3 ст 217 НК РФ

3 ст 217 НК РФ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 июля 2012 года N ЕД-4-3/11325@
По вопросу применения положений пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации

В целях устранения неоднозначных толкований положений пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
В соответствии с положениями указанного выше пункта Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы физических лиц в денежной и натуральной формах, получаемые ими от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено данным пунктом.
При этом согласно абзацу 2 пункта 18.1 статьи 217 Кодекса доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
В этой связи необходимо учитывать, что абзац 2 рассматриваемого пункта Кодекса относится только к тем случаям, когда предметом договора дарения является недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи.
Доходы в виде иного имущества и имущественных прав, не относящихся к указанному списку, полученные по договору дарения, не подлежат налогообложению в целях главы 23 Кодекса независимо от того являются ли даритель и одаряемый членами семьи и (или) близкими родственниками.
Доведите данное разъяснение, согласованное с Минфином России, до нижестоящих налоговых органов.

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт ФНС России

по состоянию на 19.07.2012

Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Во-первых, ситуация с коронавирусной инфекцией повлияла на порядок уплаты практически всех налогов в текущем году. Коснулись ли эти изменения подоходного налога (НДФЛ), который работодатели обязаны уплачивать в качестве налоговых агентов при выплате дохода физическим лицам?

Во-вторых, в этом году работодатели несут ряд специфических расходов – в том числе на покупку средств индивидуальной защиты (масок, перчаток), антибактериальных средств (санитайзеров), на проведение тестов на наличие вируса, на доставку работников к месту работы и обратно. Но появляется ли в этих случаях у работников налогооблагаемый доход?

В-третьих, многие работодатели были вынуждены перевести работников на «удаленку», что, в свою очередь, повлекло за собой затраты на обеспечение этого процесса. И тут тоже возникают сложности с НДФЛ.

Работодатели не получили отсрочку по уплате НДФЛ

Правила переноса сроков уплаты, а также предоставления отсрочек и рассрочек для организаций и ИП из пострадавших от пандемии сфер деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Правила).

Согласно п. 5 Правил сроки уплаты налогов могут быть продлены на период от трех месяцев до пяти лет. Главное условие для получения этой преференции – осуществление деятельности в отрасли из числа наиболее пострадавших от коронавируса. Перечень таких отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

В названном пункте говорится, что отсрочка и рассрочка уплаты налогов из-за распространения COVID-19 предоставляются в соответствии с положениями ст. 61 НК РФ. То есть в порядке, предусмотренном для отсрочки или рассрочки по причине стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. А в п. 9 ст. 61 НК РФ прямо сказано, что положения этой статьи не распространяются на налоговых агентов. А значит, работодатели не вправе рассчитывать на отсрочку или рассрочку уплаты НДФЛ, удержанного с доходов работников. Подтверждение – Письмо ФНС России от 23.06.2020 № СД-18-3/1034@.

К сведению! Для ИП, уплачивающих НДФЛ за себя, предусмотрена отсрочка по уплате данного налога. Согласно абз. 3 и 4 пп. «а» п. 1 Правил для предпринимателей из пострадавших отраслей перенесен срок уплаты НДФЛ:

  • за 2019 год – с 15.07.2020 на 15.10.2020;

  • за I квартал 2020 года – с 25.04.2020 на 26.10.2020;

  • за полугодие 2020 года – с 25.07.2020 на 25.11.2020. При этом согласно пп. 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП освобождены от уплаты авансового платежа по НДФЛ за себя за полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж, исчисленный за I квартал 2020 года.

Также для этих ИП предусмотрена рассрочка по уплате НДФЛ – налог (авансовый платеж) они могут перечислять ежемесячно равными частями в размере 1/12 начисленной суммы не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится новый срок его уплаты (п. 1 Правил). Тем самым в части уплаты НДФЛ за себя ИП предоставлена годовая рассрочка.

Выплаты медработникам и другим лицам, оказывающим помощь гражданам с коронавирусом

Изначально Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ было установлено освобождение от НДФЛ доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медпомощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета (п. 81 ст. 217 НК РФ). Это освобождение действует в отношении выплат, произведенных с 01.01.2020.

К сведению: правила финансирования таких выплат из федерального бюджета установлены постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484.

В дальнейшем Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ данная норма была расширена. Теперь от НДФЛ освобождены не только выплаты, установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, которые производятся из средств федерального бюджета, но и выплаты из бюджетов субъектов РФ. Причем освобождение распространяется и на медицинских работников, и на тех, кто оказывает социальные услуги гражданам, заболевшим коронавирусной инфекцией.

Таким образом, денежные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, полученные медицинскими и социальными работниками начиная с 01.01.2020 в размерах, предусмотренных правительственными правилами, источником поступления которых являются федеральный или региональный бюджет, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 81 ст. 217 НК РФ (см. также письма ФНС России от 11.06.2020 № БС-2-11/1176@,от 15.06.2020 № БС-4-11/9761@, от 21.05.2020 № БС-4-11/8348@ и др.).

Выплаты, производимые за счет субсидий

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 утверждены правила предоставления субъектам МСП, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслях, субсидии в размере 12 130 руб. на одного работника.

Согласно п. 1 этих правил целью предоставления такой субсидий является частичная компенсация затрат ее получателей, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года. Соответственно, при получении данной субсидии денежные средства переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.

Если за счет полученной субсидии выдана зарплата, с нее необходимо удержать НДФЛ. Дело в том, что эти выплаты подпадают под понятие «доход», предусмотренное гл. 23 НК РФ. Кроме того, они не названы в ст. 217 НК РФ, определяющей перечень освобождаемых от НДФЛ доходов. Иначе говоря, с суммы заработной платы, выплачиваемой за счет вышеназванной субсидии, субъекты МСП должны исчислить и удержать НДФЛ в общеустановленном порядке (см. также письма ФНС России от 06.07.2020 № БС-4-11/10821@, от 23.06.2020 № БС-4-11/10271@).

К сведению: «антикоронавирусные» субсидии Законом № 121-ФЗ внесены в перечень не облагаемых НДФЛ доходов (п. 82 ст. 217 НК РФ). Поэтому ИП, не имеющему наемных работников, не нужно уплачивать НДФЛ при получении субсидии в размере 12 130 руб. (см. Письмо ФНС России от 23.06.2020 № БС-4-11/10271@). Также ему не нужно включать оплаченные за счет этой субсидии расходы в состав профессиональных вычетов (ст. 221 НК РФ).

Оплата тестирования работников

В отдельных регионах предусмотрены меры по проведению работодателями обязательного тестирования сотрудников на коронавирус и иммунитет к нему (см., например, п. 2.4 – 2.6 Указа мэра г. Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Между тем в тестировании работников на коронавирус (и иммунитет к нему) заинтересован прежде всего работодатель, так как именно ему вменена эта обязанность.

Следовательно, оплаченная работодателем для работников стоимость исследований на предмет наличия у них коронавирусной инфекции (иммунитета к ней), необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, не может быть признана экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков. Соответственно, доходов, подлежащих обложению НДФЛ, в таком случае не возникает (см. письма Минфина России от 28.07.2020 № 03-04-06/65718, от 25.06.2020 № 03-03-07/54757).

В ситуации, когда работодатель (организация или ИП) компенсирует работнику затраты на проведение вышеназванных тестов, возмещаемую сумму, полагаем, он может рассматривать в качестве суммы, полученной в связи с исполнением работником его трудовых обязанностей. И, следовательно, воспользоваться освобождением от НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.

Покупка работодателем средств индивидуальной защиты (СИЗ)

В целях обеспечения безопасных условий труда работодателям необходимо обеспечить своих работников средствами индивидуальной защиты (масками, перчатками, дезинфицирующими средствами).

В общем случае СИЗ, выдаваемые сотрудникам в производственных целях, не являются их доходом и не подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).

Минфин считает, что если СИЗ выдаются работникам только для осуществления производственной деятельности и не переходят в их собственность, их стоимость не может быть признана экономической выгодой (доходом) в смысле ст. 41 НК РФ и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ (см. письма от 16.01.2017 № 03-04-06/1222, от 16.09.2016 № 03-03-06/1/54239).

Полагаем, что данный подход применим и в рассматриваемой ситуации – при условии, что СИЗ выдаются работникам в соответствии с распоряжением руководителя только в производственных целях и не переходят в их собственность.

Выплата матпомощи пострадавшим из-за коронавируса работникам

Главой 23 НК РФ определен ряд выплат (в том числе в виде материальной помощи), связанных с особыми обстоятельствами и не подлежащих обложению НДФЛ:

  • выплаты налогоплательщикам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическим лицам, являющимся членами их семей, в связи с указанными событиями (п. 46 ст. 217 НК РФ). Карантин, введенный в связи с распространением коронавирусной инфекции, не признан чрезвычайной ситуацией;

  • выплаты, осуществляемые работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ, ст. 2 Семейного кодекса);

  • суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг их работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций (п. 10 ст. 217 НК РФ).

Обратите внимание: Минфин считает, что п. 10 ст. 217 НК РФ, освобождающий от обложения НДФЛ суммы, уплаченные работодателем за оказание медицинских услуг его работникам, не распространяется на спецрежимников (см. письма от 16.03.2020 № 03-04-06/19819, от 01.08.2018 № 03-04-06/54288).

Между тем Президиум ВАС еще в Постановлении от 26.04.2005 № 14324/04 подчеркнул, что исчисление НДФЛ в зависимости от режима налогообложения ставит физических лиц, работающих в организациях, применяющих УСНО, в неравное положение с физическими лицами, работающими в организациях с общей системой налогообложения. Так нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ. Ведь ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей.

Выплаты физлицам материальной помощи по другим основаниям подлежат включению в базу для исчисления НДФЛ. Но на такие выплаты распространяется правило п. 28 ст. 217 НК РФ – матпомощь в сумме, не превышающей 4 000 руб. в год, освобождается от обложения НДФЛ.

Налогообложение доходов работников-иностранцев

Согласно указам Президента РФ от 18.04.2020 № 274 и от 18.04.2020 № 274 на период с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно приостановлено течение сроков действия отдельных документов, у которых в данный период истекает срок действия. Это касается и патентов, получаемых иностранными гражданами для осуществления на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Таким образом, если у иностранного гражданина в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 истекает срок действия оплаченного патента, течение срока его действия приостанавливается. При этом сам патент является действующим, соответственно продлевать его в указанный период не надо. А налоговое администрирование по таким патентам осуществляется в общем порядке (см. также Письмо Минфина России от 30.04.2020 № 03-04-09/35512).

Кроме того, согласно вышеназванным указам с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством РФ, привлекать и использовать в качестве работников иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов.

В связи с этим, если привлекаемые к работе иностранные граждане в обозначенный период не имеют патентов, то положения ст. 227.1 НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 224 НК РФ в отношении соответствующих доходов таких граждан не применяются.

Таким образом, при привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) в качестве работников иностранных граждан, не имеющих патентов и не признаваемых налоговыми резидентами РФ, в общем случае при обложении НДФЛ доходов указанных лиц необходимо применять ставку 30%.

При этом в общем случае, если по итогам налогового периода указанные лица будут признаны налоговыми резидентами РФ, суммы НДФЛ, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету по ставке 13% (см. то же Письмо Минфина России № 03-04-09/35512).

Обратите внимание: по общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Однако на период 2020 года получить (сохранить) статус резидента РФ можно будет при нахождении в России не менее 90 календарных дней. Такие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.

Таким образом, физлицо, фактически находящееся в нашей стране от 90 до 182 календарных дней включительно и более в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, признается налоговым резидентом РФ.

Компенсации за использование личного имущества в связи с работой на «удаленке»

В период пандемии немало работодателей перевели сотрудников на удаленную работу. Такие сотрудники при исполнении служебных обязанностей, как правило, используют собственную оргтехнику (ноутбуки, компьютеры, видеокамеры, смартфоны), личный домашний или мобильный доступ в Интернет, приобретенное для собственных нужд программное обеспечение и т. д. А поскольку удаленная работа не квалифицируется как дистанционная, то работник не обязан использовать для выполнения трудовых функций свою домашнюю технику. Компромиссное решение в такой ситуации – выплата сотрудникам компенсации за использование личного имущества в производственных целях. (Подчеркнем: выплата такой компенсации является правом, а не обязанностью работодателя.)

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах своего личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, амортизацию инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме, поскольку норм подобных компенсаций Налоговый кодекс не содержит и не предусматривает порядок их установления (см. Письмо ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@). Эта компенсация освобождается от НДФЛ, поскольку входит в список необлагаемых выплат (абз. 11 п. 1 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, для правомерного освобождения от обложения НДФЛ сумм компенсаций за использование личной оргтехники работника работодателю нужно документально подтвердить (см. письма Минфина России от 04.02.2020 № 03-03-06/1/6672, от 08.11.2019 № 03-04-05/86158):

  • принадлежность используемого имущества работнику;

  • фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели;

  • расчеты компенсаций;

  • суммы произведенных в связи с этим расходов.

Компенсация проезда к месту работы и обратно на такси

В условиях пандемии работодатели обязаны принять меры по профилактике коронавируса среди сотрудников, работающих в офисе. В связи с этим Роспотребнадзор в Письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 (п. 3) рекомендовал самим гражданам ограничить поездки на общественном транспорте (из-за высокого риска заражения коронавирусом), а работодателям, соответственно, организовать доставку на работу и с работы для тех сотрудников, у которых отсутствует личный транспорт.

При отсутствии у компании собственного служебного транспорта возможна выплата компенсации работникам затрат на поездки до работы и обратно на такси в период пандемии. Для этого необходимо утвердить соответствующий приказ, в котором среди введения прочих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, связанных с эпидемией COVID-19, будет предусмотрена выплата подобной компенсации.

Однако следует учесть, что эта компенсация подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Дело в том, что ст. 217 НК РФ не содержит норм, предусматривающих освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде сумм, выплачиваемых организацией сотрудникам в качестве компенсации оплаты проезда к месту работы и обратно. На этот момент Минфин обратил внимание в Письме от 23.01.2020 № 03-03-06/1/3758. Следовательно, сумма этой компенсации должна облагаться налогом, поскольку прямого запрета на проезд в общественном транспорте в период пандемии не было.

Обратите внимание! Компенсационные выплаты работнику за использование личного автомобиля в служебных целях освобождаются от НДФЛ только при наличии документов, которые подтверждают использование машины в интересах работодателя и произведенные расходы (ст. 188 ТК РФ, п. 3 ст. 217 НК РФ). Минфин в Письме от 03.09.2019 № 03-04-05/67569 пояснил, что для освобождения обозначенных компенсаций от обложения НДФЛ работодателю необходимы:

  • копии документов, подтверждающих право собственности работника на автомобиль;

  • расчет компенсации;

  • документы, подтверждающие фактическое использование автомобиля в интересах работодателя;

  • документы, подтверждающие осуществление расходов.

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Письмом Минфина РФ от 26.11.2007 N 03-04-07-01/226, доведенным до сведения Письмом ФНС РФ от 17.12.2007 N ГИ-6-04/973@, разъяснено, что суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) алименты, получаемые налогоплательщиками;

6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 23.03.2007 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источника выплаты;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2004 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;

налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2006 N 257-ФЗ)

8.1) вознаграждения, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации физическим лицам за оказание ими содействия федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие акты, а также за оказание содействия органам федеральной службы безопасности и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

9) суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые:

за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с настоящим Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

В целях настоящей главы к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

(в ред. Федеральных законов от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 20.08.2004 N 103-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 103-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, — в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством об оплате труда работников;

13) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества;

14) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.

Настоящая норма применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

(п. 15 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты;

(п. 17 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

(п. 18.1 введен Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ)

19) доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций:

акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций (долей, паев), распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале;

акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций при реорганизации, предусматривающей распределение акций (долей, паев) создаваемых организаций среди акционеров (участников, пайщиков) реорганизуемых организаций и (или) конвертацию (обмен) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в акции (доли, паи) создаваемой организации либо организации, к которой осуществляется присоединение, в виде дополнительно и (или) взамен полученных акций (долей, паев);

(п. 19 в ред. Федерального закона от 30.12.2004 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами-инвалидами, за призовые места на следующих спортивных соревнованиях:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2004 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2004 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

чемпионатах, первенствах и кубках Российской Федерации от официальных организаторов;

21) суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

22) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;

23) вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;

24) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

25) суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;

26) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;

27) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:

проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

Положения пункта 27 статьи 217 в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, прошло не более трех лет;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

(п. 27 в ред. Федерального закона от 22.05.2003 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

28) доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2005 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);

суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 103-ФЗ)

29) доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения пункта 30 статьи 217 (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ. Положения пункта 30 статьи 217 (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникающие в связи с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. Соответствующие правоотношения, возникающие в связи с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, т.е. до 1 января 2006 года.

30) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

(п. 30 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

31) выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

32) выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций;

(п. 32 введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ)

33) помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период;

(п. 33 введен Федеральным законом от 30.06.2005 N 71-ФЗ)

34) средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

(п. 34 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 208-ФЗ)

Положения пункта 35 статьи 217 в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

35) суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам);

(п. 35 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

Положения пункта 36 статьи 217 (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ) вступают в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц (опубликован в «Собрании законодательства РФ» — 03.12.2007, в «Российской газете» — 04.12.2007). Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

36) суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

(п. 36 введен Федеральным законом от 29.11.2007 N 284-ФЗ)

Пункт 37 статьи 217 в редакции Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

37) в виде сумм дохода от инвестирования, использованных для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

(п. 37 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)

оглавление |

Поправки в законодательство на этот счет вступили в силу с нового года.

Речь идет о льготах на имущество, на землю, в некоторых регионах — еще и о транспортном налоге. До нового года эти льготы предоставлялись только пенсионерам. И сохранить их для людей, достигших «старого» пенсионного возраста, предложил президент страны Владимир Путин. Таким образом, еще до выхода на пенсию люди получат привилегии, имеющиеся у пенсионеров.

Закон был подготовлен и принят, чтобы обеспечить жителям страны дополнительные социальные гарантии. Как ранее отмечала вице-премьер Татьяна Голикова за счет сохранения этих льгот люди предпенсионного возраста могут экономить примерно 1,9 тысячи рублей в год.

Если говорить о налоге на имущество, то не платить его можно будет за один объект недвижимости, если он не используется в коммерческих целях. Речь идет о квартире, комнате, доме или его части, гараже или машиноместе, хозяйственной постройке площадью не более 50 квадратных метров. Если у человека есть, к примеру, и квартира, и гараж, и дом в деревне, он может выбрать, за какой из этих объектов он не будет платить налог. За оставшиеся — придется платить.

Аналогичная ситуация и с землей. От налогообложения может быть освобожден только один участок земли (даже если у человека их несколько) и площадью не более шести соток. Если площадь земельного участка больше, человеку придется платить за «лишние» сотки. Если участков больше одного — ему предстоит выбрать, за какой из них он не будет платить земельный налог.

Что касается транспортного налога, федеральных льгот по нему для людей старшего возраста нет. Но регионы сами могут их установить. Там, где они есть, распространяются также лишь на один автомобиль.

Для получения налоговых льгот, нужно обратиться в Федеральную налоговую службу.

Налогообложение доходов физических лиц при продаже имущества

Большинству граждан известно о наличии возможности получения от государства определенных льгот (налоговых вычетов) в виде возврата части стоимости приобретенного жилья, эта норма законодательства является одной из наиболее популярных и востребованных. А вот с нормой Налогового кодекса, которая определяет порядок определения дохода и его налогообложения при совершении сделок по реализации своего имущества, многие знакомы гораздо хуже.

Вместе с тем, согласно пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, и доходы от реализации имущества (в том числе транспортных средств), принадлежащего физическому лицу, находящемуся в Российской Федерации. И, на основании п. 3 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ, физические лица, получившие в налоговом периоде доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате (доплате) по итогам налогового периода, а также представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.

При определенных условиях, предусмотренных п.17.1 ст.217 НК РФ, доходы от продажи недвижимого имущества могут быть освобождены от налогообложения либо уменьшены на сумму фактически произведенных расходов по приобретению данной недвижимости или на имущественный налоговый вычет.

Право на освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимого имущества

Для граждан — налоговых резидентов РФ освобождение доходов от продажи недвижимого имущества от обложения НДФЛ зависит от того, когда оно было приобретено и сколько лет такое имущество было в их собственности. Так, по общему правилу не облагаются НДФЛ и не декларируются доходы от продажи следующих объектов недвижимости:

  • приобретенных до 01.01.2016 — по истечении трехлетнего срока владения недвижимостью;
  • приобретенных после указанной даты 01.01.2016, если вы владели этим имуществом не менее установленного минимального срока.

Для нерезидентов РФ освобождение доходов от продажи недвижимого имущества от обложения НДФЛ зависит только от соблюдения минимального срока владения объектом и не зависит от даты приобретения такого имущества.

Налоговые резиденты

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Для подтверждения статуса налогового резидента можно запросить соответствующий документ в налоговом органе (пп. 16 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 207 НК РФ).

Срок владения объектом недвижимости определяется с даты государственной регистрации вашего права собственности на него. Эта дата указана в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (выдавалось до 15.07.2016) или выписке из ЕГРН. Для имущества, полученного в порядке наследования, срок владения для целей налогообложения определяется с момента смерти наследодателя.

Минимальный срок владения объектом недвижимости, приобретенным начиная с 01.01.2016, для целей определения необходимости декларирования и уплаты НДФЛ, составляет 3 года, если соблюдается одно из приведенных ниже условий, при этом второе условие применяется с 01.01.2020:

  • право собственности на этот объект получено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи или близкого родственника; в результате приватизации; в результате передачи по договору пожизненного содержания с иждивением;
  • на дату государственной регистрации перехода к покупателю права собственности на жилое помещение у налогоплательщика нет в собственности (включая совместную собственность супругов) иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение). При этом не учитывается жилье, которое налогоплательщик и (или) его супруг приобрели в течение 90 календарных дней до даты государственной регистрации перехода к покупателю права собственности на проданное жилое помещение от налогоплательщика.

При соблюдении указанных положений 3-летний срок распространяется и на земельный участок, на котором расположено жилое помещение, и расположенные на указанном земельном участке хозяйственные строения и (или) сооружения.

В остальных случаях для указанных объектов недвижимости минимальный срок владения объектом недвижимости составляет 5 лет.

Право на имущественный вычет при продаже недвижимого имущества

Если у вас нет права на применение освобождения от уплаты НДФЛ при получении дохода от реализации имущества, вы можете по своему выбору уменьшить свои доходы от продажи недвижимого имущества (при условии что оно не использовалось в предпринимательской деятельности) на сумму имущественного налогового вычета или на сумму расходов, связанных с приобретением данного имущества. Это право возникает у вас, если вы являетесь налоговым резидентом РФ.

Указанный имущественный вычет предоставляется в размере 1 млн.руб. при продаже жилых домов, квартир, комнат, садовых домов, земельных участков (долей в перечисленной недвижимости) или в размере 250 000 руб. — при продаже иных объектов недвижимости (например, гаража, нежилого строения) (пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Вместо имущественного вычета можно уменьшить доход от продажи недвижимости на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по приобретению объекта недвижимости (в том числе риелторские услуги, проценты по ипотечному кредиту) (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Также доходы от продажи имущества, полученного, в частности, в дар или по наследству, могут быть уменьшены на суммы, с которых был уплачен НДФЛ при получении данного имущества, или на расходы дарителя (наследодателя) на его приобретение, которые ранее не были учтены им в целях налогообложения. Данные правила применяются в отношении доходов за 2019 и последующие годы.

При продаже жилья, полученного по программе реновации, вычесть можно расходы по приобретению как старой, так и новой квартиры (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Воспользоваться налоговым вычетом можно при подаче налоговой декларации 3-НДФЛ в налоговый орган по окончании года, в котором был получен доход от продажи имущества.

Порядок применения имущественного вычета при продаже жилья и другой недвижимости супругами

Отдельно следует сказать об особенностях применения вычетов к имуществу супругов. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором не предусмотрено иное. При продаже недвижимого имущества, находящегося в общей совместной собственности супругов, размер имущественного вычета определяется по договоренности между ними в любом соотношении, какое они определят.

Но если недвижимое имущество находится в общей долевой собственности супругов либо принадлежащие им доли выделены в натуре, то возможны следующие варианты продажи имущества (долей) и, соответственно, получения имущественного вычета:

  • имущество реализуется как единый объект права общей долевой собственности по одному договору купли-продажи. В таком случае имущественный вычет распределяется между супругами пропорционально их долям;
  • реализуются доли, выделенные в натуре, при этом такие доли являются самостоятельными объектами договора купли-продажи. В таком случае имущественный вычет предоставляется каждому супругу в полном размере;
  • реализуются доли в праве общей долевой собственности на квартиру по отдельным договорам купли-продажи. В таком случае имущественный вычет предоставляется каждому супругу в полном размере.

Обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с доходов от продажи недвижимого имущества

Если доходы от продажи вами недвижимого имущества не подлежат освобождению от налогообложения, у вас возникает обязанность самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ.

Сумма дохода от продажи определяется в соответствии с договором купли-продажи и может быть уменьшена на величину имущественного налогового вычета или на сумму фактически понесенных расходов по приобретению проданной недвижимости.

Заплатить налог нужно не позднее 15 июля года, следующего за годом продажи объекта недвижимости или доли в нем (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Обратите внимание! По общему правилу за неуплату налога в срок предусмотрен штраф. Однако если вы не уплатили НДФЛ в срок, но правильно его исчислили и представили декларацию, штраф не налагается и взыскиваются только пени.

Особенности исчисления НДФЛ при продаже недвижимости ниже кадастровой стоимости

Уже 4 года как действует правило, в соответствии с которым доход от продажи недвижимости соотносится для целей налогообложения с кадастровой стоимостью этой недвижимости. В общем случае, если вы продаете объект недвижимости, приобретенный после 01.01.2016, и сумма дохода от его продажи меньше, чем его кадастровая стоимость по данным Росреестра, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то доход от продажи принимается равным умноженной на коэффициент 0,7 кадастровой стоимости недвижимости. (Понижающий коэффициент может быть уменьшен вплоть до нуля законом субъекта РФ, но на территории нашего края такой закон не принимался).

При этом до 01.01.2020 в расчет принималась кадастровая стоимость объекта недвижимости на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на проданный объект. При определении налогооблагаемого дохода, полученного начиная с 01.01.2020, учитывается кадастровая стоимость недвижимости, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект. А если объект недвижимости образован (например, закончен строительством) в течение года, учитывается его кадастровая стоимость на дату его постановки на государственный кадастровый учет.

Если кадастровая стоимость недвижимости не определена (отсутствует в ЕГРН) на 1 января, то НДФЛ облагается доход, указанный в договоре купли-продажи.

Пример. Расчет налога с использованием имущественного вычета

И.И. Зайцев продал в 2019 г. квартиру, которая перешла к нему по наследству в этом же году, за 5 000 000 рублей. Кадастровая стоимость квартиры на 01.01.2019 составляет 7 500 000 рублей. При расчете налога он может применить имущественный вычет в размере 1 млн. рублей.

Налогооблагаемая сумма дохода составит 4 250 000 руб. (7 500 000 руб. x 0,7 — 1 000 000 руб.).

НДФЛ к уплате — 552 500 руб. (4 250 000 руб. x 13%).

Подача декларации 3-НДФЛ в налоговый орган при продаже недвижимости

При наличии обязанности по исчислению и уплате НДФЛ каждый гражданин должен также подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 30 апреля года, следующего за годом продажи недвижимости или доли в ней. Декларация заполняется по форме 3-НДФЛ по окончании года, в котором вы продали недвижимость.

А уплату налога следовало произвести до 15 июля. В 2020 г., в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и противовирусными мерами, срок представления декларации продлен, ее необходимо представить не позднее 30.07.2020. А вот срок уплаты НДФЛ по декларации 3-НДФЛ продлен только для индивидуальных предпринимателей, для всех остальных физических лиц, в т.ч. и получивших доход от продажи имущества в 2019 г., срок уплаты НДФЛ остался прежним – 15 июля 2020. Если вы не успели произвести оплату до указанной даты, необходимо это сделать в ближайшее время, так как пени начисляются ежедневно.

Подать декларацию в налоговую инспекцию можно лично или через представителя, почтовым отправлением с описью вложения, через МФЦ, а также в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет налогоплательщика.

Обратите внимание! За нарушение срока подачи декларации предусмотрен штраф в размере 5% не уплаченной в срок суммы налога за каждый месяц просрочки сдачи декларации. Однако штраф не может быть больше 30% указанной суммы и меньше 1 тыс. рублей. Даже если сумма исчисленного налога равна нулю, при несвоевременной сдаче декларации налагается штраф в размере 1 тыс. рублей. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Особо необходимо отметить еще один важный момент!

С 1 января 2021 года вступят в силу изменения, внесенные в ст. 88 НК РФ, касающиеся порядка проведения камеральных проверок деклараций по Форме 3-НДФЛ.

Согласно вновь добавленному в ст.88 НК РФ пункту п. 1.2 в случае, если налоговая декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества не представлена в налоговый орган в установленный срок, камеральная проверка проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. В данном случае камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам. В рамках данной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений. В отсутствие необходимых документов и декларации налоговый орган вправе исчислить НДФЛ с предполагаемого дохода от реализации имущества из расчета 70% от его кадастровой стоимости. При этом, если позднее налогоплательщиком будет представлена налоговая декларация по НДФЛ, то первоначальная камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.

Имущественный вычет при продаже автомобиля и другого движимого имущества

Отдельно следует сказать о порядке определения дохода в случае продажи иного имущества (кроме жилых помещений). Если вы являетесь налоговым резидентом РФ, то при продаже движимого имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в вашей собственности менее 3-х лет, вы можете воспользоваться имущественным налоговым вычетом, уменьшив свой налогооблагаемый доход на сумму, полученную от продажи данного имущества, не превышающую в целом 250 тыс. рублей. Нерезидентам имущественный налоговый вычет не предоставляется.

Вместо получения данного имущественного вычета вы вправе уменьшить свой облагаемый НДФЛ доход на сумму фактически произведенных вами и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением проданного движимого имущества.

Также доходы от продажи имущества, полученного, в частности, в дар или по наследству, могут быть уменьшены на суммы, с которых был уплачен НДФЛ при получении данного имущества, или на расходы дарителя (наследодателя) на его приобретение, которые ранее не были учтены им в целях налогообложения. Данные правила применяются в отношении доходов за 2019 и последующие годы.

Ирина Кожемякина, начальник отдела доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Хабаровскому краю

Данная тема была предметом публичных обсуждений Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю по вопросам контрольно-надзорной деятельности налоговых органов Хабаровского края.

Официальный источник: ФНС РФ (www.nalog.ru)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *