44 ФЗ оплата по контракту

44 ФЗ оплата по контракту

Срок оплаты договора по 44-ФЗ — это 30 дней в общем случае и 15 дней в госзакупках для СМП.

Какие формы оплаты есть

В госконтракте обязательно должны содержаться условия: форма, сроки и порядок оплаты товара, работ и услуг по 44 ФЗ. Форма оплаты предполагает, будут ли деньги переведены контрагенту госзаказчика безналичным путем, например, на банковский счет, или выплачены наличными. Порядок выплаты предполагает один из вариантов:

  • полное единовременное перечисление средств;
  • авансирование;
  • поэтапная оплата по мере исполнения контракта.

Условия о сроке и порядке оплаты заказчиком являются обязательными, их отсутствие в тексте или несогласованность делает соглашение недействительным.

На основании каких документов оплачивается контракт

Чтобы обоснованно оплатить госконтракт, заказчик обязан иметь как заключение экспертизы, так и акт выполненных работ и товарную накладную, если это предусмотрено условиями соглашения.

Документ Когда оформляется
Акт сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг Оформляется в момент приемки ТРУ. Деньги перечисляются после приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги
Заключение экспертизы Приемке предшествует экспертиза, которую проводят специалисты госзаказчика и приглашенные эксперты и экспертные организации. По ее результатам оформляется заключение о соответствии или несоответствии результата госконтракта его условиям
Товарная накладная Оформляется, если предметом контракта выступает поставка товара

Как оплатить полностью

Полная единовременная выплата устанавливается соглашением в случае, когда для исполнения госконтракта контрагенту заказчика не нужен аванс, и соглашение не предусматривает промежуточных этапов исполнения. При единовременной выплате контрагент госзаказчика исполняет в полном объеме обязательства, заказчик принимает результат исполнения и, если результат не вызвал вопросов и принят, оплачивает его целиком.

По общему правилу из ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, сроки оплаты контракта по 44 ФЗ в 2020 году составляют не более 30 рабочих дней с момента подписания сторонами документов о приемке. Допустимо изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ в сторону уменьшения: госзаказчик вправе заплатить раньше истечения предоставленного ему месяца. Увеличить 30-дневный период нельзя.

Как оплатить поэтапно

Поэтапное перечисление суммы по соглашению допустимо в госконтрактах, где имеется разбивка на этапы выполнения работ, которые принимают по отдельности по мере выполнения. Например, в строительных соглашениях.

По итогам выполнения каждого этапа стороны проводят приемку результатов, составляют и подписывают закрывающие этап документы. В контракте предусматривают сроки выплаты вознаграждения по отдельному этапу работ. Выплата по каждому этапу производится в течение 30 дней после приемки.

Как оплатить, если есть аванс

Аванс — это платеж, который проводит заказчик в пользу контрагента до того, как тот выполнит и сдаст ему результат работ. Сумма аванса вычитается из общей суммы договора, поэтому после его исполнения расчет заказчика производится в сумме соглашения за вычетом уже перечисленного аванса. Последняя редакция сроков оплаты по 44 ФЗ о закупках не вводит каких-либо специальных правил относительно сроков выплаты аванса. Не установлены в законе и общие требования к размеру аванса. Допустим любой размер аванса, вплоть до 100%.

Но есть Постановление Правительства № 1496 от 09.12.2017 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. Оно регулирует заключение и исполнение отдельных видов госконтрактов. В нем установили предельные размеры авансовых платежей. Например, в отношении соглашений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Федеральный закон № 44-ФЗ запрещает выплачивать аванс поставщикам, к которым при заключении контрактов применяли антидемпинговые меры, то есть тем, которые на этапе участия в тендере предложили цену контракта значительно ниже НМЦК.

Специальные сроки для СМП

Из общего правила, по которому установлена оплата за 30 дней по 44-ФЗ с изменениями на 2020 год, имеются исключения. Они касаются госконтрактов, заключенных в результате закупки, проводимой среди СМП и СОНО. Заплатить контрагенту по такому контракту госзаказчик обязан не позднее, чем через 15 рабочих дней после того, как состоялась приемка товара или услуги.

Иногда правила по выплате денег установлены в специальных законах. Например, правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства вправе установить специальные сроки оплаты контрактов по 44-ФЗ с изменениями 2020 года. Такая возможность оговаривается в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.

Ответственность за задержку

Законодательно жестко установлено, сколько дней сроки оплаты по контракту по ФЗ 44, —30 рабочих дней (или 15 рабочих дней для СМП). Если госзаказчик перечислит деньги позже, ему грозит:

  • уплата пени в соответствии с ч. 5 ст. 34 44-ФЗ в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки. Пени зависит от невыплаченной суммы. Если заказчик частично исполнил обязанности, сумма, которую он уже перечислил для расчета, не учитывается;
  • административная ответственность для должностного лица заказчика, допустившего опоздание. Ответственность наступает по ст. 7.32.5 КоАП РФ и заключается в штрафе от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

В 44-ФЗ нет исключений по сроку оплаты для закупок у единственного поставщика, которые указаны в ч. 15 ст. 34 44-ФЗ

Письмо Минфина № 24-03-07/77518 от 16.11.2017

Для создания условия выполнения контракта (обязательства), требуется выполнить следующие действия:
1. Добавить обязательства по контракту, с указанием сроков исполнения и объема объекта закупки.
2. Добавить документы с указанием типа документа и порядка формирования и подписания документа. Для каждого документа требуется указать для каких именно обязательств данный документ требуется.
3. Если один документ привязан к нескольким обязательствам, то в процессе исполнения контракта при предоставлении результатов исполнения по каждому из выбранных обязательств система будет требовать новый экземпляр документа. Например, на данном этапе планирования исполнения допускается создать единственный документ ТОРГ-12 и связать его со всеми обязательствами по поставке товаров по контракту.
4. Для документов приёмки допускается указать дополнительные документы, которые формируются в процессе приёмки результатов исполнения обязательств (экспертное заключение, протокол заседания комиссии и т.п.).
5. Добавить сведения о порядке оплаты по контракту

В разделе обязательства указываются условия выполнения контракта, какие стороны и в какой последовательности их выполняют, так же указываются сроки исполнения и отчетные документы.
На вкладке «Обязательства» можно выбрать опцию создания обязательств по шаблону, кроме того присутствуют 3 блока:
• Сведения об обязательствах и документах — в данном разделе расположена таблица, где указан список обязательств, сроки исполнения и список документов, подтверждающих исполнение данных обязательств.
• Сведения о порядке приёмки — в данном разделе автоматически отображаются документы приёмки (Акт выполненных работ, КС-2 и т.д.) и документы подтверждающие данную приёмку (экспертные заключения, протоколы комиссии и т.д.)
• Сведения о порядке оплаты по контракту — в данном разделе отображаются обязательства по оплате, на основание каких документов производится и документы, подтверждающие оплату

Блок «Сведения об обязательствах и документах»

Данный блок состоит из табличной части и функционала.
Поля таблицы
• Обязательства по контракту — наименования обязательства;
• Наименование объекта закупки — наименование объекта закупки, по которому выполняется данное обязательство;
• Количество, шт. – объем объекта закупки, по которому выполняется данное обязательство;
• НМЦК, ед., руб. – НМЦК за единицу объема закупки;
• НМЦК, руб. – стоимость по НМЦК объекта закупки, по которому выполняется данное обязательство;
• Начало исчисления срока — условие или календарная дата, указывающая на начало работ по обязательству.
• Событие-предшественник начала — в случае если указано условие с указанием на предшествующее событие, то в данном поле указывается наименование предшественника события (может быть указано как обязательство, так и документ).
• Окончание исчисления срока — условие или календарная дата, указывающая на окончания работ по обязательству
• Событие-предшественник окончания — в случае если указано условие с указанием на предшествующее событие, то в данном поле указывается наименование предшественника события (может быть указано как обязательство, так и документ).
• Условия предоставления результатов – условие предоставление результатов, может быть: Разово, Периодически и по Заявке
• Кто выполняет обязательство – указывается ответственный за исполнение обязательства (Может быть указан как Исполнитель, так и Заказчик).
• Получатель — указывается получатель выполненных работ. Здесь может быть указан как Исполнитель, Заказчик, так и третья сторона (организация в чьих интересах проводятся работа по обязательству.)
• Документ, подтверждающий исполнение — Наименование документа подтверждающее исполнение по данному обязательству. По одному обязательству может быть несколько документов подтверждающие его исполнения. Если указан документ приёмки, то наименование данного документа выделено жирным шрифтом.
• Оформление документов перед направлением контрагенту — требование в какой срок и кем должен быть предоставлен данный документ. Срок оформления документа определяется следующими значениями:
— Срок (от начала отчётного события)
— Календарные/рабочие
— Ответственная сторона
• Оформление документов после их получения от контрагента — требование в какой срок и кем должен быть подписан данный документ. Срок подписания документа определяется следующими значениями
— Срок (от даты получения документа)
— Календарные/рабочие
— Ответственная сторона
В данном разделе предусмотрен следующий функционал:
• Добавить обязательство — добавить обязательство,
• Добавить документ – добавить документ к обязательству
• Печать – формирование печатной формы табличной части данного раздела.

Добавить/редактировать обязательство

На форме добавления/редактирования пользователь должен будет последовательно выполнить следующие действия:
В разделе «Общие сведения об обязательстве» указать сторону ответственную за исполнения данного обязательства, а также указать стороны, для кого исполняется данное обязательство (получателем по обязательству может быть не Заказчик, а третья сторона).
В разделе «Объекты закупки», необходимо установить флаг для тех объектов закупки, которые участвуют в исполнении данного обязательства. Так же требуется указать объем объекта закупки, участвующего в исполнении данного обязательства.

В разделе «Срок исполнения обязательства», указываются сроки исполнения обязательства. Срок исполнения обязательства может быть указан, как в календарных датах, так и в условных датах (срок зависит от исполнения других обязательств или документов). В данном блоке указывается начало и окончания исполнения обязательства.

Блок «Предоставление результатов», в данном блоке указывается как исполняется данное обязательство, предусмотрено 3 типа предоставления результатов:
• Разово – обязательство исполняется один раз в указанные сроки;
• Периодически — данное обязательство исполняется периодически (несколько раз), за срок исполнения обязательства.

Предоставление результатов может быть выбрано «Периодически», в том случае, если даты срок исполнения обязательства указан в календарных датах.
Если установлен флаг «Указывать по периодам», то Система вычисляет предлагает разбить указанный объем объекта закупки по периодам.
• По заявке – исполнение обязательства происходит при наличии заявки с указанием срока исполнения обязательства. Количества заявок не ограничено в течение срока исполнения всего обязательства и не превышающего всего объема, указанного в заявках ранее.

Добавить/редактировать документ

В форме добавления/редактирования документа необходимо последовательно выполнить следующие действия:
В разделе «Обязательства, исполнение которых подтверждается документами отчетного события (периода)», указать обязательства, для которых данный документ будет являться подтверждением обязательства.

В разделе «Общие сведения о документе» указываются общие сведения о документе:
• Сторона, формирующая документ — выбор из списка Заказчик или Исполнитель
• Тип документа — выбор из списка документов, после выбора типа документа, пользователю предлагается изменить название документа (это предусмотрен для случаев, если есть несколько одинаковых типов документов, но с разным содержанием).
• Флаг «Является документом приёмки», если установлен данный флаг, то на данную форму добавляется раздел «Документы экспертизы». Это означает, что данный документ является документом приёмки этапа/контракта и его подписание будет осуществлено после проведение приемочных мероприятий. Так же на документы приёмки, если они формируются на стороне Исполнителя, Заказчик в процессе исполнения контракта может сформировать мотивированный отказ или осуществить оплату по этапу/контракту.
В разделе «Документы экспертизы» указываются документы, которые формируются в процессе проведения мероприятий по приёмки этапа/контракта, с участием экспертов (если внешняя экспертиза, то документ Экспертное заключение обязателен). В данном разделе указывается следующая информация:
• Тип экспертизы, радио переключатель между значениями: Внутренняя экспертиза Внешняя экспертиза.
• Флаг «Формируются документы экспертизы», при установки данного флага, пользователю будет предложено заполнить таблицу документов экспертизы.
Добавление документов происходит по нажатию по кнопке «Добавить документ». Пользователю предлагается заполнить следующие поля:
— Порядковый номер – порядковый номер формирования документа у Заказчика во время проведения приёмочных процедур. Допускается указание двух одинаковых номеров, тогда это документы формируются одновременно.
— Тип документа экспертизы — выбор из списка типа документа, участвующего в приёмочной процедуре
— Наименование документа экспертизы – данное поле автоматически предзаполняется при указание типа документа экспертизы.
— Срок подписания – срок подписание данного документа.
Обратите внимание! При указании сроков подписание документов, следует учесть, что сумма сроков подписание документов экспертизы (без формирование документов в один промежуток времени), не должен быть больше, чем срок подписание документа приёмки
— Дни – единицы измерения подписание документа
В разделе «Порядок формирования и подписания документа» указываются сроки, последовательность подписания/отклонения документа, с учетом повторной отправки документа на доработку.
Данный раздел состоит из следующих блоков:
• Блок радиопереключателей между следующими значениями:
— Указание срока формирования от даты начала исполнения обязательства
— Указание срока формирования от даты окончания исполнения обязательства
— Указание срока формирования от даты подписания документа-основания
Указание срока начала формирование документа, если указан срок от даты подписание документа, то указывается название документа.
• Табличной частью
— Право отклонения – право отклонения документа
— Требует подписания – указывается требуется подписание данного документа или нет.
— Ответственная сторона – указывается сторона (Заказчик, Исполнитель, Третья сторона) с порядковым номером
— Срок – срок на подписание или отклонения документа
— Календарные, рабочие — список календарные или рабочие дни
— Срок доработки / повторного рассмотрения после отклонения — в случае отклонения или отправки на доработку документа, в данном поле указывается срок на повторное рассмотрение данного документа.
— Календарные, рабочие — список календарные или рабочие дни

Остались вопросы?
Оставьте заявку в службу технической поддержки.

В контракте на проведение капитального ремонта здания прописано: «Контрактом устанавливается один этап исполнения контракта с момента его заключения и до окончания срока действия контракта. Авансирование не предусмотрено».
Означает ли это условие подписание одного единственного акта выполненных работ по контракту (подрядчик считает, что может представлять акты по мере выполнения работ, и требует перечисления денег)?

29 августа 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Подрядчик не вправе требовать от заказчика осуществления промежуточной приемки и внесения платы за фактически выполненные работы до момента выполнения всего объема работ.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Кроме того, в контракт включаются также условия, указанные в п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в том числе о сроке завершения работы. Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 этого закона (за некоторыми исключениями).
Закон N 44-ФЗ основан в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), в связи с чем к отношениям по контракту применимы нормы гражданского законодательства с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу п. 1 ст. 307.1 ГК РФ это правило применимо и к договорным обязательствам.
Согласно п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (ст. 758 того же кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По такому контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 702, ст. 768 ГК РФ к отношениям по контракту на выполнение подрядных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд применимы общие положения ГК РФ о подряде.
Пункт 1 ст. 708 ГК РФ устанавливает, что по согласованию между сторонами договора подряда в таком договоре, помимо начального и конечного сроков выполнения работы, могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (ст. 711 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Отметим также, что кредитор (каковым является заказчик в обязательстве по выполнению работ) вправе не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства (ст. 311 ГК РФ).
Таким образом, если в контракте на выполнение работ не выделены этапы, не предусмотрена необходимость промежуточной приемки и оплаты, заказчик обязан осуществить приемку лишь по выполнении всего предусмотренного контрактом объема работ, после чего, в случае, если работы выполнены надлежащим образом, оплатить выполненные работы на согласованных в контракте условиях.
Оснований требовать от заказчика осуществления промежуточной приемки и внесения платы за фактически выполненные работы до момента полного исполнения подрядчиком обязательств по контракту при таких обстоятельствах не имеется.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Вопрос: Каков порядок оформления документации об электронном аукционе, предусмотренной частями 5, 6 ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно, графика выполнения работ и графика оплаты? Должны ли график выполнения работ и график оплаты быть заполнены на этапе формирования аукционной документации, или они должны оформляться без указания стоимостных показателей и сроков выполнения работ, а затем на этапе заключения контракта в них могут быть внесены изменения подрядчиком путем составления протокола разногласий? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Из этой статьи вы узнаете:

  • Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ
  • Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта
  • Итоговые рекомендации заказчику по срокам оплаты контракта по 44-ФЗ

Соблюдение сроков и порядка выплат может обезопасить от халатного поведения со стороны плательщика и дать гарантию получения оплаты за выполняемые контрактные обязательства вовремя. За всем этим неуклонно следит закон, в котором оплата контракта по 44-ФЗ является, по сути, конкретным руководством с указанием возможных нюансов, сопровождающих данную процедуру.

Однако, поскольку время не стоит на месте, законы в нашей стране раз за разом претерпевают изменения. Далее подробно расскажем, как теперь производится оплата контракта по 44-ФЗ, какие нововведения коснулись этой области, какие сроки установлены сейчас.

Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ

Такое значимое условие, как сроки оплаты контракта по 44-ФЗ, подвергалось изменениям с 2017 года. На тот момент срок составлял 30 календарных дней для любых участников торгов, кроме СМП или СОНКО. Для последних он был сокращен в два раза, то есть – не более 15 рабочих дней.

После внесенных в 2019 году поправок сроки оплаты не изменились, но в законе появилось новое условие. Теперь если другой нормативно-правовой акт устанавливает отличающиеся от 44-ФЗ сроки, оплата должна производится в соответствии с нормами специального НПА. Поэтому заказчикам рекомендуется не торопиться вносить в проект контракта стандартную фразу по оплате, а изучить НПА, относящиеся к предмету соглашения.

Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 г. № 1205 сократило максимальный срок оплаты поставленных ТРУ с 30 календарных до 15 рабочих дней.

Данная норма распространяется на торги, в которых:

  • участники входят в перечень, обозначенный в ч. 5 ст. 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», либо являются субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • все исполнители представляют собой субъекты МСП;
  • заказчик требует привлечь к проведению работ субподрядные организации, являющиеся субъектами МСП.

Данное постановление начало действовать 01.01.2020 г. и распространяется на закупки, проводимые после этой даты.

Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ

В предыдущей редакции 44-ФЗ не было ограничений относительно сроков оплаты работ по контракту. Иными словами, организатор торгов самостоятельно выбирал время оплаты, основываясь на собственных пожеланиях. После вступления в силу 83-ФЗ были зафиксированы жесткие сроки оплаты для всех соглашений, инициируемых государственными предприятиями.

Нужно понимать, что сроки оплаты относятся к наиболее важным положениям контракта. В 2020 г. в каждом документе должна содержаться полная сумма выплат, валюта, в которой средства будут переданы, и время, отведенное заказчику на их передачу исполнителю.

1. Закон предполагает несколько подходов к оплате:

  • Единовременная выплата, то есть заказчик производит полный расчет с поставщиком после выполнения условий заключенного соглашения.
  • Авансирование или получение продавцом части суммы до начала исполнения обязательств. Заказчик имеет право самостоятельно установить размер предоплаты с учетом ограничений, зафиксированных в постановлении правительства № 1551. Так, при работах по строительству либо при капитальном ремонте максимальный аванс составляет 30 % от полной суммы соглашения. Чтобы получить оставшуюся часть средств, исполнитель должен выполнить взятые на себя обязательства по договору.
  • Поэтапная оплата – используется, когда договор предполагает определенный график предоставления ТРУ. Поэтапная оплата контракта по 44-ФЗ осуществляется после завершения исполнителем отдельной части работ.

Стороны выбирают один из перечисленных вариантов на основе собственных интересов и особенностей договора. В соглашении обязательно содержится список документов, свидетельствующих о поставке продукции или завершении работ.

Читайте также: «Обучение закупкам по 44-ФЗ: требования и условия»

Часть 13.1 ст. 34 устанавливает, что у заказчика есть 30 дней, чтобы оплатить полученные по госконтракту товары или услуги. Отсчет срока начинается после предоставления документов, свидетельствующих о выполнении исполнителем обязательств. Это может быть акт приема-передачи, товарные накладные, счет-фактура, пр.

Но стоит оговориться, что закон предусматривает возможность отступления от данного правила. Иной срок оплаты услуг по контракту 44-ФЗ возможен в ситуациях, установленных Правительством РФ. Допустим, речь идет о закупках, направленных на обеспечение обороноспособности страны.

Если, согласно тендерной документации, в роли участников выступают исключительно субъекты малого предпринимательства, в силу вступает ч. 8 ст. 30 44-ФЗ. Это значит, что максимальный срок оплаты составляет 15 рабочих дней с момента исполнения обязательств по договору. Данная норма также действует для некоммерческих социально-ориентированных организаций (СОНКО).

Когда заказчик устанавливает в контракте большие сроки оплаты, чем указаны в законе, его действия считаются нарушением ст. 30 или 34 44-ФЗ и влекут за собой привлечение к ответственности.

За первое нарушение данных статей закона в 2020 г. должностное лицо ожидает штраф 30–50 тысяч рублей. Повторное правонарушение может привести к отстранению от занимаемой должности на 1-2 года. Данные поправки внесены в КоАП после вступления в силу 189-ФЗ. Чтобы защитить свои права, исполнитель должен внимательно ознакомиться с проектом контракта во время подготовки заявки. Если он обнаружит, что заказчик установил сроки оплаты, не отвечающие нормам закона, поставщик имеет право подать жалобу в контролирующие органы.

2. Аванс в госконтракте в 2020 г.

Часть 13 ст. 34 44-ФЗ позволяет государственным и муниципальным заказчикам установить авансовые платежи при заключении контракта. Нужно понимать, что размер аванса при оплате муниципального контракта по 44-ФЗ ежегодно определяется на правительственном уровне. На 2020 г. данная сумма зафиксирована в Постановлении Правительства РФ № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Чтобы добиться большей эффективности расходования средств бюджетными учреждениями в положения ст. 30 ФЗ была внесена новая норма, согласно которой бюджетное учреждение, выступающее в роли заказчика и предусматривающее авансовые выплаты при заключении контракта на поставку ТРУ, обязано соблюдать требования нормативно-правовых актов. При этом во внимание принимаются акты РФ, субъектов РФ, а также положения муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения между получателями средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Пункт 18 Постановления № 1496 позволяет федеральным бюджетным учреждениям использовать предоплату по договорам на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности РФ. Однако законодательство не должно устанавливать для конкретного случая иное правило. Авансовый платеж составляет:

  • До 30 % от суммы договора, заключенного на сумму до 600 миллионов рублей.
  • До 30 % от суммы договора более чем на 600 миллионов рублей. При этом в договор обязательно включается условие об авансировании после подтверждения поставки ТРУ. Средства переводят в объеме, соответствующем размеру поставки товара, согласно порядку санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином. Общая сумма предоплаты не может составлять свыше 70 % от суммы договора.

Названные выше ограничения действуют только в случае с договорами на строительные работы, реконструкцию и капремонт. Если предметом соглашения является текущий ремонт, данные положения не имеют силы. Подобные ремонтные работы проводятся для обеспечения надлежащего технического состояния зданий, сооружений. Надлежащим техническим состоянием принято называть сохранение параметров устойчивости, надежности, исправности конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов, а также соответствие всех перечисленных показателей нормам, установленным техническими регламентами, проектной документацией.

По остальным госконтрактам допускаются авансовые платежи в размере 30 %, 30–80 %, 30–90 % и 100 % от суммы соглашения.

Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ

В первую очередь назначается номер платежного поручения, его дата. Перечисляемая сумма прописывается от руки, как и все следующие за ней цифры.

Далее необходимо внести данные плательщика и организации. Вам потребуются: ИНН, КПП, название компании, номер расчетного счета, наименование кредитной организации, открывшей расчетный счет, и ее БИК.

Читайте также: «Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: основания и документация»

После этого вписывается информация об исполнителе или получателе. При этом указываются аналогичные сведения, а также ЭТП. Также на данном этапе нужно обозначить операцию «01» и поочередный порядок платежа «5».

Далее указывается назначение платежа, при необходимости можно проставить номер аукциона в электронной форме. Также нужно будет отметить: «без НДС» либо «НДС не облагается».

44-ФЗ устанавливает на 2020 г. такие формы обеспечения, как:

  • заявка на участие;
  • исполнение соглашения – в этом случае может использоваться банковская гарантия либо денежные средства;
  • определение отличительных свойств названных видов обеспечения.

Если ИП или организация собирается выступить в роли исполнителя госконтракта, то им необходимо внести определенную сумму на расчетный счет ЭТП либо предоставить в качестве обеспечения другой вид гарантий.

Размер обеспечения заявки на участие в торгах устанавливается заказчиком и может варьироваться в пределах 0,5–5 % от начальной максимальной цены контракта. Прежде чем перечислять денежное обеспечение, важно проверить реквизиты получателя, то есть ЭТП, на которой будут проходить торги. Реквизиты всех действующих электронных площадок выложены на официальном сайте.

Предоставляемая оплата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ является для заказчика гарантией выполнения работ либо того, что при нарушении поставщиком условий соглашения он сможет вернуть понесенные убытки.

Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается на основании требований госконтракта. Данная сумма не может быть меньше авансового платежа при условии, что данный размер был заблаговременно прописан в документах по торгам.

В документации обязательно указываются реквизиты получателя обеспечения исполнения контракта, то есть заказчика. Если данная информация не была внесена либо в ней допущена ошибка, необходимо обратиться к покупателю, чтобы уточнить реквизиты.

Особое внимание рекомендуется уделить оформлению платежного поручения, а именно пункту «Статус плательщика». В этой графе ставят «01», если перечисление обеспечения исполнения контракта входит в бюджетные платежи. Если в поле «101» отметить любую другую цифру, придется также заполнить налоговую строку (поле 104–110).

Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта

Просрочка оплаты заказчиком по контракту 44-ФЗ влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Если заказчик оказался в подобной ситуации в первый раз, его должностное лицо будет оштрафовано на 30–50 тысяч рублей. Повторная несвоевременная оплата по контракту 44-ФЗ может привести к отстранению должностного лица заказчика от работы на 1-2 года.

Согласно ч. 13.1 ст. 34 началом срока оплаты считается дата подписания бумаг о приемке работ. Данное правило не зависит от особенностей ТРУ.

В качестве примера здесь можно привести решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17. Предметом торгов в данном случае стал ремонт автомобильной дороги. По условиям соглашения, исполнитель должен был получить средства за работу по такой схеме:

  • оплата этапа – в течение 30 дней после подписания документов о приемке, а именно акта КС-2 и справки КС-3;
  • окончательный расчет не дольше 30 дней с момента введения дороги в эксплуатацию.

Контролеры отметили, что срок оплаты не может отсчитываться с момента сдачи объекта в эксплуатацию.

Итоговые рекомендации заказчику по срокам оплаты контракта по 44-ФЗ

  1. Проверяйте текст соглашения, чтобы не допустить ошибок при выставлении сроков оплаты. Для СМП/СОНО они составляют 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ). Закон позволяет выбрать меньший срок, то есть временной отрезок не более 15 рабочих дней.
  2. Данный период времени не должен зависеть от поступления средств на соответствующую статью расходов, ввода объекта в эксплуатацию. Часть 13.1 ст. 34 44-ФЗ фиксирует такую информацию об оплате контракта по 44-ФЗ: исполнитель должен получить положенную ему сумму в течение 30 дней после проведения приемки и подписания соответствующих документов. Другие сроки здесь не допускаются.
  3. Для каждого этапа работ должен быть установлен срок оплаты. Если заказчик укладывается в 30 дней после подписания первого документа о приемке, а поставщик за это время успевает сделать несколько поставок, допускается их одновременная оплата. Если заказчик не укладывается в месяц, лучше подготовить график поставок и оплаты контракта по 44-ФЗ.
  4. Не забывайте убедиться, что срок окончательного расчета в документации соответствует графику оплаты работ – подробности можно уточнить в предписании Новосибирского УФАС от 22.09.2017 № 08-01-400. Помните, что сроки, указанные в тексте договора, не могут вступать в противоречие со сроками, установленными 44-ФЗ.
  5. Заказчик имеет право уменьшить сумму оплаты по контракту на размер начисленной неустойки, если соответствующее условие содержится в соглашении.

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

Часто приходится сталкиваться с вопросом о том, как исчисляется оплата контракта по 44-ФЗ – в срок 30 календарных дней или рабочих? Рекомендуется применять именно календарные дни. Также не стоит использовать период времени. То есть вместо формулировки «Расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приема-передачи» лучше использовать «Заказчик производит оплату не позднее 01.01.2017 г.».

Даже если при составлении контракта был просчитан срок его действия, в процессе работ могут возникнуть обстоятельства, которые приведут к изменению срока оплаты по контракту 44-ФЗ. А это станет причиной для установления нового периода исполнения обязательств поставщиком.

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ
Срок оплаты контракта по 44-ФЗ
Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта

В статье расскажем, когда заказчики должны оплатить контракт, можно ли получить часть оплаты заранее и что делать, если заказчик нарушает сроки оплаты.

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ

Порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) госзаказчик обязан прописать в проекте контракта в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

Выделяют три варианта оплаты по договору:

  • с авансом;
  • поэтапная;
  • единовременная.

Остановимся подробнее на каждом варианте.

Оплата с авансом

Заказчик сам решает, устанавливать в закупке авансирование или нет. Тендеры с авансом удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.

Если госзаказчик решает выплатить аванс, то он должен прописать в тексте договора его размер и установить сроки выплаты. Заказчик нарушит п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, если не укажет эти сведения.

Важно: в закупках с авансом обеспечение исполнения контракта увеличивается до размера аванса.

Наличие или отсутствие аванса и его предельный размер в разных закупках определяет законодательство.

Постановление правительства № 1496 устанавливает предельные значения аванса, который могут выплачивать госзаказчики в зависимости от предмета закупки:

Размер аванса Предмет закупки Примечания
Не более 50 %
  • в любых закупках по усмотрению заказчика, если иное не установлено законом;
  • в закупках по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Предельное значение в 50 % установили временно до конца 2020 года (пп. 5.1, 5.2 постановления №1803).

До 11.05.2020 года аванс в таких закупках не мог превышать 30 % от цены контракта.

От 30 % до 80 % закупки на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на замещение импортной продукции.

Должны выполняться условия:

  • казначейское сопровождение аванса;
  • заказчик до проведения закупки получил одобрение от Минпромторга, что контракт соответствует целям импортозамещения.
От 30 % до 90 % в закупках с условием о казначейском сопровождении контракта. Исключение – закупки из предыдущего пункта.
до 100 %

в таких закупках как:

  • услуги связи;
  • подписка на печатные издания;
  • экспертиза проектной документации;
  • приобретение авиа- и железнодорожных билетов;
  • грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
  • путевки на санаторно-курортное лечение и другие из пп «в» п. 18 постановления №1496.
Решение установить полную предоплату по таким закупкам остается за заказчиком.

Есть случаи, когда на аванс можно не рассчитывать:

  1. В распоряжении правительства №21 установлен перечень из 22 товаров и 4 услуг, при закупке которых авансирования не может быть. Среди них:
  • постельное белье;
  • блокноты, записные книжки;
  • стиральные и моющие средства;
  • легковые автомобили;
  • услуги по ремонту компьютеров и др.
  1. Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Поэтапная оплата

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Единовременная оплата

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ

Заказчик прописывает сроки оплаты в тексте контракта. Если он не установит срок, то нарушит ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, в которых прописаны требования к срокам оплаты:

  • не более 30 дней с момента подписания подтверждающих документов;
  • не более 15 рабочих дней в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла. Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия. Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).

Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта

За нарушение состава документации закупки, сроков и порядка оплаты ответственное должностное лицо госзаказчика накажут штрафом или отстранением от должности.

Наказание должностного лица заказчика Нарушение Ссылка на статью КоАП РФ
Штраф 3 000 рублей Если не укажет в контракте сроки и условия оплаты п. 4.2 ст. 7.30 КоАП
Штраф от 30 000 до 50 000 рублей Если не оплатит контракт вовремя п. 1 ст. 7.32.5 КоАП
Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет Если должностное лицо повторно нарушило сроки оплаты п. 2 ст. 7.32.5 КоАП

Протокол об административном правонарушении по статье 7.32.5 КоАП вправе составлять органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на что указывает п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Рассматривать дела о повторном нарушении сроков оплаты по контракту может только суд.

Заказчик виноват не всегда, когда задерживает оплату. На официальном сайте ФАС разместила письмо № ИА/74989/19 от 28.08.2019, в котором разъяснила, что заказчик не несет ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты по контракту, если он не получил на закупку бюджетные средства.

В этом случае Федеральное казначейство может наказать главного распорядителя бюджетных средств, который не довел или не распределил вовремя лимиты бюджетных обязательств заказчику закупки.

Что делать, если контракт не оплачивают

Если вы исполнили контракт, заказчик подписал документы о приемке, но задерживает с оплатой, пишите претензию в его адрес.

В текст претензии обязательно включите:

  • ссылки на пункты договора, которые нарушил заказчик;
  • требования к уплате суммы, включая пени;
  • срок, в который заказчик должен устранить нарушения.

К претензии приложите документы, подтверждающие выполнение обязательств и передайте ее лично контактному лицу заказчика или направьте почтой письмом с уведомлением. Если передаете лично, попросите расписку о получении. Так у вас будет доказательство, что заказчик получил письмо.

Если на претензию не ответят, либо ответ вас не удовлетворит, обращайтесь прокуратуру. Подать жалобу можно в бумажном и электронном виде. Прокуратура должна за 30 дней проверить заказчика на наличие состава преступления и ответить на жалобу.

Если денег вы так и не дождались, подавайте иск в арбитражный суд. Заявление нужно подавать по месту нахождения заказчика. У вас есть один год, чтобы привлечь заказчика к ответственности.

Перед участием в закупке проверьте госзаказчика на сайте арбитражного суда. Введите в поиск его ИНН или ОГРН и посмотрите список дел, в которых он участвовал. Если заказчик уже выступал ответчиком в суде как неплательщик по госконтрактам, то есть риск, что и в этой закупке такая ситуация повторится. Оцените риски и подумайте, стоит ли работать с таким заказчиком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *