Аис легализация роструд

Аис легализация роструд

Государственная инспекция труда Удмуртии, обеспокоенная здоровьем жителей республики с наступлением жары, решила напомнить работодателям о существующих нормах СанПиН.

Фото: Константин ИВШИН

Государственная инспекция по труду Удмуртии, обеспокоенная здоровьем жителей республики с наступлением жары, решила напомнить работодателям о существующих нормах СанПиН. Там четко прописано, какая температура для разных категорий работников должна быть в офисе, в кабинете — в общем, на рабочем месте.

Если термометр поднимается до отметки 30 — в офисе находиться больше 5 часов нельзя. В таком случае работодатель должен принять какие-то меры, облегчающие труд сотрудников. Либо давать по 15 минут на каждый час работы, либо сократить рабочий день до 5 часов, либо снизить градусы.

Кстати, тем, у кого работа связана с постоянной ходьбой и другими физическими нагрузками, при температуре 30 градусов больше 3 часов работать не положено. А кузнецам и прочим так вообще — больше 2,5 часа.

Если температура на рабочем месте выше 30 градусов, то трудиться позволено только в офисах и кабинетах. И то не больше 2-3 часов в день.

— Работодатель обязан создать комиссию, измерить температуру на рабочих местах и решить, что делать. Если этого не будет сделано, его могут оштрафовать, — поясняют в Госкомитете по труду УР.

Для Гострудинспекции предположение, что присутствует угроза причинения вреда жизни, является основанием для внеплановой проверки. Штрафы не очень велики, но малоприятны: на должностное лицо — от 1 до 5 тысяч рублей, на юридическое лицо — от 30 до 50 тысяч. К несознательному работодателю — юридическому лицу — может быть применено и такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (это возможно по решению суда).

Конечно, штрафы дешевле кондиционеров. Но защитники трудящихся предлагают все же улучшить условия для работников — иначе не ждите от них результативности.

Кому сколько положено трудиться в жару

Температура воздуха на рабочем месте, °C

Время пребывания, не более, при категориях работ, час

Iа – Iб*

IIа – IIб**

III***

32,5

32,0

31,5

2,5

31,0

30,5

2,5

30,0

29,5

5,5

2,5

29,0

28,5

5,5

28,0

27,5

5,5

27,0

26,5

26,0

* К категории Iа относятся офисные работники; ряд профессий на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере управления и т. д. Все, у кого сидячая работа.

К категории Iб – работники, которым иногда приходится побегать: это журналисты, контролеры, мастера на производстве и т. д.

** К категории IIа – те, кому приходится часто ходить, таскать груз весом до 10 кг. В частности, ряд профессий в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, на прядильноткацком производстве и т. п.

К категории IIб – те, кому приходится таскать груз потяжелее 10 кг. Это почтальоны, различные рабочие специальности в промышленности.

*** К категории III относится ряд профессий в кузнечных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опок машиностроительных и металлургических предприятий и т. п. Это те, кому приходится таскать на себе груз выше 10 кг.

Как Роструд внедряет цифровые технологии в трудовые отношения

Олег Украинский, начальник Управления проектной деятельности Роструда

В повседневной жизни мы все чаще используем электронные технологии: обращаемся за получением государственных услуг в электронной форме, оплачиваем счета через онлайн-сервисы, оформляем электронные билеты. Все это существенно упрощает нашу жизнь, позволяет экономить время, получать больше информации, принимать обоснованные решения.

Неудивительно, что и работодатели с помощью цифровых технологий многие кадровые документы перевели в электронный формат. Безусловно, действующее законодательство накладывает ограничения на развитие этого процесса. Тем не менее тема перехода на электронный кадровый документооборот очень востребована среди организаций. Ведь оптимизация и перевод кадровых документов в электронную форму позволит существенно сократить издержки на их пересылку и повысить качество оперативного управления. Все эти процессы влияют на рост производительности труда.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

Узнать подробности

Большинство работников также отмечают преимущества электронного делопроизводства. Если компания применяет электронный кадровый документооборот, то им не нужно каждый раз обращаться в отдел кадров, чтобы узнать, сколько дней отпуска у них осталось, не нужно писать служебные записки, делать запросы в архив, тратить время на согласование своих заявлений. Работники получают доступ ко всем своим данным в интерактивном режиме в любое время.

Проверки с помощью технологии дистанционного электронного надзора

Очевидно, что продвинутые компании, которые внедряют электронное кадровое делопроизводство, заинтересованы и в том, чтобы взаимодействовать в электронном формате с контролирующими органами. Это позволит им существенно сократить затраты на подготовку и направление документов по запросам органов государственного контроля.

Недавно Роструд завершил электронную проверку кадровых документов ПАО «Сбербанк» и НАО «Юлмарт». Но, с учетом действующего законодательства, это была не проверка в традиционном понимании, а скорее электронный аудит кадровых документов по запросу работодателей с письменным согласием работников на передачу данных третьей стороне.

Справка

Что сделали в рамках пилотной электронной проверки

  • Провели аудит основных кадровых документов с применением электронных проверочных листов
  • Оценили 23 наименования кадровых документов, которые заверены электронной цифровой подписью
  • Использовали Системы защищенного обмена электронными документами между ГИТ и инспекторами по телекоммуникационным каналам связи

Оценку кадровых документов инспектор проводил с помощью Автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью, которую Роструд разработал и ввел в промышленную эксплуатацию в конце 2017 года.

Читайте по теме в электронном журнале

Результаты пилотного проекта электронных проверок кадровых документов

Это был эксперимент – пилотный проект, по результатам которого мы выяснили, что с учетом реалий сегодняшнего дня мы готовы предложить технологию электронного взаимодействия с работодателями при проведении контрольной проверки кадровых документов – «технологию дистанционного электронного надзора», то есть у нас есть для этого все необходимые инструменты, которые мы успешно апробировали.

Вместе с тем приоритетными задачами для нас являются:

  • трансформация традиционных плановых проверок в системный мониторинг соблюдения трудового законодательства;
  • формирование принципиально нового типа инспектора – консультанта, содействующего хозяйствующим субъектам в устранении нарушений.

При этом следует отметить, что необходим комплексный подход к внедрению электронных технологий в контрольно-надзорную деятельность. Она не ограничена проведением проверок. Большое значение имеет профилактика нарушений, наблюдение, анализ, прогнозирование состояния исполнения обязательных требований, пресечение и устранение нарушений.

Инструменты для эффективности контрольно-надзорной деятельности

Автоматизация невозможна без оптимизации. Перед тем как внедрять электронные технологии, нужно провести комплексную работу по совершенствованию процедур, методов, принципов контрольно-надзорной деятельности (далее – КНД).

Инструменты для обеспечения эффективности осуществления КНД в электронной форме:

  1. Внедрение риск-ориентированной модели КНД.
  2. Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований в сфере труда.
  3. Создание и развитие системы интерактивных сервисов для работников и работодателей «онлайнинспекция.рф».
  4. Создание и развитие автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений (далее – АСУ КНД).
  5. Оптимизация технологических процессов КНД и автоматизация их в программе АСУ КНД.

Программа для автоматизации работы инспекторов

С декабря 2017 года государственные инспекторы труда работают в АСУ КНД. В программе есть все сценарии контрольно-надзорной деятельности, а также необходимые электронные формы документов, проверочные листы, с помощью которых

проводят проверку.

В результате АСУ КНД обеспечивает инспектору информационно-аналитическую поддержку при проведении государственного контроля.

Кроме этого, она позволяет:

  • сформировать в электронной форме документы, необходимые для организации и проведения проверки, а также документы о результатах проверки;
  • проводить проверки в 10 раз быстрее;
  • проводить проверку с использованием электронных проверочных листов и др.

С учетом созданных инструментов, Роструд к декабрю 2017 года был полностью готов к реализации пилотного проекта по организации и проведению электронной контрольной проверки кадровых документов.

В результате этого пилотного проекта мы разработали и апробировали технологию электронной проверки, а также технологию защищенного, юридически значимого обмена электронными документами по телекоммуникационным каналам связи с помощью Системы защищенного обмена.

Кроме того, мы разработали технологическую схему электронной проверки. В ней определен порядок подключения участников к системе обмена электронными документами, описаны процедуры электронной проверки с помощью электронных проверочных листов и ее результаты. Электронные документы в ходе проверки подписывали усиленной квалифицированной электронной подписью. Такая подпись подтверждает авторство, целостность, подлинность и юридическую значимость документов.

Ограничения, которые мешают использовать на полную цифровые технологии. Несмотря на то что технически Роструд готов осуществлять электронное взаимодействие с работодателями при проверках, есть ряд ограничений, которые не позволяют это сделать.

Законодательство. В настоящее время Трудовой кодекс предусматривает возможность использовать электронную подпись только для трудовых отношений с дистанционными работниками.

Электронные формы документов. Большинство документов, которые мы получили в ходе электронного взаимодействия, представляет собой скан-копии. Необходимо разработать унифицированные электронные формы документов кадрового учета.

Масштабность системы обмена электронными документами. Она выполняет функции транспортировки, обмена информацией, но для возможности просмотра большого объема данных в режиме регулярного мониторинга необходимо развивать также и принципиально новые функциональные возможности.

Приоритеты Роструда

После оценки результатов пилотного проекта, мы определили приоритетные направления работы по дальнейшему развитию электронного взаимодействия между ГИТ и работодателем при контрольных проверках.

Анализ, систематизация, оптимизация кадровых документов, отказ от избыточных документов (сведений).

Мы должны исходить из того, что не столько важны документы, сколько сведения, которые в них содержатся. Мы должны стремиться к упрощению документооборота, устранить избыточные или дублирующиеся сведения. По результатам этой работы могут появиться новые формы кадровых документов, которые будет легче перевести в электронный формат. Или, напротив, мы придем к выводу, что отдельные кадровые документы обязательно вести на бумажных носителях, специальных бланках и подписывать «живой» подписью. Перечень таких документов должен быть исчерпывающим и утвержден правовым актом.

Легализация электронного кадрового документооборота, внесение поправок в законодательство. Стороны трудовых отношений должны быть уверены, что они законно ведут кадровый учет в электронном виде и заверяют документы электронной цифровой подписью. Для этого необходимо закрепить право работодателя вести кадровые документы в электронной форме с соблюдением определенных условий. Например, право использовать электронную цифровую подпись утвердить локальным правовым актом и обязательно ознакомить с ним работников. Кроме того, выполнять требования информационной безопасности, обеспечивать целостность электронных документов и их юридическую значимость. Перечень кадровых документов, которые невозможно вести исключительно в электронной форме, целесообразно утвердить отдельным правовым актом.

Создание личного кабинета работодателя в Системе обмена электронными документами. Роструд планирует снизить затраты работодателя на организацию электронного взаимодействия с ГИТ. Для этого нужно перейти от «пересылки конкретных документов» к возможности «регулярного мониторинга большого объема данных в интерактивном режиме». Работодатель будет систематически «подгружать» электронные документы, связанные с работой, в АСУ КНД, через свой личный кабинет. В результате с применением риск-ориентированного подхода и инструментов самоконтроля традиционные плановые проверки станут регулярным мониторингом нарушений.

Намеченные Рострудом направления работы позволят и в дальнейшем модернизировать контрольно-надзорную деятельность, сделать ее более эффективной и одновременно более понятной, прозрачной для работодателей. Она будет отвечать современным тенденциям и запросам общества. Уровень применяемых инструментов и технологий в контрольно-надзорной деятельности должен соответствовать высокому уровню технологического развития, как это и предусмотрено программой «цифровой экономики».

Государственная инспекция труда в Ульяновской области

Федеральная служба по труду и занятости ведет активную работу по координации деятельности субъектов Российской Федерации, направленной на легализацию трудовых отношений. В данных целях Роструд заключил соглашения о взаимодействии с большинством высших органов исполнительной власти российских регионов.

«Сейчас нами проводится серия межрегиональных совещаний, в ходе которых рассматривается проблематика выявления и легализации неформальных трудовых отношений, безусловно, мы также изучаем и обсуждаем международный опыт», – сказал заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков 26 мая в Ставрополе во время встречи с трудовым коллективом подразделения «Новоалександровский стеклотарный завод» ООО «Гелиос».

Отвечая на вопросы некоторых журналистов, Михаил Иванков уточнил, что Рострудом рассматриваются самые различные практики легализации трудовых отношений, но проблема введения так называемого «налога за тунеядство» ведомством никогда не поднималась.

На сегодняшний день в России уже действуют такие средства легализации трудовых отношений как мониторинг предприятий, на которых размер заработной платы ниже среднего по отрасли, активно внедряются механизмы межведомственного взаимодействия. Регионы предлагают создавать общественные организации, которые будут обеспечивать общественный контроль за легализацией труда работников торговых точек, малых предприятий и др.

На основании текущего мониторинга деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по снижению неформальной занятости в настоящее время Роструд констатирует, что в значительном количестве субъектов Российской Федерации уровень проводимой работы по легализации трудовых отношений не достаточно высок. Тем не менее, в текущем году уже выявлено более 330 тысяч человек, находящихся в неформальных трудовых отношениях, с 80% из них уже заключены официальные трудовые договоры. При этом за последний месяц выявлено и устранено столько же случаев неформальной занятости, сколько было легализовано за предыдущие 3 месяца. Это дает основание считать, что большинство субъектов РФ закончили период формирования административных механизмов и включились в планомерную борьбу с неформальной занятостью.

Встреча с представителями «Новоалександровского стеклотарного завода» была организована в связи с тем, что сотрудники предприятия были вынуждены организовать митинг из-за приостановления деятельности организации, вызванного отключением подачи газа за долги. Роструд продолжит контролировать соблюдение трудовых прав работников завода, оказавшихся в вынужденном простое, а также совместно с региональными органами власти будет оказывать содействие работодателю и его сотрудникам в целях сохранения действующего предприятия и коллектива.

Пресс-служба

Государственной инспекции труда

в Ульяновской области.

Как ГИТ будет проводить проверки в 2018 году

– Это новая информационная система, которая независимо от инспектора труда сможет осуществлять процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживать сроки их реализации, блокировать возможность неправомерных действий инспектора и способствовать защите трудовых прав граждан. Мы рассчитываем на то, что она позволит сократить нагрузку на работодателей с низким уровнем возникновения нарушений, повысит эффективность и прозрачность работы наших территориальных органов и снизит коррупционные риски. В ходе проверки ни инспектор, ни работодатель не смогут проигнорировать нормативные требования.

Получается, что инспектор труда должен заносить данные о проверке в автоматизированную систему. Расскажите, а каким образом она сможет предотвратить неправомерные действия инспектора труда?

– В качестве примера можно привести вынесение наказаний и величину штрафов. Мы вывели среднестатистические данные на основе правоприменительной практики инспекторов, которые потом занесем в автоматизированную систему. Если инспектор труда отклонится от установленных параметров, система оповестит об этом руководство, которое в свою очередь будет оценивать правомерность его действий. Таким образом, все действия инспектора будут контролировать автоматически. Это не позволит ему по собственному усмотрению либо по незнанию не выполнить необходимые процедуры и нарушить их сроки.

Когда планируют внедрить автоматизированную систему в работу ГИТ?

– Первые пять инспекций мы подключили к системе в сентябре. С 1 ноября 2017 года в ней будут работать все территориальные органы Роструда.

С 2018 года инспекторы при проверках будут применять проверочные листы. Каким требованиям при составлении контрольных вопросов уделили особое внимание?

– Проверочные листы включают в себя те вопросы, которые непосредственно влияют на права работников, например, трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др. Особое внимание при разработке чек-листов уделили требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным или тяжелым. В настоящее время мы разработали и разместили на сайте Роструда 107 проверочных листов. Всего их будет 154. С 1 января 2018 года ГИТ начнет применять чек-листы при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. При внеплановых проверках чек-листы применять не будут.

Правильно ли я понимаю, что если инспектор будет заносить результаты проверки по чек-листам в АСУ КНД, то их планируют включить в эту систему?

– Да, мы планируем это сделать уже в январе 2018 года. Благодаря этому будет автоматически формироваться акт проведения проверки и документы для устранения нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.

Поскольку система автоматически контролирует проверку, можно ли говорить о том, что в скором времени работодателей будут проверять дистанционно?

– Мы работаем над этой идеей. Уже в 2018 году планируем объединить систему «Онлайнинспекция.рф» и АСУ КНД, создать личные кабинеты работодателей. Это позволит Роструду организовать полный автоматизированный цикл проверки, в том числе дистанционной.

В настоящее время Роструд совместно со Сбербанком реализует пилотный проект по переходу на электронный кадровый документооборот. Он поможет внедрить технологию дистанционных проверок, что позволит снизить трудозатраты инспектора и проверяющих лиц.

Если объединят две системы, смогут ли в дальнейшем учитывать результаты самопроверок, которые работодатели проходят на сервисе «Электронный инспектор», например, понижать категорию риска компании, применять поощрения в виде сокращения частоты проверок?

– Сейчас закон не предусматривает возможность использования результатов самопроверок. Однако Минтруд России подготовил законопроект о введении в Трудовой кодекс процедуры внутреннего контроля работодателями соблюдения трудового законодательства. После того как организация ответит на вопросы проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор», она сможет отправить результаты самооценки в АСУ КНД. Роструд будет их использовать при определении категории риска или ее перерасчете.

Когда внесут изменения в Трудовой кодекс, Минтруд России совместно с Рострудом подготовит соответствующие изменения в положение о надзоре в сфере труда, которые позволят по результатам самоконтроля определить категорию риска работодателя. Предполагаем, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.

Сейчас запустили пилотный проект этой системы в 65 субъектах РФ. В ней примут участие 223 предприятия различных отраслей и форм собственности. В числе участников – организации, которые входят в структуры Роснефти, Лукойла, Газпрома, Ростелекома, СУЭК, Русгидро и др.

Примечательно, что наибольшую заинтересованность в проведении пилотного проекта проявили крупные организации с численностью свыше 250 работников, то есть 62 процента от всех участников.

Реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением № 1 к настоящему приказу.
Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *