52 ФЗ
На рассмотрение Государственной Думы поступил проект федерального закона №136334-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», разработанный членами Совета Федерации Галиной Кареловой, Зинаидой Драгункиной, Валерием Рязанским, Екатериной Лаховой и депутатами Государственной Думы Ольгой Баталиной Баталина
Ольга Юрьевна Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , Дмитрием Морозовым Морозов
Дмитрий Анатольевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0209 (Черемушкинский – г.Москва) .
В действующем законодательстве предусмотрено наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям и критериям безопасности. Кроме того, предусматриваются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и соблюдения санитарного законодательства, включая санитарные правила.
В связи с этим законопроектом уточняются: само понятие «санитарно-эпидемиологическое заключение», а также основания и порядок его выдачи. Устанавливается, что санитарно-эпидемиологическое заключение — это «документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям».
Законопроектом уточняется наименование органа, в чьи полномочия входит установление данного порядка экспертиз и видов оценок. Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, осуществляется в соответствии с Административным регламентом Роспотребнадзора .
По мнению парламентариев, предлагаемые нормы будут способствовать защите здоровья детей и безопасности их отдыха.
Реализация закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, потребуется внесение изменений в постановление Правительства России от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Для предварительного рассмотрения законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по охране здоровья.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 августа 2020 г.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.
Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ
Изменения вступают в силу с 21 октября 2018 г.
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 221-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 246-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 52-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ
Положения настоящего Федерального закона в части оценки и подтверждения соответствия табачной продукции не применяются со дня вступления в силу названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ
Требования абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13, статьи 14, пунктов 2 — 6 статьи 15, пунктов 2 и 3 статьи 16, пункта 2 статьи 32, статей 41 и 43 настоящего Федерального закона не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей со дня вступления в силу названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ)
Положения абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13, пунктов 4 — 6 статьи 15, первого предложения пункта 2 и пункта 3 статьи 16, пункта 2 статьи 32, статьи 41 настоящего Федерального закона не применяются в отношении молока и молочной продукции со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
Вход для пользователей | Стань пользователем
|
||||||||
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства | |||||||||
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.07.2020 г.)
Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года
Глава I. Общие положения |
(статьи 1 — 7) |
Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
(статьи 8 — 11) |
Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека |
(статьи 12 — 28) |
Глава IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия |
(статьи 29 — 36) |
Глава V. Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
(статьи 37 — 45) |
Глава VI. Организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора |
(статьи 46 — 54) |
Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства |
(статьи 55 — 57) |
Глава VIII. Заключительные положения |
(статьи 58 — 60) |
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека (далее — среда обитания) — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
Государственная система социально-гигиенического мониторинга (СГМ) является механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга — одно из ведущих направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. СГМ приобретает все более широкое значение и является стратегией службы.
«Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания» (ФЗ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.45).
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» проведение СГМ обеспечивает:
а) установление приоритетных факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
б) изучение состояния здоровья населения и среды обитания человека и их прогнозирование;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
г) разработку проектов предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга.
Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими регламентирует отношения c рядом Федеральных служб и структур.
Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за:
— состоянием здоровья населения — демографическим, соматическим, инфекционным, онкологическим ;
— факторами среды обитания человека, в том числе биологическими, химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, метеофакторы, освещенность, ионизирующее, неионизирующее и др.), социальными (уровень жизни, условия жизни, медицинское обеспечение);
— источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву;
— радиационной обстановкой;
— состоянием охраны и условиями труда работающих;
— структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения.
-состоянием воспитания и обучения детей и подростков;
Специалисты подразделений СГМ проводят:
- Мониторинг за состоянием здоровья населения
- Мониторинг состояния факторов среды обитания
- Ранжирование территорий Калининградской области по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания.
- Прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания.
- Организацию и проведение исследовательских работ с вузами, организациями.
- Использование методологии оценки риска здоровью для определения приоритетных загрязнителей окружающей среды.
Постоянно осуществляется совершенствование подходов к сбору и анализу информации о состоянии среды обитания, унификации процессов получения многоплановой информации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных территорий и их гигиенического ранжирования.
Внедряются унифицированные программные средства ведения баз данных и анализа показателей социально-гигиенического мониторинга, геоинформационные технологии. Строго контролируется сохранность баз данных.
Задачи отдела социально-гигиенического мониторинга
1. Ведение государственной системы социально-гигиенического мониторинга в Калининградской области на региональном уровне, обеспечивающей наблюдение за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление, предупреждение и уменьшение вредного влияния факторов среды обитания на здоровье человека.
2. Осуществление межведомственного информационного взаимодействия по обмену данными о состоянии здоровья населения и факторах окружающей среды с организациями, участвующими в ведении социально-гигиенического мониторинга.
3. Осуществление информационного взаимодействия со специалистами профильных отделов Управления Роспотребнадзора по Калининградской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» в рамках ведения СГМ.
4. Сбор, обработка и анализ данных о неинфекционной, в том числе онкологической заболеваемости, врожденных пороков развития у детей, медико-демографических показателях, о состоянии среды обитания и др.
5. Формирование информационного фонда социально-гигиенического мониторинга на основе ведения компьютерных баз данных.
6. Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения Калининградской области и факторов среды обитания на основе системного анализа, использования методологии оценки риска здоровью.
7. Внедрение и эксплуатация автоматизированных систем социально-гигиенического мониторинга, использование современных геоинформационных технологий для оценки и наглядного отображения данных о состоянии здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания.
8. Внедрение в практику работы методических подходов и принципов ведения социально-гигиенического мониторинга, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным Центром гигиены и эпидемиологии.
В мире и в России сложилась напряжённая ситуация, связанная с распространением нового инфекционного заболевания – коронавирусной инфекции (Сovid-19). К сожалению, и наша республика не стала исключением.
При таких обстоятельствах гражданам необходимо знать о правовом регулировании данных вопросов. Какие обязанности есть у граждан в условиях пандемии? Какую ответственность они несут за их нарушение?
Ответы на эти и другие вопросы даёт старший помощник прокурора республики по правовому обеспечению старший советник юстиции Ирина Машкова.
– Что говорит закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения?
– В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. номер 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения;
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
– Какие права есть у граждан в этой сфере?
— В силу ст.8 названного закона граждане имеют право:
на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
– А какие существуют обязанности?
– Согласно ст.10 названного Закона у граждан имеются обязанности, в частности:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
– Предусмотрена ли законом обязательность обследования, лечения и госпитализации?
– Да, в силу ст.33 закона больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все случаи инфекционных заболеваний подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления.
– Какой статус имеет коронавируская инфекция?
— Согласно постановлению Правительства РФ от 31.01.2020. номер 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (код по МКБ-10 – В34.2).
– На каком основании вводятся в России и в республике ограничительные мероприятия?
– В соответствии с п.6 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 номер 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут функционировать в режиме:
а) повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
В силу п.10 названной статьи закона при введении режима повышенной готовности или ЧС решением Правительственной комиссии, глав регионов, муниципалитетов и руководителей организаций на их территории могут приниматься меры по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в том числе:
— ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС;
— приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на её территории.
В соответствии с п.25 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 номер 794, решениями о введении режима повышенной готовности определяется, в частности, перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС.
Конкретные ограничительные меры введены Постановлениями Главного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 номер 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» и от 02.03.2020. номер 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».
Объявлен ряд рекомендаций, соблюдение которых необходимо для предотвращения распространения вируса. Они размещены на сайте Минздрава РФ.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 17.03.2020 номер 1055 на территории Республики Саха (Якутия) введён режим повышенной готовности, в связи с которым установлен ряд запретов и ограничений для граждан и организаций.
В связи с этим уполномоченными ведомствами сегодня принимаются необходимые меры по изоляции граждан, приостановлению деятельности организаций, транспортного сообщения, госпитализации заболевших.
– Обязаны ли граждане заниматься профилактикой распространения заболевания?
– Да, в соответствии с ч.2 3 ст.27 Федерального закона от 21.11.2011 номер 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в случаях, предусмотренных законодательством РФ, граждане обязаны проходить медицинские осмотры, а те, кто страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Между тем, в виду разных причин, а чаще всего по причине безответственности и несознательности, граждане могут нарушать режим изоляции (самоизоляции, госпитализации). Указанное приводит к серьёзным последствиям, как для самого гражданина, так и для окружающих.
– Какая ответственность предусмотрена за нарушение указанных обязанностей
– Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечёт за собой ответственность, предусмотренную ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа.
Кроме того, в случае неисполнения предписаний органов Роспотребнадзора, в том числе об изоляции (самоизоляции), гражданин несёт административную ответственность по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
– А если человек кого-то заразил?
– Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей, влечёт уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на длительный срок.
– Какую ответственность несут организации и предприниматели, нарушающие установленные государством запреты и ограничения?
– За нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства они аналогично отвечают по ст.ст.6.3 вплоть до административного приостановления деятельности и ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ вплоть до дисквалификации руководителя.
Невыполнение должностными лицами, в том числе организаций, предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечёт за собой по ст.20.6 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц вплоть до 200 тысяч рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, в том числе в условиях пандемии, вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства влечёт за собой уголовную ответственность по ст.293 УК РФ (халатность).
Такое же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть людей, наказывается лишением свободы на длительные сроки.
Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей (в том числе о выезде за границу, контактировании с больными, наличии симптомов заболевания и т.д.), совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, наказывается по ст.237 УК РФ, предусматривающей в случае тяжких последствий лишение свободы на длительный срок.
Так, известно, что Следственное управление Следственного комитета России по Ставропольскому краю возбудило уголовное дело в отношении главного врача-инфекциониста региона Ирины Санниковой за нарушение режима карантина из-за коронавируса. Её обвиняют в халатности (ст.293 УК) и сокрытии информации об обстоятельствах, подвергающих опасности жизнь и здоровье людей (ст.237 УК).
Кроме того, гражданам, предпринимателям и руководителям организаций следует знать, что вред, причинённый личности или имуществу вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином, причинившими вред, в полном объёме (ст.57 закона).
В связи с этим призываем граждан, предпринимателей и руководителей организаций строго соблюдать все введённые запреты и ограничения, а также рекомендации Минздрава Российской Федерации.