211 вид расходов

211 вид расходов

Содержание

Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 января 2019 года действует новый документ, устанавливающий порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), – Порядок № 209н. Еще до вступления в силу данный документ был скорректирован Приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 246н. Какие новшества при применении КОСГУ нужно учитывать с 2019 года согласно обновленному Порядку № 209н, рассмотрим в статье.

Классификация операций сектора государственного управления используется (в том числе государственными (муниципальными) учреждениями) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Кроме того, коды КОСГУ применяются при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований (п. 2 Порядка № 209н).

Напомним, что в 2018 году порядок применения КОСГУ устанавливался Указаниями № 65н (разд. V). Уже тогда были сделаны первые значительные нововведения по дополнительной детализации доходных и расходных статей КОСГУ. С 2019 года детализация расширяется и на другие статьи, в частности статьи по увеличению (уменьшению) материальных запасов (340, 440), дебиторской (560, 660) и кредиторской (730, 830) задолженности. Кроме того, согласно Порядку № 209н операции по выплатам и поступлениям теперь следует разграничивать:

  • на текущие и капитальные;

  • социальные и несоциальные;

  • денежные и в натуральной форме.

Далее приведем основные новшества по применению КОСГУ, которые необходимо учитывать с 2019 года.

Доходы

Статья 120 «Доходы от собственности».

К уже имеющимся добавлены новые подстатьи: 12A «Доли в прибылях (убытках) объектов инвестирования», 12K «Доходы от концессионной платы», 12T «Доходы от простого товарищества». Кроме того, скорректированы пояснения к новым и старым подстатьям.

Стоит отметить, что в силу изменений доходы по сделкам РЕПО теперь отражаются по подстатье 129 (вместо подстатьи 125). Также на подстатью 129 следует относить доходы от платы за наем жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, договорам найма специализированных жилых помещений.

Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат».

Статья дополнена подстатьями:

  • 137 – на нее относятся доходы в виде сумм ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении обязательства, по которому предусмотрено формирование соответствующего резерва;

  • 138 – на нее относятся доходы, возникающие при выполнении работ по договорам строительного подряда.

Кроме того, обновлены пояснения к подстатьям 134 – 136. Исходя из них доходы в виде возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в пользовании, отражаются в следующем порядке:

  • по подстатье 135 – если имущество находится в аренде, в безвозмездном пользовании в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектом учета аренды;

  • по подстатье 134 – если имущество находится в пользовании вне договоров аренды.

Возврат подотчетным лицом выданного ему аванса в прошлые отчетные периоды должен отражаться по подстатье 136. Соответствующие положения были добавлены в пояснения к указанной подстатье.

Статьи 150, 160, 190.

На данных статьях с 2019 года отражаются доходы в виде безвозмездных перечислений. Порядок № 209н пре– дусматривает совершенно иную детализацию безвозмездных поступлений:

  • по форме поступлений: денежные и неденежные;

  • по характеру поступлений: текущие и капитальные;

  • по категории лиц, от которых приняты поступления: от сектора государственного управления, от бюджетов бюджетной системы РФ, от организаций госсектора, от иных резидентов, от международных организаций и т. д.

В связи с этим прежние названия статей 150, 160, а также порядок их применения изменены. Кроме того, в целях отражения безвозмездных поступлений дополнительно введена статья 190. Как применять эти статьи в 2019 году, рассмотрим в таблице:

Безвозмездные поступления

Статья (подстатья) КОСГУ

По поступлениям текущего характера

По поступлениям капитального характера

Денежные поступления

Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

Поступления от сектора государственного управления бюджетным и автономным учреждениям

Поступления от бюджетных и автономных учреждений в бюджеты бюджетной системы РФ

Поступления от организаций государственного сектора

Поступления от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)

Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

Поступления от международных организаций

Поступления от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций)

Поступления по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ по распределенным доходам и безвозмездные поступления

Неденежные поступления в сектор государственного управления

Поступления от сектора государственного управления и организаций государственного сектора

Поступления от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)

Поступления от физических лиц

Поступления от нерезидентов

Прочие неденежные поступления

Здесь следует пояснить, что поступления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемое в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе расходов на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов), приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств, приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 7 Порядка № 209н).

Поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера, признаются поступлениями текущего характера. Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального, так и некапитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера. Таковыми, например, могут быть субвенции, консолидированные субсидии бюджетам бюджетной системы РФ, гранты в форме субсидий юридическим лицам, субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление как расходов некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, средств видеовизуализации, библиотечных фондов, иных объектов движимого имущества).

К безвозмездным неденежным поступлениям согласно Методическим рекомендациям к Порядку применения КОСГУ (приложение к Письму Минфина РФ от 29.06.2018 № 02-05-10/45153) относятся:

  • доходы от оприходования объектов нефинансовых активов с забалансового счета;

  • доходы от безвозмездного получения нефинансовых активов;

  • доходы от оприходования излишков, выявленных при инвентаризации;

  • доходы от оприходования имущества в результате разукомплектации объектов основных средств;

  • доходы от изменения кадастровой стоимости земельных участков.

Обратите внимание: государственные (муниципальные) учреждения в целях применения Порядка № 209н относятся непосредственно к сектору государственного управления, а не к организациям госсектора. Кроме того, к сектору государственного управления также относятся государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами. Организациями госсектора в данном случае выступают, к примеру, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации и компании (п. 2, 9.5 Порядка № 209н, Рекомендации).

Статья 170 «Доходы от операций с активами».

К указанной статье добавлены новые подстатьи:

  • 177 «Изменения в капитале объекта инвестирования»;

  • 17Т «Доходы (убытки) от деятельности простого товарищества»;

  • 17Z «Доходы (убытки) от деятельности простого товарищества».

Кроме того, скорректированы наименования и порядок применения отдельных подстатей, которые были введены ранее, в частности:

  • на подстатью 171 теперь относятся только операции, отражающие финансовый результат от переоценок средств в иностранной валюте в виде положительной либо отрицательной курсовой разницы. Соответственно, прежнее наименование «Доходы от переоценки активов и обязательств» заменено на «Курсовые разницы»;

  • на подстатью 172 «Доходы от выбытия активов»следует относить операции, отражающие финансовый результат от реализации активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, иных операций). Ранее данная статья имела название «Доходы от операций с активами».

Статья 180 «Прочие доходы».

Хотя название данной статьи не изменилось, перечень ее подстатей и порядок их применения практически полностью обновлены:

Подстатья в 2018 году

Подстатья в 2019 году

181 «Невыясненные поступления»

181 «Невыясненные поступления»

182 «Доходы от безвозмездного права пользования»

182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»

186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»

187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами»

189 «Иные доходы»

189 «Иные доходы»

18К «Прочие доходы от увеличения стоимости имущества концедента»

18Т «Прочие доходы (убытки) от деятельности простого товарищества»

Из приведенной таблицы видно, что с 2019 года исключены подстатьи 183 и 184, предназначавшиеся ранее для отражения целевых субсидий, субсидий на осуществление капитальных вложений, получаемых государственными (муниципальными) учреждениями. Возникает вопрос: по какой подстатье отражать указанные субсидии теперь

С учетом приведенной выше информации о безвозмездных денежных поступлениях, по мнению автора, предоставляемые бюджетным (автономным) учреждениям субсидии на осуществление капитальных вложений следует отражать по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», субсидии на иные цели – по подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» или 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» (в зависимости от характера поступлений – текущие или капитальные).

По такому же принципу меняется порядок применения КОСГУ в отношении следующих доходов:

Доходы

Подстатья КОСГУ

2018 год

2019 год

Гранты, денежные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц

155, 157, 158, 165, 167, 168

Пожертвования имущества от физических и юридических лиц

196, 197, 198

Доходы от оприходования излишков имущества, выявленных при инвентаризации

Обратите внимание: подстатья 189 «Иные доходы» в 2019 году используется для отражения операций по уплате НДС и налога на прибыль бюджетными (автономными) учреждениями (п. 9 Порядка № 209н). Ранее для отражения указанных операций эти учреждения могли использовать подстатьи 189 и 131.

Расходы

Выплаты персоналу социального и несоциального характера.

Отличительными особенностями Порядка № 209н являются:

  • разграничение выплат работникам государственных (муниципальных) учреждений на заработную плату (подстатья 211 «Заработная плата») и иные выплаты (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме», 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме»);

  • разграничение иных выплат персоналу по типу выплат (несоциальные или социальные), а также по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), между подстатьями 212, 214, 266, 267;

  • отнесение к социальным пособиям и компенсациям персоналу выплат, связанных с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка, которые могут негативно сказаться на имущественном положении;

  • отражение возмещения (компенсации) персоналу расходов, связанных с осуществлением служебных, трудовых обязанностей, таких как расходы на компенсацию за использование личного транспорта для служебных целей, расходы, связанные со служебными командировками (за исключением выплаты суточных), компенсация стоимости вещевого имущества, иные аналогичные расходы, по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ;

  • отнесение к социальным пособиям в натуральной форме оплаты товаров, работ, услуг населению, а также компенсации (возмещения) расходов населения на приобретение товаров, работ и услуг.

В связи с этим для отражения выплат персоналу добавлены следующие подстатьи:

  • 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»;

  • 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;

  • 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме»;

  • 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме»;

  • 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме».

Кроме того, изменено наименование подстатьи 212: «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» вместо «Прочие выплаты».

С учетом указанных новшеств приведем в таблице наиболее распространенные виды выплат персоналу, по которым коды КОСГУ в 2019 году поменялись:

Выплаты

Статья (подстатья) КОСГУ

2018 год

2019 год

Пособие за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)

Выходные пособия работникам при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, осуществляемые в порядке и в размерах, установленных законодательством РФ

Дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренная ч. 3 ст. 180 ТК РФ (в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации)

Возмещение командировочных расходов:

  • расходов на проезд;

  • расходов по найму жилого помещения;

  • иных расходов (за исключением суточных), произведенных в служебной командировке с разрешения и ведома работодателя

Возмещение расходов на прохождение медицинского осмотра

Компенсация расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей

Компенсация расходов, связанных с проездом при переезде из районов Крайнего Севера, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных

Компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение

Компенсация за использование личного транспорта для служебных целей

Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. сотрудникам (работникам), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, назначаемые и выплачиваемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»

Выплата работникам среднемесячного заработка на период трудоустройства при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждения, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения

Выплаты бывшим работникам государственных (муниципальных) учреждений к памятным датам, профессиональным праздникам и т. п.

Возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близкому родственнику в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей

Безвозмездные перечисления организациям.

Согласно Порядку № 209н безвозмездные перечисления организациям детализированы по характеру поступлений на текущие и капитальные (статьи 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям» и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям»).

Безвозмездные перечисления текущего характера включают перечисления:

  • на продукцию. В соответствии с п. 10.4 Порядка № 209н безвозмездные и безвозвратные трансферты (субсидии) текущего характера на продукцию предоставляются в форме возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возмещения разницы в тарифах исходя из стоимости единицы товара, работы, услуги. К таким перечислениям, например, относятся субсидии на государственную поддержку отдельных организаций в различных отраслях, порядком (правилами) и (или) соглашением о предоставлении которых предусмотрены количественные показатели произведенных товаров, работ и (или) услуг. Субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере молодежной политики (Постановление Правительства РФ от 30.05.2017 № 657), соглашением о предоставлении которых предусмотрены количественные показатели результативности (количество проведенных семинаров, лекций и т. п.), подлежат отражению как безвозмездные перечисления организациям на продукцию (подстатья 24В);

  • на производство. Безвозмездные и безвозвратные трансферты (субсидии) текущего характера на производство предоставляются на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обес– печение (возмещение) затрат, связанных с приобретением материальных запасов, оплатой труда работников, уплатой процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и другими текущими затратами на производство. К безвозмездным и безвозвратным трансфертам текущего характера на производство относятся трансферты организациям, которые невозможно однозначно отнести к безвозмездным и безвозвратным трансфертам (субсидиям) текущего характера на продукцию (то есть субсидия, которая включает в себя как признаки субсидии на производство, так и признаки субсидии на продукт в том случае, если она составляет единую субсидию). К таким субсидиям, например, относятся гранты в форме субсидий молодежным и детским общественным объединениям, образовательным организациям высшего образования (Постановление Правительства РФ от 19.09.2017 № 1120) в целях финансового обеспечения развития проектов, отобранных по результатам конкурса, направленных на вовлечение молодежи в активную социальную практику, в том числе на развитие творческих способностей, повышение ее гражданской активности, не предусматривающих количественные показатели произведенных товаров, работ и (или) услуг (подстатья 246).

В свою очередь, безвозмездные перечисления текущего характера на продукцию и производство, безвозмездные перечисления капитального характера детализируются по их получателю:

  • финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора;

  • некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг;

  • иным финансовым и нефинансовым организациям (за исключением организаций государственного сектора).

С учетом указанных новшеств для отражения безвозмездных перечислений организациям в 2019 году применяются следующие статьи (подстатьи):

Безвозмездные перечисления

Статья (подстатья) КОСГУ

По перечислениям текущего характера

По перечислениям капитального характера

Безвозмездные перечисления

Перечисления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям

Перечисления финансовым организациям государственного сектора на производство (продукцию)

Перечисления иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство (продукцию)

Перечисления нефинансовым организациям государственного сектора на производство (продукцию)

Перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство (продукцию)

245/24А

Перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство (продукцию)

246/24В

Изменения по КОСГУ в части расходов на оплату услуг, работ.

К статье 220 «Оплата работ, услуг» Порядком № 209н добавлены следующие новые подстатьи:

  • 227 «Страхование»;

  • 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;

  • 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

С учетом указанных новшеств приведем в таблице наиболее распространенные виды расходов на оплату работ (услуг), по которым коды КОСГУ в 2019 году поменялись:

Расходы

Статья (подстатья) КОСГУ

2018 год

2019 год

Возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства

Установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство тревожной кнопки, а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье 310 КОСГУ)

Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов

Услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья

Расходы по арендной плате за пользование земельными участками

Изменения по КОСГУ в части прочих расходов.

Перечень подстатей, открытых к статье 290 «Прочие расходы», дополнился новыми подстатьями:

  • 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»;

  • 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»;

  • 299 «Иные выплаты капитального характера организациям»;

  • 29T «Расходы по возмещению убытков (расходов) от деятельности простого товарищества».

Кроме того, изменено наименование подстатьи 296: «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» вместо «Иные расходы».

С учетом указанных новшеств приведем в таблице наиболее распространенные виды прочих расходов, по которым коды КОСГУ в 2019 году поменялись:

Расходы

Статья (подстатья) КОСГУ

2018 год

2019 год

Выплата стипендий ученым, научным работникам

Расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования

Приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;

  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;

  • цветов и иной подарочной и сувенирной продукции

Представительские расходы, прием и обслуживание делегаций

Отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу

Приобретение (изготовление) специальной продукции

Взносы за членство в организациях, кроме членских взносов в международные организации

Выплата суточных, денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения) студентам при их направлении на различного рода мероприятия (олимпиады, учебную практику и иные мероприятия)

Увеличение и уменьшение нефинансовых активов

В части увеличения и уменьшения нефинансовых активов основными новшествами в КОСГУ являются:

1) детализация статей 340 и 440 по видам материальных запасов подстатьями:

  • 341 (441) «Увеличение (уменьшение) стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»;

  • 342 (442) «Увеличение (уменьшение) стоимости продуктов питания»;

  • 343 (443) «Увеличение (уменьшение) стоимости горюче-смазочных материалов»;

  • 344 (444) «Увеличение (уменьшение) стоимости строительных материалов»;

  • 345 (445) «Увеличение (уменьшение) стоимости мягкого инвентаря»;

  • 346 (446) «Увеличение (уменьшение) стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;

  • 347 (447) «Увеличение (уменьшение) стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;

  • 349 (449) «Увеличение (уменьшение) стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

Сравним порядок применения кодов КОСГУ по операциям с материальными запасами в 2019 и 2018 годах:

Материальные запасы

Статья (подстатья) КОСГУ

2019 год

2018 год

Лекарственные препараты и материалы, применяемые в медицинских целях

Продукты питания

Топливо, горюче-смазочные материалы

Строительные материалы, за исключением строительных материалов для целей капитальных вложений

Мягкий инвентарь

Прочие объекты, относящиеся к материальным запасам, в том числе:

  • запасные и (или) составные части для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т. п.;

  • спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

  • кухонный инвентарь;

  • корма, средства ухода, дрессировки, экипировки животных;

  • материальные запасы в составе имущества казны, в том числе входящие в государственный материальный резерв;

  • бланочная продукция (за исключением бланков строгой отчетности)

Материалы, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений

Прочие объекты, относящиеся к материальным запасам однократного применения (подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи, специальная продукция, бланки строгой отчетности, бутилированная питьевая вода)

296, 226, 223

2) введение статей (подстатей) для отражения операций по увеличению (уменьшению) стоимости биологических активов:

  • статьи 360 «Увеличение стоимости биологических активов»;

  • статьи 460 «Уменьшение стоимости биологических активов»;

  • подстатьи 461 «Выбытие биологических активов»;

  • подстатьи 462 «Обесценение биологических активов».

Увеличение и уменьшение прочей дебиторской и кредиторской задолженности

Как и раньше, для отражения операций по увеличению и уменьшению дебиторской задолженности, кредиторской задолженности используются статьи 560 (660) и 730 (830) соответственно. При этом в 2019 году данные статьи детализированы подстатьями в зависимости от контрагентов, при расчетах с которыми такая задолженность образуется (п. 13.6, 14.6, 15.3, 16.3 Порядка № 209н). Рассмотрим эти подстатьи в таблице:

Задолженность

Подстатья КОСГУ

По дебиторской задолженности

По кредиторской задолженности

Увеличение (уменьшение) прочей задолженности

Увеличение (уменьшение) задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса

Увеличение (уменьшение) задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями

Увеличение (уменьшение) задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора

Увеличение (уменьшение) задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями

Увеличение (уменьшение) задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями

Увеличение (уменьшение) задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг

Увеличение (уменьшение) задолженности по расчетам с физическими лицами

Увеличение (уменьшение) задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств

Увеличение (уменьшение) задолженности по расчетам с нерезидентами

569/669*

739/839*

* Применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2021 год.

Напомним, в первой части материала были рассмотрены федеральные стандарты «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», «События после отчетной даты», «Отчет о движении денежных средств», «Доходы» и «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Коды видов доходов, расходов и источников

Привычные Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, с 1 января 2019 г. утратили силу (письмо Минфина России от 10 августа 2018 г. № 02-05-11/56735). Дело в том, что в целях отнесения доходов, расходов и источников на соответствующие коды с 2019 года применяется Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н (далее – Порядок № 132н).

Наименования некоторых статей аналитической группы подвида доходов бюджета (далее АнКВД) с 2019 года изменились. В связи с этим отдельные доходы «перекочевали» из одной статьи в другую. Покажем некоторые перемены на примерах.

1

Ст. 110 «Налоговые доходы» АнКВД теперь называется «Налоговые доходы и таможенные платежи». На нее также относится доход от таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, который в соответствии с Указаниями № 65н относился на ст. 180 «Прочие доходы» АнКВД.

2

Из ст. 180 АнКВД «переместились» в ст. 150 «Безвозмездные денежные поступления» АнКВД гранты, пожертвования, иные безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц в силу того, что она изменила наименование с «Безвозмездных поступлений от бюджетов» на более общее. Обратите внимание, что Порядок № 132н не детализирует ст. 150 АнКВД подстатьями.

3

Перечни доходов были дополнены некоторыми видами поступлений. Например, Порядок № 132н однозначно устанавливает, что:

  • доходы в части земельного и транспортного налога относятся на ст. 110 «Налоговые доходы и таможенные платежи» АнКВД;
  • доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации относятся на ст. 120 «Доходы от собственности» АнКВД;
  • доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет относятся на ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» АнКВД.

Анализ положений Порядка № 132н в части применения кодов видов расходов (далее КВР) показывает, что многие перечни расходов дополнены. Поэтому при отнесении в 2019 году расходов на КВР необходимо тщательно просмотреть Порядок № 132н.

Приведем примеры изменения некоторых КВР.

1

В перечень выплат, относящихся на КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений», 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов», 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания», 141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов», добавлены выплаты (п. 51.1 Порядка № 132н):

  • единовременного денежного поощрения, в том числе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
  • задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула на основании вступившего в законную силу решения суда.

2

Приведены примеры не относящихся к заработной плате пособий, компенсаций и иных дополнительных выплат, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом получателей (п. 51.1 Порядка № 132н). Заметим, что аналогичные расходы содержались в Указаниях № 65н в описании подстатьи 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

3

Значительно расширился перечень расходов, относимых на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н).

4

В перечень расходов, относимых на КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда», добавлена уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (п. 51.8.3.1 Порядка № 132н).

5

Расширен перечень расходов, относимых на КВР 853 «Уплата иных платежей», в части расходов (п. 51.8.5.3 Порядка № 132н):

  • по пеням за несвоевременную уплату обязательных платежей и (или) взносов собственниками помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
  • по плате оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и др.

Некоторые статьи аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (далее – АнКВИ) в Порядке № 132нназываются иначе, чем в Указаниях № 65н. В то же время основные приемы отнесения на статьи АнКВИ не изменились. Смена наименований статей объясняется вступлением в силу федеральных стандартов и вводимых ими понятий. То есть наименования статей приведены в соответствие положениям федеральных стандартов для государственного сектора.

Новые принципы отнесения хозяйственных операций на статьи (подстатьи) КОСГУ

Утратившие силу с 1 января 2019 года Указания № 65н в части применения статей (подстатей) КОСГУ заменяет Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н, далее – Порядок № 209н (письмо Минфина от 10 августа 2018 г. № 02-05-11/56735). Методические рекомендации к Порядку № 209ндоведены письмом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153.

Обратите внимание: в целях применения Порядка № 209н под сектором государственного управления понимаются (п. 2 Порядка № 209н):

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • государственные (муниципальные) учреждения;
  • иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.

А под организациями государственного сектора понимаются (п. 9.5 Порядка № 209н):

  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании;
  • публично-правовые компании;
  • корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения.

Поэтому при работе с Порядком № 209н следует разграничивать названные понятия, чтобы правильно интерпретировать его положения.

Отметим, что теперь общих принципов при выборе статьи (подстатьи) КОСГУ стало больше. Принцип отнесения операций на коды в зависимости от экономического содержания остается действующим и в 2019 году, так как закреплен в Порядке № 209н (п. 3 Порядка № 209н). К нему добавляется разграничение операций по следующим их видам / критериям (п. 7 Порядка № 209н, Методические рекомендации № 02-05-10/45153):

  • поступления, выплаты в денежной / натуральной формах (безвозмездные поступления; выплаты персоналу (подстатьи 212 / 214, 266 / 267 КОСГУ); пособия по социальной помощи населению (подстатьи 262 / 263 КОСГУ); выплаты бывшим работникам (264 / 265 КОСГУ));
  • текущие / капитальные поступления, перечисления (безвозмездные поступления; безвозмездные перечисления (ст. 240 / ст. 280 КОСГУ); иные выплаты физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 / 298, 297 / 299 КОСГУ);
  • выплаты социального / несоциального характера (выплаты персоналу (подстатьи 212, 214 / 266, 267 КОСГУ); физическим лицам (ст. 260 / подстатьи 296, 298 КОСГУ);
  • перечисления финансовым / нефинансовым организациям (более подробно указано в п. 2.3 Методических рекомендаций № 02-05-10/45153).

Вместе с тем, порядок применения ст. 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ, в том числе подстатей, ее детализирующих, не изменен по сравнению с порядком, установленным Указаниями № 65н в 2018 году. Он не предусматривает обособление перечислений на перечисления текущего и капитального характера.

Не сложно заметить, что такое деление повторяет существенные требования и условия отнесения расходов на КВР. Это вполне логично, учитывая, что коды КОСГУ и КВР применяются во взаимной увязке. Увязка кодов КОСГУ в части Порядка № 209н и КВР согласно Порядку № 132н осуществляется в соответствии с Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемой начиная с 1 января 2019 года.

Особенности отнесения доходов и расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ

Перечни доходов и статей (подстатей) КОСГУ для их отнесения значительно расширены. Основная масса доходов относится на те же коды, на которые относилась и в соответствии с Указаниями № 65н. В то же время поменялись сами принципы отнесения доходов и расходов, были добавлены новые коды, некоторые коды были переименованы. Поэтому часть доходов и расходов была «перенесена» с привычных кодов на вновь введенные или ранее уже использовавшиеся. Наглядно такой «переход», а также доходы и расходы, оставшиеся без изменений, представлены в информации Минфина России от 2 июля 2018 г. «Сопоставительная таблица порядка применения КОСГУ, установленного приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (2018 г.), и порядка применения КОСГУ, установленного приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н (2019 г.)». Так что по этой таблице бухгалтер госсектора легко сможет проследить все немалые изменения в части применения КОСГУ. Также примеры отнесения на соответствующие подстатьи КОСГУ отдельных операций приведены в п. 4 Методических рекомендаций № 02-05-10/45153.

На некоторых особенностях применения кодов КОСГУ в 2019 году остановимся подробнее.

1

Порядок № 209н не устанавливает бухгалтерам бюджетных и автономных учреждений выбора кода КОСГУ для отражения начисления:

  • налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения;
  • налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость;
  • налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет.

Такие доходы относятся однозначно на подстатью 189 «Иные доходы» (п. 9 Порядка № 209н).

2

В прошлые годы бухгалтеры госсектора смело относили расходы, связанные со служебными командировками, на подстатью 212″Прочие выплаты» КОСГУ. С 2019 года на эту подстатью относятся только расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (например, суточные). Остальные командировочные расходы (расходы по проезду, по найму жилых помещений и иные, произведенные в командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя) относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

3

Интересные изменения претерпела группа 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ:

  • группа 300 КОСГУ была дополнена ст. 360 «Увеличение стоимости биологических активов» КОСГУ;
  • статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ была детализирована подстатьями КОСГУ с 341 по 347 и 349 по виду поступления материальных ценностей.

Симметричные изменения были внесены и в статьи (подстатьи) группы 400 «Выбытие нефинансовых активов» КОСГУ.

4

На вновь введенные подстатьи КОСГУ Порядком № 209н были перенесены расходы, результатом которых является получение материальных ценностей. Ранее такие расходы не отражались по статьям группы 300 КОСГУ.

1) Расходы на приобретение бутилированной воды при определенных условиях, ранее относимые на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ, с 2019 года относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

2) Из перечня расходов подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в целях перенесения на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ исключены расходы на приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности.

3) Из перечня расходов подстатьи 296 «Иные расходы» КОСГУ в целях перенесения на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ исключены расходы на приобретение (изготовление):

  • подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи (поздравительных открыток и вкладышей к ним, приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и тому подобное, цветов и иной подарочной и сувенирной продукции);
  • специальной продукции.

Согласно Порядку № 209н расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных относятся на статьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» или 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ в зависимости от того, определен ли срок их полезного использования (п. 11.5.2-11.5.3 Порядка № 209н).

Обратите внимание: такое отнесение расходов будет применяться с 1 января 2021 года (п. 2 Приказа Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н).

В настоящее время и до 1 января 2021 года расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Налог на имущество организаций

С 1 января 2019 года движимое имущество исключено из состава объектов обложения налогом на имущество организаций (п. 19 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ). Это находит отражение и в порядке представления форм налоговой отчетности, в которые внесены соответствующие изменения (смотрите, например, письмо ФНС России от 1 ноября 2018 г. № БС-4-21/21319@).

Кроме того, введение данной нормы заставит бухгалтеров госсектора задуматься о классификации имущества в качестве движимого или недвижимого, а также об исключении движимого имущества из числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. В первую очередь, такие вопросы возникают в отношении имущества, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и отнести однозначно которое на основании норм Гражданского кодекса к движимому или недвижимому затруднительно. Судебные споры с участием налоговых органов, предметом которых была квалификация основных средств в качестве движимых или недвижимых вещей, приведены в письме ФНС России от 18 октября 2018 г. № БС-4-21/20327@ «О судебных спорах о квалификации объектов в качестве недвижимых вещей».

НДС и реализация макулатуры

По 31 декабря 2018 года включительно не подлежала налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождалась от налогообложения) реализация макулатуры на территории Российской Федерации (подп. 31 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса, п. 2 ст. 2Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 174-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

С 1 января 2019 года п. 8 ст. 161 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость) макулатуры налоговая база определяется, исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»). То есть порядок НДС при реализации макулатуры с 1 января 2019 года будет аналогичен порядку, применяемому в отношении сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Материал подготовлен экспертами компании «Учет в БГУ», Компания Гарант (Саранск).

Расшифровка аббревиатуры КОСГУ
Что такое КВР
КОСГУ в закупках
Порядок определения КВР и КОСГУ
Таблица соответствия КОСГУ и КВР на 2020 год
Обзор нововведений КОСГУ и КВР в 2020 году
Ответственность за нарушение законодательства

КОСГУ и КВР – это специальные коды, которые используют государственные учреждения для отражения доходов и расходов. Коды едины для бюджета всех уровней. Расшифровка этих кодов помогает контролировать целевое использование бюджетных денег.

В статье расскажем, где применяются КОСГУ и КВР и как они связаны между собой, кому и на каком этапе госзакупок они нужны, приведем актуальную таблицу соответствия кодов в 2020 году.

Расшифровка аббревиатуры КОСГУ

КОСГУ расшифровывается как классификация операций сектора государственного управления. Это буквенно-цифровые коды, с помощью которых бюджетные организации группируют доходы и расходы по их экономическому содержанию.

Классификация разбита на основные группы:

  • 100 «Доходы»;
  • 200 «Расходы»;
  • 300 «Поступление нефинансовых активов»;
  • 400 «Выбытие нефинансовых активов»;
  • 500 «Поступление финансовых активов»;
  • 600 «Выбытие финансовых активов»;
  • 700 «Увеличение обязательств»;
  • 800 «Уменьшение обязательств».

Каждая группа делится на статьи, и далее – на подстатьи.

Например, в группу 100 «Доходы» входят статьи:

  • 110 «Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование»;
  • 120 «Доходы от собственности»;
  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»;
  • 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» и другие.

Статья 110 включает в себя подстатьи:

  • 111 «Налоги»;
  • 112 «Государственная пошлина, сборы»;
  • 113 «Таможенные платежи» и другие.

Полный список групп, статей и подстатей КОСГУ опубликован в приложении к Приказу Минфина № 209н.

Государственные учреждения применяют КОСГУ при:

  • планировании бюджета;
  • принятие бюджетных обязательств;
  • ведении учета и отчетности;
  • составлении смет доходов и расходов.

КОСГУ входит в структуру счета бюджетного учета и занимает в нем три последних разряда:

Ранее коды КОСГУ применялись в структуре кода бюджетной классификации (КБК). С 2015 года этот код в КБК заменили на код вида расходов (КВР). Шифры КОСГУ находятся в строгой увязке с КВР.

Что такое КВР

Код вида расходов (КВР) – специальный цифровой код, который применяют в составлении и исполнении бюджетов, бухгалтерском учете и отчетности, чтобы обозначить направление расходования средств.
КВР не используют отдельно, он входит в состав кода бюджетной классификации (КБК) и занимает в нем разряды 18 – 20.

Коды видов расходов состоят из следующих групп:

  • 100 – Расходы на выплаты персоналу;
  • 200 – Расходы на госзакупки;
  • 300 – Социальные иные выплаты населению;
  • 400 – Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • 500 – Межбюджетные трансферты (передача средств из одного бюджета в другой);
  • 600 – Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • 700 – Обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • 800 – Иные бюджетные затраты.

В группы входят подгруппы и элементы. Полный список групп, подгрупп и элементов КВР описан в Приказе Минфина №85н.

КОСГУ в закупках

Коды КОСГУ используют заказчики на этапе построения плана и плана-графика закупок. Госзаказчики определяют, есть ли лимиты бюджетных средств по нужной статье расходов и какие товары и услуги они могут закупить по тому или иному коду КОСГУ.

Чтобы запланировать закупку, госучреждение должно правильно определить КВР и отразить операцию в плане и плане-графике. Шифр КВР входит в структуру идентификационного кода закупки (ИКЗ) и занимает в его структуре 34 – 36 разряды. ИКЗ заказчики должны указывать в закупочной документации. Его нельзя менять с момента планирования закупки до исполнения контракта. Но чтобы правильно выбрать КВР, сначала нужно определить КОСГУ.

Порядок определения КВР и КОСГУ

Порядок применения КОСГУ государственными учреждениями и детализация кодов описаны в Приказе Минфина №209н. Для точной классификации операций и увязки кодов КВР и КОСГУ Минфин рекомендует пользоваться таблицей соответствия кодов, которую публикует на своем сайте и периодически обновляет.

Например, вам нужно закупить бланки строгой отчетности (БСО). В приказе 209н находим подстатью, в которую входит приобретение БСО – это подстатья 349.
В таблице соответствия кодов подстатья 349 находится в увязке с КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» с примечанием: «В части бланков строгой отчетности».
Итог: отражать операцию по закупке бланков строгой отчетности нужно по КВР 242 и КОСГУ 349.

Если в таблице нет нужной комбинации кодов, чтобы отразить операцию, Министерство финансов в Письме от 28.03.2018 года № 02-05-10/20039 рекомендует направить предложения о добавлении в таблицу нужных увязок кодов.

Таблица соответствия КОСГУ и КВР на 2020 год

Нововведения в 2020 году можно разделить на два типа:

  1. Изменение в нормативных документах.
  2. Изменение увязок в таблице соответствия КОСГУ и КРВ.

Изменения в нормативных документах

С 1 января 2020 года для формирования КБК и определения КВР бюджетным и автономным учреждениям нужно пользоваться Приказом Минфина 85н, вместо приказа 132н, который действовал в 2019 году. В приложении № 4 к приказу перечислены коды видов расходов.

Изменение увязок в таблице соответствия КОСГУ и КРВ

Перечислим, какие соответствия кодов добавили, а какие исключили из таблицы.

Из таблицы исключили увязки:

  • КВР 113 с подстатьей 211 КОСГУ;
  • КВР 113 с КОСГУ 266, в части оплаты пособий за первые три дня временной нетрудоспособности осужденных;
  • КВР 814 с КОСГУ 246.

Добавили увязки:

  • КВР 243 с КОСГУ 347;
  • КВР 122 с подстатьей 221 КОСГУ, в части компенсации работникам стоимость сотовой связи;
  • КВР 243 — с подстатьями 229 и 299 КОСГУ;
  • КВР 454 и 455 — со статьей 530 КОСГУ;
  • КВР 613, 623, 634, 814 — с подстатьей 297 КОСГУ применительно к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов.

Добавили примечания для увязок:

  • КВР 111 с подстатьей 211 КОСГУ – в части расходов на оплату труда осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы России;
  • КВР 111 с подстатьей 266 КОСГУ – в части оплаты пособий осужденным за первые три дня больничного.

В 2020 году для верного применения КОСГУ нужно правильно разграничивать выплаты: в денежной они форме или натуральной, социальные или несоциальные.

Ответственность за нарушение законодательства

Если казенное учреждение неверно отразит КВР и КОСГУ, то контролирующие органы расценят это как нецелевое использование бюджетных средств, и учреждение получит наказание (ст 15.14 КоАП):

  • штраф на должностных лиц – от 20 до 50 тыс рублей или отстранение от работы на срок от 1 до 3 лет;
  • штраф на юридическое лицо – от 5 до 25 % полученной из бюджета суммы.

Чтобы правильно отражать доходы и расходы бюджетных средств и корректно применять шифры КОСГУ и соответствующие им КВР, нужно следить за изменением приказов Минфина и обновлением таблицы соответствия кодов.

В прошлом номере журнала в статье С. Павловой «Бюджетная классификация – 2020» рассматривались особенности применение КОСГУ на основании разъяснений финансового ведомства. В конце декабря оно выпустило новое объемное письмо (от 27.12.2019 № 02‑08‑10/102939), в котором содержится руководство по применению кодов КОСГУ. В рамках настоящего материала рассмотрим положения данного письма.

Применение подстатей КОСГУ при отражении расчетов

Счета бухгалтерского учета, применяемые для отражения расчетов, совершаемых учреждением при осуществлении фактов финансово-хозяйственной деятельности, включают в себя коды КОСГУ, указывающие, с кем у учреждения осуществляются расчетные операции. Например, если в расчетах с учреждением принимает участие организация, занимающаяся производством, реализацией товаров, оказанием услуг, работ, то исходя из норм п. 10.4 Порядка № 209н такие организации относятся к категории «иная нефинансовая организация» и при отражении расчетов с этим контрагентом применяются коды 734, 834 КОСГУ, которые включаются в счета 0 302 хх 734, 0 302 хх 834. Сложность при выборе кода КОСГУ для правильного отражения операции на счетах бухгалтерского учета заключается в верной идентификации стороны, участвующей в расчетах. В связи с этим в Письме Минфина РФ № 02‑08‑10/102939 содержится информация, разъясняющая, кто входит в состав участников бюджетного процесса (при расчетах с ними применяются коды 561, 661, 731, 831 КОСГУ) и какие организации считаются наднациональными организациями и правительствами иностранных государств (при расчетах с ними применяются коды 568, 668, 738, 838 КОСГУ).

Так, участниками бюджетного процесса являются:

  • главные распорядители бюджетных средств;
  • распорядители бюджетных средств;
  • получатели бюджетных средств;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном законодательством РФ, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
  • иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
  • главные администраторы доходов бюджета;
  • администраторы доходов бюджета;
  • главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов.

Наднациональная организация – организация, созданная для того, чтобы обеспечить общие потребности нескольких государств, наделенная нормоустановительными, исполнительными, контрольными правомочиями, которые оказывают эффект на государства и частных лиц. Она имеет полномочия принимать решения, издавать правила, исполнять решения, обязательные для государств – ее членов. Примерами наднациональных организаций являются следующие:

  • Организация Объединенных Наций (ООН);
  • Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);
  • Экономический и Социальный Совет ООН;
  • Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК);
  • Международный олимпийский комитет (МОК);
  • Всемирный банк (ВБ);
  • Международный валютный фонд (МВФ);
  • Европейский центральный банк (ЕЦБ);
  • Международный суд ООН;
  • Европейский суд по правам человека;
  • Суд Европейского союза; и др.

Общий порядок группировки расходов

Положения п. 10 – 10.9.10 Порядка № 209н раскрывают детализацию статей группы 200 «Расходы» КОСГУ и их применение. В помощь учреждениям Минфин в Письме № 02‑08‑10/102939 дает дополнительные разъяснения в части применения вышеназванных положений Порядка № 209н:

Статья КОСГУ

Вид расходов

Пояснение по применению

Приобретение работ и услуг

На эту статью относятся расходы учреждения по стоимости работ и услуг, закупленных сектором государственного управления для использования в процессе производства.

Приобретение работ и услуг не включает работы и услуги, приобретенные сектором государственного управления для использования физическими лицами в качестве их социального обеспечения

240, 280

Безвозмездные перечисления организациям (субсидии)

В этот вид расходов включаются текущие либо капитальные трансферты, которые перечисляются органами государственного (муниципального) управления организациям, предприятиям (исходя из уровня их производственной деятельности, либо на основе количества или стоимости товаров или услуг, которые они производят, продают, импортируют и т. п.). В данную категорию также включаются субсидии организациям, предназначенные для компенсации их убытков

Социальное обеспечение

К группе расходов, отражаемых по данной статье, относятся трансферты населению (домашним хозяйствам) для покрытия нужд, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию, а также в связи с потребностью в жилье или по другим обстоятельствам

Минфин в своем письме также отмечает, что классификация расходов, установленная Порядком № 209н, предусматривает разграничение выплат физическим лицам (по группам выплат 210, 260, 290) на социальные и несоциальные, а также по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной) (п. 7 Порядка № 209н).

Выплаты физическим лицам

Социальные

Несоциальные

Физическим лицам

Действующим работникам

Бывшим работникам (служащим)

Заработная плата, выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников в определенной сфере трудовой деятельности, стипендии, а также выплаты компенсаций за ущерб (например, имуществу физического лица), причиненный единицами сектора государственного управления, в том числе по решению суда, либо добровольно

Связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица

Расходы по заработной плате

Расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством относятся на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ в 2020 году. В части применения данной подстатьи в Письме Минфина РФ № 02‑08‑10/102939:

  • дается трактовка понятия «заработная плата» в части применения Порядка № 209н;
  • указывается, что заработная плата может выплачиваться в денежной и (или) натуральной форме;
  • приводится перечень выплат, которые включаются в категорию «заработная плата в денежной форме»;
  • приводится перечень выплат, который не относится на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ».

В качестве примера выплат, относящихся к заработной плате, в письме указаны следующие выплаты:

1) базовая заработная плата:

  • выплаты по должностным окладам, по ставкам заработной платы, по почасовой оплате, по воинским и специальным званиям;
  • ежемесячное денежное вознаграждение судьи;
  • доплаты к заработной плате до минимального размера оплаты труда;
  • выплата заработной платы, осуществляемая на основании судебных решений;
  • выплата заработной платы за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;
  • выплаты за сверхурочную работу;
  • выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы (ст. 151 ТК РФ); и т. п.;

2) премии:

  • выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, премии;
  • выплата надбавки в виде ежемесячного денежного поощрения;
  • единовременная выплата к юбилейным датам муниципальных служащих;
  • выплата материальной помощи за счет фонда оплаты труда; и т. п.;

3) специальные надбавки (надбавки за выслугу лет, выплата заработной платы за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и др.);

4) оплата отпусков.

При отнесении расходов на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ в 2020 году важно помнить о том, что по этой подстатье не подлежат отражению:

1) возмещение работодателем работникам расходов, понесенных для того, чтобы они могли занять свои рабочие места или выполнять свою работу, в частности:

  • возмещение расходов на поездки, переезд или связанных с ними расходов, производимых работниками, когда они заступают на новые рабочие места, или требуемых работодателями для переселения в другие части страны или в другую страну;
  • возмещение понесенных работниками расходов на инструменты, оборудование, спецодежду или другие предметы, которые необходимы для того, чтобы они могли выполнять свою работу. В этих случаях возмещенные суммы отражаются как приобретение работ и услуг;

2) выплата социальных пособий работодателем работникам в виде:

  • компенсационных выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы;
  • выходных пособий и компенсаций работникам при их увольнении, потере трудоспособности и т. п.

Расходы по несоциальным выплатам персоналу

Расходы в виде несоциальных выплат, производимых персоналу, отражаются по подстатьям:

  • 212 (если выплаты производятся в денежной форме);
  • 214 (если выплаты производятся в натуральной форме).

В отношении несоциальных выплат в Письме Минфина РФ № 02‑08‑10/102939:

  • дается трактовка понятия «несоциальные выплаты персоналу»;
  • приводится примерный перечь выплат, являющихся несоциальными;
  • разъясняется, какие выплаты относятся к выплатам в денежной форме, а какие – к выплатам, производимым в натуральной форме.

Как уточнили финансисты, несоциальные выплаты персоналу представляют собой суммы денежных средств, а также оплату товаров, работ, услуг, выплачиваемые (предоставляемые) работодателями в соответствии с законодательством РФ в пользу персонала и (или) их иждивенцев, членов семей, не относящиеся к заработной плате дополнительные выплаты (за исключением компенсаций расходов персонала), обусловленные условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников)).

К несоциальным выплатам работникам относятся обязательные выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников на рабочих местах, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере, в частности, такие как:

  • компенсация (оплата) найма жилья, проезда к месту работы и обратно (за исключением обеспечения должностных лиц проездными документами в служебных целях, компенсации (оплаты) расходов работников, имеющих разъездной характер работы);
  • оплата (компенсация расходов на оплату) жилого помещения и коммунальных услуг;
  • компенсация (предоставление) продуктов питания на регулярной основе;
  • плата (компенсация расходов) за пользование спортивными сооружениями, объектами для проведения досуга, базами отдыха для работников и членов их семей, детскими садами и яслями для детей сотрудников;
  • оплата парковки (за исключением оплаты в служебных целях).

В части отнесения несоциальных выплат в состав выплат в натуральной форме сказано, что к обозначенным выплатам относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам, а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Выплаты в натуральной форме имеют стоимостной эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам. Согласно нормам п. 10.1.4 Порядка № 209н компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим выплатам в натуральной форме (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ). По поводу того, почему данная выплата, хотя она фактически выплачивается в денежной форме, в Порядке № 209н отнесена к выплатам, производимым в натуральной форме, финансисты дают следующее разъяснение: эта выплата отнесена к выплатам, производимым в натуральной форме, поскольку она осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников в целях стимулирования занятости в определенных местностях. Примеры других выплат, относящихся, по мнению Минфина, к прочим выплатам в натуральной форме, вы можете посмотреть в письме.

Что касается денежной формы выплат, то, как считает финансовое ведомство, к ним следует относить выплаты в случае невозможности отнесения выплаты к натуральной форме. Выплата в денежной форме может быть рассчитана из определенных физических и денежных показателей: например, выплата на ремонт жилого помещения, рассчитанная из нормативной стоимости ремонта квадратного метра жилья и площади жилого помещения, предоставляемая работнику с определенной периодичностью (допустим, раз в десять лет), но не обусловленная наличием конкретных расходов физического лица, представляет денежную форму выплат работнику.

В Письме № 02‑08‑10/102939 можно ознакомиться с перечнем выплат, которые, по мнению финансистов, относятся к денежным.

Расходы по оплате работ, услуг

Согласно нормам п. 10.2 Порядка № 209н статья 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ:

  • 221 «Услуги связи»;
  • 222 «Транспортные услуги»;
  • 223 «Коммунальные услуги»;
  • 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)»;
  • 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»;
  • 226 «Прочие работы, услуги»;
  • 227 «Страхование»;
  • 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;
  • 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

На наш взгляд, важным является раскрытие в рассматриваемом письме понятий «работа», «услуга». В целях применения Порядка № 209н:

  • под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для обеспечения выполнения функций единицами сектора государственного управления;
  • под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Разница между использованием товаров и услуг и оплатой труда работников

Минфин в новом письме сделал акцент на разнице между использованием товаров и услуг и оплатой труда работников. Он пояснил, что вознаграждение работника, как правило, основано либо на времени, проведенном на работе, либо на другом объективном показателе объема выполненной работы. Причем если физическое лицо по условиям договора обязано выполнить одну конкретную задачу, то это говорит о том, что отношение между работодателем и работником не существует, а имеет место договорное отношение по оказанию услуги между структурой и самостоятельно занятым лицом. То есть в этом случае между физическим лицом и учреждением должен быть заключен гражданско-правовой договор, оплата по которому будет производиться по статье 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ.

Здесь же финансовое ведомство отмечает, что некоторые товары и услуги не используются органами государственного управления непосредственно в процессе производства, но потребляются работниками, занятыми в этом процессе. В случае если товары или услуги используются работниками во внерабочее время и по их собственному усмотрению для непосредственного удовлетворения их потребностей или желаний, названные товары или услуги представляют собой вознаграждение в натуральной форме.

Однако если такое использование товаров или услуг работниками необходимо для выполнения ими своей работы, оно отражается как использование (оплата) товаров и услуг. В качестве примеров использования товаров или услуг работниками для выполнения возложенных на них обязательств приведены:

  • инструменты или оборудование, применяемые исключительно или главным образом на работе;
  • комбинезоны, форменная одежда и т. д.);
  • жилищные услуги на рабочем месте, которыми не могут пользоваться члены семей работников (казармы, бытовки, общежития, бараки и др.);
  • специальная еда и напитки, необходимость потребления которых вызвана особыми условиями труда, потребляемые по время деловых поездок, или еда и напитки, предоставляемые работникам, находящимся при исполнении обязанностей;
  • раздевалки, туалетные, душевые и ванные комнаты и т. д., необходимые в силу характера работы;
  • средства оказания первой помощи, медицинские осмотры или другие проверки состояния здоровья, обусловленные характером работы.

* * *

В рассмотренном письме Минфина:

  • содержится информация, разъясняющая, кто входит в состав участников бюджетного процесса (при расчетах с ними применяются коды 561, 661, 731, 831 КОСГУ) и какие организации считаются наднациональными организациями и правительствами иностранных государств (при расчетах с ними применяются коды 568, 668, 738, 838 как применять КОСГУ);
  • приведены понятие «заработная плата», перечень выплат, которые включаются в категорию «заработная плата в денежной форме», и выплат, которые не относятся на подстатью 211 «Заработная плата» как применять КОСГУ»;
  • даны разъяснения по поводу того, какие несоциальные выплаты являются выплатами в натуральной форме, а какие – в денежной форме;
  • проведена граница между использованием товаров и услуг и оплатой труда работников.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н

Что такое КВР 112 и его расшифровка в следующем году?

Многие бухгалтера сталкиваются с тем, как нужно правильно указывать в отчетности расходы денежных средств, выделенные на оплату выходного пособия, командировочных и других выплат, которые не связаны с зарплатой работников муниципальных (государственных) учреждений. В большинстве случаев для этих целей применяется КВР 112. Но в отдельных случаях специалисты могут использовать другие коды, поэтому необходимо строго следовать требованиям Указания Минфина.

В пункте 5.1.1 раздела III Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 года №65н расшифровка гласит, что КВР «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» применяется для обозначения выплаты, которые не имеют отношения к фонду оплаты труда.

Следует отметить, что код видов расходов 112 зачастую применяются с несколькими дополнительными кодами:

  1. КВР 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;
  2. КВР 133 «Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия»;
  3. КВР 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда, применяется для осуществления выплат в пользу работников государственных внебюджетных фондов»

Какие расходы относятся к КВР 112?

В бухгалтерских отчетах госучреждений по КВР 112 проходят денежные средства, которые не включены в фонд оплаты труда и выделяются на оплату командировочных и других расходов, а также выплату компенсации работникам организации, если это оговорено в трудовом договоре или установлено действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами.

Чем отличаются КВР 112, 113 и 244?

Иногда расходы, которые должны проходить по КВР 112, классифицируют как 113 или 244. Однако между ними есть существенная разница.

КВР 113 в отличие от кода 112 необходимо применять лишь для отражения средств, пошедших на выплату физическим лицам, которые сотрудничают с учреждением без договора гражданско-правового характера либо трудового договора: например, оплата участия спортсменов и тренеров в физкультурно-спортивных мероприятиях. Также по данной категории должна проходить компенсация стоимости проезда учащихся к месту учебы и производственной практики.

КВР 244, согласно Указаниям Министерства финансов РФ от 19.08.2016 года «02-05-10/48951, обозначает расходы бюджетных денег на вознаграждение физических лиц, которые были привлечены к работе государственного (муниципального) учреждения на основании гражданско-правового договора.

КВР 112 – Командировочные расходы

По КВР 112 проходят расходы, выделенные на оплату командировок работников, которые выдаются непосредственно откомандированному лицу наличными или на банковскую карту. Сотрудник самостоятельно оплачивает билеты и жилье. Однако если траты проходят по специальному договору, то в отчете они записываются как КВР 244.

КВР 112 – Расходы на обучение и медосмотр

В том случае, если медосмотр работников предусмотрено планом работы государственного (муниципального) учреждения, то средства на него выделяются по коду видов расходов 244. А КВР 112 применяется при компенсации трат сотрудникам, которые прошли данную процедуру самостоятельно.

Если организация заключила договор с учебным заведением, то оплата обучения работников в бухгалтерских отчетах проходит по КВР 244, но компенсацию проездных билетов записывается под КВР 112.

КВР 112 – Выходные пособия при увольнении

В Приказе №65н указано, что выплату выходного пособия по случаю увольнения работника, которое не связано с реорганизацией либо ликвидацией государственного (муниципального) учреждения, необходимо проводить по КВР 112. По такому же коду вида расходов выделяется и единовременное пособие работнику, который увольняется, если причина не связана с сокращением штата. В противных случаях используются КВР 111 или 133.

Некорректно применены КВР и КОСГУ при увольнении сотрудников

Согласно действующему законодательству, при увольнении работника ему должна быть выплачена зарплата за все отработанные, но еще не оплаченные дни, и компенсация за каждый неиспользованный отпуск. В Указаниях №65н Минфина сказано, что эти расходы должны проходить как КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений», который соответствует 211 «Заработная плата» КОСГУ.

По КВР 112 должны проходить бюджетные средства для выплаты выходного пособия, если условия увольнения сотрудника соответствует кодам 262 «Пособия по социальной помощи населению» и 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

По какому коду КВР (244 или 112) следует учитывать расходы на ГСМ в служебных командировках на служебном автомобиле?

В Трудовом кодексе РФ оговаривается, что всем сотрудникам государственных учреждений оплачиваются командировки: проезд, проживание и суточные. Если поездка совершается на служебном автомобиле, то деньги из бюджета выделяются по КВР 112, однако при осуществлении оплаты командировочных по соответствующему контракту либо договору, то траты в отчетах должны проходить по КВР 244.

Личный опыт применения КВР 112

При распределении расходов из бюджета государственного учреждения у людей, которые редко сталкиваются с классификацией расходов, возникают трудности с правильным разделением средств в бухгалтерской отчетности. Примером этого может быть следующая ситуация: «Водитель заранее заправил служебный автомобиль перед командировкой по договору с поставщиком ГСМ, а затем заправил еще раз в пути. По какому коду вида расходов нужно проводить расходы?». Деньги, выделенные на первую заправку, должны проходить по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а вторую часть трат записывают под КВР 112.

Медосмотр сотрудников организации, который предусмотрен соответствующим планом, также оплачивается из бюджета учреждения по КВР 112, ведь расходы не относятся к фонду оплаты труда.

При классификации расходов по КВР следует помнить, что некорректное применение кодов, выявленное проверкой, расценивается как нецелевое использование денежных средств их государственного бюджета. Поэтому необходимо тщательно проверять данные с КОСГУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *