258 п ЦБ РФ

258 п ЦБ РФ

Подождите,идет загрузка документа…

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ N 117-И И ПОЛОЖЕНИЯ N 258-П ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 1 июня 2006 г. N 12-1-5/1219 (Д) Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение и сообщает следующее. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон) предоставляет Банку России право принимать нормативные акты в области валютного регулирования и валютного контроля только в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом, и не наделяет Банк России правом толкования норм федеральных законов в области валютного регулирования и валютного контроля. В связи с этим Банк России и его подразделения могут осуществлять толкование только принимаемых им нормативных актов. Вместе с тем Департамент считает возможным изложить свою позицию по вопросам, поставленным в обращении. По первому вопросу. В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон N 164-ФЗ) под внешней торговлей услугами понимается оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 Федерального закона N 164-ФЗ. В соответствии с пунктами 3.1 и 3.1.1 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция N 117-И) действие установленного разделом II порядка оформления паспорта сделки (далее — ПС) распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях — на основании разрешений, выданных Банком России, в том числе, за выполняемые работы, оказываемые услуги по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом. По мнению Департамента, если заключенный между резидентом и нерезидентом договор подписки на периодические печатные издания относится к внешнеторговому в соответствии с Федеральным законом N 164-ФЗ, то валютные операции между резидентом и нерезидентом, связанные с расчетами и переводами за оказываемые услуги в рамках такого договора, подпадают под требования Инструкции N 117-И об оформлении ПС. В том случае, если расчеты и переводы между резидентом и нерезидентом не превышают в эквиваленте 5 тыс. долларов США, оформления ПС не требуется. Квалификация услуг при осуществлении внешнеторговой деятельности не относится к компетенции Департамента. По второму вопросу. В соответствии с законодательством Российской Федерации (Воздушным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) аэропортовые, аэронавигационные и прочие сборы с воздушных судов в аэропортах Российской Федерации: сбор за взлет-посадку, сбор за сверхнормативную стоянку, сбор за обеспечение авиационной безопасности, сбор за пользование аэровокзалом, сбор за метеообслуживание, являются регулируемыми сборами, размеры, порядок взимания и использования которых устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»). По своей сути указанные аэропортовые сборы являются устанавливаемыми государством обязательными платежами (как, например, налоги, пошлины, иные сборы), взимание которых осуществляется администрациями аэропортов на основании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Учитывая изложенное, полагаем, что валютные операции, связанные с уплатой нерезидентами этих сборов администрациям аэропортов Российской Федерации, можно классифицировать как неторговые операции, на которые требования главы 3 Инструкции N 117-И не распространяются. По третьему вопросу. Исчерпывающего перечня неторговых операций действующим законодательством не установлено. К неторговым операциям относятся валютные операции, которые указаны под кодом 70 Перечня валютных операций клиентов уполномоченных банков приложения 2 к Инструкции N 117-И. Кроме того, перечни неторговых операций содержатся в межправительственных соглашениях о неторговых платежах, заключенных Российской Федерацией с рядом иностранных государств. По четвертому и пятому вопросам. В настоящее время Инструкцией N 117-И и Положением Банка России от 1 июня 2004 г. N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее — Положение N 258-П) не установлен порядок внесения банком ПС исправлений в документы, представляемые резидентами в банк ПС в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов. Вместе с тем Департамент считает возможным внесение изменений в документы, представляемые резидентом в банк ПС в соответствии с Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П, и их корректировку, в том числе в ведомости банковского контроля, в порядке, согласованном резидентом с банком ПС. Если при оформлении окончательного счета в рамках одного контракта партнерами была выявлена переплата по одному из видов валютных операций и недопоступление по другому виду валютных операций, корректировка банком ПС сведений, ранее идентифицированных резидентом в справке о валютных операциях и отраженных банком ПС в базе данных по валютным операциям и ведомости банковского контроля, по нашему мнению, не будет являться нарушением валютного законодательства. По шестому вопросу. В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 — 419), если иное не предусмотрено правилами главы 27 ГК РФ и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ (пункт 3 статьи 420 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. На основании вышеизложенного, считаем, что днем возникновения обязательства при экспорте работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, для целей применения части 3 статьи 7 Федерального закона следует считать дату выполнения резидентом для нерезидента работ, оказания услуг, результатов интеллектуальной деятельности. При этом сообщаем, что валютные операции движения капитала, указанные в статье 7 Федерального закона, регулируются Правительством Российской Федерации. По седьмому вопросу. Денежные средства в валюте Российской Федерации, возврат которых был осуществлен банком-корреспондентом в связи с неверно указанными реквизитами (или другими техническими ошибками), зачисляются уполномоченным банком на банковский счет резидента-плательщика. Поскольку возврат произведен по внешнеторговому контракту при кодировании валютной операции в справке о валютной операции проставляется код вида валютной операции 35010 в соответствии с приложением 2 к Инструкции N 117-И. Валютные операции, связанные с повторным списанием резидентом валюты Российской Федерации в пользу контрагента-нерезидента по внешнеторговому контракту (в связи с повторным перечислением сумм), отражаются уполномоченным банком в базе данных по валютным операциям и ведомости банковского контроля с кодом вида валютной операции 11010 в соответствии с приложением 2 к Инструкции N 117-И. Информация о зачислении денежных средств на банковский счет резидента и о списании денежных средств с банковского счета резидента в вышеуказанных случаях отражается уполномоченным банком в ведомости банковского контроля. Первоначальный платеж, по которому был осуществлен возврат денежных средств, отражается уполномоченным банком в базе данных по валютным операциям и ведомости банковского контроля с кодом вида валютной операции, указанным в справке о валютных операциях, оформленной резидентом в соответствии с требованиями пункта 1.2 Инструкции N 117-И при проведении платежа. По восьмому вопросу. Часть 1 статьи 19 Федерального закона устанавливает обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить: — получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся им в соответствии с условиями договоров; — возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам в случае неисполнения нерезидентами условий договоров. Следовательно, непоступление денежных средств от нерезидентов на счета резидентов в уполномоченных банках в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, является нарушением части 1 статьи 19 Федерального закона. По девятому вопросу. По мнению Департамента, ошибочная идентификация резидентом денежных средств, поступивших в пользу резидента после оказания им услуги нерезиденту, в качестве предварительной оплаты за оказываемые услуги не является нарушением Инструкции N 117-И. В этом случае банк ПС на основании информации из подтверждающих документов, дополнительно представляемых клиентом и оформленных в соответствии с Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П, в том числе в ведомости банковского контроля, может внести изменения в ранее представленные резидентом в банк ПС документы и осуществлять их корректировку в порядке, согласованном клиентом с банком ПС. По десятому вопросу. Согласно пункту 3.8 Инструкции N 111-И операции по списанию денежных средств с транзитного валютного счета резидента не осуществляются, если резидентом не представлены документы, установленные пунктами 3.3 и 3.4 Инструкции. Вместе с тем данный пункт содержит исключение из общего правила, предусмотренное в пункте 3.9 Инструкции N 111-И. В соответствии с пунктом 3.9 Инструкции N 111-И договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку, установленную в пункте 3.4 Инструкции N 111-И.

Объявление

Таким образом, если денежные средства, ошибочно поступившие от нерезидента, были идентифицированы клиентом (уполномоченным банком) как средства, не являющиеся объектом обязательной продажи в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона, они могли быть зачислены на текущий валютный счет резидента без осуществления обязательной продажи. Дополнительно сообщаем, что указанием Банка России от 29.03.2006 N 1676-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» установлено, что обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 0 процентов суммы валютной выручки. Заместитель Директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля М.Б.ПЕЛЕНИЦЫН 1 июня 2006 г. N 12-1-5/1219

Отчетность по форме 0409115 «информация о качестве активов кредитной организации»

На практике банки часто сталкиваются со сложностями при составлении отчетности по форме 0409115 «Информация о качестве активов кредитной организации». Основная проблема заключается в том, что ее заполнение нельзя автоматизировать, она требует заполнения вручную, а подробных указаний или разъяснений по этому поводу Банк России не дает. В статье рассмотрены некоторые правила заполнения формы 0409115, несоблюдение которых обычно и приводит к ошибкам.

Назначение формы 0409115

Форма отчетности 0409115 «Информация о качестве активов кредитной организации» (далее — форма 115), а также Порядок ее составления и представления в настоящее время установлены Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (далее — Указание N 2332-У).

В отчетности по форме 115 приводится информация о составе активов (за исключением средств, размещенных в Банке России), их качестве, величине расчетного и фактически сформированного резерва на возможные потери в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» и Положением Банка России от 20.03.2006 N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (далее — Положение N 254-П, Положение N 283-П).

Примечание. Сегодня форма отчетности 0409115 установлена Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У, а ранее она устанавливалась Указанием Банка России от 16.01.2004 N 1376-У.

Счета, используемые при заполнении формы 0409115

В статье будут использованы следующие счета бухгалтерского учета в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение N 302-П):

30110 «Корреспондентские счета в кредитных организациях — корреспондентах»;

30114 «Корреспондентские счета в банках-нерезидентах»;

30118 «Корреспондентские счета в кредитных организациях в драгоценных металлах»;

30119 «Корреспондентские счета в банках-нерезидентах в драгоценных металлах»;

30213 «Счета участников расчетов в расчетных небанковских кредитных организациях»;

30233 «Незавершенные расчеты по операциям, совершаемым с использованием платежных карт»;

320 «Кредиты и депозиты, предоставленные кредитным организациям»;

321 «Кредиты и депозиты, предоставленные банкам-нерезидентам»;

322 «Прочие размещенные средства в кредитных организациях»;

441 — 454 «Кредиты предоставленные»;

455 «Кредиты, предоставленные физическим лицам»;

456 «Кредиты, предоставленные юридическим лицам — нерезидентам»;

457 «Кредиты, предоставленные физическим лицам — нерезидентам»;

458 «Просроченная задолженность по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам»;

45815 «Просроченная задолженность по предоставленным кредитам гражданам»;

45817 «Физическим лицам-нерезидентам»;

459 «Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам»;

47408 «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам»;

47423 «Требования по прочим операциям»;

47427 «Требования по получению процентов»;

47901 «Активы, переданные в доверительное управление»;

501 «Долговые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток»;

502 «Долговые обязательства, имеющиеся в наличии для продажи»;

503 «Долговые обязательства, удерживаемые до погашения»;

50505 «Долговые обязательства, не погашенные в срок»;

506 «Долевые ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток»;

507 «Долевые ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи»;

50905 «Предварительные затраты для приобретения ценных бумаг»;

512 — 519 «Учтенные векселя»;

514 «Векселя кредитных организаций и авалированные ими»;

515 «Прочие векселя»;

518 «Векселя банков-нерезидентов и авалированные ими»;

60202 «Средства, внесенные в уставные капиталы организаций»;

60203 «Средства, внесенные в уставные капиталы неакционерных банков — нерезидентов»;

60204 «Средства, внесенные в уставные капиталы организаций-нерезидентов»;

603 «Расчеты с дебиторами и кредиторами»;

60308 «Расчеты с работниками по подотчетным суммам»;

60312 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями»;

60314 «Расчеты с организациями-нерезидентами по хозяйственным операциям»;

60323 «Расчеты с прочими дебиторами»;

60401 «Основные средства (кроме земли)».

Приведенный перечень счетов, входящих в ту или иную строку формы 115, не является исчерпывающим, приведены только наиболее часто встречающиеся счета.

Разделы формы 0409115

Столбцы формы 115 — с 4 по 19 — содержат разбивку активов, указанных в столбце 3 по категориям качества, а также информацию о просроченных требованиях и сформированных резервах. Порядок их заполнения достаточно подробно описан в Указании N 2332-У. Поэтому рассмотрим подробно разделы и строки, входящие в них. Форма 115 состоит из 4 частей: разд. 1, разд. 2, разд. 3 и раздел «Справочно». Нас интересуют разд. 1 — 3.

Раздел 1

В разд. 1 формы 115 не включаются ссуды, сгруппированные в портфели однородных ссуд в соответствии с гл. 5 Положения N 254-П, и требования, сгруппированные в портфели однородных требований в соответствии с гл. 4 Положения N 283-П. Указанные ссуды и требования отражаются в разд. 2 и 3.

По строке 1.1 разд. 1 отражаются корреспондентские счета кредитных организаций, к которым относится активный счет 301: 30110, 30114, 30118 и 30119. Корреспондентские счета в Банке России не учитываются (п. 1 Порядка составления и представления данной отчетности, закрепленного Указанием N 2332-У). Следует отметить, что требования по Western Union, Экспресс, Юнион на счете 47423 хоть и чем-то похожи на корреспондентские счета, но тем не менее таковыми не являются. Требования по Western Union, Экспресс, Юнион следует отражать по строке 1.7 «Прочие требования».

По строке 1.2 отражаются межбанковские кредиты и депозиты на счетах 320 и 322, а также кредиты и депозиты, предоставленные банкам-нерезидентам и отраженные на счете 321.

В строку 1.3 включаются учтенные векселя кредитных организаций — счета 515 и 518. По данной строке отражается только «тело» векселя, а все начисленные проценты по данным векселям и начисленный дисконт являются процентными доходами и, соответственно, при расчетах включаются в строку 1.8 «Требования по получению процентных доходов по требованиям к кредитным организациям». Также по строке 1.8 разд. 1 отражаются требования к кредитным организациям по начисленным процентам на счетах 47427 и 459, начисленные проценты и дисконт по векселям на счете 514, комиссии и штрафы на счете 47423.

По общему правилу все процентные доходы по соответствующим видам активов отражаются по строкам 1.8, 2.7 или 3.6 разд. 1, строкам 6 и 6.1 разд. 2, строкам 4 и 4.1 разд. 3 данной формы, то есть требования кредитной организации по получению процентных доходов по соответствующим видам активов. Подтверждением этому является п. 6 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409115 «Информация о качестве активов кредитной организации» в Указании N 2332-У, где сказано, что комиссионные доходы, связанные с размещением денежных средств, включая вознаграждения за открытие и ведение ссудных счетов клиентов, а также штрафы, в том числе проценты по повышенной ставке по ссудным операциям банка, включаются в строку «Требования по получению процентных доходов» соответствующих разделов. При этом инструкция указывает, что она не устанавливает правомерность взимания с заемщика каких-либо платежей (комиссий). Например, взимание комиссий за ведение ссудных счетов физических лиц в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 8274/09 является неправомерным. В то же время существует судебная практика, которая признает право добавлять данные начисленные комиссии к сумме задолженности клиента, несмотря на Постановление ВАС РФ. И если банк их все же начисляет, они должны отражаться в строках по учету требований по получению процентных доходов.

Примечание. ВАС РФ признал неправомерным взимание комиссий за ведение ссудных счетов физических лиц, однако есть суды, которые по-прежнему считают это правом банка. Если банк взимает такие комиссии, то они будут отражаться в строках по учету требований по получению процентных доходов формы 115.

В строки 1.4, 1.5 и 1.6 разд. 1 включаются соответственно вложения в ценные бумаги, требования по сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов) и требования по возврату денежных средств, предоставленных по операциям, совершаемым с ценными бумагами на возвратной основе без признания получаемых ценных бумаг. На практике данные активы встречаются не всегда и, как правило, проблем с их отнесением по соответствующим строкам не возникает.

Прочие требования (строка 1.7) включают в себя все требования к кредитным организациям, которые не попали в строки 1.1 — 1.6 и 1.8. Само собой сюда входят прочие требования на счетах 47423, 60203, 30213, 30233 и др.

В строку 2.1 входят вся ссудная задолженность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не сгруппированная в портфели однородных ссуд, — счета 441 — 454 и счет 456, а также просроченная задолженность на счете 458. В общем случае правильность указания суммы по этой строке можно проверить так: из кредитного портфеля банка исключить все кредиты и займы физическим лицам и кредитным организациям и все требования, включенные в ПОС.

Строка 2.2 включает в себя учтенные векселя юридических лиц на счетах 512 — 519, за исключением счетов 514 и 518, а также начисленных процентов по векселям и дисконта.

Требования по сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов) отражаются по строке 2.3 и представляют собой счета 47408 и 47423.

По строке 2.4 отражаются ценные бумаги юридических лиц на счетах 502, 503, 50505 и 507, за исключением сформированных резервов и процентных доходов. Счета 501 и 506 не учитываются, так как эти ценные бумаги оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток, и, соответственно, резервы на возможные потери по ним не формируются. Отдельно следует обратить внимание на счет 50905. Требования, учтенные на данном счете в соответствии с принципами учета активов, в последующем будут учтены в стоимости ценных бумаг как затраты, непосредственно связанные с приобретением данного актива, либо могут быть списаны на расходы, если ценные бумаги не будут куплены. При наличии текущих остатков на счете 50905 предполагается, что данные расходы все же будут включены в будущую стоимость ценных бумаг и, соответственно, должны включаться в строку 2.4.

Не следует забывать, что по данным требованиям должен формироваться резерв на возможные потери в соответствии с профессиональным суждением.

В строке 2.5 отражаются требования по возврату денежных средств, предоставленных по операциям, совершаемым с ценными бумагами на возвратной основе без признания получаемых ценных бумаг.

Все процентные доходы по требованиям к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением кредитных организаций, входят в строку 2.7. К ним относятся счета 47427, 47423, счета учета процентных доходов по ценным бумагам и векселям и т.д.

Все остальные требования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не вошедшие в строки 2.1 — 2.5 и 2.7, входят в строку 2.6 «Прочие требования». Чаще всего их основу составляют требования на счете 603, по которым формируется резерв на возможные потери в соответствии с Положениями N 283-П и N 254-П: отраженные на отдельных лицевых счетах балансовых счетов 60308 (в части сумм недостач), 60312 (в части авансов, предварительной оплаты ценностей), 60314, 60323; остатки на отдельных лицевых счетах балансового счета 60401 (в части основных средств, переданных в аренду), счетов 47423, 60202, 60204, 47901 и др.

Строки 3.1 — 3.4 включают ссуды, выданные физическим лицам в разбивке по целям кредитования, не сформированные в портфели однородных ссуд. Ссуды на счетах срочных требований 455, 457 и счетах просроченных требований 45815, 45817 разбиваются на ссуды на покупку жилья (кроме ипотечных ссуд), ипотечные жилищные ссуды, автокредиты и иные потребительские ссуды. Не стоит забывать и о векселях физических лиц на счете 515.

Проценты, пени, штрафы по требованиям к физическим лицам, накопленные проценты и дисконт по векселям на счетах 47423, 47427 и 515 должны войти в строку 3.6.

Все остальные требования к физическим лицам отражаются в строке 3.5 «Прочие требования».

Сумма по строке 4.1 показывает всю ссудную задолженность в банке, не сформированную в портфели однородных ссуд. Получить ее можно, сложив ссудную задолженность юридических лиц, банков, частных предпринимателей, физических лиц, факторинговые операции и учтенные векселя в соответствии с Приложением 1 к Положению N 254-П и вычтя требования, сформированные в ПОС в строках 1, 3 и 4 разд. 2 и строке 1 разд. 3.

В строку 4.1.1 входит часть требований по ссудам, входящим в строку 4.1, по которым уполномоченный орган управления кредитной организации принял решение о признании обслуживания долга хорошим, по реструктурированным ссудам и ссудам, выданным кредитной организацией заемщику для погашения долга по ранее предоставленной ссуде или направленным заемщиком прямо или косвенно (через третьих лиц) на погашение обязательств других заемщиков перед данной кредитной организацией в соответствии с п. 3.10 Положения N 254-П.

А в строку 4.1.2 входят ссуды, направленные на предоставление займов третьим лицам и погашение обязательств по возврату денежных средств, привлеченных заемщиками от третьих лиц, приобретение и (или) погашение эмиссионных ценных бумаг, осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц и ссуды, возникшие в результате прекращения ранее существовавших обязательств заемщика новацией или отступным в соответствии с подпунктами в том случае, если они классифицированы в более высокую, чем III, категорию качества.

Комментарий. Ю.В. Нестерова, аудитор ООО «Листик и Партнеры»

Хотелось бы дополнить статью еще одной рекомендацией.

Об Инструкции Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И

В состав строки 2.6 «Прочие требования» следует включать и суммы внеоборотных запасов, отражаемые по счету 61011 «Внеоборотные запасы», которые также следует тестировать на обесценение. Такая позиция подкрепляется п. 1.2 Положения Банка России от 20.03.2006 N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», когда кредитная организация должна формировать резервы по балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь. В указанном документе под возможными потерями понимается и обесценение актива. Такими активами могут быть специфичные виды оборудования, техника или недвижимость с низким уровнем ликвидности, что затрудняет их реализацию.

Таким образом, при составлении формы 0409115 должны учитываться и риски банка, связанные с обесценением активов, полученных по договорам отступного или залога.

Необходимо иметь в виду, что при уточнении классификации отдельного транша (отдельных траншей) в рамках открытой заемщику кредитной линии по строкам 4.1.1 и 4.1.2 разд. 1 указывается общий объем ссудной задолженности по данной кредитной линии.

Раздел 2

Раздел 2 раскрывает информацию по сгруппированным в портфели однородным требованиям и ссудам, предоставленным юридическим лицам. Как и разд. 3, он представляет собой аналитическую разбивку требований сформированных в портфели однородных ссуд по категориям качества и срокам просроченных платежей.

Следует отметить, что требования к индивидуальным предпринимателям по заполнению данной формы отчетности классифицируются как требования к юридическим лицам. А все активы, номинированные в иностранной валюте, отражаются в рублевом эквиваленте, определяемом по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на отчетную дату. По непонятным причинам нередки случаи, когда прочие требования, например информационно-консалтинговые услуги физических лиц, неверно отражаются по строке 2.6, хотя тут не должно возникать сомнений по отнесению подобных требований в строку 3.5 «Прочие требования к физическим лицам».

Раздел 3

В разд. 3 входит информация по сгруппированным в портфели однородным требованиям и ссудам, предоставленным только физическим лицам.

По строке 5 разд. 2 и строке 3 разд. 3 отражаются требования, сгруппированные в портфели однородных требований в соответствии с гл. 4 Положения N 283-П.

Как и в разд. 1, требования по процентным доходам отражаются отдельно от самих требований, по которым начислены данные доходы, соответственно, данные требования попадают в строки 6 и 4 для разд. 2 и 3 отчета. Кроме этого, требования по получению процентных доходов по однородным требованиям и ссудам с величиной резерва свыше 20% необходимо также отразить в строках 6.1 и 4.1 отчета соответственно.

При заполнении данных разд. 2 и 3, как правило, ошибки не допускаются и бывают вызваны только невнимательностью.

А.С.Складчиков

Аудитор

ООО «Листик и Партнеры»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *