372 постановление госкомэкологии

372 постановление госкомэкологии

Экологическая экспертиза – это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы. Она может быть государственная, ведомственная, научная, общественная.

Государственная экологическая экспертиза является важнейшим инструментом государственной политики в области охраны окружающей природной среды и управления природопользованием в РФ. Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), а также постановления правительства, указы и другие природоохранные акты. Нормативной базой являются стандарты, нормы качества окружающей природной среды и т.д., обобщённые в специальных справочниках для экспертов. Федеральным законом установлены следующие принципы государственной экологической экспертизы: обязательность её проведения, научная обоснованность выводов, независимость и вневедомственность, широкая гласность, привлечение общественности, презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности; первоочерёдность проведения государственной экологической экспертизы (только при получении её заключения принимается решение о реализации объекта хозяйственной или иной деятельности).

Объектами экологической экспертизы являются проекты и технико-экономические обоснования строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, проекты международных договоров, правовых актов РФ, а также действующие предприятия, комплексы и т.п. Определены наиболее опасные виды хозяйственной деятельности, которые требуют особого внимания и проведения специальных исследований. В их числе атомная промышленность, энергетика, металлургия, химическая промышленность, хранение, утилизация и захоронение токсичных отходов и многие другие.

Экологическая экспертиза должна начинаться с определения качества природной среды, которое имело место перед началом проектирования. Следующий этап – оценка воздействия на окружающую среду намечаемого вида хозяйственной или иной деятельности, а также ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в результате осуществления данного проекта. Предварительное заключение экспертной комиссии доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Заключение экспертной комиссии утверждается руководителем компетентного органа власти РФ или её субъекта. После утверждения выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Ведомственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с приказом руководства ведомства, министерства. Её выводы имеют силу только внутри соответствующего ведомства и при условии, что они не входят в противоречие с выводами государственной экологической экспертизы.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, вузов или отдельных групп учёных.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Общественная экспертиза, как правило, призвана привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности и т.д.

Законом запрещается препятствовать проведению общественной экологической экспертизы. Должностные лица, виновные в этом, а также отказывающиеся предоставить необходимую для работы общественных экспертов информацию, привлекаются к эколого-правовой ответственности.

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ

от 18 июля 1994 года N 222

Об утверждении Положения об оценке воздействия на
окружающую среду в Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу с 11 августа 2000 года на основании
приказа Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года N 372
____________________________________________________________________

В целях реализации статьи 41 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (раздел VI), подготовки к выполнению обязательств Российской Федерации в связи с подписанием международной Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» и в соответствии с Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации приказываю:
Утвердить согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приложение).

Министр
В.И. Данилов-Данильян

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
22 сентября 1994 года
Регистрационный N 695

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минприроды России
от 18 июля 1994 года
N 222

Положение
об оценке воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — процедура учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, перечень которых приведен в приложении, является обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального органа Минприроды России орган исполнительной власти принимает решение с учетом заключения Минприроды России.
В случае разногласий между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.

1.4. Для объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также в случае прекращения начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду.

1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации.

1.6. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений.

1.7. Обосновывающая документация представляется инициатором/заказчиком на государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (раздел 5). Обосновывающая документация по реализации видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в приложении к настоящему Положению, без результатов проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России и/или его территориальные органы не принимается.

2. Область применения

2.1. ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:
(1) концепций, программ (в том числе, инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

(2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

(3) градостроительной документации (генеральных планов городов,проектов и схем детальной планировки и т.д.);

(4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

(5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.

2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

3. Требования к содержанию деятельности по оценке воздействия на окружающую среду

3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены:
(1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;
(2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;
(3) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

(4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;

(5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

(6) мера и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

(7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа.

3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды России.

4. Обязанности участников проведения ОВОС

4.1. При проведении ОВОС:
(1) инициатор/инвестор
обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС;
(2) инвестор/заказчик
организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации;
осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности;
(3) разработчик (в пределах своей компетенции):
проводит ОВОС;
рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.

4.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности;
(1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;
(2) выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности;

(3) принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления.

5. Общественные слушания

5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки:
(1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

(2) достоверности представленных результатов ОВОС;
(3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:
(1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;

(2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений;

(3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятельности.

5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:
(1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер;

(2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации.

6. Ответственность за правонарушения
Инициатор/заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (раздел XIII) несут ответственность за:
(1) невыполнение правил проведения ОВОС;
(2) нарушения процедуры оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей документации;

(3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об оценке
воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации

Перечень видов и объектов хозяйственной и иной
деятельности, при подготовке обосновывающей
документации на строительство которых оценка
воздействия на окружающую среду проводится
в обязательном порядке

1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.

2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. куб. м/год и более.

3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.

4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).

5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. куб. м/год и более.

6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:
(1) асбестоцементных продуктов — 20 тыс. т и более;
(2) фрикционных материалов — 50 т и более;
(3) других видов применения асбеста — 200 т и более.

7. Предприятия химической промышленности всех видов.

8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.

9. Крупные склады для хранения 50 тыс. куб. м и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.

10. Микробиологические производства.

11. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).

12. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии:
(1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

(2) все коксовые печи;
(3) установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;

(4) установки для производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. т/год и более;

(5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;

(6) установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:
(1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

(2) все коксовые печи и коксохимические производства;
(3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более;

(4) установки для обработки руд тяжелых и цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов.

15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.

16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.

17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.

18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив.

19.Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.

20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

21. Метрополитены.

22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.

23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.

24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.

25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.

26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. куб. м/год и более.

27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:
(1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;

(2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

(3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

(4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.

28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.

29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:
(1) свиноводческие — 30 тыс. голов и более;
(2) по откорму молодняка крупного рогатого скота — 2 тыс. голов и более;

(3) молочные — 1200 коров и более.

31. Звероводческие комплексы.

32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.

33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.

«Экономика и жизнь»
N 40, октябрь 1994 года

Прошу исключить из текста проекта Перечня отмененных актов федеральных органов исполнительной власти следующий пункт:

Пункт 38 — Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации («Российская газета», № 170, 01.09.2000).

Этот приказ и утверждаемое им «Положение об ОВОС» ни в коем случае нельзя отменять, поскольку его отмена:
— нарушает Конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
— нарушает права граждан на участие в принятии экологически значимых решений;
— лишает граждан информации о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности;
— ухудшает возможность предупреждения неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую природную среду и связанных с этим социальных, экономических, экологических, стратегических и иных последствий;
— резко снижает возможности граждан на участие в принятии экологически- и социально-значимых решений.

Экологическая оценка — неотъемлемая часть систем экологического законодательства абсолютного большинства стран мира. Отмена «Положения об ОВОС» поставит России в ряд с наиболее слаборазвитыми и отсталыми государствами.

В связи с этим, прошу не отменять указанный Приказ Госкомэкологии № 372 от 16.05.2000 и Положение об ОВОС (пункты 38 проекта Перечня отмененных актов федеральных органов исполнительной власти).

В соответствии с действующим законодательством, прошу дать письменный ответ на мое обращение и выдвинутые в нем предложения на мой электронный адрес s_malkin@mail.ru
Малкин Сергей Абрамович, пенсионер, Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *