185 приказ МВД ГИБДД

185 приказ МВД ГИБДД

Сотрудникам органов внутренних дел России или их близким родственникам возмещается вред, причиненный в связи с выполнением служебных обязанностей.

Утверждена инструкция о порядке осуществления данных выплат. В частности, речь идет о единовременном пособии в случае гибели (смерти) сотрудника, ежемесячной денежной компенсации при получении им увечья или иного повреждения здоровья.

Для решения вопроса выплат в органах МВД России создаются постоянно действующие комиссии.

Установлен перечень документов, необходимых для осуществления выплат. В частности, это копии свидетельств о смерти, браке (о разводе), рождении детей, заключение кадрового подразделения о членах семьи сотрудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий.

Для получения ежемесячной денежной компенсации в связи с утратой трудоспособности в комиссию подается заявление. К нему необходимо приложить выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.

В случае гибели (смерти) сотрудника, наступившей в течение 1 года после увольнения со службы, получения им увечья или иного повреждения здоровья, причинения вреда имуществу проверяются обстоятельства случившегося и их причинно-следственная связь. Срок — 30 календарных дней. Он может быть продлен до 2 месяцев.

Материалы проверки представляются в комиссию. Она принимает решение о выплате пособия или об отказе в этом. Суммы денежной компенсации определяются исходя из размера оклада и ежемесячной надбавки к нему.

При положительном решении пособия выплачиваются в течение 10 дней. Расчеты могут производиться наличными деньгами или в безналичном порядке по выбору получателя.

Названные пособия и компенсации выплачиваются с 1 января 2012 г.

Прежняя инструкция утратила силу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 декабря 2002 г. № 1851 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Во исполнение статьи 45 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О дорожном движении» Совет Министров Республики Беларусь постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. 2. Признать утратившими силу: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 1994 г. № 553 «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; пункт 7 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Правительства Республики Беларусь от 14 января 1997 г. № 35 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 2, ст.76); постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 сентября 2001 г. № 1377 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 90, 5/8386), кроме пункта 2. Премьер-министр Республики Беларусь Г.НОВИЦКИЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31.12.2002 № 1851 ПОЛОЖЕНИЕ о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь Общие положения 1. Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь осуществляет государственный контроль в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. 2. В систему Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — ГАИ) входят управление ГАИ Министерства внутренних дел (далее — управление ГАИ МВД), управление ГАИ главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управления ГАИ управлений внутренних дел облисполкомов, отделы (отделения, группы) ГАИ городских, районных, районных в городах управлений (отделов) внутренних дел, специальные строевые подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ. 3. Управление ГАИ МВД является структурным подразделением Министерства внутренних дел, возглавляет систему ГАИ, входит в состав специальной милиции Министерства внутренних дел (далее — МВД). 4. Начальник управления ГАИ МВД по должности является главным государственным автомобильным инспектором Республики Беларусь, а его заместители — заместителями главного государственного автомобильного инспектора Республики Беларусь. Начальник управления ГАИ МВД и его заместители назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром внутренних дел по представлению заместителя Министра внутренних дел — начальника милиции общественной безопасности и специальной милиции. 5. Начальники управления ГАИ главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений ГАИ управлений внутренних дел облисполкомов по должности являются главными государственными автомобильными инспекторами соответственно города Минска и областей, а их заместители — заместителями главного государственного автомобильного инспектора г.Минска и областей. Начальники управления ГАИ главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений ГАИ управлений внутренних дел облисполкомов назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром внутренних дел по представлению начальника соответствующего главного управления внутренних дел Минского горисполкома (далее — ГУВД), управлений внутренних дел облисполкомов (далее — УВД), согласованному с начальником управления ГАИ МВД. Заместители начальников управлений ГАИ ГУВД, УВД назначаются на должности и освобождаются от должностей начальником соответствующего ГУВД, УВД по согласованию с начальником управления ГАИ МВД. 6. Начальники отделов (отделений, групп) ГАИ городских, районных, районных в городах управлений (отделов) внутренних дел по должности являются главными государственными автомобильными инспекторами соответствующего города, района, а их заместители — заместителями главного государственного автомобильного инспектора соответствующего города, района. Они назначаются на должности и освобождаются от должностей начальником соответствующего ГУВД, УВД по представлению соответственно начальника городского, районного, районного в городе управления (отдела) внутренних дел, согласованному с начальником управления ГАИ МВД. 7. Деятельность ГАИ строится на принципах законности, гуманизма, гласности, уважения прав и свобод человека. 8. Деятельность ГАИ осуществляется в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов, защиты интересов общества и государства, а также экологической безопасности. 9. ГАИ в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением. 10. ГАИ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, органами государственной безопасности, военными автомобильными инспекциями Министерства обороны, Государственного пограничного комитета и другими органами, осуществляющими контроль в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, местными исполнительными и распорядительными органами, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также в установленном порядке — с правоохранительными органами иностранных государств. 11. В состав ГАИ входят подразделения: дорожно-патрульной службы; технического надзора; организации дорожного движения; дорожной инспекции; регистрационно-экзаменационные; пропаганды безопасности дорожного движения; оперативного реагирования и розыска; дознания; информационно-аналитической работы; научно-исследовательские; по внедрению научно-технических разработок и технических средств; сопровождения; диагностических станций и пунктов технического контроля; автоматизированных систем управления; другие подразделения, предназначенные для выполнения задач и функций, возложенных на ГАИ. 12. Финансирование и материально-техническое обеспечение ГАИ осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 13. Структура и штатное расписание ГАИ утверждаются Министром внутренних дел. 14. Управление ГАИ МВД, управление ГАИ ГУВД, управления ГАИ УВД являются юридическими лицами, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своими наименованиями. 15. Организация делопроизводства в системе ГАИ осуществляется в порядке, установленном МВД. Задачи ГАИ 16. На ГАИ возлагаются задачи по осуществлению государственного контроля за соблюдением в Республике Беларусь: 16.1. нормативных правовых актов, устанавливающих права и обязанности участников дорожного движения; 16.2. технических нормативных правовых актов при проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта в части обеспечения безопасности дорожного движения; 16.3. правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; 16.4. правил, нормативов и стандартов при установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; 16.5. нормативов и стандартов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств в части безопасности дорожного движения; 16.6. нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности движения при перевозках тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов; 16.7. нормативных правовых актов, устанавливающих требования к уровню подготовки участников дорожного движения; 16.8. нормативных правовых актов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения при переоборудовании транспортных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь, и граждан; 16.9. своевременного прохождения медицинского переосвидетельствования водителями механических транспортных средств (при проведении государственного технического осмотра транспортных средств). Функции ГАИ 17. Основными функциями ГАИ являются: 17.1. разработка совместно с заинтересованными министерствами, другими государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами предложений по повышению безопасности дорожного движения, предупреждению правонарушений в сфере дорожного движения; 17.2. выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения, иных противоправных действий в сфере безопасности дорожного движения, принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению; 17.3. осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер к эвакуации потерпевших и оказанию им доврачебной медицинской помощи, обеспечение безопасности дорожного движения, а также оказание содействия в перевозке поврежденных транспортных средств и в охране имущества, оставшегося без присмотра; 17.4. участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; 17.5. организация и проведение совместно с другими подразделениями органов внутренних дел работы по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий; 17.6. регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий; 17.7. изучение условий дорожного движения, принятие мер к совершенствованию организации движения транспорта и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на дорогах, программ подготовки специалистов по безопасности дорожного движения; 17.8. согласование проектов строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городского электрического транспорта в части обеспечения безопасности дорожного движения; 17.9. осуществление учета дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и принятых по ним мер; 17.10. проведение в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь дознания по делам о совершенных преступлениях в области дорожного движения; 17.11. разъяснение законодательства Республики Беларусь о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим республиканским органам государственного управления в организации обучения граждан Правилам дорожного движения, в пропаганде этих Правил; 17.12. рассмотрение и выдача заключений на открытие маршрутов общественного транспорта; 17.13. осуществление в соответствии с законодательством Республики Беларусь производства по делам об административных правонарушениях; 17.14. осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств; 17.15. прием квалификационных экзаменов на получение права управления механическими транспортными средствами и выдача водительских удостоверений на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории; 17.16. осуществление государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, выдача учетно-регистрационных документов, отличительных и регистрационных знаков государства; 17.17. допуск механических транспортных средств к участию в дорожном движении после прохождения государственного технического осмотра на диагностических станциях или в пунктах технического контроля; 17.18. выдача специальных разрешений, справок, оказание других услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам; 17.19. осуществление иных функций в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Права ГАИ 18. ГАИ для выполнения возложенных на нее задач и функций имеет право: 18.1. получать от должностных лиц организаций независимо от форм собственности сведения о соблюдении ими требований нормативных правовых актов, в том числе технических, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения. В отношении воинских частей и соединений Министерства обороны, органов пограничной службы и органов государственной безопасности это право реализуется при проведении дознания по фактам конкретных дорожно-транспортных происшествий; 18.2. давать должностным и иным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований нормативных правовых актов, в том числе технических, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, требований экологической безопасности механических транспортных средств, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством. Предписания даются главными государственными автомобильными инспекторами и их заместителями в соответствии с их компетенцией в письменном виде с указанием сроков представления информации о принятых мерах; 18.3. участвовать в работе по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; 18.4. участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, относящихся к дорожному движению и обеспечению его безопасности, вносить в соответствующие государственные органы предложения по их совершенствованию; 18.5. предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств регулирования дорожного движения, принимать участие в разработке схем размещения технических средств организации дорожного движения; 18.6. временно ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств по дорогам или отдельным участкам дорог в случаях: выполнения дорожных работ; возникновения стихийных бедствий, аварий и иных чрезвычайных ситуаций; возникновения угрозы безопасности дорожного движения, жизни или здоровью граждан и сохранности дорог; загрязнения атмосферного воздуха выше нормативов предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, а также приостанавливать или запрещать проведение ремонтных и других работ на дороге, выполняемых с нарушением требований действующих в Республике Беларусь правил, нормативов и стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения; 18.7. запрещать при несоблюдении требований безопасности в области обеспечения безопасности дорожного движения движение маршрутного общественного транспорта, а также перевозку крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов; 18.8. запрещать участие в дорожном движении транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует требованиям Правил дорожного движения или конструкция которых не отвечает требованиям правил, нормативов и стандартов в рамках Национальной системы сертификации Республики Беларусь, а также не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр; 18.9. не допускать к эксплуатации транспортные средства, изготовленные или переоборудованные с нарушением требований стандартов, без проектной документации (в случаях, когда такая документация предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе техническими) или по документации, не согласованной в установленном порядке, а также транспортные средства владельцев, не представивших соответствующих документов или письменных объяснений о приобретении узлов и агрегатов; 18.10. останавливать транспортные средства и проверять: документы, подтверждающие право управления механическим транспортным средством соответствующей категории (водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории), удостоверение тракториста- машиниста или временное разрешение на право управления механическим транспортным средством; талон к водительскому удостоверению; свидетельство о регистрации (технический паспорт) механического транспортного средства; документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра; разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, за исключением транспортного средства оперативного назначения; страховое свидетельство (страховой полис), подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; документы на перевозимый груз и другие документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. При наличии на механическом транспортном средстве оборудования для работы на сжатом (сжиженном) газе проверке подлежат также: акт о прохождении освидетельствования газового баллона; акт выдачи механического транспортного средства владельцу после его переоборудования для работы на сжатом (сжиженном) газе; удостоверение о прохождении обучения по безопасной работе с газобаллонными транспортными средствами. В предусмотренных законодательством случаях ГАИ имеет право изымать соответствующие документы, производить задержание и принудительную отбуксировку транспортных средств. В отношении транспортных средств органов внутренних дел, государственной безопасности, Министерства обороны, Государственного пограничного комитета ГАИ осуществляет свои полномочия только в части контроля за соблюдением водителями Правил дорожного движения, при этом регистрационные и другие документы на указанные транспортные средства не проверяются и эти транспортные средства не могут быть использованы для иных целей, кроме тех, которые определены служебным заданием (путевым листом), и перечисленных в подпункте 17.3 пункта 17 настоящего Положения; 18.11. отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; 18.12. проводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении; 18.13. использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения, надзора за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, их задержания и принудительной отбуксировки в случаях нарушения правил остановки и стоянки, дешифровки показаний тахографов; 18.14. осуществлять в установленном законодательством Республики Беларусь порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; 18.15. вызывать в ГАИ должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них; 18.16. составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административные правонарушения; 18.17. согласовывать типовые программы подготовки водителей механических транспортных средств и лиц, обучающих вождению механического транспортного средства, а также специализированные программы переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств и преподавателей по подготовке водителей механических транспортных средств; 18.18. согласовывать в установленном порядке издание учебной, научно-популярной и методической литературы, а также иной продукции по правилам безопасного поведения на дорогах, в том числе рекламной; 18.19. организовывать дорожное движение в случаях, не предусмотренных Правилами дорожного движения, а также изменять организацию дорожного движения при сопровождении (эскортировании) транспортных средств в установленном порядке; 18.20. согласовывать порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей; 18.21. согласовывать маршруты, по которым осуществляется обучение вождению механического транспортного средства на дорогах общего пользования Республики Беларусь; 18.22. согласовывать программы и методические рекомендации Министерства образования по обучению правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста и учащихся в дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических и иных учреждениях системы образования; 18.23. использовать в установленном порядке для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством случаях транспортные средства организаций, общественных объединений, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета; 18.24. пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, а в неотложных случаях — гражданам; 18.25. согласовывать требования к диагностическим станциям и пунктам технического контроля, а также порядок выдачи разрешений на проведение государственного технического осмотра механических транспортных средств; 18.26. осуществлять функции заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением Правил дорожного движения, аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортных происшествий в целях снижения тяжести их последствий, а также иных технических средств и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения; 18.27. участвовать совместно с заинтересованными организациями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и выступать в качестве заказчика по их проведению; 18.28. участвовать в установленном порядке в международном сотрудничестве по проблемам безопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями мероприятия, обеспечивающие выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь; 18.29. использовать в порядке, согласованном со страховыми организациями и другими организациями, передаваемые ими денежные средства для проведения профилактических мероприятий по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и укреплению материально-технической базы ГАИ; 18.30. согласовывать порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств. ГАИ также пользуется иными правами, установленными законодательством Республики Беларусь. Заключительные положения 19. ГАИ в отношении находящихся на территории республики транспортных средств, принадлежащих дипломатическим и консульским представительствам иностранных государств и их работникам, а также другим иностранным представительствам и международным организациям и их работникам, которые согласно законодательству Республики Беларусь пользуются соответствующим иммунитетом, действует в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством иностранных дел и другими заинтересованными республиканскими органами государственного управления на основе принципа взаимности, применяемого во взаимоотношениях Республики Беларусь с соответствующими государствами. 20. Работники ГАИ, нарушившие права и законные интересы граждан или юридических лиц, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 21. Каждый работник ГАИ обязан проявлять высокую культуру в работе, быть тактичным и вежливым в обращении с гражданами, чутким и внимательным по отношению к участникам дорожного движения. 22. Контроль и надзор за деятельностью ГАИ осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Пункты «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» — приказ МВД №185 от 2 марта 2009 г., которые необходимо знать каждому водителю:

19. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

20. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

21. Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или осуществить действия в соответствии с пунктом 69 настоящего Административного регламента.

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.
Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

24. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

26. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек.
Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий.

33. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании (сотрудники Госавтоинспекции — с нагрудным знаком), иметь служебное удостоверение.

46. Технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается.

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

65. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

66. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации .

69. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.

70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:

необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;

для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;

нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Основы правового регулирования деятельности МВД России на современном этапе

Концепция – это не только провозглашение стратегических целей и задач, но и достаточно продуманный механизм их достижения.

Приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 утверждена Концепция правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 г. (далее – Концепция).

Номер, присвоенный данному документу, весьма символично отражает важность и значимость задач МВД России по реализации одной из основных своих функций – нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Разработка Концепции была обусловлена потребностью обновления подходов к стратегическим целям, задачам, принципам и механизмам дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в условиях предъявления к органам внутренних дел Российской Федерации новых требований по эффективному решению возложенных на них задач защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, осуществления федерального государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг в сфере внутренних дел, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

Положения Концепции сформулированы с учетом исторического опыта становления и развития юридической службы МВД СССР и МВД России, сложившихся традиций, результатов реализации Концепции по совершенствованию правового обеспечения деятельности системы МВД России 1992 г. и Концепции с аналогичным названием 1999 г.

Глубокому анализу были подвергнуты итоги выполнения Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007–2017 гг., утвержденных приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 5.

Изучены прогнозы развития органов внутренних дел, в основе которых лежат научно-обоснованные выводы о формировании криминальной ситуации в России на предстоящий период и выраженной потребности общества в укреплении правопорядка, социальных ожиданиях, связанных с реализацией заложенных в Федеральном законе «О полиции» принципов деятельности: соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Сегодня можно констатировать, что за 10-летний период реализации Основных направлений правовое обеспечение достигло качественно нового уровня, соответствующего потребностям общества, созданы надежные правовые условия для реализации возложенных на МВД России задач и функций. Кардинально изменилось отношение к правовой работе, которая из средства обеспечения целей системы МВД России превратилась в регулятора ее деятельности на всех уровнях и во всех ее структурных элементах.

За 2007–2016 гг. при непосредственном участии МВД России разработано и издано 725 федеральных законов, 183 акта Президента Российской Федерации, 583 акта Правительства Российской Федерации, 5 996 нормативных правовых актов МВД России, из которых 950 – прошли государственную регистрацию в Минюсте России.

Получили дальнейшее развитие и качественно изменили содержание деятельности органов внутренних дел правовые основы противодействия наиболее опасным видам преступлений, в первую очередь терроризму, экстремизму, организованной и транснациональной преступности, коррупции, незаконному обороту наркотиков, а также профилактики правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения, применения мер административного воздействия, оперативно-разыскной деятельности.

При непосредственном участии МВД России были разработаны и приняты важнейшие федеральные законы, определяющие порядок участия граждан в охране общественного порядка, основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.

Обеспечена правовая регламентация вопросов безопасности спортивных мероприятий в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также предстоящих Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.

Заложенные в Основных направлениях положения позволили эффективно использовать созданный правовой механизм в процессе реформирования системы МВД России, в ходе которого была создана принципиально новая законодательная база, регламентирующая деятельность обновленного правоохранительного института.

Принятые федеральные законы: от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – оформили современную систему специального законодательства органов внутренних дел, обеспечили соответствующие изменения подзаконной нормативно-правовой базы и послужили основой качественных улучшений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Регламентированы вопросы управленческой деятельности, оптимизации структурного построения органов внутренних дел, закрепления правового положения отделов (отделений, пунктов) полиции, прохождения службы, обеспечения социальных гарантий, оперативно-разыскной деятельности и деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Проводимый на постоянной основе правовой контроль создал условия, которые позволили обеспечить устойчивое функционирование системы МВД России, не допустить многочисленных нормотворческих инициатив, способных принести прямой или опосредованный вред деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан и организаций от преступных или иных противоправных посягательств.

Технологический и качественный скачок произошел в механизмах выявления потребности в правовой регламентации с внедрением в МВД России с 2008 г. многоуровневой территориально распределенной автоматизированной аналитической информационной системы «Мониторинг», позволяющей оперативно, без увеличения документооборота получать в электронном виде информацию с мест о выявленных проблемах в правовом регулировании и заключения по ним экспертов подразделений центрального аппарата МВД России.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, содержащимися в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и актами Правительства Российской Федерации, изданными в его развитие, в МВД России внедрены такие механизмы нормотворческого процесса, как общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза.

Совершенствовались правовые основы международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Сформированная международно-правовая база позволила не только не допустить снижения эффективности взаимодействия в правоохранительной сфере, но и обеспечить его поступательное развитие.

В связи с изменениями в законодательстве, регламентирующем вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, приведена в соответствие с ним ведомственная нормативная правовая база, обеспечено юридическое сопровождение хозяйственной деятельности в системе МВД России.

За период, прошедший с начала реализации Основных направлений, правовыми подразделениями системы МВД России для бюджета Российской Федерации при осуществлении судебно-исковой работы сохранено более 4 трлн рублей, возвращено в бюджет Российской Федерации по искам, инициативно внесенным МВД России, около 12 млрд рублей. Изменена судебная практика по многим видам споров, имеющих массовый характер.

Заложены основы системы профессиональной юридической подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающей формирование и поддержание их правовых знаний на уровне, необходимом для качественного выполнения возложенных задач, законодательно закреплена обязанность обладания такими знаниями для каждого сотрудника.

В систему профессиональной подготовки наряду со служебной и физической подготовкой внедрена правовая подготовка.

Очевидной данностью стало использование личным составом органов, организаций и подразделений системы МВД России не только общедоступных справочных правовых систем, но и созданной ведомственной автоматизированной системы правового информирования, включающей в себя СТРАС «Юрист», СТРАС «Юрист-Регион» (акты территориальных органов), АИС «Иск» (судебные акты), АИС «Мониторинг», АИПС «Сопровождение проектов нормативных правовых актов и планов правоподготовительных работ».

В рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, в целях формирования высокого уровня правовой культуры населения, поддержания традиции безусловного уважения к закону и правопорядку, а также преодоления правового нигилизма в обществе осуществлены мероприятия по правовой пропаганде, правовому просвещению и оказанию бесплатной юридической помощи. Обеспечен доступ граждан Российской Федерации к правовой информации, затрагивающей сферу внутренних дел.

Значительно улучшилось организационно-штатное и материально-техническое обеспечение правовой работы в системе МВД России. В рамках выполнения пункта 3 приказа МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» сформированы правовые подразделения в базовом звене органов внутренних дел – территориальных органах МВД России на районном уровне.

Организована система профессиональной подготовки сотрудников правовых подразделений системы МВД России в ведомственных образовательных организациях, в рамках которой ежегодно обеспечивается повышение квалификации руководителей и сотрудников правовых подразделений территориальных органов МВД России, образовательных и иных организаций Министерства, а также обучение специалистов для правовых подразделений МВД России на базе федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Гражданско-правовая»).

В целом позитивно оценивая придание качественно нового уровня правовой работе в органах внутренних дел, которая за рассматриваемый период вышла из сугубо обеспечительных рамок и стала воздействовать через разработку и изменение правовых актов и предложения руководителям по корректированию исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов на все элементы и уровни системы органов внутренних дел (правовое регулирование), следует признать и наличие ряда проблемных вопросов, требующих выработки стратегии их решения.

Еще имеет место достаточно большое количество несистематизированного нормативного материала, регламентирующего сферу внутренних дел, наличие в нормах отдельных противоречий, вызывающих трудности в надлежащем правоприменении. Остались вопросы в части дальнейшей правовой регламентации деятельности органов и организаций в целом по системе МВД России, а также на региональном и районном уровнях.

С учетом произошедших структурных изменений в системе правоохранительных органов Российской Федерации требуют должного разрешения вопросы правового регулирования взаимодействия МВД России с иными правоохранительными органами, а также исключения несвойственных функций и передачи их другим федеральным органам исполнительной власти.

Не завершена работа по созданию правовых основ реализации полицией законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, должного взаимодействия территориальных органов МВД России с законодательными органами субъектов Российской Федерации по вопросам нормотворческой деятельности.

Следует признать недопустимо высоким материальный и имиджевый вред, причиненный в результате удовлетворения судами исков о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов и организаций системы МВД России, а также их должностных лиц, недостаточность использования имеющихся резервов в работе по предупреждению таких исков.

Имеются проблемы в правовом регулировании вопросов разграничения компетенции подразделений, являющихся участниками договорно-правовых отношений.

Еще не достигнут требуемый уровень юридического сопровождения деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне. Не обеспечен полный охват сотрудников органов внутренних дел доступом к актуальному нормативному материалу.

Сохраняется потребность в совершенствовании системы повышения профессионального уровня специалистов для правовых подразделений органов внутренних дел.

Осознание наличия ряда проблемных вопросов и стремление поднять правовую работу в органах внутренних дел на качественно новый уровень потребовали решить задачу выработки и закрепления концептуальных основ дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Разработанная ДПД МВД России Концепция основана на требованиях Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Концепции общественной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685), постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

Концепцию можно без преувеличения назвать результатом коллективного творчества. В ней учтены многочисленные предложения руководителей правовых подразделений системы МВД России, ветеранов юридической службы, ученых системы МВД России. Проект Концепции активно обсуждался в правовых подразделениях территориальных органов, стал предметом рассмотрения на заседаниях Общественного совета при МВД России, Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой работы.

Концепция ставит своей целью достижение более совершенного, основанного на использовании высоких технологий уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, позволяющего эффективно осуществлять оперативно-служебную деятельность, а также своевременно реагировать правовыми средствами на динамично меняющиеся общественные отношения в сфере внутренних дел.

Концепция определяет сущность, принципы правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Согласно Концепции, правовое регулирование деятельности МВД России заключается в создании и поддержании надлежащих правовых условий для решения органами, организациями и подразделениями МВД России возложенных на них задач и выполнения функций по их реализации.

Важнейшей составляющей правового регулирования является правотворчество (нормотворчество). Этот элемент, хотя и является доминирующим, но отнюдь не исключительным в процессе создания и поддержания надлежащих правовых условий функционирования любой социальной системы, включая систему органов внутренних дел. К ним, помимо актуальной нормативной правовой основы, можно отнести наличие, эффективных механизмов обеспечения режима законности в правоприменении и правового контроля, защиты и восстановления нарушенных прав, формирования правовой культуры и правосознания, своевременного правового информирования субъектов правоотношений.

Юридическое сопровождение деятельности МВД России есть не что иное, как правовое обеспечение различных направлений оперативно-служебной деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России в целях эффективного решения возложенных на них задач, непрерывно осуществляемое правовыми подразделениями (помощниками начальников по правовой работе). Основными элементами юридического сопровождения в данном случае выступают правовой контроль, договорно-правовая, судебно-исковая, информационно-правовая, международно-правовая и организационно-правовая работа.

В качестве приоритетных задач правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в 2017–2021 гг. в Концепции закреплены:

— совершенствование нормотворческой деятельности на основе современных практик выявления потребностей в правовом регулировании;

— повышение эффективности правового контроля как средства укрепления законности в МВД России и правомерности управленческих решений, выраженных в правовых актах;

— повышение уровня договорно-правовой работы в хозяйственной сфере деятельности МВД России;

— повышение эффективности судебно-исковой работы;

— совершенствование информационно-правовой деятельности;

— совершенствование международно-правовой основы взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными и миграционными органами иностранных государств и международными организациями;

— совершенствование ведомственной организации правовой работы как необходимой составляющей правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Важно, что Концепция это не только провозглашение стратегических целей и задач повышения уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, но и достаточно продуманный механизм их достижения.

Реализация настоящей Концепции обеспечивается разработкой и осуществлением комплекса правовых и организационных мер, которые должны найти свое отражение в перспективном комплексном плане мероприятий по реализации Концепции и документах планирования МВД России, территориальных органов, организаций и подразделений системы МВД России.

В соответствии с приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 ответственность за реализацию Концепции возлагается в пределах компетенции на руководителей органов, организаций и подразделений системы МВД России. Головным подразделением, ответственным за выполнение перспективного комплексного плана мероприятий по реализации Концепции, является Договорно-правовой департамент МВД России, на который возложено осуществление текущего мониторинга, организационно-методического обеспечения и координации деятельности органов, организаций и подразделений МВД России по реализации Концепции.

не действует Редакция от 15.06.1998 Подробная информация

Наименование документ УКАЗ Президента РФ от 15.06.98 N 711 «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)
Вид документа положение, указ
Принявший орган президент рф
Номер документа 711
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 15.06.1998
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 116, 23.06.98,
  • «Собрание законодательства РФ», N 25, 22.06.98, ст. 2897,
  • «Финансовая газета», N 27, 06.07.98
Навигатор Примечания

УКАЗ Президента РФ от 15.06.98 N 711 «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)

Указ

В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения и впредь до принятия соответствующих федеральных законов постановляю:

1. Федеральным органам исполнительной власти в пределах своей компетенции принять меры по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также разработать дополнительные мероприятия в целях усиления государственного надзора и контроля в этой области.

2. Переименовать Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

4. Установить, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

5. Считать сотрудников Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации проходящими службу (работающими) в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в занимаемых должностях с 3 июля 1998 г. без их переаттестации и переназначения, а также без проведения организационно-штатных мероприятий.

6. Правительству Российской Федерации:

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;

представить в установленном порядке в 2-месячный срок предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации в связи с изданием настоящего Указа;

подготовить и внести до 1 сентября 1998 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты соответствующих федеральных законов.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с настоящим Указом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 15 июня 1998 г.
N 711

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — Государственная инспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Государственная инспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются — граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются — нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Решения, требования и указания должностных лиц Государственной инспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Деятельность Государственной инспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

3. Государственная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом РСФСР «О милиции», Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

5. Органы управления и подразделения Государственной инспекции образуют систему Государственной инспекции, в которую входят: федеральный орган управления Государственной инспекции, территориальные органы управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации, подразделения Государственной инспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения Государственной инспекции, научно-исследовательские учреждения Государственной инспекции и их филиалы.

6. Федеральный орган управления Государственной инспекции — самостоятельное структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющее систему Государственной инспекции.

Федеральный орган управления Государственной инспекции в установленном порядке вправе осуществлять в пределах своей компетенции функции государственного заказчика, возлагаемые на Министерство внутренних дел Российской Федерации, в том числе по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации, а также по изготовлению оперативно-технических средств Государственной инспекции, перечень которых определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Руководитель федерального органа управления Государственной инспекции является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации, а его заместители — заместителями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации. Указанные руководители Государственной инспекции назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации.

Структура и штатная численность федерального органа управления Государственной инспекции, а также подчиненных ему специализированных и иных подразделений Государственной инспекции определяются Министром внутренних дел Российской Федерации по предложению руководителя федерального органа управления Государственной инспекции.

7. Территориальные органы управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации являются самостоятельными структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Государственной инспекции.

Руководители территориальных органов управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, а их заместители — заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа управления Государственной инспекции и с учетом предложений руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Структура и штатная численность территориальных органов управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации, а также подчиненных им специализированных и иных подразделений Государственной инспекции определяются в установленном порядке по предложению руководителей территориальных органов управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации и по согласованию с руководителем федерального органа управления Государственной инспекции.

8. Подразделения Государственной инспекции в районах, городах, округах и районах в городах являются самостоятельными структурными подразделениями соответствующих органов внутренних дел, обеспечивают выполнение возложенных на Государственную инспекцию функций, руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Государственной инспекции.

Руководители подразделений Государственной инспекции (управлений, отделов внутренних дел) в районах, городах, округах и районах в городах являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах, а их заместители — заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с вышестоящими руководителями органов управления Государственной инспекции.

Структура и штатная численность подразделений Государственной инспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также подчиненных им специализированных и иных подразделений определяются в установленном порядке по предложению руководителей подразделений Государственной инспекции в районах, городах, округах и районах в городах и по согласованию с руководителями территориальных органов управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации.

9. Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения.

10. Положение о федеральном органе управления Государственной инспекции утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации.

Положения о территориальных органах управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации утверждаются руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации.

Положения о подразделениях Государственной инспекции в районах, городах, округах и районах в городах утверждаются руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации.

11. На Государственную инспекцию возлагаются следующие обязанности:

а) контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми, в частности, устанавливаются требования:

к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

к изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;

к перевозкам в пределах компетенции Государственной инспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;

б) принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки водителей автомототранспортных средств;

в) регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;

г) организация в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

д) регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

е) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

ж) организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

з) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;

и) осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

к) проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

л) осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;

м) ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;

н) изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;

о) осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;

п) участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, рассмотрение заявок и выдача соответствующих заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;

р) разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;

с) разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;

т) выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

у) выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;

ф) выдача в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками, на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также в пределах ее компетенции — опасные грузы.

12. Государственная инспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;

б) давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах;

в) участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;

г) предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;

д) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

е) запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;

ж) запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а троллейбусов и трамваев — при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;

з) не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним:

изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, — без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки;

и) останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;

к) отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;

л) проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или для объективного рассмотрения дела о правонарушении;

м) использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;

н) осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей и граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

о) вызывать в Государственную инспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

п) составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение;

р) использовать для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения;

с) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим лицам и гражданам;

т) осуществлять в установленном порядке возлагаемые на Министерство внутренних дел Российской Федерации функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;

у) участвовать совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять в установленном порядке их реализацию, а также участвовать во внедрении в практическую деятельность Государственной инспекции научных разработок;

ф) участвовать в установленном порядке в работе международных организаций по проблемам безопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями и учреждениями мероприятия, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в этой области;

х) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания;

ц) осуществлять во взаимодействии с государственными надзорными органами контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами условий лицензий, выданных Государственной инспекцией, требовать от них необходимые сведения о лицензируемой деятельности и давать им в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания;

ч) осуществлять в пределах своей компетенции согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы на улицах (дорогах) городских и сельских населенных пунктов, а за их пределами — в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог.

13. Надзор и контроль за деятельностью Государственной инспекции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин, считающий, что действия либо бездействие сотрудника Государственной инспекции привели к ущемлению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия либо бездействие вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции, прокурору и (или) в суд.

14. За противоправные действия или бездействие сотрудники Государственной инспекции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником Государственной инспекции юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

15. Государственная инспекция в пределах своей компетенции оказывает при необходимости методическую и практическую помощь военной автомобильной инспекции.

16. Финансирование и материально-техническое обеспечение Государственной инспекции осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Федеральный орган управления Государственной инспекции, территориальные органы управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут иметь в собственности, оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, могут иметь соответствующие счета в банках и других кредитных организациях, печати, штампы и бланки со своим наименованием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *