Аудит медицинской организации

Аудит медицинской организации

И.И. ХАЙРУЛЛИН, к.м.н., главный врач, В.А. КУРЫЛЕВ, заместитель главного врача по КЭР и качеству, И.О. КАПУСТИНА, главный аудитор отдела по качеству, Государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Татарстан «Больница скорой медицинской помощи»
Внедрение процессного подхода в управлении качеством в медицинской организации (МО) предполагает построение системы внутреннего и внешнего аудита. Необходимость аудита обусловлена созданием института внутреннего и внешнего потребителя. При этом возникает потребность в контроле качества процесса оказания медицинской услуги, а также качества конечного продукта в виде удовлетворенного пациента и(или) оплаченного счета-реестра страховой организацией (СО).
Внутренний аудит является одним из основных инструментов контроля результативности и эффективности функционирования как отдельных подразделений, так и организации в целом. Аудит — это систематический, независимый и документированный процесс получения и объективной оценки информации с целью установления степени соответствия согласованным критериям качества (совокупность политик, процедур или требований) .
Введение
С 2011 г. Государственным автономным учреждением здравоохранения Республики Татарстан «Больница скорой медицинской помощи» (ГАУЗ РТ «БСМП») был взят курс на развитие системы управления качеством. Работа проводилась при активном вовлечении руководителей служб и подразделений больницы, специалистов — врачей, медицинских сестер. В каждом подразделении были определены сотрудники, ответственные за управление качеством — специалисты, обладающие высокой профессиональной подготовкой и пользующиеся авторитетом в коллективе (один врач и один средний медицинский работник).
Ключевым фактором успеха явилось создание самостоятельной службы качества. Одним из направлений деятельности службы качества, согласно стандарту ИСО 9001, является внутренний аудит.
Аудит — это систематический, независимый и документированный процесс получения информации и объективной ее оценки с целью установления степени соответствия согласованным критериям качества . Внутренний аудит системы управления качеством является одним из ключевых процессов. Он обеспечивает системе режим постоянного улучшения и должен носить регулярный характер.

Аудиты делятся на плановые (на основании программы аудитов) и внеплановые (на основании распоряжения главного врача). Плановый аудит должен проводиться не реже 1 раза в год.
Помимо этого, аудиты могут быть внутренними и внешними.
Внутренний аудит (аудит первой стороны) осуществляет МО. При внутреннем аудите изучается собственная система, процедуры и деятельность, определяются их адекватность и соответствие критериям и индикаторам результативности и эффективности.
К внешним аудитам относятся аудит второй или третьей сторон. Аудит второй стороны осуществляется организацией в своих собственных целях в другой организации. К ним относятся аудиты, связанные с ведомственным контролем и вневедомственным контролем качества, проводимые страховыми организациями (СО), а также органами управления здравоохранением всех уровней.
Аудит третьей стороны осуществляется независимой организацией, не заинтересованной в результатах аудита. К таким аудитам относится сертификационный аудит.
Аудит качества ориентирован на выявление объективных причин возникновения несоответствий в системе качества, процессах или продуктах (услугах) организации.
Внутренние аудиты позволяют проверить собственную систему менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, а также определить соответствие деятельности ГАУЗ РТ «БСМП» в области качества запланированным мероприятиям и направления для улучшения.
Внутренние аудиты в ГАУЗ РТ «БСМП» преследуют следующие цели:
1) установление соответствия или несоответствия процессов системы менеджмента качества (СМК) требованиям стандарта и внутренним требованиям;
2) определение причин выявленных несоответствий;
3) определение результативности и эффективности внедренной системы управления качеством с точки зрения достижения целей, установленных в области качества;
4) получение данных для улучшения;
5) проверка выполнения и оценка результативности и эффективности корректирующих действий, проведенных по результатам предыдущих проверок.
Главный результат аудита — определение практических шагов для улучшения работы подразделения, организации. Поэтому в любом аудите существенное значение имеют объективные свидетельства, которые аудиторы обнаруживают в ходе проведения аудита. Получить такие свидетельства можно только в том случае, когда критерии аудита и правила оценки несоответствий являются четкими и не допускают различного толкования.
Объективными критериями соответствия при проведении внутреннего аудита являются:
— требования ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008);
— политика и цели в области качества ГАУЗ РТ «БСМП»;
— требования документации СМК ГАУЗ РТ «БСМП».
Организация внутреннего аудита
Проверку деятельности в области качества проводят внутренние аудиторы. Приказом ГАУЗ РТ «БСМП» №513 от 01.12.2011 назначена группа внутренних аудиторов в количестве 26 человек. Все аудиторы имеют соответствующие сертификаты, они прошли специальную подготовку в рамках семинара «ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008). Внутренние аудиты системы менеджмента качества организации» в объеме 18 академических часов и обладают необходимой компетентностью для проведения внутреннего аудита. Cформирован институт уполномоченных по качеству из ведущих специалистов больницы (52 врача, 28 медицинских сестер).
Общее описание процедуры проведения внутренних аудитов представлено в виде контекстной диаграммы (рис. 1), выполненной по методологии функционального моделирования IDEF0 и состоящей из блоков, соединенных дугами. В блоках указываются основные этапы процедуры, дуги представляют собой взаимодействие между блоками.
На данной диаграмме представлены основные этапы проведения аудита, действия (набор операций), взаимодействие между блоками, входные и выходные документы, ответственные исполнители, руководящие и нормативные документы.
Рисунок 1. Контекстная диаграмма процедуры «Внутренние аудиты»

Основанием для проведения плановых внутренних аудитов является Программа внутренних аудитов на год, в которой определены проверяемые подразделения, критерии и сроки проведения аудита, аудиторы. Программа внутренних аудитов на год утверждается представителем руководства по качеству.
Число аудиторов в группе зависит от объема аудита. Обязательным условием является то, что привлекаемые аудиторы не должны работать в проверяемом подразделении.
Ведущим аудитором ГАУЗ РТ «БСМП» составляется План внутреннего аудита. При подготовке плана предусматриваются:
• вид аудита (плановый или внеплановый);
• цели и объем аудита;
• критерии аудита — требования пунктов ИСО 9001, элементов системы управления качеством, документации, политики и целей в области качества;
• виды деятельности, необходимые для планирования, организации и проведения аудитов.
План аудита доводится до сведения всех участников аудита для согласования не позднее, чем за три дня до проведения аудита.
В проверяемых подразделениях ведущий аудитор проводит предварительное совещание, на котором представляет членов рабочей группы, сообщает цель и план проведения аудита. На руководителя подразделения возлагается ответственность за обеспечение требуемых условий проведения аудита.
В ходе проверки аудиторы собирают и анализируют объективные свидетельства посредством проведения интервью, наблюдения за деятельностью на рабочих местах, анализа документов. Полученные объективные свидетельства аудиторы используют как фактические доказательства соответствия или несоответствия критериям аудита.
При осуществлении организационных изменений, возникновении повторяющихся несоответствий, а также при подготовке к внешнему аудиту третьей стороной, по указанию высшего руководства могут проводиться внеплановые аудиты. Порядок проведения и отчетность по результатам аудитов в этом случае соответствует общему порядку проведения внутренних аудитов.
Анализ внутренних аудитов
При выявлении несоответствий критериям аудита оформляется аудит-протокол несоответствий, который предоставляется руководителю проверяемого подразделения для ознакомления.
Несоответствия — это невыполнение установленных требований. При внутренних аудитах осуществляется градация несоответствий на незначительные, значительные и критические. К незначительным несоответствиям относятся единичные нарушения требований стандарта. В случае значительных несоответствий выявляются системные сбои в выполнении требований стандарта. Критические несоответствия — это несоответствия, которые могут нанести ущерб здоровью пациента, финансовый вред больнице и ее имиджу.
Руководитель подразделения выявляет причину возникшего несоответствия, назначает ответственное лицо за выполнение корректирующих действий и не позднее, чем в срок, указанный в аудит-протоколе, сообщает об устраненных несоответствиях ведущему аудитору. Предпринятые по устранению несоответствий действия проверяются аудитором, результаты такой проверки фиксируются в аудит-протоколе. Аудит в подразделении считается законченным, если корректирующие действия выполнены.
После завершения программы внутренних аудитов на текущий год группой аудиторов обсуждаются и анализируются полученные результаты. Ведущий аудитор составляет итоговый отчет по результатам аудитов и проект плана корректирующих действий и представляет представителю руководства по качеству.
Корректирующие действия могут быть направлены на изменения документации системы управления качеством, полномочий и ответственности, распределения ресурсов, процессов, методик измерения процессов и качества продукции.
Предупреждающие действия могут быть направлены на изменения операционной деятельности ГАУЗ РТ «БСМП», видов диагностических и лечебных услуг, организационной структуры ГАУЗ РТ «БСМП», ответственности и полномочий, распределения ресурсов, процессов, методик измерения параметров процессов и продукции, структуры документации.
Итоговый отчет составляется в произвольной форме и может включать следующую информацию:
1) общие положения;
2) результаты аудита, сгруппированные по элементам, процессам и структурным подразделениям;
3) оценку динамики изменения зарегистрированных данных;
4) описание повторяющихся критических несоответствий, методы их выявления;
5) заключение о выполнении корректирующих мероприятий по результатам проведенных проверок;
6) оценку результативности и эффективности корректирующих и предупреждающих действий;
7) предложения по совершенствованию процедур и документации.
Отчет по внутреннему аудиту и проект плана корректирующих действий представляются главному врачу ГАУЗ РТ «БСМП».
Контроль за реализацией корректирующих действий осуществляет ведущий аудитор. Идентификация контроля выполнения корректирующих действий производится путем проставления в плане корректирующих действий ведущим аудитором даты проведения контроля, результатов контроля (выполнено, установленный срок выполнения) личной подписи.
Документы отчетности по результатам внутренних аудитов
Программа внутренних аудитов на год — основополагающий документ аудитов. Программа утверждается представителем руководства по качеству, вводится в действие с момента утверждения и становится обязательным документом для всех структурных подразделений ГАУЗ РТ «БСМП». Первый экземпляр плана хранится в отделе качества медицинской помощи. Ответственным за извещение руководителей структурных подразделений о проведении внутренних аудитов является ведущий аудитор.
План аудита относится к документам планирования аудитов. Разрабатывается ведущим аудитором на один или несколько аудитов, запланированных на конкретные сроки и направленных на достижение конкретной цели. Ответственным за ознакомление руководителей подразделений с программой аудита является ведущий аудитор.
Аудит-протокол несоответствий — регистрационный документ по каждому отмеченному несоответствию. Оформляется в ходе проведения проверки аудитором, согласовывается ведущим аудитором. Аудит-протоколы рассылаются руководителям структурных подразделений, в которых выявлены несоответствия. Ответственным за рассылку аудит-протоколов и контроль выполнения корректирующих действий является ведущий аудитор.
Отчет по аудиту — является обобщающим документом всего фактического материала внутреннего аудита. Отчет составляется ведущим аудитором в произвольной форме и утверждается представителем руководства по качеству. Отчет направляется руководству ГАУЗ РТ «БСМП». На основании данных отчета оценивается результативность и эффективность процессов, определяются возможности и пути их улучшения, планируются корректирующие и предупреждающие действия.
Все вышеперечисленные документы являются документами строгой отчетности, ответственный за хранение — представитель руководства по качеству, нормативный срок хранения — не менее десяти лет.
Регулярное проведение внутренних аудитов позволяет:
а) обеспечить соответствие системы управления требованиям соответствующего стандарта и требованиям, установленным самой организацией в документированных процедурах, стандартах предприятия, инструкциях и другой нормативно-технической документации;
б) предоставить уверенность руководству и заинтересованным сторонам в результативности системы менеджмента: внутренний аудит обеспечивает обратную связь, представляя руководству объективную информацию о том, как функционирует система;
в) выявить оперативные проблемы: во время проведения проверки любой системы аудитор имеет благоприятную возможность заметить сложности в исполнении системой требований, проблемы в самой системе или в процедурах;
г) обеспечить обратной связью для проведения корректирующих действий: в ходе внутреннего аудита выявляются несоответствия установленным требованиям, затем разрабатываются и осуществляются корректирующие действия для устранения причин выявленных несоответствий;
д) внутренний аудит является действенным инструментом отладки системы на стадии ее внедрения: проведение аудитов на стадии внедрения и подготовки системы менеджмента к сертификации помогает «запустить» систему и выявить, где она дает сбои.
Основным механизмом для постоянного совершенствования системы управления качеством является проведение комплексного анализа ее результативности и эффективности, на основе которого осуществляется планирование и проведение мероприятий по улучшению, результативность и эффективность выполнения которых также подвергается анализу.
Функционирование системы управления качеством позволило улучшить количественные и качественные показатели деятельности ГАУЗ РТ «БСМП»: увеличение количества пролеченных больных, рост операционной активности, увеличение объемов финансирования, в том числе внебюджетной составляющей, повышение уровня доходов персонала.
Положительный опыт внедрения СМК в ГАУЗ РТ «БСМП» позволяет сделать вывод о том, что она является надежным инструментом управления, позволяющим значительно повысить результативность и эффективность деятельности при оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Количество несоответствий и корректирующих действий в динамике за период функционирования системы менеджмента качества
Из рисунка 2 видно, что с 2012 г. в ГАУЗ РТ «БСМП» заметна тенденция снижения несоответствий.
Рисунок 2. Сравнительные данные по результатам внутренних аудитов с 2012 г. по 2014 г.

Оценка результативности корректирующих действий функционирования системы менеджмента качества (2012—2014 гг.)
Показатель результативности за период функционирования системы менеджмента качества:

ПрезКД = (1 –

60 Кол-во НС в 2014 г

) *100% = 52%

125 Кол-во НС в 2013 г

Исходя из общепринятых методик, в случае, если ПрезКД > 45%, то предпринятые корректирующие действия являются результативными. ПрезКД за весь период функционирования СМК равен 52%, следовательно, корректирующие действия, проводимые в течение этого периода, являются результативными.

Таблица. Анализ результативности предпринятых корректирующих действий по элементам СМК в динамике с 2012 по 2014 гг.

Данные анализа включались в отчет по результатам аудита, представлялись руководству ГАУЗ РТ «БСМП» и использовались при разработке планов корректирующих и предупреждающих действий и перспективных планов по качеству. Применение методики проведения внутренних аудитов позволило значительно сократить количество несоответствий в процессах, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на результативность и эффективность процессов и системы в целом.

Подтверждением успешной деятельности ГАУЗ РТ «БСМП» является успешное участие в конкурсе на соискание премии Правительства Республики Татарстан за качество в 2011 г., по результатам которого ГАУЗ РТ «БСМП» признано лауреатом. В апреле 2012 г. коллектив ГАУЗ РТ «БСМП» сертифицирован на соответствие системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008). В декабре 2012 г. проведена успешная сертификация ГАУЗ РТ «БСМП» в системе EFQM — европейская система качества, вручен сертификат «Признанное совершенство — 5 звезд».
Система менеджмента качества ГАУЗ РТ «БСМП» постоянно совершенствуется. Формирование единой команды компетентных управленцев в ГАУЗ РТ «БСМП», командная работа специалистов и партнерство являются залогом успеха решения поставленных задач. Атмосфера сотрудничества в организации базируется на доверии к каждому работнику, его профессиональных навыках и знаниях.
Литература
1. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 (ISO 9000-2008) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
2. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008) «Системы менеджмента качества. Требования».
3. «ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
4. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 (ISO 19011-2011) «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
5. Садовой М.А., Бедорева И.Ю. «Система менеджмента качества в учреждениях здравоохранения». г. Новосибирск, АНО «Клиника НИИТО», 2009.
6. Внутренний аудит системы менеджмента. Учебное пособие. — СПб, 2004.
7. Настольная книга внутреннего аудитора. Свиткин М.З., Рахлин К.М., Мацута В.Д., Дымкина О.Д. – СПб.: Изд-во картфабрики ВСЕГЕИ, 2001: 99.
8. ISO/IEC 27001:2013 Введение, внедрение и внутренний аудит системы управления информационной безопасностью на соответствие требованиям стандарта.

Елена Иванова, руководитель департамента внутреннего аудита ООО «АВА-ПЕТЕР», член Института внутренних аудиторов

Организация внутреннего аудита

Подходы к организации функции внутреннего аудита в медицинской организации могут быть классическими, ориентированными на Международные основы Профессиональной практики внутреннего аудита, разрабатываемые Институтом внутренних аудиторов. В основе такой организации контрольной деятельности лежит концепция Трех линий защиты (см. схему 1).

Контрольное окружение медицинской организации можно охарактеризовать как интенсивное. Основными органами, осуществляющими контроль за деятельностью медицинских организаций, являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которые совершенствуют методы своей работы, в частности, внедряют риск-ориентированный подход при планировании проверок и стандартные чек-листы при их проведении. Основными темами проверок Росздравнадзора являются качество медицинской помощи, безопасность применения медицинских изделий и лекарственных средств, Роспотребнадзора – обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, а также соблюдение прав пациентов в лечебном учреждении. Наряду с Росздравнадзором и Роспотребнадзором, Фонд социального страхования, Территориальный фонд Обязательного медицинского страхования следят за соответствием требованиям законодательства основной и вспомогательной медицинской деятельности, а такие службы как МЧС, Ростехнадзор, Росприроднадзор – за соответствием вспомогательной немедицинской детальности.

Контрольная деятельность первой и второй линий защиты

Первая и вторая линия защиты ведут системную координированную работу, направленную на обеспечение безопасности оказания медицинской помощи пациентам, в том числе ими регулярно проводятся инспекции и внутренние аудиты. Одним из примеров контрольных мероприятий первой линии защиты может являться проведение «коротких» кросс-аудитов с использованием структурированных чек-листов и внутренних ресурсов компании. Старшие медицинские сестры районных амбулаторно-поликлинических отделений после прохождения обучения, которое включает методику аудита и вопросы этики, проверяют другие районные отделения по узким тематикам, таким как: обращение медицинских отходов, холодовая цепь, вакцинация, организация хранения лекарственных корректирующих мероприятий медицинской организации для последующего мониторинга их выполнения.

В зависимости от количества и уровня риска находок во время внутренних аудитов, подразделениям присваивается рейтинг риска, который влияет на частоту внутренних проверок в следующем году. Практическая польза кросс-аудитов не только в определении и устранении несоответствий, а также в развитии среднего медицинского персонала и формировании кадрового резерва для обеспечения потребностей развития компании.

Примером контрольных мероприятий второй линии защиты может быть проведение контроля качества медицинской помощи врачами-экспертами медицинских направлений с использованием чек-листа и бальной оценки. Результатами данной работы является совершенствование протоколов и внутренних алгоритмов оказания медицинской помощи, совершенствование медицинской информационной системы, выработка индивидуальных рекомендаций для врачебного персонала по плану обучения. Инспекции с использованием структурированных чек-листов могут также проводиться отделом качества, эпидемиологической службой, службой эксплуатации, и по их результатам производится немедленное исправление небольших недостатков, выработка плана корректирующих мероприятий по несоответствиям, выводы могут быть использованы для совершенствования программы обеспечения качества и безопасности медицинской помощи.

Планирование деятельности внутреннего аудита

Ежегодное планирование деятельности внутреннего аудита производится, исходя из стратегических целей, актуализированной оценки рисков и бизнес-плана компании (см. схему 2).

Схема 2. Цикл годового планирования внутреннего аудита

Целью внутреннего аудита является предоставление гарантий совету директоров по всем существенным рискам, для чего внутренним аудитом проводится координация деятельности с подразделениями, обладающими контрольными функциями, — первой и второй линиями защиты. Для этого предлагается разрабатать «Схему предоставления гарантий», которая представляет собой перечень основных и вспомогательных медицинских, немедицинских процессов во всех бизнес-единицах компании, включая новые проекты и инициативы, с присвоением рейтинга каждому из них. Рейтинг формируется на основе критериев важности, сложности, степени изменений и зрелости контрольной среды, а также рисков бизнес-процесса. В годовой план Департамента внутреннего аудита попадают бизнес-процессы с наибольшим рейтингом, со средним и низким – в план контрольных мероприятий второй и первой линий защиты (см. таблицу 1 «Область деятельности внутреннего аудита»).

Специфические риски медицинской организации

Медицинская организация, как и любая другая, подвержена стратегическим, финансовым рискам, рискам комплаенс. Специфические операционные риски, связанные с медицинской деятельностью, приведены в Приложении 1.

В медицине не бывает мелочей, и даже несложные малоинвазивные процедуры, например, взятие крови из вены для проведения лабораторной диагностики, проведение внутримышечной инъекции или постановка вакцины, могут быть связаны с рядом рисков для пациента, таких как неверная идентификация пациента, нарушение преаналитического этапа лабораторного исследования, поствакцинальные осложнения. Т.е. медицинская сестра выполнила назначение другого пациента вследствие ошибки идентификации; пациента не предупредили о подготовке к сдаче крови, он плотно позавтракал, вместо того, чтобы быть голодным, результаты анализа недостоверны и есть риск неправильного назначения лечения; вакцина доставлялась в лечебном учреждении с нарушением температурного режима. В крупной территориально распределенной медицинской организации, имеющей несколько клиник и филиальную сеть, оказывающей первичную, специализированную и высоко технологичную медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, появляется риск утери преемственности специалистов, искажений при передаче информации от одного специалиста к другому. С развитием информатизации повышается внимание к рискам надежности и доступности медицинских информационных систем. Например, если по какой-либо причине нет доступа к электронной медицинской карте, то это может быть критично для пациента в послеоперационный период. Рискам, связанным с инфраструктурой и эксплуатацией помещений, уделяется не меньше внимания, чем клиническим или инфекционным рискам. Остановка лифта на 15 минут – неприятный инцидент в офисном или жилом здании, однако в лечебном заведении такая остановка может быть критичной, если в лифте находится, например, женщина в родах.

Особенности внутреннего аудита в медицинской организации

Основным ориентиром внутреннего аудита являются интересы и безопасность пациентов, в том числе, соблюдение требований к защите персональных данных пациентов, включая врачебную тайну. Особое внимание уделяется соблюдению регулятивных требований и применяемых стандартов оказания медицинской помощи. Однако ввиду сложности и уникальности человеческого организма, возможны оправданные отклонения от медицинских стандартов, вариации в применении клинических рекомендаций, и внутренний аудитор должен быть к этому готов.

Сфера здравоохранения вступила в эру цифровой трансформации: принят закон и подзаконные акты, регулирующие телемедицину, формируется Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, в медицину приходит искусственный интеллект, внедряются робототехника, системы поддержки принятия врачебных решений, прогнозная аналитика и т.д. Отвечая на современные вызовы, внутренний аудит должен приобретать компетенции в области ИТ-аудита, применения аналитических методов, внедрения постоянного аудита и встроенных контролей. При этом, до тех пор, пока людей продолжают лечить люди, ключевым фактором успеха внутреннего аудита являются развитые коммуникативные навыки: умение слушать и задавать открытые вопросы, используя при этом «язык врача» или «язык пациента», поддерживать постоянную коммуникацию и выстраивать отношения с руководителями подразделений и функций.

Увеличение скорости изменений в сфере здравоохранения диктует необходимость применения во внутреннем аудите таких подходов, как ведение проектов в Agile-формате. Можно предложить к применению такой вид внутреннего аудита как комплексных аудит многофункциональной командой с привлечением сотрудников других подразделений в качестве экспертов. Подобные аудиты позволяют быстро получать системную информацию о состоянии дел в подразделении, срез сильных и слабых сторон, вырабатывать комплексные рекомендации по развитию и совершенствованию работы подразделения.

Эффективным инструментом внутреннего аудита медицинской организации является бэнчмаркинг. Использование этого инструмента способствует обмену опытом специалистов и распространению лучших практик.

Проведем внутренний аудит. Путь пациента

В заключение, предлагаю провести внутренний аудит с использованием элементов методологии трейсера по отдельному пациенту, применяемой JCI (Joint Commission International, Объединенной Международной Комиссией), занимающейся аккредитацией медицинских организаций. Предположим, пациент «Х» с симптомами пневмонии, в анамнезе с сердечной недостаточностью, обращается к терапевту на амбулаторный прием, по результатам которого госпитализируется в терапевтический стационар, проходит лечение в стационарных условиях, выписывается для прохождения дальнейшей реабилитации в амбулаторных условиях (см. схему 3).

Идентификация пациента

Для идентификации должно использоваться минимум два идентификатора. Например, фамилия, имя, отчество и дата рождения. Идентификация производится при записи на прием, в начале приема, до проведения инвазивных и прочих процедур и выдачи лекарственных средств пациенту. Запрещено использовать только один идентификатор или в качестве идентификаторов только фамилию пациента и номер палаты, из-за риска того, что среди пациентов медицинской организации есть полные однофамильцы, или что однофамильцев из соседних палат переместили в другие палаты.

Оценка состояния/Переоценка состояния/Управление болью

При госпитализации производится оценка состояния пациента. Основываясь на оценке состояния, врачом приемного отделения должна быть произведена приоритезация пациента при госпитализации. По результатам проведения диагностических исследований должна быть произведена переоценка состояния и пересмотр плана лечения. Внимание должно быть уделено болевому синдрому пациента, и по результатам оценки с использованием стандартной шкалы, должна быть назначена соответствующая терапия. При госпитализации оценивается риск падения пациента, принимаются меры по его снижению.

Взаимодействие специалистов/Преемственность

При получении результатов лабораторных исследований, свидетельствующих о состоянии пациента, угрожающем его жизни, законодательством предусмотрена обязанность информирования лечащего врача и/или пациента. При проведении внутреннего аудита важно убедиться, что такой пациент был не только проинформирован, но и своевременно госпитализирован. При передаче информации между амбулатория-> стационар-> амбулатория в электронной карте пациента должны быть сделаны все необходимые врачебные записи. При направлении на диагностические исследования (например, МРТ, КТ) лечащий врач должен сделать соответствующую запись о целях предстоящего исследования.

Лекарственное обеспечение

Управление лекарственным обеспечением должно носить системный характер и быть направлено на обеспечение должного хранения и безопасного применения.

Повышение приверженности выполнению врачебных назначений/ Вовлечение семьи

При прохождении как амбулаторного, так и стационарного лечения пациент должен быть ознакомлен с планом лечения, обучен проведению процедур и применению лекарственных средств. Во время пребывания в стационаре контроль выполнения назначений лежит на медицинском персонале лечебного учреждения, однако трудно переоценить роль семьи в повышении приверженности следования рекомендациям врача. Например, родственники, живущие отдельно, могут переоценивать возможности пожилого человека после операции. Поэтому обучение по использованию вспомогательных средств после травматологической операции целесообразно проводить как непосредственно для самого пожилого пациента, так и для его родственников.

Схема 3. Чек-лист «Путь пациента «Х»»

Приложение 1. Специфические операционные риски медицинской организации

Область риска

Риски

Клинические риски

  • Ошибки в идентификации пациентов

  • Клинические осложнения (во врачебной и сестринской практике)

  • Повторная госпитализация

  • Нежелательные реакции, поствакцинальные осложнения

  • Неадекватные реанимационные действия

  • Ошибки назначения и применения лекарственных средств

  • Ошибки диагностики

  • Нарушения преаналитического этапа лаборатории и подготовки к диагностическим исследованиям

  • Проблемы, связанные с аутсорсингом (лаборатория, скорая помощь и т.д.)

  • Болевой синдром у пациента

Риски, связанные с персоналом

  • Проблемы, связанные с обучением медицинского персонала (недостаточное обучение, некачественное обучение и т.п.)

  • Недостатки во взаимодействии и преемственности специалистов, качестве коммуникации при передаче пациента (амбулатория-стационар-амбулатория, операционная-ПИТ, приемный покой-стационар и т.д.)

  • Проблемы, связанные с обучением пациентов и их семей для выполнения врачебных рекомендаций (недостаточное обучение, некачественное обучение, его отсутствие и т.п.)

  • Нарушение клинических рекомендаций и стандартов, стандартных операционных процедур

  • Отсутствие или недостаточность необходимых коммуникативных навыков/ эмоциональной компетентности или отсутствие их должного уровня

  • Отсутствие, недостаточность или сбои во взаимодействии/ командной работе/ нарушение правил этики и деонтологии

  • Отсутствие, недостаточность или сбои в самоконтроле/ следовании внутренним правилам (маникюр, украшения и т.д.)

Инфекционный контроль и безопасность

  • Нарушение правил первичной сортировки пациентов в приемном покое

  • Внутрибольничные осложнения

  • Перекрестное заражение

  • Нарушения в процессе стерилизации и хранения стерильных инструментов

  • Не соблюдение холодовой цепи

  • Производственные травмы персонала

  • Нарушения при хранении и утилизации игл и режущих предметов

  • Падения пациентов

  • Риски, связанные с особо опасными инфекциями

  • Риск массовой эпидемии

  • Нарушения при хранении и применении особо опасных жидкостей

  • Нарушения при хранении и транспортировке биологических материалов

Управление опытом пациента

  • Ненадежное предоставление услуги: несоблюдение расписания

  • Низкая доступность услуги

  • Нарушения приватности

Информационная безопасность

  • Риски, связанные с защитой персональных данных пациентов, включая врачебную тайну

  • Доступность медицинской информационной системы для третьих лиц

Медицинское оборудование

  • Сбои в работе критического оборудования

  • Недостатки, некачественное обучение персонала или отсутствие обучения

  • Доступ третьих лиц к системе хранения изображений

Инфраструктура и система инженерного обеспечения

  • Отключение воды, теплоснабжения, электроснабжения

  • Затопления

  • Инциденты с системой вентиляции

  • Остановка лифта

  • Риск пожара и ограниченная возможность или отсутствие возможности эвакуации пациентов в случае пожара

  • При проведении ремонтно-строительных работ: шум, пыль, вибрация, повреждение действующих систем инфраструктуры

  • Нежелательные природные явления

Физическая безопасность

  • Агрессивные пациенты

  • Несанкционированный доступ пациентов в помещения, предназначенные для служебного пользования

  • Различные противоправные действия со стороны пациентов, родственников, медицинского персонала и других лиц

Репутация

  • Жалобы пациентов

  • Необоснованные негативные отзывы в Интернете

  • Подделка справок

Первая помощь, оказываемая пострадавшим при ДТП «лицами первого контакта» — это комплекс простейших мероприятий по спасению жизни пострадавших при ДТП и предотвращению различных осложнений.

Оптимальный срок оказания первой медицинской помощи — до 30 минут после получения травмы. При остановке дыхания это время сокращается до 5-10 минут. Важность фактора времени подчеркивается хотя бы тем, что среди лиц, получивших первую медицинскую помощь в течение 30 минут после травмы, осложнения возникают в 2 раза реже, чем у лиц, которым этот вид помощи был оказан позже указанного срока. Отсутствие же помощи в течение 1 часа после травмы увеличивает количество летальных исходов среди тяжело пораженных на 30%, до 3 часов — на 60%, до 6 часов — на 90%, т.е. число погибших возрастет почти вдвое.

Вместе с тем причинами смерти пострадавших при ДТП являются: 10% — задержка оказания медицинской помощи; 20% — получение травм, несовместимых с жизнью; 70% — бездействие очевидцев ДТП.

Лица, оказавшиеся на месте происшествия, — водители, пассажиры, полиция последовательно могут оказать первую помощь при ДТП в 3 организационных этапа:

  • вызов бригады скорой помощи.
  • на месте происшествия экстренная помощь (взаимопомощь, извлечение пострадавшего из авто, оказание первой помощи пострадавшим).
  • передача пострадавшего бригаде СМП.

В случае свершившегося ДТП необходимо попросить одного из очевидцев ДТП позвонить по телефону в службу скорой помощи и сообщить сведения о ДТП, числе пострадавших, о месте и характере дорожного происшествия и вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Алгоритм действий при оказании первой помощи пострадавшим при ДТП

Наше консалтинговое агентство оказывает услуги по аудиту медицинских учреждений в Перми и Пермском крае, также мы проводим сертификационный аудит и осуществляем аудиторское сопровождение деятельности медицинских организаций.

Аудит (проверка) – систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Цели проведения медицинского аудита:

  1. Подготовка организации к проведению государственного надзора (лицензионный контроль, надзорные мероприятия Росздравнадзора и Роспотребнадзора).
  2. Проверка вновь организованных медицинских центров и клиник (без опыта взаимодействия с органами государственного надзора).
  3. Сертификационный аудит:
    • Предварительный аудит.
    • Предсертификационный аудит разработанной системы на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9000, ISO 14000, OHSAS.

Зачем нужен сертификационный аудит?

Сертификационный аудит по международным стандартам нужен для проверки системы менеджмента на соответствие требованиям международных стандартов. Сертификационный аудит проводится для организаций, которые впервые получают сертификат соответствия требованиям международных стандартов или получают сертификат соответствия в другом органе по сертификации. Формой признания соответствия системы менеджмента организации определённому стандарту системы менеджмента либо другим нормативным требованиям обычно является сертификат или свидетельство.

Сертификация систем менеджмента – это деятельность по оценке соответствия, выполняемая третьей стороной. Следовательно, органы, осуществляющие подобную деятельность, являются органами по оценке соответствия третьей стороной.

Сертификационный аудит позволяет также решить следующие задачи:

  1. Участие в тендерах по различным отраслям.
  2. Вступление в некоммерческие партнёрства, саморегулируемые организации.
  3. Работа с государственными организациями и крупными структурами.
  4. Предоставление сертификата заказчикам и партнёрам.
  5. Формирование имиджа компании.
  6. Повышение инвестиционной привлекательности.
  7. Выход на международный рынок.

В рамках аудиторского сопровождения мы предлагаем следующие варианты сотрудничества:

  • Аудиторское сопровождение в течение года.
  • Аудиторская проверка за определённый период времени.

Аудиторские проверки выполняются нашими аттестованными специалистами в полном соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и действующим законодательством Российской Федерации.

ООО «Медицинское консалтинговое агентство» – профессиональные аудиторы и консультанты!

Оказание консультативной помощи при подготовке к плановой проверке Территориального органа Росздравнадзора:

  • Приведение в соответствие документов на помещения, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
  • Приведение в соответствие требованиям документов на медицинское оборудование, зарегистрированное в установленном порядке, для осуществления медицинской деятельности в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по направлениям деятельности.
  • Консультирование по вопросам технического обслуживания медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), наличия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности и проведение метрологического контроля за используемым оборудованием.
  • Оказание помощи в подготовке пакета документов на сотрудников для оказания медицинских услуг в соответствии с требованиями Приказа МЗ РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки» и приказа МЗ и СР РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; соответствие структуры и штатного расписания юридического лица, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций.
  • Подготовка документов (приказов, положений и т.д.) по проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
  • Соблюдению установленного порядка предоставления платных медицинских услуг согласно Постановления Правительства РФ № 1006 от 04.10.2012 г.

аудит

ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А.Е. СУГЛОБОВ,

доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры Московского университета МВД России

Д.В. ШИБЕКОВ

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова

Организация аудита объектов медицинских учреждений представляет собой комплекс мероприятий по проверке, проводимых на организационной, технологической и завершающей стадиях. Эти меры направлены на рациональное сочетание средств и методов проверки для получения документально подтвержденной и обоснованной информации о том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность медицинского учреждения не содержит существенных искажений и свидетельствует о выполнении последним социальных функций.

Модель организации аудита медицинских учреждений представлена на рис. 1.

Для медицинских учреждений необходим специализированный аудит, учитывающий все особенности их деятельности, специфику взаимодействия с органами государственного управления, социальные условия предпринимательства.

Аудит медицинских учреждений представляет собой вид деятельности, результат которой — независимое мнение о выполнении стандартов обеспечения граждан медицинскими услугами и достоверности представляемой Это один из видов аудита социальной сферы, имеющий специфический результат. Следовательно, правомерно рассматривать аудит социальной сферы как обособленную отрасль услуг.

Организация аудита — это совместная работа аудитора и персонала медицинского учреждения, представляющая собой установление порядка функционирования системы аудита и всех долж-

ностных лиц как аудиторской организации, так и аудируемого субъекта.

Организация аудиторской деятельности медучреждений имеет следующие особенности, обусловленные спецификой отрасли и содержанием социальной политики в области здравоохранения.

1. Переход к многоукладной экономике связан с включением организаций различных форм собственности в сферу рыночных отношений. В результате экономической реформы в здравоохранении появились медицинские учреждения различных форм собственности, и традиционные формы осуществления контроля становятся неэффективными.

2. Сложность нормативно-правовой базы функционирования медучреждений, частые изменения документов, регулирующих их деятельность, недостаточность бюджетного финансирования обусловливают потребность в консультационной и методической помощи по организации учета, отчетности, контроля за исполнением смет расходов, исчислением доходов и прибыли. Эта потребность чаще всего удовлетворяется недостаточно компетентными консультациями, что серьезно тормозит развитие медицинских учреждений.

4. Введение в действие механизма банкротства организаций определяет потребность во всесторонней защите социальных интересов граждан, что становится особенно актуальным в условиях мирового финансового кризиса и дефицита финансирования.

Стадии процесса аудита учреждений здравоохранения

Организационно-подготовительная стадия

Принципы

Научная организация процесса аудита медицинских учреждений

§ §

& & о ь

Технологическая стадия -проверка по существу

и,

с

Управление процессами аудита

Завершающая стадия

^ и а ^ ч £

!В * 5

* Ф к

§ I §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н | о

& ^

Э- Й и

§ § ^

8 о8 —

о §

Оценка эффективности аудита

Рис. 1. Модель организации аудита медицинских учреждений

5. Достоверная оценка реальности бухгалтерского баланса и финансового состояния медучреждений весьма необходима также и для банков как условие гарантии возврата кредитов.

6. Защита медицинских учреждений от неправомерных действий органов налогообложения, пенсионного и имущественных фондов, банков.

7. Необходимость в регулировании на паритетных началах отношений медучреждений с юридическими и физическими лицами. Аудиторские проверки применяемых медицинскими организациями цен (наценок) и других условий реализации медицинских услуг, проводимые по инициативе региональных органов государственного управления, могут служить основой для принятия эффективных антимонопольных мер.

8. Потребность защиты социальных интересов граждан. Медицинские учреждения в процессе реформы преобразованы и включены в сферу государственной и негосударственной экономики. В этих условиях ведомственный финансовый контроль частично воздействует только на медицинские учреждения, находящиеся в государственной собственности. Для остальных медучреждений (прежде всего негосударственного сектора) контроль практически упразднен, создаются условия для бесконтрольности и вседозволенности. Промедление с разработкой методологии социального учета, отчетности и аудита не способствует выполнению контрольной функции за деятельностью инфраструктуры социальной сферы. Это ведет к

нарушению законов в ходе хозяйственных операций, не позволяет обеспечить сохранности имущества и его эффективного использования в социальной сфере, правильного исчисления и рационального распределения доходов от платных социальных услуг, защиты законных интересов широких слоев населения.

Самостоятельно хозяйствующие субъекты социальной сферы непосредственно заинтересованы в достоверном бухгалтерском балансе и реальной оценке финансового состояния организации и партнеров, в подтверждении соответствия законам и учредительным документам деятельности органов управления в организациях и в объединениях (правления, советы директоров, координационные советы и др.).

Организация проведения аудита должна включать:

— подготовку аудита, т. е. проведение подготовительных мероприятий, согласование условий договоренности с клиентом, составление письменных заданий, касающихся проведения аудита медицинских учреждений, подготовку договора на оказание аудиторских услуг, разработку плана, программы, определение единиц наблюдения, методов сбора информации, осуществление пробного аудита в целях уточнения объема проверки и определения уровня ее трудоемкости;

— проверку по существу принятых к аудиту вопросов, сбор необходимой информации с учетом ее сущности и значения, получение достаточных аудиторских доказательств;

— подготовку информации к обработке;

— обработку информации, ее анализ и подготовку заключительных документов по результатам аудита.

Процесс организации аудита деятельности медучреждений целесообразно подразделить на следующие взаимосвязанные этапы:

— создание научно-методической и нормативно-правовой базы, обеспечивающей формирование достоверной информации для правовой защиты социальных интересов трудящихся в хозяйственной деятельности независимо от ее организационных форм;

— формирование механизма методического обеспечения аудита и организации бухгалтерского учета, оперативной и статистической отчетности, а также ревизионной работы в системе здравоохранения. Аудит является единственно возможной организационной формой действенного контроля, помощи в постановке учета, реальной оценке результатов деятельности и выполнении социальной миссии;

— подготовка аудиторов высокой квалификации, специализирующихся на объектах здравоохранения, создание нормальных условий для деятельности;

— обеспечение хозяйствующих субъектов нормативными и методическими материалами по бухгалтерскому учету, аудиту и внутрихозяйственному контролю применительно к объектам системы здравоохранения;

— предупреждение неэффективных направлений реформирования объектов системы здравоохранения;

— обеспечение законных социальных интересов работников медицинских учреждений и государства при исчислении и уплате налогов и других платежей;

— информационное обеспечение действенных антимонопольных мер на основе аудиторских проверок применяемых цен, наценок и других условий реализации медицинских услуг.

Результат аудиторского финансового контроля зависит не только от профессионального уровня аудиторов, но и от регламента проведения проверок. Наиболее существенными факторами, влияющими на результат контроля, являются: кадровое обеспечение аудита; полнота и достоверность исходных данных об объекте контроля, информационное, нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становлению аудита медучреждений должно способствовать правовое регулирование — регис-

трация, лицензирование, аттестация аудиторов, порядок налогообложения.

Организация аудита предполагает распределение обязанностей и ответственности по функциям и полномочиям деятельности посредством регламентов, нормативов, инструкций и рекомендаций. В текущей аудиторской работе установленная организация деятельности поддерживается распоряжениями, указаниями, приказами и поручениями.

Стандарты по аудиту медицинских учреждений представляют собой основные принципы (требования), которые должны соблюдаться при аудиторских проверках независимо от условий их проведения.

Норма аудита содержит предписание по выполнению процедур, применению специфических положений, определенных организационно-правовой формой медучреждения и видами оказываемых услуг.

Под тестами в аудите понимают получение сведений о полноте, правильности и законности информации, содержащейся в бухгалтерских, финансовых и других документах (проверка законности и правильности оформления документов, выявление преднамеренных и непреднамеренных ошибок и др.).

Результатом аудиторской проверки медицинских учреждений является заключение аудитора — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления и судебных инстанций. В заключении о результатах проверки деятельности медицинского учреждения должны содержаться сведения о выполнении стандартов, достоверности информации в бухгалтерских отчетах, балансах и других документах требованиям, предъявляемым к ведению учета и составлению отчета.

Сбор данных является основным этапом аудита. Для этого используется ряд методов, среди которых наиболее эффективными являются:

— изучение технико-экономических и статистических сведений о развитии рассматриваемой организации;

— изучение опыта родственных организаций;

— беседы со специалистами управления, работниками экономических и бухгалтерских служб медицинского учреждения, с материально ответственными лицами.

Беседы с персоналом аппарата и бухгалтерии позволяют в короткие сроки получить сведения о положительных и отрицательных факторах в развитии медучреждения, проанализировать и обобщить эти данные, а также наметить конкретные направления по исправлению выявленных ошибок. Обобщение

практики аудита свидетельствует о том, что сведения по определенной группе факторов легче и быстрее получить в беседе с работниками учреждения.

Аудиторы самостоятельно выбирают методы и приемы аудита, среди которых наиболее целесообразно использовать следующие.

1. Инвентаризация. Она позволяет получать информацию о наличии имущества и ориентировочной его стоимости. Инвентаризации подлежит имущество и финансовые обязательства. Рекомендуется провести проверки в двух направлениях: сверить учетные данные с фактическим наличием материальных ценностей; сравнить фактические запасы материальных ценностей с данными учетных записей.

2. Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета, денежных средств, расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение заказчика в письменной форме.

3. Документальная проверка. Она состоит из:

а) формальной проверки документов. Аудитор должен убедиться в реальности данных, содержащихся в документе. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в первичных документах. Одновременно следует убедиться в правильности заполнения реквизитов, отсутствии неоговоренных исправлений, подчисток, в подлинности подписей;

б) арифметической проверки расчетов. Выборочно проверяется точность бухгалтерских записей;

в) проверки по существу (законности, целесообразности).

4. Встречная проверка. Она применяется ограниченно и может быть использована между подразделениями медицинского учреждения, между головной и дочерними или зависимыми организациями.

5. Наблюдение, предполагающее непосредственное ознакомление с работой подразделений медучреждения.

6. Устный опрос персонала и третьей стороны. Для проведения типовых опросов необходимо готовить бланки с перечнем вопросов. Результаты опросов конспектируются с указанием фамилии опрошенных лиц.

7. Аналитические процедуры. Это анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления неверно отраженных фактов хозяйственной деятельности.

Типичные виды аналитических процедур в медицинских учреждениях:

— сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

— сравнение показателей бухгалтерской отчетности со сметными показателями;

— оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов.

8. Сканирование — беглый просмотр документов в попытке найти проблему.

9. Обследование — внимательное ознакомление с проблемой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Специальная проверка (привлечение специалистов по праву, по компьютерам).

11. Прослеживание. На основе проверенных первичных документов проверяется правильность отражения их данных в регистрах синтетического и аналитического учета; находится заключительная корреспонденция счетов для убеждения в том, что соответствующие хозяйственные операции отражены в системе учета правильно. Рекомендуется обращать внимание на допускаемые нетиповые корреспонденции счетов.

12. Подготовка альтернативного баланса.

Результаты проверки представляются на рассмотрение руководства организации и ведущих аудиторов фирмы. Обсуждение результатов целесообразно организовывать с участием представителей всех подразделений, экономических служб и управления. Итоги фиксируются в специальном документе и используются при разработке текущих и перспективных внутрифирменных регламентов бухгалтерского учета и контроля аудируемого учреждения.

С точки зрения организации можно выделить следующие формы проведения аудита:

— индивидуальные и коллективные проверки;

— проверки, проводимые внутренними или внешними аудиторами;

— централизованную и децентрализованную организацию аудита при сложных организационных структурах;

— привлечение третьих лиц — экспертов по специальным вопросам;

— привлечение специалистов консалтинговых организаций.

Последовательность аудита можно выразить схемой, представленной на рис. 2.

Практика управления учреждениями здравоохранения свидетельствует о неотложности организации аудита на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов с

Рис. 2. Этапы аудита деятельности медицинских учреждений

учетом особенностей системы. В составе факторов, обусловивших развитие аудита в медицинской системе, приоритетное значение имеют следующие:

— потребность защиты социальных интересов граждан (как работающих, так и не работающих). Ослабление в здравоохранении контроля за осуществлением хозяйственных операций в медицинских учреждениях ведет к нарушению законов, не позволяет обеспечить сохранности имущества и его эффективного использования, правильного исчисления и рационального распределения доходов от платных услуг, защиты законных интересов широких слоев населения. Самостоятельно хозяйствующие субъекты системы здравоохранения заинтересованы в достоверном бухгалтерском балансе и реальной оценке своего финансового состояния, в подтверждении соответствия законам и учредительным документам деятельности органов управления;

— сложность системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность учреждений здравоохранения, обусловливает острую потребность в консультациях и методической

помощи по организации учета и отчетности, исчислению дохода и прибыли, пользованию кредитами. В социальном комплексе специфичны нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию;

— достоверная оценка реальности бухгалтерского баланса и финансового состояния хозяйствующих в системе здравоохранения субъектов необходима также для банков как условие гарантии возврата кредитов;

— защита медицинских учреждений от неправомерных действий органов налогообложения, пенсионного и имущественных фондов, банков;

— необходимость в регулировании на паритетных началах отношений медучреждений с юридическими и физическими лицами. Аудиторские проверки применяемых экономическими субъектами цен (наценок) и других условий реализации медицинских услуг, проводимые по инициативе региональных органов государственного управления, могут служить основой для принятия эффективных антимонопольных мер;

— в процессе реформирования экономических отношений в Российской Федерации система органов контроля кардинально трансформировалась. Резко сократилась сфера деятельности ведомственного контроля социальной сферы и численность занятых в ней работников;

— в новой системе контроля хозяйственной деятельности в силу изменений отношений собственности кардинально изменилась структура контроля за исполнением функций федерального и регионального управления.

Независимость в деятельности представляет качественное отличие аудита от ведомственного и государственного контроля медицинских учреждений. В соответствии с законодательством Российской Федерации «аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности» .

В сфере управления учреждениями здравоохранения на всех его уровнях контрольные функции осуществляет аудиторская служба, соответствую-

Принципиальные отличия аудита деятельности медицинских учреждений от ведомственного контроля

Признаки Ведомственный контроль Аудит

Инициатор Вышестоящая организация Руководство медицинских учреждений; органы государственного управления

Нормативное регулирование Ведомственные инструкции и приказы вышестоящей организации Закон об аудиторской деятельности, стандарты аудита (в том числе специальные внутрифирменные по социальной сфере), государственные социальные стандарты

Собственник (распорядитель) материалов проверки Вышестоящая организация Руководство медицинского учреждения; органы государственного управления, назначившие аудит; аудиторские организации

Подчиненность проверяющих Вышестоящая организация Руководство аудиторской фирмы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чем руководствуются при проверках Распоряжениями вышестоящей организации, инструкциями, нормативными актами Федеральными стандартами, нормами, тестами, обязательными для всех аудиторов, социальными нормами

Контроль качества Эпизодический Систематический в соответствии с международными российскими и внутрифирменными стандартами

Источник финансирования Ведомство; органы государственного управления Аудируемая организация

Ответственность за некачественное проведение проверки Отсутствует Полная ответственность с возмещением ущерба, нанесенного организации

Оказание услуг Эпизодические консультации Систематически по договору

Квалификация, этика поведения проверяющих Не имеет четких регламентов Четко регламентирована системой стандартов, порядком лицензирования деятельности и уставом аудиторских фирм

щая предпринимательскому статусу хозяйствующих субъектов и сочетающая независимый контроль с оказанием услуг в финансовой сфере.

Принципиальные отличия аудита системы здравоохранения от ведомственного контроля представлены в таблице.

В экономических субъектах, где существуют структуры ведомственного контроля, не исключается возможность привлечения независимых аудиторских служб. При этом каждый вид контроля выполняет свойственные ему функции. Если ревизоры уделяют основное внимание проверке вопросов, по которым идут распоряжения головной организации (цены, направления реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то аудиторы наиболее тщательно анализируют достоверность отчетности, выполнение

Список литературы

этических и социальных стандартов в медицинских учреждениях. При этом каждый субъект контроля играет свою роль в налаживании и обеспечении законности, предотвращении штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.

Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает целесообразность использования в организации аудита принципа специализации. Отраслевые особенности сфер хозяйственной деятельности определяют конкретный состав способов удовлетворения и защиты имущественных интересов, правовые регламенты деятельности, методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг, выполнения смет расходов, обоснования стратегии развития и др. Развитие аудита как в России, так и за рубежом выявило необходимость обособления аудита в социальной сфере.

2. Гончаренко В. Д. О некоторых проблемах ресурсного обеспечения здравоохранения // Здравоохранение. 2000. № 9. С. 7-16.

3. Кадыров Н. Ф. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений // Здравоохранение. 2000. № 4. С. 9-19.

4. Суглобов А. Е. Методология и организация аудита объектов сельской социальной инфраструктуры: Монография. М.: ИКФ «Каталог», 2007. 398 с.

5. Суглобов А. Е. Аудит деятельности бюджетных организаций в социальной сфере // Консультант бухгалтера № 9 (157), 2006. С. 56-61.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *