Автотранспортное экспедиционное предприятие
Тема 2 Транспортный процесс и транспортно-экспедиционное обслуживание
План лекции:
1. Транспортный процесс и транспортно-экспедиционное обслуживание;
2. Основные требования к выполнению транспортно-экспедиционных услуг.
Транспортный процесс
Мировое экономическое сообщество последовательно превращается в целостную экономическую систему, все более отчетливо прослеживается тенденция активизации экономического взаимодействия различных стран, которое, в свою очередь, проявляется в глобализации бизнес-процессов, активном развитии интернациональных проектов, интеграции торговых систем. Естественным следствием этого является изменение структуры и параметров материальных потоков — увеличение объемов товарооборота, увеличение скорости движения единицы товара по логистической сети, удлинение и усложнение цепочек доставки товара, увеличение удельного веса транспортных издержек в затратах. Все это приводит к тому, что транспортная отрасль, являющаяся вспомогательной по отношению к производственной, играет все более значимую роль в организации бизнес-процессов производства и реализации товаров. Именно эти факторы послужили причиной того, что сегодня все активнее развиваются интермодальные перевозки, которые включают в себя не только процесс непосредственного перемещения товара, но и экспедиционные операции.
Проблема выбора оптимального варианта транспортно-экспедиционных услуг с особой остротой встает на рынке смешанной, междугородной и международной доставки товаров. И прежде всего в тех ситуациях, когда услуги, например, перевозчика или складского терминала хотя и нужны покупателю, но сами по себе в отдельности не представляют ценности для потребителей. И только экспедиторы, объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворить реальные потребности покупателя.
К тому же для фирм, нерегулярно занимающихся экспортно-импортными поставками, нецелесообразно создавать собственные службы, которые занимались бы всей транспортной работой:
— проработкой транспортных условий контракта в части выбора наиболее оптимального маршрута перевозки и транспортных средств;
— изучением конъюнктуры мирового транспортного рынка;
— контролем за хранением и перевалкой грузов в портах и на пограничных переходах.
Вся эта работа требует специальных знаний, большого практического опыта и при большой удаленности от портов и пограничных переходах очень дорогостояща.
Эту работу выгодно поручить специальным транспортно-экспедиторским предприятиям (ТЭП), которые могут предоставить большой комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов.
ТЭП, регулярно представляя большое количество грузов, пользуются скидкой за фрахт судов и других транспортных средств, что уменьшает фрахтовые расходы и затраты клиентов.
Этим компенсируется стоимость услуг ТЭП для экспортеров и импортеров.
Транспортное обслуживание определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг, услуг страхования и услуг хранения.
Экспедиционное обслуживание является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправления, продолжен и завершен в пункте назначения. При экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, коммерческо-правовые и информационно-консультационные услуги. Экспедиционные услуги призваны обеспечить эффективную связь между всеми элементами сложной современной инфраструктуры рынка. Транспортно-экспедиционные предприятия могут выступать своего рода посредниками между организациями и предприятиями такого рода, помогая осуществлять многонациональным компаниям или компаниям, оперирующим на нескольких рынках, эффективную доставку и реализацию их продукции.
В процессе осуществления своей производственной деятельности у предприятия может возникнуть потребность в транспортно-экспедиционном обслуживании на следующих этапах организации их деятельности:
— материально-техническое снабжение;
— комплектование;
— упаковка и пакетирование;
— складирование;
— учет;
— перевозка;
— складские операции;
— сбыт.
Материально-техническое снабжение предусматривает приобретение оборудования, сырья и прочих материалов, необходимых для успешного выполнения всех функций фирмы. Материально-техническое снабжение может осуществляться с внутреннего рынка и с внешнего, в обоих случаях необходимо изучение инфраструктуры внутреннего и внешнего рынков, возможностей транспорта, связи, информации, коммуникаций. Ввиду постоянно меняющейся ситуации политика закупок регулярно должна полностью пересматриваться. Для компаний, функционирующих на каком-либо одном рынке, это не представляется затратным. Для многонациональных компаний, оперирующих сразу на нескольких рынках, комплексные исследования каждого из них и выработка общей концепции снабжения будут стоить огромных затрат, в то время как экспедиционное предприятие, согласно своему комплексному функционированию, обладает всей необходимой информацией и может предложить наиболее эффективную, отвечающую современным требованиям и дешевую схему закупок.
Следующий важный комплекс работ транспортно-экспедиционных предприятий — это комплектование, упаковка и пакетирование, в принципе эти операции неразрывны, поэтому эффективно их комплексное выполнение одним предприятием.
Предварительная упаковка играет большую роль и сильно упрощает доставку товаров. Их компактность создает основу пакетирования (превращение множества отдельных небольших упаковок в одну большую) и современной механизированной погрузки-выгрузки, а массовая перевозка в контейнерах обеспечивает экономичность перевозок на дальние расстояния.
Складирование неотъемлемо от доставки по многим причинам. Товары часто производят сезонно, а потребляют непрерывно. Хорошим примером является зерно и изготовляемый из него хлеб. Другие товары изготовляют круглый год, а потребляют в отдельные моменты времени. Примером являются елочные украшения и фейерверк. Третьи могут быть изготовлены порциями, потому что потребность на какой-либо период может быть заготовлена за несколько дней. Почти каждый продукт может потребовать хранения в продолжении некоторого времени по соображениям, не зависящим от самого продукта (забастовки, транспортные неурядицы или незначительное временное снижение спроса). Складирование может включать много типов экспертизы, часто определяемой как «искусство” торговли. Каждый товар обладает своими специфическими свойствами, своими естественными недостатками, которые можно изменять соответствующей обработкой.
Склад существует главным образом как хранилище, где в безопасных условиях находятся грузы, не требуемые в данный момент, но которые понадобятся в будущем. Они, таким образом, сглаживают колебания в потребности и наличии грузов. Эти колебания могут быть вызваны естественными причинами, политическими событиями, коммерческой обстановкой и т.п. Назначение складов может быть сформулировано следующим образом:
— для хранения материалов, темпы производства которых не совпадают с темпами их расходования;
— для хранения готовой продукции, которая не требуется сразу же после изготовления;
— для создания запасов на случаи перерывов в производстве;
— для содействия организации потребительских выставок.
Взаимоотношения транспортно-экспедиционных фирм (предприятий) с обслуживаемыми предприятиями оформляются договорами, в которых устанавливаются обязательства сторон, виды, объемы и характер выполняемых транспортно-экспедиционных работ, условия расчетов, а также ответственность за невыполнение договоренных обязательств.
Выгоды, которые могут получить компании, воспользовавшись услугами транспортно-экспедиционных предприятий:
— достигается двоякая цель: увеличение объема продаж и обеспечение более высокого уровня обслуживания потребителя (определяемого, главным образом с точки зрения «доступности продукции»);
— система транспортно-экспедиционных услуг, обладающая способностью быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, в том числе и на изменение требований потребителей, может обеспечить сокращение «цикла обслуживания потребителя» (времени между подачей заявки и доставкой продукции) и, следовательно, снижение запасов у потребителя. Это дает компании-поставщику серьезное преимущество перед конкурентами в борьбе за долю рынка;
— хорошо спроектированная система доставки грузов способствует упрочению и закреплению связей поставщика с потребителями. Это может быть достигнуто путем интеграции средств доставки продукции поставщика со средствами, связанными с ее получением у потребителя;
— разработка более эффективных методов «физического распределения» дает существенную экономию издержек. Эту экономию можно распространить и на потребителя в форме скидок с оплаты за доставку продукции и др.;
— внедрение эффективной системы доставки грузов дает компании возможность более успешно и прибыльно конкурировать на отдаленных рынках.
— разработка и внедрение эффективной системы реализации продукции, для управления которой призывается деятельность транспортно-экспедиционного предприятия, позволяет сотрудникам, занимающимся маркетингом и сбытом продукции, сконцентрироваться на основной для них сфере — формировании и стимулировании спроса, что ведет к более успешному достижению компанией стратегических целей.
В современном мире, где главной особенностью производства является специализация, дальние перевозки неизбежны. Вдоль основных торговых маршрутов непрерывно движутся огромные объемы сырья и готовой продукции, подвергаясь воздействиям атмосферных условий, сельскохозяйственных и других вредителей, хищениям. Для учета разного рода воздействий необходимо разрабатывать специальные планы перевозок. План доставки груза должен быть ориентирован на преодоление возможных трудностей. Известно много типов «неопределенностей” — рисков, с которыми сталкиваются транспортно-экспедиционные предприятия при транспортировке грузов. Эти типы риска могут быть разделены на «страхуемый риск” и «не- страхуемый риск”. «К страхуемому» относится риск, для которого можно вычислить вероятность, что риск оправдывается, так что может быть предложено приемлемое вознаграждение на тот случай, когда возникнут неблагоприятные условия. «Нестрахуемым» называется риск, который не поддается расчету, вследствие чего страховые компании не соглашаются участвовать в создании фонда для выплаты страховых вознаграждений. Даже если риск относится к категории страхуемого, это не означает полное необходимое покрытие.
Планы доставки груза должны быть экономически реалистичны, потому что перевозка через географические и временные границы может оказаться бесполезной, если итоговая цена будет не приемлемой для пользователя. Грузы должны поступить к пользователю не только в необходимых объемах, в нужное место и в нужное время, но и за подходящую цену. Поэтому основной задачей доставки грузов является экономичность совершаемых операций. Для транспортно-экспедиционных предприятий, занимающихся доставкой грузов, важно уметь составлять перспективные планы на основе изучения детальных требований (своих и клиентуры).
Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.
Транспортно-экспедиционная операция — элементарное законченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.
Транспортно-экспедиционная услуга (ТЭУ) — отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодействия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовладельца — грузоотправителя или грузополучателя), а также деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в транспортной экспедиции в соответствии с установленными нормами и требованиями. Такая услуга связана с организацией процесса отправления и получения груза, выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции .
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная с перемещением груза в пространстве и во времени, которая направлена на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем протяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя. Погрузочно-разгрузочные операции являются обязательными элементами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов, в распределительных центрах, на транспортных узлах и при перегрузке продукции с одного вида транспорта на другой.
Экспедиционное обслуживание — деятельность, направленная на обеспечение своевременной и качественной доставки груза потребителю; включает в себя подготовительно-заключительное обслуживание, складские работы и экспедиционные услуги.
Подготовительно-заключительное обслуживание является элементом технологического процесса доставки груза и включает в себя:
— подачу подвижного состава (ПС) к месту погрузки;
— подготовку груза к перевозкам (приведение груза в транспортабельное состояние, нанесение маркировки, проверка качества и количества груза, взвешивание, выделение контейнеров, поддонов и т.п.);
— прием и сдачу груза.
Складские работы выполняют на контейнерных и грузовых площадках транспортных узлов, в складских помещениях, а также в распределительных центрах. Необходимость в складских операциях обусловлена в основном значительной неравномерностью поступления грузов на транспортные узлы, что вызывает необходимость в постепенном накоплении грузов и их группировке по маршрутам перевозок. Может иметь место обратная ситуация, когда возникнет необходимость в расформировании крупных партий в мелкие отправки для последующей доставки потребителям.
Широко распространено хранение массовых грузов (уголь, строительные материалы, товары розничной торговли и т.п.) и доставка их потребителям по мере необходимости, что позволяет избежать организации многочисленных складов у обслуживаемых организаций.
Предоставление экспедиционных услуг дает возможность полностью освободить грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с охраной и сопровождением груза в пути, проведением платежно-расчетных операций и оформлением товарно-транспортной документации (заполнение документов на перевозку, их доставка клиентуре, расчеты со всеми участниками перевозочного процесса и т.п.).
Посредническое обслуживание включает в себя организационно-посредническое, консультационно-аналитическое и информационное обслуживание и направлено в первую очередь на качественную доставку груза его получателю.
Организационно-посреднические операции связаны с организацией доставки груза, отдельных услуг ТЭО и координацией работы подразделений транспортных узлов, грузоотправителей, грузополучателей и транспортных организаций, взаимодействующих в процессе доставки грузов. Кроме того, они включают в себя лизинг и аренду транспортных средств (ТС), транспортного оборудования, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), складов и т.д.
В рамках консультационно-аналитического обслуживания в основном предоставляются услуги по выбору типа ПС на отдельных этапах доставки и расчету оптимального маршрута перевозки с учетом возможности использования разных видов транспорта и технологий перевозки груза. Для осуществления основного этапа перевозки большое значение имеет выбор наиболее эффективного вида магистрального транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного или трубопроводного). Результатом предоставления консультационно-аналитических услуг является возможность определения экономически наиболее выгодного способа доставки груза и возможность прогноза ситуации на рынке транспортных, экспедиционных, посреднических и комплексных услуг.
Процесс доставки груза тесно связан с предоставлением информационных услуг. С точки зрения организации ТЭО информационное обслуживание лежит в основе взаимодействия отдельных операторов и управления в целом процессом доставки, обеспечивая прохождение информационных потоков. С точки зрения заказчика ТЭО информационное обслуживание удовлетворяет производственную необходимость грузовладельца точно знать местоположение груза и время его прибытия в пункт назначения.
В общем случае ТЭО заключается в следующем: груз принимается от грузовладельца, подготавливается к транспортированию и загружается в ТС, перегружается с одного вида транспорта на другой, если это требуется, хранится в надлежащем месте, выгружается из ТС и сдается получателю.
Одновременно выполняются действия, связанные с переходом права собственности и риска гибели или повреждения доставляемого товара, оплата стоимости товара; обеспечиваются требования разного рода государственного и санитарно-экологического контроля и т.д.; осуществляется страхование груза и, при необходимости, выполняются таможенные формальности; грузовые отправки обеспечиваются документами фитосанитарного (карантинного), медико-санитарного, ветеринарного контроля и др.
Такое многообразие транспортно-экспедиционных операций предопределяет значительное количество коммерческих, деловых, информационных контактов организаций, юридических и физических лиц и обширную гамму правовых отношений между ними.
Система услуг транспортно-экспедиционного обслуживания
По признаку взаимосвязи с основной деятельностью транспортной организации ТЭУ делят на перевозочные и неперевозочные, по виду потребителя — на внешние и внутренние. К внешним относятся ТЭУ, предоставляющиеся нетранспортным организациям, к внутренним — предоставляющиеся транспортным организациям.
По характеру деятельности ТЭУ делят на технологические, информационно-справочные, коммерческие, сервисные и организационные.
В свою очередь, технологические услуги включают в себя следующие виды услуг:
— операции и услуги по переработке и хранению грузов:
— выполнение ПРР;
— упаковывание (распаковывание) грузов;
— маркировка грузов;
— пломбирование грузов;
— организация работ по загрузке и (или) выгрузке грузов в контейнеры;
— пакетирование грузов;
— взвешивание груза и (или) ТС;
— пересчет грузомест (ГМ);
— подгруппировка грузов;
— сортировка грузов;
— закрепление, укрытие и увязка грузов (предоставление необходимых для этих целей материалов и приспособлений);
— хранение грузов, в том числе промежуточное;
— предоставление складских помещений или открытых площадок для хранения грузов;
— услуги, связанные с транспортированием грузов:
— сбор грузов у грузоотправителей и их доставка на терминал (склад экспедитора);
— развоз грузов с терминалов (складов экспедитора) грузополучателям;
— сопровождение груза в пути;
— проверка соответствия ТС и документов требованиям и нормам международных правил и соглашений;
— операции и услуги по приему и сдаче груза:
— прием груза со склада или терминала грузоотправителя (перевозчика) с проверкой, массы и количества мест, а также состояния груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции;
— сдача груза грузополучателю;
— услуги по оформлению документации на перевозку груза:
— оформление транспортных и других сопроводительных документов на груз в соответствии с международными нормами и правилами;
— оформление документов, необходимых для проведения фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля с целью подтверждения экологической безопасности транспортируемого груза;
— оформление документов, необходимых для перевозки опасных грузов (ОГ);
— оформление договоров на перевозку с транспортной организацией;
— выполнение таможенных формальностей при международных перевозках;
— оформление и предоставление таможенным органам гарантий доставки груза или транзита товаров;
— подготовка документов и получение лицензий и других разрешений для ввоза или вывоза товаров.
Информационно-справочные услуги могут включать в себя следующее:
— оказание консалтинговых услуг по различным вопросам доставки груза;
— предоставление информации о продвижении груза; может заключаться в уведомлении о прибытии груза к исполнителю того или иного этапа доставки (на терминал, в порт и т.п.), уведомлении об отправке груза в адрес грузополучателя, сообщении о текущем местонахождении груза и ожидаемом времени прибытия, средней скорости доставки груза и т.п.;
— предоставление информации о состоянии рынка ТЭО, услугах, тарифах и режимах работы других экспедиторов;
— предоставление консультаций по юридическим, административным и другим вопросам, связанным с ТЭО;
— предоставление информации о наличии груза у грузовладельцев;
— выполнение рекламы услуг.
Коммерческие услуги включают в себя выполнение следующих основных работ:
— выполнение расчетов с перевозчиками от имени грузоотправителя или грузополучателя;
— ведение учета и отчетности для клиента;
— страхование груза;
— продажа клиенту тары или упаковки;
— выполнение функций коммерческого посредника между изготовителями и потребителями, например, выкуп продукции оптом с последующей реализацией ее потребителям;
— продажа груза, который невозможно было доставить;
— продажа предупредительных знаков и других вспомогательных средств, необходимых для организации перевозок;
— установка доставленного получателю оборудования;
— предоставление в аренду техники (ТС, транспортного оборудования, ПРМ и т.д.).
К сервисным услугам относятся следующие виды услуг:
— бронирование и предоставление номеров в гостиницах;
— оказание визовой поддержки при международных перевозках;
— организация питания и отдыха водителей и экспедиторов;
— организация охраняемой стоянки ПС;
— оказание медицинской помощи;
— заправка в пути следования ТС топливом и расходными материалами;
— организация при необходимости в пути работ по техническому обслуживанию и ремонту ПС.
Организационные услуги, направленные на минимизацию транспортной составляющей в цене товара за счет оптимального выбора маршрута транспортирования и вида (видов) используемого транспорта, могут включать в себя выполнение следующих работ:
— выбор и расчетное обоснование наиболее рационального способа доставки груза в соответствии с условиями, заданными клиентом;
— расчет рациональной загрузки ТС, размещения и крепления груза в ПС.
Таким образом, приведенный выше перечень услуг, предоставляемых экспедитором при осуществлении ТЭО, охватывает достаточно широкий круг задач, решаемых при доставке груза. В каждой конкретной ситуации набор услуг, оказываемых экспедитором, будет зависеть от роли субъектов ТЭО в данном транспортном процессе, и перечень работ и услуг, выполняемых экспедитором, оговаривается в договоре экспедиции.
Основные требования к выполнению транспортно-экспедиционных услуг
Международные объединения и ассоциации формируют основные правила и уровень качества ТЭУ.
В соответствии с требованиями ФИАТА экспедитором может быть любое юридическое или физическое лицо, которое в соответствии со своим уставом или за вознаграждение обеспечивает перевозку грузов, не являясь при этом непосредственно перевозчиком, т.е. транспортной организацией. Экспедитор может также выполнять действия, связанные с выполнением договора экспедиции: складирование, таможенная очистка, осмотр груза, осуществление всех платежей и т.д. Такому понятию экспедитора соответствует и определение оператора смешанной перевозки.
Предоставление экспедиторам широких прав предполагает возложение на них соответствующих обязанностей и ответственности. В частности, для того чтобы получить разрешение на осуществление экспедиционной деятельности, юридическое или физическое лицо должно отвечать следующим требованиям:
— обладать соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной квалификационным удостоверением;
— иметь высокую моральную репутацию; это означает, что данное лицо никогда по решению суда не признавалось виновным в мошенничестве, обмане и подобных преступлениях;
— не подвергалось дисквалификации или не лишалось права выполнять экспедиторские операции; не признавалось виновным в нарушении правил экспедиторской деятельности;
— не нарушало трудовых и налоговых правил и требований социального обеспечения;
— быть экономически и финансово способным выполнить поручение на экспедирование товара.
Экспедитор сотрудничает со всеми сторонами, участвующими в процессе перевозки грузов с целью обеспечения промышленности, торговли и потребителей поставками необходимой им продукции. В конечном счете, экспедитор организует перемещение товара самым надежным, самым быстрым и самым экономичным способом.
Для эффективной международной деятельности экспедитор должен обладать опытной и надежной корреспондентской сетью или иметь свои отделения в наиболее важных коммерческих центрах мира. Благодаря этому он может получать заказы на перевозки, обеспечивать обратную загрузку транспорта и контролировать движение грузов.
В национальной практике каждая страна конкретизирует международные требования. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациям и выдает лицензии на следующие виды деятельности:
— перевозки морским транспортом пассажиров;
— перевозки морским транспортом грузов;
— сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
— деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
— погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;
— перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
— перевозки внутренним водным транспортом грузов;
— погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
— перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
— перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
— перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд; юридического лица или индивидуального предпринимателя);
— перевозки грузов и грузобагажа железнодорожным транспорттом;
— перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;
— погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;
— транспортирование грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;
— деятельность по обслуживанию воздушного движения;
— деятельность по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов почты на аэродромах и в аэропортах;
— авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ.
Контрольные вопросы:
1. Как взаимосвязаны транспортный процесс и транспортно-экспедиционное обслуживание?
2. Какие основные транспортно-экспедиционные операции и услуги
сопутствуют транспортному процессу доставки груза?
3. Как развивалась транспортно-экспедиционная деятельность?
4. Какие объединения и ассоциации регулируют деятельность экспедиторов и агентов?
5. Какими качествами должен обладать экспедитор?
6. Какие основные виды деятельности на транспорте подлежат лицензированию?