2 этап конкурса

2 этап конкурса

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы уже догадались из названия статьи, речь в ней пойдет о двухэтапном конкурсе по 44-ФЗ. Он проводится в том же порядке, что и открытый конкурс с учетом особенностей, установленных в ст.57 44-ФЗ. Ниже в статье мы с вами подробно рассмотрим, что собой представляет данная закупочная процедура, а также в каких случаях она проводится. Данная информация будет полезна широкому кругу лиц, которые так или иначе связаны с госзакупками.

1. Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ: обзор процедуры и особенности проведения
2. Порядок проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
3. Сроки проведения двухэтапного конкурса
4. Извещение о проведении двухэтапного конкурса
5. Документация на проведение двухэтапного конкурса
6. Заявка на участие в двухэтапном конкурсе
7. Признание двухэтапного конкурса несостоявшимся
8. Чем двухэтапный конкурс по 44-ФЗ отличается от конкурса с ограниченным участием?

Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ: обзор процедуры и особенности проведения

Двухэтапный конкурс — конкурс, который проходит в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационного отбора (или обсуждений). Победителем двухэтапного конкурса (сокращенно ДК) признается участник, который прошел два этапа и предложил лучшие условия исполнения контракта.

В отличие от открытого конкурса по 44-ФЗ участники подают свои заявки два раза. На первом этапе участники закупки подают свои предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта (ч.4 ст.57 44-ФЗ). А на втором этапе — подают окончательные заявки с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки (ч.12 ст.57 44-ФЗ).

Важно! Предоставление обеспечения заявки при проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе не требуется! Оно должно предоставляться участником лишь на втором этапе.

Случаи проведения двухэтапного конкурса

Двухэтапный конкурс проводится в следующих случаях:

  1. для заключения:
  • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • энергосервисного контракта;
  • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  1. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками.

Т.е. когда Заказчик испытывает трудности при грамотном составлении технического задания, формулировке предмета закупки, выборе критериев оценки, он прибегает к помощи участников закупки. Все согласования и уточнения ТЗ происходят на первом этапе ДК.

Порядок проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ

Ниже вы найдете пошаговую инструкцию при проведении двухэтапного конкурса, как для Заказчика, так и для участника закупки. Предлагаю вам для начала ознакомиться с действиями Заказчика.

Действия Заказчика:

Первый этап конкурса

Шаг №1 — Предварительная подготовка к проведению двухэтапного конкурса

Здесь Заказчиком принимается решение о проведении закупки, а также производится обоснование формы закупки. После этого Заказчик занимается организацией предстоящей закупки, комплектует конкурсную комиссию, определяет её состав и порядок работы, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, либо привлекает к проведению закупки специализированную организацию.

Шаг №2 — Подготовка документов

Заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (общие положения, техническое задание, обоснование НМЦК, информационную карту, образцы форм для заполнения, проект контракта и т.д.).

Шаг №3 — Размещение в ЕИС извещения о проведении двухэтапного конкурса

Заказчик размещает на официальном сайте ЕИС — www.zakupki.gov.ru извещение о проведении ДК, а также весь комплект конкурсной документации.

Шаг №4 — Прием предварительных заявок

Заказчик предоставляет участникам конкурсную документацию, дает разъяснения на запросы, поступившие от участников, а также принимает от участников предварительные заявки, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Шаг №5 — Вскрытие конвертов с первоначальными заявками (открытие доступа к первоначальным заявкам, поданным в электронном виде)

Заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с первоначальными заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде). Данная процедура производится публично во время, в месте и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Во время процедуры производится аудиозапись.

Шаг №6 — Публикация в ЕИС протокола вскрытия конвертов с первоначальными заявками (открытия доступа к электронным заявкам)

Протокол вскрытия конвертов (открытия доступа) размещается Заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Шаг №7 — Проведение первого этапа конкурса

Заказчик рассматривает первоначальные заявки участников, проводит обсуждение технических предложений участников, содержащихся в их заявках. При этом Заказчик обязан обеспечить всем участникам закупки равные возможности для участия в таких обсуждениях. На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники (ч.5 ст.57 44-ФЗ).

Если же Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупок, то на первом этапе должен быть проведен предквалификационный отбор по правилам, установленным в ст.56 44-ФЗ.

Шаг №8 — Публикация в ЕИС протокола первого этапа конкурса

Протокол первого этапа конкурса подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещается в ЕИС (ч.7 ст.57 44-ФЗ).

Протокол первого этапа должен содержать следующую информацию (ч.8 ст.57 44-ФЗ):

  • место, дату и время проведения первого этапа ДК;
  • наименование (для юридического лица), Ф.И.О. (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника такого конкурса, конверт с заявкой которого на участие в таком конкурсе вскрывается и (или) доступ к поданным в форме электронных документов заявкам которого открывается;
  • предложения в отношении объекта закупки.

Важно! Срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20-ть дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие в таком конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов первоначальным заявкам на участие в таком конкурсе.

Второй этап конкурса

Шаг №9 — Внесение изменений в извещение и конкурсную документацию

По результатам первого этапа конкурса Заказчик вправе внести изменения в извещение и конкурсную документацию, а именно:

  1. дополнить функциональные, технические, качественные или эксплуатационные характеристики объекта закупки новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям 44-ФЗ;
  2. дополнить указанные в конкурсной документации критерии новыми критериями, отвечающими требованиям 44-ФЗ, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.

Шаг №10 — Уведомление участников о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию, публикация изменений в ЕИС

О любых изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, Заказчик сообщает участникам ДК в приглашениях представить окончательные заявки на участие в конкурсе. При этом данные изменения отражаются в конкурсной документации, размещенной в ЕИС, в день направления указанных приглашений (ч.11 ст.57 44-ФЗ).

Шаг №11 — Направление приглашений на участие во втором этапе конкурса

Заказчик направляет приглашения участникам, принявшим участие в первом этапе конкурса, предоставить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе. В приглашении Заказчик должен сообщить обо всех изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, а также указать требование об обеспечении окончательных заявок в соответствии со ст.44 44-ФЗ (ч.12 ст.57 44-ФЗ).

Важный момент! Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе (ч.13 ст.57 44-ФЗ).

Шаг №12 — Прием окончательных заявок

Заказчик принимает от участников первого этапа окончательные заявки, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Шаг №13 — Вскрытие конвертов с окончательными заявками (открытие доступа к окончательным заявкам, поданным в электронном виде)

Заказчик вскрывает конверты с окончательными заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде). Данная процедура также производится публично во время, в месте и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Во время процедуры производится аудиозапись.

Шаг №14 — Публикация в ЕИС протокола вскрытия конвертов с окончательными заявками (открытия доступа к электронным заявкам)

Протокол вскрытия конвертов (открытия доступа) размещается Заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Шаг №15 — Проведение второго этапа конкурса

Заказчик рассматривает и оценивает окончательные заявки участников в соответствии с правилами, установленными для открытого конкурса (ч.14 ст.57, ст.53 44-ФЗ). По результатам рассмотрения и оценки заявок Заказчик оформляет протокол. Данный протокол составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится у Заказчика, другой экземпляр в течение 3-х рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса с приложением проекта контракта.

Срок рассмотрения и оценки заявок не может превышать 20-ть дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Однако Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на 10-ть рабочих дней.

Шаг №16 — Публикация в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок

Протокол рассмотрения и оценки заявок размещается Заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.

Шаг №17 — Заключение контракта с победителем

Контракт заключается с победителем не ранее чем через 10-ть дней и не позднее чем через 20-ть дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

И так, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

Действия участника закупки:

Шаг №1 — Поиск информации о проводимом двухэтапном конкурсе

Потенциальный участник выполняет поиск размещенной на официальном сайте ЕИС информации о проводимом конкурсе и скачивает на свой компьютер комплект конкурсной документации.

Шаг №2 — Подготовка предварительной заявки на участие в конкурсе

Потенциальный участник знакомится с конкурсной документацией и требованиями Заказчика, направляет Заказчику запросы на предоставление документации или запросы на разъяснение положений конкурсной документации (в случае необходимости), заполняет необходимые формы, комплектует предварительную заявку и запечатывает её в конверт (в случае подачи заявки в бумажном виде).

В случае подачи предложения в электронном виде (если это предусмотрено конкурсной документацией) предложение участника должно быть подписано электронной подписью.

Шаг №3 — Подача предварительной заявки

Участник направляет Заказчику свою заявку. Предварительная заявка не должна содержать предложения о цене контракта. Обеспечение первоначальной заявки также не требуется.

Важный момент! При проведении двухэтапного конкурса 44-м законом четко не установлено, в какой именно заявке (предварительной или окончательной) должны содержаться обязательные документы и сведения, предусмотренные ч.2 ст.51 44-ФЗ.

В некоторых случаях Заказчики в конкурсной документации прописывают, что предварительная заявка должна содержать все необходимые сведения и документы за исключением цены контракта и документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки. А окончательная заявка должна содержать предложение о цене контракта, документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки, и описание объекта закупки с учетом уточнений условий закупки.

Шаг №4 — Участие в обсуждении (предквалификационном отборе)

Согласно ч.5 ст. 57 44-ФЗ на первом этапе двухэтапного конкурса участник, подавший первоначальную заявку на участие в таком конкурсе, принимает участие в обсуждении содержащихся в заявке предложений.

В случае установления единых требований и дополнительных требований к участникам ДК при проведении первого этапа применяются положения ст.56 44-ФЗ, касающиеся проведения предквалификационного отбора.

Шаг №5 — Подготовка окончательной заявки на участие в конкурсе

Участник, принявший участие в первом этапе и получивший от Заказчика приглашение принять участие во втором этапе, готовит свою окончательную заявку. В этой заявке должно содержаться ценовое предложение, обеспечение заявки и описание объекта закупки, в том случае, если Заказчиком были внесены изменения в конкурсную документацию.

Шаг №6 — Подача окончательной заявки

Участник подает в установленный срок заявку со своим окончательным предложением. Согласно ч.13 ст.57 44-ФЗ участник, принявший участие в первом этапе, вправе отказаться от участия во втором этапе.

Шаг №7 — Направление Заказчику запроса о даче разъяснений результатов конкурса

Согласно ч.13 ст.53 44-ФЗ любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа Заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса.

Шаг №8 — Заключение контракта с Заказчиком

Если по результатам ДК участник закупки признан победителем, он должен получить от Заказчика протокол рассмотрения и оценки заявок вместе с проектом контракта. После этого победитель должен перечислить на счет Заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, либо предоставить банковскую гарантию и направить в адрес Заказчика подписанный контракт вместе с подтверждающим документом о предоставлении обеспечения исполнения контракта. После подписания контракта Заказчик обязан вернуть такому участнику обеспечение заявки.

Вот мы с вами и рассмотрели все этапы проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ. Каждый этап должен проводиться в строго регламентированные сроки, о которых будет рассказано ниже.

Сроки проведения двухэтапного конкурса

В таблице, расположенной ниже, представлены основные сроки при проведении ДК. Третий столбец таблицы содержит ссылку на конкретный пункт 44-ФЗ, в котором эти сроки установлены. Хочу обратить ваше внимание на то, что расположенные ниже элементы таблицы кликабельны. Для того чтобы увеличить изображение, необходимо нажать по нему левой кнопкой мыши.

Извещение о проведении двухэтапного конкурса

Извещение о проведении двухэтапного конкурса должно быть размещено в ЕИС не менее чем за 20-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (ч.3 ст.57, ч.1 ст.49 44-ФЗ).

При проведении повторного ДК срок размещения извещения в ЕИС должен составлять не менее чем 10-ть дней (ч.3 ст.55 44-ФЗ).

В том случае, если Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупки, то в извещении наряду с основными требованиями, должны быть указаны и дополнительные требования к участникам.

В извещении о проведении ДК должна содержаться та же информация, что и в извещении при проведении открытого конкурса (ч.3 ст.49 44-ФЗ). Полный перечень информации, который должен содержаться в извещении, а также дополнительные пояснения вы сможете найти .

Внесение изменений в извещение допускается не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ДК.

В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений, такие изменения размещаются Заказчиком в ЕИС. При этом срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем 10-ть рабочих дней.

Документация на проведение двухэтапного конкурса

Согласно ч.1 ст.50 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении двухэтапного конкурса, должна содержать:

1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;

2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта;

3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;

4) предусмотренные статьей 51 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника ДК, к форме, составу заявок на участие в ДК и инструкцию по их заполнению;

5) информацию о возможности Заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;

6) информацию о возможности Заказчика заключить контракты с несколькими участниками двухэтапного конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации;

7) порядок и срок отзыва заявок на участие в ДК, порядок возврата заявок на участие в ДК (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;

8) порядок предоставления участникам ДК разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;

9) критерии оценки заявок на участие в ДК, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в двухэтапном конкурсе в соответствии с 44-ФЗ;

10) размер обеспечения заявки на участие в ДК, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);

11) размер и условия обеспечения исполнения контракта;

12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель ДК или иной его участник, должен подписать контракт, условия признания победителя ДК или данного участника уклонившимися от заключения контракта;

13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8-26 ст.95 44-ФЗ.

К документации в обязательном порядке должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Размещение конкурсной документации в ЕИС осуществляется Заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении двухэтапного конкурса.

Заявка на участие в двухэтапном конкурсе

Заявка на участие в двухэтапном конкурсе подается участником дважды: предварительная заявка и окончательная заявка. Как уже было сказано ранее, Федеральным законом № 44-ФЗ не установлено, в какой именно заявке участником должны быть представлены обязательные сведения и документы в соответствии ч.2 ст.51 44-ФЗ. Поэтому Заказчики разделились на два фронта.

Одни Заказчики указывают в конкурсной документации весь перечень обязательных для заявки сведений и документов. При этом Заказчики не делят этот перечень на предварительную и окончательную заявки. А лишь приводят в документации нормы 44-ФЗ об особенностях содержания заявок на участие в двухэтапном конкурсе.

Другие же Заказчики напротив указывают, что предварительная заявка должна содержать все документы и сведения за исключением цены контракта и документа, подтверждающего факт внесения обеспечения заявки. А окончательная заявка должна содержать ценовое предложение, документ подтверждающий внесение обеспечения заявки и описание объекта закупки, в случае если Заказчиком были внесены изменения в конкурсную документацию после проведения первого этапа.

В случае проведения предквалификационного отбора на первом этапе ДК заявка участника наряду с информацией, предусмотренной ч.2 ст. 51 44-ФЗ, должна содержать документы, подтверждающие соответствие этого участника закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.

Признание двухэтапного конкурса несостоявшимся

Частями 10 и 15 статьи 57 44-ФЗ предусмотрено 6-ть случаев, в которых двухэтапный конкурс признается несостоявшимся:

Случай 1: Если по результатам предквалификационного отбора, проведенного Заказчиком на первом этапе ДК, ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

Действия Заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку (ч.5 ст.55 44-ФЗ).

Случай 2: Если по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям Заказчика.

Действия Заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку (ч.5 ст.55 44-ФЗ).

Случай 3: Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка.

Случай 4: Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в ДК не подано ни одной такой заявки.

Действия Заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч.3 ст.55 44-ФЗ с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку (ч.6 ст.55 44-ФЗ).

Случай 5: Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна такая заявка признана соответствующей 44-ФЗ.

Случай 6: Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в ДК конкурсная комиссия отклонила все такие заявки.

Действия Заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч.3 ст.55 44-ФЗ с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку (ч.6 ст.55 44-ФЗ).

Чем двухэтапный конкурс по 44-ФЗ отличается от конкурса с ограниченным участием?

Первое отличие — Дополнительные требования к участникам

При проведении двухэтапного конкурса Заказчик устанавливает единые требования, либо в отдельных случаях единые и дополнительные требования (ч.1 ст.57 44-ФЗ). А при проведении конкурса с ограниченным участием (КОУ) Заказчик устанавливает единые и дополнительные требования (ч.1 ст.56 44-ФЗ).

Второе отличие — Основания для проведения

Основания для проведения КОУ указаны в ч.2 ст.56 44-ФЗ, а основания для проведения ДК установлены ч.2 ст.57 44-ФЗ.

Хочется обратить Ваше внимание на тот факт, что норма ч.2 ст.56 44-ФЗ сформулирована императивно, что не позволяет Заказчику производить закупку указанных в данной части товаров (работ, услуг) иными способами, кроме конкурса с ограниченным участием.

А вот ч.2 ст.57 в отличие от ч.2 ст.56 предусматривает именно право Заказчика, а не обязанность на проведение двухэтапного конкурса.

Что же касается закупки высокотехнологичной и инновационной продукции, то здесь основания для проведения данных закупок совпадают. Однако и здесь можно найти существенное отличие. Если Заказчику необходимо уточнить некоторые характеристики объекта закупки, то проводится двухэтапный конкурс, а если уточнение не требуется, то конкурс с ограниченным участием.

Третье отличие — Порядок проведения

Третье отличие рассматриваемых нами процедур состоит в порядке их проведения, которые проводятся, как и «обычный” конкурс, но с учетом индивидуальных особенностей, предусмотренных ст.56 и ст.57 44-ФЗ.

Порядок проведения двухэтапного конкурса подробно расписан в разделе 2 настоящей статьи, а с порядком проведения конкурса с ограниченным участием можно ознакомиться .

(в ред. Указов Президента РФ от 22.01.2011 N 82,

от 19.03.2013 N 208, от 19.03.2014 N 156, от 18.12.2016 N 677,

от 10.09.2017 N 419)

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе и права государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

2. Установить на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится конкурс, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации:

утвердить форму анкеты, подлежащей представлению в государственный орган гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации;

обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

4. Установить, что расходы, связанные с проведением конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 604 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 18, ст. 2115).

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

1 февраля 2005 года

N 112

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 1 февраля 2005 г. N 112

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОНКУРСЕ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 22.01.2011 N 82,

от 19.03.2013 N 208, от 19.03.2014 N 156, от 18.12.2016 N 677,

от 10.09.2017 N 419)

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — вакантная должность гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее — государственный орган). Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы (далее — конкурс) обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе.

2. Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» может быть произведено на конкурсной основе.

3. Конкурс в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не проводится:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — должности гражданской службы) категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

б) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

4. Конкурс может не проводиться:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

5. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

6. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

7. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

8. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и заполненную, подписанную им и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией.

8.1. Документы, указанные в пунктах 7 и 8 настоящего Положения, в течение 21 календарного дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» представляются в государственный орган гражданином (гражданским служащим) лично, посредством направления по почте или в электронном виде с использованием указанной информационной системы.

Порядок представления документов в электронном виде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

9. С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином в государственный орган, подлежит проверке. Сведения, представленные в электронном виде, подвергаются автоматизированной проверке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

10. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

11. Утратил силу с 1 октября 2017 года.

12. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе в письменной форме. В случае если гражданин представил документы для участия в конкурсе в электронном виде, извещение о причинах отказа в участии в конкурсе направляется ему в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственной информационной системы в области государственной службы.

13. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее — кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, — в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы.

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

15. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

16. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

17. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце первом настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав конкурсной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

18. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

19. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

20. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

21. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

22. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

23. По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Если конкурсной комиссией принято решение о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, не ставшего победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, то с согласия указанного лица издается акт государственного органа о включении его в кадровый резерв этого органа для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность гражданской службы.

24. Сообщения о результатах конкурса в 7-дневный срок со дня его завершения направляются кандидатам в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, — в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственной информационной системы в области государственной службы. Информация о результатах конкурса в этот же срок размещается на официальных сайтах государственного органа и указанной информационной системы в сети «Интернет».

25. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению. Документы для участия в конкурсе, представленные в электронном виде, хранятся в течение трех лет, после чего подлежат удалению.

26. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

27. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *