Благотворительные пожертвования

Благотворительные пожертвования

Участники благотворительности

Участники и нормы благотворительности указаны в специальном Федеральном законе «О благотворительной деятельности и организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ. При этом можно выделить 3 основных участников данных правоотношений: благотворитель (лицо, оказывающее благотворительную помощь), доброволец (физлицо, бескорыстно выполняющее работы в рамках благотворительности), благополучатель (конечное лицо, которому предназначена благотворительная помощь).

Особую роль в этих правоотношениях играют благотворительные фонды. Это такие некоммерческие организации, которые собирают помощь от благотворителей и распределяют ее среди благополучателей. При этом в рамках налогообложения льготами обладают лишь благотворительные фонды, официально зарегистрированные в виде некоммерческих организаций (далее по тексту НКО). Кроме того, крайне важно, какой вид деятельности прописан у такой организации в уставе. Отклонение от уставной деятельности лишает организацию ряда налоговых льгот.

Частые вопросы налогоплательщиков рассмотрели эксперты КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Платит ли налог на прибыль благотворитель

Если говорить о физлице-благотворителе, то оно имеет право на применение социального налогового вычета при соблюдении условий в части соотношения размера оказываемой помощи и дохода (не более ¼) и целей благотворительности. Кроме того, для фискалов важно, чтобы благотворительная помощь была оказана в денежной форме, а получающая благотворительность организация была официально зарегистрирована некоммерческой.

Что касается организаций-благотворителей, то при любых условиях никаких льгот для них в Налоговом кодексе не предусмотрено. Так, расходы на благотворительность в соответствии с п. 16, 34 ст. 270 НК РФ относятся к внереализационным и не могут уменьшать базу налогообложения.

По вопросу, каким образом можно стимулировать налогоплательщиков в оказании благотворительности, финансовое ведомство указывает на то, что субъекты федерации имеют право снизить ставку налога на прибыль, подлежащего перечислению в местный бюджет. И правительство каждого субъекта федерации наделено правом устанавливать льготы для налогоплательщиков, в том числе и с целью стимулирования благотворительности.

Подобные разъяснения не раз давались налогоплательщикам Минфином России.

Как учитывать безвозмездные операции для целей налогообложения прибыли, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Когда платит налог на прибыль благотворительный фонд

При условии, что налогоплательщик – благотворительная организация осуществляет уставную деятельность и ведет раздельный учет расходов по каждому из доходов в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса), он освобождается от уплаты налога на прибыль.

При направлении полученных средств на цели, не предусмотренные уставом, либо нецелевом использовании имущества такие доходы подлежат обложению налогом на прибыль. Также если организация не ведет раздельный учет расходов по каждому из источников финансирования, то деятельность компании признается налогооблагаемой и с таких доходов удерживается налог. Это связано с тем, что налоговая служба не сможет отследить целевое расходование полученных на благотворительность средств по каждому из источников дохода, если благотворительная организация не организует раздельный учет.

К нецелевым расходам можно отнести направление денежных средств, предусмотренных передаче благополучателям, на приобретение имущества для самой благотворительной организации.

При нарушении требований по целевому расходованию средств и ведению раздельного учета доходы налогоплательщика (либо переданное на благотворительные цели имущество) признаются внереализационными доходами, причем с даты получения этих средств или имущества. Такие внереализационные доходы подлежат обложению налогом на прибыль (п. 14 ст. 250, подп. 14 п.1 ст. 251 Налогового кодекса).

Что касается переданных в целях благотворительности основных средств, то они не подлежат амортизации в соответствии с подп. 2. п.2 ст. 256 Налогового кодекса. Кроме того, расходы в части безвозмездно переданных средств и имущества, а также связанные с их передачей траты не уменьшают базу налогообложения при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса).

И это значит, что если НКО, занимающуюся благотворительностью, «поймают» на нарушении условий, освобождающих ее деятельность от уплаты налога на прибыль, то заплатить налог придется сполна.

Не менее важным условием для применения налоговых льгот для некоммерческой организации является наличие у нее статуса благотворительной. В противном случае фискальные органы могут не признать право на налоговые льготы.

См. также «Отражение расходов на благотворительность при УСН».

Бухучет благотворительной помощи

Признание и учет расходов в благотворительной деятельности ведется в соответствии с Положением о бухучете 10/99. При этом в соответствии с п. 17 этого ПБУ любые расходы подлежат признанию вне зависимости от намерения получать или не получать выручку. Расходы на благотворительность относятся к прочим расходам (п. 4, 11 ПБУ 10/99).

При составлении проводок такие расходы отражаются на счете 91 (субсчет «Прочие расходы»). Получатели благотворительной помощи движение средств в рамках соблюдения требования о целевом назначении отображают в бухучете при помощи счета 86.

При этом Положение о бухучете «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) благотворительные организации вправе не применять.

В бухучете благотворительность отражается при помощи таких проводок:

Дебет 10 Кредит 86 – получение дохода на выполнение целевой деятельности;

Дебет 20 Кредит 10 – затраты, связанные с выполнением целевой деятельности из полученных на благотворительность средств;

Дебет 83 Кредит 20 – израсходование полученных от благотворителя средств на определенные им цели в рамках уставной деятельности благотворительной организации.

Подробнее о бухучете благотворительности см. .

Отчетность благотворительных фондов

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» некоммерческие благотворительные организации должны сдавать баланс и отчет о целевом использовании полученных средств.

Такие НКО являются налогоплательщиками в рамках учета налога на прибыль и должны сдавать отчет об использовании на целевые нужды полученных средств – Лист 07 декларации налога на прибыль.

В соответствии с Порядком заполнения декларации Лист 07 включается в состав декларации и подается некоммерческими организация ежегодно.

Благотворительные организации заполняют графы 2 и 5 Листа 07 с указанием срока использования поступивших целевых поступлений. В случае использования полученных средств на нецелевые нужды (нарушение условий их получения) благотворительная организация заполняет графу 7, такие доходы подлежат включению в состав внереализационных.

См. также статью «Как верно заполнить декларацию по налогу на прибыль нарастающим итогом?»

Итоги

Средства, передаваемые на благотворительность огранизациями-налогоплательщиками, не относятся к расходам, уменьшающим налог на прибыль таких организаций. То есть благотворительную помощь налогоплательщики могут оказывать со своих чистых доходов (после удержания налога на прибыль и иных налогов), остающихся в их распоряжении. При этом на получение каких-либо налоговых льгот на федеральном уровне рассчитывать не приходится.

Исключением являются такие случаи, когда субъектами федерации приняты законы о снижении налоговой ставки, которая подлежит уплате в местный бюджет, с 18% до граничной величины в 13,5%.

Для физлиц-благотворителей возможно применение социального налогового вычета при соблюдении ими ряда условий. Решение о предоставлении такого вычета принимается налоговиками в каждом конкретном случае при подаче соответствующей декларации и пакета затребованных подтверждающих документов.

Благотворительные организации, которые фактически выполняют роль посредника между жертвователями и нуждающимися, для того чтобы не уплачивать налог на прибыль, должны соблюсти ряд условий.

Среди них:

  1. Быть зарегистрированной НКО и иметь статус благотворительной организации.
  2. Обеспечить целевое использование полученных средств (соответствующее уставной деятельности и распоряжениям жертвователя).
  3. Вести раздельный учет расходов по каждому из полученных видов благотворительной помощи.

Отчет о своей деятельности благотворительные организации подают ежегодно путем заполнения Листа 07 к налоговой декларации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Требование денег под прикрытием благотворительности является прямым нарушением закона (п.2 ч.1 ст.1 Закона Украины «Про благотворительную деятельность и благотворительные организации»), напоминают в Министерстве здравоохранения. При этом никто не может запретить благотворительность, но взносы не должны быть обязательными или принудительными.

В ведомстве подготовили ряд рекомендаций для пациентов о том, как действовать, если руководство учреждения требует заплатить благотворительный взнос.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Если вас принуждают стать благодетелем, необходимо обратиться с жалобой:

— к главному врачу;

— в орган управления учреждением — в департамент или управление охраны здоровья области;

— в правоохранительные органы.

МОЗ обязал учреждения охраны здоровья отчитываться про собранные благотворительные взносы физических и юридических лиц — с 1 января 2018 года ежеквартально они должны информировать про средства и то, как их будут использовать. Пациенты имеют право знать, сколько денег собрало медучреждение, и на что их тратят.

Информация должна быть доступна:

— на территории учреждения в общедоступном месте, например, доске для объявлений;

— на сайте, если такой есть;

— на сайте областного департамента или управления охраны здоровья.

Руководители учреждений охраны здоровья и руководители структурных подразделений по вопросам охраны здоровья получили напоминание от Минздрава официальным письмом.

Как сообщалось ранее, по данным НАБУ за первое полугодие 2018 года, более 90% коррупционных преступлений в социальной сфере совершены в области здравоохранения.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

В чем разница и существенное отличие между: благотворительным пожертвованием (ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») и пожертвованием (ст. 582 ГК РФ) для благотворителя? Пожертвование или благотворительное пожертвование направляют на строго определенные цели, или это не является в обоих случаях обязанностью?

23 июля 2019

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Таким образом, пожертвование должно преследовать общеполезную цель, которую желает достигнуть жертвователь (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 09.02.2015 по делу N 33-299/2015).
Понятие общеполезных целей в ГК РФ не раскрывается. По смыслу этого понятия речь должна идти о целях, имеющих общественную значимость, связанных с пользой пожертвования для широкого круга лиц.
Как отмечают судьи, цель использования пожертвования не может быть любой, а обязательно общеполезной и не только благотворительной направленности (постановление АС Московского округа от 29.08.2018 N Ф05-13027/18).
Цели благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности обозначены в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее — Закон N 135-ФЗ). Анализ этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что благотворительная деятельность по существу также направлена на достижение общественно значимых целей. Однако из п. 1 ст. 2, ст. 5 Закона N 135-ФЗ следует, что благотворительная деятельность возможна, например, и в форме адресной материальной поддержки граждан, нуждающихся в такой поддержке. При этом, как указано в ст. 5 Закона N 135-ФЗ, благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Обязанность благотворителей определять соответствующие цели и порядок, в том числе при осуществлении благотворительных пожертвований гражданам, законом не закреплена.
Между тем п. 3 ст. 582 ГК РФ предусмотрено, что пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Это правило направлено на реальное обеспечение использования безвозмездно передаваемого жертвователем имущества в общеполезных целях (определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 1821-О).
Таким образом, различие между благотворительным пожертвованием и пожертвованием, урегулированным ст. 582 ГК РФ, состоит, в частности, в том, что при обычном пожертвовании гражданину жертвователь всегда обуславливает передачу имущества его использованием по определенному назначению для достижения общеполезных целей. Благотворительное пожертвование лишено такого обязательного признака: благотворитель вправе, но не обязан определять направление использования имущества благополучателем — гражданином. Следовательно, в определенных случаях благотворительное пожертвование (в частности, гражданину) в контексте норм главы 32 ГК РФ может признаваться не пожертвованием, а обычным дарением.
Также отметим, что понятие благотворительного пожертвования охватывает более широкий круг объектов гражданских прав по сравнению с пожертвованием, предусмотренным ст. 582 ГК РФ. Как уже было отмечено, в соответствии с п. 1 этой статьи пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Между тем благотворительное пожертвование может быть сделано в форме не только передачи имущества, но и, например, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг (часть вторая ст. 5 Закона N 135-ФЗ). Отличительным признаком благотворительного пожертвования является и то, что оно может предусматривать передачу в собственность имущества, наделение правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности, выполнение работ, оказание услуг, как безвозмездно, так и на льготных условиях. В этом смысле благотворительное пожертвование не всегда является дарением.
Закон N 135-ФЗ не обязывает благотворителя обозначать цели пожертвования, как и указывать при передаче имущества (перечислении денежных средств), что передаваемое имущество (права) является именно благотворительным пожертвованием. Иногда благотворительный характер пожертвования может явствовать из обстановки или вытекать из условий, при которых сделано пожертвование. Тем не менее с тем чтобы достичь правовой определенности, избежать возможного недопонимания и споров (например, относительно того, действительно ли денежные средства перечислены в качестве пожертвования или перечисление произведено ошибочно и они составляют неосновательное обогащение получателя), целесообразно во многих случаях все же обозначать характер передаваемого имущества (выполняемых работ, оказываемых услуг) как пожертвование.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Договор пожертвования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Г. Митюгина, советник налоговой службы II ранга,

член Палаты налоговых консультантов РК

КАКИМИ НАЛОГАМИ ОБЛАГАЕТСЯ СПОНСОРСКАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗАННАЯ ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ?

ТОО оказало частному физическому лицу (не сотрудник) спонсорскую помощь в виде денежных средств. Какими видами налогов ТОО будет облагать данную спонсорскую помощь?

Положения НК. Спонсорская помощь, на основании подпункта 29 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса, у физического лица освобождается от обложения ИПН. Для применения освобождения от налогообложения, помощь, предоставленная ТОО физическому лицу, должна соответствовать понятию «спонсорская помощь», приведенному в подпункте 13 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса.

В соответствии с этим подпунктом спонсорская помощь — это имущество, предоставляемое на безвозмездной основе с целью распространения информации о лице, оказывающем данную помощь физическим лицам в виде финансовой (кроме социальной) поддержки для участия в соревнованиях, конкурсах, выставках, смотрах и развития творческой, научной, научно-технической, изобретательской деятельности, повышения уровня образования и спортивного мастерства.

Комментарии. В связи с этим ТОО должно оформить документы о предоставлении спонсорской помощи физическому лицу с учетом положений налогового законодательства.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 133 Налогового кодекса ТОО может сумму спонсорской помощи учесть в составе общей суммы, не превышающей 3% от налогооблагаемого дохода, для уменьшения налогооблагаемого дохода в целях налогообложения.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Мы нашли выход!

Консультация предоставлена 29.09.2015 г.

Вправе ли ИП, применяющий УСН, уменьшить полученные доходы на сумму пожертвований, оказываемых образовательному учреждению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощённую систему налогообложения, не может уменьшить полученные доходы на расходы в виде пожертвований, оказываемых образовательному учреждению.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые отношения

Индивидуальный предприниматель перечисляет часть своих доходов от предпринимательской деятельности как пожертвования в рамках осуществления благотворительной деятельности, под которой в общем случае понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ)).

В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ граждане и юридические лица осуществляют благотворительную деятельность добровольно и свободно, без ограничений. Закон N 135-ФЗ не требует заключения письменного договора на оказание и принятие благотворительной помощи.

Оказание благотворительной помощи, по сути, является дарением (безвозмездной передачей). Следовательно, должны применяться правила, установленные для договора дарения главой 32 ГК РФ.

Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Если даритель не является юридическим лицом, соблюдать письменную форму договора дарения необязательно (п. 1 ст. 574, абзац второй п. 2 ст. 574 ГК РФ).

УСН

Если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее — Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

При этом налогоплательщики обязаны придерживаться порядка, который установлен положениями ст. 346.16 НК РФ. Положения этой статьи применяются только к налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2011 N 16-15/018191).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», при определении налоговой базы не могут уменьшить сумму полученных доходов на величину понесенных расходов (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Вместе с тем указанные налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы, указанные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.

При этом ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.

Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, как у ИП, которые выбрали объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», так и у ИП, у которых в качестве объекта налогообложения выступают «доходы». Такие разъяснения представлены в письмах налогового и финансового ведомств (письма ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932, УМНС по г. Москве от 19.07.2004 N 21-09/47989, Минфина России от 07.09.2000 N 04-02-05/2, Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». Учитываются ли в целях налогообложения расходы в виде сумм, перечисленных физическому лицу в виде благотворительной помощи? (Управление ФНС России по Калининградской области, август 2012 г.)). В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 N 17АП-7486/09 судом были подтверждены выводы налогового органа о том, что благотворительная помощь не входит в перечень расходов, подлежащих включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при применении УСН.

В заключение приведем мнение специалистов Минфина России по вопросу предоставления льгот при перечислении средств, полученных при осуществлении коммерческой деятельности, на благотворительные цели (письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42). При рассмотрении вопросов стимулирования пожертвований на благотворительные цели их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе, за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и производстве дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях в ходе осуществления ими коммерческой деятельности.

Аналогичную позицию по этому вопросу занимают налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).

К сведению:

Так, на основании п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13%, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности социальных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 219 НК РФ.

В соответствии с абзацем 4 пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных.

Указанный в п.п. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *