Борьба с теневой экономикой

Борьба с теневой экономикой

Практически все признают необходимость борьбы с развитием теневой экономики, однако есть расхождения в определении целей и инструментов этой борьбы. Исторический опыт свидетельствует, что теневая экономика является составной частью хозяйственного механизма. Однако именно на государстве лежит ответственность за то, что она разрастается порой до значительных масштабов. Прежде всего, обыденное представление о желательности полной ликвидации теневой экономики является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного явления, то речь должна идти не об уничтожении теневой экономики, а об оптимизации ее масштабов. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и в этом случае неправомерны призывы уничтожить теневую экономику «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах будет принудительно установлена сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые граждане почувствуют, что их потери не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже с заведомо антиобщественными видами теневой экономики лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними.

Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:

1) Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития применительно к теневой экономике являются:

— Минимизация теневой экономики – одна из стратегических целей;

— Формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;

— Эффективное антимонопольное регулирование;

— Фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

2) Хозяйственное законодательство очеркивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:

— Приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;

— Прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;

— Упрощенные формы регистрации и отчетности;

— Ответственность банков перед вкладчиками.

3) Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Начиная со второй половины XX века многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются:

— Формирование социального государства;

— Установление достойного прожиточного минимума;

— Недопущение глубокой социальной дифференциации общества;

— Минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;

— Особое внимание к проблеме занятости молодежи.

4) Отношения с бизнесом подразумевают соблюдение основных принципов взаимодействия государственной власти и частного бизнеса. Эти принципы предполагают создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержку наиболее уязвимых хозяйствующих субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются:

— Равноудаленность бизнеса и власти;

— Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

5) Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:

— Традиционного криминала;

— Коррумпированной части чиновничества;

— Теневых операций олигархических структур.

6) Воспитательная функция государства связана с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются:

— Формирование культуры законопослушания;

— Обсуждение культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции;

— Формирование национальной идеи на основе морально-нравственных принципов общества.

7) Сотрудничество с институтами гражданского общества позволяет привлечь наиболее активные социальные силы к воздействию на теневую экономику. Элементы гражданского общества начали формироваться уже давно, но только сейчас можно говорить о его определенной зрелости и значительном повышении его роли. Гражданское общество представляет собой совокупность объединений, ассоциаций, союзам по интересам, связанных не вертикальными иерархическими зависимостями, а главным образом горизонтально-сетевыми взаимоотношениями. Сюда входят, в частности, такие социальные институты, как семья, церковь, община, органы самоуправления, кооперативы, мелкие предприятия, землячества, трудовые коллективы, политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, творческие союзы. Важными способами сотрудничества с ними являются:

— Координация деятельности органов местного самоуправления и правоохранительных органов;

— Использование материалов независимых расследований в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой информации;

— Сотрудничество в рамках системы социального партнерства с организациями предпринимателей и профсоюзами трудящихся по вопросам социальной политики, формирования предпринимательской корпоративной этики;

— Сотрудничество с общественными и религиозными организациями в сфере духовного воспитания общества;

— Сотрудничество с общественными палатами.

8) Сотрудничество с международными организациями позволяет проводить согласованную политику по отношению к теневой экономике в мировом масштабе. Прежде всего следует перечислить официальные (межгосударственные) организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол и другие. В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. К основным элементам международного сотрудничества относятся:

— разработка общих принципов борьбы с отмыванием денег, коррупцией, мошенничеством;

— обмен оперативной информацией по экономической преступности, совместные расследования;

— обмен опытом в рамках международных конференций, семинаров, учений;

— учет мнения авторитетных международных организаций о состоянии теневой экономики.

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с ней расходы.

Государственное воздействие на теневую экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная нелегальная экономика должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание благоприятной рыночной среды), а криминальная – преимущественно воздействию административными методами на основе конституционного права (в виде указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Кирсанов, Виталий Юрьевич, 2002 год

1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. — М., 1998.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. — М., 1997.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. — М., 1999.

5. Уголовный Кодекс Российской Федерации. — М., 1996.

6. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». — М., 1991.

7. Закон РСФСР «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». — М., 1991.

8. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах». — М., 1996.

9. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». — М., 1995.

10. Федеральный закон «О естественных монополиях». — М., 1996.

11. Федеральный закон «Об акционерных обществах». — М., 1997.

12. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». — М., 1997.

13. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». — М., 1998.

14. Федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходам». — М., 1998.

15. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». — М., 1997.

16. Абалкин JT. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики. — 1994. —№ 12.

17. Абрамов B.C. Коммерческая безопасность предприятия (Теория и практика). — М 1998.

18. Автономов B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. — М, 1990.

19. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. Вып.1. — М., 1995.

20. Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. — М.: Московский институт МВД России, 1994.

21. Альбрехт У., Венц Дж., Уильяме Т. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса. — СПб: Питер, 1995.

22. Аминов Д.И., Ревин В.П. Банковский бизнес в России Криминологические и уголовно-правовые проблемы. — М., 1994.

23. Аминов Д.И., Ревин В.П. Преступность в кредитно-банковской сфере вопросах и ответах. — М., 1997.

24. Астапкина С.М., Максимов С.В. Криминальные расчеты: уголовно-правовая охрана инвестиций. — М., 1995.

25. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1996

26. Банковский бизнес в России: криминологические и уголовные пробле мы. М., 1994.

27. Барсуков B.C., Марущенко В.В., Шигин ВА. Интегральная безопасность.—М., 1994.

28. Барсуков B.C. Обеспечение информационной безопасности. — М., 1996.

29. Баталов Э.Я. В мире утопии. — М., 1989.

30. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. — М., 1990.

31. Бунич А.П., Гуров А.И., Корягина Т.И. и др. Теневая экономика. -М., 1991.

32. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. — М.: МГУК, 1998.

33. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стабильность государства: Российская модель. — М.: МГУК, 1997.

34. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Экономическая и социальная безопасность России. — М.: МГУК, 1999.

35. Введение в финансово-экономическую экспертизу. — М.: АНП ФСНП России, 1998.

36. Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. — 2001. —№ 2.

37. Васильев Д. Корпоративное управление в России: есть ли шанс на улучшение. — М., 2000.

38. Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательства: возможности для будущего процветания: Пер. с англ. — М., 2000.

39. Винслав Ю., Котов Г. Реформирование железнодорожного комплекса: вариант создания многоуровневого госхолдинга // Российский экономический журнал. — 2001. — № 3.

40. Владимиров Ю.И., Павлов А.С. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации. // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. — 1994. — №3.

41. Водянов А. Таможенно-тарифная политика в контексте новых макроэкономических реальностей // Российский экономический журнал. — 2000. — № 5—6.

42. Волженкин Б.В. Коррупция. — СПб.: Санкт-Петербургский юрид. ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 1998.

43. Волженкин Б.В. Ответственность за взяточничество в истории советского уголовного законодательства (1918—1927 гг.) // Проблемыуголовно-правовой борьбы с преступностью. — М.: Академия МВД России, 1992.

44. Вяткин В. В. Экономическая преступность в финансовой сфере России на этапе трансформации (международный опыт противодействия). Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М., 2000.

46. Гаухман JL, Максимов С. Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их классификация. — М., 1995.

47. Гимпельсон В. Новое российские предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. — 1993. — № 6.

48. Глазьев С., Батчиков С. Что сулит углубление либералистской реформы в России (Прогнозные соображения в контексте отечественного и аргентинского реформационного опыта) // российский экономический журнал. — 2000. — № 7.

49. Глазьев С., Петров Ю. Бюджет 2001: Выбор социально-экономической политики // Российский экономический журнал. — 2001. — № 9.

50. Глинкина С. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения // Восток. — 2000. — № 1.

51. Глинкина С. Теневая экономика в современной России // Свободная мысль. — 1995, —№ 10.

52. Глинкана С. К вопросу о криминализации российской экономики // Politeconom. — 1997. — № 1.

53. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства (материалыпарламентских слушаний) // Российский экономический журнал. — 2000. —№3.

54. Гуров А. Профессиональная преступность: прошлое и современность. — М.: Юридическая литература, 1990.

55. Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. — М.: Алгоритм, 2000.

57. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. — М., Catallaxy, 1995.

58. Дзлиев М.И. Неформальная экономика России. — М.: АТиСО, 1999.

59. Дзлиев М.И. Рынок и насилие. — М.: Мир безопасности, 1999.

60. Дзлиев М.И. Социальная напряженность и национальная безопасность России. — М.: Союз, 1996.

61. Долматова СЛ. Российская коррупция в контексте экономических преобразований в постсоветский период. // Перспективы развития российской экономики и ее место в глобальном экономическом пространстве. — М.: МФК, 2000.

62. Доронин А.И. Экономическая и информационная безопасность: основы экономической разведки и контрразведки. —Тула, 1997.

63. Ерасов Б.С. Криминал как продукт крушения цивилизационного устроения // Восток. — 2000. — № 3.

64. Есипов В. Криминализация экономики и пути ее преодоления. —М.: МЮИ МВД России, 1995.

65. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). — М., 1998.

66. Жуков А.В. Маркин И.Н., Денисов В.Б. Все о защите коммерческой информации. — М.,1992.

67. Загашвили В. Национальная экономическая безопасность // Общественные науки и современность. — 1995. — № 2.

68. Ильин О. Динамика коррупции после введения нового Уголовного кодекса РФ // Чистые руки. — 1999. — № 1.

69. Исправников В., Куликов В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. — М.: Российский экономический журнал, 1997.

70. Исправников В., Куликов В. Как «высветлить» реформируемую экономику? // Российский экономический журнал. — 1997. — № 5—6.

71. Исправников В. «Теневые» параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса // Российский экономический журнал. — 2001. — № 3.

72. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. — Нижнекамск, 1995.

73. Как продолжить реформы в России. / Под ред. В.О. Исправникова и В.В. Куликова. — М: Фонд «За экономическую грамотность», 1996.

74. Кернер X., Дох Э. Отмывание денег. — М., 1996.

75. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. — СПб., 1997.

76. Киселев А.Е; Чаплыгин В.М., Шейнин М.С, Секреты коммерческой безопасности: Практические советы предпринимателю. — М., 1993.

77. Ковров А. Обман. Как определить его в деловом общении. ■— М., 1996.

78. Козлов Ю. Теневая экономика и преступность // Вопросы экономики. — 1990, —№ 3.

79. Колганов А. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России // Вопросы экономики. — 2000. — №6.

80. Клямкин И., Тимофеев J1. Теневая Россия. — М., 2000.

81. Колесников С. Теневая экономика: как ее считать // экономика России XXI век. — 2001. — январь.

83. Коррупция в России может стать самой серьезной проблемой в международных отношениях // Чистые руки. — 1999. — № 1.

85. Коррупция в США. Аналитический обзор. — М.: Академия МБ России, 1993.

86. Коррупция и борьба с ней. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000.

87. Коррупция и бюрократизм: Истоки и пути преодоления (Тематический сборник). — М.: Изд-во РАГС, 1998.

88. Корягина Т. Теневая экономика в СССР // Вопросы экономики. — 1990. — №3.

89. Корягина Т. Теневая экономика в России: истоки и статистика // Politeconom. — 1997. — № 1.

90. Косалс J1. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. — 1998. — № 10.

91. Косолаповв Н.А. Круговорот «света» и «тени» как механизм общественного развития // Восток. — 2000. — № 1.

92. Коттке К. «Грязные» деньги — что это такое? — М.: Дело и Сервис, 1998.

93. Криминализация экономики в переходный период к рынку // Преступность и закон. — М.: Академия МВД России, 1996.

94. Крылов А. Социально-экономические проблемы нейтрализации криминальной экономики. — М.: Академия МВД России, 1992.

95. Крылов А. Теневая экономика. — М., Экономика, 1991.

96. Крылов А. Тени советской экономик. // Экономические науки. — 1990.5.

97. Крысий А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. —М.: Финансы и кредит, 1996.

98. Крыштоновская О. Нелегальные структуры в России // Социс. — 1995.8.

99. Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 1993. — № 1.

100. Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журнал. — 2000. — № 1.

101. Лапина Н. Руководители российских предприятий: переход к рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. — 1994. — № 5.

102. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. —М.: Инфра-М, 1998.

103. Ларичев В. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. — М.: Юрист, 1996.

104. Ларичев ВД. Коммерческое мошенничество в России: взгляд аналитика из МВД. — М., 1995.

105. Лунев С.И. «Черные» параметры теневой экономики (К вопросу о поставках наркотиков в Россию из Центральной Азии) // Восток. — 2000, — №1.

106. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. — 1996. — № 8.

107. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. — М.: Норма, 1999.

108. Майданик К. Коррупция, криминализация, клептократия // Свободная мысль. — 1997. — №1,2.

109. Майданик К.Л. От уголовной статьи к глобальной проблеме // Восток. — 2000. — № 1.

110. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. — 1998. — № 3.

111. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. — М.: ЮрИнфорР, 2000.

112. Максимов С.В. Предупреждение коррупции: Лекция. — М.: Московский институт МВД России, 1994.

113. Малый бизнес России: проблемы и перспективы (Аналитический доклад). — М.: Российская ассоциация развития малого предпринимательства, 1996.

114. Мартиросян А.В, Управление трудовыми отношениями в условиях социальной напряженности // Проблемы теории и практики управления. — 1999. — № 3.

115. Материалы Всероссийского совещания по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией 13 февраля 1993 г. — М., 1993.

116. Мельникова В.Е. Причины и условия хозяйственных преступлений, совершенных должностными лицами с использованием своего служебного положения. — М., 1990.

117. Меньшиков С. Советская экономика: катастрофа или катарсис? — М.: Ин-тер-Версо, 990.

118. Мироничев С. Коммерческая разведка и контрразведка или промышленный шпионаж России и методы борьбы с ним. — М., 1995.

119. Мишин Г. Проблемы экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). — М.: ВНИИ МВД России, 1994.

120. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. — М., 1991.

121. Некипелов А. От квазирынка — к рынку (концептуальные вопросы стратегии экономического развития России в начале XXI века) // Российский экономический журнал. — 2001. — № 2.

122. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблема экономической безопасности // Вопросы экономики. — 1995. — № 1.

123. Неформальная экономика и гибкий рынок труда: теория и практика в ФРГ. — М., ИНИОН АН ССР, 1987.

124. Неформальная экономика: Россия и мир. / Отв. ред. Т. Шанин. — М., Логос, 1999.

125. Никифоров А., Кузнецова Т., Фельзинбаум В. Теневая экономика основы возникновения, эволюции и ослабления // Вопросы экономики.1991,—№ 1

127. Оболенский В А. Внешнеэкономические связи России в аспекте экономической безопасности // Проблемы прогнозирования. — 1995.3.

128. Од итогах приватизации в РФ и основных направлениях ее дальнейшего проведения // Российский экономический журнал. — 1999. —№ 2.

129. Основы борьбы с организованной преступностью. / Под ред. B.C. Обнинского, B.C. Эминова, Н.П. Яблокова. — М.: Иифра-М, 1996.

130. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осиповой, Е.Е. Смирновой. — М.: Бек, 1996.

133. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. / Отв. ред. Ф.М. Решетников. — М., 1994.

134. Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992—2000. — М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

135. Паращук С. Конкуренция: от экономической многозначности к правовой определенности. Право на конкуренцию // Хозяйство и право. —1998. —№ 12.

136. Петров Ю. Реформа корпоративных институтов и создание социального рыночного хозяйства // Российский экономический журнал. — 2000. — № 5—6.

137. Петров Ю., Пнорунский Д. Вексельное обращение: теория без практики // Российский экономический журнал. — 2000. — № 3.

138. Петров Ю. Вывоз капитала и налоговый потенциал российской экономики // Российский экономический журнал. — 2000. — № 10.

139. Подлесских Г., Терешонок А. Воры в законе: бросок к власти. — М., 1994.

140. Пономаренко А. Подходы к определению параметров «теневой экономики» // Вопросы статистики. — 1997. — № 1.

141. Попов Ю.Я. Российское предпринимательство: социальный портрет. // Труд и социальные отношения. — 1993. — № 3.

143. Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией. — М.: Академия МВД России, 1993.

144. Преступность в России: Аналитическое обозрение. — М., 1997.

145. Преступность и правонарушения. Статистический сборник СНГ. — М., 1996.

146. Проблемы борьбы с коррупцией: Сборник статей — М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнформР», 1999.

148. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д.С. Львова. — М.: Экономика, 1999.

149. Радаев В.В. Теневая экономика СССР / Россия: основные сегменты и динамика // Восток. — 2001. — № 1.

150. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. — М., 1998.

151. Радаев В.В. Экономическая социология. — М., 1997.

152. Радаев В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы теневой экономики. — 1996. — № 7.

153. Радаев В. О роли насилия в российских деловых отношениях // Вопросы экономики. — 1998. —№ 10.

154. Резников Л. Еще несколько моделей о «новом старом» реформационном курсе // Российский экономический журнал. — 2001.

155. Рудык Э., Керемецкий Я., Букреев В. Сохранение и защита прав собственности работников в акционерных общества: главные проблемы и пути их решения // Российский экономический журнал. — 2001,—№3.

156. Рудык Э., Савченко А. Национализация: цели, основания, технологии // российский экономический журнал. — 1998. — № 9—10.

157. Рутгайэер В. Теневая экономика СССР. Обзор литературы и исследований // Свободная мысль. — 1991.

158. Рывкина Р. Какой капитализм возникает в России? // Мировая экономика и международные отношения. — 1997.— № 5.

159. Рэдхэд К. Хьюс С. Управление финансовыми рисками. — М.: Инфра-М, 1996.

160. Салицкий А.И. Негативная экономика — где искать критерии? // Восток. — 2000. — № 1.

161. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики. — 1994. —№ 12.

162. Самуэльсон П.А. Экономика. — М.: Алфавит, 1993.

163. Следзевский И.В. Нормативное общество и криминально-теневые сообщества: культурное взаимодействие // Восток. — 2000. — № 3.

164. Смешанное общество. Российский вариант. — М.: Наука, 1999.

165. Стратегия экономического развития России (Материалы общероссийской дискуссии) // Российский экономический журнал. — 2000. — № 7.

166. Тарасов М.Е. Криминальный бизнес или государство: кто победит? — Якутск, 2000.

167. Теневая экономика в России. — М.: Фонд социально-экономических исследований «Перспективные технологии», 1997.

168. Тимофеев JI, Новая теория социализма в самом кратком изложении. //Известия, — 12.05.1996.

169. Тимофеев JI. Общественный договор: «ноль права собственности» и «теневой порядок». —М., МЭМО, 1998.

170. Тимофеев Л. Черный рынок как политическая система. Публицистическое исследование. — Вильнюс, Москва, 1993.

171. Фитуни Л.Л. Роль теневого международного движения капитала в условиях глобализации // Восток. — 2000. — № 3.

172. Фишер С., Дорнбуш Р., Шммалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1993.

173. Фурман Д. Перевернутый истмат? //Свободная мысль. — 1995. — № 3.

174. Чернов А.А. Анализ коммерческого риска. — М.: Финансы и статистика, 1998.

175. Черный рынок как политическая система (конференция в российском государственном гуманитарном университете) // Мировая экономика и международные отношения. — 1994. — № 5.

176. Шаваев А.Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. — М.: ИНФРА-М, 1995.

177. Шаккум М. К формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно-бюджетного инструментария // Российский экономический журнал. — 1999. —№ 7.

178. Шамба Т.М. Предпринимательство и право. — М.: МГУК, 1999.

179. Шестаков А.В. Теневая экономика. — М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2000.

180. Шестаков А. Использование пластиковых карт как средство безналичных расчетов в Российской Федерации. — М.: АНП ФСНП России, 1998.

181. Шестаков А.В. Теневая экономика. — М., 2000.

182. Шихирев П.Н. Возможна ли этика бизнеса? // Общественные науки и современность. — 1997. —№ 6.

183. Шулус А. Теневая экономика или предвзятость // Экономические науки. — 1990. — № 5.

184. Шур Эдвин. Наше преступное общество. Социальные и правовые источники преступности в Америке. — М.: Прогресс, 1977.

185. Экономика и право. Терминологический словарь. — М.: АНП ФСНП России, 1998.

186. Экономическая безопасность России. Вып.1. —М.: Юридическая литература, 1994.

187. Экономический порядок и криминальная конкуренция (научно-учебное пособие). — Челябинск—Сан-Франциско, 1996.

189. Яковлев А. М. Экономическая преступность: Закон и жизнь.1. М., 1990.

Теневая экономика в мире

В процессе исследования эксперты ACCA выделили две группы факторов — актуальные и формирующиеся, — которые определяют развитие теневых экономик. В первую группу вошли экономические и бизнес-факторы, социально-демографические, социальные и государственные. Во вторую группу помимо перечисленных эксперты добавили также научно-технологические. В настоящий момент уровень теневой экономики в мире можно снизить за счет улучшения качества бюрократии, усиления контроля над коррупцией и увеличения ВВП на душу населения; в России — посредством усиления борьбы с коррупцией, улучшения демократической подотчетности и роста ВВП, отмечается в исследовании.

В период до 2025 года теневую экономику будут поддерживать прежде всего факторы экономической группы. В пятерку важнейших из них опрошенные ACCA эксперты включили высокое налоговое бремя, рецессию в местных экономиках, сложность налоговой системы, замедление мировой экономики и легкость работы в неформальном секторе. Среди бизнес-факторов главными были признаны увеличение давления на бизнес, жесткая рыночная конкуренция и увеличение числа независимых работников; среди социодемографических — рост безработицы, повышение уровня бедности, ограниченный доступ к образованию; среди социальных — повышение уровня коррупции, отсутствие в сознании «категории вины» и низкий уровень выявления неформальной экономической деятельности.

Респонденты сошлись во мнении, что основную ответственность за развитие теневой экономики несет правительство. На второе место собеседники ACCA поместили граждан, которые должны либо воздерживаться от неформальной экономической деятельности, либо уведомлять о ней органы власти. Для властей в вопросе сокращения теневого сектора, по мнению опрошенных, первоочередными должны быть следующие задачи: снижение уровня коррупции, легализация отдельных секторов теневой экономики и их интеграция в легальную экономику; повышение прозрачности госуправления, усиление контроля в сфере уклонения от уплаты налогов (в частности, крупными корпорациями), использование технологий для мониторинга используемых населением моделей потребления и выявления незаконной деятельности и выработка более унифицированных законодательных норм.

На уровне стратегий собеседники ACCA обозначили пять направлений борьбы с теневой экономикой: увеличение числа транзакций, которые должны осуществляться через электронные платформы; усиление надзора над компаниями для обеспечения соблюдения законодательства; снижение уровня безработицы; увеличение инвестиций для создания возможностей для маргинализированных слоев населения; усиление спецслужб для выявления правонарушителей.

Теневая экономика в России

ACCA выделяет по три главных фактора, определяющих масштабы «тенизации» экономики в каждой стране. В России эксперты ставят на первое место контроль за коррупцией, на второе — «демократическую ответственность», а на третье — рост ВВП.

Одной из главных проблем для российской экономики называл теневой сектор министр экономического развития Максим Орешкин в интервью «Коммерсанту». Этот фактор искажает показатели экономического роста, подчеркивал он. Бюрократические системы могут функционировать по одному из трех принципов — конкуренция, принуждение или коррупция, и в России именно последняя лежит в основе механизма работы, говорит научный руководитель лаборатории антикоррупционной политики Высшей школы экономики Юлий Нисневич. При сохранении текущей политической системы снижение доли теневой экономики маловероятно, считает он.

ACCA определяет теневую экономику как деятельность, которая «намеренно скрывается от государственных органов». Росстат данные о теневой экономике в открытом доступе не публикует. Глава ведомства Александр Суринов в марте говорил «Ведомостям», что ее доля колеблется в районе 10–14% ВВП: «Есть секторы, где почти 50% ненаблюдаемой экономики, например сельское хозяйство, потому что там личные подсобные хозяйства. Операции с недвижимым имуществом — почти 50%: это люди сдают свои квартиры (рассчитать кредит). Торговля — примерно 10–11%, строительство — порядка 16–18%, серьезная доля; в образовании порядка 5–6% — это репетиторство».

По оценкам Росстата, скрытый фонд оплаты труда в стране (это доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) постоянно растет: с 2011 года он увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6% ВВП) до 10,9 трлн руб. (13,4% ВВП) в 2015 году.

В то же время Росстат отдельно раскрывает показатель неформальной, но не криминальной занятости. В 2016 году ведомство оценило долю занятых в неформальном секторе в 15,4 млн человек, или 21,2% от общего количества занятых, — это рекорд минимум за 11 лет. Теневой сектор охватывает приблизительно 40% занятого населения, отмечает директор Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида, именно такая доля сотрудников работают или подрабатывают и при этом не платят налоги. С 2001 года размер теневого сектора менялся несильно, людям продолжают платить зарплату в конвертах, а вторичная занятость не регистрируется, констатирует он.

Значительное упрощение процесса решения многих проблем в отношениях предпринимателей и властей может быть достигнуто за счет использования в работе принципов антикоррупционной стратегии. Эта стратегия позволяет структурировать и системно организовать антикоррупционную деятельность отдельных предпринимателей или их объединений. В ней заложены основы повышения эффективности деятельности такого рода и снижения индивидуальных потерь предпринимателей от участия в антикоррупционной деятельности.

Весь комплекс предлагаемых к внедрению мер может быть разделен на три взаимосвязанные группы.

I. Меры, корректирующие собственную практику ведения бизнеса предпринимателем.

Данная группа мер ориентирована на изменение каждодневной практики взаимодействия отдельных предпринимателей и представителей различных государственных и муниципальных структур. Для предпринимателей важно следовать следующим принципам в своей работе и взаимодействии с властями:

  • – максимально стремиться следовать действующим нормам – это единственный способ лишить оснований требования взяток и обрести независимость от власти;
  • – знать законы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность своего бизнеса и контрольные функции властных органов, так как очень часто чиновники не очень хороню осведомлены о деталях правового регулирования своей деятельности и деятельности предпринимателей и в случае аргументированного и подкрепленного фактами несогласия предпринимателя «забывают» о первоначальных претензиях;
  • – следить за изменениями в законах и иных нормативных актах – часто чиновники ссылаются на утратившие силу правовые нормы, регулирующие деятельность бизнеса, и в таких ситуациях это эффективный способ противодействия необоснованным претензиям;
  • – использовать «книги учета контрольных проверок» – по отзывам некоторых предпринимателей, это хороший способ контроля частоты проверок, создающий хотя бы какие-то преграды на пути бесконтрольных и бессистемных проверок;
  • – искать и перенимать имеющийся опыт эффективного индивидуального взаимодействия с властями;
  • – стремиться к объединению усилий с другими предпринимателями, активизировать поиск общих интересов с другими предпринимателями (необязательно работающими в той же сфере деятельности).

II. Комплекс мер для совместной деятельности предпринимателей.

Эта группа мер является наиболее важным элементом антикоррупционной стратегии и ориентирована в первую очередь на организации предпринимателей (ассоциации, объединения и т.п.). Дело в том, что противодействие коррупции со стороны предпринимателей в их взаимоотношениях с органами власти и государственного или муниципального управления может быть эффективным, только если оно будет коллективным. В противном случае предприниматель, реализующий антикоррупционную стратегию поведения, вынужден принимать все давление и недовольство коррумпированных чиновников на себя. (Как известно, у властей самого разного уровня практически всегда имеются репрессивные механизмы и инструменты подавления недовольства своей деятельностью.) В то же время он действует во благо всем другим предпринимателям, так как пытается изменить неэффективные коррупционные методы работы государственного аппарата на более эффективные некоррупционные методы. Следовательно, такой предприниматель имеет право рассчитывать на поддержку со стороны других предпринимателей.

Среди первоочередных мероприятий, которые рекомендуется реализовать в ближайшее время, необходимо выделить следующие.

  • 1. Информирование власти о том, что работающий успешный бизнес ей выгоден, мотивирование власти на сотрудничество с бизнесом в сфере противодействия коррупции. Это достаточно сложно, но осуществимо.
  • 2. Создание среды постоянной комфортной корпоративной коммуникации. Это очень важно для обеспечения регулярного обмена информацией между предпринимателями.
  • 3. Коллекционирование и распространение опыта «позитивных образцов» антикоррупционного поведения. Эго позволит существенно повысить «сопротивляемость» предпринимателей внешнему давлению.
  • 4. Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики, а также наложение санкций на их нарушителей. Коллективная организация предпринимателей должна быть инициатором повышения этического уровня ведения бизнеса в регионе и осуществлять определенный контроль над соответствием деятельности своих членов этим принципам морали и этики.
  • 5. Единая служба мониторинга изменений законодательства и доведения необходимой информации до членов ассоциаций.
  • 6. Развитие служб «быстрого юридического реагирования», которые предоставляли бы моментальную юридическую консультацию по телефону или с выездом на место – своеобразная «скорая юридическая помощь» в ситуациях, когда права и интересы предпринимателей оказываются ущемленными.
  • 7. Реализация возможностей коллективной защиты отдельных предпринимателей в судах и административных разбирательствах со стороны ассоциаций бизнеса. Для этого, возможно, необходимо будет создавать организации, занимающиеся юридической защитой предпринимателей. Оплата их услуг может быть как централизованной (непосредственно через ассоциации), так и индивидуальной (на основе льготных расценок для членов бизнес-объединений).
  • 8. Комплекс семинаров, круглых столов и тренингов по повышению квалификации (экономические, юридические, бухгалтерские и другие аспекты деятельности) руководителей малого бизнеса. На практические семинары по конкретным темам можно приглашать чиновников из профильных государственных структур. На таких семинарах можно добиваться получения практической информации и рекомендаций по легальному решению тех или иных вопросов. Кроме того, это позволит раньше узнавать и лучше подготавливаться к предстоящим изменениям в практике работы органов.
  • 9. Социально-психологические тренинги для руководителей малого бизнеса по созданию нужного климата в коллективе.
  • 10. Усиление влияния на общественное мнение и чиновников через СМИ – основной ресурс гражданского общества, посредством которого оно может влиять на власть.

Следует также определить меры, требующие больше времени на подготовку.

  • 1. Централизация социальной благотворительности на местном уровне – финансирование праздников, благоустройство территорий и т.п. через централизованные фонды.
  • 2. Давление на власть с целью повышения прозрачности и обеспечения доступности информации по следующим проблемам: а) муниципальная и региональная собственность на землю и на недвижимость; б) сделки с землей; в) перевод из жилого жилищного фонда в нежилой; г) распределение нежилых помещений; д) конкурсы, тендеры на заказы и закупки.
  • 3. Создание специальных экспертных советов предпринимателей при законодательных и исполнительных органах власти с целью проведения оценок и экспертиз решений этих органов власти, касающихся бизнеса. Влиятельность таких экспертных советов будет зависеть от эффективности, профессионализма и активности ассоциаций бизнеса.
  • 4. Одним из направлений деятельности экспертных советов бизнеса является проведение постоянных антикоррупционных экспертиз всех законопроектов и нормативных документов, рассматриваемых органами власти и затрагивающих интересы предпринимательства. В этом случае будет снижаться возможность принятия органами власти решений, изначально способствующих развитию и расширению практики коррупции.
  • 5. Предоставление льготных коммерческих займов малому бизнесу. Условия предоставления таких займов должны быть посильны соответствующим категориям предпринимателей и дополнять возможности администраций различных уровней управления, а также банковской системы по фактическому кредитованию бизнеса. На начальном этапе такого рода проекты не будут рентабельными, но спустя некоторое время будут вполне способны приносить прибыль их владельцу.
  • 6. Дополнительным антикоррупционным эффектом такого рода проектов будет быстрый и объективный аудит компаний, обращающихся за предоставлением им займов, со стороны бизнес-сообщества. Даже если не будет реализовано небанковское кредитование малого бизнеса, практика общественного аудита очень важна, так как позволит демонстрировать (или проверять) честность и прозрачность организаций – членов бизнес-ассоциации.
  • 7. Возможно развитие совместной с властями деятельности по созданию бизнес-центров, в которых «молодому» или развивающемуся бизнесу предоставлялась бы комплексная помощь в решении различных организационных вопросов (регистрация, оформление, аренда, ведение бухучета и др.). Задача таких структур – упростить вхождение на рынок для начинающих предпринимателей. В этом можно заинтересовать власти, которым подобные акции также важны: больше бизнеса – больше известности, политических дивидендов, налоговых поступлений, рабочих мест, ресурсов для решения социальных вопросов и пр.
  • 8. Сбор информации и организация правового преследования должностных лиц, нарушающих законодательство и законные интересы предпринимателей.
  • 9. Организация повышения квалификации (на уровне региона) чиновников тех органов, которые постоянно контактируют с бизнесом, а также, в качестве следующего шага, – подготовка кадров для государственного и особенно муниципального управления.

В реализации коллективных мер антикоррупционной стратегии общественной организации бизнесменов предлагается сначала заключить с властью оглашение общего характера, которое включало бы заявление о намерениях совместно противодействовать коррупции и содержало бы несколько направлений деятельности. Главное условие – предельная публичность. Первым шагом должно стать информирование общества о созданном партнерстве. Затем, пока еще не затихла волна общественного интереса, выдвигается какое-либо стартовое предложение. Власть начнет его анализировать. Пока она этим занята, надо выдвигать следующее предложение. Все мероприятия необходимо осуществлять максимально публично, чтобы у власти было меньше возможностей отказаться от первоначальных обязательств.

III. Стратегические меры политического и управленческого характера.

Системное противодействие коррупции в регионах требует принятия и исполнения многих решений на федеральном уровне государственного управления. В перспективе бизнес должен рассматривать и такие направления деятельности, связанные с проблемами, существенно влияющими на эффективность антикоррупционной политики в регионе:

  • – обоснование и лоббирование ассоциациями бизнеса перераспределения налогов в регионе и на муниципальном уровне;
  • – проведение согласованных акций, направленных против крупных коррупционеров, в частных СМИ;
  • – участие ассоциаций бизнеса в выборах с поддержкой антикоррупционных программ и кандидатов, занятых противодействием коррупции;
  • – формирование союзов между низовыми организациями бизнеса и федеральными партиями для захвата власти на низовом уровне и защиты этой власти;
  • – осуществление ассоциациями бизнеса и некоммерческими организациями контроля бюджетных расходов органов государственного и муниципального управления.

Увеличение масштабов теневой экономики с большой вероятностью ведет к сокращению государственных доходов, что, в свою очередь, снижает качество и количество производимых государством товаров и услуг. В конечном счете это может приводить к повышению налоговых ставок для компаний и физических лиц, которое достаточно часто сопровождается снижением качества предоставляемых государством общественных благ – таких как дороги и больницы – и ухудшением управления этими благами.

Вместе с тем две трети доходов, полученных в теневой экономике, сразу же расходуется в официальной. Это может стимулировать развитие официальной экономики и приводить к дополнительному общему экономическому росту. Таким образом, рост теневой экономики сказывается на всех. При этом трудно оценить общий эффект роста теневого сектора на официальную экономику.

Слабое и произвольное обеспечение законов и нормативных актов правовой санкцией стимулирует теневую экономическую деятельность. Полученные выводы подчеркивают значение укрепления государственности и правовых институтов для ограничения как коррупции, так и связанной с ней теневой экономической деятельности.

Успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления. Экономическая безопасность государства должна формироваться на всех уровнях: государства, предприятия, личности. Чем выше социальная ответственность бизнеса и уровень духовности и морали общества, тем ниже уровень теневой экономики и коррупции в государстве и тем выше уровень экономической безопасности на всех уровнях.

Обобщающей теоретической установкой в связи с этим можно считать следующее утверждение: «… источником формирования угрозы безопасности страны служит многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения тех общественных отношений, которые формируют систему социальных взаимодействий в области безопасности страны» .
Согласно положениям теории систем, источником их зарождения и развития выступают базисные противоречия. А основу системных явлений определяет направленность на разрешение базисного (сущностного) противоречия в заданных условиях среды. Противоречия же существования (внешние) производны от базовых противоречий (внутренние), но их становление начинается с того, что свойство любого предмета приобретает диалектичность. Раздвоение свойства предмета сначала развивается в различие, различие – в противоположность, а противоположность – в противоречие существования. Базисное противоречие начинается с единства (тождества) противоположностей, а противоречие существования – с двоякого существования предмета. Базисное противоречие разрешается посредством движения, противоречие существования – посредством обмена между двумя формами одного и того же предмета. И если под воздействием внешних или внутренних факторов обмен прекращается, то возникает противоречие существования, которое останавливает движение предмета и в результате возникает так называемый системный кризис. Таким образом, кризис является формой проявления деструктивных противоречий, которые останавливают самодвижение предмета и способствуют разрушению системы. Применение диалектического подхода приводит к тому, что в деструктивном процессе стороны не взаимодействуют, а наоборот, разрушают друг друга, при этом целостность системы нарушается.
Кроме того, рассматривать безопасность без ее диалектической противоположности – опасности, неверно. Понять сущность безопасности можно только в рамках парной категории «опасность – безопасность». Применение диалектически противоположных понятий «опасность – безопасность» способствует проникновению вглубь любого явления общественной жизни. Категориальная связка «опасность – безопасность» в свете системного подхода предстает в следующем виде: опасность как саморазрушение системы означает не только то, что вышестоящая система подавляет нижестоящую систему или, наоборот, самостоятельность нижестоящей системы способствует разрушению системы как целого, а то, что саморазрушение есть результат взаимодействия образующих систему элементов. Мы видим, что система с данной точки зрения характеризуется не только способностью к самосохранению, самозащите и восстановлению целостности, но и способностью к саморазрушению, самораспаду.
Применение связки «опасность-безопасность» показывает, что в реальности любая система уже вовлечена в разрушительный процесс, а поэтому сама система находится в переходном в свою противоположность состоянии. Представление системы в единстве с опасностью как разрушающим, деструктивным процессом выявляет ее способность утрачивать свою целостность, самодостаточность и устойчивость. В противоположность опасности, безопасность означает упорядоченность хаоса, энтропии, восстановление порядка. Поэтому безопасность следует определять, как способность системы восстанавливать свою целостность.
Связывая предмет экономической безопасности с деструктивными процессами, разрушающими целостность экономической системы, мы приходим к необходимости рассматривать противоречия деструктивного характера, как форму противоречий существования, источник угроз целостности экономической системы. Данный вывод вызывает необходимость проводить исследование не в связке интересов, угроз и защиты, а в связке целостности экономики, угрозы этой целостности и защиты от угроз . Это обусловлено тем, что предлагаемая логическая цепочка исследования экономической безопасности переносит источник угроз вовнутрь экономической системы, что порождает необходимость выведения угроз экономической безопасности и средств их отражения из деструктивных экономических процессов, находящихся внутри самой системы. Таковы, по нашему мнению, основные теоретические моменты экономической безопасности, позволяющие подойти к явлению теневой экономики с совершенно новой стороны.
Как было уже отмечено, большинство исследователей по проблеме теневой экономики рассматривают ее как одну из основных угроз экономической безопасности. Теневая экономика отрицательно влияет на экономику государства и регионов, изымая из легального производства значительную часть факторов производства, снижая эффективность экономики и препятствуя расширенному воспроизводству и социально-экономическому развитию. Все же, рассматривая теневую экономику как угрозу экономической безопасности, большинство исследователей упускают из вида существенный момент. Он заключается в том, что и источник угроз экономической безопасности, а также факторы роста и развития теневой экономики имеют одни и те же предпосылки. Одной из публикаций, которая подтверждает актуальность данного тезиса, является статья С. Глинкиной и Г. Клейнера. Хотя в публикации авторы и рассматривают основные направления влияния роста теневой экономики на национальную безопасность, но уже постановка вопроса о взаимосвязи факторов безопасности с ростом теневой экономики является существенным шагом к пониманию их природы .
Как уже было отмечено нами, нарушение баланса интересов элементов приводит к развертыванию противоречий существования в деструктивные, что приводит к нарушению целостности экономической системы и усилению факторов, способствующих возникновению, росту и развитию теневой экономики. Кроме того, определив логическую связь определений «опасность» и «угроза» экономической безопасности с деструктивным процессом, мы можем перейти к их взаимосвязи с явлением теневой экономики. По нашему мнению, теневая экономика и теневые производственные отношения порождаются деструктивными процессами социально-экономической системы. Данный вывод дает нам основание считать, что противоречия существования системы при влиянии внутренних и внешних факторов могут стать деструктивными противоречиями, которые порождают как факторы существования теневой экономики, так и угрозы экономической безопасности. Иначе говоря, теневая экономика является следствием нарушения целостности системы и неразрешения (неснятия) деструктивных противоречий. В качестве примера можно привести диалектическое противоречие, заключенное в стоимости товара, которое выражается в противоречии его потребительской и меновой стоимости, что является основой его движения. Данное противоречие находит отражение в борьбе спекулятивного и торгово-промышленного капитала, что несет в себе угрозу целостности экономики государства и порождает сектора теневой экономики. Примером сектора теневой экономики может служить деятельность крупнейших российских сырьевых компаний, которые, используя оффшорные схемы, отрывают финансы от производства, лишая, таким образом, воспроизводственный процесс необходимых ресурсов, и еще больше усиливают сложившийся кризис реального сектора.
Логику процесса нарушения целостности экономической системы с точки зрения теории экономической безопасности и теневой экономики можно проследить на основе схематического представления. На рис. 2 показана логика нарушения целостности экономической системы. По мере усиления действия деструктивных факторов процесс разрушения целостности экономической системы проходит по линии: ущемление интересов – появление факторов роста и развития теневой экономики – усиление факторов, способствующих росту теневой экономики – возникновение теневой экономики в различных секторах – возникновение самостоятельной теневой экономической системы (это и означает разрушение целостности экономической системы).
Другими словами, если логика исследования экономической безопасности проходит по связке «целостность – угроза целостности – защита от угроз», то исследование проблемы теневой экономики должно выглядеть следующим образом: «деструктивные противоречия, нарушающие целостность – теневая экономика – разрешение деструктивных противоречий – восстановление целостности (сокращение теневой экономики)».
Выведенная логическая цепочка указывает на то, что деструктивные противоречия являются источником теневой экономики. Кроме того, появление деструктивных противоречий уже указывает на то, что целостность системы нарушена, а значит, она требует восстановления. Далее, разрешение противоречий способствует восстановлению целостности, а это, в свою очередь, означает уменьшение теневой экономики. Таким образом, противодействовать теневой экономике можно только мерами, направленными на восстановление целостности экономической системы.
Применение диалектической связки «опасность – безопасность» к проблеме теневой экономики заставляет соотносить «опасность» с теневой экономикой, как проявление деструктивных процессов социально-экономической системы. К теневому сектору как подсистеме экономики необходимо применить другую категориальную связку – «упорядоченность – стихийность». Смысл ее использования заключается в представлении конструктивной функции теневой экономики как процесса упорядочения, т.е. смягчения деструктивных процессов системы. Конструктивная функция теневой экономики возникает как способ нелегитимного разрешения деструктивных противоречий системы. Деструктивная функция теневой экономики соотносится со стихийностью как усиление энтропии, хаоса в системе, что ведет к ее дальнейшему разрушению. Применение категориальных связок к экономической системе позволяет выявить в ней место теневой экономики (рис. 3).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *