761 справочник

761 справочник

В штатном расписании организации имеется вакансия водителя автомобиля 5-го разряда. В трудовой книжке принимаемого работника отсутствует запись о присвоении ему разряда по профессии «водитель автомобиля» в соответствии с изменениями в выпуске 52 ЕТКС. При этом имеются категории механического транспортного средства «В» и «С».

Документ:
выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС).

Как правильно определить работнику наименование профессии и установить оплату труда? Как ему присвоить разряд? Обязательно ли создавать квалификационную комиссию?

<…>

Тарификация рабочих – присвоение рабочим разрядов на основании требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, подтверждающих наличие права на выполнение данных работ (п. 2 Общих положений ЕТКС).

Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке (часть вторая ст. 61 ТК).

Выпуском 52 ЕТКС предусмотрена тарификация работ по профессии «водитель автомобиля». При этом наниматели обязаны произвести перетарификацию работ и рабочих в организациях с учетом изменений, внесенных постановлением № 94 в выпуск 52 ЕТКС (подп. 1.4 п. 1 постановления № 94).

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – постановление № 94).

Вопрос о присвоении (повышении) разряда рабочему рассматривается квалификационной комиссией организации (производственного структурного подразделения) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение, по представлению руководителя соответствующего подразделения (например, мастера, начальника смены) (п. 13 Общих положений ЕТКС).

I. Общие положения

1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V — «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».
2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС (далее — квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».
Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.
Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.
В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.
3. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.
Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».
4. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.
5. Должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
6. Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.
Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.
7. В медицинских организациях наименование должностей: «акушерка», «медицинская сестра», «санитарка», «фасовщица», замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно: «акушер», «медицинский брат (медбрат)», «санитар», «фасовщик».

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 24 сентября 2019 г.

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) – это группы профессий рабочих и должностей служащих государственных и муниципальных учреждений, объединенные по сферам деятельности и с учетом уровня квалификации таких работников (ст. 144 ТК РФ). Подробнее о том, что такое ПКГ должностей, расскажем в нашей консультации.

Как формируются ПКГ

ПКГ и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития (ст. 144 ТК РФ).

Группы профессий и должностей утверждаются в пределах той или иной сферы деятельности. В настоящее время, к примеру, утверждены следующие ПКГ:

Сфера деятельности работников государственных и муниципальных учреждений Приказ Минздравсоцразвития
Медицина и фармацевтика от 06.08.2007 № 526
Образование от 05.05.2008 № 216н
Сельское хозяйство от 17.07.2008 № 339н
Печатные СМИ от 18.07.2008 № 342н
Физическая культура и спорт от 27.02.2012 № 165н

Кроме того, Минздравсоцразвития утверждены и ПКГ общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития от 29.05.2008 № 247н) и общеотраслевых профессий рабочих (Приказ Минздравсоцразвития от 29.05.2008 № 248н). В этих справочниках профессиональных квалификационных групп должности и профессии приведены без привязки к определенной сфере деятельности государственного или муниципального учреждения.

Квалификационный уровень по ПКГ

Должности служащих и профессии рабочих в ПКГ, утвержденных Минздравсоцразвития, распределены по квалификационным уровням, которые отражают объем знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников.

Оклад по ПКГ: что это?

Трудовое законодательство содержит понятия базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Под ними понимаются, соответственно, минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, отнесенного к соответствующей ПКГ, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ).

Эти оклады и ставки могут быть установлены Правительством РФ (ст. 144 ТК РФ). Соответственно, ниже установленных минимальных окладов и ставок заработная плата работников, чья должность или профессия предусмотрены ПКГ, быть не может.

ИЗМЕНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОЛЖНОСТЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОПУСК К АТТЕСТАЦИИ

pdf-версия статьи

О.А. Дмитриева,
главный специалист управления кадровой политики Министерства образования Республики Беларусь

Аннотация. Статья адресована сотрудникам отделов кадров, председателям и членам аттестационных комиссий учреждений образования. Автор поясняет содержание изменений в квалификационных требованиях к должностям специалистов, занятых в образовании, и их влияние получение педагогическими работниками допуска к аттестации.

Ключевые слова:аттестация, аттестация педагогических работников, квалификационные требования.

Квалификационные требования к должностям специалистов, занятых в образовании, предусмотрены Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), занятых в образовании (вып. 28), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53.

Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее ‒ Общие положения).

В соответствии с п. 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция). Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.

Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям:

соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

наличие стажа работы (за исключением случаев, установленных Инструкцией);

усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Ранее квалификационные требования в квалификационных характеристиках должностей педагогических работников были сформулированы на основании Общегосударственных классификаторов Республики Беларусь ОКРБ 011-2001, ОКРБ 011-2009, в результате чего в ЕКСД имелись пробелы, препятствовавшие занятию должностей педагогических работников и присвоению квалификационных категорий лицам, имеющим высшее образование и квалификацию «Преподаватель», среднее специальное образование и квалификацию «Учитель» и др.

Так, например, к должности «Преподаватель» предъявлялись следующие квалификационные требования: высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».

В то же время квалификация «Преподаватель» присваивается в профилях образования: «Гуманитарные науки», «Естественные науки», «Искусство и дизайн», «Экологические науки», «Физическая культура».

К должности «Учитель» предъявлялись следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

Но квалификация «Учитель» присваивалась ранее либо присваивается также по профилям «Искусство и дизайн», «Гуманитарные науки».

Квалификационные требования, например, к должностям «Музыкальный руководитель», «Аккомпаниатор», «Концертмейстер» не коррелировали с вышеназванными классификаторами, не учитывали возможности занятия этих должностей специалистами с профессиональным музыкальным образованием. Такие же пробелы имели место и в отношении должностей «Педагог-психолог», «Педагог социальный».

Эта проблема уже освещалась на страницах журнала «Мастерство online» .

С целью расширения круга лиц, претендующих на занятие должностей педагогических работников и на присвоение квалификационных категорий, квалификационные требования к должностям педагогических работников изложены в новой редакции и утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50.

В новой редакции квалификационных требований используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности».

Согласно пункту 1 статьи 50 Кодекса Республики Беларусь об образовании, под педагогической деятельностью понимается реализация содержания образовательных программ, программ воспитания, осуществление научно-методического обеспечения образования и (или) осуществление руководства образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений.

Под образованием, соответствующим педагогической деятельности по таким должностям, как:

директор (начальник, заведующий),

директор (заведующий) филиала,

заведующий общежитием в учреждении общего среднего образования,

заведующий отделением,

заведующий ресурсным центром,

заведующий учебно-консультационным пунктом,

заведующий учебно-методическим кабинетом,

заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-мето­дической, учебно-производственной работе, производственному обучению),

заместитель директора по работе с иностранными обучающимися,

заместитель директора по режиму,

начальник управления (отдела) по воспитательной работе с молодежью,

начальник учебно-методического управления (части, отдела),

воспитатель,

методист,

педагог-организатор,

преподаватель,

учитель,

следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»;

мастер производственного обучения, старший мастер ‒ высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование», высшее инженерно-педагогическое образование либо среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение», среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»;

педагог-психолог ‒ высшее образование с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог»;

педагог социальный ‒ высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный»;

аккомпаниатор, музыкальный руководитель ‒ высшее, среднее специальное образование по специальностям (направлениям образования), связанным с музыкальным искусством.

Рассмотрим конкретные примеры.

Квалификационные требования квалификационной характеристики должности «Преподаватель» в новой редакции ЕКСД изложены следующим образом:

«Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности или высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям «Педагогика”, «Педагогика. Профессиональное образование” без предъявления требований к стажу работы».

Образованием, соответствующим квалификационным требованиям по должности «Преподаватель», теперь является:

высшее образование с присвоением одной из таких квалификаций, как «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»,

или

высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».

Квалификационные требования квалификационной характеристики должности «Мастер производственного обучения учреждения образования» в новой редакции ЕКСД изложены следующим образом:

«Высшее (среднее специальное образование), соответствующее педагогической деятельности, или …»

Образованием, соответствующим квалификационным требованиям по должности «Мастер производственного обучения учреждения образования», теперь является:

высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование»,

высшее инженерно-педагогическое образование,

среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение»,

среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»,

высшее (среднее специальное) образование … и переподготовка по специальности «Профессиональное обучение».

Таким образом, некоторые педагогические работники, которым ранее было отказано в допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории в связи с несоответствием полученного образования квалификационным требованиям, с 01.11.2017 могут претендовать на присвоение квалификационных категорий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Единый квалификационный справочник должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Вып. 28 : .

3. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) : .

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (в ред. от 01.08.2016 № 72).

5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред. от 30.06.2014 № 54) «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих».

Библиографическая ссылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *