Адаптация учителя в новом коллективе

Адаптация учителя в новом коллективе

Адаптация новичка – серьезное испытание на прочность. В первые два месяца на новом месте работоспособность человека может снизиться на 60%. И это в то время как идет испытательный срок!

«Секрет успеха в том, чтобы начать»

Марк Твен

Американские психологи, специалисты медицинского университета Вашингтона Томас Холмс и Ричард Раэ, разработали перечень стрессовых ситуаций, связанных с жизненными переменами, и предложили большому числу людей оценить их в единицах жизненных перемен. Эти единицы показывают значимость тех или иных событий. Чем выше балл, тем больший стресс оказывает событие на человека. Оказалось, что по уровню стресса адаптация в новом коллективе равна тяжелым ссорам с супругом или смерти друга. С той лишь разницей, что при устройстве на работу никто даже подумать не может, что вы нуждаетесь в поддержке и участии! Устроился на хорошее место – будь счастлив, ведь все что от тебя требуется – хорошо работать!

Но именно сейчас, когда так важно зарекомендовать себя как профессионала, в голове царит настоящий хаос.

Как тут не засомневаешься в своих способностях? Особенно, если не можешь разобраться в неписаных правилах внутренних коммуникаций или переживаешь из-за холодного приема коллег…

Сейчас из-за обилия поступающей информации ваши мозг и нервная система перенапряжены и работают на пределе возможностей. А это, в свою очередь, вызывает усталость, раздражительность, подавленное настроение. Поэтому, чтобы переутомление не привело к психосоматике или нервному срыву, вам очень важно правильно организовать рабочий процесс.

Адаптация шаг за шагом

По данным психологов, вливаться в коллектив и осознавать свою роль как сотрудника придется от 1 до 6 месяцев. За это время пройдут 3 стадии адаптации: острая, период оптимизма и вторичная адаптация. Именно третий период создаст основу для дальнейшей работы – целостное представление о том, чем живет и как взаимодействует коллектив, каковы ваши функции, где есть место творчеству, а в чем потребуются профессионализм и усилие.

Острая адаптация длится до 2 месяцев: в голове хаос, организм – в психическом и физическом напряжении. Человека в этот период беспокоит ограниченность социальных контактов, необходимость хвататься за несколько дел одновременно, а также сравнение с более успешными коллегами. Статистика показывает, что наибольшее количество принятых на работу сотрудников уходят именно в первые 2-3 месяца работы. Основные причины – несовпадение ожиданий и действительности, а также сложности адаптационного процесса.

Затем наступает фаза оптимизма, которая продолжается до 4 месяцев. Наконец-то вам удается понять – что к чему, в результате наступает долгожданное расслабление!

Эту стадию сменяет вторичная адаптация (она длится до 6 месяцев). Теперь уже отношения с коллегами строятся на дружеской ноте, а рабочим распорядком руководит творческий подход.

Задать ритм с утра

Правильное начало дня задает тон дальнейшему настроению. Сколько времени нужно, чтобы проснутся и зарядится энергией? Выделите 15-25 минут с утра для себя. Настройтесь на продуктивный и хороший день.

Мысленно скажите: «Сегодня хороший день». Повторите вдохновляющую цитату, послушайте бодрящую музыку или насладитесь завтраком без спешки.

Это пригодится! Если очень нужна поддержка, выберите предмет привязки. Что это такое? Психологи рекомендуют носить с собой любимую ручку, надеть свой лучший рабочий костюм, в котором комфортно, или, как вариант, прихватить из дома чашку для чая с веселой надписью. Принося на работу привычную вещь, мы снимаем напряжение от нового места.

To-do list – основа планирования

Вначале всегда тяжело. Пригодится креативный ежедневник. Распишите день: выделите время на встречи, общение с коллегами, отсортируйте дела по важности и срочности. Оставьте по 20 минут перерыва, чтобы перезарядиться.

Это пригодится! Удобные приложения, чтобы все успевать: wunderlist или todoist.

Хвалите себя за первые победы

Не пытайтесь выполнить все поручения идеально, отталкивайтесь от простого «хорошо». Плохого опыта не бывает, есть просто опыт, поэтому переведите неудачи в позитивные установки: «Сегодня я чувствовал/а себя неловко, зато выполнила все задания», «Я недоволен/а своим отчетом, зато в следующий раз буду знать, с чего начать».

Это пригодится! Спрашивайте себя, что сегодня на работе произошло хорошего. И непременно найдите минимум три ответа на этот вопрос.

Внешний вид

Окружающие дают нам оценку за 10 секунд и часто еще до того, как мы успеем что-то сказать. На восприятие влияют: внешний вид, выражение лица, знание рабочего этикета, самопрезентация. В сегодняшних тенденциях внешний вид становится statement – заявлением об имеющихся взглядах и убеждениях.

Это пригодится! Ознакомиться с этой идеей можно в презентации психолога Amy Cuddy для TED.

Без навязчивости!

Адаптация – это тот период времени, когда надо поделиться общедоступной информацией о себе: статус, опыт работы, взгляды, вкусы. Это поможет коллегам лучше понять вас. Коллектив – это хорошо организованный муравейник. Каждый отвечает за свой сегмент работы, но при необходимости может помочь потерявшему контроль над ситуацией коллеге, поэтому так важно установить доброжелательные отношения.

Стремиться понравиться всем не нужно. Выполняйте свою работу, но будьте вежливы и доброжелательны, наблюдайте за отношениями в коллективе, обозначьте личные и рабочие границы.

Ваша цель – успешное выполнение заданий, поставленных руководством, а сплоченная коллективная работа – бонус. Не надо бояться спрашивать, уточнять и просить помощи, но не нужно быть навязчивым и корректировать каждый свой шаг, если старшего сотрудника или более опытного коллегу не попросили стать тьютором. Кстати, уделяя внимание вам, ваши коллеги тоже остаются в выигрыше, так как работа по адаптации новичков активизирует творческий потенциал давно работающих сотрудников.

Это пригодится! Стоит уделить время и разобраться с особенностями вербальной и невербальной коммуникации, это полезно не только в моменты адаптации на новом месте работы, но и вообще в жизни. Установить контакт просто. Нужно лишь приветливо улыбнуться, поздороваться с присутствующими в офисе и подключится к коллективной беседе. Используйте вводные фразы: «Я думаю, что…», «Я бы хотел/а кое-что добавить». Если не знаете ответ на вопрос, скажите: «Я обдумаю этот вопрос и обязательно отвечу».

Уместная инициатива

Мы хотим быть нужными, как в личной жизни, так и на работе. Не бойтесь искать свои пути решения поставленных задач. Пробуйте креативно подходить к работе и говорить об этом с руководителем.

Это пригодится! Как преподнести свои идеи руководству? Попробуйте написать короткое информационное письмо о своих идеях или поделиться своим видением на встрече. Можно добровольно вызваться помогать в организации события. Еще один вариант – рассказать об успешном решении проблемы: «Я разобрался/лась с этой проблемой и хочу предложить следующее решение…»

Хорошо, если руководитель или сотрудники готовы помочь вам влиться в коллектив. Но первый человек, на которого вам стоит рассчитывать, – вы сами! Вы точно справитесь и наведете порядок в своей голове и работе. А еще помните – лучшая работа та, которая развивает!



В связи с происходящими во всех отраслях жизни страны изменениями, носящими инновационный характер, особенно остро встает вопрос о диагностике и управлении процессом адаптации сотрудников организаций. Актуальность решения данной проблемы обусловлена теми жесткими требованиями, которые предъявляются сегодня к адаптационным возможностям человека. В процессе трудовой деятельности работник регулярно сталкивается с новыми для него обстоятельствами, порой требующими овладения новыми профессиональными знаниями и навыками, выработки определенной линии поведения, изменения установок, взглядов, убеждений и др.

Особенно остро проблема повышения адаптационного потенциала стоит для тех специалистов, работа которых связана с интенсивным интеллектуальным трудом в постоянно изменяющихся обстоятельствах. К таким специалистам относятся, в том числе, и педагогические работники.

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на четыре основных вида:

– социально-психологическую адаптацию молодого педагога;

– социально-организационную адаптацию молодого педагога;

– психофизиологическую адаптацию молодого педагога;

– профессиональную адаптацию молодого педагога .

Социально-психологическая адаптация молодого педагога предполагает приобретение и закрепление интереса к работе, постепенное накопление трудового опыта, установление и последующее налаживание деловых и личных контактов с коллегами, включение в общественную деятельность, проявление заинтересованности в достижениях организации наряду с личными успехами. Основными задачами новых сотрудников является осознание своей роли в служебной иерархии, усвоение ценностей педагогической деятельности, представляющих собой важные элементы корпоративной культуры, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на эффективность трудовой деятельности работников.

Социально-организационная адаптация молодых педагогов подразумевает процесс усвоения сотрудником роли и организационного статуса рабочего места в общей организационной структуре, а также понимание и принятие особенностей организационного механизма управления организацией. Эта разновидность адаптации включает административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты.

Психофизиологическая адаптация молодого педагога представляет собой приспособление сотрудника к условиям труда, режимам труда и отдыха на рабочем месте. Данный вид адаптации напрямую зависит от состояния здоровья специалиста и воздействия внешних факторов: температуры, уровня шума, освещенности и т. д.

Понятие профессиональной адаптации ряд исследователей связывает с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. Но более целесообразно под профессиональной адаптацией педагога понимать процесс интеграции в профессию, овладения мастерством, приложения профессиональных знаний, умений и навыков к конкретным ситуациям .

Адаптация к профессиональной деятельности восходит ко времени обучения в общеобразовательном учреждении и продолжается в ходе проведения профориентационных мероприятий, направленных на оптимальный выбор профессии, соответствующей способностям и склонностям будущего работника, а также в начальный период трудовой деятельности.

Специалисты выделяют первичную и вторичную профессиональную адаптацию. Первичная адаптация предполагает первоначальное включение работника в трудовую деятельность, в то время как вторичная адаптация охватывает все последующие изменения в профессиональной биографии (переход на новую работу, изменение профиля деятельности организации и т. д.).

Во время первичной профессиональной адаптации начинающего педагога происходит совершенствование им полученных в вузе знаний, умений и навыков, педагогического мастерства, умения в процессе деятельности осуществлять оптимальный выбор методических приемов в зависимости от конкретной ситуации учебно-воспитательного процесса, предвидеть результаты педагогического воздействия коллектива и отдельной личности, приспособление к конкретным условиям организации работы.

Во время вторичной профессиональной адаптации педагога происходит оптимизация уже выработанных и закрепленных у него методов и подходов к преподаванию той или иной дисциплины в соответствии с измененными условиями (новые образовательные программы, иные принципы работы в новом педагогическом коллективе и т. д.).

Если более детально рассматривать первичную профессиональную адаптацию педагога, то она включает несколько этапов :

1 этап — время обучения студентов на старших курсах педагогических учебных заведений. На данном этапе факторами адаптации могут быть социокультурная среда учебного заведения и внешняя профессиональная среда. Если первая направлена на усвоение студентом основ профессиональной культуры, а также нормативно-ценностной базы профессии, то вторая мотивирует дальнейший интерес к конкретной сфере трудовой деятельности.

2 этап адаптации педагога происходит на первом году работы в организации. В это время происходит первичная интеграция специалиста в организационную среду. Показателями положительной адаптации на данном этапе являются принятие молодым специалистом культурных норм и ценностей организации, восприятия себя как части коллектива, принятие социальной роли, соответствующей его статусу.

3 этап профессиональной адаптации педагогического работника ассоциируется с окончанием первоначального периода адаптации (характеризуемого первичным взаимодействием личности с профессиональной средой) и формированием защитных поведенческих реакций для устранения конфликтных ситуаций, возникающих при трудовой деятельности. Временной промежуток третьего этапа соответствует второму году работы молодого специалиста в организации. На данном этапе растет профессиональное мастерство молодого специалиста, увеличивается социальный опыт взаимодействия в коллективе, идет формирование квалифицированного специалиста .

По окончанию данного этапа наблюдается стабилизация психологических функций молодого специалиста. Так, практические исследования педагогов со стажем от 1 до 2 лет свидетельствуют о том, что у молодых педагогов уже сформировано достаточное самопринятие и высокий уровень принятия других, поддерживается средний эмоциональным комфорт и средний уровень адаптации.

При вторичной адаптации с социально-психологической точки зрения педагогический сотрудник проходит следующие стадии :

  1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.
  2. Стадия приспособления или формального вступления — на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.
  3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.
  4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации.

В итоге, результатом адаптации педагога выступает не только закрепление профессиональных навыков, но и изменение норм и ценностей молодого специалиста под воздействием трудового коллектива.

Таким образом, процесс адаптации педагогических работников в профессиональной среде является многокомпонентным и многоэтапным. Как правило, наиболее важными периодами адаптации педагога как профессионала является последний курс вуза, а также первые два года работы в педагогическом коллективе. Именно в этот период формируются все адаптационные механизмы, как в аспекте профессиональной деятельности, так и в аспекте межличностных отношений.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *