423 федеральный закон
Содержание
- Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок
- Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества
- Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований
- ВС РФ не согласился с выводами окружного суда
- Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- О ПОРЯДКЕ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПЕРЕДАЧИ ВОЕННОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 3. Принятие решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества
- Статья 5. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
- Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»
- Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона
- Интересные статьи
В период с 2006 по 2009 годы отмечается увеличение объема работы департамента имущественных отношений по государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество, включая жилые помещения, нежилые помещения, строения, сооружения, земельные участки, а также вновь построенные объекты недвижимого имущества. Это связано, прежде всего, с проведением инвентаризации муниципального недвижимого имущества, переформированием муниципальных земельных участков, а также вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимого имущества для развития городского хозяйства.
Эффективная эксплуатация, надлежащее обслуживание, рациональное использование и распоряжение вновь построенными и реконструированными объектами недвижимости, в том числе объектами инженерной инфраструктуры, возможно только при наличии государственной регистрации права муниципальной собственности на них. Успех решения этой задачи зависит от тесного взаимодействия органов местного самоуправления и юридических лиц при подготовке документов для государственной регистрации прав.
В процессе строительства объектов недвижимого имущества задействованы инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Их совместная деятельность регулируется действующим законодательством, в том числе Гражданским, Земельным, Градостроительным кодексами РФ, федеральным законом от 25.02.1999 № 39-РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и иными правовыми актами. В соответствии со ст. 219 ГК РФ, уже созданный и принятый заказчиком объект недвижимости до момента государственной регистрации не имеет собственника. Соответственно, никто не несет бремя содержания имущества. Оперативное и своевременное оформление прав муниципальной собственности, а также рациональное использование средств бюджета зависит от четкого взаимодействия органов местного самоуправления и юридических лиц, осуществляющих строительство и ввод в эксплуатацию.
Государственная регистрация права муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) на созданный объект недвижимого имущества осуществляется на основании документов, подтверждающих его создание. Начиная с отвода земельного участка (заключения договора аренды на земельный участок), предоставленного под строительство объекта, и заканчивая выдачей разрешения на ввод его в эксплуатацию, процесс создания и реконструкции объектов недвижимого имущества, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, сопровождается документальным оформлением правоотношений его участников. Заказчиком от имени муниципального образования, как правило, выступает Муниципальное унитарное предприятие «Управление капитального строительства города Омска» либо департамент строительства Администрации города Омска. В зависимости от формы собственности на предоставляемые под строительство земельные участки заказчик тесно взаимодействует со структурными подразделениями Администрации города Омска, государственными учреждениями и юридическими лицами. Так, для осуществления строительства отвод земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, производится департаментом архитектуры и градостроительства, а заключение договоров аренды на такие участки – департаментом имущественных отношений. Предоставление неразграниченных земельных участков осуществляется Главным управлением по земельным ресурсам Омской области. В случае, когда застраиваемый земельный участок граничит с земельными участками, находящимися в собственности иных лиц, при необходимости по соглашению сторон устанавливается сервитут (предоставление права ограниченного пользования соседним участком), который в обязательном порядке подлежит государственной регистрации.
Возведение новых объектов недвижимости, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, является затратным и дорогостоящим мероприятием. Финансирование строительства может производиться как за счет средств местного бюджета, так и путем капитальных вложений инвесторов, отношения с которыми осуществляются на основе договора и (или) муниципального контракта. В соответствии с федеральным законом от 25.02.1999 № 39-РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений. В зависимости от источников финансирования либо весь объект регистрируется по праву муниципальной собственности, либо заключается соглашение об определении долей в праве. Так, строительство объектов инженерной инфраструктуры микрорайона «Кристалл» осуществлялось при совместном финансировании Омской области и муниципального образования город Омск, поэтому на эти объекты в настоящее время регистрируется доля города в праве общей долевой собственности.
В соответствии с местными нормативными актами ввод в эксплуатацию осуществляется департаментом строительства. Таким образом, при строительстве муниципальных объектов осуществляется взаимодействие департамента имущественных отношений, департамента строительства, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Муниципального унитарного предприятия «Управление капитального строительства города Омска», Главного управления по земельным ресурсам Омской области.
В период с 2008 года по настоящее время департаментом имущественных отношений зарегистрировано право муниципальной собственности на 60 вновь построенных (реконструированных) объектов. Среди них такие важные городские проекты как:
- реконструкция городской больницы № 12 под родильный дом, расположенный по адресу: ул. Герцена, 69 – 14 объектов.
- строительство крытого футбольного поля с искусственным покрытием (на территории стадиона «Красная звезда»), расположенного по адресу: ул. Масленникова, 142/1 – 6 объектов.
- строительство крытого катка с искусственным льдом, стадион «Энергия» (Ледовая арена им. Вячеслава Фетисова), расположенного по адресу: ул. 8 Восточная, 22 с инженерными коммуникациями по адресу: ул. Челюскинцев, 98 корп. 2 — 11 объектов.
- реконструкция строения бывшего кинотеатра «Художественный» под Органный зал, расположенный по адресу: ул. Партизанская 4, в котором город Омск имеет долю в праве общей собственности.
- строительство общеобразовательной школы с бассейном и инженерными коммуникациями, расположенной в 14 Военном городке – 8 объектов.
- реконструкция здания по ул. К. Либкнехта/ ул. Музейная, д. 3/4 для размещения муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 1».
- строительство инженерных коммуникаций в микрорайоне «Кристалл» и «Микрорайоне № 5».
- реконструкция бывшего детского сада, расположенного по адресу: микрорайон «Крутая Горка», ул. Российская, д. 19, для работников социальной сферы – 20 объектов.
17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.
Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок
В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено. Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.
Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.
21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.
Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества
Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.
Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.
Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.
Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.
Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований
В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.
Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.
ВС РФ не согласился с выводами окружного суда
Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.
ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.
Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. «Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования. При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.
В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ. При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.
Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.
Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда
Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».
Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.
Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.
Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.
По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.
8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
О ПОРЯДКЕ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПЕРЕДАЧИ ВОЕННОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
21 ноября 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2016 N 108-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
1. Безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
2. Указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации либо в собственность соответственно поселения, городского округа, муниципального района, на территориях которых расположено такое имущество, с учетом функционального назначения такого имущества и положений статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
2.1. Одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного в части 1 настоящей статьи имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования. Передача в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
2.2. Если здания, не предназначенные для проживания граждан, сооружения находятся в аварийном состоянии, исключающем их дальнейшую эксплуатацию, в собственность субъектов Российской Федерации либо муниципальную собственность передаются земельные участки с расположенными на них указанными зданиями, сооружениями. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
2.3. В связи с безвозмездной передачей в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность не предназначенных для проживания граждан зданий, сооружений, находящихся в пригодном для эксплуатации состоянии, на содержание указанного имущества бюджетам соответствующих субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты, в том числе для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам соответствующих муниципальных образований. Объем предоставляемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов устанавливается в размере не ниже объема средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти в финансовом году, в котором осуществлена передача указанного имущества. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
2.4. При безвозмездной передаче в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, наниматели таких жилых помещений и члены их семей подлежат переселению принявшим решение о такой передаче федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых переданы такие жилые помещения. В случае переселения указанных граждан органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам соответствующих муниципальных образований, устанавливается в размере не ниже объема средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета и предусмотренных на плановый период федеральным органам исполнительной власти в финансовом году, в котором осуществлена передача указанного имущества. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
2.5. Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, на цели, указанные в частях 2.3 и 2.4 настоящей статьи, а также правила предоставления таких межбюджетных трансфертов устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
3. В целях настоящего Федерального закона границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
4. В случае, если границы земельного участка, указанного в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не определены в установленном законом порядке, границы такого земельного участка определяются по фактическому использованию.
5. Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2016 N 108-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
6. В случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2016 N 108-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
Статья 3. Принятие решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества
1. Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и подведомственных им организаций. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2016 N 108-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
2. Решение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно содержать:
1) наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
2) указание воинской части (подразделения), соединения, военной образовательной организации высшего образования, иной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — организации), военное недвижимое имущество в границах военных городков или земельных участков которых передается из федеральной собственности; (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
3) кадастровые номера земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации либо территории соответствующего муниципального образования; (в ред. Федеральных законов от 26.04.2016 N 108-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
4) перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты;
5) условные номера объектов недвижимости, которые расположены на указанном в пункте 3 настоящей части земельном участке и право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, при наличии данных объектов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
6) указание на федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, на который в соответствии с частью 2.4 статьи 2 настоящего Федерального закона возлагается обязанность по переселению нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, и членов их семей. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
3. В случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо глава муниципального образования, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, предусмотренные частью 1 настоящей статьи органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2016 N 108-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
4. В случае, если в границах земельных участков наряду с военным недвижимым имуществом, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, расположены объекты, перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, подведомственных им организаций до принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения обеспечивает образование земельного участка или земельных участков, занятых объектами, перечисленными в пункте 4 части 2 настоящей статьи, проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка или таких земельных участков, а также представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее — орган регистрации прав), документов, необходимых для постановки такого земельного участка или таких земельных участков на государственный кадастровый учет. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
5. При образовании земельного участка в соответствии с частью 4 настоящей статьи его площадь не может превышать площадь, которая непосредственно занята объектами, перечисленными в пункте 4 части 2 настоящей статьи, и необходима для их использования.
6. Местоположение границ земельного участка, указанного в части 4 настоящей статьи, до его постановки на государственный кадастровый учет подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче военное недвижимое имущество. Отказ в согласовании границ указанного земельного участка или указанных земельных участков допускается только в случае нарушения при его или их образовании требования, установленного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2016 N 108-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
7. В течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, организации, в отношении военного недвижимого имущества которых принято решение о передаче, передают в субъект Российской Федерации либо муниципальное образование всю документацию, относящуюся к данному имуществу. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
8. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для:
1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
2) возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество;
3) возникновения на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки права федеральной собственности.
9. В течение двух рабочих дней со дня принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения принявший такое решение федеральный орган исполнительной власти направляет его в орган регистрации прав, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
10. В случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
11. В случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, такие права, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре недвижимости. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
12. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов в реестре государственного имущества субъекта Российской Федерации или реестре муниципального имущества муниципального образования, которым такое имущество передано. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2016 N 108-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
13. С принятием предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения переданное недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне» и Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Статья 5. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
1) пункт 1 статьи 18 дополнить абзацем следующего содержания:
«которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.»;
2) пункт 1 статьи 19 дополнить абзацем следующего содержания:
«которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.».
Часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 40, ст. 3985; 2006, N 1, ст. 10; N 44, ст. 4537; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6066; 2008, N 30, ст. 3597; N 52, ст. 6236; 2009, N 52, ст. 6441; 2011, N 7, ст. 900) дополнить абзацем следующего содержания:
«Порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.».
Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»
1-4) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
5) статью 39 дополнить частью 4.2 следующего содержания:
«4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. При этом границы земельного участка считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органа местного самоуправления муниципального образования о согласовании границ земельного участка с приложением согласованного проекта границ земельного участка либо при наличии в акте согласования границ земельного участка подписи уполномоченного должностного лица соответствующего органа.».
Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения статей 1 — 3 настоящего Федерального закона, пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), части 5 статьи 21, части 4 статьи 24, пункта 9 части 3 статьи 27, части 3.1 статьи 38 и части 4.2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 N 308-ФЗ. См. справку к редакции. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение наименования старая редакция новая редакция О ПОРЯДКЕ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПЕРЕДАЧИ О ПОРЯДКЕ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПЕРЕДАЧИ ВОЕННОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ВОЕННОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ, МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И СЕВАСТОПОЛЯ, О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение статьи 1 старая редакция новая редакция Настоящий Федеральный закон Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с регулирует отношения, связанные с безвозмездной передачей военного безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, указанного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе Федерального закона, в том числе земельных участков, из федеральной земельных участков, из федеральной собственности в собственность собственности в собственность субъекта Российской Федерации — субъекта Российской Федерации либо города федерального значения муниципальную собственность. Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Наименование статьи 2 — изложено в новой редакции старая редакция новая редакция Статья 2. Военное недвижимое Статья 2. Военное недвижимое имущество, подлежащее имущество, подлежащее безвозмездной передаче в безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской собственность субъекта Российской Федерации — города федерального Федерации либо муниципальную значения Москвы, Санкт-Петербурга собственность, порядок и основания или Севастополя либо муниципальную его передачи собственность ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Абзац первый части 1 статьи 2 — изложен в новой редакции старая редакция новая редакция 1. Безвозмездной передаче в 1. Безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской собственность субъекта Российской Федерации — города федерального Федерации либо муниципальную значения Москвы, Санкт-Петербурга собственность в соответствии с или Севастополя либо муниципальную настоящим Федеральным законом собственность в соответствии с подлежат здания, сооружения (в том настоящим Федеральным законом числе сети инженерно-технического подлежат здания, сооружения, обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, сооружений, жилых помещений, строительство которых не объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления обеспечения осуществления федеральными органами федеральными органами государственной власти полномочий государственной власти полномочий в области обороны страны и в области обороны страны и безопасности государства), безопасности государства), земельные участки (в том числе земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), незастроенные земельные участки), находящиеся: находящиеся: ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Часть 2 статьи 2 — изложена в новой редакции старая редакция новая редакция 2. Указанное в части 1 2. Указанное в части 1 настоящей статьи военное настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность передается в собственность субъекта Российской Федерации — субъекта Российской Федерации либо города федерального значения в собственность соответственно Москвы, Санкт-Петербурга или поселения, городского округа, Севастополя либо муниципальную муниципального района, на собственность поселений, городских территориях которых расположено округов, на территориях которых такое имущество, с учетом расположено такое имущество. функционального назначения такого имущества и положений статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Дополнение статьи 2 частями 2.1 — 2.5. См. текст новой редакции В связи с большим объемом измененной структурной единицы в данном обзоре ее текст не приводится. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение части 3 статьи 2 старая редакция новая редакция 3. В целях настоящего 3. В целях настоящего Федерального закона границами Федерального закона границами военных городков являются границы военных городков являются границы земельных участков, используемых земельных участков, используемых для размещения соответствующих для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), воинских частей (подразделений), соединений, военных соединений, военных образовательных учреждений высшего образовательных учреждений высшего профессионального образования, профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной Федерации, органов государственной охраны. охраны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение части 5 статьи 2 старая редакция новая редакция 5. Отсутствие государственной 5. Отсутствие государственной регистрации права собственности регистрации права собственности Российской Федерации на указанное Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством соответствии с законодательством Российской Федерации границ Российской Федерации границ земельных участков, указанных в земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из недвижимого имущества из федеральной собственности в федеральной собственности в собственность субъекта Российской собственность субъекта Российской Федерации — города федерального Федерации либо муниципальную значения Москвы, Санкт-Петербурга собственность. или Севастополя либо муниципальную собственность. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение части 6 статьи 2 старая редакция новая редакция 6. В случае, если отпала 6. В случае, если отпала необходимость в указанном в пункте необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона военном Федерального закона военном недвижимом имуществе для недвижимом имуществе для обеспечения осуществления обеспечения осуществления федеральными органами федеральными органами государственной власти полномочий государственной власти полномочий в области обороны страны и в области обороны страны и безопасности государства, такое безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта передаче в собственность субъекта Российской Федерации — города Российской Федерации либо федерального значения Москвы, муниципальную собственность в Санкт-Петербурга или Севастополя соответствии с настоящим либо муниципальную собственность Федеральным законом. поселений, городских округов в соответствии с настоящим Федеральным законом. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение части 1 статьи 3 старая редакция новая редакция 1. Решение о безвозмездной 1. Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого передаче военного недвижимого имущества из федеральной имущества из федеральной собственности в собственность собственности в собственность субъекта Российской Федерации — субъекта Российской Федерации либо города федерального значения муниципальную собственность Москвы, Санкт-Петербурга или принимается соответственно Севастополя либо муниципальную уполномоченным федеральным органом собственность принимается исполнительной власти в сфере соответственно уполномоченным управления и распоряжения федеральным органом исполнительной имуществом Вооруженных Сил власти в сфере управления и Российской Федерации, войск распоряжения имуществом национальной гвардии Российской Вооруженных Сил Российской Федерации, органов государственной Федерации, войск национальной охраны, других федеральных органов гвардии Российской Федерации, исполнительной власти, в которых органов государственной охраны и федеральным законом предусмотрена подведомственных им организаций. военная служба, и подведомственных им организаций. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение пункта 2 части 2 статьи 3 старая редакция новая редакция 2) указание воинской части 2) указание воинской части (подразделения), соединения, (подразделения), соединения, военной образовательной военной образовательной организации высшего образования, организации высшего образования, иной организации Вооруженных Сил иной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной Федерации, органов государственной охраны (далее — организации), охраны, других федеральных органов военное недвижимое имущество в исполнительной власти, в которых границах военных городков или федеральным законом предусмотрена земельных участков которых военная служба (далее — передается из федеральной организации), военное недвижимое собственности; имущество в границах военных городков или земельных участков которых передается из федеральной собственности; ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение пункта 3 части 2 статьи 3 старая редакция новая редакция 3) кадастровые номера земельных 3) кадастровые номера земельных участков, указанных в пункте 2 участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 статьи 2 части 1 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, в настоящего Федерального закона, в случае, если проведен случае, если проведен государственный кадастровый учет государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) описание их местоположения и (или) расположенного на них военного расположенного на них военного недвижимого имущества на недвижимого имущества на территории субъекта Российской территории субъекта Российской Федерации — города федерального Федерации либо территории значения Москвы, Санкт-Петербурга соответствующего муниципального или Севастополя либо территории образования; поселения, территории городского округа; ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Дополнение части 2 статьи 3 пунктом 6. См. текст новой редакции 6) указание на федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, на который в соответствии с частью 2.4 статьи 2 настоящего Федерального закона возлагается обязанность по переселению нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, и членов их семей. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение части 3 статьи 3 старая редакция новая редакция 3. В случае, если с заявлением 3. В случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратились Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — города Российской Федерации (руководитель федерального значения Москвы, высшего исполнительного органа Санкт-Петербурга или Севастополя государственной власти субъекта (руководитель высшего Российской Федерации) либо глава исполнительного органа муниципального образования, на государственной власти территориях которых расположено соответствующего субъекта подлежащее безвозмездной передаче Российской Федерации) либо глава военное недвижимое имущество, поселения или глава городского предусмотренные частью 1 настоящей округа, на территориях которых статьи органы обязаны принять в расположено подлежащее течение двух месяцев со дня безвозмездной передаче военное поступления этого заявления недвижимое имущество, решение о безвозмездной передаче предусмотренные частью 1 настоящей военного недвижимого имущества из статьи органы обязаны принять в федеральной собственности в течение двух месяцев со дня собственность субъекта Российской поступления этого заявления Федерации либо муниципальную решение о безвозмездной передаче собственность или об отказе в военного недвижимого имущества из такой передаче. Отказ в такой федеральной собственности в передаче допускается исключительно собственность субъекта Российской в случае, если все военное Федерации — города федерального недвижимое имущество, значения Москвы, Санкт-Петербурга расположенное в границах военного или Севастополя либо муниципальную городка или указанного в пункте 2 собственность или об отказе в части 1 статьи 2 настоящего такой передаче. Отказ в такой Федерального закона земельного передаче допускается исключительно участка, необходимо для в случае, если все военное обеспечения осуществления недвижимое имущество, федеральными органами расположенное в границах военного государственной власти полномочий городка или указанного в пункте 2 в области обороны страны и части 1 статьи 2 настоящего безопасности государства. Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение части 6 статьи 3 старая редакция новая редакция 6. Местоположение границ 6. Местоположение границ земельного участка, указанного в земельного участка, указанного в части 4 настоящей статьи, до его части 4 настоящей статьи, до его постановки на государственный постановки на государственный кадастровый учет подлежит кадастровый учет подлежит согласованию с уполномоченным согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — субъекта Российской Федерации либо города федерального значения органом местного самоуправления Москвы, Санкт-Петербурга или муниципального образования, в Севастополя либо органом местного собственность которых подлежит самоуправления муниципального безвозмездной передаче военное образования, в собственность недвижимое имущество. Отказ в которых подлежит безвозмездной согласовании границ указанного передаче военное недвижимое земельного участка или указанных имущество. Отказ в согласовании земельных участков допускается границ указанного земельного только в случае нарушения при его участка или указанных земельных или их образовании требования, участков допускается только в установленного частью 5 настоящей случае нарушения при его или их статьи. образовании требования, установленного частью 5 настоящей статьи. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение части 7 статьи 3 старая редакция новая редакция 7. В течение десяти рабочих 7. В течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, дней со дня принятия решения, предусмотренного частью 1 предусмотренного частью 1 настоящей статьи, организации, в настоящей статьи, организации, в отношении военного недвижимого отношении военного недвижимого имущества которых принято решение имущества которых принято решение о передаче, передают в субъект о передаче, передают в субъект Российской Федерации — город Российской Федерации либо федерального значения Москву, муниципальное образование всю Санкт-Петербург или Севастополь документацию, относящуюся к либо муниципальное образование всю данному имуществу. документацию, относящуюся к данному имуществу. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение пункта 1 части 8 статьи 3 старая редакция новая редакция 1) прекращения в отношении 1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого переданного военного недвижимого имущества права собственности имущества права собственности Российской Федерации и (или) права Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права хозяйственного ведения, права оперативного управления оперативного управления организаций на здания, сооружения, организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не жилые помещения, объекты, завершено, которые находятся в строительство которых не границах военных городков или завершено, которые находятся в указанных в пункте 2 части 1 границах военных городков или статьи 2 настоящего Федерального указанных в пункте 2 части 1 закона земельных участков (за статьи 2 настоящего Федерального исключением объектов, закона земельных участков (за перечисленных в пункте 4 части 2 исключением объектов, настоящей статьи), а также перечисленных в пункте 4 части 2 прекращения права постоянного настоящей статьи), а также (бессрочного) пользования прекращения права постоянного организаций на земельные участки (бессрочного) пользования без согласия этих организаций и организаций на земельные участки федеральных органов исполнительной без согласия этих организаций и власти, в ведении которых они федеральных органов исполнительной находятся, и независимо от власти, в ведении которых они оснований, предусмотренных находятся, и независимо от Гражданским кодексом Российской оснований, предусмотренных Федерации, Земельным кодексом Гражданским кодексом Российской Российской Федерации; Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации; ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение части 12 статьи 3 старая редакция новая редакция 12. Предусмотренное частью 1 12. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является настоящей статьи решение является основанием для прекращения основанием для прекращения отражения на балансе организаций отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о имущества, исключения сведений о них из государственного реестра них из государственного реестра федерального имущества и отражения федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта этих объектов в реестре Российской Федерации — города государственного имущества федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации или Санкт-Петербурга или Севастополя реестре муниципального имущества либо муниципального образования, муниципального образования, которым такое имущество передано. которым такое имущество передано. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение части 2 статьи 8 старая редакция новая редакция 2. Положения статей 1 — 3 2. Положения статей 1 — 3 настоящего Федерального закона, настоящего Федерального закона, пункта 1 статьи 16 Федерального пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в имущество и сделок с ним» (в редакции настоящего Федерального редакции настоящего Федерального закона), пункта 1 статьи 18 и закона), пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Земельного пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального редакции настоящего Федерального закона), части 11 статьи 154 закона), части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых утратившими силу некоторых законодательных актов Российской законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих Федеральный закон «Об общих принципах организации принципах организации законодательных (представительных) законодательных (представительных) и исполнительных органов и исполнительных органов государственной власти субъектов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного принципах организации местного самоуправления в Российской самоуправления в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), части 5 Федерального закона), части 5 статьи 21, части 4 статьи 24, статьи 21, части 4 статьи 24, пункта 9 части 3 статьи 27, части пункта 9 части 3 статьи 27, части 3.1 статьи 38 и части 4.2 статьи 3.1 статьи 38 и части 4.2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре государственном кадастре недвижимости» (в редакции недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, применяются к отношениям, связанным с безвозмездной связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта имущества в собственность субъекта Российской Федерации — города Российской Федерации либо федерального значения Москвы или муниципальную собственность и Санкт-Петербурга либо возникшим после дня вступления в муниципальную собственность и силу настоящего Федерального возникшим после дня вступления в закона. силу настоящего Федерального закона. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── * * *
<Письмо> ФСС РФ от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам»
Одновременно сообщаем, что в связи с введением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по государственному социальному страхованию не изменяется. На основании части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до введения в действие соответствующего федерального закона, определяющего размеры и условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности (статья 183 Кодекса), по-прежнему применяются Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 23 февраля 1984 г. N 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию».
Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О «По жалобе гражданина Силантьева Петра Иосифовича на нарушение его конституционных прав статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации»
Поскольку Правительством Российской Федерации соответствующее правовое регулирование установлено не было, в силу части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации продолжал применяться Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, а также Инструкция о порядке применения указанного Списка (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20). При этом основанием предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска являлось выполнение ими работы по профессии или должности, которая предусмотрена в соответствующих разделах Списка, относящихся к определенным производствам и цехам.
Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.