Административное приостановление
Содержание
- Суть временного запрета деятельности
- Случаи применения временного запрета деятельности
- Правонарушения, за которые возможен временный запрет деятельности
- Лица, уполномоченные осуществлять временный запрет деятельности
- Протокол о временном запрете деятельности
- Передача «дела» в суд
- Фактическое выражение временного запрета деятельности
- Срок временного запрета деятельности
- Комментарии к статье 3.12 КоАП РФ, судебная практика применения
В ходе производства по делу об административном правонарушении зачастую применяются меры обеспечения этого самого производства. Применение какой-либо из мер обеспечения имеет перед собой определенные цели. Так, доставление применяется для составления протокола об административном правонарушении, административное задержание — для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и (или) исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено применение и иных мер обеспечения, среди которых особую значимость для юридических лиц имеет временный запрет деятельности, о котором и пойдет речь в настоящей статье.
Суть временного запрета деятельности
Согласно части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности:
- Филиалов, представительств,
- Структурных подразделений юридического лица,
- Производственных участков,
- А также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
- Осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Случаи применения временного запрета деятельности
Временный запрет деятельности применяется в том случае, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Т.е. временный запрет деятельности как мера обеспечения привязан к административному приостановлению деятельности как виду наказания и предшествует ему.
Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Правонарушения, за которые возможен временный запрет деятельности
Далее приводится таблица с указанием отдельных статьей КоАП РФ, предусматривающих ответственность за административные правонарушения в сфере здравоохранения, в ходе производства по которым может быть применено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (следовательно, и предшествующая ему обеспечительная мера в виде временного запрета деятельности).
Номер статьи КоАП РФ | Административное правонарушение |
---|---|
Статья 6.3 | Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий |
Статья 6.4: | Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта |
Статья 8.2: | Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами |
Часть 4 статьи 14.1: | Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) |
Часть 3 статьи 14.4.2: (приводится в редакция автора) | Продажа недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств для медицинского применения, повлекшая причинение вреда здоровью граждан либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния |
Статья 6.16:Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ (НС и ПВ) и их прекурсоров, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде | |
Часть 1 статьи 6.16: | НС и ПВ списка I и прекурсоры НС и ПВ таблицы I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
Часть 2 статьи 6.16: | Прекурсоры НС и ПВ таблицы II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
Лица, уполномоченные осуществлять временный запрет деятельности
В соответствии с частью 2 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.
Протокол о временном запрете деятельности
О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются:
- Основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении,
- Дата и место его составления,
- Должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол,
- Сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
- Объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности,
- Время фактического прекращения деятельности,
- Объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.
Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.
Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.
Передача «дела» в суд
В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.
Судья рассматривает такое дело об административном правонарушении не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Фактическое выражение временного запрета деятельности
При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс.
Временный запрет деятельности допускает также применение других мер по исполнению мероприятий, указанных в протоколе о временном запрете деятельности, необходимых для временного запрета деятельности.
Срок временного запрета деятельности
До 1 января 2011 года временный запрет деятельности назначался на срок до пяти суток. В настоящее время, как уже было указано выше, временный запрет деятельности назначается на срок до рассмотрения дела судом.
Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Также стоит обратить внимание на тот факт, что дела, предусматривающие применение меры обеспечения в виде временного запрета деятельности, суд рассматривает в кратчайшие сроки — 7 дней (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ), хотя общий (обычный, стандартный) срок рассмотрения дел судом — 2 месяца (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ).
Вместе с тем, обеспечительную меру в виде временного запрета деятельности вряд ли можно назвать распространенной: практика показывает, что по статьям КоАП РФ, предусматривающим административное приостановление деятельности в качестве административного наказания за совершенное правонарушение, должностные лица органов надзора гораздо чаще прибегают к наложению административного штрафа, выступающего в качестве альтернативы.
Административное право и процесс одна из сложнейших и наиболее масштабных отраслей права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.
Ежегодно в различные органы гражданами и юридическими лицами подается не одна тысяча заявлений о привлечении к административной ответственности лиц, виновных в нарушении административного законодательства.
Так, в прокуратуру Заводского района г.Минска в 2017 году поступило 62 жалобы на незаконные постановления органов, ведущих административный процесс, о прекращении дела об административном правонарушении. Вместе с тем, в связи с истечением сроков наложения административного взыскания, 12 жалоб граждан прокуратурой Заводского района г.Минска отставлены без рассмотрения.
Ведение административного процесса относится к компетенции различных государственных органов, существенная часть из которых, относится к компетенции органов внутренних дел.
В соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса. Заканчивается подготовка дела либо составлением протокола об административном правонарушении, либо прекращением дела об административном правонарушении, при наличии установленных законом оснований.
По основаниям, предусмотренным ст.9.6 ПИКоАП, органом, ведущим административный процесс, может быть вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Вместе с тем, лицо, подавшее соответствующее заявление, не всегда согласно с принятым решением.
Законодательством предусмотрена возможность обжалования постановления о прекращении дела вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, в суд или прокурору.
На основании ст.7.3 ПИКоАП жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления.
Постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, обжалованное в течение пятнадцати дней со дня его вынесения, в дальнейшем может быть обжаловано в пределах соответствующего срока, установленного ст.7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
В силу п.1 ч.1 ст.7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Срок привлечения к административной ответственности — это срок, по истечении которого исключается наложение административного наказания. Истечение такого срока является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Прокуратура Республики Беларусь является единой и централизованной системой органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов, в том числе при ведении административного процесса. Нередко, с целью защиты своих прав и восстановления справедливости граждане обращаются именно в прокуратуру, ссылаясь на имеющиеся у прокурора широкие полномочия.
В жалобе о несогласии с постановлением о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенным по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, необходимо отразить кому она адресована, кто является заявителем, решение какого органа либо должностного лица обжалуется, требования заявителя и его подпись. При этом следует указать обстоятельства, свидетельствующие об обоснованности требований, а также доказательства, подтверждающие их. Так, к жалобе могут прилагаться документы, позволяющие подтвердить изложенные в ней доводы.
В соответствии с требованиями ст.7.4 ПИКоАП жалоба на постановление о прекращении дела рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления, а в случае истребования дела рассматривается в пятидневный срок со дня его поступления.
При проведении проверки прокурором изучаются не только обстоятельства, о которых сообщает заявитель, но и в целом анализируется законность всех действий и решений должностных лиц органа, ведущего административный процесс.
По результатам проверки, проведенной в связи с поступившей жалобой, прокурор принимает одно из следующих решений: оставляет жалобу без удовлетворения; удовлетворяет жалобу полностью или частично; отменяет постановление о прекращении дела и направляет материалы на новую подготовку дела к рассмотрению. Кроме того, в случае выявления нарушений законодательства при ведении административного процесса прокурор вправе привлечь должностное лицо к дисциплинарной или иной установленной законом ответственности, а также принять иные меры прокурорского реагирования.
Постановление о прекращении дела отменяется прокуратурой, если указанное решение является незаконным и необоснованным, в том числе, когда необходимые обстоятельства в ходе проведения проверки при ведении административного процесса выяснены не полностью, и для решения вопроса об отсутствии либо наличии состава административного правонарушения требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий.
В 2017 году по результатам рассмотрении жалоб граждан о несогласии с постановлением о прекращении дела об административном правонарушении прокуратурой Заводского района г.Минска в отношении должностных лиц органов, ведущих административный процесс вынесено 4 постановления о возбуждении дисциплинарного производства, инициировано проведение 5 служебных проверок.
Основаниями для применения прокуратурой Заводского района г.Минска указанных мер явилось ненадлежащее исполнение должностными лицами органов, ведущих административный процесс, своих должностных обязанностей при подготовке дела об административном правонарушении, нарушение сроков подготовки дела об административном правонарушении и иные обстоятельства, повлекшие, в том числе избежание виновным лицом привлечения к административной ответственности.
Кодекс РФ об административных правонарушениях:
Статья 3.12 КоАП РФ. Административное приостановление деятельности
1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области деятельности по возврату просроченной задолженности, в области применения контрольно-кассовой техники, в области реализации входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.
2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции
Комментарии к статье 3.12 КоАП РФ, судебная практика применения
Разъяснения Пленума ВС РФ
В п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Условия назначения судом наказания в виде приостановления деятельности
Наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
Срок административного приостановления деятельности
Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (часть 2 статьи 3.12, часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (часть 3 статьи 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.
Суд обязан указать в постановлении на конкретные мероприятия, необходимые для приостановления деятельности
В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 КоАП РФ).
Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32.12 КоАП РФ и частью 2 статьи 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что часть 2 статьи 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Разъяснения Пленума ВАС РФ
В п. 18.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Суд обязан мотивировать назначение наказания в виде административного приостановления деятельности
В силу абзаца второго части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Исходя из этого суд, рассматривая дело об административном правонарушении, за совершение которого соответствующей статьей (частью статьи) КоАП РФ установлена в качестве альтернативы санкция в виде административного приостановления деятельности, должен учитывать следующее.
Если суд придет к выводу о необходимости привлечь лицо к административной ответственности за административное правонарушение с назначением ему наказания в виде административного приостановления деятельности, он в мотивировочной части решения должен указать мотивы, по которым считает, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Суд вышестоящей инстанции не вправе изменить решение, назначив лицу наказание в виде административного приостановления деятельности
..Исходя из положений абзаца второго части 1 статьи 3.12 и пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд апелляционной или кассационной инстанции, рассматривая жалобу на решение суда первой инстанции, которым лицо привлечено к административной ответственности с назначением ему иного наказания, нежели административное приостановление деятельности, не вправе изменить решение, назначив лицу наказание в виде административного приостановления деятельности.
Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 года, утвержденном Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009 года содержатся следующие разъяснения:
Административному приостановлению подлежит деятельность по эксплуатации конкретных зданий, сооружений и агрегатов, а не вся деятельность лица
«Вопрос 9. Если угроза причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям исходит от принадлежащих индивидуальному предпринимателю либо юридическому лицу зданий, сооружений, агрегатов вследствие нарушения правил их эксплуатации, что подлежит административному приостановлению — вся предпринимательская деятельность индивидуального предпринимателя (юридического лица) либо его деятельность по эксплуатации конкретных зданий, сооружений и агрегатов?
Ответ. …Согласно ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности судья должен решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих, в частности, в запрете эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений.
Таким образом, если угроза причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям исходит от принадлежащих индивидуальному предпринимателю либо юридическому лицу зданий, сооружений, агрегатов вследствие нарушения правил их эксплуатации, административному приостановлению подлежит деятельность по эксплуатации конкретных зданий, сооружений и агрегатов». («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года», утвержден Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, извлечение).
Если в протоколе об административном правонарушении не указано, какие случаи создают угрозу причинения вреда, судья вправе возвратить протокол должностному лицу, который его составил
«Вопрос 8. Если санкция статьи предусматривает возможность назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, но в протоколе об административном правонарушении не указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, то вправе ли судья возвратить протокол об административном правонарушении?
Ответ. …В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Вместе с тем несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Кроме того, необходимо учитывать, что по характеру правоограничительного воздействия на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной. Так, ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ устанавливает, что административное приостановление деятельности может быть назначено судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Вместе с тем закрепленный в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ перечень случаев, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, при наступлении которых может быть применено административное приостановление деятельности, является закрытым.
Соответственно, прежде чем назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья должен исследовать все обстоятельства дела, позволяющие оценить необходимость назначения такого наказания в качестве основного. Установление указанных обстоятельств требует тщательного анализа протокола об административном правонарушении, а также различных документов, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
Таким образом, поскольку сведения о возможности наступления перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, являются значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается.
Если в протоколе об административном правонарушении не указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, и не указано, чем это подтверждается, судья вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года», утвержден Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, извлечение)
1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области деятельности по возврату просроченной задолженности, в области применения контрольно-кассовой техники, в области реализации входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Административное приостановление деятельности
Кодекс РФ об административных правонарушениях в качестве одного из видов административных наказаний предусматривает административное приостановление деятельности. Исполнение постановлений о приостановлении деятельности возложено на службу судебных приставов.
Под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а так же эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг. Такой вид наказания применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей , возникновения эпидемии, примечания существенного вреда состоянию или окружающей среды и др. Срок, на который устанавливается административное приостановление деятельности, не может превышать 90 суток.
Законодательством предусмотрено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП и если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Так например: Статья 19.5. КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. П. 14. «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»». В случае совершения правонарушения, по которому может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в обеспечение производства по делу к виновному лицу может быть применен временный запрет деятельности.
Порядок исполнения
В соответствии со ст. 32.12 КоАП постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. В этом случае исполнение постановления производится немедленно и, следовательно, сроком исполнения является дата возбуждения исполнительного производства. А так же, с учетом п. 2 ст.32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывает помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей. Также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. А в статье 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, или воспрепятствование их исполнению. Постановление о приостановлении деятельности предприятий устанавливают срок их действия (до 90 дней). Окончание исполнительного производства производится после истечения срока. До этого момента судебный пристав исполнитель осуществляет контроль соблюдения должником установленных ограничений
Досрочное прекращение
Вопрос о прекращении административного приостановления деятельности рассматривается судом в пятидневный срок со дня поступления ходатайства должника. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение об устранении или не устранении должником обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.
Добросовестный должник, конечно, будет стремиться к тому что, чтобы устранить обстоятельства, вызвавшие приостановление деятельности. К этому его стимулирует и возможность досрочного прекращения приостановления деятельности. Однако если судебный пристав-исполнитель в ходе исполнения применяет опечатывание, то такой метод может создавать препятствия должнику для устранения указанных обстоятельств.
Невозможность исполнения
При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут привлечь необратимые последствие для производственного последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. В этой ситуации судебный пристав-исполнитель может придти к выводу о невозможности исполнения постановления суда. В этом случае, обязывающий должник должен совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в суд или другой орган, его выдавший.
Административное приостановление деятельности действует только на срок до 90 дней, после истечения срока вне зависимости от того устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления или нет, наказание действовать перестает.