Авторское право обучение

Авторское право обучение

Сейчас в стране бум онлайн-образования. Дистанционное обучение используют университеты и компании, работает множество интернет-площадок, предлагающих авторам создать свой курс и зарабатывать на нем, а пользователям – приобретать новые знания и навыки. И если вы — автор онлайн-курса, рано или поздно у вас возникнут вопросы: как защитить свои права и не нарушить чужие?

1. РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЛИ АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ОНЛАЙН-КУРСЫ?

Да. Согласно ст. 1259 ГК РФ объектами авторского права являются любые обнародованные и необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

2. Я РАЗРАБАТЫВАЮ ОНЛАЙН-КУРС. МОГУ ЛИ Я ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НЕМ ТЕКСТЫ, КАРТИНКИ, ВИДЕО И АУДИОЗАПИСИ, СОЗДАННЫЕ ДРУГИМИ?
Гражданский кодекс разрешает свободное использование авторских произведений в учебных целях (без согласия автора и выплаты ему вознаграждения) на таких условиях:

1. Нужно обязательно указать автора или правообладателя и источника заимствования.

2. Использование произведение или его части должно быть оправдано учебными целями.

Бывают разные виды использования авторского произведения:

— цитирование правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

— использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

3. А ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ?

Например, если произведение длинное (фильм, книга, музыкальная композиция), то нужно брать фрагмент в таком объеме, в котором необходимо для конкретной поставленной учебной цели. Скажем, вам нужно привести в качестве примера признаки постмодернизма в творчестве писателя. В таком случае достаточно процитировать фрагмент текста, где эти признаки присутствуют, а не выкладывать произведение целиком.

Также важно понимать, что не любое использование авторского произведения в онлайн-курсе может соответствовать учебным целям. Например, это случай использования авторских произведений в дизайне (оформлении) курса. Скажем, создатели курса берут красивую пейзажную фотографию для «обложки» курса. Или накладывают музыкальный фон в видеозаписях. В обоих этих случаях использование фото и музыки без разрешения автора (правообладателя) будет считаться нарушением, даже если указать имя автора. Причина – произведение используется не в учебных целях, а как элемент оформления.

4. ДОЛЖЕН ЛИ АВТОР РЕГИСТРИРОВАТЬ АВТОРСКИЕ ПРАВА ДЛЯ ИХ ЗАЩИТЫ?
Нет. Авторские права возникают по факту создания произведения, и право на их защиту возникает тогда же. Они распространяются как на произведения для широкого круга людей (памятники, выставки, фильмы, онлайн-курсы), так и на субъективный результат интеллектуальной деятельности для личного пользования (например, видеопоздравление на день рождения друга, кукла ручной работы и т.д.).

5. КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ОНЛАЙН-КУРСЫ?
Они могут принадлежать автору курса или его заказчику. Если человек сам создает, сам пользуется и продает онлайн-курс, то он является и автором, и правообладателем. Если он делает курс под заказ, то условия использования обычно определяются договором между заказчиком и автором. Права на использование курса могут полностью переходить к заказчику либо распределяться таким образом, что использовать курс в будущем сможет и его автор, и его правообладатель на условиях, которые они определили договором.

6. А ЕСЛИ СОЗДАТЕЛЕЙ МНОГО, КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ АВТОРСТВО?

Члены команды, участвующие в процессе создания онлайн-курсов, должны оформить договор о соавторстве. Согласно ст. 1258 ГК РФ произведение, созданное в соавторстве, используется членами команды или коллектива совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В таком соглашении может быть указано какой из соавторов какую часть произведения создает, а также как распределены права на использование произведений между соавторами. При этом, в случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

7. КТО АВТОР, ЕСЛИ МАТЕРИАЛЫ ОНЛАЙН-КУРСА БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ ПРИ УЧАСТИИ ВНЕШНИХ ГРАНТОВ ИЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ?

Организация, которая выдает грант или каким-то иным способом финансирует создание онлайн-курса, обычно заключает с авторами договор. В нем в том числе описывается, получает ли эта организация права на конечный продукт, могут ли авторы использовать его самостоятельно и при каких условиях. Например, в договоре может быть указано, что грантодатель получает неограниченное право использовать онлайн-курс по своему усмотрению, а автор – только в некоммерческих целях и с обязательным указанием источника финансирования.

8. ОБЛАДАЮТ ЛИ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ УЧИТЕЛЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ВНЕДРЯЮЩИЕ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?

В данном случае речь идет о служебном произведении. Согласно статье 1295 ГК РФ, если в трудовые обязанности работника входит создание и проведение дистанционных курсов, то исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю (если договором между ними не предусмотрено иное). В случае, если работодатель не использует это служебное произведение в течение трех лет, то право на него переходит снова к автору.

9. А КАК В ЭТОМ СЛУЧАЕ ДОКАЗАТЬ, ЧТО Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯВЛЯЮСЬ АВТОРОМ ОНЛАЙН-КУРСА?

Для этого существует процесс депонирования, то есть фиксирования авторских прав на произведение. Оно может осуществляться в нотариате, в Российском авторском обществе и даже через онлайн-сервисы. Есть система Web-депозитария для сайтов: информация размещается в специальном архиве для объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде.

Методика (греч. methodike) –совокупность форм, методов и приемов работы учителя, Т.е., технология профессионально-практической деятельности преподавателя. Соответственно, для того, чтобы разработать ту или иную методику, нужно определить для себя основную цель (область) обучения: ЧЕМУ вы хотите научить ребенка?
Это может быть какое-то одно умение, либо это может быть система умений. Это может быть один урок, либо целая образовательная программа. Это может быть внеклассное мероприятие, или строго регламентированное занятие в рамках учебного времени. Тем не менее, принципы построения подобных разработок практически одинаковы.
Создание любой методики – это своего рода проект.
А любой проект содержит базовые позиции, по которым идет учитель, обучающий ученика.
(Иными словами, ЧТО необходимо предусмотреть, начиная обучающий процесс.)
Какие это позиции?
Перечислим их кратко.
1 — Цель (для чего или чему хотим научить). Чем конкретнее, тем лучше. Еще лучше — если помимо общеучебных достижений, вы укажете и личностные — то есть, на развитие каких личностных качеств ребенка направлен ваш проект.
Обязательно указать возраст детей.
Пример: научить рисовать елку детей 5-6 лет. Данная методика будет способствовать также разитию воображения (мышления, трудолюбия и т.д.).
2 — Задачи (т.е., способы достижения цели).
Пример: научить держать кисти, создавать эскиз, определять цветовую палитру, размешивать краски и т.д.
Чем подробнее вы продумаете этот этап, тем проще будет выстраивать последующую работу: есть вероятность, что вы не споткнетесь неожиданно на каком-то «неумении» ребенка, которому вы забыли его научить.
3 — Теоретическая база: Методологическая основа и Принципы (т.е., те основополагающие идеи, на основе которых вы будете строить свою методику): дидактические (Д), методические (М), психологические(П).
Пример: принцип наглядности, принцип системности, принцип последовательности (Д); принцип самостоятельности (М); учет индивидуальных особенностей (П).
Обязательно обоснование соответствия выделенных принципов и возраста (почему для детей ЭТОГО возраста подходят именно ЭТИ методы).
Пример: в связи с тем, что для детей 5-6 лет очень важно развитие воображения, обучение будет строиться на принципе самостоятельного выбора предмета рисования.
Методологическая основа (пример): теория развивающего обучения; теория поэтапного формирования умственных действий и т.д.
4- Практическая база: Содержание, способы, ресурсы. (Что делаем и как)
Здесь описывается по шагам формирование того или иного умения.
Обязателен подготовительный этап – проводится ли предварительная диагностика детей (Как? Кем? Когда? Если это анкеты, то должен быть образец. Если это известный тест – то указать автора; если не очень известный – приложить его к проекту.)
При этом очень подробно дается:
-план занятий и временнАя разбивка (чем занимаемся в течение какого времени; желательно не забыть про разминку, если это план урока);
-инструменты, необходимые для реализации (бумага, линейки, методические пособия, кисти и т.д.);
-пространство (комната, класс, спортзал, улица и т.д.);
-непосредственно способ организации работы ( работа в мини-группах; выполнение индивид.заданий; коллективная работа и т.д.)
-кадры (на какой уровень подготовки преподавателей рассчитана эта методика);
-степень участия педагога (какая часть работы выполняется самостоятельно детьми, какая – совместно с учителем; в какой последовательности);
-способы создания комфортной обстановки во время процесса обучения;
-описание действий, связанных с привлечением сторонних помощников – других педагогов, родителей, воспитателей и т.д.; описать их конкретные функции;
-способы аттестации (начальной, промежуточной, итоговой – например: тест, опросник, исследовательская работа, творческое сочинение, проект праздника, экзамен, контрольная (какая?) все диагностические документы должны быть ПРИЛОЖЕНЫ к вашей методике (проекту));
-способы коррекции, в случае обнаружения неудовлетворительных промежуточных результатов аттестации;
— способы поощрения детей; (ни в одном учебнике по педагогике вы этого пункта не найдете, а жаль! Я считаю его обязательным.)
— нормативная база (в соответствии с гос.стандартом общего образования; на основе «Закона о дополнительном образовании» или о платных образовательных услугах и т.д.)
5 — Ожидаемый результат и способы его диагностики.
Иными словами, нужно предоставить объективно проверяемые достижения детей.
Здесь должна быть корреляция с Целью методики. То есть, если учили рисовать елку, то здесь описывается способ проверки ЭТОГО уровня рисования (какой должна быть «правильная» елка, степень допустимой погрешности).
6- Возможность тиражирования опыта (Кто может воспользоваться данной методикой и при каких условиях).
Например: этой методикой могут пользоваться и студенты-практиканты, и родители учеников при проведении досуга.
Понятно, что здесь приведены лишь самые основные принципы создания авторского проекта или методики. Для более подробного изучения можно воспользоваться книжками:
1.Азимов.Э.Г.,Щукин А.Н. Словарь методических терминов.СПб,1999
(http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov )
2.Педагогические технологии:Учебное пособие для студ.пед.специальностей/ Под общей ред.В.С.Кукушкина.Ростов-на-Дону, 2002г.
Приятной работы!:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *