Бухгалтерский учет автомобиля

Бухгалтерский учет автомобиля

Читалка

Главная→ Читалка

Организация приобретает автомобиль. Бухгалтерский учет, налогообложение, регистрация автомобиля, учет ГСМ

 опубликовано: № 45 (755) — ноябрь 2006, добавлено: 15.11.2006     

Тематики:  Калейдоскоп. Все грани одной темы  

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс:

Наше предприятие планирует приобрести грузовую «ГАЗель» в автосалоне по безналичному расчету.

Какие действия должны мы предпринять для постановки транспортного средства на учет, его регистрацию?

Постановка на учет автомобиля в бухгалтерском учете

Как вести бухгалтерский и налоговый учет? Водителем будет работать работник нашего предприятия, заправка бензином будет производиться с помощью карточки.

Регистрация автомобиля

Согласно постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 12.08.2004 г.) собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в Государственной автомобильной инспекции в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок­счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

При этом регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных транспортных средств не осуществляются без представления их собственниками или иными владельцами страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Федеральным законом РФ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

То есть сначала Вы должны застраховать приобретенный автомобиль, а затем зарегистрировать его в Госавтоинспекции.

Бухгалтерский учет

Приобретенный организацией автомобиль в целях бухгалтерского учета признается основным средством.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.

При этом не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Принятие к бухгалтерскому учету приобретенного автомобиля и ввод его в эксплуатацию оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств по унифицированной форме № ОС-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7. В случаях приобретения автомобиля через сеть розничной торговли раздел 1 акта не заполняется.

Данные приема объекта в состав основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (форма № ОС-6).

Регистрация автомобиля на ООО влечет за собой необходимость заключения официального договора с покупателем. Нужно будет отразить и расходы в учете предприятия.

Бухгалтерский и налоговый учет автотранспорта

Ситуация будет иметь свои плюсы и минусы, причем многое будет зависеть от того, кто является продавцом машины – обычный гражданин или предприниматель, организация.

Документальное оформление сделки

Организации постоянно совершают сделки по закупке товаров, материалов. Чуть реже они сталкиваются с необходимостью закупки основных средств. Одной из разновидностей являются транспортные средства.

Зачастую ООО совершают сделки внутри предприятия, покупая машины у учредителей, руководителей или простых сотрудников фирмы. Но иногда все происходит по иному сценарию. Например, объявление о продаже может быть найдено в обычной газете. В этом случае продавцами становятся:

  • граждане;
  • иные организации.

Если продавец не имеет никакого отношения к бизнесу (не является ИП), то заключать договор купли-продажи необязательно. Достаточно будет закупочного акта. Но в нем обязательно нужно прописывать условия сделки и стоимость автомобиля, реквизиты покупателя и продавца. Таким образом, при покупке машины у физического лица бумажная волокита будет минимальной.

А вот покупку у другой организации нужно будет оформлять в форме договора купли-продажи. Дополнительно понадобится заполнить акт приемки-передачи.

Учесть на балансе можно будет только ту сумму, которая прописана в договоре или закупочном акте.

Дополнительно придется задокументировать факт передачи средств. Тут возможно несколько вариантов:

  1. если деньги выдаются из кассы, то составляется кассовый ордер;
  2. при безналичной оплате потребуется платежное поручение и выписка из банка покупателя.

Расплачиваться с физическими лицами и другими компаниями можно без ограничения по суммам. А если продавец является ИП, то отдать ему на руки больше 100000 рублей за раз нельзя.

Особенности учета НДС, налоги и штрафы

Любая организация, приобретающая автомобиль, заинтересована в том, чтобы в документах был выделен НДС. В противном случае принять его к вычету нельзя. Зато начислять его впоследствии во время продажи транспортного средства придется, что является существенным недостатком.

С этой точки зрения заключать договор выгоднее с другими компаниями. Они могут выделить НДС, в отличие от обычного гражданина.

Приятным бонусом является то, что амортизация по транспортным средствам учитывается на балансе. Соответствующие суммы можно списать на расходы, а значит, снизить конечный размер налога на прибыль.

При записи автомобиля на ООО придется платить налог на имущество, который можно будет учесть в финансовом результате. А вот штрафы за нарушение ПДД окажутся у организаций выше, чем у физических лиц. Но, как правило, при остановке гаишниками они выписываются на водителя, а при регистрации нарушения камерами – на ООО.

Право использования авто

Просто так взять машину предприятия не получится. Необходимо будет выписать на конкретное лицо доверенность. Зато путевые листы использовать совсем необязательно.

Существенным недостатком является то, что ни один из сотрудников компании или его учредитель не имеет права использовать автомобиль компании в личных целях. В противном случае имеет место быть получение личной материальной выгоды, которая подлежит налогообложению.

Подведем итоги

В оформлении автомобиля на ООО существует немало нюансов. Их необходимо учитывать при заключении договора. Если организация хочет принять в зачет НДС, то при покупке машины у физического лица имеет смысл привлечь к сделке посредника.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область:+7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область:+7-812-467-37-54
  • Федеральный:+7-800-350-84-02

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 июля 2013 г.

Продажа транспортного средства организацией

N ЕД-4-3/13609@

О ПРИНЯТИИ К УЧЕТУ АВТОМОБИЛЯ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами налоговых органов и индивидуальных предпринимателей о порядке принятия к учету автомобиля в качестве основного средства, приобретенного физическим лицом до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность на общей системе налогообложения, сообщает следующее.

Согласно Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, при исчислении налоговой базы в соответствии с Кодекса имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей на основании Кодекса утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее — Порядок).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 Порядка амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. При этом начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, непосредственно используемое для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенное за плату.

Согласно Постановлениям ФАС УО от 25.02.2010 , ФАС ЗСО от 25.01.2010 по делу и ФАС СЗО от 18.03.2008 по делу использование предпринимателем имущества в личных целях до начала ведения деятельности не лишает его права включать стоимость имущества в налоговые расходы. А тот факт, что имущество было приобретено еще до начала ведения предпринимательской деятельности, не имеет значения. Начисление амортизации по основным средствам начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в использование.

Судами сделан вывод, что имущество должно использоваться для предпринимательской деятельности, а не приобретаться в период ее ведения.

и Порядком не установлено, что начисление амортизации производится только по основным средствам, которые приобретены физическим лицом после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению ФНС России, вне зависимости от времени приобретения основного средства индивидуальный предприниматель вправе начислять по нему амортизацию, в случае использования основного средства для извлечения дохода от предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель вправе принять автомобиль к учету в качестве основного средства. Подтверждением может быть акт о приеме-передаче объекта основных средств и инвентарная карточка, введение в эксплуатацию данного автомобиля (приказ, путевые листы об использовании автомобиля и т.д.).

Согласно пункту 37 раздела IX Порядка амортизируемое имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с разделами VII и VIII Порядка.

В соответствии с пунктом 44 Порядка индивидуальные предприниматели, приобретающие объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе уменьшить срок полезного использования основного средства, бывшего в употреблении, на количество лет (месяцев) его эксплуатации собственником (физическим лицом), в том числе до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, должны быть документы, подтверждающие приобретение автомобиля физическим лицом (договор купли-продажи, платежные документы об оплате стоимости автомобиля), а также технический паспорт автомобиля.

Доведите данное разъяснение, согласованное с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *