Бакалавр менеджер

Бакалавр менеджер

Содержание

В России ценится «честное купеческое слово”

Григорий Сизоненко, генеральный директор «ИВК”

Есть буква договора, и есть дух договора. Буква договора — формально прописанные права и обязанности сторон. Дух договора — это его суть, цель, которая объединяет партнеров, заключающих соглашение. Русский менеджмент в первую очередь стремится соблюдать дух договора. В среде российских бизнесменов — сужу по IT-отрасли, в которой работаю уже больше 30 лет — до сих пор ценится «честное купеческое слово”. Очень важна не только деловая, но и личностная репутация.

А западный менеджмент, в первую очередь — американский, на первое место ставит букву договора. И если в его формулировках допущена неточность, бизнесмен не преминет воспользоваться ею в корыстных целях, независимо от человеческих взаимоотношений с партнером. «Ничего личного, просто бизнес”. По опыту контактов с западными менеджерами у меня сложилось впечатление, что у них менеджмент неразрывно сопряжен с постоянными попытками получить выгоду за счет просчетов партнера или клиента. На западе выстроена мощнейшая адвокатская система, нацеленная на поиск «дырок” в законах и договорах. Отсудить у партнера деньги считается успехом, достижением.

Не берусь сравнивать, плюсы и минусы есть в каждом из этих подходов. Разница обусловлена несхожестью менталитетов России и Запада.

В России один из самых высоких индексов дистанции власти

Александр Сергеев, профессор, руководитель программы Executive MBA школы бизнеса МИРБИС

Так же можно спросить — а существует ли чисто российский хоккей или футбол? С одной стороны — нет, все играют по одним и тем же правилам, с другой — конечно, существует и имеет свои особенности.

Особенности российского менеджмента имеют разное происхождение и отражают сложную российскую историю. Некоторые пришли к нам из глубины веков, некоторые берут свое начало из советского прошлого, некоторые появились в годы российского капитализма.

Рассмотрим те особенности, которые стали явными слабыми сторонами, и которые не дают бизнесу активно развиваться. Прежде всего, это относится к системе отношений «начальник – подчиненный”.

Простой факт. Как показало социологическое исследование, 84% работников российских организаций утверждают, что их руководители обедают в отдельном помещении от сотрудников (интересно, что лишь 2% респондентов из крупных иностранных компаний утверждают так же). Кажется бытовая мелочь. Но не совсем.

Объяснить данный феномен можно, оттолкнувшись от кросс-культурных исследований голландского социолога Герта Хофстеда, который ввел в научный оборот понятие «дистанция власти”. Большая дистанция власти предполагает безоговорочное почитание руководителя и страх перед ним. Ключевой вопрос, заданный жителям разных стран, звучал так: «Как часто сотрудники боятся выразить несогласие с начальником?”. Согласно исследованиям Хофстеда, в России один из самых высоких индексов дистанции власти — 93 балла. Для сравнения: в Швеции — 31 балл, в США — 40, в Польше — 68, в Японии — 53, выше только в Малайзии, Филиппинах и Панаме.

Почему это крайне опасно для эффективной работы компании? При такой системе отношений снижается вовлеченность сотрудников, их мотивация, в таких компаниях низка инициатива и инновационность. Самое опасное это то, что затяжное использование авторитарного стиля руководства приводит к возникновению такого феномена как выученная беспомощность.

Причина формирования выученной беспомощности — отсутствие возможности контролировать события собственной жизни. Авторитарный стиль руководства способствует формированию выученной беспомощности у сотрудников. Они привыкают к тому, что все решения принимаются за них. Становятся пассивными, безынициативными, теряют мотивацию и заинтересованность в работе.

С этой особенностью российского менеджмента нужно бороться и работать. В инновационной экономике это тормоз развития.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится

Алексей Федоров, заместитель председателя правления VestaBank

Одна из особенностей российского менеджмента — слабая способность планировать и прогнозировать. Мы живем по принципу дедлайнов. У нас все еще актуальна пословица «пока гром не грянет, мужик не перекрестится”. Она до сих пор отражает наши подходы к управлению. Но у нас есть и положительная черта — мы умеем быстро сконцентрироваться и сделать за короткий срок то, что другие делают долгое время. Благодаря этому, зачастую, удается все успеть.

На мой взгляд, основная проблема российского бизнеса состоит в том, что у нас слишком много менеджеров, и очень мало предпринимателей. Управленцы не мыслят теми же критериями, что и бизнесмены. И от этого все беды. Менеджер выполняет определенную функцию. Зачастую ему даже не важен результат. Он может прилагать для решения задачи ровно столько усилий, чтобы создать видимость какой-то деятельности. Безусловно, это — не исключительно российская проблема. Подобные вещи есть и в других странах, но у нас это выражено особенно ярко, особенно в крупном бизнесе. В таких компаниях деятельность каждого менеджера настолько размыта, что конкретных результатов их труда попросту не видно. Заметно лишь общее движение компании вперед или назад. В такой ситуации сотрудник не чувствует, что он за что-то отвечает и способен что-то изменить.

В отличие от менеджеров, предприниматели действительно управляют процессом. Для них нет неважных вопросов в том, что касается бизнеса. И это — кардинальное отличие предпринимателя от менеджера, которое мешает нашей экономике эффективно развиваться. Если бы все менеджеры имели деловую жилку, их эффективность бы существенно выросла.

Российские компании редко работают по ISO 9001

Елена Резник, директор программ MBA-Финансы, Executive MBA, к.э.н., доцент Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС

У российской системы менеджмента, безусловно, свои особенности и специфика. И главное отличие от европейского менеджмента — сама система управления менеджмента. Все европейские компании работают только по системе международных стандартов качества менеджмента ISO 9001 и неважно, получают они сертификат по этой системе или нет.

Российские предприятия в редких случаях работают по международному стандарту ISO 9001, и часто применяют ручное управление. В результате российское управление носит случайный характер и в большинстве случаев не может повлиять на конечный результат. Российская экономика остро нуждается в специалистах, обладающих знанием международных стандартов качества менеджмента.

Российский менеджмент разворачивается на Восток

Сергей Ражев, управляющий партнер Cornerstone

Российский менеджмент как явление и как понятие существует, и будет существовать, но при этом постоянно изменяется в зависимости от того, как развивается российская экономика.

Одна ситуация была, когда в Россию активно шли иностранные инвестиции, в первую очередь, западные. Топ-менеджер представлял из себя self-made с хорошим западным дипломом, который, например, за счет репутации, полученного на Западе кредита, мог реализовывать бизнес-идеи и свое видение развития компании.

В текущей ситуации российский топ-менеджмент в крупных компаниях так называемой «старой экономики” должен ориентироваться на интересы государства и желательно иметь доступ к госбюджету, поскольку именно государство оказывает наиболее сильное влияние на экономику. Поскольку западные рынки для российских компаний и товаров сократились, с помощью государства они пытаются выйти на азиатские рынки. Мы видим прекрасные компании, такие как, например, НЛМК, которые успешно продают продукцию внутри России и на рынках стран Востока. Это — заслуга менеджеров компании, которые смогли получить эти госконтракты.

В перспективе интересно понаблюдать, как может изменить российский менеджмент «поворот на восток”. Если, например, у азиатских компаний будет контрольный пакет, то это очень серьезно повлияет на систему работы и на ментальность российских управленцев. Если это будут миноритарные вложения, то это повлияет не сильно.

Если мы говорим о чисто профессиональных критериях, то они остались такими же. Позиции уровня «высший менеджмент” и «генеральный директор” в большей степени связаны с управлением и финансами. Это могут быть бывшие банкиры и финансовые директора, которые понимают, как добиться повышения эффективности и рентабельности.

Если говорить о требованиях к уровню образования, то раньше в крупных компаниях были востребованы специалисты, получившие первое образование в России, уехавшие на Запад и вернувшиеся. Теперь немного другая тенденция: мало кто смотрит на наличие западного диплома. Это либо тот человек, который пророс из компании, либо получил качественное образование в России, возможно и на Западе, но главное — имел опыт успешного управления компанией во времена стагнации или уменьшения традиционных рынков сбыта.

В российской модели перемены воспринимаются как угроза

Сергей Лебедев, приглашенный преподаватель РАНХиГС

Каковы социокультурные отличия российской управленческой модели? Во-первых, это коллективизм, который связан со стремлением выжить в неблагоприятных климатических и социально-экономических условиях. Из коллективизма вытекает подчинение индивидуальных интересов коллективным, в результате чего нарушается прямая связка «результаты труда — оплата труда”. Иными словами, считается нормальным заставить бесплатно трудиться на благо общества. Менеджмент с удовольствием этим пользуется.

Во-вторых, это правовой нигилизм, характерный для российской культуры в целом. В управлении правовой нигилизм выражается пренебрежением нормами трудового права — когда, например, сотрудников заставляют оформлять ИП или вообще работать неофициально.

В-третьих, важной чертой российского менеджмента является мобилизационность и авральность. В том смысле, что менеджер массово и не всегда оптимально концентрирует ресурсы на решении проблемы. Думаю, что хороший пример — индустриализация.

В-четвертых, это высокая дистанция власти. Иными словами, начальники всячески демонстрируют свое превосходство, а не ездят в офис на велосипеде, как мэр Лондона. И важно понимать, что у российских сотрудников CEO, который приехал в офис на велосипеде, просто не вызовет уважения. В целом Россия входит в пятерку стран с очень высокой дистанцией власти — нас опережают только Малайзия, Гватемала, Панама и Филиппины.

В-пятых, в рамках российской модели менеджмента перемены воспринимаются как угроза. Российская управленческая культура заточена на избегание неопределенности. В таких культурах обычно большим влиянием пользуются религия и строгие социальные нормы.

Вовлеченность людей в процесс – только техническая

Юдит Валерия Бакша, основатель Ecoliving

Я — венгерка, в России живу 14 лет. Мой опыт работы в банковской сфере в международных корпорациях на уровне высшего руководства «накапливался” в четырех странах: Венгрии, Германии, Великобритании, России. Сейчас я — стартапер, у меня свое дело. В России я успела поработать и под «западным” менеджментом, и под «российским”. Для меня, увы, существует понятие «российский менеджмент”, и его самое основное отличие от западного состоит в отношении к людям.

При российском вертикальном менеджменте люди — это исполнители приказа руководства, их вовлеченность в процесс создания продукта — техническая. Подчиненные фокусируются на одной маленькой задаче, большую картину видит только руководитель. Часто контролируются такие вещи как опоздание на работу, вместо того, чтобы контролировать результат работы. Нередко встречаются крики на сотрудников. Ответственность лежит на руководителе.

При западном горизонтальном менеджменте работники получают больше свободы, сами решают, как организовать свою работу, выполнить задачу, приветствуются интересные идеи, больше взаимодействия с коллегами. Получил задачу — делай как хочешь, важен прежде всего результат! Это твоя ответственность!

Эти отличия объясняются различиями в культурах стран, разными типами госуправления. Там, где люди привыкли к демократии и научились брать на себя ответственность, договариваться с другими, там и работает западный менеджмент. Это активный менеджмент. В России, где госуправление до сих пор патерналистическое, где приказы спускаются сверху, люди не привыкли брать на себя ответственность. Это пассивный менеджмент.

Мой опыт показал, что практиковать западный менеджмент со всеми подчиненными не получается: есть люди, которые не привыкли, не научились организовывать свои процессы, чтобы достигать желаемого результата. Эти люди обычно ждут указания от руководителя с объяснениями, что и как делать. Они не приучены показывать активную позицию. Их можно научить быть более активными, но этот путь долгий… А с активными людьми легче — ведь чем больше голова думает о достижении результата, тем лучше!

Действие начинается сразу: «по ходу разберемся”

Алексей Баранов, CEO Constructor.Team

Как ведут себя 90% увиденных мною российских управленцев? При получении задачи этап планирования пропускается — действие начинается сразу, «а по ходу разберемся”. В процессе работы задачи и роли распределяются неосознанно, но интуитивно верно. Коммуникация чаще всего невербальная — топ-менеджмент понимает друг друга практически без слов.

При необходимости передать проект почти никто не вводит в курс дела — люди просто бросают свой блок и переходят на следующий. Также отсутствует культура получения проекта — никто не проверят состояние и правильность выполнения задачи предыдущей командой, не проводит аудит. Моментально встраиваются и продолжают работу. Зачастую это ведет к серьезным потерям времени на заключительном этапе проекта — выясняется, что в самом фундаменте была ошибка, на которую не обратили внимания. И приходится начинать заново.

Российский менеджмент среднего звена в большинстве своем понятия не имеет о собственных талантах и талантах своих коллег. О сильных сторонах все знают весьма условно и эти знания субъективны. Поэтому команда работает в рамках должностных инструкций и реализует свой потенциал в лучшем случае на 40%.

Положительная черта: невероятная смекалка

Геннадий Гребеник, product & marketing director, RBtechnologies

Российский менеджмент существует и у него есть три основные особенности. Две из них отрицательные, и присущи не только российскому управлению, и одна положительная, которая характерна именно для россиян.

Первая. Отрицательная. Большинство российских менеджеров живут в тактической модели управления. Основной акцент управления — на текущих срочных и важных задачах. У большинства российских компаний нет обоснованной, базирующейся на глубоком анализе рынка и своих сильных особенностях в ключевых потребительских мотивах стратегии развития бизнеса. Что повышает уязвимость в конкурентной борьбе с иностранными компаниями.

Вторая отрицательная особенность — многие компании живут в бухгалтерском, а не в управленческом учете. Более того, наличие у российских компаний внутреннего управленческого учета не гарантирует правильную модель финансового управления, учитывая, что в большинстве компаний в ее основу заложены бухгалтерские принципы управления себестоимостью. Компании с подобной моделью управления проигрывают ценовую борьбу из-за отсутствия достоверной информации при принятии управленческих решений.

Третья — положительная. Невероятная смекалка русского народа. Это иногда компенсирует отсутствие стратегического планирования. Возможность нахождения нестандартных решений в ситуациях, которые для другого стиля управления и другого менеджмента были бы фатальными.

Сейчас основным направлением развития для российского менеджмента является его переход на стратегическую модель управления, которая в сочетании с невероятной смекалкой может дать очень конкурентную управленческую смесь.

Российские компании с опозданием начали осваивать риск-менеджмент

Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group

Специфика российского менеджмента связана с тем, как возник и развивался бизнес в постсоветской России. Первые кооперативы, и в целом частный бизнес того времени, были маленькими, простыми и даже примитивными с точки зрения управления. А люди, ставшие бизнесменами, до этого были кем угодно, только не профессиональными менеджерами. Они учились на программистов, математиков, физиков, юристов. Практический опыт управления имели выходцы из партийной и комсомольской номенклатуры, но им цивилизованный подход к управлению не был нужен.

Предпринимателям того времени надо было прежде всего выжить и сохранить бизнес. Возможность преуспеть не была связана с качеством и эффективностью управления даже после того, как некоторые коммерческие предприятия первой волны выросли в огромные причудливые многопрофильные конгломераты.

И только когда сформировались первые отрасли с ощутимым влиянием государства и регулированием (банковское дело, страхование, ТЭК, телеком, сырьевые отрасли), а лидеры этих сегментов стали превращаться в крупные компании с IPO, возникла объективная потребность в настоящем менеджменте. При этом российские компании оказались на перекрестке влияния американской, японской и европейской школ менеджмента, которые сильно различаются.

Российские организации приняли многое из этих систем, но некоторые практики не освоены до сих пор. Наши менеджеры не считали и не считают нужным заблаговременно проводить какие-то мероприятия для минимизации рисков, которые могут повлечь тяжелые последствия для бизнеса. Более того, даже когда критичный для всего бизнеса инцидент происходит, организация его зачастую не сразу замечает, так как не внедрила индикаторы раннего обнаружения. И только через какое-то время, когда последствия инцидента становятся настолько большими, что их уже просто невозможно не заметить, начинается долгое и мучительное их устранение. При этом, естественно, развитие бизнеса приостанавливается, ведь уровень менеджмента и нехватка ресурсов не позволяют одновременно и устранять катастрофу и развивать бизнес.

Со временем российский бизнес осознал эту проблему и стал искать способы ее решения, ориентируясь на Америку. И даже начал перенимать опыт, учить своих менеджеров в лучших бизнес-школах США. Какие-то технологии удалось перенять, но в корне они ситуацию не переломили. Зато пришло понимание: чтобы победить проблему повторяющихся «внезапных” катастроф, организации необходим новый виток информатизации, нужен учет, мониторинг и бизнес-анализ на постоянной основе, нужен менеджмент на основе данных, а не интуиции.

Источник: материалы сайта e-xecutive.ru

Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Иностранный язык — профильный предмет, по выбору вуза
  • Обществознание — по выбору вуза

Профессии: кем можно работать

арт-директор, аудитор, девелопер, директор по маркетингу, коммерческий агент, маркетолог, менеджер по закупкам, менеджер по кредитованию, менеджер по продажам, менеджер по развитию бизнеса, менеджер по рекламе, менеджер по управлению персоналом, мерчендайзер и пр.

Описание специальности

Бакалавр менеджмента знаком с основными этапами эволюции управленческой мысли, с теориями мотивации, лидерства и власти, с принципами формирования команды. Он проявляет себя в организационно-управленческой, информационно-аналитической или предпринимательской активности. Конкретные виды его профессиональной деятельности по диплому определяются вузом, задающим тот или иной профиль обучения, а также потенциальными работодателями, с которыми этот вуз сотрудничает.

В функции менеджера со степенью бакалавра может входить участие в разработке и реализации корпоративной, конкурентной, маркетинговой, финансовой или кадровой стратегии компании. Он придумывает мероприятия, реализующие ту или иную стратегию, планирует и контролирует деятельность подразделений организации и отдельных исполнителей в ходе осуществления конкретных проектов и процессов, будучи способным проектировать организационную структуру, распределить и делегировать полномочия, самостоятельно разработать процедуры и методы контроля.

Параллельно менеджер ведет информационно-аналитическую работу, изучая внешнюю и внутреннюю среду компании ради принятия оптимальных управленческих решений, выстраивает внутреннюю информационную систему организации для удобства контроля над ее деятельностью. Он составляет и обновляет базы данных по различным показателям, оценивает эффективность проектов, готовит отчеты.

Дипломированных менеджеров берут на работу в различные организации и в органы государственного и муниципального управления. А если компания, в которой трудится менеджер-бакалавр, его собственная, то он достаточно компетентен для того, чтобы разработать ее бизнес-план и организовать предпринимательскую деятельность с нуля.

Обучение: изучаемые предметы

  • бизнес-планирование
  • инвестиционный анализ
  • корпоративная социальная ответственность
  • корпоративные финансы
  • лидерство
  • маркетинг
  • методы принятия управленческих решений
  • статистика
  • стратегический менеджмент
  • теория менеджмента
  • управление человеческими ресурсами
  • финансовый менеджмент

Ведущие вузы Москвы

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • НИУ «Высшая школа экономики»
  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
  • Институт международной торговли и права
  • Государственный университет управления

Сроки обучения

По очной форме – 4 года

По очно-заочной или заочной формам – от 4 лет 6 месяцев до 5 лет (точный объем программы определяет образовательная организация).

Навыки и умения, получаемые в ходе обучения

  • поиск и оценка новых рыночных возможностей
  • формулировка бизнес-идеи
  • владение инструментарием стратегического менеджмента
  • владение основными методами финансового менеджмента
  • навыки составления и анализа финансовой отчетности
  • умение принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения
  • оценка влияния инвестиционных решений на рост стоимости компании
  • анализ рисков
  • анализ потребительского поведения, спроса, конкурентной среды
  • участие в разработке и реализации маркетинговой стратегии организаций
  • умение моделировать бизнес-процессы
  • владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении производственной деятельностью организаций
  • планирование производственной деятельности организаций
  • умение проводить аудит человеческих ресурсов и диагностику организационной культуры
  • участие в разработке и реализации стратегии управления человеческими ресурсами компаний
  • учет аспектов корпоративной социальной ответственности
  • анализ и проектирование межличностных, групповых и организационных коммуникаций
  • владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций
  • выполнение своих функций в межкультурной среде
  • владение современными технологиями управления персоналом
  • умение преодолевать сопротивление организационным изменениям
  • участие во внедрении инноваций
  • понимание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности
  • владение методами управления проектами
  • оценка условий и последствий управленческих решений
  • взаимодействие со службами информационных технологий и умение эффективно использовать корпоративные информационные системы

Читайте далее:

Специальность «Управление персоналом» (бакалавриат)

Светлана Горюшкина

HR-директор digital-компании Ingate.

Устроиться официантом в общепит можно сразу после школы. Беда в том, что в бургерной нет перспектив — через пару лет выпускник уйдёт искать другую работу. Однако есть сферы, где можно расти и развиваться без высшего образования. Речь о digital-маркетинге и IT-технологиях. Этому не учат в вузах, потому крупные компании выращивают специалистов с нуля.

Почему не страшно начинать карьеру без образования? Как HR-менеджеры смотрят на отсутствие диплома? Какие профессии в digital доступны сразу после школы? Расскажем в статье.

Когда компании выбирают навыки, а не диплом

Регулярно. Пятнадцать мировых корпораций (Google, Apple, IBM и другие) уже объявили, что готовы принимать на работу людей со школьным аттестатом. Западные компании смотрят на практический опыт соискателя, а также на талант и трудовую дисциплину. Про диплом тоже спрашивают, однако его отсутствие больше не мешает трудоустройству.

Полезно знать 👩‍💼

  • Как нанять лучших сотрудников: секреты Google, Amazon, Apple и Facebook

Российские digital-компании не отстают: набирают бывших школьников на младшие должности, проводят стажировки и дни открытых дверей. В этом у них есть свой интерес: вырастив специалиста с нуля, компания получает сотрудника, который разделяет корпоративные ценности.

Дополнительное подтверждение: недавно сервис по поиску работы SuperJob отказался Superjob решил отказаться от графы «образование» при размещении вакансий от графы «Образование» в вакансиях. Представители компании заявили, что работодателям важнее реальные достижения соискателей.

Как найти первое рабочее место

Найти работу мечты с первой попытки почти невозможно. Лучше сразу настроиться на долгий поиск — так проще мириться с отказами. Составьте шорт-лист интересных вакансий из различных источников и отправьте резюме.

Что поможет в поисках?

Сайты по поиску работы

Стоит начать с них. HeadHunter добавил поиск вакансий для кандидатов от 14 лет, а на SuperJob удобно искать вакансии без высшего образования.

HeadHunter показывает вакансии для несовершеннолетнихSuperJob находит вакансии для людей без «вышки»

Сайты компаний

Зайдите на сайт интересующей вас компании. HR-службы часто публикуют там актуальные вакансии. Если в требованиях к должности не указано высшее образование, то, возможно, работодатель рассматривает кандидатуры без диплома. Некоторые компании специально указывают вакансии для старта карьеры.

Пример вакансий для начинающих специалистов на сайте digital-компании

Бывает, что на сайте нет вакансий. Это не повод расстраиваться. Даже если компания никого не ищет, соискатель вправе отправить резюме в кадровую службу. Худшее, что может случиться, — письмо проигнорируют. Однако всегда есть шанс попасть на карандаш HR-менеджеру, который запомнит перспективного кандидата и позвонит позднее.

Друзья и родственники

Согласно свежему исследованию «Ромир», 65% россиян ищут Места для своих. Сколько россиян устраиваются на работу по знакомству? работу через знакомых.

Чтобы использовать этот ресурс эффективно, опросите знакомых, разместите информацию в соцсетях. Многие стартапы также ищут сотрудников в соцмедиа — репосты друзей помогут вам встретиться.

Когда найдёте интересную вакансию, отправьте резюме и сопроводительное письмо. В интернете много информации о том, как правильно их составить.

Представьте себя правильно 📃

  • Каким должно быть ваше резюме, чтобы его прочитали
  • 5 ошибок, которые делают ваше резюме устаревшим

Пишите по делу и не углубляйтесь в рассуждения: это никому неинтересно. Укажите все подработки и стажировки, а также курсы, семинары, которые прошли самостоятельно. Если другой информации нет, расскажите об интересном хобби: образ разностороннего человека (например, боксёра-филателиста) может зацепить работодателя. И будьте честны: ложь легко раскрывается на собеседовании.

О чём спросят на собеседовании

Хорошая новость — вас зовут на интервью. Плохая — скорее всего, у вас много конкурентов. Если опыта нет, служба найма будет сравнивать базовые навыки и soft skills соискателей — умение выполнять задачи и выстраивать взаимоотношения в коллективе. Есть и другие темы, которые обязательно затронет HR-менеджер.

Возраст

Взять на работу 17-летнего сотрудника — не то же самое, что трудоустроить взрослого. Трудовой кодекс РФ предъявляет особые требования к труду несовершеннолетних: сокращённая рабочая неделя, безопасные условия труда, низкие физические нагрузки. Не все работодатели к такому готовы.

Мотивация

Будьте готовы рассказать о причинах, побудивших начать карьеру. Здесь важна логика: молодой человек должен представлять, куда и зачем он устраивается, чему он хочет научиться.

Навыки работы

Никто не ждёт от бывшего школьника впечатляющего портфолио, но минимум знаний продемонстрировать придётся. Новичка-программиста попросят показать код, SMM-специалиста — аккаунты в социальных сетях.

Профессиональные амбиции

Вспомните любимый вопрос службы найма: «Кем вы видите себя через 5 лет?» Кроме выяснения жизненных приоритетов, по ответу судят о характере молодого специалиста. Не уйдёт ли он из компании через месяц, потому что надоело работать, не опустит ли рук при первой неудаче.

Личные качества

Они важны не меньше профессиональных. Новичок должен показать психологическую устойчивость и целеустремлённость, «взрослость» решений. Если выпускник хочет работать, «потому что это круто» или «мама сказала», это некруто, так маме и передайте.

Что делать, если не взяли на работу с первого раза

Бывает, что несколько собеседований подряд завершаются неудачей. В этом случае не зазорно спросить у HR-менеджера, почему компания отказала. Если причина кроется не в вашем возрасте, вот что можно сделать.

Пройти стажировку

Если на интересную вакансию без опыта не берут, проситесь на стажировку. Часто компании приглашают талантливых школьников поработать стажёрами. Денег не заработаете, но получите представление о профессии. Проявите себя — пригласят в штат.

Самостоятельно прокачиваться

Пока ищете работу, развивайтесь. Составьте список навыков, которых не хватает, подберите инструменты: книги, курсы, семинары. Курсы в сфере digital и IT предлагают «Нетология», Skillbox, Coursera, Stepik и другие. Помимо получения знаний, сможете добавить информацию о пройденном курсе в портфолио.

Подождать и попробовать снова

Рынок труда довольно гибкий. В больших городах ежедневно появляются десятки вакансий. Те люди, которых предпочли вам работодатели, могут не пройти испытательный срок. Даже если вам отказали в первый раз, никто не запретит откликнуться на новую вакансию.

Переквалифицироваться

Оцените ваши навыки: возможно, они не слишком востребованы или рынок кадров переживает спад. Например, несколько лет назад был бум инфографики, и все искали отличных дизайнеров. Отличные дизайнеры нужны и сейчас, но не в таких количествах.

Актуальную информацию о трендах рынка можно узнать на отраслевых порталах и сайтах по трудоустройству. Если вы не попали в тренд, порадуйтесь, что узнали об этом до старта карьеры.

С каких профессий можно начать карьеру

Поговорим конкретно, какие профессии в сфере digital и IT подходят для выпускника. Мы составили небольшой список с указанием ключевых навыков.

SMM-специалист

Отвечает за продвижение в социальных сетях, пишет привлекательные посты, работает с подписчиками.

Ключевые навыки: грамотность, креативное мышление, понимание социальных сетей.

Трафик-менеджер

Создаёт рекламные объявления в социальных сетях, пишет вовлекающий контент.

Ключевые навыки: грамотность, умение пользоваться социальными сетями.

Специалист по контекстной рекламе

Настраивает и ведёт рекламные кампании в «Яндекс.Директе» и Google Adwords.

Ключевые навыки: аналитический склад ума, знание Microsoft Excel, грамотность.

Специалист по поисковому продвижению

Продвигает сайты на ведущие позиции в поисковиках, собирает семантическое ядро, составляет рекомендации по оптимизации сайтов.

Ключевые навыки: базовые знания SEO и принципов работы поисковых систем.

Копирайтер

Пишет тексты на заданную тему для сайтов, рассылок, социальных сетей.

Ключевые навыки: грамотность, любовь к тексту, владение текстовыми редакторами.

Программист

Разрабатывает программное обеспечение.

Ключевые навыки: технический склад ума, понимание принципов программирования, знание хотя бы одного языка программирования.

Тестировщик

Выявляет ошибки в программах. Тестирует программное обеспечение на дефекты, которые влияют на производительность программ и приложений.

Ключевые навыки: технический склад ума, внимательность, базовые навыки программирования и тестирования ПО.

Как быть, если страшно начинать карьеру без образования

Отказаться от привычного жизненного пути — школа, университет, работа — готовы немногие. Но с развитием интернет-технологий появились профессии, которым не учат в университете. Ценность диплома падает, а целевых навыков — растёт. Начиная работать после школы, выпускник получает фору для профессионального роста. Через пять лет он будет стоить на рынке труда в разы дороже ровесников-студентов.

Конечно, это идеальный сценарий. Однако шансы на успешную карьеру зависят не от диплома, а от обучаемости, личной эффективности человека и достигнутого результата. Развивайтесь, обучайтесь — и вы построите успешную карьеру с любым стартовым образованием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *