Авиационные средства объективного контроля вертолетов

Авиационные средства объективного контроля вертолетов

2.3.5. Организация охраны, обороны и маскировки аэродрома

Охрана и оборона аэродромов организуется в целях исключения воздействия воздушного и наземного противника, обеспечения сохранности вооружения, техники и запасов материальных средств, предотвращения несанкционированных взлетов самолетов (вертолетов), а также для задержания приземлившихся летательных аппаратов противника.
Охрана и оборона каждого аэродрома строится в общей системе охраны и обороны тыла фронта и осуществляется по гарнизонному принципу (рис. 8). Охрана и наземная оборона аэродрома осуществляется силами и средствами всех частей (подразделений), расположенных на аэродроме, а также специально выделенными частями (подразделениями) сухопутных войск. Прикрытие аэродромов от ударов средств воздушного нападения и воздушной разведки противника осуществляется в единой системе ПВО фронта.
Ответственность за организацию охраны и обороны аэродромов возлагается на старшего авиационного начальника гарнизона — командира авиационного соединения (части, подразделения). Он является начальником обороны аэродрома и отвечает за обеспечение выполнения мероприятий по охране и обороне всеми частями, расположенными на аэродроме, а также за организацию и несение караульной службы. Его заместителями являются: по наземной обороне — командир атч (начальник комендатуры), по ПВО — командир зенитно-ракетной (зенитно-артиллерийской) части (подразделения), прикрывающей аэродром.
Рис. 8. Охрана и оборона аэродрома, их силы и средства
Охрана включает:
— непосредственное охранение (караулы, посты наблюдения, внутренний наряд, в т.ч. ДСЧ);
— сторожевое охранение (сторожевые посты, патрули, секреты);
— походное охранение.
Охрану объектов аэродрома (объектов тыла) осуществляют караулы, патрули, дежурные подразделения и внутренний наряд частей (подразделений), расположенных на аэродроме. Количество сил и средств для охраны указывается в приказе командира авиационной части — старшего авиационного начальника в гарнизоне.
Расписание караулов составляет начальник штаба авиацонно-технической части (начальник комендатуры).
Охрана самолетов (вертолетов), аэродромных складов с запасами материальных средств, позиции предварительной подготовки ракет, командных пунктов и ТЭЧ авиационной части осуществляется часовыми из числа личного состава авиационно-технической части.
Охрана авиационной техники в дни полетов и работы личного состава на ней (с момента вскрытия и до сдачи под охрану караулу) возлагается на дежурных по стоянкам самолетов и личный состав ТЭЧ авиационной части. Надежность охраны аэродрома (объектов тыла) достигается своевременным и полным оборудованием и техническим оснащением охраняемых объектов, постов и караульных помещений, высокой натренированностью и обученностью личного состава, постоянным контролем со стороны должностных лиц за организацией и несением караульной службы.
Широкое использование технических средств охраны, охранной и пожарной сигнализации значительно повышает надежность охраны. Ответственность за оборудование мест стоянок авиационной техники и аэродромных сооружений как объектов охраны возлагается на командира авиационно-технической части, а за их эксплуатацию — на командиров (начальников) соответствующих подразделений (служб).

Для выполнения задач наземной обороны с одновременным обеспечением боевых действий привлекается часть личного состава авиационных, авиационно-технических частей, базирующихся на аэродроме. Весь личный состав, выделенный для обороны, сводится во взводы численностью 20-25 человек, всего может быть сформировано 12-13 взводов. Из этого состава от 1/4 до 1/3 выделяется в подвижный резерв, который создается для усиления обороны отдельных секторов на угрожаемых направлениях в ходе боя, уничтожения противника, прорвавшегося на аэродром, и для борьбы с десантами противника.
Элементы боевого порядка в обороне:
— взводные опорные пункты;
— подвижный резерв;
— огневые позиции ЗР и ЗА средств;
— инженерные заграждения.
Принципы наземной обороны:
— круговая;
— эшелонированная в глубину.
Принципы ПВО:
— зональный;
— зонально — объектовый;
— объектовый;
— смешанный.
Наземная оборона строится круговой и эшелонированной в глубину и основывается на удержании подходов к аэродрому (дорог, выгодных для боя участков местности), а также защите важных объектов на аэродроме.
Круговая оборона обеспечивается оборудованием запасных позиций, маневром сил и средств на угрожаемые направления, устройством инженерных заграждений на флангах и в тылу, назначением подразделениям и огневым средствам дополнительных полос и секторов обстрела.
Эшелонирование наземной обороны в глубину достигается расположением части огневых средств и подвижного резерва, а также строительством запасных позиций в глубине обороны.
Построение боевого порядка подразделений в обороне должно отвечать боевой задаче, замыслу действий, условиям местности и обеспечивать эффективное использование всех основных средств и проведение контратак.
При организации системы огня в обороне подразделениям указываются: полоса огня и дополнительный сектор обстрела, участки сосредоточенного огня, а также порядок обеспечения флангов, стыков и промежутков. Во всех случаях система огня должна обеспечивать поражение противника на всю глубину обороняемой территории. Для этой цели предусматривается маневр огнем, а также силами и средствами на любое угрожаемое направление.
Инженерное оборудование местности в интересах обороны включает: оборудование опорных пунктов и отдельных огневых позиций, устройства инженерных заграждений, возведение защитных сооружений для укрытия личного состава, техники, запасов материальных средств и пунктов управления, осуществление мероприятий по маскировке.
Взводный опорный пункт представляет собой развитый в инженерном отношении участок местности шириной по фронту 300 — 400 м, расположенный на выгодном естественном рубеже, на удалении 1000 — 1500 м от основных объектов, исключающем возможность поражения их огнём всех видов оружия нападающего и, в первую очередь, от пулемётов. Каждый опорный пункт обороняется одним взводом. Промежуток между взводными опорными пунктами составляет 1200 — 1400 м, что обеспечивает огневое взаимодействие между взводами. Эти промежутки должны находиться под непрерывным наблюдением, простреливаться огнем стрелкового оружия и прикрываться заграждениями. Последовательность и сроки оборудования местности в инженерном отношении указываются старшим начальником в зависимости от условий обстановки, наличия сил, средств и времени готовности к отражению нападения противника. В первую очередь оборудуются оборонительные сооружения (огневые позиции, противопехотные и противотанковые заграждения) для прикрытия зон рассредоточения эскадрилий.
Для осуществления управления силами и средствами наземной обороны создается система управления, которая включает в себя органы управления, пункты управления и систему связи.
Для удобства управления наземной обороной аэродрома вся его территория делится на 3 — 5 секторов, границы которых определяются характером местности, расположением зон рассредоточения самолетов (вертолетов) и других наиболее важных объектов и направлений, подлежащих обороне. Между секторами организуется огневое и тактическое взаимодействие. Для управления обороной каждого сектора назначаются начальники секторов, которые подчиняются непосредственно начальнику обороны аэродрома и его заместителю по наземной обороне.
Схема организации наземной обороны приведена на рис. 9.
Рис. 9. Организация наземной обороны аэродрома
Условные обозначения: П-пеший; НО-начальник наземной обороны; НСО-начальник сектора наземной обороны; ПР-подвижный резерв; А-автомобильный; ХРД-химический разведывательный дозор; ПТМП-противотанковое минное поле; ППМП-противопехотное минное поле.
При угрозе непосредственного нападения на аэродром наземного противника заместитель начальника гарнизона по наземной обороне организует, с использованием дозоров, секторов и патрулей на автомобилях (бронетранспортерах), разведку для определения сил и направления движения противника, приводит в боевую готовность силы и средства, выделенные для наземной обороны аэродрома, усиливает наблюдение за подступами к аэродрому, докладывает командиру авиационной части (начальнику гарнизона) о сложившейся обстановке, сообщает штабам частей, расположенным вблизи аэродрома, об угрозе нападения.
На угрожаемом направлении занимаются подготовленные опорные пункты (окопы) или намеченные рубежи обороны. В остальных секторах организуется наблюдение силами дозоров. Подвижный резерв сосредоточивается в указанном ему районе. С командиром части (подразделения) ПВО, прикрывающей аэродром, уточняется порядок ведения огня из зенитных средств по наземным целям, подготавливаются силы и средства для обеспечения вылета авиационной части, проверяется боевая готовность всех средств наземной обороны к отражению противника. При угрозе захвата аэродрома противником по указанию старших начальников осуществляется вывод из-под удара авиационной базы и авиационно-технической части на запасной аэродром.
Командир авиационно-технической базы отвечает за организацию охраны и обороны командного пункта, складов и других объектов базы, а также за выполнение подчиненными авиационно-технической части задач по охране и наземной обороне обеспечиваемых авиационных частей. Командиры частей тыла отвечают за наземную оборону и маскировку своих объектов.
Противовоздушная оборона аэродромного узла ад является составной частью обороны аэродрома, которая организуется в общей системе противовоздушной обороны фронта с централизованным использованием истребительной, штурмовой авиации, зенитной артиллерии, ЗУР и других средств противовоздушной обороны.
Ответственность за ПВО аэродромов возлагается на командиров авиационных соединений, частей, начальников авиационных гарнизонов и командиров приданных частей (подразделений) войск ПВО. Последние, находясь в оперативном подчинении, по указанию авиационных командиров организуют порядок использования ЗА в интересах наземной обороны.

Исходя из задач и требований, предъявляемых к противовоздушной обороне каждого из аэродромов, она также включает:
— организацию наблюдения и оповещения о воздушном противнике;
— рассредоточение и укрытие личного состава, техники и запасов материальных средств;
— мероприятия по ликвидации последствий воздушного нападения.
Мероприятия по рассредоточению и укрытию личного состава, техники и самолетов производятся в комплексе с мероприятиями по защите от средств массового поражения (ЗОМП), противодействия техническим средствам разведки противника и маскировки аэродрома.
В аэродромном узле авиационного соединения на основе решения его командира совместно со штабами частей обеспечения разрабатывается план взаимодействия сил и средств по охране и обороне аэродромов. Выписка из плана взаимодействия доводится до частей соединения и взаимодействующих частей для руководства и выполнения предписанных мероприятий по защите, охране и обороне.
Мероприятия по охране и обороне аэродрома планируются штабом авиационной части совместно со штабами частей обеспечении и зенитной части (если она назначена для обороны аэродрома) на основании решения командира авиационной базы. В плане охраны и обороны аэродрома указываются:
— схема организации охраны аэродрома днем и ночью с определением мест постов, маршрутов движения дозорных машин, пеших дозоров и патрулей;
— схема организации обороны аэродрома;
— порядок оповещения и сбора личного состава;
— привлекаемые силы и средства;
— задачи подразделений в зависимости от характера действий противника;
— порядок действий личного состава по обеспечению наземной обороны;
— порядок применения зенитных средств при отражении налёта авиации, высадки десантов, отражения атак наземного противника;
— мероприятия по защите и маскировке объектов аэродрома; — организация взаимодействия и управления.
План подписывается начальником штаба, заместителями начальника гарнизона по наземной и противовоздушной обороне и утверждается начальником гарнизона (командиром авиационной части). В частях обеспечения, приданных частях (подразделениях) и частях (подразделениях), выделенных для охраны и обороны аэродрома, должны быть выписки из плана охраны и обороны аэродрома.
Наряду с планом обороны штаб авиационной базы после принятия командиром решения отрабатывает приказ. Приказ объявляется всему личному составу базы и передается в бато, бс и рто, зенитно-ракетную (артиллерийскую) часть (подразделение), а если к обороне привлекаются дислоцируемые части наземных войск, то и в их штабы.
Выполнение задач и непосредственную подготовку выделенных сил и средств для охраны и обороны аэродромов организуют командиры частей (подразделений) в соответствии с требованиями уставов и наставлений.
Инженерно-авиационная служба при организации охраны и обороны объектов на аэродроме принимает участие в проведении мероприятий по маскировке, защите авиационной техники и инженерно-технического состава от средств поражения противника и противодействия иностранным техническим разведкам. Кроме того личный состав ИАС принимает активное участие в охране авиационной техники, в защите объектов аэродрома от нападения наземного противника, в организации и проведении работ по дегазации и дезактивации техники.
Маскировка является одним из важных видов обеспечения боевых действий и повседневной деятельности войск и представляет комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий. Эти мероприятия направлены на введение противника в заблуждение относительно истинных намерений, характера и замысла боевых действий, состава, базирования, маневра авиационных частей и их боеготовности, скрытие работы средств управления, связи и радиотехнического обеспечения (рис. 10).
Основные приемы маскировки:
— использование защитных свойств местности, укрытий, состояния погоды, времени года и суток;
— применение табельных маскировочных средств, маскировочное окрашивание техники, вооружения и объектов;
— применение растительности и распятнения местности;
— снижение заметности путем применения аэрозолей (пенообразующих средств и составов), поглощающих (рассеивающих) покрытий, конструкций, диполей, создания сплошных радиолокационных, шумовых и звуковых полей;
— соблюдение личным составом требований и правил маскировочной дисциплины, вытекающих из конкретных задач маскировки данного объекта.
Рис. 10. Виды маскировки
Оптическая маскировка осуществляется: путем использования маскировочных свойств местности, темного времени суток и метеорологических условий, ограничивающих видимость, проведением мероприятий по светомаскировке, использованием укрытий, искусственных масок, дымов и устройством ложных сооружений. Широкое распространение получила так называемая деформирующая окраска, которая уменьшает заметность военной техники и вооружения, снижает дальность их обнаружения и опознавания при визуальном наблюдении и с помощью оптических приборов.
Тепловая маскировка достигается созданием дымовых завес, применением экранов для уменьшения теплового излучения техники и объектов, устройством ложных тепловых целей и использованием маскирующих свойств местности.
Радиолокационная маскировка осуществляется путем использования маскирующих свойств местности, применения радиопоглощающих покрытий, масок-помех и масок-экранов, имитации радиолокационных и демаскирующих признаков войск и объектов.
Радиомаскировка обеспечивается соблюдением установленного режима работы радио-, радиорелейных и тропосферных средств, соблюдением правил скрытого управления, порядка и правил использования средств связи, размещением радиосредств за пределами пунктов управления.
Радиотехническая маскировка достигается ограничением работы радиоэлектронных средств и созданием ложной радиотехнической обстановки.
Радиационная маскировка обеспечивается путем использования складок местности, подземных выработок, подземных и обсыпных сооружений для хранения ядерных боеприпасов, применения поглощающих экранов, использования искусственных изотопов для имитации наличия ядерного оружия.
Магнитометрическая маскировка заключается в ослаблении магнитных полей вызванных большим скоплением металлической техники и высокомощной аппаратуры. Обеспечивается за счёт применения специальных экранирующих красок, навеса проводящих экранов .
Акустическая маскировка заключается в снижении звукового шума от аэродрома, что достигается, например, выставлением звукопоглощающих экранов по периметру, или созданием маскирующего звукового шума.

Гидроакустическая маскировка — комплекс мероприятий по снижению уровня вибро-акустических характеристик систем и механизмов ВПП и надводных кораблей, в случае наличия в части гидросамолётов, или базирования части на кораблях. Достигается применением звукоизоляционных и звукопоглощающих устройств, использованием малошумных скоростей хода, выключением сильно шумящих вспомогательных механизмов, а также применением имитаторов шумов.
Агентурная маскировка заключается в укрытии важнейших элементов аэродрома от слежения агентурных групп противника.
Разработка и проведение маскировочных мероприятий проводятся на основании решения командира соединения (части) и указаний вышестоящего штаба силами и средствами авиационных, авиационно-технических и других частей, располагающихся на аэродроме. В отдельных случаях для маскировки летного поля распоряжением командира авиационной базы привлекается и летно-технический состав. Все маскировочные мероприятия, проводимые на аэродромах, должны осуществляться с соблюдением требований естественности непрерывности, разнообразия и активности, т.е. навязывания противнику выгодных для нас ложных представлений об объектах.
Маскировка способствует достижению внезапности действий авиации, сохранению ее боеготовности и повышению живучести. Основными способами маскировки в авиационных соединениях и частях являются скрытие и введение противника в заблуждение (рис. 11).
А) Скрытие заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков, характерных для базирования и боевой деятельности авиации, и в создании условий, затрудняющих получение противником разведывательных данных. Оно обеспечивается:
1) строгим соблюдением государственной и военной тайны, требований скрытого управления, режима и правил применения радиоэлектронных средств;
2) рассредоточением авиационных частей и авиационной техники на аэродромах (площадках);
3) осуществлением маскировочных мероприятий и соблюдением в соединениях и частях маскировочной дисциплины.
Б) Введение противника в заблуждение заключается в создании ложных объектов и целей путем использования макетов, электронных, пиротехнических, дымовых и технических средств маскировки. Опыт Великой Отечественной войны подтвердил необходимость создания ложных аэродромов в целях маскировки истинного базирования своей авиации. Так, в период с января 1943г. по июнь 1944г. на ложные аэродромы 17-й воздушной армии было совершено 120 налетов авиации противника и сброшено 2873 бомбы. За это же время по действующим аэродромам воздушной армии было совершено только 54 налета и сброшено 1120 бомб.
Рис. 11. Пути и способы тактической маскировки
В 1991 г, в ходе проведения операции «Буря в пустыне», авиация Многонациональных сил наносила массированные удары по объектам и целям Ирака. Средства массовой информации на весь мир сообщали о том, что за первые две недели операции авиация, в результате мощных ударов, уничтожила большое количество объектов и целей. Буквально через несколько дней после этих сообщений, руководство НАТО было вынуждено признать, что значительная часть нанесенных ударов была выполнена по ложным объектам и целям. Данный факт говорит о том, что руководство Ирака уделяло большое внимание организации оперативной маскировке наиболее важных объектов страны, в том числе авиации и аэродромов.
Пред. страница Главная След. глава

действует Редакция от 24.09.2004 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ»
Вид документа приказ, правила
Принявший орган минобороны рф
Номер документа 275
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 24.09.2004
Номер регистрации в Минюсте 6110
Дата регистрации в Минюсте 10.11.2004
Статус действует
Публикация
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 47, 22.11.2004 (начало)
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 48, 29.11.2004 (окончание)
  • «Российская газета», N 282, 21.12.2004 (Приказ)
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ»

Объективный контроль полетов

679. Объективный контроль полетов организуется и осуществляется в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 октября 2001 г. N 420 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по организации объективного контроля в государственной авиации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 февраля 2002 г., регистрационный N 3266) и решением командира авиационной части на полеты в целях контроля технического состояния воздушных судов, действий экипажей в полете, инженерно-технического состава, лиц ГРП, расчетов ПУ, КП, ПН, КДП, СКП, РСП и центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ при проведении полетов.

680. Объективный контроль осуществляется личным составом авиационных частей, центров боевого управления, частей связи и РТО, радиотехнических подразделений и полигонов в соответствии с функциональными обязанностями с использованием бортовых и наземных штатных и нештатных средств ОК.

Полеты воздушных судов, не обеспеченные исправными средствами ОК средств управления, а также вылеты воздушных судов с неисправными бортовыми средствами ОК запрещаются.

681. Правомерность проведения полетов в отношении объективного контроля определяется исправностью средств ОК полетов, соответствием уровня подготовки летного, инженерно-технического состава, подразделения обработки и анализа полетной информации, лиц ГРП и расчетов ПУ, РЛС, РСП предъявляемым требованиям, соответствием выделенных сил и средств ОК условиям проведения полетов.

Сведения о силах и средствах ОК, их исправности и готовности командир авиационной части получает от своего заместителя.

Потребное количество сил и средств ОК полетов, порядок их использования определяет командир авиационной части с учетом условий предстоящих полетов. Свое решение он доводит руководящим должностным лицам авиационной части и частей обеспечения на постановке задач на полеты.

682. Порядок проведения оперативного контроля на промежуточных аэродромах определяется должностным лицом, организующим перелет, если это не отражено в служебных документах по организации объективного контроля авиации федерального органа исполнительной власти. Специальный контроль на промежуточном аэродроме проводится в случаях отказов ВС, если для определения их причин требуются материалы ОК, а также нарушений экипажем режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения, выявленных по результатам оперативного контроля, а полный — в случае авиационного происшествия или инцидента.

При совместном базировании авиационных частей объективный контроль средств управления полетами организует старший авиационный начальник. В остальном командиры авиационных частей ОК полетов организуют раздельно.

ГОСТ 22639-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДСТВА НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

Термины и определения

Aircraft and helicopter ground support equipment. Terms and definitions

МКС 49.100

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 19 апреля 2013 г. N 56-П)
За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

Центр стандартизации и метрологии при Министерстве экономического регулирования Кыргызской Республики

Молдова

Национальный институт стандартизации и метрологии Республики Молдова

Россия

Росстандарт

Узбекистан

Агентство «Узстандарт»

4 ВЗАМЕН ГОСТ 22639-77

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 марта 2014 г. N 68-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Нерекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы — светлым, а синонимы — курсивом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 Термины и определения

Общие понятия

1 средства наземного обслуживания (самолетов ): Совокупность технических средств, обеспечивающих техническое обслуживание и сохранность самолетов на земле.
Примечание — К средствам наземного обслуживания самолетов не относятся информационно-измерительные средства.

2 средства наземного обслуживания (самолетов ) общего применения: Средства наземного обслуживания, обеспечивающие техническое обслуживание и сохранность самолетов разных типов и категорий.

3 средства наземного обслуживания (самолетов ) специального применения: Средства наземного обслуживания, обеспечивающие техническое обслуживание и сохранность разных типов самолетов одной категории или конкретного типа самолета .
Средства наземного обслуживания общего применения

4 средства заправки топливом (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для транспортирования топлива и заправки им самолетов .

5 средства заправки маслами и рабочими жидкостями (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для транспортирования масел, специальных жидкостей, воды и заправки ими самолетов .

6 средства заправки газами (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для транспортирования газов и заправки ими самолетов .

7 средства энергоснабжения (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для питания бортовых систем самолетов электрической, гидравлической и пневматической энергией.
8 (аэродромные) теплотехнические средства: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов общего применения, предназначенные для создания и поддержания необходимого температурного режима внутри самолетов и вертолетов, сооружений и подогрева авиационных двигателей.
9 (аэродромные) средства наддува: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов общего применения, предназначенные для создания и поддержания необходимого избыточного давления внутри самолетов и вертолетов.

10 тягачи-буксировщики самолетов : Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для буксирования самолетов по аэродрому и перемещения их на стоянках и внутри ангаров.
11 (аэродромные) подъемно-транспортные средства: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов общего применения, предназначенные для подъема обслуживающего персонала и грузов к высокорасположенным частям самолетов и вертолетов, а также для перевозки грузов по аэродрому.

12 средства очистки и специальной обработки (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для мойки, противообледенительной обработки самолетов , а также для проведения санитарной обработки их туалетных отсеков и очистки салонов.

13 средства консервации (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов общего применения, предназначенные для консервации и обеспечения хранения самолетов .

14 средства сервисного обслуживания (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов (вертолетов] общего применения, предназначенные для обслуживания пассажиров, а также для транспортирования и погрузки на самолеты бортового питания, багажа пассажиров и перевозимых грузов.
Средства наземного обслуживания специального применения

15 средства буксировки (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для буксировки самолетов тягачами-буксировщиками.

16 средства удержания и швартовки (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для закрепления самолетов на заданном месте и их удержания на стоянке от самопроизвольного или при опробовании двигателей перемещения.

17 подъемные средства (для самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для подъема и удержания самолетов и вертолетов на необходимой высоте.
18 (аэродромные) средства доступа: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов специального применения, предназначенные для обеспечения технического обслуживания частей и агрегатов самолетов и вертолетов на разных высотах.

19 монтажно-демонтажные средства (для технического обслуживания самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для выполнения работ по монтажу и демонтажу частей и агрегатов самолетов .

20 средства обслуживания систем и агрегатов (самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для выполнения работ по техническому обслуживанию систем, частей и агрегатов самолетов .
Примечание — К средствам обслуживания систем и агрегатов самолетов относятся также средства связи специалистов, производящих техническое обслуживание самолетов, с кабиной экипажа.

21 средства защиты самолета на стоянке: Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для предохранения частей и агрегатов самолетов при выполнении работ по техническому обслуживанию, а также для защиты их от неблагоприятных погодных условий, птиц, насекомых и статического электричества.

22 средства по технике безопасности (при техническом обслуживании самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели, самопроизвольного перемещения и срабатывания частей и агрегатов самолетов на стоянке, а также для защиты обслуживающего персонала при выполнении работ по техническому обслуживанию.

23 вспомогательные средства (при техническом обслуживании самолетов ): Средства наземного обслуживания самолетов специального применения, предназначенные для обеспечения выполнения работ по техническому обслуживанию самолетов , а также для хранения средств наземного обслуживания и комплектов ЗИП.
Виды средств наземного обслуживания
24 (аэродромная) электроустановка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для запуска двигателей и питания бортовых систем самолета или вертолета электрической энергией при техническом обслуживании.
25 (аэродромная) гидроустановка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для питания бортовых систем самолета или вертолета гидравлической энергией при техническом обслуживании.
26 (аэродромная) установка воздушного запуска: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для запуска двигателей самолета или вертолета на земле с использованием энергии сжатого воздуха.
27 (аэродромный) автозаправщик: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для заправки соответствующих систем самолета или вертолета топливом, смазочными материалами, рабочими жидкостями и газами.
28 (аэродромный) автотопливозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования топлива и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
29 (аэродромный) автомаслозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования масла и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
30 (аэродромный) автозаправщик специальными жидкостями: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования специальных жидкостей и заправки ими соответствующих систем самолета или вертолета.
31 (аэродромный) автозаправщик питьевой водой: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования питьевой воды и заправки ею соответствующих систем самолета или вертолета.
32 (аэродромный) кислородозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования кислорода в сжатом состоянии и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
33 (аэродромный) азотозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования азота в сжатом состоянии и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.

34 аэродромный кондиционер (Нрк. наземный кондиционер): Кондиционер, предназначенный для кондиционирования воздуха в кабинах, отсеках и салонах самолета или вертолета и высотном снаряжении летного состава на земле при неработающей самолетной или вертолетной системе кондиционирования воздуха.

35 аэродромный подогреватель: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для подогрева кабин, отсеков и силовых установок самолета или вертолета при техническом обслуживании.
36 (аэродромная) подъемная площадка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, снабженное рабочей площадкой, предназначенное для подъема обслуживающего персонала и грузов к высокорасположенным частям самолета или вертолета.
37 (аэродромная) площадка обслуживания: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, снабженное рабочей площадкой, содержащей устройства и приспособления для технического обслуживания самолета или вертолета, включая их высокорасположенные части.
38 (аэродромная) ассенизационная машина (Нрк. машина обработки туалетных отсеков): Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для проведения санитарной обработки туалетных отсеков самолета или вертолета.
39 (аэродромная) моечная машина: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для мойки и очистки поверхностей самолета или вертолета от загрязнений.
40 (аэродромная) машина для противообледенительной обработки: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для проведения противообледенительной обработки самолетов или вертолетов.

41 средство удержания (самолета ): Средство наземного обслуживания самолетов , предназначенное для удержания самолета при опробовании двигателей на стоянке.
42 (аэродромная) транспортировочная тележка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для перевозки грузов по аэродрому.
Инструменты для технического обслуживания

43 стандартный инструмент (для технического обслуживания самолетов ): Инструмент, предназначенный для технического обслуживания самолетов разных типов и категорий, изготовленный в соответствии с требованиями нормативных документов.

44 специальный инструмент (для технического обслуживания самолета ): Инструмент, предназначенный для технического обслуживания самолета конкретного типа и изготовленный в соответствии со спецификой конструкции данного самолета и особенностями выполняемой операции.

45 набор инструментов (для технического обслуживания самолетов ): Совокупность инструментов различного назначения, предназначенная для выполнения какой-либо работы или группы работ по техническому обслуживанию одного или нескольких самолетов .

46 бортовой инструмент (для технического обслуживания самолета ): Набор инструментов для технического обслуживания самолета , находящийся в ведении летного экипажа и являющийся принадлежностью самолета .

47 одиночный комплект инструментов (для технического обслуживания самолета ): Совокупность наборов инструментов, предназначенная для технического обслуживания одного самолета .

48 групповой комплект инструментов (для технического обслуживания самолетов ): Совокупность наборов инструментов, предназначенная для технического обслуживания группы самолетов .

2.6* Системы контроля

* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

49 система «Deadman»: Система дистанционного контроля управления процессами заправки самолетов и вертолетов таймерного типа с проверкой функции управления через равные интервалы времени и постоянным контролем работоспособности оператора.

50 система «Interlock»: Система комплексного контроля положений элементов оборудования, обеспечивающего техническое обслуживание самолетов и вертолетов, с принудительной блокировкой движения средств наземного обслуживания через тормозную систему базового транспортного средства с целью исключения возможности движения в случае выполнения не в полном объеме процедур перевода элементов оборудования средств наземного обслуживания из рабочего положения в транспортное.

Алфавитный указатель терминов на русском языке

автозаправщик

автозаправщик аэродромный

автозаправщик питьевой водой

автозаправщик питьевой водой аэродромный

автозаправщик специальными жидкостями

автозаправщик специальными жидкостями аэродромный

автомаслозаправщик

автомаслозаправщик аэродромный

автотопливозаправщик

автотопливозаправщик аэродромный

азотозаправщик

азотозаправщик аэродромный

гидроустановка

гидроустановка аэродромная

инструмент бортовой

инструмент для технического обслуживания вертолета бортовой

инструмент для технического обслуживания вертолета специальный

инструмент для технического обслуживания вертолетов стандартный

инструмент для технического обслуживания самолета бортовой

инструмент для технического обслуживания самолета специальный

инструмент для технического обслуживания самолетов стандартный

инструмент специальный

инструмент стандартный

кислородозаправщик

кислородозаправщик аэродромный

комплект инструментов групповой

комплект инструментов для технического обслуживания вертолета одиночный

комплект инструментов для технического обслуживания вертолетов групповой

комплект инструментов для технического обслуживания самолета одиночный

комплект инструментов для технического обслуживания самолетов групповой

комплект инструментов одиночный

кондиционер аэродромный

кондиционер наземный

машина ассенизационная

машина ассенизационная аэродромная

машина для противообледенительной обработки

машина для противообледенительной обработки аэродромная

машина моечная

машина моечная аэродромная

машина обработки туалетных отсеков

набор инструментов

набор инструментов для технического обслуживания вертолетов

набор инструментов для технического обслуживания самолетов

площадка обслуживания

площадка обслуживания аэродромная

площадка подъемная

площадка подъемная аэродромная

подогреватель аэродромный

система «Deadman»

система «Interlock»

средства буксировки

средства буксировки вертолетов

средства буксировки самолетов

средства вспомогательные

средства для технического обслуживания вертолетов монтажно-демонтажные

средства для технического обслуживания самолетов монтажно-демонтажные

средства доступа

средства доступа аэродромные

средства заправки газами

средства заправки газами вертолетов

средства заправки газами самолетов

средства заправки маслами и рабочими жидкостями

средства заправки маслами и рабочими жидкостями вертолетов

средства заправки маслами и рабочими жидкостями самолетов

средства заправки топливом

средства заправки топливом вертолетов

средства заправки топливом самолетов

средства защиты вертолета на стоянке

средства защиты самолета на стоянке

средства консервации

средства консервации вертолетов

средства консервации самолетов

средства монтажно-демонтажные

средства наддува

средства наддува аэродромные

средства наземного обслуживания

средства наземного обслуживания вертолетов

средства наземного обслуживания вертолетов общего применения

средства наземного обслуживания вертолетов специального применения

средства наземного обслуживания общего применения

средства наземного обслуживания самолетов

средства наземного обслуживания самолетов общего применения

средства наземного обслуживания самолетов специального применения

средства наземного обслуживания специального применения

средства обслуживания систем и агрегатов

средства обслуживания систем и агрегатов вертолетов

средства обслуживания систем и агрегатов самолетов

средства очистки и специальной обработки

средства очистки и специальной обработки вертолетов

средства очистки и специальной обработки самолетов

средства подъемно-транспортные

средства подъемно-транспортные аэродромные

средства подъемные

средства подъемные для вертолетов

средства подъемные для самолетов

средства по технике безопасности

средства по технике безопасности при техническом обслуживании вертолетов

средства по технике безопасности при техническом обслуживании самолетов

средства при техническом обслуживании вертолетов вспомогательные

средства при техническом обслуживании самолетов вспомогательные

средства сервисного обслуживания

средства сервисного обслуживания вертолетов

средства сервисного обслуживания самолетов

средства теплотехнические

средства теплотехнические аэродромные

средства удержания и швартовки

средства удержания и швартовки вертолетов

средства удержания и швартовки самолетов

средства энергоснабжения

средства энергоснабжения вертолетов

средства энергоснабжения самолетов

средство удержания

средство удержания вертолета

средство удержания самолета

тележка транспортировочная

тележка транспортировочная аэродромная

тягачи-буксировщики вертолетов

тягачи-буксировщики самолетов

установка воздушного запуска

установка воздушного запуска аэродромная

электроустановка

электроустановка аэродромная

__________________________________________________________________________________

УДК 001.4:629.7.083:006.354 МКС 49.100
Ключевые слова: средства наземного обслуживания, самолет, вертолет, техническое обслуживание, инструмент для технического обслуживания, система контроля

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *