Борьба с экологической преступностью

Борьба с экологической преступностью

100. Понятие и виды экологических преступлений. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Экологические преступления – предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения по сохранению окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, экологический порядок и экологическую безопасность, как населения, так и природной среды.

Предметами экологических преступлений являются природная среда в целом и конкретные компоненты (ресурсы) окружающей природной среды, находящиеся в их естественном состоянии (вода, земля, леса, животный мир и пр.).

Объективная сторона экологических преступлений в подавляющем большинстве заключается в несоблюдении или нарушении специальных правил, установленных в целях обеспечения экологического порядка и экологической безопасности, а также предупреждения экологических преступлений.

С субъективной стороны экологические преступления совершаются как умышленно, так и по неосторожности.

Субъект экологических преступлений, как правило, общий – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Виды экологических преступлений в зависимости от непосредственного объекта:

1) общие (ст. 246–248, 262 УК РФ);

2) специальные (ст. 249–261 УК РФ) – посягательства:

– на водную и воздушную среду (ст. 250–252 УК РФ);

– на землю и ее недра (ст. 253–255 УК РФ);

– на животный мир – фауну (ч. 1 ст. 249, 256–259

УК РФ);

– на растительный мир – флору (ч. 2 ст. 249, 260,

261 УК РФ).

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления является право каждого на благоприятную окружающую среду, т. е. окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Уголовно наказуемым нарушение правил охраны окружающей среды будет в случае, если такое нарушение повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Субъективная сторона может характеризоваться как умышленной формой вины, так и неосторожной.

Субъект преступления – специальный – лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

УДК 343.75

БОРЬБА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ В КОНТЕКСТЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

© Александр Вячеславович ЗАХАРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой истории государства и права, e-mail: zawtmb@yandex.ru

Рассмотрены экологическая преступность и коррупция как причины возникновения (распространения) современных глобальных экологических вызовов человечеству. Исследуется правовая природа экологической преступности и коррупции применительно к современным глобальным экологическим вызовам человечеству. Предлагается комплекс мероприятий, направленных на борьбу с экологическими преступлениями и коррупцией, даются рекомендации по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: современные глобальные экологические вызовы человечеству; экологические преступления; коррупция; юридическая ответственность.

Состояние окружающей среды, угроза исчерпаемости природных ресурсов, распространение экологического кризиса, поразившего планету, внесли существенные коррективы в отношения человека и окружающей среды, заставили по-новому взглянуть на них, переосмыслить достижения мировой цивилизации. Неэффективность механизма обеспечения исполнения требований экологического законодательства, дефекты правосознания и правовой нигилизм, низкий уровень общей культуры (в т. ч. экологической и правовой) граждан и общества, пренебрежение законами природы, бездумное отношение к окружающей среде, выражающееся в ее загрязнении, разрушении экологических систем, нерациональном использовании природных ресурсов, нарушении требований, установленных экологическим законодательством и т. д., низкая продолжительность жизни населения, деградация здоровья населения и т. п. на фоне появившихся и получивших распространение таких явлений, как экологический терроризм, экоцид и других привели к тому, что перед мировым сообществом возник вопрос выживания и сохранения человека как биологического вида. Особую тревогу вызывают современные глобальные вызовы человечеству.

Под современными глобальными экологическими вызовами человечеству мы предлагаем понимать явления современного мира общепланетарного характера, показывающие критическое состояние окружающей среды, вызванные антропогенными причинами (ли-

бо совокупностью природных и антропогенных причин при существенном превалировании последних) и ставящие под угрозу существование человеческой цивилизации, устранение которых возможно путем объединения усилий всего мирового сообщества.

Одной из первичных причин возникновения (распространения) современных глобальных экологических вызовов человечеству является совершение экологических правонарушений, в первую очередь, преступлений как наиболее опасных противоправных деяний. При этом, по свидетельству ряда ученых, для экологических преступлений характерна высокая латентность, достигающая 95-99 % . Такие выводы специалистов основаны на фактической несогласованности все более ухудшающейся экологической обстановки и уровня регистрируемых преступлений. И хотя в статистических отчетах экологические преступления занимают менее 1 % от общего числа совершенных в стране преступлений, но с учетом латентности их доля составляет 15-23 % . В этом выражается наибольшая социальная опасность экологических преступлений. Однако по отношению к окружающей среде экологические преступления представляют наивысшую вредоносность, поскольку и окружающей среде, и человеку причиняется невосполнимый, неисчислимый по своим масштабам вред.

Учитывая, что экологическая преступность и коррупционная деятельность могут явиться причиной либо выступить в качестве

необходимого условия возникновения современных глобальных экологических вызовов человечеству, а также тот факт, что некоторые из вызовов (экоцид, экологический терроризм) являются сами преступлениями, борьба с преступностью и коррупцией может рассматриваться в качестве меры борьбы с исследуемыми вызовами. Не случайно минимизация преступности и коррупции в концепции правовой политики Российской Федерации обозначена в качестве стратегической, перспективной цели , вследствие чего борьба с экологической преступностью и коррупцией должна рассматриваться в качестве приоритетного направления экологоправовой политики.

Одной из причин экологической преступности и коррупции в экологической сфере является столкновение экологических и экономических интересов. Как правило, первые представлены экологическими организациями, вторые — коммерческими. Государство выступает регулятором этих интересов, взвешивая все «за» и «против» при принятии государственно-властных решений. Тем не менее, принятие таких решений может быть продиктовано:

а) экономической выгодой государства в целом. Примером подобного явления может служить принятие пакетов законодательных актов о ввозе радиоактивных отходов, главными инициаторами и «двигателями» которых были Минатом РФ и Комитет по экологии Государственной Думы РФ. Р.В. Зелепукин подчеркивает, что, по всей видимости, активность этих органов стала следствием их лоббирования определенной группы давления . Главным аргументом придания законопроектам юридической силы была именно экономическая выгода — согласно общественным источникам Россия в случае ввоза радиоактивных отходов получила бы 20 млрд долл.;

б) реализацией преступных и узкокорпоративных стремлений (экологическая преступность, коррупция, коррупционное лоббирование).

Несоответствие, смешивание экологических и экономических интересов является одной из причин, влияющих на совершение коррупционных действий и экологических преступлений. Противостояние экономических и экологических интересов в природо-

охранной и природоресурсной сфере характеризуются, прежде всего, стремлением получить материальную выгоду и добиться роста основных экономических показателей от хозяйственной деятельности. Это зачастую ведет к нерациональному и неконтролируемому использованию природных ресурсов, осуществляемому в ущерб состоянию их невосполнимых запасов, нанося при этом неоправданный вред окружающей среде, росту экологической преступности и коррупции, приводит к возникновению современных глобальных экологических вызовов человечеству.

По нашему мнению, само по себе противостояние экономического и экологического интересов является лишь ситуацией, способной спровоцировать совершение коррупционных и иных противоправных действий. Анализировать оценку влияния и учета экологических и экономических интересов, их реализацию необходимо в совокупности, т. к. разница в их применении и значении невозможно определить, рассматривая их в отдельности друг от друга. Стремление получения максимальной экономической выгоды даже путем нарушения экологического интереса ставит субъекта экологических отношений перед выбором средств достижения этой цели. В этом случае определяющими становятся личностные качества субъекта. Если уровень правовой и экологической культуры низок, субъект может выбрать противоправные способы, что приводит к совершению противоправных действий.

Вместе с тем справедливости ради отметим, что на практике встречается ситуация, когда экологический интерес является прикрытием для достижения иных интересов. Одновременно с постепенным ростом влияния экологических организаций на политическую и экономическую сферы, все чаще отмечается в литературе, что за подобными акциями усматривается коммерческая выгода и политический интерес . Примером подобной ситуации можно считать протест Greenpeace и других экологических организаций против строительства олимпийских объектов в Сочи. Бесспорно, эти протесты снижали шансы Сочи как кандидата проведения зимних Олимпийских игр в 2014 г.

Подмена экологических интересов интересами политическими или экономическими

прослеживается в протестах региональных отделений Greenpeace и WWF против строительства газопровода «Алтай», при этом «Алтай» принято оценивать как важнейший проект с геополитической точки зрения . Суть проекта заключается в строительства газопровода для продажи газа на внешнем рынке, а также приходом природного газа в Алтайский край, что может, по мнению специалистов, значительно улучшить экологическую обстановку в регионе, образовавшейся в связи с вырубкой 300 тыс. кубометров леса .

Вместе с тем экологические объекты могут быть предметом спора экономических интересов. В таких отношениях не могут быть замешаны экологические интересы, т. к. они продиктованы такими целями, как монополизация природного объекта, получение прибыли от его использования, экономия технических материалов, сопроводительной техники, рабочей силы, что также может привести к коррупционным и иным противоправным действиям. Примером столкновения сугубо экономических интересов по поводу использования экологических объектов может являться принятие федерального закона «Об экспорте газа». События, связанные с принятием этого законодательного акта, закрепили за «Газпромом» исключительное право на экспорт всего российского газа, показывая тем самым реальное влияние нефтегазового гиганта в ТЭК .

Случай с экспортом газа показал, что в распределении прибыли от экологических объектов важную роль играют не только коммерческие интересы, но и политические стремления, т. к. ясно, что здесь особое значение было придано экономическим интересам государства. Это говорит о большом влиянии лоббирования не столько экономических структур, сколько государственных -т. н. ведомственное лоббирование.

Анализируя практику лоббирования в экологической сфере, мы приходим к выводу, что лоббизм в рассматриваемой сфере достаточно завуалирован, что ведет к негативным последствиям в связи с применением «теневых» средств и методов воздействия.

Результатами коррупции и коррупционного лоббизма может явиться принятие управленческого решения, не соответствующего требованиям экологического законодательства, реализация которого может по-

влечь существенное ухудшение состояния окружающей среды и возникновение современных глобальных экологических вызовов человечеству.

По мнению Д.О. Полковницкого коррупционная сделка российского чиновника с предпринимателями обусловлена современной действительностью, т. к. обладая серьезными полномочиями, представитель власти имеет низкую зарплату, а предприниматель, не имеющий властных полномочий, но заинтересованный в разрешении своего дела, располагает материальными ресурсами. Обмен денег на власть неизбежен при условии попустительства со стороны правоохранительных органов . Определяющим фактором развития коррупционной связи бизнеса и власти в России является экономическая выгодность коррупционной сделки и предпринимателю, и чиновнику.

Однако, по нашему мнению, для экологической сферы наиболее характерна не просто коррупция, а т. н. «коррупционный лоббизм». Коррупционный лоббизм выражается в виде тайной сделки между служащим и лицом, заинтересованным в принятии первым какого-либо решения, причем чиновник от сделки получает различные блага, которые могут быть как материальными, так и нет .

Все вышеизложенное свидетельствует о росте коррупционных действий в России и о росте экологической преступности в целом. Так, Г. Шарова отмечает, что за последние пять лет темпы прироста числа зарегистрированных экологических преступлений по РФ составили 46,8 %, одновременно отмечается и рост удельного веса их числа в общем объеме зарегистрированных преступлений . Г. Шарова на основе анализа статистических данных приходит к выводу «о низкой эффективности борьбы с экологической преступностью правоохранительных органов, слабо выявляющих лиц, виновных в совершении таких преступлений. В ряде случаев они необоснованно освобождались от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Имеются определенные основания считать, что уголовная политика в сфере борьбы с экологической преступностью характеризуется снижением уровня карательного воздействия на лиц, совершающих эти преступления» .

Следовательно, борьба с экологической преступностью является важным направлением эколого-правовой политики, в т. ч. и в отношении современных глобальных экологических вызовов человечеству.

По нашему мнению, только при системной стратегии, которая может быть закреплена в эколого-правовой политике, масштабы коррупции, экологической преступности могут быть снижены. По нашему убеждению, эколого-правовая политика обладает подобным арсеналом средств для снижения уровня преступности в целом и экологической преступности в частности, а также снижения коррупции в экологической сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В проекте концепции правовой политики в Российской Федерации сегодня предусматривается такая мера, как разработка и введение в действие комплексной программы правовой политики в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, разработка правовых и организационных механизмов ее реализации .

Снижение уровня экологической преступности и коррупции в экологической сфере будет способствовать устранению как самих современных глобальных экологических вызовов (например, экоцид, экологический терроризм, экологическая война), так и причин и условий возникновения (распространения) вызовов (экологический кризис, глобальное потепление).

В этой связи важной мерой является повышение эффективности юридической ответственности. Ведь именно юридическая ответственность преследует такие цели, как защита общественных отношений в экологической сфере; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частная превенция) и правонарушений со стороны других граждан (общая превенция); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку. Все эти цели прямо или косвенно направлены на предупреждение и устранение современных глобальных экологических вызовов человечеству, а также причин и условий, их порождающих.

При этом особое внимание следует уделять формированию судебной практики по привлечению к юридической ответственности за совершение некоторых экологических преступлений (экоцид, экологический терро-

ризм, экологическая война и т. п.), что позволило бы снизить экологическую преступность и устранить некоторые из современных глобальных экологических вызовов, либо предупредить их возникновение. Ведь отсутствие в мире практики привлечения к ответственности по данным составам, хотя сами действия в ряде случаев возможно было бы так квалифицировать, позволяет лицам, совершающим их, уйти от ответственности, а другим лицам повторять данные действия.

Таким образом, коррупция и экологические преступления влияют на возникновение (распространение) современных глобальных экологических вызовов человечеству. Борьба с экологической преступностью и антикоррупционная политика являются важным направлением деятельности современного российского государства.

1. Крапивина О.Н. Предмет экологических преступлений и уголовная ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. Саратов, 2004.

2. Тангиев Б.Б. Криминология: контроль и противодействие экологической преступности. СПб., 2006.

4. Зелепукин Р.В. Лоббирование в экологической сфере: вопросы теории и практики // Охрана окружающей среды и национальные интересы России. Тамбов, 2008.

5. Перов А. Кого защищают «зеленые»? иКЬ: http://www.plato-ukok.info/text/239. Загл. с экрана.

6. Алтайские ученые считают необходимым использовать рекреационный потенциал высокогорного плато Укок. иКЬ: www.regnum. гиМо88Іег/760.Шт1. Загл. с экрана.

7. Толстых П.А. вЯ. Практикум по лоббизму в России. М., 2007.

9. Шарова Г. Состояние экологической преступности в Российской Федерации в 20042008 гг. // Уголовное право. 2009. № 5.

Поступила в редакцию 8.09.2012 г.

UDC 343.75

Предупреждение экологических правонарушений

Экологические преступления — это уголовно наказуемые деяния, посягающие на природную среду, разнообразные отношения по ее охране и воспроизводству.

В настоящее время общепризнано, что среди острейших, жизненно важных задач, стоящих перед человечеством, особое место принадлежит задачам преодоления экологического кризиса, достигшего планетарных масштабов, оздоровления окружающей среды, восстановления утраченных природных ресурсов. Совершенно очевидно, что предупреждение экологической преступности как составной части обеспечения экологической безопасности также относится к числу насущных задач российского государства.

Масштаб, который приобрели экологические преступления в стране, огромен. В целом удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированной преступности вырос более чем в пять раз за последние 17 лет. По сравнению с 1990 г. прирост экологической преступности составил в 2006 г. 1061, 94%. Наблюдается устойчивая тенденция роста числа экологических преступлений с 26 097 в 2003 г., 30 573 в 2004 г., 33 491 в 2005 г., 41 900 в 2006 г. до 41 242 в 2007 г., а за пять месяцев 2008 г. уже зарегистрировано 18 864 экологических преступлений, что на 2,1% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Понятно, что реально совершенных преступлений в несколько раз больше. По мнению специалистов, латентность в этой сфере составляет 99%. Все эти обстоятельства заставляют говорить уже не об отдельных фактах правонарушений, а об экологической преступности как криминологическом явлении. Анализ ее показателей позволяет прогнозировать рост количества экологических преступлений к 2015 г. по сравнению с 1990 г. в 25,8 раза, т.е. до 88 050 преступлений .

Показатели статистики явно не внушают спокойствия, и состояние окружающей среды с каждым днём становится всё менее стабильным.

С целью борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в области охраны окружающей среды в 2002 г. была разработана и одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации, в которой сформулированы приоритеты государства по комплексному обеспечению экологической безопасности в стране. Наблюдается тенденция постепенного ужесточения норм российского уголовного и административного законодательства в отношении ответственности за экологические правонарушения. Однако должного результата эти меры пока не принесли, и сложившаяся в стране экологическая ситуация не улучшается.

Обращает на себя внимание не только устойчивая тенденция роста экологической преступности, но и организованность, и профессионализм ее форм. Примерно от 70% до 80% совершенных преступлений имеют транснациональный характер .

Нередко экологические преступления являются одновременно экономическими и совершаются по корыстным мотивам. Например, по самым сдержанным экспертным оценкам, объемы промыслового использования морских биологических ресурсов в 10—20 раз превышают научно установленные нормы вылова, нелегальный экспорт рыбной продукции составляет не менее 2,5 млрд. долларов в год, а контрабанда животных и растений, находящихся на грани исчезновения, уступает по масштабу только обороту наркотиков .

Более 20% территории страны находится в районах экологического бедствия, 80 млн. россиян живут в зоне запредельного загрязнения, 1/3 россиян пьет некачественную воду. В стране сокращается рождаемость и увеличивается смертность населения. Каждый десятый ребенок появляется на свет генетически неполноценным, более 50% населения имеет ослабленное здоровье, идет постоянная депопуляция населения.

Отражением и детализацией глобальных экозадач и экофункций государства следует считать правовую регламентацию общественных отношений, прямо или косвенно связанных сохранением и улучшением качества окружающей среды, иными словами — формирование системы экологического законодательства .

Базовым актом экологического законодательства Российской Федерации является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Важной характеристикой указанного Закона является то, что он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды.

Среди нормативных актов особое значение занимают указы Президента РФ, устраняющие возникающие проблемы, дополняющие существующее законодательство в сфере экологии для четкого функционирования единой системы обеспечения экологического правопорядка и экологической безопасности. Так, Указом Президента РФ № 236 от 4 февраля 1994 г. утверждены основные положения «Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития». Данный указ предусматривает реализацию закрепленных в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития государства, а также решения текущих социально-экономических проблем в неразрывной связи с адекватными мерами по охране окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов .

Указом Президента РФ также утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Одной из основных идей данной Концепции является повышение роли государства в сохранности окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, действенность управления и контроля в области охраны окружающей среды.

В УК РФ 1996 г. выделена отдельная 26-я глава «Экологические преступления». Сделано это в истории отечественного уголовного законодательства впервые и, конечно, не случайно: экологические угрозы стали одной из острейших проблем современности, в их разрешении многое зависит от эффективности уголовно-правовых средств, практики их применения. Глава 26-я УК включает 17 статей, предусматривающих ответственность за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порчу земли, нарушения правил охраны и использования недр, рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов, незаконную охоту и др. Необходимо иметь в виду, что серьезный экологический вред могут причинять также преступления, предусмотренные другими главами УК, например, нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, незаконное обращение с радиоактивными материалами, в некоторых случаях хулиганство и т.д.

Отношения в системе «человек (общество) — природа» глубоко деформированы, экологическая ситуация в России, как и во всем мире, крайне напряженная. Экологические потери эквивалентны 15-20% ВВП, около 15% территории страны относится к зоне экологического неблагополучия и бедствия, почти 2/3 населения живет в условиях опасного загрязнения воздуха.

Рассматриваемые преступления занимают видное место в ряду экологических угроз, которые в совокупности создают вполне реальную возможность уничтожения самой биологической основы жизни на Земле. Уже сейчас в стране фиксируется гибель по причинам экологического характера сотен тысяч людей и ухудшение здоровья многих миллионов.

Экологический контроль представляет собой одну из основных функций государственного предупреждения экологических нарушений. Его конечной целью является поддержание благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природной среды.

Объектами экологического контроля являются:

  • природная среда, ее состояние и изменения;

  • деятельность по выполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды;

  • соблюдение законодательства, правил и нормативов в области природопользования и ох­раны окружающей природной среды.

К числу мер, направленных на совершенствование эколого-правового воспитания, относятся:

  • обеспечение внутреннего и внешнего согласия людей с правовыми запретами;

  • пропаганда и информационная обеспеченность норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления;

  • повышение социальной активности граждан, их нетерпимости и противодействия этим правонарушениям и др.

  • повышение самосознания граждан, путём пропаганды в СМИ

Эффективность предупреждения экологических преступлений предполагает активное применение профилактических мер как общего, так и специального характера.

К последним, помимо уже упомянутых, относятся: совершенствование контроля за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно-правовых запретов; информирование соответствующих инстанций (адресатов) о выявленных фактах экологических правонарушений либо обстоятельствах, им способствующих; меры по изменению характера деятельности групп лиц, связанных с экологией; установление специального режима и перестройка технологии и управленческих функций и процессов; нормативное запрещение осуществления определенных экологически вредных действий и др.

Объектами контроля являются отдельные природные комплексы, территории, участки, водоемы, атмосферный воздух, животный мир, воды, лесные массивы и т. п. Кроме того, контроль следует осуществлять за поведением отдельных групп людей и отдельных граждан (например, браконьеров).

Список литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *