Акциз

Акциз

Перечень уплачиваемых в бюджет налогов и сборов обычно определяются системой налогообложения или тем или иным спецрежимом, который выбрала конкретная компания. Но существует ряд товаров, относящихся продукции массового потребления и считающихся высокорентабельными, сам факт продажи которых приводит к необходимости уплачивать дополнительный налог. Акцизный сбор – это, в данном случае платеж, связанный с конкретным видом товара.

Акцизный сбор – это прямой или косвенный налог?

Акциз представляет собой надбавку к цене реализуемого товара. Это повышает цену продукции, и в конечном счете оплачивает ее покупатель. Подобная схема означает, что акциз относится к косвенным налогам. Принцип расчетов по нему в чем-то схож с правилами, действующими в отношении НДС.

Подакцизные товары

Формально объектом налогообложения акцизами являются операции с определенной группой товаров, которые, как уже было сказано, являются массовыми. Перечень таких товаров утвержден в статье 181 Налогового кодекса. Это прежде всего этиловый спирт и спиртосодержащая продукция, в частности парфюмерия и косметика в емкостях не более 100 миллилитров, алкоголь и табак, а также бензин, дизель, моторные масла. Подакцизными являются также легковые автомобили, мотоциклы и электронные сигареты.

Соответственно плательщиками акцизов становятся компании и предприниматели, которые совершают операции, облагаемые акцизами, то есть реализуют вышеуказанные подакцизные товары собственного производства (п. 1 ст. 182 НК РФ). Такой налогоплательщик обязан включить акциз в цену товара, исходя из их утвержденных ставок.

Акцизные ставки

Ставки акцизов утверждены в статье 193 Налогового кодекса. Они определяются отдельно по каждому виду товара. Причем такие ставки могут быть различными по своей сути: твердыми, то есть устанавливаемыми, как определенная сумма, применяемая к единице измерения (например, 6800 рублей за 1 тонну дизельного топлива), адвалорная, то есть выраженная в процентах, или же комбинированная.

Впрочем, надо сказать, что хоть определяемый в процентах от стоимости акциз вполне допустим российским законодательством, по факту таких акцизов в Кодексе нет. Большинство подакцизных товаров облагаются по твердым ставкам, и лишь некоторые виды табачной продукции подлежат обложению по комбинированным ставкам.

Расчет акцизов и отчетность

Реализация подакцизных товаров разных категорий прежде всего означает необходимость ведения раздельного учета. Акцизы по разным ставкам должны и определяться отдельно.

Рассчитываться с бюджетом плательщикам данного налога необходимо ежемесячно. Именно такой налоговый период по акцизам установлен статьей 192 Налогового кодекса. Во внимание принимаются те операции по реализации подакцизных товаров, дата по которым пришлась на этот расчетный период.

Налоговая декларация по акцизам также подается по итогам месяца.

Акцизы: ключевые особенности и характеристики налогообложения

А вот единой формы этого отчета нет. Все подакцизные товары объединены в три группы, для каждой из которых разработан свой бланк. Так, приказом ФНС России № ММВ-7-3/1 от 12 января 2016 года утверждены две формы декларации: для алкогольной продукции и общий бланк для различного топлива и подакцизных транспортных средств. Продавцы табачной продукции отчитываются по форме согласно приказу Минфина от 14 ноября 2006 года № 146н.

Отдельная декларация по косвенным налогам, а именно по НДС и акцизам, утверждена приказом Минфина от 7 июля 2010 № 69ндля случаев импорта товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов таможенного союза.

Срок подачи отчета и уплаты акциза совпадает. В обычных случаях рассчитаться с бюджетом и подать декларацию, когда закончился налоговый период по акцизам нужно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Исключение – плательщики акцизов, совершающие операции с прямогонным бензином или денатурированным этиловым спиртом. Для них конечной датой будет 25 числа третьего месяца по окончании расчетного периода. Для некоторых же специфических ситуаций, описанных в частности в пунктах 30-31 статьи 182 Налогового кодекса, дата подачи отчета и уплата самого акциза утверждена, как 25 число шестого месяца, следующего за отчетным.

Современный предприниматель

Примеры употребления слова акцизный в литературе.

Мы должны вступить в дом акцизного чиновника Бизюкина, куда сегодня прибыли давно жданные в город петербургские гости: старый университетский товарищ акцизника князь Борноволоков, ныне довольно видный петербургский чиновник, разъезжающий с целию что-то ревизовать и что-то вводить, и его секретарь Термосесов, также некогда знакомец и одномысленник Бизюкина.

И тебе было известно, что я — самый обыкновенный средний человек, акцизный чиновник.

Его временно замещает скучнейший акцизный чиновник, скрывающийся от мобилизации, Самлыков Геннадий Алексеевич, прозванный нами Гнедой Алексев.

Звягин Александр Иванович — акцизный чиновник, ялтинский знакомый Чехова — 189, 191, 193, 199, 722.

Звягин Александр Иванович, акцизный чиновник, ялтинский знакомый Чехова — 260, 261, 263, 269, 657.

Ахилле предстал сам либеральный акцизный чиновник Бизюкин и показал ему голый череп скелета.

Либеральный акцизный чиновник Бизюкин, высокий, очень недурной собой человек, с незначащею, но не злою физиономиею, только что возвратился из уезда.

Эта служба хороша для него была тем, что протекала в тишине акцизного управления, где он имел дело не столько с людьми, сколько с бумагами.

Он пошел в конюшню и сам задал двойную порцию овса паре своих маленьких бурых лошадок и тихо шел через двор в комнаты, как вдруг неожиданно увидал входившего в калитку рассыльного солдата акцизного Бизюкина.

Значительно хуже, что, получив должность акцизного чиновника, кантонист стал притеснять евреев.

В ярости Болингброк грозил повесить акцизного чиновника, проявившего избыток усердия.

И Туберозов уехал, а дьякон отправился к отцу Захарии, чтоб упросить его немедленно же под каким-нибудь предлогом сходить к акцизному и узнать: из какого звания происходит Термосесов?

Через два года он стал зарабатывать уже больше, чем когда был акцизным чиновником в Полтаве.

Он вообще начал чувствовать себя веселее, когда снял свою акцизную чиновничью фуражку с кокардой и заменил ее обыкновенной шляпой.

Бернс назначен в акцизное отделение дамфризского порта на 70 фунтов в год, с перспективой дополнительного дохода в 15 фунтов.

Что такое акцизный налог?

Московский Городской Юридический Институт

Факультет: Финансы и кредит

Специальность: Финансы и кредит

Реферат

по дисциплине:

"Федеральные налоги и сборы"

Тема:"Акцизы"

студент

группа

преподаватель

Москва

ВВЕДЕНИе…………………………………………………………………………………………… 3

1. Понятие об акцизах, субъект и объект налогообложения……………….. 5

2. Операции, не подлежащие налогообложению…………………………………. 7

3. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров…………………………………………………………………………… 10

4. Налоговые ставки………………………………………………………………………… 12

5. Пример исчисления акциза при экспорте водочной продукции……… 16

заключение…………………………………………………………………………………… 18

ЛИТЕРАТУРа…………………………………………………………………………………….. 20

ВВедение

Одной из важнейших особенностей налоговой системы освободившихся стран Азии и Африки является преобладание косвенных налогов, которые получатель уплачивает в виде повышенной цены товара. Косвенным налогами облагаются зрелищные, транспортные услуги, сфера бытового обслуживания.

Акцизный сбор

К косвенным налогам относятся акцизы, фискальные монополии и таможенные пошлины. Они составляют значительный удельный вес в доходах бюджета. Косвенное обложение в некоторых странах достигает 60-70% всех налоговых поступлений. Рекорд принадлежит Индии, где косвенные налоги дают 83% прироста общей суммы доходов.

Косвенные налоги поступают в бюджет также в виде импортных и экспортных пошлин, твердого налога на импорт, налогов на потребительские товары национального производства. В то же время в некоторых странах Латинской Америки как положительный фактор отмечается, что в косвенном налогообложении возрастает роль акцизов. Так, в Аргентине, Бразилии и Мексике они в среднем составляют 25% всех налоговых поступлений.

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В СССР и других социалистических странах отсутствует ».

В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

1. Понятие об акцизах, субъект и объект налогообложения

Акцизами называются косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары. Это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;

2) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Для целей настоящей главы оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

Получением нефтепродуктов признаются:

приобретение нефтепродуктов в собственность;

оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);

оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;

5) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков – производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций.

2. Операции, не подлежащие налогообложению

(освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке.

Денатурированным этиловым спиртом признается этиловый спирт, содержащий денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования указанного спирта для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленный в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедший государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенный в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья, или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.

Этиловый спирт признается денатурированным (освобождается от налогообложения) только при условии, если его денатурация производится на основе этилового спирта в рамках единого технологического процесса на производственных мощностях одной организации (без передачи в ходе этого технологического процесса от одного структурного подразделения организации другому ее структурному подразделению, если организация имеет такие структурные подразделения);

3) реализация организациями денатурированной спиртосодержащей продукции в установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке.

Спиртосодержащей денатурированной продукцией признается спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленная в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенная в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

Акциз — налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

1.   По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.

2.     По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.     По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;

4.     По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;

5.     По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;

6.     По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения.

Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили. Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений .

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом

Наименование продукции Условия освобождения от налогообложения
спиртосодержащие средства медицинского назначения Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.
парфюмерно-косметическая продукция,
  • 1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;
  •  разлитая в емкости до 100 мл;
  •  наличие пульверизатора.
  • 2. разлитая в емкости не более 100 мл.;
    •  с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.
    • отходы
      •  подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
      •  образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
      •  соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

      Плательщики акциза

      Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

      Поскольку ст.179 Налогового кодекса устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

      При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

      Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого товарищества. Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность.

      При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

      Список литературы:

      1.     

      Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. //Библиотечка "Российской газеты" — N 17. — 2000г.

      2.     

      Федеральный Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". "Российский налоговый курьер", 2003, N 23

      3.     

      Федеральный Закон от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "ОБ АКЦИЗАХ" (с изменениями от 10 января 1997 г., 14 февраля, 23 июля, 29 декабря, 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г.)

      Морозова А.В.

      Некоторые вопросы расчета акцизов как элемента цены

      Эффективность обменных операций, как свидетельствует практика, в большой степени зависит от конкретных правил расчета цены, в том числе от методики определения элементов, формирующих ценовую структуру. В этой связи представляется актуальным остановиться на проблемах, связанных с введением новых ставок акцизов.

      1 января 2007 г. были введены уточненные специфические и комбинированные ставки акцизов, заменившие адвалорные. Прежние адвалорные ставки акцизов рассчитывались в процентах от цены изготовителя, т.е. от суммы себестоимости и прибыли на единицу продукции. Этот метод расчета вызывал нарекания, так как уровень и динамика акцизов зависели от динамики цен изготовителей. Последние в целях повышения конкурентоспособности часто занижали свои цены, и бюджет недополучал доход.

      Определенным плюсом указанной методики могло бы быть уменьшение конечной цены, вызванное таким занижением. Но, как показала практика, изготовитель только увеличивал прибыль по принципу разделения ее с посредниками, что, безусловно, вело к росту и розничных цен. Этот рост усиливался, так как на цену с акцизом в процентах начислялся еще один косвенный налог — НДС (до 2004 г. и налог с продаж). В принципе привязка налога к цене всегда ведет к большим колебаниям всех последующих показателей, потому как исходная расчетная база — цена — зависит от политики предприятия. При адвалорных ставках акцизов необходимо было постоянно следить за правильностью расчета цены, от которой должен был браться акциз. Но поскольку статистические органы подобную информацию практически не дают, проверка цен всегда представляла собой сложную методическую работу.

      Введение новых, специфических ставок акцизов призвано было "оторвать" расчет акцизов от цен. Специфические ставки определяются в рублях и взимаются с натуральной единицы товара. Такая методика не только нейтрализует негативное действие ценового фактора, но и, как показала практика, существенно упрощает саму процедуру расчета.

      Специфические ставки акцизов обеспечивают большую стабильность динамики акциза, так как с динамикой цен он при новой методике не связан. Это является определенным положительным моментом с точки зрения и макроэкономики: стабильность доходных показателей способствует большей четкости разработки бюджетов.

      Менее ясны цели введения комбинированных ставок акцизов. Комбинированные ставки представляют собой двустрочную запись. Например, ставка на 1000 шт. сигарет с фильтром устанавливается в размере 100 руб. + 5% (первая строка), но не менее 115 руб. за 1000 шт. данного изделия (вторая строка). Расчет ведется по обеим строкам. В структуру цены включается тот показатель акциза, который из двух рассчитанных окажется выше.

      Очевидно, что принцип "наибольшего" отвечает требованиям фискальной политики, имеющей полное право на существование. Но с точки зрения анализа конкретной новой методики напрашивается вывод: от чего хотели оторваться (по крайней мере, так провозглашалось), к тому и вернулись.

      Рассмотрим подробнее методику комбинированных ставок. Все элементы ставки (в приведенном примере: 100 руб. + 5%, но не менее 115 руб.) определяются Минфином России с учетом индекса инфляции в среднем по промышленности. Сами по себе специфические ставки росту цен не способствуют, так как определены в абсолютном выражении на натуральную единицу продукции. Но, во-первых, принцип "наибольшего" через акциз "подтягивает" цену вверх, а во-вторых, возникает закономерный вопрос: от какой базы берется адвалорная часть 5%?

      В соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. п. 1 и 2 ст. 187.1) расчетной базой признается произведение максимальной розничной цены и потребительской единицы. При этом максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно! Однако здесь возникают как минимум три вопроса.

      Первый: почему при расчете акциза в качестве расчетной базы принимается максимальная цена, т.е. почему изменена традиционная методика, согласно которой расчетной базой является цена среднерыночная? Эта база декларируется, как и прежде, для расчета НДС (ст. ст. 40, 154 НК РФ). Она же декларировалась и при прежней методике расчета акцизов. Реально на практике с определением рыночной цены возникают трудности, в значительной степени связанные с недостатками в работе Росстата. Но уровень средних цен все-таки определяется властными структурами путем сопоставления конкретных цен по идентичным (однородным) товарам. Если конкретная договорная цена отклоняется от среднерыночной более чем на 20% в сторону повышения или понижения, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и начислении пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (ст. 40 НК РФ). При этом довольно подробно описана методика определения рыночной цены.

      На фоне этой стандартной практики объявление в качестве расчетной базы максимальной цены вызывает непонимание. Ведь в новой редакции гл. 22 НК РФ не предусмотрен даже контроль за расчетом этой максимальной цены. Запись только одна: "Максимальные розничные цены… подлежат нанесению на каждую единицу потребительской упаковки…" (п. 5 ст. 187.1 НК РФ).

      Второй: почему как о расчетной базе речь идет о розничной цене, т.е. цене, включающей не только все посреднические накрутки, но и, самое главное, все косвенные налоги (акциз и НДС)? Ведь в этом случае происходит накрутка акциза на акциз. Такая расчетная база — "максимум в квадрате". В прежней методике расчет акциза был предусмотрен с цены изготовителя.

      Третий: почему максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком, т.е. продавцом? При традиционной методике рыночных цен в расчет принимались хотя бы цены контрактные — как результат соглашения между продавцом и покупателем; реально такая цена всегда была ниже цены продавца.

      Изучение рынка табака, по которому и введены комбинированные ставки, конечно, дает в значительной мере ответы на поставленные вопросы. В настоящее время этот рынок высокомонополизирован. Отечественных производителей на нем нет, а зарубежные компании давно решили: выгоднее организовать производство на территории России, чем транспортировать товар из-за рубежа с постоянно меняющимися таможенными формальностями. Каждая конкретная иностранная фирма производит свою определенную марку сигарет, охватывая все операции от изготовления до конечного сбыта. Монополистам, конечно, лоббировать легче, тем более что рост цен по товарам, не относящимся к социально значимым, проходит легче и у властных структур, и у конечных потребителей (алкоголь, табак — классические примеры абсолютно неэластичного ценового спроса).

      Но важен прецедент! Ведь достаточно обнародовать такую методику по одной группе товаров, и это становится "объектом для подражания" на других рынках (конкурентных рынков подакцизных товаров в России практически нет).

      Федеральная налоговая служба неоднократно обращала внимание на недостатки указанной методики, дающей простор для манипулирования ценами.

      На наш взгляд, необходимо сохранить только специфические ставки на натуральную единицу. Величина ставок должна быть жестко связана с официальными данными о темпах инфляции, публикуемых Росстатом. Преимущества такой методики расчета можно показать на условном примере.

      Пример. Рассчитаем по старой и новой методикам уровни розничных цен с целью определить влияние на их рост ставок акциза: адвалорных (прежняя методика) и специфических (новая методика).

      Использование адвалорных ставок акциза.

      Вариант 1. Дано (в рублях на единицу продукции): себестоимость (С) — 200, предполагаемая прибыль (Пр) — 50, ставка акциза (А) — 10%, НДС — 18%. Посредническое вознаграждение (Пв) с учетом НДС — 60. Рассчитаем уровень розничной цены (Рц):

      Рц = С + Пр + А (С + Пр) + НДС (С + Пр + А) + Пв = 200 + 50
      1
      + 25 + 49,5 + 60 = 384,5.

      Вариант 2. Данные те же, но себестоимость возрастает на 10%. Как изменится розничная цена?

      Рц = 220 + 50 + 27 + 53,5 + 60 = 410,5.
      2

      Рост розничной цены — 410,5 : 384,5 x 100% = 6,76%.

      Вариант 3. Данные те же, но себестоимость возрастает на 30%.

      Рц = 260 + 50 + 31 + 61, 4 + 60 = 462,4.
      3

      Рост розничной цены — 462,4 : 384,5 x 100% = 20,2%.

      Использование специфических ставок акциза.

      Дано (в рублях за единицу продукции): себестоимость — 200, прибыль — 50, ставка акциза — 25 (специально для лучшего сравнения возьмем расчетный уровень акциза по прежней методике), НДС — 18%, посредническое вознаграждение с НДС — 60. Для вариантов 2 и 3 себестоимость возрастет соответственно на 10 и 30%. Рассчитаем уровень розничных цен по трем вариантам.

      Рц = 200 + 50 + 25 + 49,5 + 60 = 384,5.
      1
      Рц = 220 + 50 + 25 + 53,1 + 60 = 408,1.
      2

      Рост розничной цены — 408,1 : 384,5 x 100% = 6,1%.

      Рц = 260 + 50 + 25 + 60,3 + 60 = 455,3.
      3

      Рост розничной цены — 455,3 : 384,5 x 100% = 18,4%.

      Вывод. При бывших адвалорных ставках акцизов величина последних росла прямо пропорционально росту себестоимости, а следовательно, пропорционально повышала и розничную цену. При новых, специфических ставках с ростом себестоимости величина акциза не меняется, что, естественно, тормозит и рост конечной цены.

      В этом случае базой для роста суммарных поступлений в бюджет по линии акцизов является рост объема производства продукции в натуральном выражении.

      Т.Е.Николаева

      К. э. н.,

      доцент

      кафедры РЭА

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *