341 ФЗ о публичных сервитутах

341 ФЗ о публичных сервитутах

Ниже описал конструкцию публичного сервитута, предложенную в Федеральном законе от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон), для целей размещения объектов электросетевого хозяйства.

Закон первоначально разрабатывался Минэкономразвития России во исполнение 2-ого этапа пункта 41 раздела II плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р, поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 17.11.2015 № АД-П9-7781, поручения Д.Н. Козака от 03.03.2017 № ДК-П13-1593.

Законом предусмотрено изменение Земельного кодекса Российской Федерации и введение конструкции публичного сервитута в целях скорейшего и недорогого в финансовом плане оформления прав на земельные участки в целях размещения (строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации) линейных объектов.

Под публичным сервитутом следует понимать сервитут, установленный решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

При этом в качестве обладателей публичного сервитута указаны лица, которые используют земельные участки и (или) земли в следующих целях:

  • размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее – инженерные сооружения);
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

Особенности и порядок установления публичного сервитута в целях размещения линейных объектов определены главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях» Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона (далее – ЗК РФ).

Предусмотрено, что публичный сервитут для размещения инженерных сооружений федерального значения устанавливается решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее – уполномоченный орган).

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа на основании ходатайства заявителя – организации, являющейся субъектом естественных монополий, в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок, при этом отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

Введено единственное исключение, когда публичный сервитут не может быть установлен (пункт 5 статьи 39.39 ЗК РФ) — в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для:

  1. подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  2. эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  3. размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Законом установлены требования к ходатайству об установлении публичного сервитута (статья 39.42 ЗК РФ). В частности, должны быть указаны испрашиваемый срок публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута, кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков.

Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке и способами, которые установлены в соответствии с ЗК РФ для ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута возлагается непосредственно на уполномоченный орган (статья 39.42 ЗК РФ).

Уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в отношении объектов электросетевого хозяйства в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута (статья 39.43 ЗК РФ).

Необходимо отметить, что уполномоченный орган вправе по согласованию с правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, и лицом, подавшим ходатайство об установлении публичного сервитута, утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем предусмотренный ходатайством.

Установлена обязанность уполномоченного органа в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута:

  • разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута (при их наличии);
  • направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав;
  • направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

В соответствии с Законом публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Требования к такому соглашению и порядок его заключения между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут, определены в статье 39.47 ЗК РФ.

Законом предусмотрены отдельные положения, устанавливающие требования к сроку публичного сервитута (статья 39.45 ЗК РФ); плате за публичный сервитут (статья 39.46 ЗК РФ); последствиям невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом (статья 39.48 ЗК РФ); особенностям публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 39.49 ЗК РФ); правам и обязанностям обладателя публичного сервитута (статья 39.50 ЗК РФ). При принятии решений о возможности установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта следует руководствоваться нормами указанных положений ЗК РФ.

В частности, следует отметить, что плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

В то же время плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.

Предусмотрено, что плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса (в случае отказа от заключения соглашения со стороны правообладателя земельного участка или оспаривания правообладателем земельного участка соглашения в суде).

При наличии отказа или спора с правообладателем земельного участка при заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута, обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости. А в случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам, обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута после внесения платы за публичный сервитут в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.

Также Законом вносятся корреспондирующие изменения в иные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов. Уточняются положения Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Жилищного, Градостроительного и Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (не распространение его норм в части привлечения субъекта оценочной деятельности в целях определения размера платы за публичный сервитут), Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 11 Закона предусмотрено предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории. При регистрации прав на такой земельный участок одновременно в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. В указанном случае принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

В соответствии со статьей 12 Закона его нормы вступают в силу с 1 сентября 2018 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов

Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Статья 1

1) пункт 3 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«обладатели публичного сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V7 настоящего Кодекса.»;

2) в статье 118:

а) пункт 4 после слов «осуществляющее такое использование лицо» дополнить словами «в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или)»;

3) наименование главы IV после слова «сервитут» дополнить словами «, публичный сервитут»;

4) статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 3937 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 3924 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 3937 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 3944 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 563 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 3925 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 3937 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».»;

5) подпункт 3 пункта 4 статьи 35 дополнить словами «, на основании публичного сервитута»;

6) статью 398 дополнить пунктом 121 следующего содержания:

«121. В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута. Арендодатель не вправе отказать во внесении указанных изменений в такой договор. Данный срок определяется в соответствии с соглашением об осуществлении публичного сервитута независимо от срока, установленного пунктом 8 настоящей статьи.»;

7) в пункте 8 статьи 3911:

а) в подпункте 8 слова «размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 3936 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием» заменить словами «, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 3936 настоящего Кодекса»;

б) подпункт 9 дополнить словами «, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 3936 настоящего Кодекса»;

8) в статье 3916:

а) в подпункте 4 слова «сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 3936 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием» заменить словами «на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 3936 настоящего Кодекса,»;

б) в подпункте 5 слова «сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или» заменить словами «на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 3936 настоящего Кодекса, либо»;

9) в статье 3920:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 3936 настоящего Кодекса.»;

б) в пункте 5 слова «на условиях сервитута» заменить словами «, на основании сервитута, публичного сервитута», после слов «установлении сервитута» дополнить словами «, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута»;

в) в пункте 8 слова «пунктах 2 — 4» заменить словами «пунктах 1 — 4»;

10) в пункте 1 статьи 3927:

а) подпункт 1 дополнить словами «, публичного сервитута»;

б) подпункт 2 дополнить словами «, публичного сервитута»;

11) в пункте 9 статьи 3929:

а) в подпункте 3 слова «которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 3936 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием» заменить словами «размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 3936 настоящего Кодекса»;

б) подпункт 4 дополнить словами «, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса»;

12) наименование главы V6 дополнить словами «, публичного сервитута»;

13) в статье 3933:

а) наименование дополнить словами «, публичного сервитута»;

б) абзац первый пункта 1 после слов «установления сервитута» дополнить словами «, публичного сервитута»;

14) пункт 3 статьи 3936 после слова «сервитутов» дополнить словами «, публичного сервитута»;

15) дополнить главой V7 следующего содержания:

«Глава V7. УСТАНОВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА В ОТДЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ

Статья 3937. Цели установления публичного сервитута

В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также — инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Статья 3938. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута

Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 3937 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе — публичный сервитут), устанавливается:

1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти — в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;

2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях;

3) решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, — в случае установления публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд;

4) решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения — в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 3937 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 — 3 настоящей

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КАЛУГА»

1. Общие положения

1.1. Настоящим Положением регулируется порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Калуга» (далее — публичный сервитут).

1.2. Публичный сервитут устанавливается в случаях и для достижения целей, предусмотренных статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации.

1.3. Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

1.4. Публичные сервитуты устанавливаются в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

1.5. Действие настоящего Положения не распространяется на отношения, связанные с установлением публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций.

1.6. Публичный сервитут устанавливается и прекращается постановлениями Городской Управы города Калуги.

1.7. Публичный сервитут и его прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

1.8. Работу по установлению публичного сервитута, организации и проведению общественных слушаний, прекращению публичного сервитута осуществляет Городская Управа города Калуги в лице уполномоченного органа.

2. Порядок подачи и рассмотрения заявлений об установлении публичного сервитута

2.1. Постановление об установлении публичного сервитута принимается Городской Управой города Калуги по собственной инициативе, а также по заявлению заинтересованных физических и юридических лиц (далее — заинтересованное лицо).

2.2. Для установления публичного сервитута заинтересованное лицо обращается в Городскую Управу города Калуги с заявлением об установлении публичного сервитута.

В случае установления публичного сервитута по инициативе Городской Управы города Калуги заявление об установлении публичного сервитута не подается.

2.3. В заявлении об установлении публичного сервитута указываются:

  • наименование заинтересованного лица;
  • наименование правообладателя земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут (при наличии у заинтересованного лица информации о правообладателе такого участка);
  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут;
  • цель установления публичного сервитута;
  • срок действия публичного сервитута (в случае установления срочного публичного сервитута).

2.4. К заявлению об установлении публичного сервитута прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заинтересованного лица, в случае подачи заявления об установлении публичного сервитута представителем заинтересованного лица.

В случае установления публичного сервитута в отношении части земельного участка к заявлению об установлении публичного сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане территории.

2.5. Городская Управа города Калуги рассматривает заявление об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы и в течение 7 дней со дня поступления заявления возвращает его и прилагаемые документы представившему их лицу с указанием причин возврата при наличии следующих оснований:

  • заявление об установлении публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в пункте 2.3 настоящего Положения;
  • к заявлению об установлении публичного сервитута не приложены документы, указанные в пункте 2.4 настоящего Положения.

2.6. При отсутствии оснований для возврата документов, установленных пунктом 2.5 настоящего Положения, Городская Управа города Калуги в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут.

2.7. После поступления документов, запрошенных в рамках межведомственного взаимодействия, Городская Управа города Калуги организует проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.

3. Организация и проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута

3.1. Общественные слушания по вопросу установления публичного сервитута должны быть проведены в срок не позднее двух месяцев с момента обращения заинтересованного лица в Городскую Управу города Калуги с заявлением об установлении публичного сервитута.

3.2. Общественные слушания проводятся на основе равного, свободного и добровольного волеизъявления.

3.3. Общественные слушания по вопросу установления публичного сервитута проводятся с участием:

  • заинтересованного лица, обратившегося в Городскую Управу города Калуги с заявлением об установлении публичного сервитута;
  • правообладателя земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут.

3.4. Вышеуказанным лицам в срок не позднее 30 дней с момента обращения заинтересованного лица с заявлением об установлении публичного сервитута заказным письмом направляется сообщение о проведении общественных слушаний, в котором указываются:

  • дата, время и место проведения общественных слушаний;
  • дата, время и место предварительного ознакомления с соответствующей информацией (место расположения земельного участка, цель установления и срок действия публичного сервитута и т.д.).

3.5. Общественные слушания могут проводиться в выходные и рабочие дни. Начало проведения общественных слушаний в рабочие дни не может быть назначено ранее 17 часов по местному времени.

3.6. Перед началом проведения общественных слушаний представитель уполномоченного органа Городской Управы города Калуги организует регистрацию участников.

3.7. Во время проведения общественных слушаний ведется протокол. Ведение протокола общественных слушаний и его подписание осуществляются представителем уполномоченного органа Городской Управы города Калуги.

3.8. После получения информации о предмете общественных слушаний и ответов на вопросы каждый из участников общественных слушаний вправе высказаться по существу вопроса об установлении публичного сервитута, его замечания и предложения заносятся в протокол общественных слушаний.

3.9. Общественные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками общественных слушаний своего мнения по существу вопроса об установлении публичного сервитута.

3.10. Протокол общественных слушаний в окончательном виде должен быть составлен в течение 10 дней с момента их проведения. В протокол должны быть включены поступившие замечания и предложения, а также результаты общественных слушаний.

4. Установление публичного сервитута

4.1. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, проведенных в соответствии с разделом 3 настоящего Положения. Результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер.

4.2. На основании документов, указанных в пунктах 2.3, 2.4, 2.6, 3.7 настоящего Положения, Городская Управа города Калуги принимает постановление Городской Управы города Калуги, которое содержит одно из следующих решений:

  • об установлении публичного сервитута;
  • об отказе в установлении публичного сервитута.

4.3. Постановление Городской Управы города Калуги об установлении публичного сервитута должно содержать:

  • наименование муниципального образования;
  • наименование правообладателя земельного участка, в отношении которого подлежит установлению публичный сервитут;
  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого подлежит установлению публичный сервитут;
  • цель установления публичного сервитута;
  • срок действия публичного сервитута (в случае установления срочного публичного сервитута).

В случае установления публичного сервитута в отношении части земельного участка к постановлению Городской Управы города Калуги об установлении публичного сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане территории.

4.4. Постановление Городской Управы города Калуги об отказе в установлении публичного сервитута принимается в случае, если:

  • отсутствуют основания для установления публичного сервитута, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации;
  • публичный сервитут предлагается установить в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций;
  • публичный сервитут предлагается установить в отношении земельных участков, расположенных за пределами границ муниципального образования «Город Калуга».

4.5. В течение 3 дней со дня принятия постановления Городской Управы города Калуги, указанного в пункте 4.4 настоящего Положения, Городская Управа города Калуги направляет его копии заказными письмами лицам, указанным в пункте 3.3 настоящего Положения.

4.6. Постановление Городской Управы города Калуги об установлении публичного сервитута подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления города Калуги, иной официальной информации, и размещению на официальном сайте Городской Управы города Калуги в сети Интернет.

4.7. В срок не позднее 20 дней со дня принятия постановления Городской Управы города Калуги об установлении публичного сервитута Городская Управа города Калуги обеспечивает государственную регистрацию публичного сервитута в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

5. Прекращение публичного сервитута

5.1. Публичный сервитут прекращается постановлением Городской Управы города Калуги о прекращении публичного сервитута.

Срочный публичный сервитут прекращается по истечении срока его действия и не требует принятия соответствующего постановления Городской Управы города Калуги.

Публичный сервитут прекращается ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, на основании поступившего в адрес Городской Управы города Калуги заявления заинтересованного лица или по инициативе Городской Управы города Калуги.

5.2. Для прекращения публичного сервитута в заявительном порядке заинтересованное лицо обращается в Городскую Управу города Калуги с заявлением о прекращении публичного сервитута.

В случае прекращения публичного сервитута по инициативе Городской Управы города Калуги заявление о прекращении публичного сервитута не подается.

5.3. В заявлении о прекращении публичного сервитута указываются:

  • наименование заинтересованного лица;
  • наименование правообладателя земельного участка, в отношении которого предлагается прекратить публичный сервитут (при наличии у заинтересованного лица информации о правообладателе такого участка);
  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предлагается прекратить публичный сервитут;
  • обоснование необходимости прекращения публичного сервитута.

5.4. К заявлению о прекращении публичного сервитута прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заинтересованного лица, в случае подачи заявления о прекращении публичного сервитута представителем заинтересованного лица.

5.5. Городская Управа города Калуги рассматривает заявление о прекращении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы и в течение 7 дней со дня поступления заявления возвращает его и прилагаемые документы представившему их лицу с указанием причин возврата, при наличии следующих оснований:

  • заявление о прекращении публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в пункте 5.3 настоящего Положения;
  • к заявлению о прекращении публичного сервитута не приложены документы, указанные в пункте 5.4 настоящего Положения.

5.6. При отсутствии оснований для возврата документов, установленных пунктом 5.5 настоящего Положения, Городская Управа города Калуги в срок не позднее 20 дней с момента обращения заинтересованного лица с заявлением о прекращении публичного сервитута осуществляет осмотр указанного в заявлении о прекращении публичного сервитута земельного участка (части земельного участка), о чем составляется соответствующий акт.

5.7. Городская Управа города Калуги в срок не позднее 30 дней с момента обращения заинтересованного лица с заявлением о прекращении публичного сервитута принимает постановление Городской Управы города Калуги, которое содержит одно из следующих решений:

  • о прекращении публичного сервитута;
  • об отказе в прекращении публичного сервитута.

5.8. Основаниями для отказа в прекращении публичного сервитута являются:

  • представление заинтересованным лицом недостоверных сведений, указанных в заявлении о прекращении публичного сервитута и (или) приложенных к заявлению документах;
  • наличие необходимости сохранения публичного сервитута для достижения целей его установления;
  • публичный сервитут предлагается прекратить в отношении земельных участков, расположенных за пределами границ муниципального образования «Город Калуга».

5.9. В постановлении Городской Управы города Калуги о прекращении или об отказе в прекращении публичного сервитута указываются основания для прекращения или для отказа в прекращении публичного сервитута.

5.10. В течение 3 дней со дня принятия постановления Городской Управы города Калуги об отказе в прекращении публичного сервитута Городская Управа города Калуги направляет его копию заказным письмом лицу, обратившемуся с заявлением о прекращении публичного сервитута.

5.11. Постановление Городской Управы города Калуги о прекращении публичного сервитута подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления города Калуги, иной официальной информации, и размещению на официальном сайте Городской Управы города Калуги в сети Интернет.

5.12. В срок не позднее 20 дней со дня принятия постановления Городской Управы города Калуги о прекращении публичного сервитута Городская Управа города Калуги обеспечивает государственную регистрацию прекращения публичного сервитута в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *