Авиационные средства объективного контроля вертолетов
Содержание
2.3.5. Организация охраны, обороны и маскировки аэродрома
Охрана и оборона аэродромов организуется в целях исключения воздействия воздушного и наземного противника, обеспечения сохранности вооружения, техники и запасов материальных средств, предотвращения несанкционированных взлетов самолетов (вертолетов), а также для задержания приземлившихся летательных аппаратов противника.
Охрана и оборона каждого аэродрома строится в общей системе охраны и обороны тыла фронта и осуществляется по гарнизонному принципу (рис. 8). Охрана и наземная оборона аэродрома осуществляется силами и средствами всех частей (подразделений), расположенных на аэродроме, а также специально выделенными частями (подразделениями) сухопутных войск. Прикрытие аэродромов от ударов средств воздушного нападения и воздушной разведки противника осуществляется в единой системе ПВО фронта.
Ответственность за организацию охраны и обороны аэродромов возлагается на старшего авиационного начальника гарнизона — командира авиационного соединения (части, подразделения). Он является начальником обороны аэродрома и отвечает за обеспечение выполнения мероприятий по охране и обороне всеми частями, расположенными на аэродроме, а также за организацию и несение караульной службы. Его заместителями являются: по наземной обороне — командир атч (начальник комендатуры), по ПВО — командир зенитно-ракетной (зенитно-артиллерийской) части (подразделения), прикрывающей аэродром.
Рис. 8. Охрана и оборона аэродрома, их силы и средства
Охрана включает:
— непосредственное охранение (караулы, посты наблюдения, внутренний наряд, в т.ч. ДСЧ);
— сторожевое охранение (сторожевые посты, патрули, секреты);
— походное охранение.
Охрану объектов аэродрома (объектов тыла) осуществляют караулы, патрули, дежурные подразделения и внутренний наряд частей (подразделений), расположенных на аэродроме. Количество сил и средств для охраны указывается в приказе командира авиационной части — старшего авиационного начальника в гарнизоне.
Расписание караулов составляет начальник штаба авиацонно-технической части (начальник комендатуры).
Охрана самолетов (вертолетов), аэродромных складов с запасами материальных средств, позиции предварительной подготовки ракет, командных пунктов и ТЭЧ авиационной части осуществляется часовыми из числа личного состава авиационно-технической части.
Охрана авиационной техники в дни полетов и работы личного состава на ней (с момента вскрытия и до сдачи под охрану караулу) возлагается на дежурных по стоянкам самолетов и личный состав ТЭЧ авиационной части. Надежность охраны аэродрома (объектов тыла) достигается своевременным и полным оборудованием и техническим оснащением охраняемых объектов, постов и караульных помещений, высокой натренированностью и обученностью личного состава, постоянным контролем со стороны должностных лиц за организацией и несением караульной службы.
Широкое использование технических средств охраны, охранной и пожарной сигнализации значительно повышает надежность охраны. Ответственность за оборудование мест стоянок авиационной техники и аэродромных сооружений как объектов охраны возлагается на командира авиационно-технической части, а за их эксплуатацию — на командиров (начальников) соответствующих подразделений (служб).
Для выполнения задач наземной обороны с одновременным обеспечением боевых действий привлекается часть личного состава авиационных, авиационно-технических частей, базирующихся на аэродроме. Весь личный состав, выделенный для обороны, сводится во взводы численностью 20-25 человек, всего может быть сформировано 12-13 взводов. Из этого состава от 1/4 до 1/3 выделяется в подвижный резерв, который создается для усиления обороны отдельных секторов на угрожаемых направлениях в ходе боя, уничтожения противника, прорвавшегося на аэродром, и для борьбы с десантами противника.
Элементы боевого порядка в обороне:
— взводные опорные пункты;
— подвижный резерв;
— огневые позиции ЗР и ЗА средств;
— инженерные заграждения.
Принципы наземной обороны:
— круговая;
— эшелонированная в глубину.
Принципы ПВО:
— зональный;
— зонально — объектовый;
— объектовый;
— смешанный.
Наземная оборона строится круговой и эшелонированной в глубину и основывается на удержании подходов к аэродрому (дорог, выгодных для боя участков местности), а также защите важных объектов на аэродроме.
Круговая оборона обеспечивается оборудованием запасных позиций, маневром сил и средств на угрожаемые направления, устройством инженерных заграждений на флангах и в тылу, назначением подразделениям и огневым средствам дополнительных полос и секторов обстрела.
Эшелонирование наземной обороны в глубину достигается расположением части огневых средств и подвижного резерва, а также строительством запасных позиций в глубине обороны.
Построение боевого порядка подразделений в обороне должно отвечать боевой задаче, замыслу действий, условиям местности и обеспечивать эффективное использование всех основных средств и проведение контратак.
При организации системы огня в обороне подразделениям указываются: полоса огня и дополнительный сектор обстрела, участки сосредоточенного огня, а также порядок обеспечения флангов, стыков и промежутков. Во всех случаях система огня должна обеспечивать поражение противника на всю глубину обороняемой территории. Для этой цели предусматривается маневр огнем, а также силами и средствами на любое угрожаемое направление.
Инженерное оборудование местности в интересах обороны включает: оборудование опорных пунктов и отдельных огневых позиций, устройства инженерных заграждений, возведение защитных сооружений для укрытия личного состава, техники, запасов материальных средств и пунктов управления, осуществление мероприятий по маскировке.
Взводный опорный пункт представляет собой развитый в инженерном отношении участок местности шириной по фронту 300 — 400 м, расположенный на выгодном естественном рубеже, на удалении 1000 — 1500 м от основных объектов, исключающем возможность поражения их огнём всех видов оружия нападающего и, в первую очередь, от пулемётов. Каждый опорный пункт обороняется одним взводом. Промежуток между взводными опорными пунктами составляет 1200 — 1400 м, что обеспечивает огневое взаимодействие между взводами. Эти промежутки должны находиться под непрерывным наблюдением, простреливаться огнем стрелкового оружия и прикрываться заграждениями. Последовательность и сроки оборудования местности в инженерном отношении указываются старшим начальником в зависимости от условий обстановки, наличия сил, средств и времени готовности к отражению нападения противника. В первую очередь оборудуются оборонительные сооружения (огневые позиции, противопехотные и противотанковые заграждения) для прикрытия зон рассредоточения эскадрилий.
Для осуществления управления силами и средствами наземной обороны создается система управления, которая включает в себя органы управления, пункты управления и систему связи.
Для удобства управления наземной обороной аэродрома вся его территория делится на 3 — 5 секторов, границы которых определяются характером местности, расположением зон рассредоточения самолетов (вертолетов) и других наиболее важных объектов и направлений, подлежащих обороне. Между секторами организуется огневое и тактическое взаимодействие. Для управления обороной каждого сектора назначаются начальники секторов, которые подчиняются непосредственно начальнику обороны аэродрома и его заместителю по наземной обороне.
Схема организации наземной обороны приведена на рис. 9.
Рис. 9. Организация наземной обороны аэродрома
Условные обозначения: П-пеший; НО-начальник наземной обороны; НСО-начальник сектора наземной обороны; ПР-подвижный резерв; А-автомобильный; ХРД-химический разведывательный дозор; ПТМП-противотанковое минное поле; ППМП-противопехотное минное поле.
При угрозе непосредственного нападения на аэродром наземного противника заместитель начальника гарнизона по наземной обороне организует, с использованием дозоров, секторов и патрулей на автомобилях (бронетранспортерах), разведку для определения сил и направления движения противника, приводит в боевую готовность силы и средства, выделенные для наземной обороны аэродрома, усиливает наблюдение за подступами к аэродрому, докладывает командиру авиационной части (начальнику гарнизона) о сложившейся обстановке, сообщает штабам частей, расположенным вблизи аэродрома, об угрозе нападения.
На угрожаемом направлении занимаются подготовленные опорные пункты (окопы) или намеченные рубежи обороны. В остальных секторах организуется наблюдение силами дозоров. Подвижный резерв сосредоточивается в указанном ему районе. С командиром части (подразделения) ПВО, прикрывающей аэродром, уточняется порядок ведения огня из зенитных средств по наземным целям, подготавливаются силы и средства для обеспечения вылета авиационной части, проверяется боевая готовность всех средств наземной обороны к отражению противника. При угрозе захвата аэродрома противником по указанию старших начальников осуществляется вывод из-под удара авиационной базы и авиационно-технической части на запасной аэродром.
Командир авиационно-технической базы отвечает за организацию охраны и обороны командного пункта, складов и других объектов базы, а также за выполнение подчиненными авиационно-технической части задач по охране и наземной обороне обеспечиваемых авиационных частей. Командиры частей тыла отвечают за наземную оборону и маскировку своих объектов.
Противовоздушная оборона аэродромного узла ад является составной частью обороны аэродрома, которая организуется в общей системе противовоздушной обороны фронта с централизованным использованием истребительной, штурмовой авиации, зенитной артиллерии, ЗУР и других средств противовоздушной обороны.
Ответственность за ПВО аэродромов возлагается на командиров авиационных соединений, частей, начальников авиационных гарнизонов и командиров приданных частей (подразделений) войск ПВО. Последние, находясь в оперативном подчинении, по указанию авиационных командиров организуют порядок использования ЗА в интересах наземной обороны.
Исходя из задач и требований, предъявляемых к противовоздушной обороне каждого из аэродромов, она также включает:
— организацию наблюдения и оповещения о воздушном противнике;
— рассредоточение и укрытие личного состава, техники и запасов материальных средств;
— мероприятия по ликвидации последствий воздушного нападения.
Мероприятия по рассредоточению и укрытию личного состава, техники и самолетов производятся в комплексе с мероприятиями по защите от средств массового поражения (ЗОМП), противодействия техническим средствам разведки противника и маскировки аэродрома.
В аэродромном узле авиационного соединения на основе решения его командира совместно со штабами частей обеспечения разрабатывается план взаимодействия сил и средств по охране и обороне аэродромов. Выписка из плана взаимодействия доводится до частей соединения и взаимодействующих частей для руководства и выполнения предписанных мероприятий по защите, охране и обороне.
Мероприятия по охране и обороне аэродрома планируются штабом авиационной части совместно со штабами частей обеспечении и зенитной части (если она назначена для обороны аэродрома) на основании решения командира авиационной базы. В плане охраны и обороны аэродрома указываются:
— схема организации охраны аэродрома днем и ночью с определением мест постов, маршрутов движения дозорных машин, пеших дозоров и патрулей;
— схема организации обороны аэродрома;
— порядок оповещения и сбора личного состава;
— привлекаемые силы и средства;
— задачи подразделений в зависимости от характера действий противника;
— порядок действий личного состава по обеспечению наземной обороны;
— порядок применения зенитных средств при отражении налёта авиации, высадки десантов, отражения атак наземного противника;
— мероприятия по защите и маскировке объектов аэродрома; — организация взаимодействия и управления.
План подписывается начальником штаба, заместителями начальника гарнизона по наземной и противовоздушной обороне и утверждается начальником гарнизона (командиром авиационной части). В частях обеспечения, приданных частях (подразделениях) и частях (подразделениях), выделенных для охраны и обороны аэродрома, должны быть выписки из плана охраны и обороны аэродрома.
Наряду с планом обороны штаб авиационной базы после принятия командиром решения отрабатывает приказ. Приказ объявляется всему личному составу базы и передается в бато, бс и рто, зенитно-ракетную (артиллерийскую) часть (подразделение), а если к обороне привлекаются дислоцируемые части наземных войск, то и в их штабы.
Выполнение задач и непосредственную подготовку выделенных сил и средств для охраны и обороны аэродромов организуют командиры частей (подразделений) в соответствии с требованиями уставов и наставлений.
Инженерно-авиационная служба при организации охраны и обороны объектов на аэродроме принимает участие в проведении мероприятий по маскировке, защите авиационной техники и инженерно-технического состава от средств поражения противника и противодействия иностранным техническим разведкам. Кроме того личный состав ИАС принимает активное участие в охране авиационной техники, в защите объектов аэродрома от нападения наземного противника, в организации и проведении работ по дегазации и дезактивации техники.
Маскировка является одним из важных видов обеспечения боевых действий и повседневной деятельности войск и представляет комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий. Эти мероприятия направлены на введение противника в заблуждение относительно истинных намерений, характера и замысла боевых действий, состава, базирования, маневра авиационных частей и их боеготовности, скрытие работы средств управления, связи и радиотехнического обеспечения (рис. 10).
Основные приемы маскировки:
— использование защитных свойств местности, укрытий, состояния погоды, времени года и суток;
— применение табельных маскировочных средств, маскировочное окрашивание техники, вооружения и объектов;
— применение растительности и распятнения местности;
— снижение заметности путем применения аэрозолей (пенообразующих средств и составов), поглощающих (рассеивающих) покрытий, конструкций, диполей, создания сплошных радиолокационных, шумовых и звуковых полей;
— соблюдение личным составом требований и правил маскировочной дисциплины, вытекающих из конкретных задач маскировки данного объекта.
Рис. 10. Виды маскировки
Оптическая маскировка осуществляется: путем использования маскировочных свойств местности, темного времени суток и метеорологических условий, ограничивающих видимость, проведением мероприятий по светомаскировке, использованием укрытий, искусственных масок, дымов и устройством ложных сооружений. Широкое распространение получила так называемая деформирующая окраска, которая уменьшает заметность военной техники и вооружения, снижает дальность их обнаружения и опознавания при визуальном наблюдении и с помощью оптических приборов.
Тепловая маскировка достигается созданием дымовых завес, применением экранов для уменьшения теплового излучения техники и объектов, устройством ложных тепловых целей и использованием маскирующих свойств местности.
Радиолокационная маскировка осуществляется путем использования маскирующих свойств местности, применения радиопоглощающих покрытий, масок-помех и масок-экранов, имитации радиолокационных и демаскирующих признаков войск и объектов.
Радиомаскировка обеспечивается соблюдением установленного режима работы радио-, радиорелейных и тропосферных средств, соблюдением правил скрытого управления, порядка и правил использования средств связи, размещением радиосредств за пределами пунктов управления.
Радиотехническая маскировка достигается ограничением работы радиоэлектронных средств и созданием ложной радиотехнической обстановки.
Радиационная маскировка обеспечивается путем использования складок местности, подземных выработок, подземных и обсыпных сооружений для хранения ядерных боеприпасов, применения поглощающих экранов, использования искусственных изотопов для имитации наличия ядерного оружия.
Магнитометрическая маскировка заключается в ослаблении магнитных полей вызванных большим скоплением металлической техники и высокомощной аппаратуры. Обеспечивается за счёт применения специальных экранирующих красок, навеса проводящих экранов .
Акустическая маскировка заключается в снижении звукового шума от аэродрома, что достигается, например, выставлением звукопоглощающих экранов по периметру, или созданием маскирующего звукового шума.
Гидроакустическая маскировка — комплекс мероприятий по снижению уровня вибро-акустических характеристик систем и механизмов ВПП и надводных кораблей, в случае наличия в части гидросамолётов, или базирования части на кораблях. Достигается применением звукоизоляционных и звукопоглощающих устройств, использованием малошумных скоростей хода, выключением сильно шумящих вспомогательных механизмов, а также применением имитаторов шумов.
Агентурная маскировка заключается в укрытии важнейших элементов аэродрома от слежения агентурных групп противника.
Разработка и проведение маскировочных мероприятий проводятся на основании решения командира соединения (части) и указаний вышестоящего штаба силами и средствами авиационных, авиационно-технических и других частей, располагающихся на аэродроме. В отдельных случаях для маскировки летного поля распоряжением командира авиационной базы привлекается и летно-технический состав. Все маскировочные мероприятия, проводимые на аэродромах, должны осуществляться с соблюдением требований естественности непрерывности, разнообразия и активности, т.е. навязывания противнику выгодных для нас ложных представлений об объектах.
Маскировка способствует достижению внезапности действий авиации, сохранению ее боеготовности и повышению живучести. Основными способами маскировки в авиационных соединениях и частях являются скрытие и введение противника в заблуждение (рис. 11).
А) Скрытие заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков, характерных для базирования и боевой деятельности авиации, и в создании условий, затрудняющих получение противником разведывательных данных. Оно обеспечивается:
1) строгим соблюдением государственной и военной тайны, требований скрытого управления, режима и правил применения радиоэлектронных средств;
2) рассредоточением авиационных частей и авиационной техники на аэродромах (площадках);
3) осуществлением маскировочных мероприятий и соблюдением в соединениях и частях маскировочной дисциплины.
Б) Введение противника в заблуждение заключается в создании ложных объектов и целей путем использования макетов, электронных, пиротехнических, дымовых и технических средств маскировки. Опыт Великой Отечественной войны подтвердил необходимость создания ложных аэродромов в целях маскировки истинного базирования своей авиации. Так, в период с января 1943г. по июнь 1944г. на ложные аэродромы 17-й воздушной армии было совершено 120 налетов авиации противника и сброшено 2873 бомбы. За это же время по действующим аэродромам воздушной армии было совершено только 54 налета и сброшено 1120 бомб.
Рис. 11. Пути и способы тактической маскировки
В 1991 г, в ходе проведения операции «Буря в пустыне», авиация Многонациональных сил наносила массированные удары по объектам и целям Ирака. Средства массовой информации на весь мир сообщали о том, что за первые две недели операции авиация, в результате мощных ударов, уничтожила большое количество объектов и целей. Буквально через несколько дней после этих сообщений, руководство НАТО было вынуждено признать, что значительная часть нанесенных ударов была выполнена по ложным объектам и целям. Данный факт говорит о том, что руководство Ирака уделяло большое внимание организации оперативной маскировке наиболее важных объектов страны, в том числе авиации и аэродромов.
Пред. страница Главная След. глава
действует Редакция от 24.09.2004 Подробная информация
Наименование документ | ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ» |
Вид документа | приказ, правила |
Принявший орган | минобороны рф |
Номер документа | 275 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 24.09.2004 |
Номер регистрации в Минюсте | 6110 |
Дата регистрации в Минюсте | 10.11.2004 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ»
Объективный контроль полетов
679. Объективный контроль полетов организуется и осуществляется в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 октября 2001 г. N 420 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по организации объективного контроля в государственной авиации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 февраля 2002 г., регистрационный N 3266) и решением командира авиационной части на полеты в целях контроля технического состояния воздушных судов, действий экипажей в полете, инженерно-технического состава, лиц ГРП, расчетов ПУ, КП, ПН, КДП, СКП, РСП и центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ при проведении полетов.
680. Объективный контроль осуществляется личным составом авиационных частей, центров боевого управления, частей связи и РТО, радиотехнических подразделений и полигонов в соответствии с функциональными обязанностями с использованием бортовых и наземных штатных и нештатных средств ОК.
Полеты воздушных судов, не обеспеченные исправными средствами ОК средств управления, а также вылеты воздушных судов с неисправными бортовыми средствами ОК запрещаются.
681. Правомерность проведения полетов в отношении объективного контроля определяется исправностью средств ОК полетов, соответствием уровня подготовки летного, инженерно-технического состава, подразделения обработки и анализа полетной информации, лиц ГРП и расчетов ПУ, РЛС, РСП предъявляемым требованиям, соответствием выделенных сил и средств ОК условиям проведения полетов.
Сведения о силах и средствах ОК, их исправности и готовности командир авиационной части получает от своего заместителя.
Потребное количество сил и средств ОК полетов, порядок их использования определяет командир авиационной части с учетом условий предстоящих полетов. Свое решение он доводит руководящим должностным лицам авиационной части и частей обеспечения на постановке задач на полеты.
682. Порядок проведения оперативного контроля на промежуточных аэродромах определяется должностным лицом, организующим перелет, если это не отражено в служебных документах по организации объективного контроля авиации федерального органа исполнительной власти. Специальный контроль на промежуточном аэродроме проводится в случаях отказов ВС, если для определения их причин требуются материалы ОК, а также нарушений экипажем режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения, выявленных по результатам оперативного контроля, а полный — в случае авиационного происшествия или инцидента.
При совместном базировании авиационных частей объективный контроль средств управления полетами организует старший авиационный начальник. В остальном командиры авиационных частей ОК полетов организуют раздельно.
ГОСТ 22639-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДСТВА НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
Термины и определения
Aircraft and helicopter ground support equipment. Terms and definitions
МКС 49.100
Дата введения 2014-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 19 апреля 2013 г. N 56-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь |
Госстандарт Республики Беларусь |
|
Киргизия |
Центр стандартизации и метрологии при Министерстве экономического регулирования Кыргызской Республики |
|
Молдова |
Национальный институт стандартизации и метрологии Республики Молдова |
|
Россия |
Росстандарт |
|
Узбекистан |
Агентство «Узстандарт» |
4 ВЗАМЕН ГОСТ 22639-77
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 марта 2014 г. N 68-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Нерекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы — светлым, а синонимы — курсивом.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
Общие понятия
1 средства наземного обслуживания (самолетов ): Совокупность технических средств, обеспечивающих техническое обслуживание и сохранность самолетов на земле.
Примечание — К средствам наземного обслуживания самолетов не относятся информационно-измерительные средства.
2 средства наземного обслуживания (самолетов ) общего применения: Средства наземного обслуживания, обеспечивающие техническое обслуживание и сохранность самолетов разных типов и категорий.
3 средства наземного обслуживания (самолетов ) специального применения: Средства наземного обслуживания, обеспечивающие техническое обслуживание и сохранность разных типов самолетов одной категории или конкретного типа самолета .
Средства наземного обслуживания общего применения
4 средства заправки топливом (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для транспортирования топлива и заправки им самолетов .
5 средства заправки маслами и рабочими жидкостями (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для транспортирования масел, специальных жидкостей, воды и заправки ими самолетов .
6 средства заправки газами (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для транспортирования газов и заправки ими самолетов .
7 средства энергоснабжения (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для питания бортовых систем самолетов электрической, гидравлической и пневматической энергией.
8 (аэродромные) теплотехнические средства: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов общего применения, предназначенные для создания и поддержания необходимого температурного режима внутри самолетов и вертолетов, сооружений и подогрева авиационных двигателей.
9 (аэродромные) средства наддува: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов общего применения, предназначенные для создания и поддержания необходимого избыточного давления внутри самолетов и вертолетов.
10 тягачи-буксировщики самолетов : Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для буксирования самолетов по аэродрому и перемещения их на стоянках и внутри ангаров.
11 (аэродромные) подъемно-транспортные средства: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов общего применения, предназначенные для подъема обслуживающего персонала и грузов к высокорасположенным частям самолетов и вертолетов, а также для перевозки грузов по аэродрому.
12 средства очистки и специальной обработки (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для мойки, противообледенительной обработки самолетов , а также для проведения санитарной обработки их туалетных отсеков и очистки салонов.
13 средства консервации (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для консервации и обеспечения хранения самолетов .
14 средства сервисного обслуживания (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов (вертолетов] общего применения, предназначенные для обслуживания пассажиров, а также для транспортирования и погрузки на самолеты бортового питания, багажа пассажиров и перевозимых грузов.
Средства наземного обслуживания специального применения
15 средства буксировки (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для буксировки самолетов тягачами-буксировщиками.
16 средства удержания и швартовки (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для закрепления самолетов на заданном месте и их удержания на стоянке от самопроизвольного или при опробовании двигателей перемещения.
17 подъемные средства (для самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для подъема и удержания самолетов и вертолетов на необходимой высоте.
18 (аэродромные) средства доступа: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов специального применения, предназначенные для обеспечения технического обслуживания частей и агрегатов самолетов и вертолетов на разных высотах.
19 монтажно-демонтажные средства (для технического обслуживания самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для выполнения работ по монтажу и демонтажу частей и агрегатов самолетов .
20 средства обслуживания систем и агрегатов (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для выполнения работ по техническому обслуживанию систем, частей и агрегатов самолетов .
Примечание — К средствам обслуживания систем и агрегатов самолетов относятся также средства связи специалистов, производящих техническое обслуживание самолетов, с кабиной экипажа.
21 средства защиты самолета на стоянке: Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для предохранения частей и агрегатов самолетов при выполнении работ по техническому обслуживанию, а также для защиты их от неблагоприятных погодных условий, птиц, насекомых и статического электричества.
22 средства по технике безопасности (при техническом обслуживании самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели, самопроизвольного перемещения и срабатывания частей и агрегатов самолетов на стоянке, а также для защиты обслуживающего персонала при выполнении работ по техническому обслуживанию.
23 вспомогательные средства (при техническом обслуживании самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для обеспечения выполнения работ по техническому обслуживанию самолетов , а также для хранения средств наземного обслуживания и комплектов ЗИП.
Виды средств наземного обслуживания
24 (аэродромная) электроустановка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для запуска двигателей и питания бортовых систем самолета или вертолета электрической энергией при техническом обслуживании.
25 (аэродромная) гидроустановка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для питания бортовых систем самолета или вертолета гидравлической энергией при техническом обслуживании.
26 (аэродромная) установка воздушного запуска: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для запуска двигателей самолета или вертолета на земле с использованием энергии сжатого воздуха.
27 (аэродромный) автозаправщик: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для заправки соответствующих систем самолета или вертолета топливом, смазочными материалами, рабочими жидкостями и газами.
28 (аэродромный) автотопливозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования топлива и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
29 (аэродромный) автомаслозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования масла и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
30 (аэродромный) автозаправщик специальными жидкостями: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования специальных жидкостей и заправки ими соответствующих систем самолета или вертолета.
31 (аэродромный) автозаправщик питьевой водой: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования питьевой воды и заправки ею соответствующих систем самолета или вертолета.
32 (аэродромный) кислородозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования кислорода в сжатом состоянии и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
33 (аэродромный) азотозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования азота в сжатом состоянии и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
34 аэродромный кондиционер (Нрк. наземный кондиционер): Кондиционер, предназначенный для кондиционирования воздуха в кабинах, отсеках и салонах самолета или вертолета и высотном снаряжении летного состава на земле при неработающей самолетной или вертолетной системе кондиционирования воздуха.
35 аэродромный подогреватель: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для подогрева кабин, отсеков и силовых установок самолета или вертолета при техническом обслуживании.
36 (аэродромная) подъемная площадка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, снабженное рабочей площадкой, предназначенное для подъема обслуживающего персонала и грузов к высокорасположенным частям самолета или вертолета.
37 (аэродромная) площадка обслуживания: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, снабженное рабочей площадкой, содержащей устройства и приспособления для технического обслуживания самолета или вертолета, включая их высокорасположенные части.
38 (аэродромная) ассенизационная машина (Нрк. машина обработки туалетных отсеков): Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для проведения санитарной обработки туалетных отсеков самолета или вертолета.
39 (аэродромная) моечная машина: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для мойки и очистки поверхностей самолета или вертолета от загрязнений.
40 (аэродромная) машина для противообледенительной обработки: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для проведения противообледенительной обработки самолетов или вертолетов.
41 средство удержания (самолета ): Средство наземного обслуживания самолетов , предназначенное для удержания самолета при опробовании двигателей на стоянке.
42 (аэродромная) транспортировочная тележка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для перевозки грузов по аэродрому.
Инструменты для технического обслуживания
43 стандартный инструмент (для технического обслуживания самолетов ): Инструмент, предназначенный для технического обслуживания самолетов разных типов и категорий, изготовленный в соответствии с требованиями нормативных документов.
44 специальный инструмент (для технического обслуживания самолета ): Инструмент, предназначенный для технического обслуживания самолета конкретного типа и изготовленный в соответствии со спецификой конструкции данного самолета и особенностями выполняемой операции.
45 набор инструментов (для технического обслуживания самолетов ): Совокупность инструментов различного назначения, предназначенная для выполнения какой-либо работы или группы работ по техническому обслуживанию одного или нескольких самолетов .
46 бортовой инструмент (для технического обслуживания самолета ): Набор инструментов для технического обслуживания самолета , находящийся в ведении летного экипажа и являющийся принадлежностью самолета .
47 одиночный комплект инструментов (для технического обслуживания самолета ): Совокупность наборов инструментов, предназначенная для технического обслуживания одного самолета .
48 групповой комплект инструментов (для технического обслуживания самолетов ): Совокупность наборов инструментов, предназначенная для технического обслуживания группы самолетов .
2.6* Системы контроля
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
49 система «Deadman»: Система дистанционного контроля управления процессами заправки самолетов и вертолетов таймерного типа с проверкой функции управления через равные интервалы времени и постоянным контролем работоспособности оператора.
50 система «Interlock»: Система комплексного контроля положений элементов оборудования, обеспечивающего техническое обслуживание самолетов и вертолетов, с принудительной блокировкой движения средств наземного обслуживания через тормозную систему базового транспортного средства с целью исключения возможности движения в случае выполнения не в полном объеме процедур перевода элементов оборудования средств наземного обслуживания из рабочего положения в транспортное.
Алфавитный указатель терминов на русском языке
автозаправщик |
|
автозаправщик аэродромный |
|
автозаправщик питьевой водой |
|
автозаправщик питьевой водой аэродромный |
|
автозаправщик специальными жидкостями |
|
автозаправщик специальными жидкостями аэродромный |
|
автомаслозаправщик |
|
автомаслозаправщик аэродромный |
|
автотопливозаправщик |
|
автотопливозаправщик аэродромный |
|
азотозаправщик |
|
азотозаправщик аэродромный |
|
гидроустановка |
|
гидроустановка аэродромная |
|
инструмент бортовой |
|
инструмент для технического обслуживания вертолета бортовой |
|
инструмент для технического обслуживания вертолета специальный |
|
инструмент для технического обслуживания вертолетов стандартный |
|
инструмент для технического обслуживания самолета бортовой |
|
инструмент для технического обслуживания самолета специальный |
|
инструмент для технического обслуживания самолетов стандартный |
|
инструмент специальный |
|
инструмент стандартный |
|
кислородозаправщик |
|
кислородозаправщик аэродромный |
|
комплект инструментов групповой |
|
комплект инструментов для технического обслуживания вертолета одиночный |
|
комплект инструментов для технического обслуживания вертолетов групповой |
|
комплект инструментов для технического обслуживания самолета одиночный |
|
комплект инструментов для технического обслуживания самолетов групповой |
|
комплект инструментов одиночный |
|
кондиционер аэродромный |
|
кондиционер наземный |
|
машина ассенизационная |
|
машина ассенизационная аэродромная |
|
машина для противообледенительной обработки |
|
машина для противообледенительной обработки аэродромная |
|
машина моечная |
|
машина моечная аэродромная |
|
машина обработки туалетных отсеков |
|
набор инструментов |
|
набор инструментов для технического обслуживания вертолетов |
|
набор инструментов для технического обслуживания самолетов |
|
площадка обслуживания |
|
площадка обслуживания аэродромная |
|
площадка подъемная |
|
площадка подъемная аэродромная |
|
подогреватель аэродромный |
|
система «Deadman» |
|
система «Interlock» |
|
средства буксировки |
|
средства буксировки вертолетов |
|
средства буксировки самолетов |
|
средства вспомогательные |
|
средства для технического обслуживания вертолетов монтажно-демонтажные |
|
средства для технического обслуживания самолетов монтажно-демонтажные |
|
средства доступа |
|
средства доступа аэродромные |
|
средства заправки газами |
|
средства заправки газами вертолетов |
|
средства заправки газами самолетов |
|
средства заправки маслами и рабочими жидкостями |
|
средства заправки маслами и рабочими жидкостями вертолетов |
|
средства заправки маслами и рабочими жидкостями самолетов |
|
средства заправки топливом |
|
средства заправки топливом вертолетов |
|
средства заправки топливом самолетов |
|
средства защиты вертолета на стоянке |
|
средства защиты самолета на стоянке |
|
средства консервации |
|
средства консервации вертолетов |
|
средства консервации самолетов |
|
средства монтажно-демонтажные |
|
средства наддува |
|
средства наддува аэродромные |
|
средства наземного обслуживания |
|
средства наземного обслуживания вертолетов |
|
средства наземного обслуживания вертолетов общего применения |
|
средства наземного обслуживания вертолетов специального применения |
|
средства наземного обслуживания общего применения |
|
средства наземного обслуживания самолетов |
|
средства наземного обслуживания самолетов общего применения |
|
средства наземного обслуживания самолетов специального применения |
|
средства наземного обслуживания специального применения |
|
средства обслуживания систем и агрегатов |
|
средства обслуживания систем и агрегатов вертолетов |
|
средства обслуживания систем и агрегатов самолетов |
|
средства очистки и специальной обработки |
|
средства очистки и специальной обработки вертолетов |
|
средства очистки и специальной обработки самолетов |
|
средства подъемно-транспортные |
|
средства подъемно-транспортные аэродромные |
|
средства подъемные |
|
средства подъемные для вертолетов |
|
средства подъемные для самолетов |
|
средства по технике безопасности |
|
средства по технике безопасности при техническом обслуживании вертолетов |
|
средства по технике безопасности при техническом обслуживании самолетов |
|
средства при техническом обслуживании вертолетов вспомогательные |
|
средства при техническом обслуживании самолетов вспомогательные |
|
средства сервисного обслуживания |
|
средства сервисного обслуживания вертолетов |
|
средства сервисного обслуживания самолетов |
|
средства теплотехнические |
|
средства теплотехнические аэродромные |
|
средства удержания и швартовки |
|
средства удержания и швартовки вертолетов |
|
средства удержания и швартовки самолетов |
|
средства энергоснабжения |
|
средства энергоснабжения вертолетов |
|
средства энергоснабжения самолетов |
|
средство удержания |
|
средство удержания вертолета |
|
средство удержания самолета |
|
тележка транспортировочная |
|
тележка транспортировочная аэродромная |
|
тягачи-буксировщики вертолетов |
|
тягачи-буксировщики самолетов |
|
установка воздушного запуска |
|
установка воздушного запуска аэродромная |
|
электроустановка |
|
электроустановка аэродромная |
__________________________________________________________________________________
УДК 001.4:629.7.083:006.354 МКС 49.100
Ключевые слова: средства наземного обслуживания, самолет, вертолет, техническое обслуживание, инструмент для технического обслуживания, система контроля
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014