Банкротство сельскохозяйственных организаций

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Федеральное законодательство о банкротстве, в частности ФЗ №127 от 26-10-02 г., особо выделяет сельскохозяйственного производителя как объект указанной процедуры. Причины очевидны: производственный сельскохозяйственный процесс тесно связан с природными, сезонными факторами. Кроме того, разнообразие форм и видов деятельности сельхозпроизводителей обязывает учитывать особенности производственного цикла каждого из них. Результатом действий ответственных за проведение процедуры лиц должны стать экономическое оздоровление сельскохозяйственного производителя, сохранение производственных возможностей и минимизация потерь.

Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве

Согласно ФЗ №127 объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства с/х продукции, а также ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности при этом должна быть равна половине всех доходов либо превышать этот показатель. Юридические лица, осуществляющие лов рыбы, должны иметь показатель 70% доходов от этого вида деятельности.

На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:

  • образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
  • срок ее превышает 3 месяца.

С инициативой о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может выступить:

  • сама организация;
  • ее контрагенты, кредиторы;
  • органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат.

Банкротство с/х производителя характеризуется рядом стадий, отражающих возможность оздоровления производства (ФЗ №127, ст. 178):

  1. Наблюдение. На этой стадии проводится анализ финансового состояния организации. Учитываются фактор сезонности, времени сбора урожая или получения иной сельскохозяйственной продукции, наличие производственных мощностей для ее хранения до момента реализации и получения дохода, рыночная ситуация, способствующая либо препятствующая получению достаточного для выхода из кризиса дохода. Намечаются меры по финансовому оздоровлению.
  2. Финансовое оздоровление, экономическая оптимизация хозяйства. Длится до момента окончания этапа производственных работ, по завершении которого может быть получена продукция к реализации, имеющая характер сырья либо уже переработанная до соответствующего рыночным потребностям состояния. Форс-мажорные обстоятельства — неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия, эпидемии с/х животных — учитываются при определении времени этапа оптимизации. Он может быть продлен на срок до года.
  3. Введение внешнего управления. Ему подконтролен процесс реализации продукции до завершения с получением дохода от продажи. Внешний управляющий наделяется полномочиями не более чем на 2 года, если не возникнет форс-мажор. Указанное обстоятельство может стать причиной продления внешнего управления не более чем на один год. Нередко на данном этапе возникают перспективы получения государственной помощи предприятию-банкроту, позволяющему более эффективно преодолеть возникший кризис. Об этом говорит ФЗ №260 от 25-07-11, ст. 8. В ней перечислены риски, страхование которых поможет получить с/х предприятию государственную помощь в случае гибели урожая или поголовья животных. Внешнее управление предполагает устранение прежнего руководства организации от исполнения его функций.

На заметку! Понятие финансового оздоровления сельскохозяйственной организации в ходе признания ее банкротом следует различать с финансовым оздоровлением согласно ФЗ №83 от 09-07-02 г., проводимым по определенным методикам и основывающимся на соглашении между должником и кредитором. К банкротству указанное явление прямого отношения не имеет.

Особенности банкротства в сельском хозяйстве и его правовых процедур

Как уже отмечалось выше, важнейшим фактором, который следует учитывать в процессе банкротства сельскохозяйственного производителя, является сезонность производства. Помимо этого основные фонды (земля, постройки, сооружения, производственные мощности), иное ценное имущество, предназначенное, как правило, для производства исключительно сельскохозяйственной продукции, имеет узкую область применения, что влияет на их продажную стоимость.

В случае если наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление не принесли желаемых результатов и экономическая ситуация банкрота не улучшилась, закон позволяет ввести арбитражное управление, в судебном порядке. Чтобы расплатиться с кредиторами, приходится учитывать в том числе и рыночную ценность имущественных комплексов и отдельных объектов.

Арбитражный управляющий готовит имущество на торги. Управляющий имеет право продать все объекты единым лотом в целях недопущения разрушения единой инфраструктуры производства, наиболее эффективного для его последующего использования, если на первичных торгах заявки на него отсутствовали. Если лот не продан, то имущество делится на части, для повторной продажи – публичным предложением (ФЗ №127, ст. 139-4). Цену на имущество снижают и продают лоты тому, кто первым согласен купить их по объявленной цене.

Важное значение имеет определение рыночной цены лотов, отвечающей интересам банкрота и его кредиторов, исключающей злоупотребления и разного рода «договорные» сделки.

На заметку! Вырученные средства прежде всего направляются на оплату работы управляющего. Затем, в соответствии с законом, погашаются долги в фонды, по налогам, по оплате труда и иным аналогичным выплатам и т.д. Если средств от продажи не хватает для полного погашения долгов кредиторам, выплаты производятся пропорционально суммам заявленных им требований.

Организации, занимающиеся производством и переработкой продукции сельского хозяйства, имеют преимущественное право покупки таких активов. В частности, законом определено преимущественное право покупки сельскохозяйственных имущественных объектов, например, земель, теми сельхозпроизводителями, которые территориально граничат с банкротом. Арбитражный управляющий обязан поставить их в известность о дате и условиях проведения торгов в первоочередном порядке.

У кредиторов и организации-банкрота есть возможность заключить мировое соглашение на любом этапе процедуры банкротства, в письменной форме. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должен утвердить документ (ст. 150 ФЗ №127). Мировое соглашение требует участия в его подписании арбитражного управляющего только после получения им полномочий, в соответствии с законом.

На заметку! Кроме кредитора и должника-банкрота (его представителя), в заключении мирового соглашения может принять участие третье заинтересованное лицо, принимающее на себя права и обязанности по этому соглашению (ст. 150-3 ФЗ №127).

Главное

  1. Банкротство сельскохозяйственной организации невозможно без учета сезонности производства и особенностей производственного цикла.
  2. Если на этапах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления решить проблемы должника не удалось, назначаются торги его имущества.
  3. Преимущественное право покупки лотов имеют сельхозпроизводители, территориально и по типу производства имеющие сходство с организацией-банкротом. Их арбитражный управляющий уведомляет о торгах в первую очередь.
  4. Между должником и кредиторами возможно заключение мирового соглашения на любом этапе процедуры банкротства.

Если судить по результатам прошлого года, то проблемы сельского хозяйства в Беларуси стали еще острее. По данным Белстата, доля убыточных (без господдержки) предприятий АПК выросла до 63,5%. Прибыль сельхозорганизаций упала на 16,1%, а кредиторская задолженность выросла до 7,5 млрд рублей (в том числе просроченная 2,8 млрд). Колхозы не могут расплатиться по долгам и объявляются банкротами, в результате сокращается производство сельхозпродукции.

Чтобы исправить ситуацию, осенью 2018 года Александр Лукашенко подписал указ №399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций», согласно которому облисполкомы должны были составить перечень предприятий АПК, подлежащих санации. По замыслу главы государства, меры, предусмотренные этим документом, основными из которых являются отсрочка и рассрочка оплаты долгов банкам и контрагентам, должны оздоровить предприятия, помочь вылезти из убытков и долговой ямы и в перспективе найти инвестора. Однако пока не похоже, что этим планам суждено сбыться.

– Указ №399 никак не мотивируют неплатежеспособные колхозы выходить на прибыльность и расплачиваться по долгам, – заявил во время круглого стола «Антикризисное управление в АПК» председатель комитета по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Несмашный.

Замкнутый круг

Сегодня сельхозпредприятия неправильно трактуют этот указ и злоупотребляют термином «неплатежеспособность», считают эксперты.

– Все подряд начинают слать письма, в которых сообщают, что являются неплатежеспособной организацией, подлежащей финансовому оздоровлению, и требуют предоставить отсрочку и рассрочку по оплате на 8 лет, – рассказал Владимир Несмашный.

По его словам, даже если контрагенты не согласны с таким механизмом реструктуризации, в бизнес-план все равно вносится именно этот вариант.

А от поставщиков неплатежеспособные организации требуют своевременного выполнения своих обязательств, ссылаясь на то, что они являются поставщиками по процедуре закупки.

– В такой ситуации поставщик трижды подумает. Может, лучше год посидеть в списке тех, кто не допускается к процедурам закупки, чем закопать очередные 10-20 тысяч долларов в эту компанию, – сказал Владимир Несмашный.

В результате поставщики отказываются сотрудничать с такими предприятиями. Те же, кто работает, делают это по бартеру и многократно завышенной цене.

– Большинство контрагентов не вчера узнали о том, что это предприятие – банкрот. Они работают с ним десятилетиями, поставляя продукцию по бартеру, в три, четыре, пять раз завышая на нее цену, – рассказал председатель Ассоциации по антикризисному управлению и банкротству Игорь Ошуркевич.

Таким образом сельхозпредприятия попадают в замкнутый круг взаимных неплатежей и антирыночных условий.

Два пути

Разрубить этот «гордиев узел» призваны антикризисные управляющие. Однако практика показывает, что они редко справляются с поставленными задачами.

– Часто у антикризисного управляющего нет полномочий что-то изменить. Фактически он должен делать то, что ему говорит глава райисполкома. Когда, сеять, сколько сеять, сколько давать корма скоту, с кем заключать договора – все эти вопросы под контролем местных исполкомов, – рассказал директор ТОДО «Грокард» Иван Илькевич.

В результате, кроме фамилии руководителя, в колхозе ничего не меняется. Исправить ситуацию, по мнению экспертов, можно двумя способами.

Первый – расширить полномочия руководителей сельхозпредприятий и антикризисных управляющих.

– Власти не должны контролировать каждый шаг руководителей колхозов. Необходимо дать им возможность самим принимать решения, в том числе и предоставить индульгенцию на совершение ошибок, связанных с элементарным предпринимательским риском, – уверен Владимир Несмашный.

Второй путь – централизовать работу управляющих.

– Необходимо создать единую управляющую компанию, в которую войдут, в том числе представители государства, которые будут контролировать все процессы, связанные с реализацией указа, – считает председатель комитета по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе Республиканской конфедерации предпринимательства Антон Косынкин.

Таким образом множество мелких проблем будут объединены в одну и станут централизованно решаться командой профессионалов, а не одним антикризисным управляющим, отмечает эксперт.

В настоящее время сельское хозяйство России находится в сложном положении. Отсутствие весомой государственной поддержки привело к существенному спаду сельскохозяйственного производства. На данный момент в России у 60-70% сельхозпредприятий фактически имеется угроза банкротства.

Значимость сельского хозяйства как стратегического ресурса, способного обеспечить продовольственную и экономическую независимость государства, обуславливает необходимость проведения процедуры банкротства сельхозпредприятий компетентной командой специалистов. Юристы, обладающие комплексными знаниями в области сельского хозяйства, способны разработать индивидуальные подходы к восстановлению платежеспособности конкретного сельхозпроизводителя в рамках процедуры несостоятельности (банкротства). Если финансовое оздоровление сельхозпроизводителя представляется невозможным, задачей специалистов в области антикризисного управления является пропорциональное погашение требований кредиторов.

Представляется особенно важным, чтобы банкротство сельскохозяйственных организаций способствовало тому, что прекращение у сельскохозяйственного производителя финансовых проблем со сменой собственника или руководителя предприятия происходило при сохранении неизменной сельскохозяйственной направленности использования земли, а объем производимой продукции не только не уменьшался, а систематически возрастал.

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки.

Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, продиктованные особым характером их деятельности, который, как правило, связан с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения); с сезонным характером их работы; с использованием специфического имущества, в т.ч. объектов недвижимости (строений, сооружений).

Указанные особенности выражаются в особых правилах процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций:

• В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

• Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.

• Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

• Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Аналогичные особенности имеет процедура банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.

Отметим отдельные специфические черты банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства:

• Заявление индивидуального предпринимателя — главы хозяйства о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

• Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

• Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитражным судом утверждается внешний управляющий. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.

• В случае вынесения арбитражным судом решения о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства и открытии конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *