Ассоциации и союзы
Тарифы на коммунальные услуги, строительство на территории областного центра ЛЭП и другие актуальные для горожан вопросы обсуждали на своей первой конференции члены совета общественного движения «Горожанин». Оно было создано два месяца назад по инициативе жителей Благовещенска для объединения различных слоев населения с целью социальной, правовой и экономической защиты. — Наше движение не занимается предвыборной работой. Политика нас интересует только в рамках защиты интересов жителей Благовещенска, — сказал лидер движения депутат городской Думы Эдуард Хасаншин. — Не важно, кто будет мэром — Иванов, Петров или Сидоров. Важно, как работают этот человек и его команда. А сегодня видно, что команда действующей администрации работает неэффективно.
Многочисленные трудности и чиновничий пресс заставляют людей объединяться. Предприниматели, транспортники, врачи, даже юристы создают ассоциации для того, чтобы можно было как-то выжить в нашем городе. Большинство из нас ведь не живет, а именно выживает. Но при этом мы видим, как определенная группа людей, скажем так, приближенных к властной «верхушке», обогащается за счет манипуляций с городской собственностью… По словам членов совета, движение организовано отнюдь не для конфронтации с властью, а для создания условий устойчивого социально-экономического развития города. Оно должно стать своего рода связующим звеном между благовещенцами и властью, которая за последние четыре года сильно отдалилась от простого человека, глуха к обращениям горожан. И, что особенно тревожит, не проявляет должной инициативы для реализации их проблем, обсуждения с населением судьбоносных для города вопросов. «Горожане» намерены добиваться, чтобы все решения и действия администрации Благовещенска были «открытыми, понятными, в интересах людей». А рычагов, которые они готовы использовать, достаточно. Первый — это представительная власть: в общественном движении три депутата городской Думы. Второй — массовость. — Когда вы в одиночку пытаетесь отбиться от давления, которому подвергаетесь за свою деятельность со стороны властей или правоохранительных органов, ничего не получится — вас просто «раздавят». Если одного человека можно где-то «подставить», включить непопулярные, «черные» методы, то с массовостью это не пройдет. Чем больше людей увлечено идеей, чем решительнее они настроены, тем более действенной будет сила. Поэтому наша основная задача сегодня — объединение, — констатировал Эдуард Хасаншин. — Наше движение постоянно пополняется. У людей есть желание решать проблемы всем миром. А это самое главное. Проблемы, которые поднимает движение «Горожанин», действительно животрепещущие. С февраля этого года состоялось два заседания Благовещенского городского и два — Амурского областного суда, которые рассматривали дело о тарифах на услуги ЖКХ в областном центре. В ходе судебных заседаний было выяснено: администрация города обязана организовать проведение независимой экспертизы коммунальных услуг. Но данную экспертизу никто не проводил. И тарифы принимались мэрией с нарушением действующего законодательства. — Любопытный факт, — рассказал Александр Растрепкин. — В ответе на депутатский запрос фигурируют одни цифры стоимости коммунальных услуг, а в документах, представленных администрацией Благовещенска в суд, — другие. В первом случае вице-мэр В. Черемисин пишет: «Уровень оплаты населением услуг по холодному водоснабжению и водоотведению установлен ниже федерального и областного стандарта — 87,3 процента». А на запрос прокурора Г. Осиповой отвечает: «…комиссией по ценообразованию было принято решение установить для населения тариф по водоснабжению и водоотведению, обеспечивающий 100 процентов возмещения затрат в размере 118 рублей». (Хотя по закону мы должны сегодня оплачивать всего 90 процентов.) По всему видно, что Виктор Юрьевич сознательно вводит в заблуждение городскую Думу и, соответственно, горожан. Кстати, на заседание суда администрация Благовещенска представила экспертизу тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, которую проводил Московский институт жилищно-коммунального хозяйства по заказу РКС. Но эта экспертиза проводилась на основе расчетов МП «Водоканал». И, как потом выяснилось, многие составляющие тарифов (затратная часть) были завышены. Во время проверки МП «Водоканал» контрольно-счетная палата выявила, в частности, что горюче-смазочные материалы для предприятия закупались не напрямую у поставщиков ГСМ, а через ЧП, которое «накручивало» себе 20 процентов. — И таким образом — по завышенной стоимости — приобретались все расходные материалы для жизнедеятельности предприятия, — сказал Эдуард Хасаншин. — А оплачиваем эту завышенную стоимость мы — жители города. Депутаты городской Думы выявили и много других «интересных» фактов. Словом, если серьезно разобраться с вопросом себестоимости данных услуг, то, по всей видимости, тариф еще надо будет снизить. Что касается вопроса строительства ЛЭП в Благовещенске (а об этом тоже шла речь на конференции), то публикация на эту тему появится в ближайших номерах «АП». Остается добавить, что «Горожанин» — некоммерческое движение. И задачи имущественного приобретения, финансового обеспечения на повестке не стоят. Опережая вопрос: «А на какие средства был изготовлен тот же баннер (рекламный плакат), который украсил зал конференции?», Эдуард Минорович пояснил, что в движении есть руководители организаций, частных предприятий, оказывающие спонсорскую помощь. Только не деньгами, а, допустим, предоставлением бесплатного места для проведения подобных встреч или стройматериалов для акций вроде «Сделаем двор вместе!» Что ж, задачи, которые поставило перед собой это общественное движение, более чем достойные. Воплотятся ли они в жизнь, покажет время.
Институциональные, структурные изменения способствовали появлению на рынке труда новой категории его участников — безработных.
В Мартыновском районе численность безработных с 1995 г. по 2006 г. выросла в 3,5 раза. Доля безработных, для которых это состояние приняло застойный характер, в 2006 г. составила 1,98%, а в 1995 г. -1,4%.
Помимо занятых и безработных, которые составляют экономически активное население, в состав трудовых ресурсов входит экономически неактивное население. Название этой группы трудоспособного населения говорит само за себя. Сюда входят лица, не занятые трудовой деятельностью, учебой, не зарегистрированные в службе занятости в качестве безработных. В Мартыновском районе численность этой группы трудоспособного населения с 1995 г. по 2006 г. увеличилась в 4,8 раза.
Следует отметить, что безработица — это не только несоответствие между числом рабочих мест и численностью трудоспособного населения. В настоящее время в районе растет структурная безработица — то есть несоответствие между квалификацией работника и рабочим местом. Кроме этого в районе вскрылся еще один проблемный аспект безработицы, связанный с отсутствием вакантных рабочих мест по месту жительства безработного. В настоящее время этот аспект приобретает все большее значение, отодвигая размер заработной платы. Т.е.
невысокая мобильность работников обусловлена неразвитостью социальной инфраструктуры. Так, в Мартыновском районе в настоящее время на фоне растущего числа безработных и экономически неактивного населения увеличивается потребность организаций района в работниках. Причем 91,6% предлагаемых вакансий по району — рабочие специальности, в сельском хозяйстве их доля еще выше — 94,4%.
Размер заработной платы, хотя и утратил главенствующее место в рейтинге требований к предлагаемой работе, по-прежнему важен. В районе размер предлагаемой заработной платы находится в диапазоне от 2300 до 4800 руб., т.е. от 0,7 до 1,6 прожиточного минимума. Сочетание такой заработной платы на предлагаемых рабочих местах с удаленностью их от места постоянного проживания и привело к росту численности безработных и экономически неактивного населения в районе.
Путями выхода из создавшегося положения на рынке труда Мартыновского района могут быть:
— создание условий для повышения доходов сельского населения;
— развитие социальной инфраструктуры, что позволит повысить мобильность безработных и экономически неактивного населения;
— развитие сферы услуг, как наиболее емкой сферы приложения труда высвобождающихся работников.
3.6. Новая роль союзов и ассоциаций сельскохозяйственных
товаропроизводителей
СОЮЗ КАК ФОРМА МЕЖОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Е.В. Фудина, ст. преп. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии
Продовольственное обеспечение населения является одной из глобальных проблем человечества. Оно требует кардинального решения множества вопросов, связанных, в том числе, с отношениями собственности, организацией производства продовольствия и доступностью его для населения.
Анализ положения дел в агропромышленном комплексе показал, что на современном этапе развития экономики ни одна из его сфер не в состоянии в одиночку выйти из экономического кризиса. В связи с этим важнейшим условием активизации деятельности организаций АПК может стать объединение их усилий на основе кооперации и интеграции как важнейшего фактора стабилизации экономики.
Развитие агропромышленной интеграции представляет собой объективный экономический процесс, который обусловлен, с одной стороны, общественным разделением труда и его специализацией, с другой — необходимостью взаимодействия между специализированными отраслями и видами аграрного и промышленного производства. Основными причинами объединения организаций являются: усиление рыночной конкуренции; стремление к снижению производственных издержек; снижение рисков, опасностей и угроз, в том числе за счет диверсификации деятельности; повышение эффективности производства; расширение рынков сбыта; привлечение инвестиций; необходимость финансо-
вого оздоровления производства.
Интегрированные агропромышленные формирования широко распространены во многих российских регионах: в Белгородской, Владимирской, Орловской, Ярославской и других областях. Они характеризуются большим разнообразием как по организационно-правовым формам, так и по составу участников, видам деятельности и формам собственности. Однако в Пензенской области данный процесс слабо развит.
Одной из форм интеграции и регулирования эквивалентного обмена сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими организациями могут стать Союзы. Союз — это объединение, созданное коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих экономических интересов.
В рамках молочнопродуктового подкомплекса Пензенской области целесообразно создание Союза «ПензМолоко», в который войдут 70 сельскохозяйственных организаций, имеющие молочное животноводство и расположенные в радиусе 120 км от ОАО «Молочный комбинат «Пензенский».
Основные изменения формы взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих организаций представлены в табл. 1.
Таблица 1 — Формы взаимодействия и их характеристика
Факторы Существующие договорные отношения Отношения в Союзе
Уровень и частота связей Межхозяйственные, «разовые» Внутрихозяйственные, постоянные
Правовая регламентация взаимоотношений Договора о поставке и закупке молока Внешние и внутренние нормативноправовые акты, договора о поставке и закупке молока
Территориальная зона взаимодействия Сырьевая зона перерабатывающей организации Зона расположения субъектов Союза
Средства регулирования Конкуренция, спрос и предложение, меры Государственного воздействия Нормативные объемы поставок, расчетная цена
Характер производства Неустойчивый Устойчивый
Наиболее приемлемыми способами регулирования деятельности Союза и экономических интересов его участников являются формирование рыночной инфраструктуры, государственная поддержка товаропроизводителей и укрепление договорных отношений партнеров.
Задача государственного регулирования заключается в контроле уровня ценовой инфляции и обеспечении доходности сельскохозяйственных то-
варопроизводителей. Степень такого вмешательства определяется развитостью рыночных отношений, поскольку полный отказ от регулирования ведет к монополизму участников воспроизводственного процесса и разрушает экономику, равно как установление цен в директивном порядке игнорирует закон равновесия спроса и предложения. Система регулирования производства и переработки молока представлена на рис. 1.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА
Спрос
Предложение
Конкуренция
Цена
Страхование
— Инфраструктура
Рыночный I Государственное ре- 1
механизм гулирование
Г осударственное управление
Программно-целевое
регулирование
Ценовое
регулирование
Финансово-кредитное
Налоговое регулирование — Планирование производства
Продвижение продукции |
политика
Маркетинг
Комплексное
изучение
рынка
Протекционизм
товаропроизводителей
Регулирование качества
Выбор стратегии маркетинга
Взаимоотношения в структурных подразделениях
Регулирование цен на продукцию и услуги
Организация производства и оплата труда
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Производственный
менеджмент
Внутрихозяйственное
регулирование
Экономические
отношения
Рисунок 1 — Регулирование производства и переработки молока
Ценовые отношения в Союзе должны отвечать следующим основным требованиям:
— обеспечивать сочетание и ориентацию коллективных и личных интересов участников интеграционного объединения на конечный продукт;
— содействовать формированию и поддержанию структуры и объемов производства сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций переработки потребностям населения;
— создавать на условиях эквивалентного обмена смежным организациям возможность для их расширенного воспроизводства, отвечающим интересам общественного производства.
Важным элементом согласования экономических интересов в Союзе «ПензМолоко» является определение механизма взаиморасчетов за поставляемое сырье, его переработку и реализацию готовой продукции. Целесообразно использовать систему взаиморасчетов, которая осуществляется не по стадиям производственного цикла, а по конечному
результату в зависимости от производственного вклада каждого участника.
Между производителями и перерабатывающими организациями имеются различия в продолжительности оборачиваемости оборотных средств, соотношении основных и оборотных средств, налогообложении, нормативах отчислений и других условиях, поэтому механизм распределения дохода Союза должен учитывать особенности технологических процессов и уровень развития каждого участника.
Современные взаимоотношения производителей молока с перерабатывающими организациями строятся с учетом требований к качеству молока при приемке на основании уровня базисной жирности молока и оплачиваются от массы и фактической жирности. Однако 63-ей сессией Международной молочной Федерации были даны рекомендации об оплате не только по жиру, но и по белку. В последние годы в ряде стран преобладает тенденция учитывать при расчете за молоко не только содержание
в нем жира, но и белка, сухого обезжиренного молочного остатка, сухого молочного остатка, как показателей, обусловливающих его качественную и питательную ценность.
Все организации в Союзе «ПензМолоко» функционируют как цельная структура в едином технологическом процессе и после реализации общего конечного продукта у них формируется доход. Взаиморасчеты должны осуществляться с расчетного счета Союза. По проведенным исследованиям, наиболее рациональным является распределение совокупного дохода по установленным пропорциям. На основании расчетов, проведенных с использованием методических положений по определению нормативов соотношений между стоимостью сырья и вырабатываемой из него готовой продукции распределение должно быть следующим: поставщикам -45%, молокоперерабатывающим организациям — 39, торговле — 16%.
Другим рычагом регулирования интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих организаций являются договорные отношения. Для усиления роли договоров необходимо использовать дополнительные, более тесные условия партнерских отношений. В них следует предусмотреть персональную ответственность исполнителей за соблюдение сроков поставки, каче-
ство продукции, организацию централизованных перевозок молока к местам переработки. Следует отметить, что договор должен заключаться до производства продукции, что позволит спланировать производственную программу и даст гарантии на ее реализацию. Целесообразно предусмотреть предоплату для производителей молока и опцион на поставку молока-сырья. Все это позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям получить право выбора между альтернативными условиями договора.
Таким образом, стратегия развития кооперации и интеграции в производстве и переработке молока Пензенской области должна быть ориентирована на создание интегрированных формирований с замкнутым технологическим циклом, которые отличаются большей стабильностью и устойчивостью. Этому способствуют экономия трансакционных издержек, ресурсов за счет расширения масштабов производства, гарантированность сбыта сельскохозяйственной продукции, возможность централизовать ресурсы и направить их в наиболее приоритетное производство, преодоление локального монополизма и вытеснение из оборота посредников, заинтересованность организации переработки в развитии сырьевой базы, согласование экономических интересов участников интегрированного формирования.
РОЛЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЮЗОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
М.А. Шиндряева, соискатель Самарской сельскохозяйственной академии, К.А. Жичкин, к.э.н. доц.
Отраслевые союзы представляют собой общественные организации, основной целью которых является отстаивание своих интересов и повышение эффективности отрасли их деятельности.
В настоящее время в России на федеральном уровне создано более 30 отраслевых союзов и ассоциаций АПК. В табл. 1 показаны основные отраслевые союзы и ассоциации сельского хозяйства в соответствии с объединением членов, представляющих определенную долю отечественного производства.
Таблица 1 — Перечень отраслевых союзов и ассоциаций сельского хозяйства в соответствии с объединением членов, представляющих % отечественного производства и доли рынка*
Наименование союза (ассоциации) сельского хозяйства %
Российский птицеводческий союз «Росптицесоюз» 80
Российский Зерновой Союз 60
Мясной союз России 50
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Российский союз предприятий Молочной отрасли 30
* Источник: данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
Рассмотрим роль подобного отраслевого союза в молочнопродуктовом подкомплексе Самарской области. Молочнопродуктовый подкомплекс представляет собой многоблочную вертикально интегрированную структуру, которая функционирует в рамках регионального агропромышленного комплекса и является открытой организационно-производственной системой, куда входят сельхозтоваропроизводители сырого молока, молокозаводы, предприятия производственного обслуживания, а также строительные и транс-
портные организации, предприятия хранения готовой продукции и ее сбыта .
Производство и переработка молока как пищевого продукта — это цепочка взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий общего процесса, из которого выделяют в основном три отрасли: сельское хозяйство, молочную промышленность и торговлю.
На каждом этапе движения продукции сельскохозяйственные организации — производители сырья теряют справедливую долю дохода от реализации конечного продукта. Переработчики извлекают прибыль через устанавливаемые ими цены на сырье, торговые организации — посредством регламентации торговых наценок на продукцию промышленной переработки. В результате сельскохозяйственные товаропроизводители получают лишь 2530% дохода от конечной продукции, в которой их затраты составляют 65-70% .
В настоящее время одним из возможных путей исправления сложившейся ситуации является объединение сельхозтоваропроизводителей в отраслевые союзы, с целью усиления своих позиций по отношении к переработчикам и торговым организациям, а также для того, чтобы сообща отстаивать свои интересы в органах власти.
Основной из функций Союза должна стать координация ценовой политики товаропроизводителей молока, с целью изменения типа рынка и перехода от рынка монопсонии (характерного для молочного рынка Самарской области в настоящее время), к рынку обоюдной олигополии, который позволит более полно учитывать интересы сельскохозяйственных предприятий.
Основой такой координации может служить анализ ситуации в различных странах с учетом их климатических условий.
Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных имеющих некоммерческий характер целей (п. 1 ст. 123.8 ГК).
Союзы как вид юридического лица — одна из классических форм.
Некоммерческие организации в организационно-правовой форме ассоциаций или союзов создаются на добровольной, договорной основе объединяющихся лиц либо в установленных законом случаях основываются на обязательном членстве объединяющихся лиц (как юридических лиц, так и граждан).
ГК приводит примерный (неисчерпывающий) перечень разновидностей различных некоммерческих объединений, которые относятся к ассоциациям или союзам. В форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов; профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях и защитой трудовых прав (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.); саморегулируемые организации и их объединения.
Прямо отнесены к ассоциациям (союзам) некоммерческие партнерства, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные и нотариальные палаты (п. 3 ст. 50 ГК).
Перечисленные виды некоммерческих организаций не признаются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц, а являются лишь разновидностями в рамках одной организационно-правовой формы — ассоциаций (союзов). На сегодняшний день ассоциациями (союзами) является достаточно широкий круг некоммерческих корпораций с самыми разными целями некоммерческого характера, участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях.
В зависимости от целей деятельности ассоциации (союзы) могут быть классифицированы на несколько групп: во-первых, созданные для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов участников таких объединений (членов корпорации); во-вторых, для достижения общественно полезных целей (т.е. цели ставятся не «узко корпоративные», а направленные на благо неопределенного круга лиц, всего общества или его отдельных групп); в-третьих, создаваемые для иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Имущество ассоциации или союза первоначально формируется за счет вступительных взносов учредителей, но и в дальнейшем одними из основных поступлений в имущество ассоциации (союза) должны все-таки быть регулярные поступления от участников (членов) корпорации, порядок внесения которых должен быть определен уставом организации.
Права и обязанности членов ассоциаций и союзов, независимо от вида самой ассоциации (союза) и правового положения ее участников, являются корпоративными (п. 1 ст. 65.2 ГК). В том числе у них есть право участвовать в управлении делами объединения и обязанность нести субсидиарную ответственность по долгам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена уставом (п. 3 ст. 123.8 ГК).
Помимо этого, член ассоциации и союза имеет право безвозмездно пользоваться их услугами (в том числе по защите общих имущественных интересов). Услуга, оказываемая члену ассоциации (союза), должна носить некоммерческий характер, осуществляться в процессе основной целевой деятельности объединения и соответствовать предмету и целям его деятельности.
Наряду с общекорпоративными обязанностями члены ассоциации (союза) обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза) при наличии соответствующего легитимного решения органа ассоциации (союза).
Прекращение членства в ассоциации и союзе возможно либо добровольное (выход), либо принудительное (исключение).
Особенности управления в ассоциациях и союзах вытекают из корпоративной природы и некоммерческого характера их деятельности.
Высшим органом управления ассоциации (союза) является общее собрание ее членов. Если число членов ассоциации (союза) достаточно велико (более 100), высшим органом могут являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый уставом в соответствии с законами об отдельных видах ассоциаций (союзов). Компетенция такого органа и порядок принятия им решений также определяются в соответствии с ГК законом и уставом корпорации (п. 1 ст. 65.3 ГК).
Как в любой корпорации (кроме хозяйственных товариществ), от имени ассоциации (союза) права и обязанности юридического лица осуществляет исполнительный орган (ст. 53 ГК).
Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов установлены законами об этих видах некоммерческих организаций.
Ассоциацией (союзом) является некоммерческая организация, созданная как объединение коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов, либо как объединение некоммерческих организаций.
Порядок создания и дальнейшей деятельности ассоциаций (союзов) регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом «О некоммерческих организациях», а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.
Общее число членов ассоциации (союза) законом не ограничено. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Учредительными документами ассоциации (союза) являются Устав и учредительный договор.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Высшим органом управления в ассоциации (союзе) является общее собрание ее членов, которое решает важнейшие вопросы деятельности организации, в том числе образует постоянно действующий исполнительный орган. Исполнительный орган ассоциации (союза) руководит ее текущей деятельностью, решая вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. Исполнительный орган ассоциации (союза) может быть коллегиальным или единоличным.
Примеры ассоциаций
1)Человек. Культура. Общество: междисциплинарная научная ассоциация.
Междисциплинарная научная ассоциация «Человек. Культура. Общество” — общественная организация, объединяющая в научное сообщество сторонников интеграции гуманитарных наук. Идея создания такой Ассоциации нашла поддержку среди ученых во многих регионах России, а также в странах ближнего зарубежья — Белоруссии, Украины и Казахстана. Своих официальных представителей в руководящие органы Ассоциации направили ученые Польши и Словакии.
2)Всемирная Ассоцияация Женщин предпринимателей FCEМ — это самая крупная и значимая международная организация, объединяющая преуспевающих женщин из различных стран мира. Основанная в конце Второй Мировой войны мадам Фойнант, Ассоциация быстро распространилась в другие страны и континенты всего мира. FCEM путем дружбы и солидарности объединяет тех женщин, которые разделяют общие интересы в предпринимательстве. Это FCEM имеет консультативный статус при таких организациях как ООН (Нью-Йорк), Международная Организация Труда (Женева), Организация ООН по промышленному развитию (Вена), Совет Европы (Страсбург) и Европейский Парламент (Брюссель). Всемирные конгрессы FCEM проходят в разных странах мира и собирают самых влиятельных и известных людей страны — политиков, бизнесменов, финансистов Членство в Ассоциации дает возможность информационно-консультативного обмена, помощи и поддержки для женщин-предпринимателей, члены Ассоциации находят новые деловые контакты, осуществляют совместную деятельность по реализации различных мероприятий и программ. Регулярно проводятся конференции, семинары, круглые столы, выставки, благотворительные акции.
Сегодня всемирная сеть FCEM объединяет 60 стран мира и число стран, входящих в Ассоциацию растет с каждым годом. FCEM имеет свою официальную символику: герб и флаг. Официальные языки Ассоциации — французский и английский.
3)Ассоциация менеджеров
Ассоциация Менеджеров (АМР) — независимая общественная организация национального масштаба, деятельность которой направлена на всестороннее содействие переходу российского делового сообщества к международным стандартам и этическим нормам ведения бизнеса, интеграции России в мировое экономическое пространство, налаживанию конструктивного диалога между властью и бизнесом, формированию позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом.
4)Ассоциация «ЗАщита»
— крупнейшее в СПб объединение частных охранных предприятий, работает на рынке охранных услуг с 1991 года. С момента создания приобрела репутацию надёжного делового партнёра. «Ассоциация Защита» является учредителем и Северо-Западным филиалом Российского Союза Предприятий Безопасности.
5)Российская библиотечная ассоциация
Объединение усилий, поддержка и координация действий библиотек, библиотечных ассоциаций и школ в интересах сохранения и развития библиотечного дела в России, представительство и защита интересов российского библиотечного сообщества, повышение престижа библиотек и социального статуса библиотечной профессии. РБА является национальным членом-ассоциацией ИФЛА, развивает сотрудничество с Библиотечной ассамблеей Евразии, ассоциациями стран СНГ и Балтии, Американской библиотечной ассоциацией (ALA), Библиотечной Ассоциацией Великобритании (LA, UK) Обществом польских библиотекарей и др.; открыта для контактов с профессиональными библиотечными объединениями всех стран.
6)Ассоциация Малых Гостиниц Санкт-Петербурга (НП ‘АМГ-СПб’) зарегистрирована 5 июня 2003.
Ассоциация является некоммерческой организацией для профессиональной поддержки и защиты интересов малых гостиниц Санкт-Петербурга. Ее целью которой является совместное продвижение на рынке услуг малых гостиниц.
Членами Партнерства могут быть предприниматели без образования юридического лица, предприятия и организации гостиничного, ресторанного, туристического, игорного и сопутствующего им бизнеса любых организационно правовых форм: отели малых форм; рестораны; кафе; бары; казино; ночные клубы; туристические компании; транспортные предприятия осуществляющие пассажирские перевозки; и т.п., признающие Устав Партнерства, разделяющие цели и задачи Партнерства, содействующие их достяжению и реализации.
1. Число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов).
2. Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).
Комментарий к статье 123.9 ГК РФ
1. Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией — объединением лиц корпоративного типа (основанной на членстве). Поскольку это объединение лиц, имеющее в своей основе общность членов, ассоциация (союз) не может быть учреждена одним лицом и поэтому число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Однако законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов).
Так, торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее 15 учредителей (ст. 6 Закона от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»). Для того чтобы некоммерческая организация (чаще всего некоммерческое партнерство) приобрела статус саморегулируемой организации, необходимо объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях).
2. Число учредителей (членов) для ассоциации (союза) законом не ограничено.
Члены ассоциаций (союзов) полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Граждане и юридические лица могут быть одновременно членами нескольких разных ассоциаций и союзов, объединяющих своих членов по самым разным основаниям. Однако законом в отношении отдельных видов объединений лиц может быть предусмотрено, что одновременно являться членами нескольких объединений их участники не могут (см. комментарий к ст. 123.11 ГК).
В законодательстве предусмотрены случаи, когда в ассоциацию объединяются публично-правовые образования в лице своих органов. Так, Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» <1> предусмотрена возможность создания соответствующих ассоциаций в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития регионов, учредителями которых выступают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 2 данного Закона).
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 51. Ст. 6286.
3. Устав является единственным учредительным документом фонда.
Одно из главных требований к уставу ассоциации (союза) — в нем должны быть обязательно указаны предмет и цели, ради достижения которых создано объединение лиц (см. также п. 4 ст. 52 ГК). В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Цели, ради достижения которых создается ассоциация или союз, виды их деятельности, как они определены в уставе, предопределяют то, в какие отношения может вступать создаваемая некоммерческая организация.
В уставе ассоциации (союза) должны также содержаться сведения о наименовании и месте нахождения, составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством (подробнее см. комментарий к ст. 123.10 ГК).
И конечно, поскольку ассоциация (союз) является корпорацией, в уставе четко должны быть закреплены условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).
Что касается наименования, то Кодекс не проводит разграничения между ассоциацией и союзом. Как видно, он, наоборот, подразумевает тождество между этими терминами. Во всяком случае для гражданского законодательства это неважно. Скорее отличия могут быть и иметь значение при осуществлении ассоциациями и союзами своей основной деятельности, в отношениях с их участием, не относящихся к предмету гражданского законодательства (ст. 2). Принято считать, что ассоциация — это объединение однотипных организаций, принадлежащих к одной или смежным областям деятельности или одной организационной форме (виду) либо профессиональное объединение. Союз же традиционно больше является объединением, основанным по территориальному признаку либо по признаку общности целей <1>. Хотя на практике эти критерии часто не работают и происходит терминологическое смешение, а сами термины «ассоциация» и «союз» часто используются в наименованиях юридических лиц, относящихся не только к некоммерческим организациям других организационно-правовых форм, но и к коммерческим юридическим лицам.
———————————
<1> См. об этом, например: Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юристъ, 2001. С. 247.