424 постановление правительства РФ

424 постановление правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2016 г. № 544

«Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения»

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения (далее — Положение).

2. Установить, что:

документы об оценке соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии (далее — продукция), выданные до дня вступления в силу Положения, действительны до окончания срока их действия;

до дня вступления в силу Положения оценка соответствия продукции осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, а также документами по стандартизации, устанавливающими требования к такой продукции и применяемыми на обязательной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использовании атомной энергии и о регулировании отношений в сфере стандартизации.

3. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору до вступления в силу Положения по представлению Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Корпорация) и по согласованию с ней утвердить перечень продукции, оценка соответствия которой осуществляется в форме обязательной сертификации.

4. Корпорации по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до вступления в силу Положения утвердить:

форму бланков сертификатов соответствия продукции;

порядок выдачи и учета бланков сертификатов соответствия продукции;

порядок формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия продукции;

порядок формирования и ведения реестра решений о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии.

5. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Корпорацией и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 12-месячный срок внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» в части исключения из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, продукции, оценка соответствия которой осуществляется в форме обязательной сертификации.

6. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Корпорации в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Положения привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

7. Реализация Корпорацией полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется за счет собственных средств и (или) средств иных внебюджетных источников, а также за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение возложенных на Корпорацию государственных полномочий в установленной сфере деятельности.

8. Реализация полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

9. Положение вступает в силу с 1 января 2018 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения

(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2016 г. № 544)

1. Настоящее Положение устанавливает особенности оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии (далее — продукция), а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения (далее — процессы).

Настоящее Положение не распространяется на оценку соответствия продукции, относящейся к ядерному оружию, ядерным энергетическим установкам военного назначения, а также на особенности оценки соответствия процессов, связанных с указанной продукцией.

2. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:

«жизненный цикл продукции» — совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния продукции от формирования исходных требований к продукции и до снятия продукции с эксплуатации, ее утилизации и (или) захоронения;

«испытания» — определение экспериментальными методами соответствия заданных характеристик (количественных, качественных) свойств продукции, воспроизведение эксплуатационных условий и параметров при функционировании, моделировании и (или) воздействии на продукцию;

«испытательная база» — оборудование, средства измерений, стандартные образцы, технические средства и иные материальные ресурсы, предназначенные для проведения испытаний;

«контроль» — проверка фактического состояния продукции (включая признаки и показатели свойств) на соответствие обязательным требованиям;

«монтаж» — комплекс работ по сборке и установке продукции (оборудования, конструкций, элементов и систем);

«наладка» — комплекс работ в процессе монтажа и (или) после монтажа продукции (оборудования, конструкций, элементов и систем), характеризующийся совокупностью работ по настройке и согласованию взаимодействия составных частей такой продукции;

«обязательная сертификация» — форма оценки соответствия продукции обязательным требованиям, осуществляемой органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

«обязательные требования» — обязательные для применения и исполнения требования к продукции, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также к процессам, установленные нормативными правовыми актами в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, о техническом регулировании, об обеспечении единства измерений, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами по стандартизации, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором);

«оценка соответствия» — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к продукции и процессам;

«приемка» — проверка и документальное оформление соответствия продукции обязательным требованиям, осуществляемые в согласованных точках задержки и остановки разработки и производства продукции;

«производство» — стадия жизненного цикла продукции, характеризующаяся выполнением совокупности работ, связанных с изготовлением такой продукции;

«разработка» — стадия жизненного цикла продукции, характеризующаяся выполнением совокупности работ по разработке технической документации, изготовлению и испытанию опытного образца (опытной партии), головного образца продукции, корректировке и утверждению технической документации по результатам ее испытаний;

«регистрация» — процедура, заключающаяся в оформлении необходимой документации (включая присвоение индивидуального регистрационного номера и внесение сведений о продукции в соответствующие реестры, журналы) для допуска продукции в эксплуатацию по результатам оценки соответствия работ, связанных с ее монтажом и наладкой;

«решение о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии» — оценка соответствия продукции иностранного производства, по результатам которой устанавливается соответствие указанной продукции обязательным требованиям для применения на объекте использования атомной энергии Российской Федерации;

«специализированная организация» — организация, привлекаемая в установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации порядке для выполнения работ по оценке соответствия продукции обязательным требованиям в форме приемки;

«техническая документация» — совокупность документов на продукцию или продукцию и связанные с такой продукцией процессы (проектная, конструкторская, технологическая, эксплуатационная документация и документы по стандартизации), которые содержат необходимые и достаточные требования к продукции и процессам для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии на каждой стадии жизненного цикла продукции;

«экспертиза технической документации» — форма оценки соответствия, посредством которой устанавливается соответствие технической документации на продукцию обязательным требованиям;

«экспертная организация» — организация, осуществляющая оценку соответствия в форме экспертизы технической документации на продукцию.

3. Особенностями оценки соответствия продукции и процессов являются:

а) приоритетное и гарантированное выполнение обязательных требований к продукции и процессам, установленных для обеспечения ядерной и радиационной безопасности, по отношению к иным требованиям и обеспечению иных видов безопасности;

б) обязательность оценки соответствия продукции и процессов;

в) применение (в зависимости от степени влияния свойств и характеристик продукции на обеспечение безопасности в области использования атомной энергии) для оценки соответствия одной и той же продукции нескольких форм оценки соответствия для исключения недопустимых рисков причинения вреда;

г) проведение работ по оценке соответствия продукции испытательными лабораториями разработчиков и изготовителей продукции;

д) установление требований к заявителям на осуществление обязательной сертификации продукции, участникам работ по оценке соответствия, за исключением требований к федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, полномочия которого устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации;

е) необходимость соблюдения принятых Российской Федерацией международных обязательств по нераспространению ядерных технологий, а также обеспечения режима секретности и защиты государственной тайны, соблюдения ограничений, установленных законодательством в области использования атомной энергии для физических и юридических лиц.

4. Оценка соответствия осуществляется:

а) в форме испытаний;

б) в форме контроля;

в) в форме приемки;

г) в форме решения о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии;

д) в форме регистрации;

е) в форме экспертизы технической документации;

ж) в форме обязательной сертификации продукции;

з) в форме федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

и) в иных формах, установленных техническими регламентами.

5. Продукция до ее поставки (применения) на объект использования атомной энергии, а также при ее эксплуатации подлежит оценке соответствия в соответствии с настоящим Положением.

6. В качестве документов, устанавливающих правила и формы оценки соответствия продукции и процессов (за исключением оценки соответствия в форме федерального государственного надзора в области использования атомной энергии), применяются нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, которые разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использовании атомной энергии, а в случае отсутствия таких нормативных правовых актов — документы по стандартизации, устанавливающие обязательные требования.

Формы оценки соответствия продукции и процессов устанавливаются с учетом суммарного риска недостоверной оценки соответствия и причинения вреда, их технической сложности, а также степени влияния продукции и процессов на безопасность объекта использования атомной энергии.

7. Порядок и методы выполнения работ, необходимых для реализации правил оценки соответствия продукции и процессов (за исключением оценки соответствия в форме федерального государственного надзора в области использования атомной энергии), а также порядок оформления результатов таких работ устанавливаются нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Корпорация) и (или) документами по стандартизации, устанавливающими обязательные требования.

8. Корпорация обеспечивает размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

а) сведений о продукции, подлежащей оценке соответствия в соответствии с настоящим Положением, включая формы оценки соответствия такой продукции;

б) перечня нормативных правовых актов, документов по стандартизации, в которых устанавливаются обязательные требования к продукции и процессам, с соблюдением установленных ограничений в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

в) перечня продукции, оценка соответствия которой осуществляется в форме обязательной сертификации;

г) реестра выданных сертификатов соответствия продукции.

9. Участниками работ по оценке соответствия являются:

а) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

б) эксплуатирующие организации;

в) специализированные организации;

г) органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), выполняющие работы по оценке соответствия;

д) экспертные организации;

е) разработчики, изготовители (поставщики) продукции, а также иные организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии.

10. Деятельность участников работ по оценке соответствия в соответствии с совокупностью нормативных правовых актов, устанавливающих правила оценки соответствия, порядок и методы выполнения работ, необходимых для реализации правил оценки соответствия, а также документов по стандартизации, устанавливающих обязательные требования, образует систему оценки соответствия в области использования атомной энергии.

11. Методологическое и организационно-техническое обеспечение функционирования системы оценки соответствия в области использования атомной энергии осуществляет Корпорация.

12. В целях обеспечения формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия продукции Корпорация по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, утверждает порядок его формирования и ведения.

13. Оценка соответствия продукции в форме испытаний проводится на предмет оценки ее соответствия установленным обязательным требованиям (технические параметры, характеристики и функциональные свойства).

Испытания продукции проводятся организациями, указанными в подпунктах «б», «в» и «е» пункта 9 настоящего Положения, с использованием собственной испытательной базы или с привлечением аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии испытательных лабораторий (центров).

14. Оценка соответствия в форме контроля проводится эксплуатирующими организациями при эксплуатации продукции и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии по производству и монтажу продукции.

К оценке соответствия в форме контроля могут привлекаться организации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии в качестве испытательных лабораторий (центров).

15. Оценка соответствия в форме приемки осуществляется в отношении специально сконструированных для применения в области использования атомной энергии машин и оборудования, а также в отношении входящих в их состав комплектующих изделий.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к безопасному использованию атомной энергии, могут устанавливаться требования к оценке соответствия в форме приемки в отношении продукции общепромышленного назначения, которая применяется на объектах использования атомной энергии.

Работы по оценке соответствия в форме приемки осуществляют эксплуатирующие организации и (или) привлекаемые ими специализированные организации.

16. Оценка соответствия в форме решения о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии проводится эксплуатирующими организациями в отношении продукции иностранного производства (в том числе комплектующих изделий, полуфабрикатов, сварочных (наплавочных) материалов, предназначенных для использования при производстве продукции), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.

Решение о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии принимается эксплуатирующей организацией по результатам оценки соответствия и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. Порядок и методы выполнения работ по оценке соответствия в форме решения о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии определяются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Решение о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии включается в реестр решений о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии, порядок формирования и ведения которого утверждает Корпорация по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

17. Регистрации подлежит продукция после проведения ее монтажа и наладки на объекте использования атомной энергии.

Регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, и эксплуатирующими организациями. Регистрация проводится в отношении продукции, определенной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

После регистрации продукции присваивается идентификационный (учетный) номер и сведения о ней вносятся в соответствующий реестр или журнал учета. Порядок регистрации продукции определяется федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

18. Оценка соответствия продукции в форме обязательной сертификации осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень продукции, оценка соответствия которой осуществляется в форме обязательной сертификации, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, по представлению Корпорации и по согласованию с ней.

Обязательную сертификацию продукции осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии органы по сертификации продукции. Результаты обязательной сертификации оформляются сертификатом соответствия продукции.

В случае если соответствие заявленной продукции обязательным требованиям не может быть подтверждено только работами, проводимыми органом по сертификации, этот орган вправе привлекать к работам по обязательной сертификации организации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использовании атомной энергии в качестве испытательных лабораторий (центров), а также экспертные организации.

19. Форма бланка сертификата соответствия продукции, а также порядок выдачи и учета бланков сертификатов соответствия продукции утверждаются Корпорацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

20. Оценке соответствия в форме экспертизы технической документации подлежит техническая документация на продукцию на предмет соответствия указанной технической документации обязательным требованиям. Оценка соответствия в форме экспертизы технической документации проводится экспертными организациями.

По результатам экспертизы технической документации оформляется заключение о соответствии технической документации обязательным требованиям.

21. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. В случае если к продукции общепромышленного назначения, предназначенной для применения на объектах использования атомной энергии, помимо обязательных требований технических регламентов устанавливаются требования, которые касаются функциональных и (или) потребительских свойств (характеристик), оценке соответствия подлежат исключительно не подтвержденные по результатам оценки соответствия указанной продукции требованиям технических регламентов характеристики и свойства такой продукции с учетом ее назначения и условий применения на объекте использования атомной энергии.

23. Деятельность по оценке соответствия осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Постановление приостанавливает действие норм в части права исполнителя коммунальной услуг требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), установленных в Правилах № 354, так же ограничивается применение положений договоров о предоставлении коммунальных услуг в части применения исполнителем коммунальной услуги неустоек, штрафов, пеней.

Положения договоров о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, заключенных между управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК и РСО устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению МКД, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются в срок указанный в постановлении Правительства РФ.

Приостанавливается взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт в срок указанный в постановлении Правительства РФ.

Постановление действует со дня официального опубликования и до 1 января 2020 года. Начало действий по не применению неустойки (штрафа, пени) с 6 апреля 2020 года, а последний день 1 января 2020 года.

Не применение положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов означает запрет на начисление, выставления и взыскание пеней, штрафов и неустоек.

Взыскание неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с договором с ресурсоснабжающими организациями означает невозможность требования в судебном порядке или ином безакцептном порядке уплаты неустойки (штрафов, пеней) с управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК. Из установленной нормы не следует однозначно, что ресурсоснабжающие организации не смогут по окончании срока ограничения взыскания произвести начисления пеней за период ограничения взыскания и взыскать их с управляющей организации, ТСЖ, ЖСК после окончания ограничения.

Постановлением не установлено ограничение на применение пеней, штрафов и неустойки в отношении членов ТСЖ и ЖСК, которые оплачиваю обязательные взносы без договора управления МКД и договора на предоставление коммунальных услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *