Анкета бенефициара, образец

Анкета бенефициара, образец

Часто, заключая договор страхования, мы не знаем и даже не пытаемся выяснить для себя элементарные термины. Вопрос «какую строку мне заполнять в заявлении» – можно услышать от каждого второго клиента страховой компании. А терминологию в страховании знать надо непременно, особенно если вы заключаете договор страхования жизни для получения кредита. Застрахованное лицо и выгодоприобретатель – кто это? Давайте разбираться, чтобы потом у вас не возникли вопросы к банку и страховой компании.

Стороны договора

Заключая договор страхования в банке, клиент старается не задавать «лишних» вопросов, да и сам договор читает редко. Тут уж не до терминов. Договор подписывают две стороны – Страховщик и Страхователь. Страховщик – это компания, имеющая специальную лицензию (на страхование), принимающая на себя риск за определенную договором плату. Страхователь – это тот, кто заключает договор страхования со страховщиком и выплачивает ему страховую премию (взнос) за передачу ответственности по несению риска. Более подробно о каждой из этих сторон вы можете прочитать в этой статье.

Застрахованное лицо и выгодоприобретатель

Если клиент страховой компании страхует собственную жизнь и здоровье, то он одновременно является и застрахованным. Страхователь и застрахованный могут быть разными лицами. Мать может страховать жизнь своего ребенка. Тогда она является страхователем, а ребенок – застрахованным.

Таким образом, застрахованное лицо – это лицо, интересы которого являются объектом страхования (жизнь, здоровье и т.д.).

Еще в качестве примера можно привести договор коллективного страхования, к которому банк может предложить присоединиться заявителю на кредит. В этом случае страхователем является банк, страховщиком – страховая компания, а застрахованным – заявитель на кредит.

В договоре может быть назначен выгодоприобретатель. Если в него включены несколько рисков – временная нетрудоспособность, наступление инвалидности и т.д., то по ним выгодоприобретателем автоматически будет считаться застрахованный (или его законный представитель, если застрахован несовершеннолетний ребенок). По риску «смерть», выгодоприобретателя назначает застрахованное лицо и заверяет это своей подписью в полисе. За несовершеннолетнего расписывается законный представитель.

Итак, выгодоприобретатель – это лицо, назначаемое страхователем для получения страховых выплат по договору страхования.

Например, г-н Кузнецов И.И. застраховал свою жизнь на 500 тысяч рублей. В случае его смерти эта сумма будет выплачена его наследникам или лицу, которое он обозначит в полисе. Если в качестве выгодоприобретателя в полисе записана г-жа Кузнецова Е.И., то выплату она сможет получить сразу, после подачи заявления в страховую компанию, которая признает этот случай страховым. Если в этой графе написано «наследники по закону», то выплату они смогут получить только через полгода, когда вступят в права наследования и в пропорциях, определенных в присутствии нотариуса, если наследник не один.

В выше рассматриваемом примере про коллективный договор, выгодоприобретателем в нём является банк, т.е. при невыплате кредита застрахованным заёмщиком (должником), страховщик будет выплачивать страховую премию банку.

Сегодня у страховых компаний много стандартизированных или коробочных продуктов по страхованию жизни и здоровья, где исключена возможность назначения выгодоприобретателя. Но это никак не касается страхования при кредитовании.

Если договор личного страхования жизни заключается при кредитовании

В этом случае в договор страхования вносится дополнение. Его необходимость обусловлена тем, что банк должен своевременно получить очередной взнос по кредиту. Страховка поможет застрахованному лицу, которое одновременно является заемщиком, сохранить свою платежеспособность на случай утраты трудоспособности. Он получит выплату, которая позволит ему избежать просрочки уплаты взносов.

Предполагается, что в случае его смерти страховая выплата будет направлена банку в счет причитающихся ему платежей по кредиту. Для этого в полисе (или договоре) делается запись: «Выгодоприобретателем по риску «смерть застрахованного» является Банк в части непогашенной задолженности по Кредитному договору № ___». Все, что останется от выплаты после оплаты долга банку, получат наследники застрахованного лица.

Выгодоприобретатель в имущественном страховании

В страховании имущества ситуация с выгодоприобретателем другая. В соответствии с ГК РФ им может быть только лицо, имеющее законное право владения им и интерес в его сохранении. Например, собственник жилья или автомобиля. А если их имущество находится в залоге у банка? И здесь находится выход, как банку стать выгодоприобретателем.

Страхование залогового имущества проводится на случай частичного повреждения и полной его гибели (так называемый тоталь). В случае частичной порчи имущества выгодоприобретателем назначается собственник (по умолчанию – страхователь). А вот при полной конструктивной гибели или утрате предмета залога им становится банк, опять же в части непогашенной задолженности.

В любом случае является ли выгодоприобретателем банк, наследники или сам застрахованный, финансовая защита будет вполне ощутимой. Банк получит то, что ему причитается, а наследникам не придется нести бремя долгов своего родителя или другого родственника.

И помните, что страхование – это атрибут цивилизованного рынка экономических отношений, а не поборы банков и страховых компаний. Заботьтесь о себе и удачи вам!

Дедиков Сергей Васильевич, ведущий эксперт в сфере ПОД/ФТ. Старший партнер общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ.

Выявление бенефициарных владельцев клиентов: методические рекомендации

5 декабря 2018 года на сайте Росфинмониторинга опубликовано информационное письмо от 04.12.2018 г. № 57 «О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов». Этот документ предназначен для применения следующими субъектами противолегализационного контроля:

— лизинговые компании;
— организации федеральной почтовой связи;
— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске играх, в том числе в электронной форме;
— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
— операторы по приему платежей;
— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
— операторы связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
— индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Он также может использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторами при работе с клиентами, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции такие операции, как сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), а также при выявлении операций, в отношении которых имеются основания полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Цель принятия Методических рекомендаций — повышение эффективности выявления бенефициарных владельцев клиентов.

Порядок сбора и работы со сведениями о бенефициарах

Методические рекомендации состоят из трех разделов. В первом из них приводятся вначале международно-правовые основы требования о выявлении бенефициарных владельцев — Рекомендации Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ): 10 «Надлежащая проверка клиента»; 22 «УНФПП (установленные нефинансовые предприятия и профессии) – надлежащая проверка клиента» и 23 «УНФПП – иные меры». Согласно этим Рекомендациям финансовые учреждения и УНФПП обязаны устанавливать бенефициарного владельца и принимать такие разумные меры по проверке личности бенефициара, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является таковым.
Кроме того, указываются положения законодательства РФ, регулирующие данный вопрос. В соответствии с положениями подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ субъекты первичного финансового мониторинга обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении них сведений, в объеме как в отношении клиента – физического лица.

Согласно абз. 13 ст. 3 этого законодательного акта бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
Бенефициаром клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициаром является иное физическое лицо. Например, в силу гл. 3 Гражданского кодекса РФ, бенефициарными владельцами малолетних, несовершеннолетних, недееспособных либо ограниченно дееспособных считаются родители, усыновители, опекуны или попечители (в зависимости от жизненных обстоятельств).

Согласно п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ клиент обязан предоставлять субъекту противолегализационного контроля информацию, необходимую для исполнения требований этого закона, в том числе информацию о своих бенефициарных владельцах.

Если по результатам реализации мер по выявлению бенефициара клиента у субъекта первичного финансового мониторинга имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем клиента, в том числе физического лица, является иное лицо, а также в случае, когда клиентом не представлена информация о его бенефициаре, субъекту первичного финансового мониторинга, руководствуясь положениями подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, следует реализовать комплекс мер, предусмотренный правилами внутреннего контроля для самостоятельного выявления и идентификации бенефициарного владельца клиента.

В качестве примеров физических лиц, которые могли бы рассматриваться как бенефициары, в Методических рекомендациях указываются следующие лица:

а) физическое лицо (лица), которое прямо или косвенно владеет минимальным процентом доли в собственности юридического лица (пороговый подход – участие в капитале более 25%).
б) акционеры, осуществляющие управление единолично или совместно с другими акционерами на основании имеющихся у них гражданско-правовых отношений.
в) физическое лицо (лица), осуществляющее управление юридическим лицом иными способами, например, такими как личные контакты с ответственными людьми либо с обладающими правом собственности.
г) физическое лицо (лица), осуществляющее управление без права собственности за счет участия в финансировании предприятия; либо по причине наличия тесных семейных отношений; исторически сложившихся или сформировавшихся в результате сотрудничества связей; либо в случае, если компания объявила дефолт по определенным долгам.
д) физическое лицо (лица), ответственное за принятие стратегических решений, которые оказывают решающее влияние на развитие бизнеса или на общее направление развития предприятия.
е) физическое лицо (лица), осуществляющее исполнительный контроль за ежедневной или регулярной деятельностью юридического лица с использованием позиции руководства высшего звена.
ж) физическое лицо, которое на основании договорных отношений имеет возможность оказывать существенное влияние на характер деятельности организации.
В целях установления бенефициарного владельца траста или иного юридического образования либо выявления указанных лиц в цепочке владения, используется, в том числе, информация об учредителях, доверительных собственниках, выгодоприобретателях или классах выгодоприобретателей и любых других физических лиц, имеющих действительный контроль над трастом или иным юридическим образованием.
Второй раздел рассматриваемого документа посвящен порядку установления бенефициара клиента.
Выявление таких лиц может проводиться следующими способами:
а) включение в договор с клиентом (публичную оферту для клиентов) обязанности последнего представлять сведения о своих бенефициарных владельцах,
б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса, составленного самостоятельно с учетом перечня сведений, необходимых для идентификации бенефициарного владельца, установленных соответствующими нормативными правовыми актами),
в) изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц, устный опрос клиента с фиксированием сведений в анкете бенефициарного владельца клиента,
г) использование внешних доступных субъекту первичного финансового мониторинга на законных основаниях источников информации (например, общедоступные средства массовой информации, Интернет, коммерческие базы данных (СПАРК, Коммерсант-Картотека и пр.).

Признание физического лица бенефициарным владельцем клиента должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у субъекта документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице, как непосредственно представленных клиентом, так и полученными субъектом самостоятельно.
Если в результате принятых мер бенефициар клиента — юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.
Необходимо учитывать, что непредставление клиентом сведений о бенефициарном владельце либо преднамеренное предоставление неполных сведений, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, не может являться безусловным основанием для признания единоличного исполнительного органа клиента в качестве бенефициара, без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений.

В такой ситуации субъект должен рассмотреть в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ вопрос об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с последующим информированием Росфинмониторинга о факте отказа клиенту по основанию непредставления сведений, необходимых для документального фиксирования информации в соответствии с положениями данного законодательного акта.

Такая формулировка требует пояснений. Хотя здесь и говорится об обязанности участника антиотмывочной деятельности рассмотреть вопрос об отказе выполнения операции, это не равнозначно самому подобному отказу. Надо уточнить, что п. 11 ст. 7 предусматривает, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе (выделено – С. Дедиковым) отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями данного закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Следовательно, в результате рассмотрения указанного вопроса может быть принято как решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, так и решение о совершении операции.

Агент финансовой разведки обязан хранить информацию и документы, подтверждающие принятие мер по установлению сведений о бенефициарном владельце (запросы клиенту и ответы на них), в том числе, в случае признания бенефициаром единоличного исполнительного органа клиента в течении 5 лет с момента прекращения отношений с клиентом.

Идентификация бенефициарного владельца клиента

В рамках идентификации бенефициара необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению следующих сведений:

1. фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая),
2. гражданство,
3. дата рождения,
4. реквизиты документа, удостоверяющего личность,
5. данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации,
6. адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,
7. идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Следует учитывать, что идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

органами государственной власти, иными государственными органами (органы законодательной и исполнительной власти (Совет Федераций и Государственная Дума Федерального Собрания, Правительство РФ, суды РФ, федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, воинские подразделения, органы государственной власти субъектов РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа и т.д.)), органами местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (органы управления муниципальных районов, сельских поселений, городских поселений, городских округов и т.д.)), учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и т.д.), государственными корпорациями или организациями, в которых РФ, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале;

международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью (ООН, ВТО, Интерпол, МАГАТЭ, МВФ, и т.д.);

эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах (раскрытие информации осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
иностранными организациями, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России (публикуется на официальном сайте ЦБ РФ www.cbr.ru );

иностранными структурами без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Эти исключения не действуют в случае направления уполномоченным органом запроса о предоставлении имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов (подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). При этом в анкете клиента также следует фиксировать сведения о принятых субъектом мерах по идентификации физического лица в качестве бенефициарного владельца клиента и их результатах, а также сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом, и сведения о бенефициарном владельце клиента, установленные организацией.

Кроме того, при идентификации бенефициара необходимо с использованием личного кабинета осуществлять проверку факта о наличии или отсутствии в отношении него сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, о наличии принятых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма решений о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, а также — в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Обновление информации о бенефициарном владельце клиента

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ субъект первичного финансового мониторинга обязан обновлять информацию о бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
Обновление информации целесообразно проводить следующим образом:

а) включение в договор с клиентом обязанности последнего обновлять сведения о своих бенефициарах владельцах в установленный срок,
б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса о предоставлении обновленных сведений о бенефициарах с учетом перечня сведений, необходимых для их идентификации).

Факт обновления сведений о бенефициаре фиксируется в анкете клиента или бенефициарного владельца клиента (в зависимости от порядка, предусмотренного правилами внутреннего контроля) с указанием даты проведения обновления и подписи лица, осуществившего обновление сведений в указанной анкете. Замечу кстати, что недавно при проверке работы по ПОД/ФТ/ФРОМУ одной организации проверяющие сделали замечание по поводу того, что «В ПВК отсутствуют… анкета клиента — юридического лица, физического лица, бенефициарного владельца, выгодоприобретателя и иностранной структуры без образования юридического лица, а также индивидуального предпринимателя». Иными словами, проверяющие считают, что анкета бенефициарного владельца должна быть отдельно от анкеты клиента, выгодоприобретателя и представителя клиента.
При необходимости к анкете прикладывается переписка с клиентом, подтверждающая обновление сведений.

Бенефициарное владение и оценка рисков ОД/ФТ

В рамках мероприятий по оценке рисков ОД/ФТ своих клиентов субъекту Закона № 115-ФЗ следует принять меры по определению структуры бенефициарного владения клиента и получить информацию о каждом уровне этой структуры. Бенефициар — не обязательно один человек, это может быть несколько фактических владельцев в структуре собственности. Выявление сложной схемы с несколькими уровнями владения, для которых нет соответствующего явного объяснения, может свидетельствовать, что такая сложная структура используется с целью сокрытия бенефициарного владельца (бенефициарных владельцев).

Кроме того, Рекомендации ФАТФ требуют в рамках имеющейся системы управления рисками получения информации о том, является ли бенефициарный владелец публичным должностным лицом (далее – ПДЛ).

При работе с клиентом, бенефициарным владельцем которого является ПДЛ, субъекту рекомендуется:

а) определить источник благосостояния и источник происхождения денежных средств клиента,
б) проводить текущий и усиленный мониторинг в отношении этого клиента и деловых отношений с ним.

Кроме того, фактором, существенно повышающим риск клиента, является нежелание предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах или задержки с предоставлением такой информации.

Также повышенного внимания требуют клиенты, бенефициарные владельцы которых являются нерезидентами, особенно резидентами юрисдикций, предоставляющих льготный налоговый режим, а также стран, не выполняющих рекомендации ФАТФ.

Сравнительный анализ с методическими рекомендациями Банка России

Рассматриваемые Методические рекомендации не первый такой документ по данному вопросу, правда, в части выявления и идентификации бенефициаров только клиентов, являющихся юридическими лицами. Полтора года назад были опубликованы Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов — юридических лиц (утв. Банком России 27.06.2017 N 12-МР). Почему я о вспомнил об этом документе, ведь он к тем субъектам противолегализационного контроля, о которых говорится в начале этой статьи, прямого отношения не имеют? Причин тому несколько. Во-первых, методические рекомендации по конкретному вопросу это всегда информация технологического характера, т.е. о том, как делать. Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца с позиций Закона № 115-ФЗ в сфере банковской деятельности, деятельности некредитных финансовых организаций, в сфере деятельности иных субъектов противолегализационного контроля ничем не отличается. Тогда правомерно предполагать, что и технологии этой работы могут быть одинаковыми. По этой причине, кто бы не высказал рекомендации, они по определению полезны для всех субъектов Закона № 115-ФЗ. Во-вторых, хотелось бы ещё раз обратить внимание общества на то, что в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ без объективных и, добавлю, сколько-нибудь разумных причин для этого, выстраивается несколько параллельных правовых режимов антиотмывочной деятельности в целом и даже технологий выполнения отдельных видов мер противолегализационного контроля при том условии, что нормы закона в этой части для всех едины. Может быть, руководство страны, наконец, положит конец этому ведомственному самостийству?

Прежде всего о том, что общего в двух названных документах. В них закреплены три одинаковых принципа. Первый – принцип самостоятельного сбора агентами финансовой разведки сведений о бенефициаре, обращаясь к доступным на законных основаниях источниках информации. Второй принцип – принятия субъектом противолегализационного контроля полного комплекса мер по выявлению и идентификации бенефициара. Третий — принцип обоснованности признания единоличного исполнительного органа клиента, являющегося юридическим лицом, – бенефициарным владельцем.

В чем различие? Документ Росфинмониторинга касается вопросов выявления и идентификации бенефициара любых категорий клиентов, как юридических, так и физических лиц. В методических рекомендациях Росфинмониторинга подробнейшим образом описывается технология реализации мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев, а также порядок действий, когда бенефициар является публичным должностным лицом. В документе, являющейся предметом настоящей статьи, содержатся рекомендации и об учете сведений о бенефициарном владельце при управлении риском ОД/ФТ/ФРОМУ. Наконец, в Методических рекомендациях Банка России говорится о фиксировании сведений о бенефициаре клиента-юридического лица в анкете самого клиента. Росфинмониторинг допускает фиксацию таких сведений как в анкете клиента, так и в отдельной анкете бенефициара.

Что делать?

Первое, что очевидно, следует включить данные Методические рекомендации Росфинмониторинга в перечень тем для обучения сотрудников организаций по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Второе, субъектам антиотмывочной деятельности, поднадзорным Росфинмониторингу, несомненно взять эти рекомендации на вооружение и незамедлительно начать их реализовывать на практике.

Не так однозначен ответ на вопрос, нужно ли вносить соответствующие изменения в правила внутреннего контроля? Формально такой обязанности нет, т.к. Методические рекомендации не являются нормативным актом, а согласно нормам абзацев 3 и 4 п. 1.10 Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» такие правила некредитной финансовой организацией должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства РФ и нормативных актов в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Закон № 115-ФЗ, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом, или не позднее трех месяцев после даты вступления соответствующего нормативного акта в силу, если им не установлено иное.

В то же время, если правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ основаны на концепции инструкции, т.е. достаточно подробно описывают все предусмотренные в них процедуры, то тогда целесообразно включить в программу идентификации клиентов, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцевних положения Методических рекомендаций. В случае, если в правилах соответствующие позиции уже присутствуют, то имеет смысл их уточнить.

Я рекомендовал бы обратить внимание на данные Методические рекомендации и субъектам противолегализационного контроля, поднадзорных Банку России, в том числе и в целях внесения соответствующих дополнений в правила внутреннего контроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *