Андреев ПФР

Андреев ПФР

Каждую неделю в Москве и Подмосковье становится на шесть-семь тысяч пенсионеров больше, а общее количество людей, получающих пенсионные выплаты, исчисляется миллионами. О том, как справиться с такими объемами работы, для чего хранить закрытые дела 75 лет, почему не стоит часто менять негосударственные пенсионные фонды и на что москвичи чаще всего тратят материнский капитал, в интервью m24.ru рассказал управляющий государственным учреждением – отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области Андрей Андреев.
– Андрей Евгеньевич, расскажите о специфике работы вашего отделения. Сколько пенсионеров сегодня проживают в Москве и области?
– У нас сегодня по Москве и Московской области насчитывается 5,2 миллиона пенсионеров. Другого такого субъекта в России нет. Ближайшие к нам по численности – Санкт-Петербург и Ленинградская область. Отделение ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области также объединяет два региона, и там проживает порядка 1,7 миллиона человек, которые получают пенсию. У нас же только Московская область перешла порог в два миллиона. В этом и заключается основная сложность и специфика работы нашего отделения, и мы постоянно находимся в поиске оптимальных решений по повышению эффективности работы и других улучшений в интересах наших пенсионеров.
– Это действительно огромная цифра. А сколько человек ежегодно выходит на пенсию?
– В год мы назначаем порядка 300 тысяч новых пенсий. И каждую неделю прибавляется по шесть-семь тысяч человек, которые начинают по тем или иным основаниям получать пенсию в нашем отделении.

«Большинство получают страховую пенсию по старости – это 95 процентов. Остальные 5 процентов приходятся на пенсии по инвалидности, потере кормильца и прочие»

– Хотелось бы понять структуру. Сколько человек получают пенсию по старости, потере кормильца и другим критериям?
– Подавляющее большинство получает пенсию по старости, или страховую пенсию, это 95 процентов. Остальные 5 процентов приходятся на пенсии по инвалидности, по потере кормильца и все прочие. По инвалидности – 173 тысячи, по потере кормильца – 65 тысяч. Это огромные цифры, вдумайтесь: 65 тысяч человек не имеют кормильца, значит, при каких-то обстоятельствах он ушел из жизни. Кстати, я тоже получал с полутора лет и до совершеннолетия пенсию по потере кормильца, так что я, можно сказать, профессиональный пенсионер.

Как правильно получить ежемесячную компенсационную выплату работающим пенсионерам

– А работающих пенсионеров в регионе много?
– Вы знаете, интересная очень цифра. Несмотря на то, что в области в 1,5 раза меньше пенсионеров, почему-то получается так, что количество работающих в городе и области примерно одинаковое. В первом квартале 2017 года их насчитывается более 636 тысяч в Москве и более 602 тысяч в Подмосковье. Еще надо помнить, что цифры эти гуляют в небольших пределах, где-то плюс-минус тысяча. Например, сейчас летний период, и люди уезжают на дачи. Потом осенью они приедут, устроятся на работу – и работающих пенсионеров станет больше.

– В последнее время было много споров о необходимости изменения пенсионного возраста. Как вы считаете, нужно ли менять эти нормативы, и какой возраст был бы наиболее оптимальным, чтобы система лучше работала?
– Это давний спор. Текущий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщины и 60 лет для мужчины – был определен аж в 1956 году. С тех пор прошло уже 60 лет. Как сильно изменились условия жизни за эти годы? Как долго человек может работать в современном мире? Как рынок труда отреагирует на возможные решения об увеличении пенсионного возраста? На эти вопросы трудно ответить однозначно. Например, в некоторых регионах, где нет надлежащего медицинского обслуживания, где слабо работает социальная защита, для людей просто дожить до 60 лет – счастье.
В то же время, в Москве – медицина и все остальное находится на гораздо более высоком уровне, здесь выше качество жизни. Поэтому в 60 лет человек может не чувствовать себя старым. Это индивидуально. Мне самому 60 лет, могу я работать? Наверное, могу, и еще долго. К тому же, многое зависит и от условий труда. У госслужащего одни условия работы, а у крестьянина они совершенно другие. Соответственно, у каждого степень поддержания здоровья разная. Важную роль играет образ жизни, хронические болезни, наличие или отсутствие вредных привычек. И даже период дожития, определенный на уровне 17 лет, – всего лишь усредненный показатель. Поэтому можно бесконечно спорить.

– Насколько активно сейчас жители региона софинансируют свои пенсии?
– За все время действия программы государственного софинансирования пенсии, то есть с января 2009 года по декабрь 2016 года, жители столичного региона внесли в фонд своей будущей пенсии более 3,2 миллиарда рублей, которые были софинансированы государством. Еще более 160 миллионов рублей в пользу своих сотрудников внесли работодатели, но эти взносы не софинансируются государством.
В 2016 году участники программы внесли на свои счета 366,3 миллиона рублей. Взносы работодателей составили более 16,8 миллиона рублей. В этом году гражданами внесено 88 миллионов рублей, работодателями – 2,5 миллиона рублей. Если посмотреть эти цифры по регионам, то есть кто активнее участвует в программе, получатся, что по Москве в 2017 году гражданами внесено 64,4 миллиона рублей, по Московской области – 26,2 миллиона рублей.

«В 2017 году с просьбой о регистрации на портале госуслуг обратились более 100 тысяч человек, то есть вдвое больше, чем за прошлый год»

– В прошлом году ваше отделение стало помогать пенсионерам регистрироваться на портале госуслуг. Каковы итоги этого проекта, насколько востребованным он оказался?
– Мы отмечаем растущий интерес граждан к получению доступа на портал госуслуг и возможности получать государственные услуги в электронной форме. Если в 2016 году с просьбой о регистрации на портале к нам обратилось около 44 тысяч граждан, то в 2017 году (по состоянию на июнь) – уже более 100 тысяч, то есть в два раза больше, чем за предыдущий год. И сегодня эту услугу мы предоставляем во всех наших 177 клиентских службах по Москве и Московской области. Для нас важно, что у граждан появляется возможность выбора.
Что касается востребованности государственных услуг ПФР в электронной форме, то на первом месте здесь стоят вопросы материнского капитала: подача заявлений на получение государственного сертификата на материнский капитал, распоряжение его средствами, в определенные периоды – на единовременную выплату. На втором месте по востребованности – пенсионные вопросы. В то же время остаются граждане, которые с недоверием относятся к высоким технологиям и с осторожностью дают свои персональные данные. Опасаются, что кто-то может эти данные похитить и распорядиться ими по собственному злому умыслу.

– Проводите какую-нибудь разъяснительную кампанию для них по поводу безопасности?
– Мы постоянно ведем разъяснительную работу – через СМИ, в клиентских службах, в организациях и учреждениях, на встречах по направлениям нашей деятельности, в том числе, убеждаем граждан быть бдительными. Ведь такие случаи, когда пенсионеров обманывают в реальной жизни, представляются сотрудниками пенсионного фонда, рассказывают, что по какой-то госпрограмме полагаются некие деньги, и те соглашаются выполнить условия, сообщить персональные данные, номера банковских карт – такие случаи постоянны.
Здесь хочу особо подчеркнуть, что мы крайне редко ходим домой к пенсионерам. Делается это, как правило, в исключительных случаях и никогда не носит массовый характер. При этом сотрудник никогда не придет без предварительной договоренности с человеком. Поэтому если у вашего порога появляется «сотрудник пенсионного фонда», ответьте ему через закрытую дверь: «Спасибо, очень приятно, но я лучше сам к вам приду».

– Теперь о заблаговременной работе с гражданами и работодателями по назначению пенсии. Ранее планировалось ввести систему оповещения граждан о том, что у них уже подходит срок пенсии. Как развивается этот проект?
– К реализации этого проекта мы приступили в 2008 году. Заблаговременную работу по назначению пенсий мы начинаем с будущими пенсионерами, как правило, за год до достижения ими пенсионного возраста. В процессе этой работы наши специалисты проверяют наличие всех необходимых для назначения пенсии документов, а также правильность их оформления. При необходимости мы оказываем содействие будущим пенсионерам в розыске недостающих документов, направляя запросы в архивные учреждения или в организации.
Для повышения эффективности этой работы, мы привлекаем работодателей. Так, к началу этого года заключено около семи тысяч соглашений об электронном информационном взаимодействии с работодателями по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии сотрудникам этих организаций, выходящим на пенсию в ближайший год. В результате, кадровые службы данных организаций направляют документы и заявления граждан в наши территориальные органы, что существенно экономит время как самих граждан, так и время, необходимое для назначения пенсий.

– Как планируете развивать отделение? Какие наиболее масштабные задачи стоят перед вами?
– Мы создаем большой технологический центр в Звенигороде. Он объединит централизованный архив закрытых и действующих пенсионных дел, центр по начислению и выплате пенсии, центр по назначению пенсий, а также информационный центр обработки данных. Наш технологический гигант – централизованный архив будет содержать примерно 12–13 млн единиц хранения. Реализация этого проекта повысит эффективность нашей работы, позволит достигать высочайшей степени контроля, прозрачности, оптимизирует организационно-штатную структуру.
В настоящий период из территориальных подразделений отделения – 41-го управления по Москве и Московской области – в централизованный архив отделения ПФР по Москве и Московской области поступили закрытые и поступают действующие пенсионные дела граждан. Численность закрытых дел составляет примерно семь-восемь миллионов единиц, действующих – более пяти миллионов. Параллельно они переводятся в электронный вид. В дальнейшем большая электронная база пенсионных дел позволит специалистам Пенсионного фонда работать с ними на удалении, а тем, кто ведет ежедневный прием граждан, видеть пенсионные дела на экране, оперировать данными, выдавать необходимые справки.

«По закону, закрытые дела нужно хранить 75 лет. Наша практика показывает, что они постоянно бывают востребованы»

– Поясните, пожалуйста, что такое закрытые дела?
– Закрытые пенсионные дела – это когда люди умерли, либо достигли совершеннолетия – в случае с пенсиями по потере кормильца, либо снята инвалидность или же любая другая причина, по которой выплаты прекращены. По закону такие дела нужно хранить 75 лет. Причем, как показывает наша практика, они постоянно бывают востребованы. Кому-то инвалидность восстановили, кому-то необходимо получить справки или копии документов.
Поэтому наша задача – сохранить не только текущие, открытые пенсионные дела, но и те, что были закрыты. В звенигородском комплексе смонтирована надежная система пожарной безопасности, которая тушит пламя сухим способом – то есть не водой, а порошком, чтобы не уничтожить бумагу. Мы надеемся, что в целом, за счет этой централизации, все запросы от граждан будут проходить быстрее, и люди смогут получать необходимые справки в более короткие сроки.
– Какое направление расходования средств материнского капитала самое востребованное?
– Должен сказать, что за десять лет действия государственной программы материнского (семейного) капитала отделением выдано более 705 тысяч государственных сертификатов на материнский капитал и выплачено 86,3 миллиарда рублей. Из четырех направлений расходования средств, которые определены законодательством, конечно, самым популярным все эти годы у семей Москвы и Московской области остается улучшение жилищных условий. На эти цели за десятилетний период направлено 67 миллиардов рублей. Даже в этом году из 5,7 миллиардов, выплаченных нашим отделением, 5,2 миллиарда направлено на эти цели. Хотя семьи все активнее используют и другие направления расходования средств материнского капитала: на образование детей, на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, на накопительную пенсию мамы.

– Много ли человек переходят от вас в негосударственные пенсионные фонды? И есть такие, кто потом возвращаются обратно?
– Ситуация сегодня, к сожалению, складывается в пользу негосударственных пенсионных фондов. При этом тенденция такова, что человека, который выбрал НПФ, начинают перетягивать, как канат: его регулярно переводят из одного фонда в другой. И не всегда это корректно делается. Например, есть люди, которые профессионально занимаются сбором персональных данных граждан и продажей их в негосударственные пенсионные фонды. Первые признаки этого появились еще в 2003 году, и с тех пор у них накопились обширные базы данных, которые они продают.

– Чем это может быть опасно для граждан?
– Вот есть база, которая содержит данные человека, и ее продали в три разных НПФ. И потом, когда эти фонды «схлопываются», оказывается, что реальное заявление было только одно. Как правило, которое было подано последним. В этом случае человеку гарантируются только пенсионные накопления предыдущих лет, а по инвестиционному доходу возникают вопросы. Самое обидное, что с этим ничего сделать нельзя. Поэтому мы разъясняем, напоминаем, что досрочные переходы всегда связаны с потерей инвестиционного дохода. И, кроме того, напоминаем, что необходимо быть очень внимательными при подписании любых финансовых документов, потому что в них может содержаться, в том числе, строка о переводе накопительной части пенсии в НПФ.
– А многие возвращаются потом назад из НПФ в государственный пенсионный фонд?
– Есть, но их единицы. Как правило, они переходят из фонда в фонд, пытаются выбрать место, где доходность по итогам года выше. В итоге часто сами себя «обхитряют» и возвращаются к нам. Вообще прыгать из фонда в фонд не стоит – ни к чему хорошему это не приведет, а в конечном результате – вообще можно потерять весь инвестиционный доход. Лучше всю жизнь в одном пенсионном фонде находиться и получать стабильную прибыль, но это мой совет.

– Какие рекомендации можно дать тем, кто хочет получать нормальную, полноценную пенсию? Что делать и чего не делать?
– Ответ простой: работать, работать и работать. Регулярно проверять поступления на свой счет в личном кабинете на официальном сайте Пенсионного фонда. Следить, все ли отчисления сделал работодатель. И, конечно, работать надо на полностью законных основаниях, то есть «в белую». Потому что в конечном итоге размер будущей пенсии зависит от подтвержденного стажа работы и объема уплаченных страховых взносов.
Беседовал http://www.m24.ru/articles/145132?utm_source=CopyBuf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *