4 профессиональный стандарт педагога

4 профессиональный стандарт педагога

Профессиональные стандарты. Программно-аппаратный комплекс.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Подробнее…

Профстандарт педагога.

  • Компетенции учителей согласно профстандарту педагога РФ. Подробнее…
  • Профессиональный стандарт педагога. Проект.
  • Введение профессионального стандарта «Педагог»

    Уважаемые коллеги, согласно Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», с 1 января 2017 профессиональный стандарт будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации педагогических работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

  • Приказ Минпросвещения России от 28 марта 2019 г. утвердил, что Приказ Мин труда № 544 Профстандарт»Педагог» вступает в полную силу с 1 января 2020 г.

В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно — СПО и ВО) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно требованиям к образованию и обучению, установленным профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н (далее — профстандарт), лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование (далее — ВО) или среднее профессиональное образование (далее — СПО) в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) по направлению деятельности в образовательной организации.

Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.

Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Обеспечение прав и социальных гарантий уже работающих специалистов (в сфере образования — педагогических работников, имеющих ВО или СПО по направлениям подготовки, специальностям, не соответствующим профессиональным образовательным программам в области образования и педагогических наук) осуществляется с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее — постановление N 584).

Постановлением N 584 предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются организациями, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее — планы), в которых предусматривается:

  • определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;

  • определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;

  • проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.

Срок реализации мероприятий планов организациями — не позднее 1 января 2020 года.

Согласно части четвертой статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.

Внедрение профессионального стандарта также не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 ТК РФ.

Полезные ссылки

• Профессиональный лифт педагога (http://lift.imc-nev.ru/)
Портал «Профессиональный стандарт педагога» (http://psp.imc-nev.ru/)

• План введения профессионального стандарта педагога в ГБОУ средней школе № 288 Административного района Санкт — Петербурга. Подробнее…

• Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204). Подробнее…

• Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Подробнее…

• Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148-н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов». Подробнее…
• Профессиональный стандарт учителя математики (выдержка из Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н). Подробнеее…

• Профессиональный стандарт учителя начальных классов (выдержка из Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н).
• Профессиональный стандарт учителя основного общего, среднего общего образования (выдержка из Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н).

Профессиональный стандарт учителя русского языка и литературы (выдержка из Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н).
• Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Структура профстандарта для педагогов

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

  • Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  • Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  • Инструмента роста качества российского образования.
  • Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  • Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  • Общепользовательская.
  • Общепедагогическая.
  • Предметно-педагогическая.

Новые компетенции педагога:

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Цель применения

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

  • Общие сведения.
  • Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  • Характеристика обобщенных трудовых функций.
  • Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

  • обучение;
  • воспитательную работу;
  • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

  • Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы)
  • Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте ГБОУ школы № 297.

Библиографическое описание:



Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования — нормативный акт, который регламентирует деятельность работников системы образования. В соответствии с документацией определяется квалификационный уровень каждого работника. В профессиональном стандарте указаны трудовые функции работника. Перечислены возможные должности и профессии. Приведены требования к образованию и опыту работы. Описаны необходимые знания и умения. Для педагога дополнительного образования конкретизированы действия. Зафиксированы условия для допуска к работе.

В чём отличие профессионального стандарта от квалификационных требований, применяемых ранее к педагогическим работникам?

В квалификационном справочнике мы видим должность. В стандарте мы говорим о виде профессиональной деятельности и трудовой функции. В справочнике общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации. В стандарте последовательное описание профессиональной деятельности через разделение от общего к частному

Профессиональный стандарт — многофункциональный документ, раскрывающий цель и содержание с позиций: сферы труда, объединений работодателей, профессиональных сообществ через: обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника.

Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, обеспечивающую достижение поставленных в рамках производственного процесса целей и задач и не описывает требования к человеку (работнику) и должностные обязанности.

Учитывая вышесказанное, можно говорить, что задачи управления — обеспечить выполнение всех обобщенных трудовых функций и трудовых функций управляемого процесса, в т. ч. подобрать и распределить кадры; скомпоновать должностные обязанности отдельного работника из трудовых функций и трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте; организовать коллектив в целом выполнять «полный набор» трудовых функций.

Каждое учреждение дополнительного образования детей во время осуществления своей деятельности должно учитывать профессиональный стандарт — акт, регламентирующий требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования. Сравнив показатели потенциального сотрудника с этим документом, работодатель легко определяет, соответствует ли компетентность соискателя существующим требованиям. Своевременно выявляет педагогов дополнительного образования, которым необходимо пройти повышение квалификации.

Зачем необходимо внедрение профессионального стандарта?

Модернизация системы образования в России кардинально поменяла «портрет» современного педагога дополнительного образования. Непрерывно меняющаяся действительность обуславливает потребность в специалистах, не только хорошо знающих свое дело, но и ориентированных на предприимчивость и творчество, обладающих развитым профессиональным самосознанием, а также организационно-управленческими навыками.

Педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Профессионал, знающий все о своем предмете. Творец, постоянно пребывающий в поиске.

Современные дети сильно отличаются от ровесников, которые занимались в учреждениях дополнительного образования 10–15 лет назад. Педагог дополнительного образования вынужден адаптироваться к требованиям времени и интересам обучающихся и применять в работе нестандартные методы. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Только в этом случае деятельность педагогов дополнительного образования интересна и детям, и самим работникам. В наши дни педагогам дополнительного образования приходится сталкиваться с сильными эмоциональными нагрузками. Профессиональный стандарт — документация, которая защищает работников учреждений дополнительного образования и предотвращает эмоциональное выгорание педагогов дополнительного образования.

После окончательного внедрения профессионального стандарта в системе дополнительного образования будут работать профессионалы: эрудированные педагоги дополнительного образования, которые смогут нести ответственность за результат и качество труда. Педагог дополнительного образования сможет работать с разными детьми и будет эффективно взаимодействовать с коллегами и другими специалистами. При этом каждый сотрудник будет владеть полным объемом информации о документации, следуя положениям которой он сможет скорректировать свою работу так, чтобы она полностью удовлетворяла положениям действующего федерального государственного образовательного стандарта.

Как внедрить профессиональный стандарт вучреждение дополнительного образования?

Цель внедрения документации — адаптация педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования к современным условиям работы, а также совершенствование профессионализма работников.

Чтобы внедрение новых стандартов прошло безболезненно, необходимо заинтересовать педагогов дополнительного образования. Придется создать комфортные условия для обсуждения профессионального стандарта и обмена опытом.

Стоит отметить, что общего плана или алгоритма, согласно которому учреждению дополнительного образования необходимо перейти на новый профессиональный стандарт, не существует. Руководству учреждений дополнительного образования приходится принимать решения самостоятельно. Исходя из возможностей педагогического состава и потребностей обучающихся, учреждение дополнительного образования принимает определенные меры. Приходится проводить корректировки таким образом, чтобы квалификация и личностные качества педагогов дополнительного образования соответствовали утвержденной документации.

Рекомендуется создать специальную комиссию, в обязанности которой включить проверку документации, составление плана действий для корректировок и доработок.

Комиссии придется выполнить следующие действия:

 сравнить на соответствие должности учреждения дополнительного образования с указанными в документации;

 изучить заключенные трудовые договоры, сравнить их с профессиональным стандартом, выявить различия и в сжатые сроки устранить их;

 изучить личные дела сотрудников и сопоставить их должности с прописанными в профессиональном стандарте;

 оформить отчет и ознакомить с ним руководство учреждения дополнительного образования.

Опытным руководителям удается эффективная кадровая политика. Заботясь о сотрудниках, они поэтапно и бесконфликтно внедряют профессиональный стандарт в работу учреждения дополнительного образования. Как правило, во время этих действий выясняется, что у некоторых педагогических работников полученное образование или опыт работы не соответствует требованиям, указанным в документации. Каждая такая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

Если педагог дополнительного образования был принят на работу в соответствии с трудовым законодательством, качественно исполнял свои трудовые обязанности, то увольнять его не придется. Достаточно будет выявить отличия от профессионального стандарта и избавиться от них. К счастью, сегодня любой желающий может получить высшее образование и пройти обучение на курсах повышения квалификации.

В результате слаженной работы комиссии и сотрудников в документацию вносятся необходимые изменения. Педагоги дополнительного образования обучаются на курсах повышения квалификации. После того как внедрение завершено, мастерство всех педагогических работников соответствует существующим требованиям профессионального стандарта.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, этому надо постоянно обучаться, постоянно самосовершенствоваться.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, профессиональный стандарт, педагог, профессиональная деятельность, требование, действие, документация, курс повышения квалификации, обязанность, опыт работы.

Профессиональный стандарт педагога

Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом рекомендаций Экспертного совета по профстандартам утвердило первые профессиональные стандарты. Среди них – профстандарты педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

До 2018 г. планируется принять около 800 профессиональных стандартов.

По словам экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям стандарта. Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь «вместе с учениками использовать иноязычные источники информации». В стандарте не раз подчёркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одарёнными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Учитель должен стать профессиональным психологом, который понимает «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видео презентации и вести консультации по скайпу, разбирается в социальных сетях. Помимо образовательной деятельности учителя должны уметь вести «проектную деятельность», «полевую практику», а также организовывать экскурсии и походы.

Особое внимание уделяется профессиональным стандартам учителей русского языка и математики.

Содержание профессионального стандарта педагога включает в себя ряд компетенций:

  • Обучение
  • Воспитательная работа
  • Личностные качества и профессиональные компетенции
  • ИКТ-компетенция

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, а так же внутренним стандартом образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

С полной характеристикой профессионального стандарта, его содержанием, областью и целью применения, а так же методами оценки выполнения требования професионального стандарта педагога можно ознакомиться в Проекте профессионального стандарта педагога.

Предложения и замечания к проекту профстандарта педагога можно оставить на сайте Общественного совета и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале

  1. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя на сайте Министерства образования и науки РФ
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

  3. Интервью с Е. Ямбургом о профессиональном стандарте педагога в журнале «Директор школы» №7, 2013

  4. О профстандартах для учителей. Е.Ямбург

  5. Вебинар «Профессиональный стандарт педагога: надежды и трудности» с Е. А. Ямбургом, директором центра №109 г. Москвы, руководителем рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога

  6. Пресс-конференция «Новый стандарт педагога» Е. Ямбурга от 18.09.2014

Профессиональный стандарт педагога

В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты».

Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.

В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:

  • Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
  • Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
  • Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
  • Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):

Образование.

Каждый преподаватель должен:

  • Иметь высшее образование.
  • Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения.
  • Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, — лабораторными и иными работами.
  • Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей.
  • Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.

Воспитательная работа.

В рамках выполнения воспитательной работы преподаватель обязан:

  • Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
  • Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения.
  • Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся.
  • Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников — культурных, возрастных, психологических и т.п.
  • Создавать в коллективе обучающихся дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.

Развитие личностных качеств.

Педагог должен:

  • Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения.
  • Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.
  • Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов и так далее.
  • Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка.
  • Владеть методиками коррекционно-развивающей работы.
  • Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147.

В соответствии с этим приказом все профстандарты преподавателя включают с себя следующие положения:

— Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация.

— Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога.

— Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника.

Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года.

На сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов — будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения, школы или профстандарт педагога среднего профессионального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *