2 я группа инвалидности

2 я группа инвалидности

Работник, которому присвоена II группа инвалидности, представил ИПРА, в которой не содержится рекомендованной продолжительности рабочего времени, а работник с III группой инвалидности работодателю ИПРА не представил. До установления инвалидности оба работника работали на условиях 40-часовой рабочей недели. Необходимо ли работодателю устанавливать сокращенную рабочую неделю до 35 часов работникам — инвалидам II группы, а также III группы, если в карте индивидуальной программы реабилитации не указана необходимость установления сокращенной рабочей недели и иных льгот? Какая наступит для работодателя ответственность в случае нарушения права работника-инвалида на сокращенное рабочее время?

4 апреля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Работнику, который является инвалидом II группы, необходимо установить 35-часовую рабочую неделю. Работнику с III группой инвалидности продолжительность рабочей недели следует уменьшить только в том случае, если он представит ИПРА и в ней будет указано на необходимость установления работнику неполного рабочего времени.
2. За непредоставление работнику — инвалиду II группы гарантии в виде сокращенной рабочей недели или работнику — инвалиду III группы неполного рабочего дня (в соответствии с медицинским заключением) работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Наказание по данному составу правонарушения предусмотрено в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц — в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а должностных лиц — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Обоснование вывода:
1. Для работающих инвалидов второй группы законом установлено сокращенное рабочее время продолжительностью не более 35 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ, часть третья ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ)). Продолжительность ежедневной работы (смены) инвалида определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (часть первая ст. 94 ТК РФ). Медицинским заключением, на основе которого работодатель обязан создавать инвалиду все необходимые условия труда, в том числе касающиеся режима работы, в настоящее время является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (далее — ИПРА), форма которой утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.06.2017 N 486н (часть первая ст. 23 Закона N 181-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации представленная работником ИПРА не содержит специальных требований к продолжительности рабочего дня. В таком случае полагаем, что работодатель обязан выполнять лишь общие требования законодательства, касающиеся условий труда всех инвалидов. Одним из требований является установление для работников, являющихся инвалидами I или II группы, сокращенной продолжительности рабочего времени, не превышающей 35 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ, часть третья ст. 23 Закона N 181-ФЗ).
Поскольку указанное требование определено законом, работодатель обязан обеспечить его соблюдение. При невыполнении работодателем требования закона об установлении в рассматриваемом случае инвалиду II группы 35-часовой рабочей недели работодатель и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите, например, решение Гуковского городского суда Ростовской области от 01.04.2015 по делу N 12-54/2015, решение Первомайского районного суда г. Пензы Пензенской области от 14.07.2017 по делу N 12-217/2017).
2. Для инвалидов III группы законодательством не предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени, по общему правилу для них действует нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Однако согласно положениям ст.ст. 11, 23 Закона N 181-ФЗ и ст.ст. 93, 94, 224 ТК РФ, если продолжительность рабочего времени инвалида оговорена в медицинском заключении, работодатель должен установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю такому работнику в пределах, установленных в медицинском заключении. В этом случае оплата труда устанавливается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ. При этом работа на условиях неполного рабочего времени не должна повлечь для работника каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
В то же время в силу ст. 224 ТК РФ, части второй ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПРА обязательна для работодателя, но только в том случае, если работник ее представит. Каких-либо указаний на право или обязанность работодателя требовать от работника-инвалида представления документов, определяющих медицинские показания для его трудовой деятельности, законодательство не содержит. Также не установлено требований к самому работнику-инвалиду об обязательном представлении ИПРА работодателю и о сроках ее представления. Как следствие, не предусмотрена законодательством ответственность работодателя за отсутствие у него ИПРА, а также за ее невыполнение в ситуации, когда она не представлена работником-инвалидом.
В рассматриваемой ситуации рекомендуем работодателю письменно запросить у работника, являющегося инвалидом III группы, ИПРА и в случае отказа работника от представления ИПРА данный отказ зафиксировать. Это поможет работодателю в случае возникновения спора с работником-инвалидом относительно непредоставления ему соответствующих ИПРА условий труда (либо аналогичных претензий со стороны трудовой инспекции) подтвердить тот факт, что он не был ознакомлен с указанным документом или хотя бы предпринял меры для ознакомления с ним.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

Працівникові встановлена група інвалідності. Що повинен зробити роботодавець, одержавши висновок медико-соціальної експертної комісії (МСЕК) про умови та характер праці працівника-інваліда? Як встановити факт виявлення невідповідності працівника займаній посаді або виконуваній роботі за станом здоров’я? На підставі якої норми законодавства про працю можна звільнити зазначеного працівника?

Кожен роботодавець може зіткнутися з тим, що коли-небудь один з його співробітників, втративши повністю або частково свою працездатність, надасть довідку про інвалідність. В яких випадках такий працівник підлягає звільненню, а в яких він може продовжити роботу? На що може розраховувати працюючий інвалід?

Почнемо з того, що інвалід — це особа, яка має порушення здоров’я зі стійким розладом функцій організму. Таке порушення обумовлене захворюваннями, наслідками травм або дефектами. Воно призводить до обмеження життєдіяльності та викликає необхідність соціального захисту людини. Людині, визнаному інвалідом, видають довідку-підтвердження факту встановлення інвалідності, із зазначенням її групи. Разом з довідкою він отримує індивідуальну програму реабілітації.

Факт установлення працівникові групи інвалідності не може бути підставою для звільнення працівника з ініціативи власника або уповноваженого ним органу за пунктом 2 статті 40 КЗпП України. Водночас зазначений факт не є перешкодою для звільнення працівника за іншими підставами, встановленими законодавством про працю, серед них і з ініціативи самого працівника. Якщо працівник подав заяву з проханням звільнити його з роботи за власним бажанням у зв’язку з неможливістю проживання у цій місцевості за станом здоров’я, підтвердженим медичним висновком, роботодавець відповідно до частини першої статті 38 КЗпП України зобов’язаний звільнити такого працівника з роботи у зазначений у заяві день, попри те, що цьому працівникові висновком медико-соціальної експертної комісії (МСЕК) установлено групу інвалідності.

Відповідно до пункту 2 статті 40 КЗпП роботодавець має право звільнити працівника лише у разі виявлення його невідповідності займаній посаді або виконуваній роботі внаслідок стану здоров’я. Слід наголосити, що про таку невідповідність не могло бути відомо на час укладання трудового договору — протипоказання стану здоров’я виявлені після його укладення. За умови, що групу інвалідності із зазначенням непрацездатності працівника встановлено до укладення трудового договору, одначе працівник, оформляючись на роботу, приховав цей факт, його мають звільнити відповідно до статті 7 і частини шостої статті 24 КЗпП.

Безперечно, встановлена працівникові група інвалідності свідчить про обмеження чи втрату ним працездатності. Але не кожне обмеження чи втрата працездатності можуть призвести до невідповідності працівника займаній посаді або виконуваній роботі. Існує безліч посад чи робіт, які можуть успішно виконувати працівники, яким установлено групу інвалідності. Крім того, такі працівники можуть виконувати попередні роботи в спеціальних умовах праці. Разом з тим із певними захворюваннями працівники, яким не встановлено групи інвалідності, постійно чи протягом певного часу не можуть виконувати покладені на них трудові обов’язки внаслідок свого стану здоров’я.

Слід зазначити, що статтею 170 КЗпП на роботодавця покладено обов’язок перевести працівників, які за станом здоров’я потребують надання іншої, легшої роботи, на таку роботу за їх згодою та відповідно до медичного висновку тимчасово або без обмеження строку. Крім того, відповідно до частини 2 статті 40 КЗпП звільнення за пунктом 2 статті 40 КЗпП допускається за умови, що працівника, стосовно якого виявлено невідповідність займаній посаді або виконуваній роботі внаслідок стану здоров’я, неможливо перевести за його згодою на іншу роботу, яка відповідає його стану здоров’я.

Разом з тим слід наголосити, що, покладаючи на роботодавця обов’язок стосовно переведення працівників на іншу, легшу роботу, вказані законодавчі норми не вимагають від нього створювати нове робоче місце для працівника, щодо якого виявлено невідповідність займаній посаді або виконуваній роботі внаслідок стану здоров’я.

Таким чином, у ситуації, коли МСЕК установила працівникові групу інвалідності, роботодавець насамперед має вжити заходів щодо встановлення факту виявленої невідповідності такого працівника займаній посаді чи виконуваній роботі. Відтак він повинен запропонувати працівникові роботу, яка б відповідала його стану здоров’я. Лише після цього, якщо працівник відмовився від переведення на іншу, легшу роботу, роботодавець може звільнити працівника, якому встановлено групу інвалідності, за пунктом 2 статті 40 КЗпП.

Для того щоб установити факт виявленої невідповідності працівника займаній посаді або виконуваній роботі внаслідок стану здоров’я, роботодавець повинен передусім керуватися довідкою до акта огляду МСЕК, на зворотній стороні якої зазначається висновок про умови та характер праці, а також індивідуальною реабілітаційною програмою інваліда, копію якої в установлених законодавством випадках надсилає МСЕК на адресу підприємства за місцем роботи працівника-інваліда.

Якщо існує індивідуальна реабілітаційна програма інваліда, роботодавець зобов’язаний здійснити трудову реабілітацію інваліда. Тобто згідно зі статтею 172 КЗпП роботодавець зобов’язаний організувати навчання, перекваліфікацію і працевлаштування інваліда відповідно до медичних рекомендацій МСЕК, встановити на прохання інваліда неповний робочий день або неповний робочий тиждень та створити пільгові умови праці. Зазначене унеможливлює звільнення працівника-інваліда за пунктом 2 статті 40 КЗпП.

Якщо ж нема індивідуальної реабілітаційної програми інваліда, роботодавець має право звернутися до МСЕК, рішенням якої працівникові встановлено групу інвалідності, з проханням надати висновок щодо відповідності чи невідповідності фактичних умов праці цього працівника його стану здоров’я. Таке звернення надзвичайно важливе у ситуації, коли в довідці до акта огляду МСЕК, яку обов’язково видають інвалідові на підтвердження факту встановленої групи інвалідності, у розділі «Висновок про умови та характер праці» вказано, що інвалід може працювати в спеціально створених умовах без конкретизації таких умов, або коли у названому розділі взагалі нічого не зазначено. Водночас потреби звертатися до МСЕК з проханням надати зазначений вище висновок нема у випадку, коли в названому розділі довідки МСЕК записано, що працівник не може працювати, тобто він — непрацездатний.

Звертаючись до МСЕК з проханням надати висновок щодо відповідності чи невідповідності стану здоров’я працівника, якому встановлено групу інвалідності, займаній посаді чи виконуваній роботі, годиться якомога детальніше описати умови праці, в яких працює цей працівник.

Слід пам’ятати, що на стан здоров’я працівника прямо чи опосередковано можуть впливати усілякі умови праці, зокрема, температура та вологість повітря, швидкість повітряних потоків на робочому місці, фізичні навантаження, характер рухів чи робочих поз працівника, інші критерії ергономіки під час виконання трудових обов’язків, режим праці та відпочинку працівника, разом із технологічними перервами, наявність у робочій зоні працівника шкідливих речовин чи інших небезпечних факторів, загазованості, вібрації, шуму, випромінювань тощо.

Якщо робоче місце працівника підлягає атестації, до звернення слід додати карту оцінювання умов праці робочого місця за результатами атестації. У цілому, чим детальніше описано умови праці працівника, періодичність і тривалість направлення його у відрядження, тим імовірніше, що МСЕК надасть правильний висновок щодо відповідності чи невідповідності стану здоров’я працівника-інваліда займаній посаді чи виконуваній роботі.

Водночас у зверненні про надання зазначеного вище висновку буде доречним просити МСЕК указати фактори, небезпечні для стану здоров’я працівника-інваліда, або ж конкретизувати, у чому саме полягають обмеження умов його праці.

Отримавши висновок МСЕК про умови та характер праці працівника-інваліда, роботодавець має запропонувати цьому працівникові інші посади чи роботи, які за умовами та характером праці відповідатимуть зазначеному висновку, а також професії та кваліфікації працівника.

У разі відмови працівника-інваліда від пропонованого переведення на інші посади чи роботи роботодавець може звільнити його за пунктом 2 статті 40 КЗпП з дотриманням вимог законодавства. Зокрема, відповідно до статті 43 КЗпП, якщо працівник є членом виборного органу первинної профспілкової організації (далі — профспілка), що функціонує на підприємстві, роботодавець має звернутися до профспілки, щоб отримати попередню згоду на зазначене вище звільнення. У поданні має бути зазначено та підтверджено копіями відповідних документів факт виявленої невідповідності працівника займаній посаді чи виконуваній роботі внаслідок стану здоров’я та факт відмови працівника від переведення на іншу посаду чи роботу, яка за умовами та характером відповідає стану здоров’я працівника-інваліда, або ж неможливості його дальшого працевлаштування на підприємстві. Працівника можна звільнити за пунктом 2 статті 40 КЗпП протягом місяця з дня одержання згоди профспілки.

Досить часто на практиці виникає питання про оплату працівникові-інвалідові часу, протягом якого роботодавець уживає заходів щодо встановлення підстав для його звільнення. За умови, що у довідці до акта огляду МСЕК зазначено, що інвалід може працювати в спеціально створених умовах без конкретизації таких умов, або коли у названому розділі взагалі нічого не зазначено, до отримання висновку МСЕК про відповідність умов та характеру праці працівника його станові здоров’я, та якщо працівник не звертався про встановлення йому інших (спеціальних або легших) умов праці (як-от, скороченого робочого часу) чи переведення на іншу вакантну посаду або легшу роботу, працівник-інвалід може виконувати трудові обов’язки та відповідно отримувати заробітну плату.

Якщо у довідці до акта огляду МСЕК зазначено певні обмеження щодо умов та характеру праці, роботодавець зобов’язаний запропонувати працівникові іншу вакантну посаду чи легшу роботу, яка б відповідала висновкам, зазначеним у названій вище довідці.

Звертаємо Вашу увагу, щочас, протягом якого працівникові підшуковуватимуть підходящу роботу та протягом якого працівник не виконуватиме жодних трудових обов’язків, роботодавець може визнати як час простою не з вини працівника та оплатити у розмірі не менше двох третин посадового окладу чи тарифної ставки відповідно до статті 113 КЗпП.

Якщо ухвалено рішення про переведення працівника на іншу роботу, слід ураховувати й вимоги частини першої статті 114 та частини другої статті 170 КЗпП. Зокрема відповідно до частини першої статті 114 КЗпП під час переведення працівника на іншу постійну нижчеоплачувану роботу за ним протягом двох тижнів від дня переведення зберігається попередній середній заробіток. Відповідно до частини другої статті 170 КЗпП при переведенні за станом здоров’я на легшу нижчеоплачувану роботу за працівниками зберігається попередній середній заробіток протягом двох тижнів від дня переведення, а у випадках, передбачених законодавством України, попередній середній заробіток зберігається на весь час виконання нижчеоплачуваної роботи або надається матеріальне забезпечення за загальнообов’язковим державним соціальним страхуванням.

При звільненні за пунктом 2 статті 40 КЗпП передбачено виплату вихідної допомоги у розмірі не менше середнього місячного заробітку.

Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В связи с этим 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон, устанавливающий доступность для инвалидов различных объектов и услуг. По просьбам наших читателей мы публикуем, какие изменения произойдут в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом в интервью «Слободе» рассказал Андрей Филиппов, министр труда и социальной защиты Тульской области.


Андрей Филиппов

— С 1 января 2016 года инвалиды имеют право на сопровождение. Как это будет происходить в нашем регионе?

— Для начала отмечу, что Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» был принят ещё 1 декабря 2014 года, но в силу вступил с 1 января 2016 года. И то не в полном объёме. Часть его статей начнёт действовать с 1 июля 2016 года, а некоторые — с 1 января 2017 года. Он вносит изменения практически во все нормативно-правовые акты с точки зрения обеспечения возможности инвалидам воспользоваться услугами во всех сферах жизнедеятельности. Прежде всего внесены изменения в Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Статья № 15 этого закона как раз говорит о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Аптеки, прачечные, парикмахерские и любые другие организации должны обеспечить инвалидам возможность воспользоваться их услугами.

Но здесь надо учитывать, что часто оборудовать здание пандусами или специальными подъёмниками для инвалидов просто невозможно. Законодатель предусмотрел, что в этом случае организации должны согласовать с обществами инвалидов другие способы оказания услуги инвалидам. Это может быть доставка товара на дом, сотрудничество с социальными работниками, которые приобретут товар для инвалида, подвоз человека к зданию, оказание услуги по почте или интернету и т. п. Эта работа, кстати, частично уже организована в регионе. Всегда инвалиды могут обратиться в службу социального такси.

— Эти услуги бесплатные?

— Из закона не вытекает, что все инвалиды должны быть обеспечены бесплатной доставкой до необходимого им места. Документ предусматривает лишь обеспечение возможности воспользоваться услугами транспорта.

— Кто будет заниматься сопровождением инвалидов?

— И социальные работники, и работники служб сервиса. Закон не устанавливает, что каждому инвалиду будет «приставлен» сопровождающий. Это услуга, которая будет оказываться в рамках социального обеспечения инвалидов.

— Допустим, инвалид захочет купить лекарство в аптеке возле дома, но там нет пандуса. Что ему делать? По закону, с 1 января ему должны оказать услугу…

— Если инвалид обслуживается соцработником, то о приобретении и доставке лекарств позаботится социальный работник. Если инвалид не обслуживается на дому соцработником, он может обратиться за помощью в соцзащиту или потребовать от работников аптеки оказать ему необходимую помощь.

— Какие действия инвалидам можно ожидать от соцзащиты в такой ситуации?

— Мы готовы выделить социального работника. Если рассматривать данную ситуацию с аптекой, соцработник приобретёт необходимые лекарства и отвезёт их домой. Но в дальнейшем должен заработать механизм, который предусмотрен, то есть каждая аптека должна обеспечить инвалидам возможность получить у них услуги.

В дальнейшем будет введена административная ответственность для организаций, которые закон не исполняют. То есть если инвалид сообщит нам о том, что ему не была оказана определённая услуга из-за отсутствия доступа в организацию, учреждение могут оштрафовать.

— Закон говорит о том, что пандусами будут оборудованы только вновь вводимые в эксплуатацию здания. Но при этом собственники существующих объектов всё равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа. Поясните это положение закона.

— Действительно, с этого года любые вновь вводимые объекты должны соответствовать требованиям по доступности для маломобильных категорий граждан.

— Там везде должны быть установлены пандусы?

— Пандусы, лифты, расширенные проёмы и т. д. Что касается уже введённых объектов, если их невозможно переоборудовать, с обществами инвалидов должно быть согласовано, что возможно достичь только частичной или условной доступности.

— Кто несёт ответственность за то, что пандусы не установлены в многоэтажках?

— Управляющая компания, которая обслуживает данный дом. Проблема установки пандусов в многоквартирных домах стоит очень серьёзно по следующей причине: пандус является частью капитального строительства. В большинстве домов основная часть квартир приватизирована, поэтому для получения разрешения на установку пандуса или подъёмников требуется согласие жильцов. Многие его не дают: кто-то не согласен с установкой пандусов, считая, что они будут мешать выходу из подъезда.

— Вопрос, который вызвал возмущения, — это изменения порядка предоставления инвалидам льгот на оплату жилья…

— Мы привели региональное законодательство в соответствие с федеральным. С учётом того, что все льготы инвалидам на оплату содержания жилья и услуг ЖКХ выплачиваются за счёт федеральных средств, они напрямую регулируются Федеральным 181-м законом о социальной защите инвалидов.

181 закон чётко говорит о том, что 50% льготу на оплату жилья имеют инвалиды, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде.

То есть те, кто проживает в приватизированной, купленной или подаренной квартире, этой льготой не обладают. И второй момент — по областному законодательству льгота распространялась на всех членов семьи инвалида, по федеральному же — выплата осуществляется конкретно на инвалида — без учёта членов семьи, которые с ним проживают. Опять же в этом вопросе мы привели наше законодательство в соответствие с федеральным.

Некоторые жители возмущены этим. Хочется, чтобы они понимали, что данные льготы выплачиваются из федеральных средств. Речи об экономии нет!

Кстати, многие инвалиды являются одновременно и ветеранами труда. У них есть право выбора, по какой категории предусмотреть эту льготу: получать её как инвалид или как ветеран труда. В последнем случае они будут получать льготу на прежних условиях.

— Новый закон предусматривает и скидку в 50% на оплату капремонта для людей старше 75 лет. Ожидать ли тулякам льготу?

— Эту норму предусмотрел Федеральный закон № 85 от 25 декабря:

  1. Скидка в 50% на капремонт для инвалидов 1−2 группы и семей, в которых есть ребёнок-инвалид. Эта выплата действует с 1 января.
  2. Закон говорит о праве региона установить льготу людям старше 75 лет — 50%-ю скидку на оплату капремонта, а тем, кто старше 80 лет, — 100%-ю скидку. Это право каждого региона нашей страны — устанавливать льготу или нет. Сейчас этот вопрос прорабатывается в Тульской области. В ближайшее время будет принято определённое решение.

цифры

505 объектов нашего региона адаптируют для инвалидов (установят пандусы, лифты и другие приспособления) до 2020 года.

152 тысячи жителей Тульской области имеют инвалидность, что составляет 10% от всего населения.

Индивидуальный предприниматель (инвалид III группы) будет либо уплачивать ЕНВД, либо применять УСН с объектом налогообложения «доходы». Планируемый вид деятельности — приготовление пиццы на вынос, место осуществления деятельности — г. Железнодорожный Московской области.
Есть ли какие-либо льготы по НДФЛ и страховым взносам?

9 июня 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
НК РФ в настоящее время не содержит отдельных льгот для индивидуальных предпринимателей, являющихся инвалидами III группы.

Обоснование вывода:
НК РФ устанавливает систему налогов в РФ, а также общие принципы налогообложения (п. 2 ст. 1 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ).

УСН

Уже в силу закона применение УСН ИП предусматривает его освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ). ИП, применяющий УСН, не признается плательщиком НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст.ст. 161 и 174.1 НК РФ (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).
Вместе с тем нормы главы 26.2 НК РФ, регулирующей порядок исчисления и уплаты налога при применении УСН, не предусматривают отдельных льгот ИП, являющимся инвалидами III группы.
В то же время законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом ставка налога в ряде случаев может быть снижена и до 0 процентов (п.п. 1, 4 ст. 346.20 НК РФ).
Ставки налога, взимаемого в связи с применением УСН в Московской области, установлены законом Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ (далее — Закон N 9/2009-ОЗ).
Так, ст. 2.2 Закона N 9/2009-ОЗ определяет, что налоговая ставка в размере 0 процентов может применяться ИП, выбравшими в том числе объект налогообложения в виде доходов, впервые зарегистрированными после вступления в силу данной статьи и осуществляющими предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, перечислены в приложении 2 к Закону N 9/2009-ОЗ.
Однако в данном перечне деятельность по приготовлению пиццы не поименована. Следовательно, оснований для применения ставки, предусмотренной ст. 2.2 Закона N 9/2009-ОЗ, не имеется.
Аналогично не имеется оснований и для применения нулевой налоговой ставки, предусмотренной ст. 2.3 Закона N 9/2009-ОЗ, поскольку, исходя из распоряжения Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, планируемый предпринимателем вид деятельности к бытовым услугам не относится.

ЕНВД

Также как и при применении УСН уплата ЕНВД по общему правилу освобождает предпринимателя от уплаты НДФЛ, налога на имущество и НДС (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
При этом глава 26.3 НК РФ тоже не содержит отдельных льгот для ИП, являющихся инвалидами III группы.
В свою очередь, из п. 2 ст. 346.31 НК РФ следует, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов и т.д. могут быть установлены пониженные ставки ЕНВД в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может уплачиваться ЕНВД.
Как следует из вопроса, ИП планирует осуществлять деятельность в г. Железнодорожный Московской области.
В настоящее время соответствующий нормативный правовой акт, которым была бы установлена пониженная ставка ЕНВД в г. Железнодорожный Московской области, отсутствует.

НДФЛ

Доходы, не подлежащие обложению НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК РФ.
Из положений ст. 217 НК РФ следует, что некоторые выплаты, производимые в пользу физических лиц — инвалидов, от налогообложения НДФЛ освобождаются. В частности, это касается сумм оплаты за инвалидов технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплаты приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов (п. 22 ст. 217 НК РФ) и возмещения (оплаты) инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом, в пределах 4000 рублей за налоговый период (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Однако отдельных положений, предусматривающих освобождение иных доходов, полученных предпринимателем-инвалидом, глава 23 НК РФ не содержит.

Страховые взносы

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен ст. 422 НК РФ. Он является исчерпывающим и не содержит выплат в пользу инвалидов.
Применение пониженных тарифов страховых взносов ИП-инвалидами ст. 427 НК РФ отдельно не установлено.
Право на применение пониженных тарифов ИП, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, зависит от используемой ими системы налогообложения и вида предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 427 НК РФ).
В частности, имеют право на пониженные тарифы предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является производство пищевых продуктов (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ).
Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014. N 14-ст), в группировку «Производство пищевых продуктов» включена деятельность по производству скоропортящихся продуктов, таких как сэндвичи и свежая пицца (код 10.89.2).
На основании п. 6 ст. 427 НК РФ доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов предпринимателя-инвалида.
Обращаем Ваше внимание, что пониженные тарифы вправе применять только ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Для предпринимателей-инвалидов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ст. 430 НК РФ преференции не установлены.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *