Амнистия 2013 года
В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести:
1) лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;
2) лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других государствах, где велись боевые действия;
3) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
4) лиц, награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации;
5) несовершеннолетних;
6) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
7) женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, беременных женщин, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;
8) одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;
9) мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет;
10) инвалидов I или II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.
2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы и не подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления.
3. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности.
4. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
5. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года.
6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания,
органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления:
1) в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой и средней тяжести;
2) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы;
3) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.
7. По уголовным делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
8. По уголовным делам о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить лицам наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.
10. Сократить неотбытую часть наказания:
1) лицам, указанным в подпунктах 1 — 9 пункта 1 настоящего Постановления, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, — на одну треть, осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления, — на одну четверть;
2) осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, — на одну треть.
11. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1 — 4 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу настоящего Постановления, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.
12. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 — 4 и 7 — 9 настоящего Постановления.
13. Не распространять действие настоящего Постановления:
1) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 64, 65, 66 и 67, частями первой и второй статьи 672, статьями 69, 701, 71, 72, 74, 77, 771, 772, 78, 79, 86, 87, 102, 103, 108, 117, 121, 1251, 1252 и 1261, частью третьей статьи 144, частями второй и третьей статьи 145, статьей 146, частями второй и третьей статьи 147, статьей 1472, частями третьей, четвертой и пятой статьи 148, частями третьей и четвертой статьи 1481, статьей 173, частью второй статьи 176, статьей 1762, частью второй статьи 180, статьями 188, 1912 и 1915, частью третьей статьи 206, статьями 2132 и 2133, частью первой статьи 218, статьей 2181, частями первой и второй статьи 224, статьей 2241, частью второй статьи 2242, частью второй статьи 225, частью второй статьи 2251, статьей 2261, пунктами «б» и «в» статьи 240, статьей 242, пунктом «в» статьи 244, пунктами «б» и «в» статьи 260 Уголовного кодекса РСФСР;
2) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 105 и 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 1271 и 1272, частью второй статьи 128, статьями 131, 132, 133, 134 и 135, частями второй, третьей и четвертой статьи 150, частью третьей статьи 151, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частью четвертой статьи 1591, частью четвертой статьи 1592, частью четвертой статьи 1593, частью третьей статьи 1594, частью четвертой статьи 1595, частью четвертой статьи 1596, частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, частью четвертой статьи 174, частью четвертой статьи 1741, статьей 186, частью третьей статьи 189, частью второй статьи 201, статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 207, 208, 209, 210 и 211, частями первой, второй и четвертой статьи 212, частями второй и третьей статьи 213, частью второй статьи 214, частями второй и третьей статьи 221, частями второй и третьей статьи 222, частями второй и третьей статьи 2221, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 2231, 226 и 2261, частями второй и третьей статьи 227, частями второй и третьей статьи 228, статьей 2281, частью второй статьи 2284, статьями 229 и 2291, частями второй и третьей статьи 230, частью второй статьи 231, статьей 232, частью третьей статьи 234, частью третьей статьи 2341, частями второй и третьей статьи 2381, частями второй и третьей статьи 240, статьей 2401, частями второй и третьей статьи 241, частями второй и третьей статьи 242, статьями 2421, 2422, частью второй статьи 244, частями четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 2821, 2822, частью второй статьи 2823, частью третьей статьи 285, частями второй и третьей статьи 286, статьями 290, 291, 2911, 295, 296, 299 и 300, частью третьей статьи 301, статьей 313, частью третьей статьи 314, статьями 317, 318 и 321, частью второй статьи 3221, статьей 329, частью второй статьи 333, частями второй и третьей статьи 335, статьями 353, 354, 3541, 355, 356, 357, 358, 359 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) на осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
4) на осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы;
5) на лиц, освобождавшихся после 2005 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;
6) на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
С. Нарышкин
Москва
МОСКВА, 26 сен — РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин поручил Совету по правам человека до 15 октября представить предложения об объявлении амнистии в связи с 20-летием Конституции, сообщается в четверг на сайте Кремля.
Ниже приводится справочная информация о случаях объявления крупных амнистий в России.
Государственная Дума 2 июля 2013 года приняла постановление об объявлении экономической амнистии (вступило в силу 4 июля 2013 года). Документом освобождаются от наказания в виде лишения свободы — независимо от назначенного срока — впервые осужденные или привлеченные по 27 статьям Уголовного кодекса, связанным с предпринимательской деятельностью.
Будут амнистированы осужденные по статьям за нарушение авторских и смежных прав, нарушение изобретательских и патентных прав, за мошенничество в сфере кредитования и предпринимательской деятельности, за незаконное предпринимательство, приобретение, хранение, сбыт немаркированных товаров и продукции, незаконную банковскую деятельность, незаконное создание юрлица и незаконное использование документов для образования юрлица.
Срок действия — шесть месяцев со дня опубликования.
По данным Генпрокуратуры, на 1 сентября 2013 года амнистия применена в отношении более 780 граждан.
Государственная Дума РФ 16 апреля 2010 года объявила амнистию в связи с 65-летием Победы для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, которые работали не менее шести месяцев в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, и жителей блокадного Ленинграда. Согласно тексту документа, амнистия распространилась также на бывших узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны. В отношении этих категорий осужденных будут прекращены уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия, а также уголовные дела, находящиеся в производстве судов, по которым не начато судебное разбирательство. Амнистия к 65-летию Победы носила сугубо целевой характер и коснулась примерно 200-250 человек.
Государственная Дума 22 сентября 2006 года приняла постановление об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территории субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа.
Под амнистию попали как лица, участвовавшие в незаконных вооруженных формированиях, которые вели боевые действия против федеральных войск, так и совершившие преступления военнослужащие.
Срок действия амнистии — шесть месяцев со дня опубликования — 23 сентября 2006 года. В ходе амнистии сдались 546 человек.
Государственная Дума РФ 19 апреля 2006 года приняла постановление об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России. Под амнистию попадали осужденные на срок до пяти лет за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет и от 16 до 18 лет, а также женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины и люди пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет). Согласно постановлению, под амнистию подпадает около 2,5 тысячи осужденных и около 10 тысяч лиц, находящихся под судом и следствием.
Постановление Государственной Думы РФ «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941 — 1945 годов» было принято 20 апреля 2005 года. Госдума постановила освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных ветеранов Великой Отечественной войны, а также бывших узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны.
Всего под действие постановления в исправительных учреждениях подпадали более 200 человек. Был установлен срок исполнения постановления — шесть месяцев.
В связи с принятием Конституции Чеченской Республики Госдума 6 июня 2003 года приняла постановление об объявлении амнистии.
Амнистия вступила в действие со дня опубликования — 7 июня 2003 года. Она распространялась как на участников незаконных вооруженных формирований, так и на участников контртеррористических операций.
Под действие постановления об амнистии подпали лица, совершившие общественно опасные деяния в период с 12 декабря 1993 года до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00 часов 1 сентября 2003 года.
Предложением сложить оружие до 1 сентября воспользовался 171 боевик. Параллельно были амнистированы 226 военных и милиционеров, совершивших нетяжкие уголовные деяния.
Государственная Дума 30 ноября 2001 года приняла постановление об амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин.
Срок действия амнистии — шесть месяцев со дня опубликования — 4 декабря 2001 года. В соответствии с постановлением об амнистии, от наказания освобождались лица, совершившие преступления в возрасте до 18, осужденные к лишению свободы на срок до шести лет, ранее не содержавшиеся в исправительных учреждениях, а также несовершеннолетние, отбывшие половину назначенного им срока наказания. Амнистия также распространялась на беременных женщин, женщин старше 50 лет, женщин — инвалидов первой, второй группы, вдов, матерей-одиночек, а также жен инвалидов.
Амнистия распространялась на 9% от общего числа заключенных. Под нее попали около 10 тысяч несовершеннолетних и 14 тысяч женщин.
В связи 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Госдума РФ 26 мая 2000 года приняла постановление об объявлении амнистии. Согласно документу, от наказания освобождались впервые осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно, а также осужденные, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества либо проходивших службу в составе действующей армии, награжденные орденами или медалями СССР или РФ. Освобождению подлежали также женщины, имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, беременные женщины, мужчины старше 55 лет и женщин старше 50 лет, инвалидов I или II группы и несовершеннолетние. Постановление подлежало исполнению в течение шести месяцев. Амнистия коснулась почти 877 тысяч человек. На стадии следствия прекращены дела в отношении 140 тысяч человек, почти 500 тысяч человек получили условное наказание, сократились сроки лишения свободы 43 тысяч осужденных. Из мест лишения свободы были освобождены 188 тысяч осужденных.
Государственная Дума РФ 13 декабря 1999 года приняла постановление об амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе.
Амнистия вступила в действие со дня опубликования — 16 декабря 1999 года. Под действие постановления об амнистии попали лица, совершившие опасные деяния на территориях Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия — Алания, Республики Дагестан, Ставропольского края в период с 1 августа 1999 года до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии (вступает в силу после официального опубликования), прекратившие вооруженное сопротивление и добровольно сдавшие оружие и военную технику до 00 часов 1 февраля 2000 года.
По данным российского Генштаба, оружие сложили около 2,5 тысяч боевиков, из них 750 были полностью амнистированы.
Госдума 18 июня 1999 года приняла постановление об амнистии в отношении отдельных категорий лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.
Под действие постановления об амнистии попали лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины; мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет; инвалиды первой или второй группы, а также больные туберкулезом, отнесенные к первой или второй группе диспансерного учета независимо от назначенного срока.
Амнистия распространялась на женщин и несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет и ранее не отбывавших наказания, а также на лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет, отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.
Срок действия амнистии — шесть месяцев со дня опубликования. Амнистия была объявлена для 24 тысяч заключенных и подследственных.
Государственная Дума 12 марта 1997 года приняла постановление об амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике.
Амнистия вступила в действие со дня опубликования. Были амнистированы около 5 тысяч человек.
Госдума 9 февраля 1996 года приняла постановление об амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года.
Амнистия вступила в действие со дня принятия постановления. Под действие амнистии подпали лица, совершившие на территории Республики Дагестан в составе незаконных вооруженных формирований противоправные действия в период с 9 по 18 января 1996 года в городе Кизляре и селе Первомайском и содержащиеся к моменту выхода постановления под стражей в связи с уголовным делом, расследуемым Генеральной прокуратурой РФ.
В связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для участников Великой Отечественной войны Государственная Дума РФ 19 апреля 1995 года приняла постановление об объявлении амнистии. Освобождению подлежали лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавших участие в боевых действиях по защите интересов СССР и РФ после окончания Великой Отечественной войны, инвалиды I и II группы, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, и беременные женщины, а также пожилые люди и несовершеннолетние, осужденные на срок до трех лет. В 1995 году от наказания освободили 131 тысячу человек.
Постановление «Об объявлении политической и экономической амнистии» было принято Госдумой первого созыва 23 февраля 1994 года.
Под действие постановления об амнистии попали участники Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), лица, привлеченные к уголовной ответственности по факту столкновения демонстрантов и работников органов внутренних дел 1 мая 1993 года в Москве, а также за участие в событиях 21 сентября — 4 октября 199З года в Москве, связанных с изданием указа президента РФ от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», и противодействие его реализации.
Амнистии также подлежали лица, привлеченные к уголовной ответственности за ряд экономических преступлений, предусмотренных действовавшим тогда Уголовным кодексом РСФСР.
Срок действия амнистии — шесть месяцев со дня опубликования. Из мест заключения вышли 23 тысячи человек, 13,2 тысячи был сокращен срок наказания, прекращены дела в отношении 30,9 тысячи граждан.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Амнистия по законодательству России и стран-участниц СНГ: уголовно-правовой и криминологический аспекты»
Актуальность темы исследования. Укрепление правопорядка и совершенствование действующего законодательства являются одними из наиболее важных задач современного Российского государства. Уголовный закон, сочетающий в себе различные меры воздействия, использует методы убеждения и принуждения в современной правовой политике. При этом актуальным остается . не только применение кары за совершенное преступление, но и выделение среди всей массы преступников лиц, которые не всегда нуждаются в государственном принуждении.
В последние годы ни один правовой институт не привлекал столько внимания общества, профессионалов, как институт амнистии. Только за период 1999-2005 гг. Государственной Думой объявлено около десяти актов амнистии, в связи с которыми от исполнения наказания освобождено значительное число осужденных. По трем амнистиям (1999, 2000, 2001 гг.) было освобождено от наказания в виде лишения свободы 259 893 человека, в отношении 112 685 — сокращена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы, 772 068 человека освобождено от наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия.
Являясь общесоциальной, уголовно-правовой проблемой, важной частью механизма развития демократии, проявлением гуманизма и законности, амнистия вместе с тем имеет большое криминологическое значение. Она ни в коем случае не должна допускаться в отношении лиц, которые могут совершить новые преступления. Применение амнистии призвано служить достижению целей наказания: восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений.
Однако объявление амнистии само по себе не решает проблемы борьбы с преступностью, перенаселения исправительных учреждений и улучшения условий содержания осужденных. Более того, в последнее время достаточно распространенной стала точка зрения, согласно которой целесообразность существования института амнистии подвергается серьезной критике.
Сотрудники исправительных учреждений и правоохранительных органов свидетельствуют о том, что треть лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе в связи с амнистией, в скором времени возвращаются в колонии. По отдельным экспертным оценкам, каждый пятый из тех, кто по амнистии освобождается из мест лишения свободы, в течение первого года своего нахождения на свободе совершает новое умышленное преступление корыстного, насильственного или корыстно-насильственного характера. У государства и общества появляются дополнительные задачи по бытовому и трудовому устройству освобожденных, предотвращению рецидива. В последнее десятилетие показательным стал тот факт, что некоторым осужденным в исправительных колониях живется лучше, чем на свободе, так как, находясь в них, они обеспечиваются всем необходимым. Только за месяц первоначального варианта амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне почти треть освобожденных вновь совершили преступление. Криминологическая наука обязана выработать критерии, которые позволят судить о том, продолжает ли представлять общественную опасность человек, который досрочно может быть освобожден от отбывания наказания, или нет.
Однако амнистия является важной не только криминологической проблемой. В системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, она занимает значительное место. Свидетельством тому является регулирование ее различными отраслями законодательства — конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и др. В связи с этим возникает потребность в выяснении ее правовой природы, сущности.
Существующие законодательные, иные нормативно-правовые источники не восполняют пробелов законодательства в отношении рассматриваемого института, более того, в отдельных из них имеются противоречия, закреплены позиции, не отражающие, по мнению автора, их сути. Специального закона об амнистии нет. В научной литературе существует множество мнений по определению ее правовой природы, вопросам применения.
В деле совершенствования амнистии, практики ее применения важное значение имеет знание личностных свойств амнистированных.
Возникает потребность в продолжении изучения института амнистии на основе нового нормативного материала, сопоставлении его в законодательствах стран — членов СНГ и других государств, где приняты новые уголовные законы. Криминология, юридические и другие социальные науки, субъекты, участвующие в применении амнистии, нуждаются в выработке рекомендаций по повышению роли рассматриваемого института в предупреждении преступлений, совершенствовании правового регулирования и практике применения, в том числе в определении перспектив его развития.
Представляет практический и научный интерес анализ законодательства, регламентирующего амнистию в странах СНГ, других государствах, практики его применения, изучения возможности унификации в рамках СНГ, интеграции в российское законодательство, унификации в модельном уголовном законе.
Цель и задачи исследования. Цель исследования — разработка предложений по совершенствованию законодательства об амнистии, оптимизации практики ее применения, повышению роли в предупреждении преступлений на основе изучения теории вопроса, практики применения актов об амнистии.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
— определение правовой природы амнистии, выяснение ее сущности, содержания, соотношения со смежными институтами: помилование, реабилитация;
— ретроспективный анализ института амнистии;
— сравнительный анализ института амнистии по российскому и зарубежному законодательству;
— изучение практики применения амнистии в России и зарубежных странах;
— изучение особенностей криминологических свойств амнистии на основе анализа социально-демографических, уголовно-правовых, собственно-криминологических и уголовно-исполнительных характеристик амнистированных в сравнении с особенностями всех осужденных и лиц, которым в ней отказано;
— формулирование рекомендаций по совершенствованию законодательного регулирования амнистии в России, практики его применения, повышению роли в предупреждении преступлений на основе унификации законодательства России и стран-участниц СНГ.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, обусловленные реализацией института амнистии.
Предмет диссертационного исследования — законодательство, регламентирующее амнистию в Российской Федерации, странах-участницах СНГ, других государствах, практика ее применения, личность амнистированных; исторический аспект института амнистии.
Методологическая основа диссертационного исследования. В работе над диссертацией использовались как общенаучные, так и частные методы исследования, в том числе логико-юридический, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, что позволило внести новизну в решение ряда теоретических и практических вопросов по применению амнистии.
Основу теоретической базы изучения проблемы составили труды по теории государства и права, конституционному, уголовному, уголовно-исполнительному и уголовно-процессуальному праву, криминологии, а также истории, социологии, философии. Соискателем использовались исследования российских и зарубежных ученых по проблемам амнистии, законодательство об амнистии зарубежных стран.
Автором по специальной анкете было опрошено 88 экспертов из числа судей и сотрудников уголовно-исполнительной системы, по разработанной им программе изучено 296 дел на лиц, освобожденных по амнистии; освобожденных по амнистии и вновь совершивших преступления.
Научная новизна исследования заключается в продолжении и конкретизации теоретических и методологических основ учения об освобождении от уголовной ответственности и досрочном освобождении от наказания, расширении научного представления о природе амнистии, ее месте среди других видов досрочного освобождения. В работе обобщены и систематизированы взгляды на ее правовую природу; всесторонне исследовано понятие изучаемого института с учетом имеющихся в науке мнений, приводится авторское определение института амнистии.
Самостоятельному рассмотрению подвергнуты результаты изучения личности амнистированных в сравнении с контрольными группами осужденных, в качестве которых выступают все осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, и лица, которым отказано в амнистии.
Главная отличительная особенность диссертации заключается прежде всего в том, что она основывается на действующем законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран, значительно обновленном в последние годы. Проблема амнистии анализируется не только в правовом, но и философском, социально-криминологическом аспектах. С учетом последних теоретических воззрений на природу амнистии осуществлен ее криминологический анализ. Диссертация подготовлена в условиях необходимости максимального отражения международной практики обеспечения прав человека, международных соглашений при привлечении лица к ответственности в процессе исполнения наказания.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Определение понятия амнистии: «Амнистия — межотраслевой институт, сложившийся на основе государственного права в рамках института государственного прощения, отражающий принцип гуманизма. Амнистия является субинститутом института государственного прощения и распространяется на отрасли права, в сфере которых возможно ее осуществление».
По своей правовой природе амнистия носит комплексный характер, является актом применения норм уголовного права и представляет собой своеобразное государственное мероприятие, направленное на претворение в жизнь уголовной политики государства.
В рамках уголовно-правовых отношений амнистия органически входит в институт освобождения от уголовной ответственности и наказания, определяет содержание механизма реализации идеи компромисса (прощения) между государственно-организованным обществом и преступником.
Акт амнистии является правовым актом, изменяющим или отменяющим обязанности отдельных категорий лиц, распространяющимся на виды преступлений, перечисленных в самом акте. Нормативным основанием, определяющим правовой статус амнистии, являются указания Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Амнистия как правовой акт имеет нормативный характер и определяется следующими признаками:
— не вносит изменений в действующие правовые нормы и распространяется на ограниченный круг лиц; применяется только на события и факты, имеющие место до издания и вступления его в силу (имеет обратное действие);
— не отменяется специальным актом, а сам становится бездействующим;
— не содержит в себе новых элементов правового регулирования.
Амнистию следует рассматривать в двух аспектах: как процесс процедуру) и как результат применения акта об амнистии. При этом первый должен быть описан в законе, а второй — выражаться в принятии соответствующим субъектом решения о применении акта амнистии в отношении конкретного лица.
3.При конкуренции амнистии с другими видами досрочного освобождения, в частности с условно-досрочным, приоритет должен быть отдан последнему.
4. Факт назначения осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, ВИЧ-инфицированным осужденным, осужденным, больным алкоголизмом, наркоманией, открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, обязательного лечения не является основанием в отказе освобождения от дальнейшего отбывания наказания по амнистии. Определяющим является характер отношения осужденного к назначенному лечению.
5. При применении амнистии главным образом учитываются: характер совершенного преступления, пол (чаще применяется к женщинам), возраст (применяется в основном к лицам старшего возраста, несовершеннолетним), социальная роль в обществе (ветераны войны, участники боевых действий), рецидив поведения во время отбывания наказания.
6. Сравнительная характеристика амнистий- по уголовному законодательству стран — участниц СНГ и предложения на ее основе по совершенствованию российского уголовного законодательства, в частности о принятии закона об амнистии (по опыту ряда стран — участниц СНГ), в котором были бы определены: процедура амнистии; субъекты, ее осуществляющие; ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об амнистии.
7. Предложения о внесении в российское уголовное законодательство норм, устанавливающих условное освобождение от отбывания наказания по амнистии и гарантирующих, что амнистия не имеет последствий для мер безопасности и прав потерпевшего; о введении в практику учета уголовных дел, прекращенных в порядке амнистии, с целью повышения ее эффективности, осуществления мониторинга за указанной категорией лиц.
8. Определение понятия унификация уголовного законодательства стран СНГ применительно к амнистии в государствах — членах СНГ -«Унификация есть процесс, направленный на сближение соответствующих правовых норм национальных законов, результатом которого является принятие межнациональных нормативно-правовых актов, как правило, рекомендательного характера (Основы уголовного законодательства стран СНГ, Модельный уголовный кодекс для стран СНГ) и приведение их к единообразию (по основным позициям).
9. Классификация актов об амнистии: 1) акты, предусматривающие полную амнистию (полное освобождение лиц, указанных в Постановлении
Государственной Думы от уголовной ответственности наказания, дальнейшего его отбывания со снятием судимости); 2) акты, предусматривающие частичную амнистию (сокращение назначенного наказания, замена назначенного наказания более мягким видом наказания, освобождение только от основного вида наказания, освобождение только от дополнительного вида наказания, освобождение только от дальнейшего отбывания наказания без снятия судимости).
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования. Изучение проблемы амнистии основывается на статистических данных судебных органов. Соискателем изучено 296 дел в отношении лиц, к которым применялись акты амнистии. Им проработано большое количество архивного материала, изучена историческая и специальная литература, труды ученых, посвященные изучаемой проблеме.
Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что предложения диссертанта, касающиеся необходимости расширения предмета науки криминологии и уголовного права за счет включения в него системного анализа амнистии, и определение этого института права в социологическом аспекте, наряду с нормативно-доктринальным, должны оказаться плодотворными в плане совершенствования теоретико-методологической базы юридической науки. В процессе системного исследования амнистии автор предпринял попытку по-новому решить ряд теоретико-методологических вопросов, непосредственно связанных с темой диссертации. Основные положения исследования, отражающие главным образом методологические аспекты рассматриваемой проблемы, могут стать теоретической основой целостной концепции амнистии, отвечающей требованиям учения о правовом государстве.
Сопоставление правового анализа российского уголовного , * законодательства и аналогичного законодательства государств — членов СНГ, применительно к теме диссертационного исследования, имеет важное значение для дальнейшего развития теории сравнительного правоведения применительно к отраслевой науке.
Изучение криминологической характеристики амнистированных вносит определенный вклад в теорию личности преступника, осужденного, их типологию, тем более что криминологических исследований в отношении этой категории осужденных в надлежащей степени не проводилось.
Практическое значение настоящего исследования состоит в том, рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в целях совершенствования института амнистии в действующем уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, при подготовке ведомственных нормативных актов, принятии и реализации актов об амнистии.
Полученные результаты диссертационного исследования могут найти применение в научно-педагогической деятельности юридических вузов страны, практике работы судов и органов (учреждений), исполняющих наказание, других правоохранительных органов.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации использовались в практической деятельности исправительных учреждений в ряде регионов (Брянская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Орловская, Липецкая области).
Основные идеи и положения, содержащиеся в работе, прошли апробацию ‘на научно-практических конференциях и семинарах, в том числе международной научно-практической конференции «Реформа уголовно-исполнительной системы России: состояние, проблемы, перспективы» октябрь 2004 г.)
Итоги исследования были опубликованы в научных статьях.
Результаты диссертационного исследования используются в отдельных образовательных учреждениях при преподавании криминологии и уголовного права.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Back to top
1. Возложить применение постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» (далее — применение акта об амнистии) на:
а) исправительные учреждения и следственные изоляторы — в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу.
Исполнение постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» (далее — постановление об амнистии) в отношении указанных осужденных производится по утвержденному прокурором постановлению начальника исправительного учреждения или начальника следственного изолятора. К постановлению о применении к осужденному акта об амнистии прилагаются личное дело осужденного, справка о поощрениях и взысканиях, другие необходимые документы;
б) органы дознания и предварительного следствия — в отношении лиц, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;
в) суды:
- в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;
- в отношении осужденных, отбывание наказания которым отсрочено в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных военнослужащих по представлению командования воинской части;
- в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до вступления в силу постановления об амнистии. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд, вынесший приговор;
- в отношении осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
г) органы внутренних дел — в отношении осужденных к лишению свободы, не находящихся под стражей, приговоры по делам которых вступили в законную силу;
д) уголовно-исполнительные инспекции — в отношении лиц, отбывающих исправительные работы без лишения свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
е) командование дисциплинарных воинских частей — в отношении военнослужащих, осужденных к направлению в дисциплинарный батальон или содержанию в дисциплинарной воинской части;
ж) командование воинских частей — в отношении военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе.
2. Освобождение осужденных от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления об амнистии, возлагается на учреждения и органы, рассматривающие вопрос об освобождении осужденных от основного вида наказания.
3. Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.
Учреждения и органы, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.
4. Решения о применении акта об амнистии, принятые органами дознания и предварительного следствия, органами внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями, командованием дисциплинарных воинских частей и командованием воинских частей, утверждаются прокурором.
5. Под действие постановления об амнистии подпадают лица, совершившие преступления до вступления его в силу, и осужденные, отбывающие наказание на территории Российской Федерации.
6. Разъяснить, что при применении акта об амнистии:
а) под действие подпункта «а» пункта 1 постановления об амнистии подпадают:
- военнослужащие и лица вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, участвовавшие в составе действующей армии в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, партизаны и участники подпольных организаций, действовавших против фашистской Германии и ее союзников на временно оккупированных территориях СССР или других государств;
- военнослужащие Вооруженных Сил СССР, лица рядового, начальствующего и вольнонаемного состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в годы Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
- лица вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, органов внутренних дел и органов государственной безопасности, занимавшие в годы Великой Отечественной войны штатные должности во входивших в состав действующей армии воинских частях, штабах и учреждениях либо находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
- сотрудники разведки, контрразведки и другие лица, выполнявшие специальные задания в действующей армии, тылу противника или на территориях других государств в годы Великой Отечественной войны; работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или оперативных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций, командированные в годы Великой Отечественной войны в действующую армию, в том числе корреспонденты газет и журналов, кинооператоры и другие;
- военнослужащие Вооруженных Сил СССР, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, участвовавшие в боевых операциях на территории СССР в период с 1 января 1944 года по 9 мая 1945 года;
- военнослужащие, проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года в не входивших в состав действующей армии воинских частях, учреждениях и военно-учебных заведениях и награжденные медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» или медалью «За победу над Японией», а также лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите интересов СССР в период, предшествовавший Великой Отечественной войне;
- лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите интересов СССР и Российской Федерации после окончания Великой Отечественной войны, в том числе на территориях других государств;
- лица, проходившие военную службу с 1 декабря 1991 года на территориях Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Таджикистан, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, а также лица, участвовавшие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике;
б) под действие подпункта «б» пункта 1 постановления об амнистии подпадают женщины, не лишенные родительских прав и имеющие детей, которым на день вступления в силу постановления об амнистии не исполнилось 18 лет; женщины, имеющие беременность на день принятия решения о применении акта об амнистии, а также женщины, которым отбывание наказания отсрочено;
в) под действие подпункта «в» пункта 1 постановления об амнистии подпадают мужчины, которым на день вступления в силу постановления об амнистии исполнилось 60 лет, и женщины, которым на день вступления в силу постановления об амнистии исполнилось 55 лет;
г) под действие подпункта «г» пункта 1 постановления об амнистии подпадают лица, признанные в установленном порядке инвалидами I или II группы до вступления в силу постановления об амнистии; лица, больные туберкулезом, отнесенные в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета на день принятия решения о применении акта об амнистии;
д) под действие пункта 2 постановления об амнистии подпадают несовершеннолетние, ранее не отбывавшие наказания в воспитательно-трудовых колониях или воспитательных колониях, которым на день вступления в силу постановления об амнистии не исполнилось 18 лет;
е) часть срока наказания, предусмотренная пунктом 5 постановления об амнистии, исчисляется на день его вступления в силу;
ж) акт об амнистии не применяется в отношении осужденных по совокупности преступлений, если одно из них предусмотрено подпунктами «а» или «б» пункта 10 постановления об амнистии.
Осужденные по совокупности преступлений мужчины, подпадающие под действие пунктов 4 и 5 постановления об амнистии, могут быть освобождены от отбывания наказания, если общий срок наказания не превышает пяти лет лишения свободы;
з) под действие подпункта «б» пункта 7 постановления об амнистии подпадают несовершеннолетние, ранее не отбывавшие наказания в воспитательно-трудовых колониях или воспитательных колониях.
7. Отбывание наказания прекращается со дня утверждения прокурором решений о применении акта об амнистии, принятых учреждениями и органами, указанными в подпункте «а» пункта 1 и пункте 4 настоящего Постановления.
8. Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административного взыскания и от обязанности возместить ущерб, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий.
9. При применении акта об амнистии в отношении лиц, срок наказания которым был сокращен в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии, следует исходить из срока наказания, установленного соответствующими актами.
10. В соответствии с пунктом 9 постановления об амнистии сокращению подлежит часть срока наказания, не отбытая на день вступления в силу постановления об амнистии. Под действие указанного пункта подпадают осужденные, приговоры по делам которых вступили в законную силу до вступления в силу постановления об амнистии.
11. В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 постановления об амнистии на осужденных, которые признаны особо опасными рецидивистами на основании статьи 24-1 Уголовного кодекса РСФСР, а также осужденных, которые совершили преступления при особо опасном рецидиве, признанном судом в соответствии с частью третьей статьи 18 Уголовного кодекса Российской Федерации, амнистия не распространяется.
Ограничения, установленные пунктом 10 постановления об амнистии для осужденных, распространяются также на лиц, дела и материалы в отношении которых находятся в производстве органов дознания и предварительного следствия.
12. При применении акта об амнистии не учитываются:
- судимости, снятые или погашенные в установленном законом порядке;
- судимости за преступления, ответственность за которые не предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации;
- судимости за преступления, ранее совершенные по неосторожности, независимо от вида наказания;
- судимости за умышленные преступления, по которым были назначены наказания, не связанные с лишением свободы;
- судимости за преступления, за которые наказание назначалось условно или с отсрочкой отбывания наказания либо исполнения приговора, если в последующем осужденный не направлялся в места лишения свободы для отбывания назначенного наказания;
- судимости лиц, отбывавших наказание за пределами территории Российской Федерации.
13. В соответствии с подпунктом «е» пункта 10 постановления об амнистии акт об амнистии не применяется к лицам, которые имеют судимость либо судимость которых снята или погашена, после 1992 года освобождавшимся от наказания в порядке помилования либо в соответствии с постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
- от 23 февраля 1994 года «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации»;
- от 23 февраля 1994 года «Об объявлении политической и экономической амнистии»;
- от 13 декабря 1994 года «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе»;
- от 19 апреля 1995 года «Об объявлении амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
- от 9 февраля 1996 года «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года»;
- от 12 марта 1997 года «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике»;
- от 24 декабря 1997 года «Об объявлении амнистии».
14. Злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания при применении акта об амнистии следует считать:
а) осужденных, в отношении которых принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;
б) осужденных, содержавшихся в колониях-поселениях и направленных в исправительные колонии других видов, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии. Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;
в) осужденных к исправительным работам, которым за злостное уклонение от отбывания наказания неотбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно-исполнительных инспекциях;
г) осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания, в течение установленного судом испытательного срока или в период отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;
д) осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу постановления об амнистии;
е) осужденных, не уплативших без уважительных причин штраф в установленные законом или судом сроки.
15. Материалы о применении акта об амнистии к отбывающим наказание осужденным, которым в установленном порядке назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании либо обязательное лечение венерических заболеваний, рассматриваются после завершения указанными осужденными полного курса лечения.
Основанием для признания осужденного завершившим курс лечения венерического заболевания является медицинское заключение; в отношении осужденных, которым назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, таким основанием является определение суда о прекращении применения указанных мер.
Назначение лицам, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу на день официального опубликования постановления об амнистии, принудительных мер медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании не является основанием для отказа в применении акта об амнистии.
Материалы о применении акта об амнистии к осужденным, больным туберкулезом, отнесенным к I группе диспансерного учета, рассматриваются после завершения указанными осужденными интенсивного курса лечения и прекращения ими бактериовыделения, подтвержденного медицинским заключением.
Для организации необходимой медицинской помощи освобожденным из мест лишения свободы, больным туберкулезом, отнесенным к I или II группе диспансерного учета, исправительные учреждения должны незамедлительно сообщить соответствующим органам местного самоуправления и органам здравоохранения об освобождении указанных лиц.
16. Предложить Правительству Российской Федерации осуществить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации систему мер, обеспечивающих трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также их медицинское обслуживание.
17. В случаях, если вопрос о применении акта об амнистии возникнет по истечении шести месяцев со дня вступления в силу постановления об амнистии, оно исполняется в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего Постановления.
18. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва
18 июня 1999 года
N 4148-II ГД