4297 у о порядке инвестирования
Содержание данного информационного ресурса (сайт www.epam.ru), включая любую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, защищены законодательством Российской Федерации и международными соглашениями. Любое использование, копирование, воспроизведение или распространение любой размещенной информации, материалов и (или) их частей не допускается без предварительного получения согласия правообладателя и влечет применение мер ответственности.
Комментарии, презентации и статьи юристов, размещенные на сайте www.epam.ru, или доступ к которым предоставлен через сайт www.epam.ru, отражают их личное мнение и собственные выводы, которые могут не совпадать с позицией Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Сведения и материалы, размещенные на сайте www.epam.ru, подготовлены исключительно в информационных целях и не являются юридической консультацией или заключением. Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для ваших целей и не несут ответственности за ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования информации или какой-либо ее части, содержащейся на сайте www.epam.ru.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНТРАЛЬНОЙ БАЗЕ РЕМОНТА ТЕХНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК РФ 13 января 2003 г. N 7 (Д) В целях совершенствования деятельности центральных баз ремонта техники Железнодорожных войск Российской Федерации и в соответствии с пунктом 10 Положения о Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1302 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 46; 1997, N 7, ст. 841; 1997, N 32, ст. 3751; 1999, N 39, ст. 4591; 2000, N 17, ст. 1850; 2000, N 34, ст. 3435; 2002, N 14, ст. 1257), приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Центральной базе ремонта техники Железнодорожных войск Российской Федерации. 2. Заместителям командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации, начальникам управлений, самостоятельных отделов и служб ФСЖВ России, командирам железнодорожных корпусов, начальникам центральных баз ремонта техники Железнодорожных войск Российской Федерации изучить и строго руководствоваться Положением о Центральной базе ремонта техники железнодорожных войск Российской Федерации. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации по вооружению. 4. Приказ довести до офицеров ФСЖВ России, командиров железнодорожных корпусов, начальников центральных баз ремонта техники Железнодорожных войск Российской Федерации. Директор Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации — командующий Железнодорожными войсками Российской Федерации генерал-полковник Г.КОГАТЬКО 13 января 2003 г. N 7 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 3 апреля 2003 г. N 4372 Приложение к Приказу директора Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации — командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 7 ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРАЛЬНОЙ БАЗЕ РЕМОНТА ТЕХНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет предназначение, основные задачи, правовой статус, организацию деятельности, управление, права и обязанности должностных лиц Центральной базы ремонта техники Железнодорожных войск Российской Федерации (далее по тексту — ЦБРТ) и распространяется на все ЦБРТ, созданные в Железнодорожных войсках Российской Федерации. Перечень ЦБРТ — приложение к настоящему Положению. 2. ЦБРТ входит в состав железнодорожного корпуса (далее по тексту — ЖДК), подчиняется командиру железнодорожного корпуса (далее по тексту — командир корпуса) и является учреждением. 3. ЦБРТ в своей деятельности руководствуется международными договорами (соглашениями), Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, которые объявляются для руководства директором Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации — командующим Железнодорожными войсками Российской Федерации в установленном порядке, приказами, директивами, наставлениями, руководствами, указаниями и распоряжениями командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации, командира железнодорожного корпуса, распоряжениями их заместителей и настоящим Положением. Кроме того, по вопросам мобилизационного развертывания и комплектования гражданами, пребывающими в запасе, поставки техники предприятиями и организациями, обеспечения вооружением, военной и специальной техникой, другими запасами материальных средств (далее по тексту — ВВСТ и МС) номенклатуры Минобороны России, а также оповещения, организации противодействия техническим средствам разведки противника, планирования действий в военное время начальник ЦБРТ руководствуется приказами, директивами и указаниями командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации и штаба военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту — военный округ), на территории которого ЦБРТ дислоцируется. II. Предназначение и основные задачи ЦБРТ 4. ЦБРТ является структурной единицей Железнодорожных войск Российской Федерации, предназначенной для выполнения в составе железнодорожного корпуса работ по капитальному ремонту узлов и агрегатов строительно-восстановительной и автомобильной техники, по восстановлению и изготовлению деталей машин, механизмов и нестандартного оборудования. 5. Основными задачами ЦБРТ являются: обеспечение боевой и мобилизационной готовности; разработка и своевременное уточнение плана перевода с мирного на военное время, приведения в готовность к выполнению задач по штатному предназначению; решение задач мобилизационной подготовки, как основной формы подготовки кадрового личного состава к выполнению обязанностей в особый период; проведение капитального ремонта узлов и агрегатов строительно-восстановительной и автомобильной техники, восстановление и изготовление деталей машин, механизмов и нестандартного оборудования; управление подчиненными подразделениями, а также придаваемыми силами и средствами; подготовка специалистов-ремонтников и повышение их квалификации; разработка под руководством управления железнодорожного корпуса плана ремонта, своевременное его уточнение и корректировка, подготовка личного состава к выполнению задач по штатному предназначению; осуществление боевого, оперативного, технического, материального, медицинского, морально-психологического обеспечения при выполнении поставленных командованием задач; использование средств ЦБРТ, в том числе внебюджетных, исключительно через лицевые счета, открываемые в установленном порядке в территориальном органе федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации; представление на утверждение в довольствующий орган сметы доходов и расходов (в том числе по внебюджетной деятельности) на очередной финансовый год; ведение статистического, бухгалтерского и налогового учета; представление статистической и бухгалтерской отчетностей об исполнении смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, а также правильное и экономное их расходование в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов; проведение воспитательной работы с военнослужащими и гражданским персоналом; организация работы по предупреждению гибели и травматизма личного состава; выполнение установленного плана ремонта; организация производства и создание безопасных условий труда работников; эффективное использование технологического оборудования по прямому назначению на основе прогрессивных методов организации работ с соблюдением технических норм и правил, обеспечивающих выполнение запланированных объемов ремонта с высоким качеством; снижение себестоимости ремонта; оборудование площадок, хранилищ для размещения отремонтированных узлов и агрегатов. 6. Ремонт объектов гостехнадзора (паровые котлы, сосуды, работающие под давлением) и изготовление грузозахватных приспособлений производится по техническим условиям, согласованным с инспектором гостехнадзора корпуса. III. Правовой статус и организация деятельности ЦБРТ 7. ЦБРТ является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, самостоятельный баланс, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своими наименованиями, соответствующие штампы, бланки, лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства. ЦБРТ от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Местонахождение и наименование каждой ЦБРТ указываются в актах об их формировании. Условное наименование каждой ЦБРТ включает в себя словосочетание «войсковая часть» и ее цифровое обозначение (например: войсковая часть 00000). 8. ЦБРТ при решении совместных задач взаимодействует с воинскими частями военного округа, на территории которого она дислоцируется, начальником гарнизона и военным комендантом гарнизона, органами местного самоуправления и правоохранительными органами, организациями и подразделениями железных дорог, общественными и иными объединениями и организациями. 9. Начальник ЦБРТ действует от имени ЦБРТ и представляет ее интересы в государственных органах, предприятиях, учреждениях, организациях, правоохранительных и судебных органах без доверенности. Другие должностные лица могут представлять интересы ЦБРТ в вышеуказанных органах и организациях по доверенности, подписанной начальником ЦБРТ, составленной и оформленной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 10. ЦБРТ выполняет ремонт узлов и агрегатов строительно-восстановительной и автомобильной техники, восстановление и изготовление деталей машин, механизмов и нестандартного оборудования воинских частей железнодорожного корпуса и другим предприятиям и организациям на основании заключенных в установленном порядке договоров (контрактов). 11. Размещение ЦБРТ организуется в жилых, служебно-технических зданиях и сооружениях, находящихся в оперативном управлении ЦБРТ в отдельном военном городке или с другими воинскими частями. IV. Имущество, источники финансирования, учет и отчетность ЦБРТ 12. ЦБРТ в соответствии с настоящим Положением вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Средства, получаемые ЦБРТ от приносящей доход деятельности, отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, открываемых в установленном порядке в территориальном органе федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, на основании выданного довольствующим органом разрешения. Имущество, приобретаемое за счет средств, получаемых от осуществления приносящей доход деятельности, учитывается на отдельном балансе. 13. Источниками финансирования и формирования имущества ЦБРТ являются: средства федерального бюджета, включая государственные инвестиции. Финансирование ЦБРТ за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании сметы доходов и расходов; средства, получаемые от осуществления приносящей доход деятельности; добровольные взносы (пожертвования) юридических и физических лиц; имущество, закрепленное за ЦБРТ на праве оперативного управления; средства других, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Обеспечение ЦБРТ всеми видами довольствия осуществляется довольствующими службами железнодорожного корпуса и военных округов. 14. ЦБРТ осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. 15. Проверки и ревизии финансовой и хозяйственной деятельности ЦБРТ осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами и директивами командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации, приказами командира железнодорожного корпуса и доводятся до сведения вышестоящего органа военного управления. V. Управление ЦБРТ 16. Управление деятельностью ЦБРТ непосредственно осуществляет начальник ЦБРТ через своих заместителей. Начальник ЦБРТ назначается на должность и освобождается от должности командующим Железнодорожными войсками Российской Федерации. VI. Полномочия и обязанности начальника ЦБРТ 17. Начальник ЦБРТ непосредственно подчиняется командиру железнодорожного корпуса. Он несет ответственность за организацию и выполнение задач, возложенных на ЦБРТ, и является прямым начальником всего личного состава ЦБРТ. 18. Начальник ЦБРТ является единоначальником и отвечает за боевую и мобилизационную готовность ЦБРТ; за успешное выполнение боевых и специальных задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы; за внутренний порядок; за организацию правовой работы; за состояние и сохранность ВВСТ и МС; за техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение; за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операций. 19. Начальник ЦБРТ заключает гражданско-правовые договоры и соглашения, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации и в пределах предоставленных ему полномочий. Заключение и оплата ЦБРТ договоров и соглашений, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится в пределах утвержденных ему вышестоящим органом военного управления лимитов бюджетных обязательств. 20. Начальник ЦБРТ исполняет должностные обязанности применительно к обязанностям командира полка (ст. ст. 72 — 88, 90 — 92 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 51, ст. 4931; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1298)), кроме того, начальник ЦБРТ: обязан знать план действий ЦБРТ, предназначение, организацию, принципы управления и выполнения возложенных на ЦБРТ задач, порядок взаимодействия с другими воинскими частями и органами военного управления; планирует мероприятия по поддержанию и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности и добивается их выполнения; руководит разработкой и выполнением планов оперативной, боевой и мобилизационной подготовки; осуществляет непосредственное руководство подразделениями ЦБРТ; организовывает и осуществляет боевое, техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение ЦБРТ; организовывает контроль за правильной эксплуатацией, хранением, использованием и ремонтом ВВСТ и МС, сохранностью и совершенствованием объектов учебно-материальной базы, казарменно-жилищного фонда, теплофикационных, водопроводно-канализационных сетей и сооружений, а также земельных участков, предоставленных для нужд ЦБРТ; организовывает разработку проекта плана ремонта, технологических карт, а также мероприятий по экономии коммунальных услуг и обеспечению их выполнения; руководит финансово-хозяйственной деятельностью, подписывает денежные и другие документы по финансово-хозяйственным операциям; несет ответственность за: организацию бухгалтерского учета; соблюдение законодательства при исполнении сметы доходов и расходов, выполнении финансово-хозяйственных операций; обеспечение строго целевого расходования выделенных бюджетных средств и своевременного выполнения обязательств перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам; обеспечение сохранности денежных средств, материальных ценностей и других активов, находящихся в оперативном управлении ЦБРТ; организовывает безопасные условия эксплуатации, ремонта и обслуживания опасных производственных объектов; организовывает и руководит правовой работой в ЦБРТ; организовывает взаимодействие с предприятиями и организациями по вопросам, касающимся жизни и деятельности ЦБРТ; представляет ЦБРТ во взаимоотношениях с местными органами самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями; издает на основе и во исполнение действующего законодательства приказы, организует работу по проверке их исполнения; представляет командиру железнодорожного корпуса предложения по совершенствованию штата и табеля к штату ЦБРТ в соответствии с решаемыми базой задачами; обеспечивает выполнение порядка зачисления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту в ЦБРТ в соответствии с действующим законодательством; представляет в установленном порядке предложения по прохождению военной службы военнослужащими ЦБРТ, в том числе о назначении военнослужащих на воинские должности, увольнении с военной службы в запас или отставку, присвоении очередных воинских званий; представляет в вышестоящие органы военного управления проект бюджетной заявки на выделение ЦБРТ средств по смете на содержание Железнодорожных войск Российской Федерации; отвечает за своевременное и полное перечисление средств, полученных от оказания на договорной основе услуг, в ФСЖВ России; организует разработку и представление на утверждение в вышестоящие органы военного управления план строительства и развития военного городка ЦБРТ и проекты объектов собственного строительства, прошедшие государственную экологическую и вневедомственную экспертизы; подает заявки на списание и выдачу инспекторских свидетельств на ВВСТ и МС, имеет право списывать малоценные материальные ценности в соответствии с действующим законодательством; имеет право заключать договоры (контракты) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; осуществляет другие полномочия в соответствии с должностными обязанностями. 21. Должностные обязанности других должностных лиц ЦБРТ определяются 3 главой Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир железнодорожного корпуса или по его поручению — начальник ЦБРТ могут дополнять должностные обязанности должностных лиц ЦБРТ, исходя из предназначения ЦБРТ, конкретных задач, стоящих перед ЦБРТ, условий и характера их выполнения. VII. Ликвидация, реорганизация ЦБРТ 22. Реорганизация или ликвидация ЦБРТ осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Приложение к Положению (п. 1) ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАЗ РЕМОНТА ТЕХНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Войсковая часть 44565 2. Войсковая часть 51587 3. Войсковая часть 40978 4. Войсковая часть 81418 Начальник Управления вооружения и эксплуатации ФСЖВ России генерал-майор А.РЫБАКОВ
Введение
1. Страховые компании и рынки ценных бумаг
2. Страховые продукты. Страхование финансовых рисков
3. Страхование гражданской ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Заключение
Введение
Системой страховой защиты от возможного наступления различного рода рисков выступает страхование. Страхование – это способ возмещения убытков страховщиком, которые пострадали путем их распределения между всеми страхователями. Страховой фонд страховщик формирует за счет страховых взносов всей совокупности страхователей, средства наступления страховых событий направляются на страховые выплаты. Таким образом, страховщик является посредником в данной системе отношений, причем, на ответственность длительного периода времени которого, находятся большие суммы денежных средств.
Этот вопрос приобретает наибольшую актуальность в современных российских условиях. Подавляющее число страховщиков не имеет достаточного опыта работы, отсутствует достоверная статистика, поэтому большинство принимаемых на страхование рисков в нужной степени не изучены. В силу неразвитости механизма защиты прав потребителей и отсутствия нормального режима судопроизводства клиенты практически лишены возможности самостоятельно удовлетворить претензии к страховых организациям в случае невыполнения ими своих обязательств. В мировой практике ответственность перед страхователем несет тот, кто выдавал страховщику, не сумевшему выполнить обязательства перед страхователем, лицензию. Российское Министерство Финансов не берет на себя этой ответственности. К тому же в мире принят порядок, при котором крупные ассоциации страховщиков формируют гарантийные фонды, средства которых предназначены для возмещения убытков застрахованных при возможной неплатежеспособности страховой организации. В России же убытки в полном объеме ложатся на плечи застрахованного.
Не менее важное значение имеет инвестиционная деятельность страховщиков, выступая одним из главных факторов обеспечения эффективного функционирования страховой компании.
Во-первых, инвестиционная деятельность определяет саму возможность предоставления страховых услуг за счет обеспечения формирования достаточного страхового фонда. Прежде всего, это касается тех видов страхования, где планируемая доходность от инвестиций учитывается при расчете тарифов (страхование жизни), или там, где обязательства страховщика выражены в денежных единицах, отличных от тех, в которых формируются страховые резервы.
Во-вторых, хорошо организованная инвестиционная деятельность обеспечивает качество предоставляемых услуг и определяет рыночное положение страховщика. Инвестиционная деятельность влияет на основные характеристики страхового продукта, прежде всего на его стоимость, и на фактическое исполнение обязательств страховщика, определяемое сроками страховых выплат.
В-третьих, инвестирование дает возможность владельцам страховой компании развивать свой бизнес и самостоятельно управлять им. Именно за счет инвестирования страховых фондов происходит накопление средств для увеличения собственных средств без привлечения внешних инвестиций. Это крайне важно ввиду постепенного увеличения требований к минимальным размерам уставного капитала страховых организаций.
Целью курсовой работы моей курсовой является изучение деятельности страховых компаний на рынке ценных бумаг.
Страховой и фондовый рынок в современных условиях — это две теснейшим образом взаимно переплетенные системы. Масштабы денежных потоков страховщика на фондовом рынке часто бывают сопоставимы с объемом его операций с клиентами по прямому страхованию и превышают размеры перестраховочных операций. Статистика говорит о том, что без доходов от участия в операциях с ценными благами при сложившихся ценах и убыточности большинство страховщиков просто не смогли бы выполнять обязательства перед клиентами.
Казалось бы, страховой и фондовый рынки — это непосредственные конкуренты за ограниченные средства инвесторов, в том числе такие стратегические источники, как временно свободные средства институциональных инвесторов или пресловутые «чулочные» сбережения населения. Каким же образом эти «конкуренты» оказались в положении, когда один не только не мешает развитию другого, но и, напротив, оказывает на него самое благоприятное влияние? Ответ на этот вопрос лежит в общей сущности финансового перераспределения, которое проходит как с помощью страхования, так и через инструменты фондового рынка.
В принципе такая общность характерна для всех финансовых рынков как особых механизмов стоимостного распределения, а точнее — перераспределения денежных потоков. При этом они являются в определенном смысле альтернативными возможностями для инвестора, так как нередки случаи, когда фактически одинаковую финансовую услугу можно приобрести и у страховщика, и у брокера, и у финансового консультанта, и в негосударственном пенсионном фонде, и в банке. Таким образом, при одинаковых сущности и содержании операций, различны только формы их предоставления и оформления (маркетинговой «упаковки»). Однако такая альтернативность — это не столько конкуренция, сколько взаимное переплетение разных финансовых структур в пользу друг друга, объединение сетей продаж своих услуг. Ресурсы же, аккумулируемые через страховой или любой другой финансовый рынок, в конечном итоге все равно движутся в одном направлении, а именно в сферу реального производства, так как только там производится совокупный общественный продукт, создается новая стоимость, а все финансовые рынки ее только обслуживают или распределяют. (В развитых странах движение капитала в производственную сферу идет в основном через рынок ценных бумаг, но возможны и другие пути.)
Инвестиционные возможности страховщиков на рынке ценных бумаг используются недостаточно, прежде всего в силу слабости самого фондового рынка. Разработка специальных «страховых» ценных бумаг ведется еще со времен августовского кризиса 1998 года и до сих пор не завершена. Западные комплексные финансово-страховые продукты к нашим условиям адаптируются плохо, а отдельные попытки отечественных страховщиков придумать что-то свое — пока единичные и не делают погоды на рынке. Однако необходимость, по примеру западных коллег, лучшего осознания пользы сотрудничества с другими финансовыми рынками и более широкого его применения в практике страхования сомнения не вызывает.
Социальное значение инвестиционной деятельности страховщиков неразрывно связано со сберегательной функцией страхования, когда из многочисленных индивидуальных взносов формируются необходимые для покрытия возможных ущербов коллективные фонды, управляемые профессиональными страховыми организациями. Обеспечить точность формирования таких фондов и эффективность их размещения, а следовательно, и надежность защиты материальных интересов их участников – важнейшая задача страховых компаний. Значительная доля частных сбережений инвестируется через страховые организации, которые отличаются от других институциональных инвесторов. Суть различий в том, что страховые организации выполняют для своих клиентов сразу две функции: гарантийную, связанную с компенсацией риска, и инвестиционную, заключающуюся в приросте капитала.
Более того, многими зарубежными специалистами сейчас отстаивается идея комплексного финансового сервиса, предоставляемого клиентам в рамках крупных финансово-инвестиционно-страховых холдингов. Клиенту предлагается не какая-то отдельная страховая или финансовая услуга, а комплексное обеспечение безопасности его финансов. Например, физическому лицу, накапливающему дополнительную пенсию, может быть предложено комплексное обслуживание, включающее накопление пенсии, рисковое страхование, инвестиции, управление капиталом, информационное обслуживание, любые другие составляющие (вплоть до скидок в супермаркетах). Есть комплексные программы для корпораций, системы малого бизнеса и др.
Страховая компания — это финансово мощный субъект экономики, а следовательно серьезный институциональный игрок на рынке ценных бумаг. При этом инвестиции в ценные бумаги осуществляются как за счет средств страховых резервов, так и из собственных средств страховщиков. При этом общий ежегодный объем инвестиций страховщиков в ценные бумаги может даже значительно превышать объем собранной премии.
Рассмотрим субъекты страхового обязательства, что бы иметь точно представление о том, кто занимается страхованием.
Субъектами страхового обязательства являются страховщик, страхователь, застрахованное лицо и выгодоприобретатель.
Страховщик — юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Страхователь — юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиками договоры страхования либо являющееся страхователем в силу закона.
Застрахованное лицо — это лицо, в жизни которого должен произойти страховой случай, непосредственно связанный с личностью или обстоятельствами его жизни (личное страхование) либо затрагивающий сохранность его имущественных прав и имущества (имущественное страхование).
В страховании часто используется конструкция договора в пользу третьего лица, в котором самостоятельное право требования к страховщику о выплате страховой суммы возникает не у стороны договора — страхователя, а у третьего лица — выгодоприобретателя. Страховщик может противопоставить третьему лицу возражения, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора страхования страхователем.
Особенность роли страховщиков как покупателей на рынке ценных бумаг в том, что будучи, по сути, универсалами, способными по своему финансовому положению вести абсолютно любые инвестиционные операции — от краткосрочных до долгосрочных, от сверхрискованных до безрисковых и т.п., страховые компании на деле оказываются весьма консервативными инвесторами. И дело здесь не столько в экономических, сколько в юридических и маркетинговых причинах.
Строгие требования государственного надзора не дают пополнить ряды откровенных финансовых спекулянтов страховщикам. Страхнадзор ограничил направления инвестиций по всем видам активов, ориентируя их при этом на весьма осторожную инвестиционную политику.
В соответствии с Правилами размещения страховыми компаниями средств страховых резервов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 08.08.2005 г. №100н, страховые компании могут размещать страховые резервы самостоятельно, а также путем передачи части средств в доверительное управление управляющей компании. Средства страховых резервов, переданные в доверительное управление, могут составлять до 20% от суммарной величины страховых резервов.
В соответствии с Правилами в покрытие страховых резервов принимаются:
-
государственные ценные бумаги Российской Федерации;
-
государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
-
муниципальные ценные бумаги;
-
векселя банков;
-
акции;
-
облигации (кроме относящихся к пунктам 1—3);
-
жилищные сертификаты, кроме относящихся к пунктам 1—3;
-
инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
-
банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами;
-
сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;
-
доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;
-
недвижимое имущество;
-
доля перестраховщиков в страховых резервах;
-
депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
-
дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;
-
денежная наличность;
-
денежные средства на счетах в банках;
-
иностранная валюта на счетах в банках;
-
слитки золота и серебра.
В условия прозрачности инвестиций для клиента, ставят под угрозу сбыт страховых продуктов – и это сущность рискованной инвестиционной политики. Страховщик является покупатель чужого риска, и при этом рисковать он сам не имеет права. При правильном подходу в нормальной экономической обстановке погоня за доходностью может обойтись без финансовых потерь. А самое главное – расплата за неразборчивость может привести к потере доверия клиентов и уверенности в надежности компании. Что в конечном итоге очень важно.
Страховщики в роли эмитентов собственных ценных бумаг.
Как представители весьма капиталоемкой отрасли, страховщики вынуждены выходить на рынок ценных бумаг и с противоположной стороны — как крупные получатели долевого и долгового привлеченного капитала. Это значит, что они вынуждены становиться эмитентами собственных акций и облигаций.
Действуют они в рамках общих требований, и эмиссионная деятельность их мало чем отличается от компаний других отраслей. По масштабу суммарной эмиссионной деятельности и особенно по обращению ценных бумаг на вторичном рынке страховая отрасль является далеко не чемпионом, значительно отставая от банков или крупных финансово-промышленных корпораций. Однако роль отдельных крупных страховых открытых акционерных обществ оценивается как весьма серьезная. Для России это направление вообще не является актуальным, а например, в США или Германии открытая продажа акций страховых компаний всем желающим — вполне нормальная практика.
К тому же и здесь в принципе есть место ограничительным действиям органов страхового надзора — могут вводиться специальные пакеты требований к отчетам страховщиков перед своими акционерами, дополнительные разрешительные процедуры при выпуске ценных бумаг и др. В частности, в той же Германии Федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью провозглашает своей задачей защиту интересов не только страхователей, но и владельцев акций страховых компаний: при возникновении спорных ситуаций акционер вправе пожаловаться в надзор, который будет участвовать в процедуре урегулирования спора на стороне акционера, оказывать ему консультативную помощь и т.п.
Однако сегодня страховщики не ограничиваются традиционным привлечением капитала через фондовый рынок. Теперь эмиссия ценных бумаг может рассматриваться как вариант передачи риска. Речь идет о так называемых облигациях на катастрофы, выпущенных рядом западных перестраховочных обществ. Они представляют собой финансовый инструмент смешанного типа. Покупателю облигации предлагается повышенная доходность (по сравнению с обычными облигациями), но если произойдет оговоренное катастрофическое событие (например, землетрясение или иное крупномасштабное природное бедствие), то он теряет и проценты, и часть вложенной суммы, а иногда и всю ее.
Страховщик-эмитент предлагает инвестору-держателю облигации сыграть в своеобразную рулетку; инвестор ставит на то, что землетрясения — это вообще-то довольно редкие явления, поэтому если повезет, то он может рассчитывать на сверхдоход. К тому же в отличие от обычных портфельных инвестиционных рисков вероятность катастроф абсолютно не зависит от динамики макроэкономического цикла, следовательно, принятие в портфель «катастрофической» ценной бумаги позволяет диверсифицировать вложения и взаимно погасить риски. Страховщик же, наоборот, ставит на то, что. если катастрофа все-таки произойдет, он гарантированно покроет убытки за счет привлеченных таким образом средств (оказывающихся на поверку более дешевыми, чем любые другие способы нейтрализации катастрофического риска — привлечения кредитных ресурсов, перестрахования, отказа от принятия риска и др.) Если же она не произойдет, то страховщик не останется в большом убытке, так как в принципе он скорее всего все равно должен был бы привлекать заемные средства инвесторов, пусть и ненамного более выгодных для него условиях.
В принципе такая деятельность для страховщика не может расцениваться как чисто эмиссионная, так как это уже не просто торговля облигациями, а перераспределение риска за плату, близкое по своей сути скорее к перестрахованию. На наш взгляд, оно имеет большие перспективы, так как повышает емкость страхового рынка и полноту защиты от катастрофических рисков. При этом сокращается (по сравнению с перестраховочными каналами) число ступеней перераспределения риска и затраты на его организацию, а следовательно, в конечном счете уменьшается стоимость услуг для страхователей. Упоминаний в российской прессе об участии наших страховщиков или инвесторов в подобных проектах пока нет, вероятно, в силу низкой капитализации нашего рынка.
Страховщики принимают на страхование риски инвесторов либо инвестируемых ими корпораций (эмитентов)
Немаловажным условием привлекательности ценных бумаг является наличие у их эмитента договора страхования с надежным страховщиком. Простое упоминание о том, что, например, риск какого-то малоизвестного эмитента или организатора инвестиционного проекта застрахован, к примеру, в Ллойде, дает основания полагать, что инвестиции являются надежными (поскольку уважающий себя страховщик, прежде чем выдать полис, произведет детальную проверку проекта, которая не под силу рядовому инвестору).
В принципе здесь страховщикам отводится роль управления риском в широком смысле этого слова, то есть это не только собственно страхование, но и оценка риска, отказ от страхования объектов с повышенной рискованностью (стимулирующий их владельца устранять риск и проводить снижающие риск мероприятия), превентивная деятельность за счет средств страховых резервов и т.п. Заметим также, что даже по инвестиционным проектам, реализуемым зарубежными инвесторами в России, страхование считается обязательным условием.
По законодательству многих стран, в том числе и России (ст. 368 ГК РФ1), страховые организации наравне с банками и небанковскими кредитными учреждениями могут выступать гарантом, то есть выдавать гарантии по обязательствам клиентов. При этом, поручаясь за клиента, страховая организация берет на себя обязанность в случае его несостоятельности оплатить его долги третьим лицам. Действительно, в ряде случаев страховщику целесообразно не страховать определенный риск (например, невозврат заемных средств), а лишь поручиться за его носителя.
Наличие гарантии крупной страховой организации также служит хорошим аргументом при определении надежности инвестиций, поэтому выдача гарантий на зарубежных рынках широко распространена. Для такой деятельности отводится специальный класс (вид) страховых операций, юридически регламентированный на уровне актов органов страхового надзора. В российских «Условиях лицензирования…» такого вида страхования не предусмотрено, однако это не означает, что российские страховщики не могут выдавать гарантии. Напротив, закон позволяет это делать, следовательно, выданная страховщиком гарантия будет признана действительной.