное правило необходимо было закрепить в комментируемой статье.

Нормативным актом, дополнительно регламентирующим перевозку пассажиров, являются Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утв. Приказом Минтранса от 5 мая 2012 г. N 140 (далее — Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте).

Таким образом, к отношениям, возникающим при перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, применимы нормы гл. 59 ГК и гл. III Закона РФ «О защите прав потребителей».

2. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен правовому статусу перевозчика. Перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица, признается перевозчиком общего пользования.

Согласно ст. 789 ГК перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. При этом договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Деятельность перевозчика должна быть лицензирована. В данное время действует Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте». Лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров осуществляется Ространснадзором и его территориальными органами.

В соответствии с указанным Постановлением лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, являются:

— наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, если указанные требования применяются к таким судам;

— наличие у соискателя лицензии должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии, осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов);

— наличие у соискателя лицензии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с п. 4 ст. 28 КВВТ;

— наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна), предназначенного для перевозки пассажиров, следующих документов:

свидетельство о праве собственности на судно или копия свидетельства о праве собственности на судно, заверенная органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ;

свидетельство о годности судна к плаванию;

судовое санитарное свидетельство;

свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

свидетельство о классификации;

мерительное свидетельство;

— наличие для каждого маломерного судна судового билета;

— наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ;

— наличие у соискателя лицензии договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;

— наличие для каждого судна судового плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного ст. 39 КВВТ;

— наличие у соискателя лицензии (за исключением соискателей, осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов) документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со ст. 121 КВВТ.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется Правилами перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте. Правила являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте и пассажиров внутреннего водного транспорта.

Так, например, согласно п. 5, 6 Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте при перевозке пассажиров информация должна передаваться на русском языке. Дополнительно по усмотрению перевозчика информация может передаваться на государственных языках субъектов РФ или родных языках народов РФ. При перевозке иностранных граждан информация может передаваться на государственных языках граждан, находящихся на судне, а также на английском языке.

Для информирования пассажиров в пунктах отправления и назначения, а также в промежуточных пунктах маршрута используются аудио-визуальные системы, информационные стенды, справочные бюро и иные средства, обеспечивающие своевременность доведения необходимой информации до пассажиров.

Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров.

Согласно п. 10 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров перевозчики обязаны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке (дополнительно по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ):

— фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (адрес) и режим работы;

— перечень работ и услуг, их стоимость;

— расписание движения судов;

— стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа;

— сроки продажи билетов; порядок возврата билетов;

— перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза;

— режим работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения;

— схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений;

— расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади;

— порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;

— перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством РФ предоставляются льготы и преимущества;

— сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (номер, дата заключения, срок действия) и страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона);

— перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности;

— номер лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;

— наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

Указанная информация размещается на судах, в портах и других местах обслуживания пассажиров. Обо всех изменениях исполнитель обязан информировать в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов, и на судах.

Пример: требование о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом было удовлетворено судом, поскольку подтверждено отсутствие на остановочных понтонах информации о перечне категорий граждан, имеющих льготы и преимущества, информации о перевозчике, несвоевременное освидетельствование судна на пригодность к плаванию, нарушение установленных ограничений по условиям плавания, нарушение требований безопасности при посадке, высадке пассажиров (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2011 г. по делу N А46-8002/2010).

4. Перевозки пассажиров осуществляются на пассажирских судах. Пассажирские суда — это суда, предназначенные для перевозок пассажиров и их багажа на внутренних водных путях, а также для отдыха и туристических путешествий.

При этом п. 4 комментируемой статьи закрепляет правило о том, что перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 км/ч и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах. Данное правило также закреплено в п. 15 Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте.

В распоряжении Минтранса от 15 мая 2003 г. N НС-59-р определены Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию. Они устанавливают основные требования к конструкции судов всех типов и назначений внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию. В рамках раздела 9.5 «Скоростные суда» регламентировано, что по бортам судна, под окнами, а также на крыше надстройки должны устанавливаться поручни. Обносный брус должен быть достаточной ширины (0,25 — 0,3 м), чтобы с него можно было осуществлять моечные и окрасочные работы.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи перевозки пассажиров и их багажа по внутренним водным путям в международном сообщении осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.

Таким образом, перевозкам внутренним водным транспортом применимы положения не только комментируемого Кодекса и ГК, а также и нормы международного права. Тем не менее обращаем внимание на то, что данные нормы имеют приоритет над отечественным правом только в случае ратификации устанавливающих их актов Российским государством.

Среди таких актов можно выделить Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 1974 г.), которая согласно ст. II применяется к судам, имеющим право плавания под флагом государства, правительство которого является Договаривающимся правительством.

Заключена, но не вступила в силу Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ/CVN) от 1 мая 1976 г.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна (чартеру). По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.

Подробнее о договоре фрахтования см. комментарий к п. 3 ст. 97.

7. В рамках исполнения Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Данный Закон закрепил обязательство государства принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные, меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации всех прав человека без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности, способствовать в этих целях надлежащему обучению лиц, работающих в сфере отправления правосудия, в том числе в пенитенциарной системе.

В ходе практической реализации указанных обязательств комментируемая статья была дополнена п. 7. В нем определено, что в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечиваются условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, предназначенных для обслуживания пассажиров, и оказываемых услуг наравне с другими пассажирами.

Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов перевозок таких пассажиров, их багажа в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов устанавливается Минтрансом по согласованию с Рострудом.

Раздел VII Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте определяет порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Правилами закреплено, что перевозчик обеспечивает:

— размещение в общедоступных информационных ресурсах, в местах продажи билетов и иным доступным способом информации в доступной для инвалидов форме об условиях предоставляемой услуги по перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, необходимой для обеспечения беспрепятственного пользования пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности внутренним водным транспортом;

— реализацию мероприятий по инструктажу экипажа и иных лиц, занятых на борту судна в обслуживании пассажиров, в части осуществления действий по сопровождению и оказанию помощи при предоставлении услуги по перевозке на судне пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

— условия для самостоятельной посадки на судно и высадки с него пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а в случае отсутствия такой технической возможности оказание помощи в посадке на судно и высадки с него силами экипажа и иных лиц, занятых на борту судна в обслуживании пассажиров;

— оказание помощи на борту судна в размещении багажа и ручной клади, находящейся при пассажире из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

— предоставление права пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на перевозку сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади, трости, костылей, носилок и (или) кресла-коляски, предназначенных для личного пользования;

— предоставление пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности во временное пользование кресла-коляски при невозможности использования ими на борту судна личного кресла-коляски;

— персональное ознакомление с правилами поведения на борту судна, действиями в аварийной ситуации и иной актуальной информацией в доступной для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности форме;

— сопровождение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае отсутствия сопровождающего лица и оказание помощи пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами с учетом ограничений их жизнедеятельности;

— по заявке пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности привлечение специалиста — сурдопереводчика и (или) тифлосурдопереводчика. В этом случае условия возмещения расходов на оплату услуг такого специалиста должны быть предусмотрены договором перевозки пассажира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *