122 ГК

122 ГК

Сертифікат психіатра

Дуже багато сфер діяльності сучасної людини вимагають наявності сертифіката психіатра. Виданий висококваліфікованими фахівцями сертифікат психіатра свідчить про повне психічне здоров’я людини, високий рівень її врівноваженості та придатності для роботи в складних, а часом і стресових ситуаціях. Сертифікат психіатра просто незамінний для представників тих професій, які регулярно мають справу з серйозним виробництвом, виконанням складних завдань, а також займають посади в сфері роботи з людьми і щодня відчувають певний рівень стресу.

Отримання такого документа як сертифікат психіатра свідчить про повне психічне здоров’я пацієнта, а також його здатності чудово справлятися зі стресами. Коли вам необхідно в найкоротші терміни отримати сертифікат психіатра найкращим варіантом буде звернутися за допомогою до досвідчених фахівців. Співробітники спеціалізованого центру, робота якого спрямована на надання допомоги у проходженні медичних комісій та отриманні різних медичних довідок, завжди готові допомогти своїм клієнтам з проходженням медичного обстеження та отриманням самих різних медичних документів.

Оформлюваний у співпраці з досвідченими фахівцями сертифікат психіатра буде оформлений максимально швидко і відповідатиме всім існуючим стандартам. Маючи у своєму розпорядженні сертифікат психіатра, оформлений за всіма правилами, ви зможете надати його в будь інстанції і бути впевненим в його високій якості. Коли вам максимально терміново потрібно сертифікат психіатра, слід звернутися до досвідчених фахівців медичного центру «Медичні довідки», які допоможуть максимально швидко владнати всі формальності і отримати бажаний документ в найкоротші терміни.

Щоб пройти психіатричний медичний огляд необхідно звернутись в наші медичні центри «Медичні довідки» чи зателефонувати за номерами:

Новая редакция Ст. 122 ГПК РФ

Судебный приказ выдается, если:

требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

абзац шестой утратил силу с 15 сентября 2015 г.;

заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;

заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка;

заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, расходов на капитальный ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также услуг связи;

заявлено требование о взыскании задолженности по обязательным платежам и взносам с членов товарищества собственников недвижимости и потребительского кооператива.

Комментарий к Статье 122 ГПК РФ

ГПК устанавливает семь видов требований, на основании которых может быть выдан судебный приказ.

Выходить за перечень приведенных требований суд не вправе.

Статья 158 ГК РФ устанавливает, что на территории РФ допускаются два вида письменной формы сделок: нотариальная и простая письменная.

Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, и осуществляется путем совершения на документе удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие. Согласно ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки обязательно: 1) в случаях, указанных в законе, и 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Так, нотариальная форма требуется при заключении сделок об ипотеке, о залоге движимого имущества (ст. 339 ГК РФ), об уступке требования и переводе долга (ст. 389, 391 ГК РФ), о ренте (ст. 584 ГК РФ) и др.

Простая письменная форма согласно ст. 161 ГК РФ требуется при заключении сделок юридических лиц между собой и с гражданами и сделки граждан на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки.

Тексты сделок, удостоверяемых в нотариальном порядке, должны составляться не менее чем в двух экземплярах, один из которых в обязательном порядке оставляется в делах нотариальной конторы. Все экземпляры документов подписываются сторонами сделки, и на них нотариусом проставляется удостоверительная надпись. Каждый участник сделки вправе получить один экземпляр удостоверенного документа, который в случае нарушения или неисполнения сделки может быть представлен в суд как доказательство.

Простая письменная форма представляет собой, как правило, изложенное на бумажном носителе волеизъявление участников сделки об условиях сделки. Для действительности такой сделки достаточно, чтобы ее текст был просто подписан участниками сделки.

Нормативными правовыми актами или соглашением сторон могут быть установлены дополнительные требования к простой письменной форме сделки. Они могут относиться к бумажному носителю текста сделки (например, должен быть бланк установленной формы, бумага с водяными знаками и т.п.). Требования могут быть связаны не только с подписанием сделки, но и с удостоверением подписи печатью организации либо скреплением подписью и печатью какой-либо третьей стороны. В связи с развитием информационных технологий практика письменного оформления сделок, в частности договоров, стала более разнообразной. Так, сделка теперь может быть совершена «путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору» (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Более того, допускается подписание сделки (договора) путем «факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи» (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Технические возможности факсимильной связи также могут подтверждать получение сообщения о согласии заключить договор и даже содержать сведения о номере получателя.

Сделки, оформленные в письменной и особенно нотариальной форме, свидетельствуют о том, что волеизъявление сторон относительно факта заключения сделки и ее условий зафиксировано определенно. Значение письменной (и особенно нотариальной) формы сделки состоит в том, что ее труднее фальсифицировать или опровергнуть. Поэтому такие сделки вызывают у суда большее доверие и существенно ограничивают возможности должника по их оспариванию, когда судья рассматривает дело о выдаче судебного приказа.

При рассмотрении требований, основанных на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, судья должен руководствоваться рядом нормативных актов, регулирующих вексельное обращение в России. К таким актам относятся: Положение о переводном и простом векселе, ФЗ от 11.03.1997 N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», ст. 143 и 915 ГК РФ.

Вексель — это письменное долговое обязательство, составленное по строго установленной законом форме и дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать от должника уплаты указанной денежной суммы. Вексель — это своего рода приказ векселедержателя должнику выплатить указанную в нем денежную сумму. Вексель — ценная бумага. Он является средством расчетов и передается одним лицом другому в качестве денежного платежа. Векселя могут быть простыми и переводными. Простой вексель выдается должником и представляет собой его обязательство уплатить в обусловленный срок указанную сумму определенному лицу либо по его приказу другому лицу. Переводный вексель выдается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ кредитора третьему лицу (трассату) произвести уплату в обусловленный срок указанной в векселе суммы векселедержателю (ремитенту).

Любой вексель должен быть составлен только в письменной форме. Его текст может быть написан как от руки, так и с применением средств оргтехники. На практике нередко используются бланки простого и переводного векселей. Любой вексель должен быть лично подписан векселедержателем.

Оплата векселей подчиняется определенным правилам. Лицо, выдавшее вексель (векселедержатель), лицо, совершившее на нем передаточную подпись (индоссант), либо лицо, давшее поручительство нести с должником солидарную ответственность (авалист), ставя на векселе свои подписи, обязуются перед векселедержателем произвести платеж только после того, как от него откажется плательщик. Поэтому до обращения в суд с требованием о выдаче судебного приказа векселедержатель должен обратиться к должнику (плательщику) с требованием уплатить указанную в векселе сумму денег. При полном или частичном отказе от платежа со стороны плательщика или иного обязанного лица (трассанта, авалиста) векселедержатель должен зафиксировать этот факт, обратившись к нотариусу с требованием опротестовать вексель. Протест векселя — это акт официального публичного удостоверения ряда юридических фактов, связанных с оборотом векселей. ГПК РФ называет три таких юридических факта: неплатеж по векселю, его неакцепт и недатирование. Протест в неплатеже — это удостоверение факта несовершения платежа по векселю в указанный в нем срок. Протест в неакцепте заключается в том, что нотариус удостоверяет факт несовершения плательщиком (трассантом) акцепта векселя. Иначе говоря, плательщик отказывается вообще принять вексель. Недатирование акцепта — это удостоверение нотариусом факта отказа поставить дату акцепта. В данном случае плательщик согласен оплатить вексель, подтверждая это своим акцептом, но не указывая при этом дату акцепта. Неакцепт и недатирование акцепта возможны только по переводным векселям.

Момент совершения протеста векселя нотариус удостоверяет отметкой на векселе, что скрепляется печатью и подписью нотариуса. Протест векселя в неплатеже оформляется еще и актом нотариуса.

Судебные приказы могут быть выданы только по опротестованным векселям.

К заявлению о выдаче судебного приказа должны быть приложены опротестованный вексель и акт протеста, составленный нотариусом. В качестве должников взыскатель может указать всех лиц, несущих перед векселедержателем солидарную ответственность. Это — векселедатель, акцептант, авалист, индоссант и другие юридически заинтересованные в исходе дела лица, которых суд может обязать к выплате денежных средств по векселю.

Статья 47 Положения о переводном и простом векселе и п. 38 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 N 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» предусматривают, что все выдавшие, акцептовавшие, индоссировавшие переводный вексель или поставившие на нем аваль являются лицами, солидарно обязанными перед векселедержателем. Последний имеет право предъявить требование ко всем этим лицам, причем к каждому в отдельности и ко всем вместе, не будучи принужден при этом соблюдать последовательность, в которой они обязались выполнить свое обязательство. Требование о выдаче судебного приказа в суд общей юрисдикции вправе подать как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель, а также физическое лицо (см. п. 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 05.02.1998 N 3/1). Однако, если при обращении в суд или при рассмотрении судьей вопроса о выдаче судебного приказа будет усматриваться наличие спора о праве между заинтересованными лицами, в выдаче судебного приказа должно быть отказано, а взыскателю разъяснено его право предъявить иск в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности (см. комментарий к ст. 22).

При рассмотрении требований о выдаче судебного приказа по вексельным обязательствам иногда возникает вопрос о том, можно ли одновременно с взысканием долга по векселю этим же приказом взыскать причитающиеся с должника пени и штрафы. Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2001 года, норма ГПК РФ о содержании судебного приказа допускает взыскание неустойки, если таковая предусмотрена законом или договором, подтверждается представленными доказательствами и не сопровождается спором о праве.

Заявления о выдаче судебного приказа на взыскание алиментов вправе подавать широкий круг лиц. Согласно нормам СК РФ такое право принадлежит любому родителю, усыновителю, опекуну или попечителю ребенка, администрации детского учреждения, в котором воспитывается ребенок. Заявление может быть подано в суд только в интересах несовершеннолетнего ребенка. Должником по такому требованию может быть тот родитель, который уклоняется от оказания материальной помощи своему ребенку. Такой родитель обязательно должен быть записан в качестве отца или матери ребенка в свидетельстве о рождении ребенка. Требование о выдаче судебного приказа может быть подано в суд независимо от того, что родители (усыновители) заключили до этого соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариусом (ст. 80 СК РФ).

Требование о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов не должно сопровождаться какими-либо дополнительными требованиями, например об установлении отцовства или материнства. Если родитель-должник оспаривает свое отцовство (материнство), в выдаче приказа суд должен отказать, ибо в данном случае имеет место спор о праве, который должен разрешаться в порядке искового производства. В таком же порядке должны разрешаться требования взыскателя, если по делу о взыскании алиментов необходимо привлечь других заинтересованных лиц, например бывшего супруга взыскателя, которому должник уже уплачивает по решению суда алименты на ребенка от первого брака.

Размер взыскиваемых алиментов четко определен ст. 81 СК: на одного ребенка — одна четверть, на двух детей — одна треть, на трех и более детей — половина заработка и (или) иного дохода родителя. Однако, когда родитель-должник имеет нерегулярный или меняющийся заработок (доход) или получает его в натуре или в иностранной валюте, алименты обычно взыскиваются в твердой денежной сумме. Поскольку определение такой суммы, как правило, сопряжено с разрешением спора о праве, дела такого рода должны разрешаться в порядке искового, а не приказного производства (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» (в ред. от 06.02.2007)).

Судебный приказ может быть выдан судом для принудительного взыскания с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансирования государственных и муниципальных нужд. В отличие от налогов, сборы представляют собой обязательный взнос, уплачиваемый организациями и гражданами государственным и муниципальным органам или их должностным лицам за предоставляемые последними плательщикам взносов определенные юридические права или действия (например, за лицензию на право занятия определенным видом предпринимательства). Обязательные платежи — это денежные суммы, приравненные к налогам и сборам, но взыскиваемые, как правило, в государственные внебюджетные фонды, выплаты из которых производятся определенному кругу лиц и в особых случаях, предусмотренных различными нормативными правовыми актами. Примерами отдельных платежей могут быть денежные суммы, уплачиваемые гражданами по некоторым видам обязательного страхования (например, при страховании гражданской ответственности частнопрактикующих нотариусов (ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате); при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 8 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 25.12.2012)).

Недоимка — это сумма налога, сбора или платежа, не уплаченная в установленный законом срок.

Налогоплательщиками, плательщиками сборов и платежей признаются только физические лица (в отношении организаций и граждан-предпринимателей требования о взыскании недоимок должны предъявляться в арбитражный суд).

Право обращаться в суд общей юрисдикции с требованием о выдаче судебного приказа принадлежит сборщикам налогов, сборов и платежей. К ним относятся налоговые, таможенные органы, другие государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления (ст. 9, 30, подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Налогоплательщики (плательщики сборов и платежей) обязаны самостоятельно своевременно вносить налоги (сборы, платежи). Оплата должна производиться разовым внесением всей суммы платежа в банк. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи (ст. 58 НК РФ). Неисполнение этой обязанности является основанием для применения к недоимщику мер принудительного характера. Разрешается применение как наличной, так и безналичной формы оплаты.

НК устанавливает следующий порядок взыскания недоимок. При уклонении гражданина-должника от добровольной уплаты налога (сбора) или нарушении им срока уплаты управомоченный налоговый орган обязан направить ему требование о погашении недоимки. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу (сбору), размере пеней, начисленных на момент направления требования, срок уплаты недоимки, а также указание на меры, которые могут быть применены к должнику в случае неисполнения требования. Требование направляется не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (сбора), если иное не установлено НК. При неуплате недоимки в установленный срок налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

К заявлению о выдаче судебного приказа налоговый, таможенный и иной управомоченный орган прилагают: справку о налоговой базе, документы о размере денежных доходов гражданина-должника, его налоговую декларацию, копию требования налогового органа о погашении недоимки, расчет суммы налога и т.п., т.е. все те документы, которые могут быть письменными доказательствами, на основе которых суд вправе выдать судебный приказ.

При разрешении требований о взыскании начисленной, но не выплачиваемой заработной платы суды должны исходить из того, что установление заработной платы, порядок ее исчисления, место и сроки ее выплаты, а также порядок рассмотрения трудовых споров устанавливаются трудовым законодательством.

По смыслу ст. 122 ГПК РФ судебный приказ о взыскании заработной платы может быть выдан только при наличии двух условий:

1) начислении заработной платы работодателем и

2) задержке им ее реальной выплаты работнику или другим управомоченным лицам. Поэтому другие вопросы, связанные с оплатой труда, не могут разрешаться в порядке приказного производства. Так, требования работника, связанные с установлением размера заработка, начисления различных надбавок, доплат, премий и т.п., должны разрешаться либо в комиссиях по трудовым спорам, либо в судах в порядке искового производства.

Обращение к суду с требованием о выдаче судебного приказа может быть только тогда, когда работодатель начислил заработную плату. Факт начисления заработной платы работодатель подтверждает письменным извещением, выдаваемым им каждому работнику (в котором должны быть указаны составные части заработной платы, причитающиеся ему за соответствующий период, размеры и основания произведенных удержаний, а также общая денежная сумма, подлежащая выплате. Все эти сведения излагаются в расчетном листе или ведомости на выплату зарплаты). Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ).

Органами, правомочными рассматривать индивидуальные трудовые споры (в том числе и по оплате труда), являются комиссии по трудовым спорам и суды (ст. 382 ТК РФ). Следовательно, свое требование о выплате начисленной, но не выдаваемой на руки зарплаты работник или иное уполномоченное лицо вправе передать на рассмотрение комиссии по трудовым спорам. В суд с данным требованием работник вправе обратиться тогда, когда комиссия откажет работнику в удовлетворении его требования или в случае, если на предприятии или в организации комиссия не создана. Кроме того, работник вправе обратиться в суд с требованием о выдаче судебного приказа, минуя комиссию по трудовым спорам.

Требования о выдаче судебного приказа о выплате заработай платы вправе заявить: а) работник, состоявший в трудовых отношениях с работодателем; б) лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем; в) члены семьи умершего работника или лицо, находившееся на его иждивении на день смерти (ст. 141 ТК РФ); г) профсоюз от имени работника (ст. 391 ТК РФ); д) прокурор в случае, если считает, что работник (или члены его семьи, иждивенцы) по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не может сам обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (ст. 45 ГПК РФ, ст. 391 ТК РФ).

Отныне судебные приказы могут выдаваться по ряду новых требований, заявленных в связи с необходимостью возмещения государству расходов, связанных с розыском ответчика, должника, ребенка, отобранного у должника по решению суда.

Такой розыск ведется строго ограниченным кругом государственных органов, к числу которых относятся территориальные органы федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

Все расходы по розыску ответчиков, должников и других лиц, а также имущества осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, производимых в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов вправе заявлять свои требования в ограниченном числе случаев и в отношении строго определенного круга должников, а именно при отсутствии сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также по требованиям о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, требования об отобрании ребенка.

Другой комментарий к Ст. 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Статья 122 ГПК содержит перечень требований, на основании которых выдается судебный приказ. Данный перечень является исчерпывающим.

1. Судебный приказ может быть выдан, если требование основано на нотариально удостоверенной сделке (абз. 2 комментируемой статьи). Нотариальное удостоверение сделок согласно п. 2 ст. 163 ГК России обязательно в случаях:

— указанных в законе;

— предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок законного вида эта форма не требовалась.

Несоблюдение нотариальной формы влечет недействительность сделки.

Нотариальная форма предусмотрена при заключении следующих сделок: о переводе долга (ст. ст. 389, 391 ГК РФ), о ренте (ст. 584 ГК), в договоре о залоге недвижимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору (статья 339 ГК России) и др.

2. В абз. 3 комментируемой статьи предусматривается основание выдачи судебного приказа по требованию, основанному на сделке, совершенной в простой письменной форме.

В данном случае судье должна быть представлена сделка, заключенная в письменной форме путем составления документа, выражающего ее содержание, а также подписанного лицом (лицами) или уполномоченным лицом (ст. 160 ГК).

При этом необходимо учитывать положения ст. 161 ГК РФ, где указаны сделки, которые должны совершаться в простой письменной форме:

— сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

— сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда (МРОТ), а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки.

3. В абз. 4 допускается выдача судебного приказа по требованию, основанному на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

В случае, когда наступает срок платежа, векселедержатель письменно обращается к плательщику с требованием выплатить, т.е. акцептовать, платеж. Если плательщик полностью или в части отказывается от уплаты платежа, то данный отказ фиксируется в протесте, который составляет нотариус.

4. В абз. 5 комментируемой статьи 122 ГПК РФ предусмотрена выдача приказа по требованию о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, если это требование не связано с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц. Иными словами, приказное производство возможно лишь при отсутствии спора между родителями о взыскании алиментов на своих несовершеннолетних детей (см. п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» <1>).
———————————
<1> БВС РФ. 1997. N 1.

5. Судебный приказ выдается по требованию о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Следует отметить, что если возникает спор, то применимы общие правила искового производства.

Форма и порядок взыскания недоимок определяются НК РФ.

6. Настоящей статьей определена возможность взыскания начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы по судебному приказу. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК).

При обращении в суд необходимо представить документы, подтверждающие задолженность работодателя, при условии что заработная плата уже начислена. Статья 136 ТК предусматривает, что при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях производимых удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

7. Судебный приказ также выдается, если органом внутренних дел заявлено требование о взыскании расходов, произведенных в суде первой инстанции в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 — 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 126 ГК РФ

1. В комментируемой статье определены особенности ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования. В силу обязательства согласно ст. 307 ГК РФ одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Таким образом, в комментируемой статье имеются в виду обязательства как из договоров, так и из причинения вреда и других юридических фактов, должниками в которых являются публично-правовые образования.

В том случае, если вред причинен органами государственной власти или местного самоуправления, не состоящими в договорных отношениях с потерпевшим, ответственность носит внедоговорный характер и вред возмещается в соответствии со ст. ст. 1084 — 1094 ГК РФ. В случае же причинения вреда неисполнением обязанности, принятой на себя органами государственной власти или местного самоуправления по договору, он возмещается в соответствии со ст. ст. 393 — 406 ГК РФ и законодательством, регулирующим данные отношения. При этом субъектами ответственности являются сами публично-правовые образования, а не органы государственной власти и местного самоуправления, которые выступают от их имени. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при удовлетворении исков, предъявленных согласно ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. ст. 126, 214, 215 ГК РФ.

В указанном случае действует общее правило об ответственности публично- правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23).

2. Нормы об ответственности публично-правовых образований закреплены также в ст. ст. 1069 — 1071 ГК РФ , ст. ст. 242.1 — 242.5 БК РФ, других нормативных правовых актах. В основе деликтной ответственности Российской Федерации и ее субъектов лежит норма ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

———————————
См. комментарий к ст. ст. 1069 — 1071 ГК РФ в кн.: Обязательства вследствие причинения вреда: Постатейный комментарий главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 52 — 78.

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Федерации, муниципальному образованию имеет определенную специфику в зависимости от вида иска и ответчика по нему. Так, по искам о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания государственными органами РФ актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны РФ, исполнительные документы направляются для исполнения соответственно в Министерство финансов РФ, финансовый орган субъекта Федерации, финансовый орган муниципального образования.

Исполнение судебных актов осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации, финансовые органы муниципальных образований ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Несколько иной порядок применяется при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований по денежным обязательствам соответствующих бюджетных учреждений.

Так, при обращении взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника исполнительный документ направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете как получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.

При неисполнении должником вышеназванных требований орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности исполнительный документ направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ (ст. 242.3 БК).

Отсутствие необходимых бюджетных средств у соответствующего публично- правового образования не должно быть основанием для освобождения от ответственности. Как отмечает Конституционный Суд РФ, в Российской Федерации как демократическом правовом государстве недопустимо злоупотребление со стороны публичной власти таким порядком исполнения судебных решений, вынесенных по искам к публичным образованиям, в том числе к самой Российской Федерации, который не предусматривает возможность принудительного взыскания бюджетных средств. Предполагается, что обязанность надлежащей организации исполнения этих судебных решений должна обеспечиваться другими институтами, включая институт ответственности. Виды ответственности определяются положениями гражданского законодательства РФ, а также международными обязательствами РФ, в том числе вытекающими из Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ее ст. 13 о праве каждого на эффективное средство правовой защиты, которому корреспондирует обязанность государства обеспечить соответствующие правовые инструменты, гарантирующие эффективную защиту в случае нарушения признанных в Конвенции прав и свобод. При этом, по смыслу данной статьи, установление соответствующих механизмов в национальном законодательстве должно предусматривать такой же уровень правовой защиты, как и при обращении в межгосударственные органы по защите прав человека, в частности в Европейский суд по правам человека .

———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. N 734-О-П «По жалобе гражданки В. на нарушение ее конституционных прав статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации».

3. Публично-правовые образования несут ответственность всем имуществом, кроме такого имущества, которое закреплено за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах, а также имуществом, изъятым из гражданского оборота.

К имуществу публично-правовых образований, на которое нельзя обратить взыскание, относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты, особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, отдельные виды вооружений и объектов оборонного значения, специальное сырье, делящиеся материалы, отдельные объекты инфраструктуры морских портов и др.

Таким образом, публично-правовые образования несут ответственность не только денежными средствами, но и иным имуществом. Обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, в связи с чем судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое может быть обращено взыскание, только после установления невозможности исполнения решения суда за счет средств бюджета.

Как отмечается в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств — за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов РФ (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение. Положения ст. 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

4. В п. 3 комментируемой статьи содержится общее правило о том, что Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами, в частности:

— п. 3 ст. 56 ГК РФ, согласно которому если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Пункт 2 ст. 7 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает, что Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам;

— в соответствии с п. 5 ст. 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;

— п. 2 ст. 120 ГК РФ предусматривает, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

5. В п. 6 комментируемой статьи говорится о гарантии (поручительстве) Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Особенности предоставления государственных и муниципальных гарантий определены в ст. ст. 115 — 117 БК РФ, вступивших в силу с 1 января 2000 г. При этом с 1 января 2000 г. публично-правовое образование может обязываться нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой в силу положений ст. ст. 98 — 100 БК РФ включаются в состав государственного (муниципального) долга.

Договор поручительства, заключенный после 31 декабря 1999 г., по которому публично-правовое образование обязывается за счет средств бюджета отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательств, ничтожен в силу ст. 168 ГК РФ. Вместе с тем необходимо учитывать, что из толкования условий совершенной сделки может следовать, что фактически в рассматриваемом случае имело место не заключение договора поручительства, а предоставление с соблюдением порядка, установленного бюджетным законодательством, государственной (муниципальной) гарантии.

Таким образом, Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 определяет правовую природу государственных, муниципальных гарантий. Гражданский и Бюджетный кодексы РФ однозначного ответа на этот вопрос не дают. Несмотря на то что термины «поручительство» и «гарантия» в комментируемой статье используются как тождественные, государственную и муниципальную гарантию не относят ни к разновидностям банковской гарантии, ни к разновидностям поручительства. Различия между указанными способами заключаются в субъектом составе, особенностях ответственности гаранта (поручителя), порядка выдачи и др.

Как отмечается в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23, государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в гл. 23 «Обеспечение исполнения обязательств» ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК, п. 1 ст. 329 ГК).

При этом нормы § 5 гл. 23 ГК РФ о договоре поручительства в порядке аналогии закона к правоотношениям, возникающим в связи с государственными (муниципальными) гарантиями, выданными после 31 декабря 2007 г. (новая редакция статей БК РФ, посвященных государственным (муниципальным) гарантиям), применяются лишь в том случае, если правоотношение не урегулировано Бюджетным кодексом РФ. Так, права публично-правового образования, исполнившего государственную или муниципальную гарантию, выданную после 31 декабря 2007 г., определяются в зависимости от того, предусматривалось ли гарантией право требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару (регрессное требование), и было ли обусловлено исполнение государственной или муниципальной гарантии уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу (п. п. 5 и 12 ст. 115 БК).

Согласно ст. 115 БК РФ государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:

— надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

— возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.

Согласно ст. 115.2 БК РФ предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Так, Правительство РФ вправе принимать решения в форме акта Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Министерство финансов РФ вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в размере и в случаях, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства РФ.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает достаточно полный перечень элементов содержания государственной или муниципальной гарантии, в которых должны быть указаны:

— наименование гаранта (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

— обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

— объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии. Сделки по предоставлению государственных (муниципальных) гарантий, в которых отсутствует условие, определяющее предел ответственности гаранта, совершенные после 31 декабря 2007 г., являются ничтожными;

— определение гарантийного случая;

— наименование принципала;

— безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

— основания для выдачи гарантии;

— вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

— срок действия гарантии;

— порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

— порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

— наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

— иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Более широко по сравнению с ГК РФ определены основания прекращения государственной или муниципальной гарантии, в том числе:

— уплата гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

— истечение определенного в гарантии срока, на который она выдана;

— исполнение в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

— отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

— если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

— иные основания, установленные гарантией.

В силу п. 5 ст. 115 БК РФ, устанавливающего субсидиарный характер ответственности гаранта, условие государственной (муниципальной) гарантии о солидарной ответственности гаранта и должника является ничтожным (за исключением случая установления солидарной ответственности по гарантиям, предоставленным в обеспечение обязательств, составляющих государственный внешний долг Российской Федерации).

В то же время при рассмотрении споров, связанных с государственными или муниципальными гарантиями, предоставленными после 31 декабря 2007 г., необходимо учитывать, что в соответствии с положениями новой редакции п. 4 ст. 115 БК РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 г., государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать как субсидиарную, так и солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала. Если государственная или муниципальная гарантия, предоставленная после 31 декабря 2007 г., не содержит условия о характере ответственности гаранта, то применительно к п. 1 ст. 363 ГК РФ ответственность гаранта является солидарной.

6. Говоря об имущественной ответственности Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, ГК РФ прямо не предусматривает возможность компенсации морального вреда при его причинении, например, в связи с неисполнением судебных решений, вынесенных по искам к государству и иным публично-правовым образованиям. Как отмечается в Определении Конституционного Суда РФ «По жалобе гражданки В. на нарушение ее конституционных прав ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие в российском законодательстве положений, прямо предусматривающих возможность компенсации вреда, причиненного неисполнением судебных решений, вынесенных по искам к государству и иным публично-правовым образованиям, может рассматриваться как законодательный пробел, наличие которого приводит к нарушению конституционных прав граждан. Этот пробел, с учетом необходимости скорейшей реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и предоставления гражданам Российской Федерации эффективного средства правовой защиты от нарушений, связанных с неисполнением судебных решений, вынесенных по искам против государства и иных публичных образований, может быть устранен путем введения специального законодательного регулирования, а до его введения — восполнен путем толкования и применения в судебной практике общих положений (в том числе закрепленных ст. ст. 1069 — 1071 ГК) об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц, иных публичных образований.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Названная норма, направленная на защиту прав граждан при регулировании частноправовых отношений в установленных законом случаях, по своему буквальному смыслу не может рассматриваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы и, следовательно, не соответствующая Конституции РФ.

Возможность применения ст. 151 ГК РФ в отношениях, имеющих публично-правовую природу, в том числе при неисполнении публичными образованиями: Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями вынесенных в отношении них судебных решений о взыскании бюджетных средств, связана с вытекающей из ст. 46 Конституции РФ обязанностью государства по созданию обеспечивающих реализацию права на судебную защиту конкретных процедур, в том числе по исполнению судебных решений, и, следовательно, компенсационных механизмов в случае, если эти процедуры не привели к защите нарушенных прав. Исключение данной статьи в системе действующего гражданско-правового регулирования из механизма обеспечения реального исполнения судебных решений, т.е. понимание ее положений как увязывающих возможность компенсации за счет казны морального вреда в случаях неисполнения судебных решений, возлагающих обязанности на органы публичной власти, с введением специального законодательного регулирования приводило бы к нарушению прав граждан, гарантируемых ст. 15 (ч. 4) и 46 (ч. ч. 1 и 2) Конституции РФ, и в конечном счете — к нарушению международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, ст. 151 ГК РФ в системе действующего гражданского правового регулирования не может рассматриваться как препятствующая принятию решения о денежной компенсации в случаях неисполнения судебных решений по искам к Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям.

СТ 122 ГПК РФ

Судебный приказ выдается, если:

требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

абзац шестой утратил силу с 15 сентября 2015 г.;

заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;

заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка;

заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, расходов на капитальный ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также услуг связи;

заявлено требование о взыскании задолженности по обязательным платежам и взносам с членов товарищества собственников недвижимости и потребительского кооператива.

Комментарий к Статье 122 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемой статьей установлены требования, по которым выдается судебный приказ.

Согласно положениям комментируемой статьи судебный приказ выдается по следующим требованиям:

— основанным на нотариально удостоверенной сделке;

— основанным на сделке, совершенной в простой письменной форме;

— основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

— о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанных с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

— о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;

— заявленным территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка;

— о взыскании начисленной, но невыплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

— о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи;

— о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.

Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» (ред. от 6 февраля 2007 г.), «в соответствии с абзацем пятым ст. 122 ГПК РФ судья вправе выдать судебный приказ, если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц. На основании судебного приказа не могут быть взысканы алименты на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме, поскольку решение этого вопроса сопряжено с необходимостью проверки наличия либо отсутствия обстоятельств, с которыми закон связывает возможность такого взыскания (п. п. 1 и 3 ст. 83, п. 4 ст. 143 СК РФ).

В Определении Московского городского суда от 17 февраля 2016 г. N 4г-13781/2015 указано, что «в силу статьи 122 ГПК РФ судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Из материалов дела следует, что К. имеет в собственности земельные участки, в связи с чем является плательщиком налога.

В связи с неисполнением должником обязанности по уплате указанного налога взыскателем в его адрес было направлено требование N <…>, согласно которому К. было предложено в срок до <…> уплатить имеющуюся задолженность по налогам (л.д. 2).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что задолженность по налогу К. погашена не была, мировой судья правомерно вынес судебный приказ о взыскании с него данной задолженности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *