2 экологическая экспертиза

2 экологическая экспертиза

!!! Особенности организации и проведения плановых, внеплановых проверок в 2020 годуЭлектронный сервис Самопроверка.РФСправочная информация (адреса и телефоны центрального аппарата, межрайонных отделов, поднадзорные территории отделов)Доклад об осуществлении министерством экологии регионального государственного экологического надзора и о его эффективности за 2019 год.Планы проведения проверок на 2020 годПрофилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзораПоказатели результативности и эффективности регионального государственного экологического надзора министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской областиОбъекты регионального государственного экологического надзора, отнесенные к категориям высокого, значительного рискаПубличные обсуждения правоприменительной практикиОбщественный экологический контрольПеречни должностных лиц Минэкологии Нижегородской области и ГБУ НО «Экология региона», уполномоченных составлять протоколы (КоАП НО и КоАП РФ) и рассматривать дела (КоАП НО)Паспорт приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях» (2018-2025 г.г.)ПРОЕКТ! Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении регионального государственного экологического надзораОрганизация и проведение надзорных мероприятийПеречень правовых актов, содержащих обязательные требованияРеестр документов, запрашиваемых в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора в соответствии с действующим законодательствомПланы проведения проверок на 2017 годПланы проведения проверок на 2018 годПланы проведения проверок на 2019 годРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2017 годуРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2018 годуРезультаты проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2015г.План проверок министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на 2012 годПлан проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области на 2014 годПлан проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области на 2013 годФакт незаконного недропользования выявлен в Кулебакском районе Нижегородской областиИнформация о выявленных нарушениях в подведомственных организациях в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2012 годВ Дзержинске пресечена незаконная добыча недрГражданин республики Беларусь привлечен к административной ответственности за слив из цистерны остатка этилакрилата на обочину дорогиДоклад об осуществлении министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области регионального государственного экологического надзора и о его эффективности за 2012 годРезультаты проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2016 годуРезультаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2019 годуРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2019 годуРезультаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 годуРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2020 годуПлановые проверки ГБУ «Экология Региона»

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 16 июня 1999 года № 54

Об экологической экспертизе

(В редакции Законов КР от 11 июня 2003 года № 102, 26 февраля 2007 года № 21, 4 мая 2015 года № 92)

Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных экологических последствий, возникающих в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, и основывается на соответствующих положениях Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» и других принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах.

Раздел IОбщие положения

Статья 1. Основные понятия и определения

Воздействие — действие на определенный объект, влекущее либо способное повлечь в нем количественные или качественные изменения.

Инициатор проекта — юридическое или физическое лицо, организатор деятельности, располагающий финансовыми ресурсами, необходимыми для подготовки и реализации намечаемых проектных решений.

Окружающая среда — естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле включает природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях предполагаемого воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности, вызываемых им изменений в окружающей среде.

Природоохранное проектирование:

разработка оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

разработка раздела проектно-сметной документации «Охрана окружающей среды»;

разработка экологического паспорта (нормативы предельно допустимых выбросов, предельно допустимых сбросов и др.);

проведение экологического аудита.

Проект:

план, замысел;

разработанный план сооружения, устройства;

предварительный текст документа;

элемент в системе подготовки решения.

Реализация объекта экспертизы — начало и ход работ по строительству, эксплуатации, ликвидации промышленных и иных объектов, оказанию услуг, поступлению в хозяйственный оборот изделий и технологий в соответствии с решениями, предусмотренными предплановой, предпроектной и проектной документацией, а также вступление в силу законодательного акта, иное реальное использование объекта экспертизы.

Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей среды, как условия и средства существования человека и общества, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на них.

Экологический риск — вероятность неблагоприятных для окружающей среды и здоровья населения последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов.

Экологическая экспертиза — определение уровня экологического риска и опасности намечаемых решений, реализация которых прямо или косвенно окажет влияние на состояние окружающей среды и природных ресурсов.

Статья 2. Цели экологической экспертизы

Целями экологической экспертизы являются:

предотвращение воздействия возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной и иной деятельности на здоровье населения и окружающую среду;

оценка соответствия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации требованиям природоохранного законодательства.

Статья 3. Объекты экологической экспертизы

Объектами экологической экспертизы являются:

проекты нормативных правовых актов, нормативно-технических, инструктивно-методических и иных документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность;

материалы, предшествующие разработке проектов развития и размещения производительных сил на территории Кыргызской Республики, в том числе:

— проекты инвестиционных, комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных государственных программ, связанных с природопользованием;

— проекты генеральных планов развития территорий, в том числе свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования;

— проекты схем развития отраслей;

— проекты государственных комплексных схем охраны природы и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, включая проекты экологической реабилитации территорий и рекультивации земель;

технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов, другие проекты, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;

технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности сопредельных государств, для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов (ресурсов);

проекты международных договоров, контрактов и соглашений, связанных с природопользованием;

техническая документация на новую технику, технологию, на материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, в том числе закупаемые за рубежом;

материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зон экологического бедствия или зон чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;

материалы, обосновывающие выдачу лицензий, разрешений и сертификатов на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, включая ввоз, вывоз продукции и природных ресурсов;

материалы, характеризующие экологическое состояние отдельных регионов, мест и объектов;

договоры, контракты, соглашения, касающиеся изменения форм собственности предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

другие виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность.

Статья 4. Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза базируется на принципах:

— обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экспертизы;

— презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— комплексной оценки воздействия и последствий экспертируемой деятельности на окружающую среду и учета требований экологической безопасности;

— достоверности информации, представляемой на государственную экологическую экспертизу;

— независимости экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий в сфере экологической экспертизы;

— гласности;

— учета общественного мнения;

— ответственности заинтересованных сторон за организацию, проведение, качество экологической экспертизы, реализацию ее решений.

Статья 5. Виды экологической экспертизы

В Кыргызской Республике осуществляются:

— государственная экологическая экспертиза;

— общественная экологическая экспертиза.

Раздел IIПолномочия государственных органов Кыргызской Республики в области экологической экспертизы

Статья 6. Специально уполномоченный государственный орган по экологической экспертизе

Специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе является республиканский государственный орган охраны окружающей среды Кыргызской Республики.

Статья 7. Полномочия, права и обязанности специально уполномоченного государственного органа по экологической экспертизе

Специально уполномоченный государственный орган по экологической экспертизе осуществляет:

— организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 3 настоящего Закона, в том числе формирование экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

— разработку, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона;

— научное, методическое, информационное обеспечение государственной экологической экспертизы, включая формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объекта экспертизы и о влиянии намечаемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды;

— взаимодействие в установленном порядке с эколого-экспертными органами других государств с целью проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечения иностранных специалистов;

— проведение семинаров, конференций по вопросам методологии, методов и форм осуществления государственной экологической экспертизы, обмена опытом ее проведения и повышения качества эколого-экспертной деятельности;

— координацию эколого-экспертной деятельности в Кыргызской Республике, осуществление методического руководства по вопросам проведения экологической экспертизы объектов независимо от их подчиненности и форм собственности;

— осуществление контроля за соблюдением настоящего Закона и других нормативных правовых актов в области государственной экологической экспертизы при ее организации и проведении;

— рассмотрение разногласий, возникающих в процессе экологической экспертизы между территориальными специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы;

— ведение государственных реестров экспертов, участвующих в проведении экологической экспертизы;

— взаимодействие в пределах своей компетенции с министерствами, административными ведомствами, организациями и их экспертными подразделениями;

Специально уполномоченный государственный орган по экологической экспертизе имеет право:

— организовывать, проводить и принимать участие в международных экологических экспертизах;

— привлекать в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке к проведению государственной экологической экспертизы иностранных ученых и специалистов, за исключением случаев, когда объект экспертизы составляет государственную или коммерческую тайну;

— на доступ к банкам данных министерств и административных ведомств о состоянии окружающей среды;

— в пределах своей компетенции осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики, необходимые для реализации своих полномочий.

Специально уполномоченный государственный орган по экологической экспертизе обязан:

— обеспечивать соответствие процедуры проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, нормативно-технических, инструктивно-методических документов;

— предварительно информировать местные государственные администрации и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

— направлять заключения государственной экологической экспертизы органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы;

— по требованию инвестора проекта, общественных организаций, проводящих общественную экологическую экспертизу, предоставлять для ознакомления нормативно-техническую, инструктивно-методическую документацию, регламентирующую организацию и проведение государственной экологической экспертизы;

— направлять местным государственным администрациям и органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения, касающиеся экологических аспектов реализации намечаемой деятельности, материалы, обосновывающие учет этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы;

— предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы;

— организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации экспертов государственной экологической экспертизы.

(В редакции Закона КР от 11 июня 2003 года № 102)

Статья 8. Компетенция местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области экологической экспертизы

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления на соответствующей территории осуществляют:

— делегирование экспертов в состав экспертных комиссий для участия в экологической экспертизе объектов, реализация которых намечается на их территории, а также в случаях возможного воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности, намечаемой на соседней административно-территориальной единице;

— принятие и реализацию в рамках своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, референдумов, опросов, заявлений общественных экологических организаций и движений;

— организацию по требованиям местного населения общественной экологической экспертизы;

— информирование специально уполномоченного государственного органа по экологической экспертизе о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на подведомственной административной территории.

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления имеют право:

— на получение от специально уполномоченного государственного органа по экологической экспертизе необходимой информации об объектах экологической экспертизы, оценке их воздействия на окружающую среду;

— направлять в письменном виде специально уполномоченному государственному органу по экологической экспертизе аргументированные предложения, касающиеся экологических аспектов реализации намечаемой деятельности.

Раздел IIIГосударственная экологическая экспертиза

Статья 9. Проведение государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии с порядком, утвержденным специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе.

Инициатор проекта для проведения государственной экологической экспертизы обязан представить следующую документацию:

— материалы оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

— заключения и/или документы согласований соответствующих специально уполномоченных органов государственного контроля и органов местного самоуправления;

— заключение общественной экологической экспертизы, если она проводилась.

(Часть 3 утратила силу в соответствии с Законом КР от 4 мая 2015 года № 92)

(В редакции Закона КР от 4 мая 2015 года № 92)

Статья 10. Оценка воздействия на окружающую среду

Процедуру оценки воздействия на окружающую среду обеспечивает инициатор проекта в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Оценка воздействия на окружающую среду организуется и проводится при подготовке обоснований для следующих видов деятельности:

— концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

— схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

— генеральных планов городов, населенных мест и другой градостроительной документации;

— нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и иных объектов, оказывающих либо способных оказать воздействие на окружающую среду.

Наличие оценки воздействия на окружающую среду в составе всех видов и стадий разработки проектной документации является обязательным и служит основой для принятия решения специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе.

Статья 11. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза конкретного объекта проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе.

В состав экспертной комиссии включаются штатные сотрудники специально уполномоченного государственного органа по экологической экспертизе и внештатные эксперты, в том числе специалисты организаций, в компетенцию которых входят вопросы охраны окружающей среды.

Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель инициатора проекта или его разработчик.

Статья 12. Сроки проведения государственной экологической экспертизы

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения необходимых материалов в полном объеме.

(В редакции Закона КР от 4 мая 2015 года № 92)

Статья 13. Заключение государственной экологической экспертизы

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду экспертируемой деятельности, возможности реализации объекта экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования, кредитования, инвестирования, реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе.

Юридическим следствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы инициатор проекта вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в заключении.

Раздел IVОбщественная экологическая экспертиза

Статья 14. Осуществление общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы.

Инициаторы проведения общественной экологической экспертизы обязаны предварительно письменно известить местные государственные администрации и органы местного самоуправления о проведении общественной экологической экспертизы.

Статья 15. Права общественных объединений и граждан в области экологической экспертизы

Общественные объединения и граждане, осуществляющие проведение общественной экологической экспертизы в установленном настоящим Законом порядке, имеют право:

— на получение от инициатора проекта документации, подлежащей экологической экспертизе, в полном объеме;

— на ознакомление с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

— на опубликование результатов общественной экологической экспертизы в средствах массовой информации.

Статья 16. Отказ в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы

В регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если общественная экологическая экспертиза инициирована в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную тайну в соответствии с перечнем сведений, устанавливаемых законодательством о государственной тайне.

Статья 17. Заключение общественной экологической экспертизы

Заключение общественной экологической экспертизы направляется органу, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, а также органу, принимающему решение о реализации объектов экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы является рекомендательным. Оно может публиковаться в средствах массовой информации, передаваться местным государственным администрациям и органам местного самоуправления, инициаторам проекта, разработчикам и другим заинтересованным лицам.

Раздел VПрава и обязанности инициаторов и разработчиков проекта и иной документации

Статья 18. Права инициаторов и разработчиков проекта и иной документации

Инициаторы и разработчики проекта и иной документации имеют право:

— получать от органа, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о ходе проведения экологической экспертизы, инструктивно-методическую информацию о порядке проведения государственной экологической экспертизы;

— обращаться в органы, организующие проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями об устранении нарушений установленного порядка проведения экологической экспертизы;

— предоставлять письменные или устные пояснения, замечания, предложения относительно экспертируемых объектов;

— знакомиться с выводами экологической экспертизы;

— передавать положительные заключения государственной экологической экспертизы в банковские учреждения для открытия финансирования;

— представлять в суд иски о возмещении ущерба, причиненного умышленным нарушением законодательства Кыргызской Республики в области экологической экспертизы.

Статья 19. Обязанности инициаторов и разработчиков проектов и иной документации

Инициаторы и разработчики проектов и иной документации обязаны:

— представлять на государственную экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями настоящего Закона;

— (утратил силу в соответствии с Законом КР от 4 мая 2015 года № 92)

— предоставлять при необходимости органам, организующим проведение экологической экспертизы, дополнительные материалы по экспертируемым объектам;

— осуществлять намечаемую деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

(В редакции Закона КР от 4 мая 2015 года № 92)

Статья 20. Разрешение разногласий в области экологической экспертизы

Разногласиями считаются несогласие инициатора проекта или его разработчика с действиями, методами или выводами государственной экологической экспертизы.

Претензии по разногласиям подаются на имя руководителя республиканского государственного органа охраны окружающей среды Кыргызской Республики.

Разногласия, возникающие между органами государственной экологической экспертизы и инициаторами проектов, оформленные протоколом, рассматриваются республиканским государственным органом охраны окружающей среды Кыргызской Республики.

Срок рассмотрения разногласий не должен превышать одного месяца со дня поступления необходимых документов.

Решение по разногласиям может быть обжаловано в суде.

Заключение экологической экспертизы может быть признано недействительным в случае, когда при его подготовке допущены:

— нарушение процедуры проведения экологической экспертизы;

— невыполнение или искажение экологических норм и правил, требований экологической безопасности, охраны окружающей среды, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов;

— нарушение прав граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, других экологических прав и интересов населения, прав участников эколого-экспертного процесса.

Орган экологической экспертизы несет ответственность за принимаемые им решения в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Раздел VIФинансирование экологической экспертизы

Статья 21. Финансирование государственной экологической экспертизы

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 4 мая 2015 года № 92)

Статья 22. Финансирование общественной экологической экспертизы

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет средств граждан, органов местного самоуправления, общественных объединений, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных средств инициаторов, иных средств.

Раздел VIIОтветственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе

Статья 23. Виды правонарушений в области экологической экспертизы, за которые устанавливается ответственность

Ответственности подлежат:

инициатор проекта и заинтересованные лица, виновные:

— в фальсификации сведений и данных, представляемых на государственную экологическую экспертизу;

— в принуждении эксперта к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;

— в создании препятствий в организации и проведении экологической экспертизы;

— в уклонении от представления экспертным органам необходимых материалов, сведений и иных данных;

— в реализации объекта экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

— в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

руководители специально уполномоченного государственного органа по экологической экспертизе и руководители экспертных комиссий:

— за нарушение установленных настоящим Законом положений и порядка проведения экологической экспертизы;

— за нарушение порядка создания и организации деятельности экспертных комиссий экологической экспертизы;

— за неисполнение обязанностей, установленных настоящим Законом для специально уполномоченного государственного органа по экологической экспертизе;

эксперты государственной экологической экспертизы в случаях:

— нарушения требований законодательства Кыргызской Республики об экологической экспертизе, иных нормативных правовых актов, стандартов, нормативно-технических документов;

— необоснованности выводов заключения государственной экологической экспертизы;

— фальсификации выводов заключения государственной экологической экспертизы;

— разглашения государственной и коммерческой тайны, содержащейся в материалах, представляемых для проведения экологической экспертизы;

должностные лица государственных органов, виновные:

— в фальсификации сведений и данных о результатах проведенной экологической экспертизы;

— в выдаче без положительного заключения экологической экспертизы разрешения на природопользование или иную деятельность, оказывающую прямое или косвенное воздействие на окружающую среду;

— в организации или проведении экологической экспертизы неправомочными на то органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями;

— в незаконном отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы;

банковские учреждения, их должностные лица, а также иные юридические и физические лица — в случае финансирования, (кредитования, инвестирования) реализации объекта экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

За совершение правонарушений, указанных в части первой настоящей статьи, виновные привлекаются к уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности. Виды правонарушений и меры ответственности за их совершение устанавливаются соответственно Уголовным кодексом Кыргызской Республики, Кодексом Кыргызской Республики об административных правонарушениях, Трудовым кодексом Кыргызской Республики, Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

Раздел VIIIЗаключительные положения

Статья 24. Международное сотрудничество в области экологической экспертизы

Международное сотрудничество в области экологической экспертизы осуществляется в целях обеспечения экологической безопасности человека, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе соответствующих договоров.

Если международным договором, ратифицированным Кыргызской Республикой, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Кыргызской Республики об экологической экспертизе, то применяются правила международного договора.

1. О статусе рабочей документации

Пункт 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию гласит:

«В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.»

Пункт 3.1.6 ГОСТ 21.001-2013 «Система проектной документации для строительства. Общие положения» гласит:

«рабочая документация: совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий». При этом, «объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.» (Письмо Минрегиона России от 22.06.2009 №19088-СК/08 «О применении Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»).

Пункт 2 Постановления Правительства от 21.06.2010 № 468 «Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» гласит:

«Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.»

Пункт 4 Постановления Правительства от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» гласит:

«Предметом государственного строительного надзора является проверка:

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;………..»

Учитывая изложенное, рабочая документация не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования и должна разрабатываться проектной организацией только на основе и в развитие проектной документации (ПД) (поэтому и в тексте Градостроительного кодекса Российской Федерации понятие «Рабочая документация» не содержится (подробная информация — в письме Госстроя от 13.05.2013 N 3991-БМ/11/ГС).

Таким образом, разработка рабочей документации с учётом новых нормативных требований не представляется возможной без внесения соответствующих изменений в ПД, на основании которой эта рабочая документация должна разрабатываться.

2. О внесении изменений в ПД

Решение о внесении изменений в ПД принимается заказчиком (застройщиком) с обязательным заключением соответствующего договора с проектной организацией (или дополнительного соглашения к действующему договору) на корректировку этой ПД.

Внесение изменений в ПД возможно по двум вариантам:

  • с повторным прохождением экспертизы ПД — если изменения технических решений затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства (статья 3.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункт 44 «Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145»);
  • без повторного прохождения экспертизы ПД, при условии получения заключения органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу ПД, в которую после получения положительного заключения экспертизы внесены изменения, о том, что эти изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства («модифицированная проектная документация» — пункт 5 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункт 3 пункта 8 «Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145»).

При принятии решения о внесении изменений в ПД заказчику (застройщику) необходимо учитывать:

а) сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся с одновременным действием «старых» и «новых» сводов правил (или изменений к «старым»), а именно следующую позицию Минстроя России по данному вопросу:

«до внесения соответствующих изменений в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» , новые своды правил (и изменения к ним) необходимо применять в той части, которая не противоречит обязательным пунктам, указанным в этом Перечне ..» ().

По результатам анализа Изменения №2 к своду правил СП 120.13330.2012 «Метрополитены», значительная часть его изменённых пунктов противоречит пунктам вышеуказанного «Перечня..».

б) порядок разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил регламентированный Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 624 от 01.07.2016.

Пункт 11 документа гласит:

«Разработчик принимает решение об утверждении свода правил либо о его отклонении с учетом результатов экспертизы. Свод правил утверждается приказом разработчика. Срок вступления в силу свода правил составляет не менее 6 месяцев с даты его утверждения.»

При этом 6 месяцев — это, так называемый, «переходный» период, установленный законодателем для обеспечения возможности решения заказчиком и проектировщиком всех вопросов, связанных с вводом в действие нового свода правил или изменений к нему (оформление акта о приостановке работ с фиксацией уже выполненных объёмов, заключение нового контракта(договора) или дополнительного соглашения к контракту(договору) на перенос сроков выполнения проектных работ и увеличение их объёмов и стоимости (если это предусмотрено контрактом), корректировка ПД или РД).

3. Выводы

Учитывая вышеизложенное, решение о внесении изменений в ПД должно приниматься заказчиком(застройщиком) с учётом требований и положений вышеуказанных руководящих документов с обязательным заключением контракта или договора на корректировку ПД и РД. При этом, участие проектной организации в получении положительного заключения экспертных органов на откорректированную ПД оговаривается соответствующими пунктами контракта или договора.

Одновременно прошу обратить внимание, что упоминание стадии «Проект» в вашем вопросе представляется некорректным (подразумевается, естественно, «Проектная документация»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *