Анализ состояния конкуренции на товарном рынке

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке

Законодательные инициативы

Федеральная антимонопольная служба России в «пятом антимонопольном пакете» предполагает возможность в определенных случаях признавать занимающим доминирующее положение хозяйствующий субъект, владеющий инфраструктурой (платформой), которая предназначена для организации и обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов и (или) потребителей, и занимающий на товарном рынке долю менее 35 %. В частности, речь идет о случаях, когда сетевые эффекты предоставляют такому лицу возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара и (или) устранять с рынка других лиц, и (или) затруднять доступ на соответствующий товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Параллельно ФАС России планирует разработать акт, регламентирующий особенности порядка проведения анализа состояния конкуренции на цифровых рынках.

Рассмотрим подробнее сформулированные в практике ФАС России подходы к анализу конкуренции на цифровых рынках, послужившие источником предлагаемых изменений законодательства.

Определение продуктовых границ цифровых рынков: кто является покупателем

В силу положений пункта 3.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

В то же время на цифровом рынке могут присутствовать несколько групп потребителей, для которых ценность товара в значительной степени обусловлена наличием других групп потребителей.

Указанное свойство было характерно для дела Microsoft (дело № 1-00-168/00-11-16, Microsoft Corporation), в рамках которого ФАС России было указано, что потребителями товара – RTM-версий (финальных версий) операционной системы для стационарных компьютеров и ноутбуков – являются разработчики прикладного программного обеспечения, которые «руководствуются потребительской ценностью операционных систем (вместе с соответствующим аппаратным обеспечением) для конечных потребителей и способами их обращения на соответствующих товарных рынках».

В некоторых случаях цифровые рынки связаны со смежными товарными рынками, но структура отношений на них не является многосторонней.

В качестве примера можно привести дело Google (дело № 1-14-21/00-11-15, Google Inc., Google Ireland Limited, ООО «Гугл»). Антимонопольная служба определила именно производителей мобильных устройств в качестве потребителей товара – предустанавливаемого магазина приложений для ОС «Андроид». Аргументы ФАС России сводились к следующему: «Исходя из установленного факта, что магазин приложений может быть предустановлен только производителями мобильных устройств, приобретателями на товарном рынке являются производители мобильных устройств, которые предустанавливают магазины приложений на производимые ими устройства в целях последующей перепродажи магазинов приложений конечным пользователям в составе мобильных устройств». При этом антимонопольный орган учел материалы социологических исследований Romir и ВЦИОМ, в рамках которых проводились опросы именно конечных потребителей в части оценки потребительской ценности магазина приложений как предустановленного программного продукта.

И в деле Microsoft, и в деле Google антимонопольный орган учитывал только одну сторону цифровых рынков – экономическую активность между производителем и «промежуточным» приобретателем, что соответствует требованиям пункта 3.3 Порядка.

Однако полный анализ состояния конкуренции на цифровых рынках, имеющих преимущественно многосторонний характер, требует учета и другой стороны – экономической активности между «промежуточным» приобретателем и конечным пользователем. Спрос на определенный товар, изготавливаемый производителем, со стороны «промежуточных» приобретателей в значительной степени обусловлен последующим спросом со стороны конечных пользователей.

В правоприменительной практике антимонопольного органа пока отсутствуют случаи рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства на товарном рынке, в рамках которого функционирует несколько платформ. Анализ состояния конкуренции проводился в ходе рассмотрения ФАС России ходатайства Yandex N.V., Uber International C.V. о получении предварительного согласия антимонопольного органа на заключение соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации. В решении и предписании ФАС России, выданных 24 ноября 2017 года по результатам рассмотрения указанного ходатайства, соответствующий товарный рынок определен как рынок по предоставлению услуг информационного взаимодействия водителей такси и пассажиров в Российской Федерации.

Однако преимущественно многосторонний характер цифровых рынков не свидетельствует о том, что смежные и активно влияющие друг на друга товарные рынки образуют единый рынок. Соответственно, необходим отдельный анализ состояния конкуренции на каждом из смежных товарных рынков и взаимодействие с иными товарными рынками в соответствии с рекомендациями пункта 9.5 Порядка.

При этом практика анализа состояния конкуренции на одном товарном рынке исключительно через неразрывную связь с другим товарным рынком получила негативную судебную оценку, в частности в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2018 года по делу № А40-90347/2017 (дело о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «ВымпелКом», ООО «Т2 Мобайл», ПАО «МТС», ПАО «Мегафон»).

Определение географических границ цифровых рынков: все возможно

Глобальный характер цифровых рынков может вызывать значительные затруднения при определении географических границ товарного рынка.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) положения Закона о защите конкуренции применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

При этом согласно пункту 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает в числе прочего выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями.

При определении территории Российской Федерации в качестве географических границ товарного рынка в рамках дела Google антимонопольный орган отметил, что правовое значение имеет факт локализации предустанавливаемого магазина приложений для ОС «Андроид» для распространения на территории Российской Федерации. При этом признаки локализации были определены следующим образом: «Главным фактором, ограничивающим распространение предустанавливаемого магазина приложений, является язык его интерфейса, набор предлагаемых приложений и необходимость соблюдения требований национального законодательства. Соответственно, мобильные устройства под управлением ОС «Андроид», содержащие предустановленный магазин приложений Google Play, должны быть адаптированы под потребности пользователей отдельной страны – в данном случае Российской Федерации».

Сравним с делом Microsoft: «Получение RTM-версий операционных систем для адаптации прикладного программного обеспечения осуществляется вне физических каналов распространения. Учитывая фактически сложившийся порядок получения операционных систем разработчиками, географические границы рынка операционных систем для стационарных компьютеров и ноутбуков для адаптации прикладного программного обеспечения определены как глобальные». Вместе с тем в дальнейшем антимонопольный орган, руководствуясь характером неразрывной связанности и взаимозависимости (а) рынка операционных систем для конечных пользователей и (б) рынка операционных систем для разработчиков прикладного программного обеспечения, ограничил исследуемый товарный рынок географическими границами Российской Федерации.

Соответственно, при определении географических границ цифровых рынков антимонопольный орган учитывает преимущественно факторы, связанные с реализацией товара не его непосредственному покупателю на исследуемом товарном рынке, а конечному пользователю на смежном рынке. При определении географических границ цифровых рынков ФАС России использует следующие показатели:

  • местоположение приобретателей товара, в том числе конечных пользователей;

  • требования национального законодательства к товару, в том числе к товару, для производства которого требуется исследуемый продукт;

  • требования приобретателей к товару, в том числе требования, обусловленные необходимостью адаптации товара для конечных пользователей (язык, состав приложений, элементов, находящийся в зависимости от региона распространения товара).

Как правило, экономические отношения между производителем и «промежуточным» приобретателем носят преимущественно глобальный (общемировой) характер, но «промежуточный» приобретатель вынужден дифференцировать производимый им товар по определенному географическому признаку с учетом тех особенностей и требований, которые предъявляются конечными пользователями на территории соответствующего государства либо наднационального образования.

Иные обстоятельства, учитываемые при оценке состояния конкуренции на цифровых рынках

Антимонопольный орган также обращает внимание на:

  • наличие исключительного права на объект, необходимый для изготовления рассматриваемого товара либо влияющий на обращение указанного товара. В деле Google ФАС России отметил следующее: «доминирующее положение ответчика усиливается ввиду наличия его прав на ОС «Андроид»;

  • степень влияния лица на смежные товарные рынки, в том числе «нецифровые». В частности, в деле Microsoft при определении доли Microsoft Corporation на рынке операционных систем для разработчиков прикладного программного обеспечения ФАС России учел, что на товарном рынке операционных систем для конечных пользователей указанный субъект занимает долю 95,6 %, в силу чего он может оказывать решающее влияние на состояние конкуренции на смежном товарном рынке.

***

Подводя итог, отметим, что положения Порядка не в полной мере соответствуют тем особенностям цифровых рынков, с которыми сталкивается антимонопольный орган при проведении анализа состояния конкуренции. Развитие практики по предупреждению и пресечению монополистической деятельности на цифровых рынках может привести к корректировке законодательства с учетом их специфики.

Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая

Государственное регулирование экономики

Учебное пособие

Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г.Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А.М. Желтова.

Авторский коллектив: Г.И. Черкасов (глава 1), В.М. Колтунов (главы 3—4), А.М. Желтов (главы 2, 5, 6, 10—12), В.М. Непомилуев (главы 7, 8, 9, 14), Е.Н. Кириллов (глава 13).

Нижний Новгород, 1998

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

В предыдущей главе было сказано, что полемика в экономической литературе и в современном обществе в целом идет не по вопросу необходимо или нет ГРЭ — этот вопрос решен историей — а о том, каков должен быть характер ГРЭ — его цели, границы, методы и т.д. Границы уже рассмотрены. Остановимся на других проблемах.

Генеральная цель и методы ГРЭ

В самой общей форме можно сказать, что генеральной целью ГРЭ всегда является обеспечение экономической и социальной стабильности в условиях экономического роста, укрепление существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям.

Но это слишком общее определение. Его нужно конкретизировать применительно ко взаимоотношениями государства и рынка. В этом плане можно выделить три главных момента.

1. Создание правового поля для функционирования рыночной экономики. Государство — институт, устанавливающий правила поведения («правила игры», как часто говорят) рыночных субъектов. Это подразумевает, в частности, разработку социально-экономи-ческих нормативов, параметров производства и обмена, которые определяются не только собственно экономикой, но и социальными, экологическими, гуманитарными ограничителями. Государство должно не только разрабатывать эти правила поведения, но и стоять на страже их выполнения субъектами рынка.

2. Поддержание конкурентных начал в экономических процессах, ограничение (вплоть до устранения в случае необходимости) антиконкурентных сил (например, монополий). Эти ограничения должны проводиться независимо от форм собственности и характера самих монополий (частные или государственные, естественные или экономические).

3. Решение основных задач макроэкономического развития, которые рынком не решаются или решаются недостаточно эффективно, частично, со сбоями. Речь идет о стимулировании НТП, о промышленной и структурной политике, об инвестиционной политике, об обеспечении стратегических прорывов в области науки, техники и технологии, решении социальных проблем и т.д. Другими словами, государство должно обеспечить сохранность рыночного механизма, эффективность его функционирования и его социальную направленность.

Хотелось бы в связи с рассматриваемым вопросом обратить внимание на бытующее (особенно в массовом сознании, да и у отдельных теоретиков) ложное противопоставление. Оно звучит так: либо план, либо рынок.

В реальной действительности одно не исключает другого. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов, национальной экономики в целом. В рамках отдельных фирм плановые методы хозяйствования усиливаются, опираясь на маркетинговые исследования. На макроуровне в смешанной рыночной экономике возникает, усиливается и становится существенным плановое начало на основе регулирующей деятельности государства.

Самым общим принципом деятельности государства в смешанной рыночной экономике, господствующим в хозяйственной практике и признаваемым мировой экономической наукой, является принцип «не навреди», «не помешай рынку». Это расшифровывается так: государство должно не заменять рыночное саморегулирование, а дополнять и подкреплять своими действиями рыночные стимулы, ориентируя рынок на цели, названные в пособии ранее.

Не должно быть действий, разрушающих рыночные связи. Из арсенала государственных мер необходимо исключить тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.).

Существуют две группы методов регулирования экономики: прямые (административные) и косвенные (экономические). Первая группа подразумевает прямое воздействие на производственные процессы, воздействие на непосредственные параметры воспроизводства. Вторая группа методов непосредственно привязана к рыночной системе хозяйствования, подразумевает использование рыночных инструментов воздействия на интересы товаропроизводителей.

Разграничение между административными и экономическими методами в определенной мере условно. Любой экономический регулятор содержит в себе элементы администрирования и наоборот. Налог — инструмент экономический, но чтобы его применить нужно административное решение об установлении налоговой базы, ставки налога на определенном уровне и т.д. Контроль над ценами — действие административное, но оно подразумевает создание для производителей определенных параметров, режима деятельности, побуждает к принятию каких-то хозяйственных решений.

Но в смешанной рыночной экономике должны преобладать экономические регуляторы. Именно они имеют в целом неразрушающий по отношению к рынку характер, гибко вписываются в рыночную систему.

Экономические методы сохраняют и даже расширяют свободу выбора, так как обычно создают дополнительные стимулы для предпринимательской деятельности. Хозяйствующий субъект может отреагировать на какой-то новый экономический шаг государства, а может пройти мимо. Все зависит от качества принятого решения — сумело государство привлечь предпринимателя на свою сторону ради того общего интереса, во имя которого осуществляется регулирование, или нет.

Именно экономические методы регулирования направлены в основном на создание упоминавшихся «правил игры» для отдельных товаропроизводителей на едином экономическом пространстве.

Применяя экономические регуляторы, необходимо учитывать их прямой и побочный эффект.

В экономике все взаимосвязано, и связь эта зачастую разнонаправлена. Тот или иной экономический рычаг может дать положительный результат в одной области, но отрицательный в другой. Например, структурные изменения, эффективные в долгосрочном плане, приводят к высвобождению рабочей силы и осложнению проблемы занятости в ближайшем периоде. Проведение антиинфляционной политики путем ограничения денежной массы удорожают кредит, а высокие процентные ставки тормозят инвестиции и замедляют экономический рост.

Таким образом, применяя экономические рычаги, необходимо прогнозировать и взвешивать их разноплановое воздействие на поведение субъектов рыночных отношений, на экономику в целом.

Административное, директивное регулирование (заметим попутно, что сам термин «регулирование» здесь не очень удачен, точнее говорить о директивном планировании) делает, как показала практика многих стран, определяющей целью производства количественный рост. Отрицательной стороной является отрыв от реальных потребностей и поддержание на плаву фактических банкротов.

Административное регулирование целесообразно прежде всего в тех случаях, когда нужно ограничить свободу отдельного субъекта рынка во имя интересов рыночного хозяйства в целом.

Основные конкретные формы административного регулирования следующие.

1. Прямой государственный контроль над монопольным рынком.

а) Полномасштабное директивное управление естественными государственными монополиями (оборона, фундаментальная наука, общенациональная или региональная инфраструктура) и всеми государственными («казенными») предприятиями. Здесь уместны директивное планирование, установление цен и тарифов, гарантированное материально-техническое снабжение, прямое бюджетное финансирование конкретных инвестиций, прямое определение параметров производства в рамках государственного заказа. Такого рода шаги могут относиться к прерогативе не только центральных, но и местных органов власти.

б) Административное регулирование рынков товаров, производство которых является монополией самого государства или передано частным фирмам при сохранении государственной монополии на реализацию. Здесь возможно планирование цен, установление акцизов и т.д.

в) Ограниченный административный режим по отношению к экономическим монополиям и олигополиям. Здесь речь может идти об установлении границ поведения. Если хозяйствующий субъект выходит за эти границы, к нему применяются санкции, которые могут быть достаточно жесткими, в соответствии с действующим антимонопольным законодательством.

Меры здесь могут быть самые различные, вплоть до демонтажа монопольной рыночной структуры путем разукрупнения предприятий и фирм.

2. Административное регулирование побочных (внешних) эффектов рыночных процессов. Предотвращать отрицательные внешние эффекты можно и нужно не только экономическими методами (цены, налоги), но и административными. К ним относятся меры превентивного порядка: консервация части национальных ресурсов, прямой запрет пользоваться экологически грязным оборудованием и технологией, выделение природных зон, где определенные виды деятельности запрещены. Сюда же можно отнести разработку стандартов, гарантирующих безопасность и здоровье и производителей, и потребителей.

3. Административное регулирование минимальных параметров жизни и благосостояния населения — гарантированного минимума зарплаты и пенсий, пособий по безработице.

4. Административная защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей: лицензирование экспорта, контроль над иностранными инвестициями, валютное регулирование.

Непосредственное административное регулирование осуществляется главным образом на макроуровне (инвестиционные программы, подготовка рабочей силы и т.д.), но затрагивает и прямо, и косвенно и микроуровень (санкции по отношению к предприятию — монополисту и др.).

Таким образом, сфера административных методов регулирования достаточно обширна. Главное требование к административному регулированию заключается в том, чтобы оно не противоречило логике рыночных отношений, было встроено во всю систему этих отношений, использовало рыночные стимулы.

Главная задача при использовании административных рычагов — не выйти за экономически обоснованные границы, не допустить превращение административных методов в администрирование. В противном случае неизбежно превращение рыночной системы в командную, централизованно направляемую систему.

Распространенной организационной формой и административного, и экономического регулирования является составление государственных целевых программ (национальных и региональных) — по образованию, здравоохранению, экологии, структурной перестройке, ускорению НТП, подготовке кадров и др.

Программирование, в свою очередь, должно опираться на прогнозирование. Прогностическая функция государства включает разработку прогнозов темпов и пропорций воспроизводства; функциональных экономических прогнозов (прогноз трудовых ресурсов и занятости, прогноз воспроизводства основного капитала, прогноз внешнеэкономической деятельности); внеэкономических прогнозов (демографический, использования природных ресурсов). В России в 1995 г. был принят федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Это — первая попытка структурировать процесс выработки и принятия решений по важнейшим вопросам социально-экономического развития.

Использование как экономических, прежде всего, так и административных методов регулирования происходит по нескольким основным направлениям.

Основные направления ГРЭ

В российской экономической литературе термин «направления ГРЭ» используется нередко в разных значениях. Одни авторы используют его для обозначения сфер деятельности. В этом смысле как о направлениях говорят о социальной политике, об инвестиционной политике и др. Другие говорят о направлениях в смысле форм деятельности или инструментов ГРЭ. В этом случае речь идет о налоговой политике, кредитной политике и др. В данном учебном пособии понятие и термин «направления» употреблен именно в этом втором значении. В качестве таковых выделены:

1. Прямое, директивное управление предприятиями государственного сектора.

2. Государственное потребление товаров и услуг.

3. Налоговая политика.

4. Ценовая политика (регулирование цен).

5. Кредитная политика.

6. Денежная политика.

Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора

Эта форма ГРЭ подразумевает в основном административные методы, когда централизованно задаются основные параметры производства, обмена и потребления. При этом нормативно определяются цены, стандарты, нормы качества, заранее устанавливаются объемы производства, прикрепляются друг к другу поставщики и потребители и т.д. В командной экономике такое управление является всеохватывающим и практически подавляет рыночные регуляторы.

В смешанной рыночной экономике такое управление тоже имеет место по отношению к государственным («казенным») предприятиям, но при этом необходимо, чтобы «рынком» для этих предприятий было государство

Государственное потребление товаров и услуг

Оно может быть производительным и непроизводительным. К первому относятся закупки и использование основного и оборотного капитала (оборудование, сырье, полуфабрикаты) для государственных предприятий и государственных инвестиций. Ко второму — закупки товаров и услуг для непроизводительного потребления, строительства в непроизводственной сфере.

Государственные закупки создают предпринимателям особый рынок. Его специфика в индустриально развитых странах с рыночной экономикой состоит в том, что это рынок известный, гарантированный и особо прибыльный. По подсчетам ИМЭМО, цены на поставки товаров по заказам федеральных властей США примерно на 30 % выше средних цен по стране.

Иной характер носит госзаказ в командной экономике. Его плюсы для производителя: а) гарантия сбыта по фиксированным ценам, б) гарантированность ресурсов (что весьма важно в условиях дефицита). Его минус в том, что госзаказ обычно уменьшает прибыль по сравнению с той, которая может быть получена по прямым договорам. В переходной экономике госзаказ имеет двойственный характер. В нем присутствуют и прямые (административные) методы и косвенные (экономические). С одной стороны, госзаказ заранее определяет конкретные параметры будущего производства, с другой — воздействует на интересы товаропроизводителя (а это уже рыночный, экономический элемент).

Государственные закупки увеличивают внутренний рынок в том случае, если происходит мобилизация сбережений; в остальных случаях происходит простое перемещение спроса, изменение его структуры.

Закупки государством товаров частных производителей затрагивают в большинстве стран многие отрасли материального производства, в том числе и сельское хозяйство. Особенно большую роль в смешанной экономике они играют в военном секторе.

В странах ЕС на закупки товаров и услуг (в том числе, инвестиционного назначения) шло в 1985 г. около 18 % всех государственных расходов, не считая покупок, осуществленных государственными компаниями.

В РФ сегодня наиболее предпочтительными сферами прямых госзакупок являются национальная оборона и безопасность, создание государственных резервов, геологоразведка, фундаментальная наука, природоохранная деятельность, социальная сфера. При этом в систему госзаказа и госзакупок нужно активно внедрять конкурентные, конкурсные начала. Первые практические шаги правительство России сделало в этом направлении весной 1997 г., когда начались закупки товаров для нужд Министерства обороны на конкурсной основе путем аукционов.

Налоговая политика

В обществе со смешанной рыночной экономикой (да и с командной экономикой тоже) налоговая политика не должна сводиться просто к фискальной политике, т.е. служить лишь пополнению бюджета, обеспечению существования за счет налогов государственного аппарата, вооруженных сил, других бюджетных сфер. Налоговая политика является мощным средством воздействия на производство, инструментом, корректирующим рыночные механизмы.

Вырабатывая рекомендации для налоговой политики, экономическая наука обращает внимание на поиск оптимальной величины налогов. Дело в том, что увеличение налогов за определенные пределы начинает тормозить производство и приводит в конечном счете не к увеличению, а к уменьшению доходов бюджета. Теоретически это описывается так называемой кривой Лаффера. Она показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений и выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Графически кривая Лаффера выглядит следующим образом:


R — налоговые ставкиV — поступления в бюджет;

R1 — оптимальный размер налоговой ставки; V1 — максимум прибыли в бюджет.

Кривая показывает, что после того как налоговые ставки переходят оптимальную величину, увеличиваясь за ее пределы (на графике — точка R1), общий размер налогов, поступающих в бюджет, уменьшается.

Налоговая политика влияет на воспроизводство и непосредственно (налоги на прибыль и добавленную стоимость, размеры амортизационных отчислений воздействуют на темпы накопления) и косвенно (налоги, являясь основным источником доходов госбюджета, используются государством для капиталовложений, для проведения структурной и инвестиционной политики).

За счет налогов государство стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает в ее интересах отдельные отрасли, в том числе инфраструктуру.

Важной чертой налоговой политики во многих странах в последние годы стала поддержка (через налоговые льготы, снижение ставки налога) малого и среднего бизнеса.

Большое внимание в налоговой политике уделяется стимулированию научно-технического прогресса. В США платежи корпораций в федеральный бюджет уменьшаются на 20 % с суммы их расходов, направляемых на НИОКР.

Большое влияние на накопление капитала оказывает практика ускоренной амортизации основных фондов. Она позволяет корпорациям и другим предпринимательским структурам ограждать часть прибылей от налогообложения, ускоряет обновление основного капитала, повышает конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Практика эта впервые была введена в годы второй мировой войны в военной промышленности США, а сейчас стала обычной во всех индустриально развитых странах.

В 80-е годы в США, Японии, Великобритании, ФРГ шла перестройка налоговых систем с целью уменьшить масштабы налогообложения фирм и прогрессивность подоходных налогов. Была поставлена задача усилить рыночное воздействие на распределение ресурсов и усилить стимулы к предпринимательской деятельности и ускорению НТП. Снижение налогов явилось, например, важным составным элементом экономической политики, проводившейся в США при президенте Рейгане и получившей название «рейганомика». Эта политика обеспечила в сжатые сроки инвестиционное оживление и ускорение перехода к ресурсосберегающему типу экономического роста.

Примером страны, на экономике которой отрицательно сказались высокие налоги, может служить Швеция. В 1993 г. высшая ставка подоходного налога в Швеции была 72 % (для сравнения: в США — 31 %, в Великобритании — 40%, в Японии — 50 %). Доля прибыли, идущей на уплату налогов в 1989 г. в Швеции была 58 % (США — 45,3 %, Великобритания — 35 %). Чрезмерно высокие налоги вызвали торможение роста производства и дестабилизацию рынка рабочей силы. Итог: в 90-е годы в стране началась радикальная налоговая реформа.

Многие методы налоговой политики в индустриально развитых странах Запада, направленные на стимулирование производства и НТП, на сдерживание инфляции должны использоваться и в России. Налоговая политика в нашей стране пока еще далека от совершенства, слабо выполняет фискальные функции и недостаточно стимулирует производство.

Новый налоговый кодекс и ряд мер в области налогообложения и льгот, которые Правительство России начало проводить в 1997 г., направлены на то, чтобы, с одной стороны, серьезно улучшить собираемость налогов, а с другой, более действенно использовать собранные налоги и для решения социальных проблем и для инвестиционных целей.

Политика регулирования цен

Государственное регулирование цен может осуществляться несколькими способами. Среди них:

1) Установление твердых, фиксированных цен. Как массовое такое действие типично для директивно-плановой экономики. Твердые цены могут быть установлены государством и в рыночной экономике, прежде всего в государственном секторе, на казенных предприятиях, по отношению к естественным монополиям.

2) Установление потолка цены т.е. максимальной цены, по которой продавец может реализовать свой товар (услугу). Потолок цен иногда регулирует рынок жилья (Швеция), рынки социально значимых благ, доступ к которым при равновесных ценах для относительно бедных слоев населения бывает затруднен.

3) Ценовая поддержка. При избытке, например, продукции сельского хозяйства государство закупает по фиксированным ценам продукцию фермеров, не давая этим цене упасть ниже определенного минимума. Такая практика довольно широко распространена в США и некоторых странах Западной Европы.

Кредитная политика

Регулирование воспроизводства через кредитный рынок весьма разнообразно. В основном оно сводится к двум типам политики: стимулирование кредита (кредитная экспансия) или сдерживание, ограничение кредита (кредитная рестрикция). При этом используются различные конкретные методы.

Учетная (дисконтная) политика. С помощью учетной ставки государство влияет на объем и направление капиталовложений. Повышение учетной ставки делает капитал дороже, замедляет инвестиции и, наоборот, понижение учетной ставки заинтересовывает предпринимателей в том, чтобы обращаться в банк за кредитами и использовать их для капиталовложений.

Учетная политика очень широко использовалась в конце XIX — начале XX в. В 30—40-х гг. нашего столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику «дешевых» денег. С 50-х гг. использование учетной политики во многих странах вновь активизировалось. В США за 1950—1970 гг. учетная ставка изменялась 23 раза (от 1,5 до 5,5 %), в Англии — 40 раз (от 2,0 до 8,0 %), в ФРГ — 31 раз (от 2,75 до 7,5 %). Один из последних шагов в этой области — понижение учетной ставки Бундесбанком (Германия) и последовавшее за этим понижение учетных ставок центральными банками Франции и некоторых других стран ЕС в 1992 г. в целях удешевления кредита и стимулирования капиталовложений. ЦБ РФ активно использует дисконтную политику. Ставки межбанковского кредита и ставки по депозитам населения в последние годы неоднократно менялись.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Это способствует улучшению банковской ликвидности, заставляет банки более осмотрительно осуществлять инвестиции и этим способствует стабильности банковской системы.

В России за 1994—1996 гг. ЦБ неоднократно вносил изменения в практику обязательного резервирования в целом в сторону увеличения резервных требований. Это делалось для поддержания темпов роста денежной массы в обращении в заранее установленных рамках и для того, чтобы «приучить» постепенно коммерческие банки к более осмотрительной инвестиционной политике.

Государственное кредитование предпринимателей на коммерческих началах. В странах со смешанной рыночной экономикой оно обладает рядом особенностей: а) длительность сроков кредитов стимулирует капиталовложения в отрасли с замедленным циклом оборота; б) низкий процент делает для предпринимателей выгодной пропорцию, в которой реализованная прибыль распадается на процент и предпринимательский доход.

Безвозмездные правительственные субсидии. Во Франции за счет госбюджета субсидировались нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность для повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. В ФРГ субсидировалось потребление местного бурого угля, некоторые отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности. В Англии субсидировалось авиастроение и судостроение. В США, ФРГ и ряде других стран широко применяются субсидии и в сельском хозяйстве. Бесспорно, что кредитная поддержка сельскохозяйственных производителей всех форм собственности должна активно проводиться и в России. Списание долгов сельхозпроизводителей, ставшее в России уже традицией, по сути дела — форма безвозмездного субсидирования сельского хозяйства.

Денежная политика

Регулируя денежную массу, находящуюся в обращении, государство воздействует на цены, на процентные ставки, а тем самым — на потребление населения и на инвестиции.

К денежной политике относится также установление ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с государственными облигациями и другими ценными бумагами. Эти операции также воздействуют на процентные ставки, на курс акций, на товарные цены, следовательно, влияют на потребление и инвестиции. В конечном счете денежная политика может оказать воздействие на размеры ВНП и экономический рост.

Во второй половине XX века практика использования денежной массы для регулирования хозяйственной конъюнктуры приобрела в промышленно развитых странах Запада со сложившейся рыночной экономикой массовый характер. Научные основы этой политики сформулированы, как отмечалось во второй главе пособия, теорией монетаризма. Крупнейшим ее представителем является профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии М.Фридмен.

Регулирование государством всей системы денежного обращения — одна из насущных задач ближайшего будущего в России. Л.Абалкин в связи с этим отмечал, что нужно переосмыслить систему ценовых регуляторов, в том числе ценообразование на продукцию естественных монополий. Нужно усовершенствовать воздействие ЦБ на инвестиционную и структурную политику. Нужно вовлечь в реальный оборот валютные ресурсы, получаемые от внешней торговли, создать условия для возвращения в Россию «сбежавших» капиталов.

Национальные особенности ГРЭ

При рассмотрении методов ГРЭ уже отмечалось, что они не обособлены друг от друга, взаимосвязаны и могут взаимодействовать по-разному. Отсюда — сложность выбора макроэкономической политики. Взаимодействие целей и инструментов ГРЭ может быть двоякого рода — как взаимодополнение и как противоречие и, даже, взаимоисключение.

Например. Взаимодополняют, действуют однонаправленно экономический рост, занятость и доходы. Разнонаправленно могут действовать меры против безработицы и инфляции. Противоречат друг другу (особенно в длительной перспективе) абсолютная занятость и экономическая эффективность.

С учетом всего этого макроэкономическая политика государства всегда стоит перед выбором приоритетных направлений и последовательности решения проблем.

Государственное регулирование должно учитывать национальную специфику стран и регионов, бережно относиться к историческим традициям хозяйствования. Поэтому конкретные типы рыночного регулирования весьма разнообразны.

Названные общие принципы и методы, также как и конкретные направления и используемые при этом рычаги, в разных странах, как показывает практика, могут использоваться по-разному.

Некоторые авторы выделяют четыре основных типа рыночного регулирования:

1. Американский (США, Канада). Регулирование осуществляется главным образом неоклассическими, монетаристскими методами, вмешательство государства в социальную сферу, социальная поддержка населения весьма ограничены.

2. Скандинавский (Швеция, Финляндия). Активное вмешательство государства в социальную сферу, существенное перераспределение доходов в сторону их выравнивания. В связи с этим более высокий уровень налогов и использование их в промышленной и социальной политике.

3. Континентально-европейский (Германия, Австрия, Нидерланды, Франция). Тип регулирования можно условно назвать промежуточным между первым и вторым. Достаточно значительное внимание социальным проблемам (понятие «социальное рыночное хозяйство» появилось в трудах германских ученых). Гибкое сочетание использования государственного сектора, кейнсианских и неоклассических методов регулирования.

4. Азиатский (Япония, Южная Корея, Сингапур, Таиланд). Здесь палитра конкретных методов, пожалуй, более разнообразна от страны к стране.

В централизованно управляемой системе существовали и существуют советская, китайская, албанская, кубинская модели ГРЭ.

Что можно в этом плане сказать о современной России? Экономика нашей страны переходная от административно-командной к рыночной. Стабильная экономическая система еще не сложилась. Система эклектична. Она включает в себя элементы и прошлой командной системы и нарождающихся рыночных отношений. Причем эти рыночные отношения в немалой степени напоминают не столько современный рынок индустриально развитых стран, сколько отношения, процветавшие в период, как теперь часто говорят, «дикого» капитализма на рубеже XIX и XX вв.

Окончательный выбор конкретной модели переходной экономики и, тем более, будущей экономической системы в России, выбор наиболее эффективной макроэкономической политики, выбор механизма ГРЭ во многом будет зависеть не только от прагматических соображений, диктуемых экономической эффективностью и социальной направленностью, но и от соотношения политических сил в стране.

Литература

Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (принят Госдумой 23 июня 1995 г.)

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1995 г. № 1170. «О разработке прогноза и программы социально-экономического развития РФ на 1996—2000 гг., прогноза и концепции социально-экономического развития РФ на 1996—2005 годы».

Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. — С.-Петербург, 1992, гл. 4.

Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Ч. II. — Н.Новгород, 1996, лекция 7.

Лившиц А.Я. Государство в рыночной экономике// Российский экономический журнал, 1992, № 10—12.

Макконнелл К.P., Брю С.Л. Экономикс. — М., 1992, т. 1, гл.2 и 8.

Рыночная экономика в трех томах. — М., 1992, т. 1, ч. II, гл. 9 и 11.

Самуэльсон П. Экономика. — М., 1964, ч.1, гл. 9—11.

Хейне П. Экономический образ мышления. — М., 1991, гл. 14.

Эклунд К. Эффективная экономика. — М., 1991, ч. 1, § 4; ч. II, § 5.

Экономика. Под ред. А.С.Булатова. — М., 1997, гл. 21, § 3—6.

  • 1. Сформулируйте определение терминов «конкуренция» и «монополия».
  • 2. Какова цель законодательства о конкуренции?
  • 3. В чем особенности российского конкурентного законодательства?
  • 4. Какие государственные программы развития конкуренции были приняты и реализованы в России? Охарактеризуйте основные положения данных программ.
  • 5. Каковы критерии «доминирующего положения». Какие виды доминирования вам известны?
  • 6. Каковы формы злоупотребления доминирующим положением?
  • 7. В чем отличия соглашений, ограничивающих конкуренцию, от согласованных действий?
  • 8. В чем отличие горизонтальных и вертикальных соглашений? Перечислите виды горизонтальных и вертикальных соглашений.
  • 9. Сформулируйте определение недобросовестной конкуренции. Охарактеризуйте основные признаки недобросовестной конкуренции.
  • 10. Какие формы недобросовестной конкуренции вам известны?
  • 11. Какими полномочиями обладает антимонопольный орган России?
  • 12. Какими полномочиями в части развития и защиты конкуренции обладает Евразийская экономическая комиссия?

Дополнительная литература

Борзило, Е. Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности : науч.-практ. руководство. — М., 2014.

Варламова, А. Н. Конкурентное право России. — М» 2009.

Варламова, А. II. Правовое обеспечение развития конкуренции: учеб, пособие. — М., 2010.

Гаврилов, Д. А., Пузыревский С. А., Серегин Д. И. Конкурентное право: учебник. — М.., 2014.

Кипев, А. К). Картель — тайная монополия: сб. статей и интервью. — М., 2012.

Конкурентное право России : учебник / отв. ред. И. Ю. Артемьев, С. А. Пузы- ревский, Л. Г. Сушкевич. — М., 2014.

Ишимбаев Р. Н.

Аннотация. Статья посвящена исследованию российских и зарубежных подходов к определению понятия конкуренция. Представлена трактовка данного понятия, раскрыты некоторые противоречия в подходах к определению конкуренции, исследованы основные факторы формирования данной экономической категории.

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где было соперничество, оно не было столь ожесточенным.

Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция является одной из ключевых категорий рыночной экономики. Без неё невозможно дать адекватную оценку состояния отрасли, любой сферы экономической деятельности человека.

В современной науке и практике выработано многоплановое представление о конкуренции, что выразилось в различных определениях этого понятия. На сегодняшний день можно выделить 4 подхода к исследованию конкуренции: структурный, функциональный (ролевой), поведенческий и комплексный.

Анализ существующих определений конкуренции позволил автору классифицировать теоретические подходы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Классификация подходов к исследованию конкуренции. (Схема автора)

Одни авторы (К. Р. Макконелл, С. Л. Брю, М. Буйи, Н. Г. Менкью, Ф. Найт) придерживающиеся широко распространённого в настоящее времяструктурного подходав исследовании конкуренции, рассматривая её как особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами:

1) наличием на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса;

2) свободой для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки или покидать их.

К. Р. Макконел, С. Л. Брю в научном труде «Экономикс» связывают конкуренцию с наличием на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможностью для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его. Они рассматривают конкуренцию в качестве основной регулирующей силы при капитализме .

Учёный М. Буйи рассматривает конкуренцию в качестве «ситуации, способствующей свободному формированию цен и действию законов спроса и предложения на конкретном рынке». Позиция Н. Г. Менкью на этот же вопрос «условия, когда количество выступающих на рынке лиц или предприятий настолько велико, что поведение каждого из них не влияет на уровень цен».

Ф. Найт под конкуренцией понимал ситуацию, в которой «конкурирующих единиц много и они независимы» .

Другой подход в освещении конкуренции функциональный (ролевой). Согласно данной позиции основной характеристикой конкуренции следует считать выполняемые ею экономические функции (в частности представителями этого направления являются Й. Шумпетер, Ф. Хайек, А. Маршал, Э. Черберлин, А. В. Кондрашов, В. А. Новиков).

Й. Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счёт преимущества в издержках и качестве самого продукта. Й. Шумпетер называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новыми товарами, новыми технологиями, новыми источниками обеспечения потребностей, новыми типами организаций .

Австрийский экономист и философ Ф. Хайек высказывался о конкуренции как о «централизованном планировании, осуществляемом множеством самостоятельных индивидов».

А. Маршалл, определяя понятие «конкуренция», указывает, что это «состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо» . Развивая данную мысль можно перефразировать, что «конкуренция» это состязание одного предприятия с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо.

Монополизм и конкуренция в реальной экономике тесно взаимосвязаны. Так Э. Черберлин в своих исследованиях справедливо указывает на то, что реально существующая конкуренция «… редко бывает свободна от элементов монополии…», то есть в действующих условиях монополизм является частью конкуренции .

А. В. Кондрашов считает, что конкуренция является основным фактором, который заставляет предприятие улучшать качество товара, искать новые технологии, тем самым симулирует технологический процесс в обществе, удешевляет производство и снижает стоимость товаров.

Конкуренция – элемент рыночного механизма, связанных в условиях рынка с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества коммерческих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг .

Не менее распространённым в науке и практике является поведенческий подходв описании конкуренции. В соответствии с этой трактовкой различные авторы (Р. А. Фатхутдинов, Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, М. Портер, А. Ю. Юданов) рассматривают конкуренцию как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объём платежеспособного спроса потребителями, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Р. А. Фатхутдинов отмечает, что «конкуренция» — это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях . Конкуренция рассматривается как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Н. И. Перцовский и И. А. Спиридонов имеют одинаковые позиции и считают, что конкуренция представляет собой экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

По мнению М. Портера «Сущность разработки стратегии проистекает из характера самой конкуренции. Однако и до сих пор встречается слишком узкий и пессимистический взгляд на конкуренцию. Хотя иногда от руководителей компаний можно слышать противоположные утверждения, интенсивную конкуренцию в отрасли нельзя рассматривать ни как случайное стечение обстоятельств, ни как неудачу.

Более того, в борьбе за долю рынка в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности» .

По высказыванию А. Ю. Юданова: «Конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму капиталистической экономики. Если личные интересы дают сильнейшую мотивацию участникам хозяйственных процессов (всё, что они делают, делается исключительно для себя, к собственной выгоде), то конкуренция направляет их деятельность в благоприятное для всего общества русло. Ведь в ней побеждает тот, что лучше удовлетворяет интересы потребителей».

И наконец, некоторые исследователи давая определение понятию «конкуренция», объединяют в нём все изложенные выше признаки (комплексный подход).

Так М. Туган-Барановский более ста лет назад сформулировал для словаря Брокгауза и Ефрона такое определение: «конкуренция — в области народного хозяйства деятельное соперничество нескольких лиц в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в своё исключительное обладание то или иное хозяйственное благо, и потому конкуренция всегда имеет характер борьбы».

Г. Я. Киперман указывает, что конкуренция – это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

Проведённое исследование позволяет автору утверждать, что конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом для активизации инновационных процессов. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. При данном подходе понятие конкуренции рассматривается, в первую очередь, как динамический процесс. Конкуренция проявляется в совершенствовании продуктов и технологий, формировании новых рынков, новых источников сырья или новых типов организации, что, как правило, требует инвестиций. В свою очередь, стимулом для осуществления инвестиций выступает возможность получения положительной экономической прибыли до тех пор, пока ценовая конкуренция не приведет к снижению цены до уровня долгосрочного равновесия.

Всё ранее сказанное позволяет сформулировать определение понятия конкуренции как особенное свойство рынка, которое создаёт такие дополнительные, действенные мотивы хозяйствующих субъектов как стремление повышать свою эффективность; снижать свои издержки; вывод на товарные рынки новых видов товаров, продукции, услуг.

На наш взгляд исследование подходов к определению понятия конкуренции поможет в будущем широкому кругу людей использовать в информационной экономике.

Литература

2. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. М.: ГНОМ и Д, 2001. — 142 с. — ISBN: 5-296-00076-5

5. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции / Э.Чемберлин. М., Экономика, 1996. — 405 с. — ISBN: 5-282-01759-8

6. Новиков, В.А. Толковый словарь: Термины рыночной экономики / В. А. Новиков . – М.: Наука, 1994 . – 233 с. — ISBN 5-02-010842-1.

7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб.пособие. М.: «Эксмо», 2005. – 546 с. ISBN 5-699-11080-1

10. Портер М.Э. Конкуренция». — М.: Вильямс, 2010. — 592 с. — ISBN 978-5-8459-1584-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *