Автотранспортное экспедиционное предприятие

Автотранспортное экспедиционное предприятие

Тема 2 Транспортный процесс и транспортно-экспедиционное обслуживание

План лекции:

1. Транспортный процесс и транспортно-экспедиционное обслуживание;

2. Основные требования к выполнению транспортно-экспедиционных услуг.

Транспортный процесс

Мировое экономическое сообщество последовательно превра­щается в целостную экономическую систему, все более отчетли­во прослеживается тенденция активизации экономического вза­имодействия различных стран, которое, в свою очередь, прояв­ляется в глобализации бизнес-процессов, активном развитии ин­тернациональных проектов, интеграции торговых систем. Есте­ственным следствием этого является изменение структуры и параметров материальных потоков — увеличение объемов товаро­оборота, увеличение скорости движения единицы товара по ло­гистической сети, удлинение и усложнение цепочек доставки товара, увеличение удельного веса транспортных издержек в за­тратах. Все это приводит к тому, что транспортная отрасль, яв­ляющаяся вспомогательной по отношению к производственной, играет все более значимую роль в организации бизнес-процес­сов производства и реализации товаров. Именно эти факторы послужили причиной того, что сегодня все активнее развивают­ся интермодальные перевозки, которые включают в себя не только процесс непосредственного перемещения товара, но и экспеди­ционные операции.

Проблема выбора оптимального варианта транспортно-экспедиционных услуг с особой остротой встает на рынке смешанной, междугородной и международной доставки товаров. И прежде всего в тех ситуациях, когда услуги, например, перевозчика или складского терминала хотя и нужны покупателю, но сами по себе в отдельности не представляют ценности для потребителей. И только экспедиторы, объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворить реальные потребности покупателя.

К тому же для фирм, нерегулярно занимающихся экспортно-импортными поставками, нецелесообразно создавать собственные службы, которые занимались бы всей транспортной работой:

— проработкой транспортных условий контракта в части выбора наиболее оптимального маршрута перевозки и транспортных средств;

— изучением конъюнктуры мирового транспортного рынка;

— контролем за хранением и перевалкой грузов в портах и на пограничных переходах.

Вся эта работа требует специальных знаний, большого практического опыта и при большой удаленности от портов и пограничных переходах очень дорогостояща.

Эту работу выгодно поручить специальным транспортно-экспедиторским предприятиям (ТЭП), которые могут предоставить большой комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов.

ТЭП, регулярно представляя большое количество грузов, пользуются скидкой за фрахт судов и других транспортных средств, что уменьшает фрахтовые расходы и затраты клиентов.

Этим компенсируется стоимость услуг ТЭП для экспортеров и импортеров.

Транспортное обслуживание определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг, услуг страхования и услуг хранения.

Экспедиционное обслуживание является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправления, продолжен и завершен в пункте назначения. При экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, коммерческо-правовые и информационно-консультационные услуги. Экспедиционные услуги призваны обеспечить эффективную связь между всеми элементами сложной современной инфраструктуры рынка. Транспортно-экспедиционные предприятия могут выступать своего рода посредниками между организациями и предприятиями такого рода, помогая осуществлять многонациональным компаниям или компаниям, оперирующим на нескольких рынках, эффективную доставку и реализацию их продукции.

В процессе осуществления своей производственной деятельности у предприятия может возникнуть потребность в транспортно-экспедиционном обслуживании на следующих этапах организации их деятельности:

— материально-техническое снабжение;

— комплектование;

— упаковка и пакетирование;

— складирование;

— учет;

— перевозка;

— складские операции;

— сбыт.

Материально-техническое снабжение предусматривает приобретение оборудования, сырья и прочих материалов, необходимых для успешного выполнения всех функций фирмы. Материально-техническое снабжение может осуществляться с внутреннего рынка и с внешнего, в обоих случаях необходимо изучение инфраструктуры внутреннего и внешнего рынков, возможностей транспорта, связи, информации, коммуникаций. Ввиду постоянно меняющейся ситуации политика закупок регулярно должна полностью пересматриваться. Для компаний, функционирующих на каком-либо одном рынке, это не представляется затратным. Для многонациональных компаний, оперирующих сразу на нескольких рынках, комплексные исследования каждого из них и выработка общей концепции снабжения будут стоить огромных затрат, в то время как экспедиционное предприятие, согласно своему комплексному функционированию, обладает всей необходимой информацией и может предложить наиболее эффективную, отвечающую современным требованиям и дешевую схему закупок.

Следующий важный комплекс работ транспортно-экспедиционных предприятий — это комплектование, упаковка и пакетирование, в принципе эти операции неразрывны, поэтому эффективно их комплексное выполнение одним предприятием.

Предварительная упаковка играет большую роль и сильно упрощает доставку товаров. Их компактность создает основу пакетирования (превращение множества отдельных небольших упаковок в одну большую) и современной механизированной погрузки-выгрузки, а массовая перевозка в контейнерах обеспечивает экономичность перевозок на дальние расстояния.

Складирование неотъемлемо от доставки по многим причинам. Товары часто производят сезонно, а потребляют непрерывно. Хорошим примером является зерно и изготовляемый из него хлеб. Другие товары изготовляют круглый год, а потребляют в отдельные моменты времени. Примером являются елочные украшения и фейерверк. Третьи могут быть изготовлены порциями, потому что потребность на какой-либо период может быть заготовлена за несколько дней. Почти каждый продукт может потребовать хранения в продолжении некоторого времени по соображениям, не зависящим от самого продукта (забастовки, транспортные неурядицы или незначительное временное снижение спроса). Складирование может включать много типов экспертизы, часто определяемой как «искусство” торговли. Каждый товар обладает своими специфическими свойствами, своими естественными недостатками, которые можно изменять соответствующей обработкой.

Склад существует главным образом как хранилище, где в безопасных условиях находятся грузы, не требуемые в данный момент, но которые понадобятся в будущем. Они, таким образом, сглаживают колебания в потребности и наличии грузов. Эти колебания могут быть вызваны естественными причинами, политическими событиями, коммерческой обстановкой и т.п. Назначение складов может быть сформулировано следующим образом:

— для хранения материалов, темпы производства которых не совпадают с темпами их расходования;

— для хранения готовой продукции, которая не требуется сразу же после изготовления;

— для создания запасов на случаи перерывов в производстве;

— для содействия организации потребительских выставок.

Взаимоотношения транспортно-экспедиционных фирм (предприятий) с обслуживаемыми предприятиями оформляются договорами, в которых устанавливаются обязательства сторон, виды, объемы и характер выполняемых транспортно-экспедиционных работ, условия расчетов, а также ответственность за невыполнение договоренных обязательств.

Выгоды, которые могут получить компании, воспользовавшись услугами транспортно-экспедиционных предприятий:

— достигается двоякая цель: увеличение объема продаж и обеспечение более высокого уровня обслуживания потребителя (определяемого, главным образом с точки зрения «доступности продукции»);

— система транспортно-экспедиционных услуг, обладающая способностью быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, в том числе и на изменение требований потребителей, может обеспечить сокращение «цикла обслуживания потребителя» (времени между подачей заявки и доставкой продукции) и, следовательно, снижение запасов у потребителя. Это дает компании-поставщику серьезное преимущество перед конкурентами в борьбе за долю рынка;

— хорошо спроектированная система доставки грузов способствует упрочению и закреплению связей поставщика с потребителями. Это может быть достигнуто путем интеграции средств доставки продукции поставщика со средствами, связанными с ее получением у потребителя;

— разработка более эффективных методов «физического распределения» дает существенную экономию издержек. Эту экономию можно распространить и на потребителя в форме скидок с оплаты за доставку продукции и др.;

— внедрение эффективной системы доставки грузов дает компании возможность более успешно и прибыльно конкурировать на отдаленных рынках.

— разработка и внедрение эффективной системы реализации продукции, для управления которой призывается деятельность транспортно-экспедиционного предприятия, позволяет сотрудникам, занимающимся маркетингом и сбытом продукции, сконцентрироваться на основной для них сфере — формировании и стимулировании спроса, что ведет к более успешному достижению компанией стратегических целей.

В современном мире, где главной особенностью производства является специализация, дальние перевозки неизбежны. Вдоль основных торговых маршрутов непрерывно движутся огромные объемы сырья и готовой продукции, подвергаясь воздействиям атмосферных условий, сельскохозяйственных и других вредителей, хищениям. Для учета разного рода воздействий необходимо разрабатывать специальные планы перевозок. План доставки груза должен быть ориентирован на преодоление возможных трудностей. Известно много типов «неопределенностей” — рисков, с которыми сталкиваются транспортно-экспедиционные предприятия при транспортировке грузов. Эти типы риска могут быть разделены на «страхуемый риск” и «не- страхуемый риск”. «К страхуемому» относится риск, для которого можно вычислить вероятность, что риск оправдывается, так что может быть предложено приемлемое вознаграждение на тот случай, когда возникнут неблагоприятные условия. «Нестрахуемым» называется риск, который не поддается расчету, вследствие чего страховые компании не соглашаются участвовать в создании фонда для выплаты страховых вознаграждений. Даже если риск относится к категории страхуемого, это не означает полное необходимое покрытие.

Планы доставки груза должны быть экономически реалистичны, потому что перевозка через географические и временные границы может оказаться бесполезной, если итоговая цена будет не приемлемой для пользователя. Грузы должны поступить к пользователю не только в необходимых объемах, в нужное место и в нужное время, но и за подходящую цену. Поэтому основной задачей доставки грузов является экономичность совершаемых операций. Для транспортно-экспедиционных предприятий, занимающихся доставкой грузов, важно уметь составлять перспективные планы на основе изучения детальных требований (своих и клиентуры).

Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.

Транспортно-экспедиционная операция — элементарное закон­ченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.

Транспортно-экспедиционная услуга (ТЭУ) — отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетво­рение определенной потребности клиента в транспортной экспе­диции и характеризующаяся наличием необходимого технологи­ческого, экономического, информационного и правового обес­печения. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодей­ствия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовла­дельца — грузоотправителя или грузополучателя), а также дея­тельности исполнителя по удовлетворению потребностей потре­бителя в транспортной экспедиции в соответствии с установлен­ными нормами и требованиями. Такая услуга связана с организа­цией процесса отправления и получения груза, выполнением дру­гих работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции .

Под транспортным обслуживанием подразумевается деятель­ность, связанная с перемещением груза в пространстве и во вре­мени, которая направлена на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем про­тяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя. Погрузочно-разгрузочные операции являются обязательными элемен­тами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов, в распределительных центрах, на транспортных узлах и при перегрузке продукции с одного вида транс­порта на другой.

Экспедиционное обслуживание — деятельность, направленная на обеспечение своевременной и качественной доставки груза потребителю; включает в себя подготовительно-заключительное обслуживание, складские работы и экспедиционные услуги.

Подготовительно-заключительное обслуживание является элемен­том технологического процесса доставки груза и включает в себя:

— подачу подвижного состава (ПС) к месту погрузки;

— подготовку груза к перевозкам (приведение груза в транспор­табельное состояние, нанесение маркировки, проверка качества и количества груза, взвешивание, выделение контейнеров, под­донов и т.п.);

— прием и сдачу груза.

Складские работы выполняют на контейнерных и грузовых площадках транспортных узлов, в складских помещениях, а также в распределительных центрах. Необходимость в складских операци­ях обусловлена в основном значительной неравномерностью по­ступления грузов на транспортные узлы, что вызывает необходи­мость в постепенном накоплении грузов и их группировке по мар­шрутам перевозок. Может иметь место обратная ситуация, когда возникнет необходимость в расформировании крупных партий в мелкие отправки для последующей доставки потребителям.

Широко распространено хранение массовых грузов (уголь, стро­ительные материалы, товары розничной торговли и т.п.) и до­ставка их потребителям по мере необходимости, что позволяет избежать организации многочисленных складов у обслуживаемых организаций.

Предоставление экспедиционных услуг дает возможность полно­стью освободить грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с охраной и сопровождением груза в пути, проведени­ем платежно-расчетных операций и оформлением товарно-транс­портной документации (заполнение документов на перевозку, их доставка клиентуре, расчеты со всеми участниками перевозочно­го процесса и т.п.).

Посредническое обслуживание включает в себя организацион­но-посредническое, консультационно-аналитическое и информа­ционное обслуживание и направлено в первую очередь на каче­ственную доставку груза его получателю.

Организационно-посреднические операции связаны с организацией доставки груза, отдельных услуг ТЭО и координацией работы подразделений транспортных узлов, грузоотправителей, грузопо­лучателей и транспортных организаций, взаимодействующих в процессе доставки грузов. Кроме того, они включают в себя ли­зинг и аренду транспортных средств (ТС), транспортного оборудования, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), складов и т.д.

В рамках консультационно-аналитического обслуживания в ос­новном предоставляются услуги по выбору типа ПС на отдельных этапах доставки и расчету оптимального маршрута перевозки с учетом возможности использования разных видов транспорта и технологий перевозки груза. Для осуществления основного этапа перевозки большое значение имеет выбор наиболее эффективно­го вида магистрального транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного или трубопроводного). Результатом предоставления консультационно-аналитических услуг является возможность определения экономически наиболее выгодного спо­соба доставки груза и возможность прогноза ситуации на рынке транспортных, экспедиционных, посреднических и комплексных услуг.

Процесс доставки груза тесно связан с предоставлением ин­формационных услуг. С точки зрения организации ТЭО информа­ционное обслуживание лежит в основе взаимодействия отдель­ных операторов и управления в целом процессом доставки, обес­печивая прохождение информационных потоков. С точки зрения заказчика ТЭО информационное обслуживание удовлетворяет производственную необходимость грузовладельца точно знать ме­стоположение груза и время его прибытия в пункт назначения.

В общем случае ТЭО заключается в следующем: груз принима­ется от грузовладельца, подготавливается к транспортированию и загружается в ТС, перегружается с одного вида транспорта на другой, если это требуется, хранится в надлежащем месте, выгру­жается из ТС и сдается получателю.

Одновременно выполняются действия, связанные с переходом права собственности и риска гибели или повреждения доставляе­мого товара, оплата стоимости товара; обеспечиваются требова­ния разного рода государственного и санитарно-экологического контроля и т.д.; осуществляется страхование груза и, при необхо­димости, выполняются таможенные формальности; грузовые от­правки обеспечиваются документами фитосанитарного (карантин­ного), медико-санитарного, ветеринарного контроля и др.

Такое многообразие транспортно-экспедиционных операций предопределяет значительное количество коммерческих, деловых, информационных контактов организаций, юридических и физи­ческих лиц и обширную гамму правовых отношений между ними.

Система услуг транспортно-экспедиционного обслуживания

По признаку взаимосвязи с основной деятельностью транспорт­ной организации ТЭУ делят на перевозочные и неперевозочные, по виду потребителя — на внешние и внутренние. К внешним относят­ся ТЭУ, предоставляющиеся нетранспортным организациям, к внутренним — предоставляющиеся транспортным организациям.

По характеру деятельности ТЭУ делят на технологические, информационно-справочные, коммерческие, сервисные и орга­низационные.

В свою очередь, технологические услуги включают в себя следу­ющие виды услуг:

— операции и услуги по переработке и хранению грузов:

— выполнение ПРР;

— упаковывание (распаковывание) грузов;

— маркировка грузов;

— пломбирование грузов;

— организация работ по загрузке и (или) выгрузке грузов в контейнеры;

— пакетирование грузов;

— взвешивание груза и (или) ТС;

— пересчет грузомест (ГМ);

— подгруппировка грузов;

— сортировка грузов;

— закрепление, укрытие и увязка грузов (предоставление необходимых для этих целей материалов и приспособлений);

— хранение грузов, в том числе промежуточное;

— предоставление складских помещений или открытых пло­щадок для хранения грузов;

— услуги, связанные с транспортированием грузов:

— сбор грузов у грузоотправителей и их доставка на терминал (склад экспедитора);

— развоз грузов с терминалов (складов экспедитора) грузопо­лучателям;

— сопровождение груза в пути;

— проверка соответствия ТС и документов требованиям и нор­мам международных правил и соглашений;

— операции и услуги по приему и сдаче груза:

— прием груза со склада или терминала грузоотправителя (пе­ревозчика) с проверкой, массы и количества мест, а также состояния груза, если это предусмотрено договором транс­портной экспедиции;

— сдача груза грузополучателю;

— услуги по оформлению документации на перевозку груза:

— оформление транспортных и других сопроводительных до­кументов на груз в соответствии с международными норма­ми и правилами;

— оформление документов, необходимых для проведения фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля с целью подтверждения экологической безопасности транс­портируемого груза;

— оформление документов, необходимых для перевозки опас­ных грузов (ОГ);

— оформление договоров на перевозку с транспортной орга­низацией;

— выполнение таможенных формальностей при международ­ных перевозках;

— оформление и предоставление таможенным органам гаран­тий доставки груза или транзита товаров;

— подготовка документов и получение лицензий и других раз­решений для ввоза или вывоза товаров.

Информационно-справочные услуги могут включать в себя следу­ющее:

— оказание консалтинговых услуг по различным вопросам до­ставки груза;

— предоставление информации о продвижении груза; может заключаться в уведомлении о прибытии груза к исполнителю того или иного этапа доставки (на терминал, в порт и т.п.), уведомле­нии об отправке груза в адрес грузополучателя, сообщении о те­кущем местонахождении груза и ожидаемом времени прибытия, средней скорости доставки груза и т.п.;

— предоставление информации о состоянии рынка ТЭО, услу­гах, тарифах и режимах работы других экспедиторов;

— предоставление консультаций по юридическим, администра­тивным и другим вопросам, связанным с ТЭО;

— предоставление информации о наличии груза у грузовладель­цев;

— выполнение рекламы услуг.

Коммерческие услуги включают в себя выполнение следующих основных работ:

— выполнение расчетов с перевозчиками от имени грузоотпра­вителя или грузополучателя;

— ведение учета и отчетности для клиента;

— страхование груза;

— продажа клиенту тары или упаковки;

— выполнение функций коммерческого посредника между из­готовителями и потребителями, например, выкуп продукции оп­том с последующей реализацией ее потребителям;

— продажа груза, который невозможно было доставить;

— продажа предупредительных знаков и других вспомогатель­ных средств, необходимых для организации перевозок;

— установка доставленного получателю оборудования;

— предоставление в аренду техники (ТС, транспортного обору­дования, ПРМ и т.д.).

К сервисным услугам относятся следующие виды услуг:

— бронирование и предоставление номеров в гостиницах;

— оказание визовой поддержки при международных перевоз­ках;

— организация питания и отдыха водителей и экспедиторов;

— организация охраняемой стоянки ПС;

— оказание медицинской помощи;

— заправка в пути следования ТС топливом и расходными мате­риалами;

— организация при необходимости в пути работ по техническо­му обслуживанию и ремонту ПС.

Организационные услуги, направленные на минимизацию транс­портной составляющей в цене товара за счет оптимального выбо­ра маршрута транспортирования и вида (видов) используемого транспорта, могут включать в себя выполнение следующих работ:

— выбор и расчетное обоснование наиболее рационального спо­соба доставки груза в соответствии с условиями, заданными кли­ентом;

— расчет рациональной загрузки ТС, размещения и крепления груза в ПС.

Таким образом, приведенный выше перечень услуг, предос­тавляемых экспедитором при осуществлении ТЭО, охватывает достаточно широкий круг задач, решаемых при доставке груза. В каждой конкретной ситуации набор услуг, оказываемых экспе­дитором, будет зависеть от роли субъектов ТЭО в данном транс­портном процессе, и перечень работ и услуг, выполняемых экс­педитором, оговаривается в договоре экспедиции.

Основные требования к выполнению транспортно-экспедиционных услуг

Международные объединения и ассоциации формируют основ­ные правила и уровень качества ТЭУ.

В соответствии с требованиями ФИАТА экспедитором может быть любое юридическое или физическое лицо, которое в соот­ветствии со своим уставом или за вознаграждение обеспечивает перевозку грузов, не являясь при этом непосредственно пере­возчиком, т.е. транспортной организацией. Экспедитор может также выполнять действия, связанные с выполнением договора экспедиции: складирование, таможенная очистка, осмотр гру­за, осуществление всех платежей и т.д. Такому понятию экспедитора соответствует и определение оператора смешанной пере­возки.

Предоставление экспедиторам широких прав предполагает воз­ложение на них соответствующих обязанностей и ответственнос­ти. В частности, для того чтобы получить разрешение на осуществ­ление экспедиционной деятельности, юридическое или физичес­кое лицо должно отвечать следующим требованиям:

— обладать соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной квалификационным удостоверением;

— иметь высокую моральную репутацию; это означает, что данное лицо никогда по решению суда не признавалось винов­ным в мошенничестве, обмане и подобных преступлениях;

— не подвергалось дисквалификации или не лишалось права выпол­нять экспедиторские операции; не признавалось виновным в нарушении правил экспедиторской деятельности;

— не нарушало трудовых и налоговых правил и требований социального обес­печения;

— быть экономически и финансово способным выполнить по­ручение на экспедирование товара.

Экспедитор сотрудничает со всеми сторонами, участвующими в процессе перевозки грузов с целью обеспечения промышленно­сти, торговли и потребителей поставками необходимой им про­дукции. В конечном счете, экспедитор организует перемещение товара самым надежным, самым быстрым и самым экономичным способом.

Для эффективной международной деятельности экспедитор должен обладать опытной и надежной корреспондентской сетью или иметь свои отделения в наиболее важных коммерческих цен­трах мира. Благодаря этому он может получать заказы на перевоз­ки, обеспечивать обратную загрузку транспорта и контролировать движение грузов.

В национальной практике каждая страна конкретизирует меж­дународные требования. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими фе­деральными органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и ины­ми организациям и выдает лицензии на следующие виды деятельности:

— перевозки морским транспортом пассажиров;

— перевозки морским транспортом грузов;

— сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

— деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

— погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;

— перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;

— перевозки внутренним водным транспортом грузов;

— погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

— перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым ав­томобильным транспортом;

— перевозка пассажиров автомобильным транспортом, обору­дованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспе­чения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

— перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная де­ятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд; юридического лица или индивидуального предпринимателя);

— перевозки грузов и грузобагажа железнодорожным транспорттом;

— перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспор­том;

— погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;

— транспортирование грузов (перемещение грузов без заключе­ния договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с желез­нодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорож­ные выставочные пути;

— деятельность по обслуживанию воздушного движения;

— деятельность по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов почты на аэродромах и в аэропортах;

— авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и дея­тельность по обеспечению авиационных работ.

Контрольные вопросы:

1. Как взаимосвязаны транспортный процесс и транспортно-экспедиционное обслуживание?

2. Какие основные транспортно-экспедиционные операции и услуги
сопутствуют транспортному процессу доставки груза?

3. Как развивалась транспортно-экспедиционная деятельность?

4. Какие объединения и ассоциации регулируют деятельность экспе­диторов и агентов?

5. Какими качествами должен обладать экспедитор?

6. Какие основные виды деятельности на транспорте подлежат лицензированию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *