Антикоррупционная экспертиза правовых актов органами прокуратуры

Антикоррупционная экспертиза правовых актов органами прокуратуры

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 декабря 2009 г. N 400

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 09.02.2012 N 39)

В целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Федеральный закон N 172-ФЗ) и ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах компетенции:

1.1. Обеспечить в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ и ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внесение требований либо направление заявлений в суд о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов, а также принимать меры к надлежащему исполнению требований прокурора и осуществлению надзора за исполнением судебных решений.

1.2. Осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе возложить эти обязанности на конкретных работников; издать необходимые организационно-распорядительные документы; с целью определения механизма реализации новых полномочий провести межведомственные совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и организаций федерального уровня, обладающих правом нормотворчества, — Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее — федеральные органы), их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

1.3. Инициировать внесение изменений в законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях установления процедуры представления в органы прокуратуры для соответствующей проверки принятых нормативных правовых актов.

1.4. При реализации новых полномочий наладить взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность в порядке, предусмотренном главой II Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 195.

1.5. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта (далее — требование) указывать конкретные предложения о способе устранения коррупциогенных факторов: внесение изменений в нормативный правовой акт, отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм), разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенный фактор.

1.6. Руководителям органов прокуратуры лично участвовать в заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации или представительных органов местного самоуправления при рассмотрении требований.

Обеспечить рассмотрение требований, направленных в иные органы государственной власти и местного самоуправления, организации и должностным лицам, с участием представителей прокуратуры.

При рассмотрении требований занимать активную позицию, разъяснять негативные последствия практики правоприменения нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

1.7. В случае отклонения требований использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Обеспечить участие наиболее подготовленных работников в рассмотрении судом заявлений о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

1.8. Организовать учет и проведение проверок по обращениям, поступившим в органы прокуратуры согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ.

1.9. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе с использованием сети «Интернет», организовать информационный обмен с общественными организациями и объединениями.

1.10. Продолжить практику информирования соответствующих органов и должностных лиц о наличии коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, не относящихся к категории актов, установленных ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ, а также в проектах нормативных правовых актов.

2. При проведении экспертизы до принятия Правительством Российской Федерации соответствующей методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов руководствоваться методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 196, а также соответствующей методикой, разработанной Генеральной прокуратурой Российской Федерации и одобренной Научно-консультативным советом при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

3. Учитывать, что антикоррупционная экспертиза в соответствии с установленной компетенцией проводится органами прокуратуры в отношении нормативных правовых актов, принятых поднадзорными им федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и их должностными лицами по вопросам, предусмотренным ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 09.02.2012 N 39)

4. При реализации новых полномочий осуществлять учет нормативных правовых актов по вопросам, определенным п. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ, и вести реестр изученных актов, внесенных требований, а также результатов рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства заявлений прокурора.

5. Установить, что нормативные правовые акты подлежат изучению в соответствующих органах прокуратуры:

акты федеральных органов и их должностных лиц — в течение двух месяцев со дня принятия;

акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц — в течение одного месяца со дня принятия.

При наличии оснований, в том числе по результатам анализа практики правоприменения нормативного правового акта, прокурор вправе вернуться к проведению антикоррупционной экспертизы акта или его части.

6. Начальникам Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, начальнику отдела надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Главной военной прокуратуры о практике реализации полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», о проделанной работе и проблемных вопросах при осуществлении новых полномочий (с приложением статистических сведений из реестра нарастающим итогом согласно пункту 4 порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов) информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

7. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:

7.1. Проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов во взаимодействии с правовым управлением, при необходимости — с другими заинтересованными подразделениями и (или) Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

7.2. В случае отклонения федеральными органами требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации готовить соответствующие заявления в суд с участием управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Осуществлять представительство Генеральной прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении в судах соответствующих заявлений.

7.3. Участвовать в судебном заседании в случае обжалования в суд требования, внесенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

По указанию Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя, курирующего деятельность управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском судопроизводстве, обеспечивать участие в судебных заседаниях работников указанного подразделения.

7.4. Каждое полугодие во взаимодействии с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правовым управлением и управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе анализировать практику реализации органами прокуратуры новых полномочий и состояние прокурорского надзора в этой сфере. Итоги обобщений использовать при подготовке информационно-аналитических документов.

7.5. Совместно с Главным организационно-инспекторским управлением, Главным управлением обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры, управлением кадров, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать соответствующие предложения об изменении статистической отчетности о результатах деятельности прокуроров, о программном обеспечении, обучении прокурорских работников, которым поручено осуществление новых полномочий.

8. Утвердить прилагаемый бланк «ТРЕБОВАНИЕ об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного(ых) коррупциогенного(ых) фактора(ов)».

9. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

10. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.ЧАЙКА

Утверждено

Приказом Генерального прокурора

Российской Федерации

от 28.12.2009 N 400

В ____________________

ТРЕБОВАНИЕ

об изменении нормативного правового акта с целью исключения

выявленного(ых) коррупциогенного(ых) фактора(ов)

г. (пос.) ________________ «__» ________________ г.

Проведенной антикоррупционной экспертизой ____________________________

(наименование нормативного правового акта)

установлено, что __________________________________________________________

(излагаются со ссылкой на методику проведения антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов выявленные коррупциогенные факторы, наступившие

и возможные последствия правоприменения нормативного правового акта)

На основании изложенного, руководствуясь ст. 9.1 Федерального закона «О

прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

Внести изменения в ____________________________________________________

(наименование нормативного правового акта)

путем

(излагается способ устранения выявленных коррупциогенных факторов)

Требование подлежит обязательному рассмотрению ________________________

(в зависимости от органа (должностному лицу), в который (которому) вносится

требование, указывается порядок рассмотрения требования, установленный ч. 3

ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»)

О времени и месте рассмотрения требования заблаговременно

проинформировать прокурора.

О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщить

прокурору.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ

Принят

Государственной Думой

3 июля 2009 года

Одобрен

Советом Федерации

7 июля 2009 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ,

от 21.10.2013 N 279-ФЗ)

Статья 1

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Статья 2

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Статья 3

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации — в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы;

2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы;

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.10.2013 N 279-ФЗ)

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований — при их государственной регистрации;

4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

(часть 6 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

(часть 7 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.

(часть 8 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Статья 4

1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее — заключение).

2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

4.1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Статья 5

1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

УДК 34.096

РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ

Д.К. Нечевин

В статье рассмотрены полномочия органов прокуратуры Российской Федерации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц, а также понятие, предмет и методика антикоррупционной экспертизы.

Ключевые слова: нормативные правовые акты, антикоррупционная экспертиза, прокуратура, органы государственной власти, должностные лица.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов . Прокурор в ходе осуществления своих полномочий и в порядке, установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Под нормативными правовыми актами, подлежащими антикоррупционной экспертизе прокуроров, имеются в виду:

• подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, т. е. федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, иных федеральных органов исполнительной власти и их правомочных должностных лиц;

• законы органов представительной (законодательной) государственной власти субъектов РФ;

• подзаконные нормативные правовые акты органов представительной и исполнительной государственной власти субъектов РФ и их правомочных должностных лиц;

• нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов муниципальных образований и глав администраций муниципальных образований.

Не подлежат прокурорской антикоррупционной экспертизе:

а) акты конкретного правоприменения вышеуказанных субъектов нормотворческой деятельности;

б) федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные и ненормативные постановления Совета Федерации, нормативные и ненормативные постановления Г осударственной Думы Федерального Собрания РФ;

в) нормативные и ненормативные Указы Президента РФ;

г) нормативные и ненормативные постановления, распоряжения Правительства РФ.

Антикоррупционная экспертиза является разновидностью правовой экспертизы. Антикоррупционные экспертизы может проводить широкий круг субъектов, что позволяет классифицировать данные экспертизы на разные их виды, такие как: внутренняя антикоррупционная экспертиза, внешняя

антикоррупционная экспертиза, независимая антикоррупционная экспертиза.

Предмет антикоррупционной экспертизы определен Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Предметом исследования при проведении указанной экспертизы являются: а) установление прокурором наличия (отсутствия) в экспертируемом нормативно -правовом акте коррупциогенных факторов; б) определение прокурором возможности устранения данных факторов. Данные обстоятельства являются предметом экспертного исследования и в случае проведения антикоррупционной экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области юстиции либо органом, организацией, их должностными лицами, которые издали экспертируемый нормативный правовой акт (разработали проект экспертируемого нормативного правового акта).

Итак, предметом антикоррупционной экспертизы являются прежде всего коррупциогенные факторы. Перечень коррупциогенных факторов определен пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ. Коррупциогенные факторы дифференцируются на две группы факторов:

• коррупциогенные факторы (положения), содержащиеся в нормативномправовом акте (в проекте нормативного правового акта), которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, и тем самым создающие условия для проявления коррупции;

• коррупциогенные факторы (положения), включенные в нормативный правовой акт (в проект нормативного правового акта), которые содержат неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Обе группы коррупциогенных факторов являются не чем иным, как фактическими данными, которые позволяют эксперту утверждать или сделать вывод (с высокой степенью вероятности) о том, что в норме экспертируемого

нормативного правового акта (в норме экспертируемого проекта нормативного правового акта) содержится один или несколько элементов, предоставляющих потенциальную возможность для совершения правоприменителем коррупционных деяний (при наличии определенных обстоятельств).

Таким образом, коррупциогенные факторы можно считать частью предмета исследования при производстве антикоррупционной экспертизы, поскольку именно на выявление коррупциогенных факторов направлено экспертное исследование (наряду с повышением качества принимаемых и действующих нормативно-правовых актов).

Согласно закону о прокуратуре, при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 утверждена Методика проведения антикорупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов . В данном документе особый акцент обращен на тщательность проведения антикоррупционной экспертизы. Данное требование закреплено в п. 2 Методики в следующей редакции: «Для обеспечения обоснованности,

объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта». Это требование в полной мере корреспондирует целям и задачам антикоррупционных экспертиз. В то же время нечетко сформулированы нормы, касающиеся ответственности экспертов, проводящих антикоррупционную экспертизу. В остальной части Методика таковой в реальности не является, и вот почему. В экспертологии методикой принято считать систему категорических или альтернативных научно обоснованных предписаний по выбору и применению в определенной последовательности и в определенных существующих или создаваемых условиях методов, приемов и средств (приспособлений, приборов и аппаратуры) для решения экспертной задачи. Утвержденный постановлением Правительства РФ документ не содержит положений, отвечающих требованиям к методике производства экспертиз, а фактически устанавливает перечень коррупциогенных факторов, что, конечно, имеет существенное значение при проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта либо проекта нормативного правового акта, но не является элементом методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Недостаточно подробное урегулирование всех составляющих Методики проведения антикоррупционной экспертизы на федеральном уровне предопределяет неточности правового регулирования на уровне государственных органов, принимающих соответствующие правовые акты. По мнению автора, отсутствие утвержденной на федеральном уровне надлежащей методики проведения антикоррупционной экспертизы не может гарантировать качественное проведение экспертных исследований нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Данную проблему целесообразно разрешить в ближайшее время совместными усилиями Генеральной прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ с привлечением отечественных криминологов, правоведов, экспертологов посредством разработки надлежащего проекта Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, чтобы затем данный проект был утвержден в установленном порядке Правительством РФ.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об

антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов

нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 20.07.2009. № 29, ст. 3609.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229. 25.11.1995.

3. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 «Об

антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов

нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов

нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // СЗ РФ. 08.03.2010. № 10, ст. 1084.

государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА))

THE ROLE OF THE PROSECUTION A UTHORITIES, WHEN CARRYING OUT ANTICORRUPTION EXAMINATION OF REGULATORY LEGAL ACTS

Nechevin D.K.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ)
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Зарегистрировано в Минюсте России 13 августа 2012 г. № 25178)
(в ред. Приказа СК России от 09.09.2013 № 62)

Во исполнение Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3609; 2011, № 48, ст. 6730) и постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 10, ст. 1084; 2012, № 52, ст. 7507; 2013, № 13, ст. 1575), а также в целях совершенствования деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе Следственного комитета Российской Федерации, приказываю:

(в ред. Приказа СК России от 09.09.2013 № 62)

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Следственного комитета Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И. БАСТРЫКИН

Утвержден
приказом Следственного комитета
Российской Федерации
от 03.07.2012 № 38

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ)
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа СК России от 09.09.2013 № 62)

I. Общие положения

1. Антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет), а также нормативные правовые акты Следственного комитета в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Следственного комитета осуществляется Правовым управлением Следственного комитета (далее — Правовое управление) в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Методика).

3. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Следственного комитета составляет не более 14 дней со дня поступления в Правовое управление.

II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
проектов нормативных правовых актов Следственного комитета

4. Проект нормативного правового акта Следственного комитета, разработанный подразделением центрального аппарата Следственного комитета, ответственным за его подготовку, после согласования всеми заинтересованными подразделениями, направляется в Правовое управление для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.

5. При выявлении в проекте нормативного правового акта Следственного комитета коррупциогенных факторов Правовое управление в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта Следственного комитета отражает все выявленные коррупциогенные факторы с указанием структурных единиц (разделов, пунктов, подпунктов, абзацев), в которых они содержатся, со ссылкой на положения Методики.

Заключение подписывается руководителем Правового управления (лицом, исполняющим его обязанности).

Заключение Правового управления подлежит обязательному рассмотрению в подразделении центрального аппарата Следственного комитета, подготовившем проект нормативного правового акта.

6. После устранения коррупциогенных факторов, выявленных при проведении антикоррупционой экспертизы проекта нормативного правового акта Следственного комитета, доработанный проект нормативного правового акта направляется на повторное рассмотрение в Правовое управление.

7. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются на согласительном совещании с участием представителей заинтересованных подразделений.

8. При отсутствии в проекте нормативного правового акта Следственного комитета коррупциогенных факторов на визовой стороне проекта приказа проставляется штамп, подтверждающий проведение его антикоррупционой экспертизы Правовым управлением.

III. Обеспечение проведения независимой
антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых
актов Следственного комитета

9. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов Следственного комитета, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (за исключением проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) подлежат размещению на сайте regulatio№.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Главным организационно-инспекторским управлением или Правовым управлением (далее — подразделения, ответственные за размещение нормативных правовых актов на сайте regulatio№.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

(п. 9 в ред. Приказа СК России от 09.09.2013 № 62)

10. Подразделение центрального аппарата Следственного комитета, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления его в Правовое управление для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, направляет согласованный со всеми заинтересованными подразделениями центрального аппарата Следственного комитета проект нормативного правового акта в подразделение, ответственное за размещение нормативных правовых актов на сайте regulatio№.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Приложение № 1).

(в ред. Приказа СК России от 09.09.2013 № 62)

11. Подразделение, ответственное за размещение нормативных правовых актов на сайте regulatio№.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект нормативного правового акта на официальном сайте Следственного комитета в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню его получения, с указанием адреса электронной почты, созданной для получения экспертных заключений (pupr@sledcom.ru), а также дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

(в ред. Приказа СК России от 09.09.2013 № 62)

Срок размещения проекта нормативного правового акта на сайте regulatio№.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не может составлять менее 7 дней.

(в ред. Приказа СК России от 09.09.2013 № 62)

12. Правовое управление, на электронный адрес которого приходят заключения независимых экспертов, в этот же день направляет поступившее заключение в подразделение центрального аппарата Следственного комитета, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта.

Указанное подразделение:

не позднее двух рабочих дней направляет письменное заключение по существу замечаний, содержащихся в экспертном заключении, в Правовое управление;

в тридцатидневный срок со дня поступления экспертного заключения на сайт regulatio№.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подготавливает и направляет ответ за подписью руководителя данного подразделения независимому эксперту, проводившему независимую антикоррупционную экспертизу (за исключением случаев, когда в заключении независимой антикоррупционной экспертизы отсутствуют предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов). Подготовленный ответ согласовывается с Правовым управлением.

(в ред. Приказа СК России от 09.09.2013 № 62)

13. Если заключения независимых экспертов по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта в Следственный комитет не поступили, Правовое управление готовит об этом справку (приложение № 2), которая направляется в подразделение, разработавшее проект нормативного правового акта, в первый рабочий день после окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

14. Сведения о поступлении и результатах рассмотрения экспертных заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта учитываются в заключении по антикоррупционной экспертизе проекта нормативного правового акта, подготавливаемого Правовым управлением, а также отражаются в справке к приказу, направляемому на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

IV. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов Следственного комитета

15. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Следственного комитета проводится при мониторинге их применения.

16. Мониторинг проводится подразделениями центрального аппарата Следственного комитета в соответствии с их компетенцией.

17. Задачами мониторинга являются:

— своевременное выявление в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов;

— устранение выявленных коррупциогенных факторов.

18. При мониторинге осуществляются:

а) сбор информации о практике применения нормативных правовых актов Следственного комитета;

б) непрерывное наблюдение за применением нормативных правовых актов;

в) анализ и оценка получаемой информации о практике применения нормативных правовых актов и результатов наблюдения за их применением.

19. При обнаружении в ходе мониторинга в нормативных правовых актах Следственного комитета положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, соответствующее подразделение центрального аппарата Следственного комитета направляет в Правовое управление копию указанного нормативного правового акта с мотивированным обоснованием для проведения антикоррупционной экспертизы.

20. Срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Следственного комитета составляет не более 14 дней со дня поступления в Правовое управление.

21. Результаты антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта Следственного комитета отражаются в заключении, подготавливаемом в порядке, предусмотренном разделом II настоящего Порядка.

22. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов заключение направляется в подразделение центрального аппарата Следственного комитета, ответственное за подготовку данного нормативного правового акта, для рассмотрения и разработки проекта нормативного правового акта о внесении изменений в соответствующий нормативный правовой акт Следственного комитета.

Одновременно копия заключения направляется для сведения в подразделение, обнаружившее в ходе мониторинга в нормативном правовом акте Следственного комитета положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции.

При отсутствии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов соответствующее заключение направляется инициатору проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *