Бухгалтерский учет транспортных услуг

Бухгалтерский учет транспортных услуг

Содержание

Главная — Статьи

Транспортная экспедиция: особенности учета и составления счетов-фактур

Комментарий к Письму Минфина России от 21.09.2012 N 03-07-09/132 «О порядке составления счетов-фактур при оказании услуг по договору транспортной экспедиции»

В рассматриваемом Письме от 21.09.2012 N 03-07-09/132 специалисты Минфина России разъяснили, как оформлять счета-фактуры организациям, которые оказывают услуги по договорам транспортной экспедиции.

У читателей может возникнуть вопрос: а в чем, собственно, сложности? Услуги, которые оказывает экспедитор в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК РФ). Значит, счет-фактуру следует выписывать на стоимость оказанных услуг.
Однако не все так просто. Дело в том, что на сегодняшний день нет однозначной позиции по вопросу, является ли договор транспортной экспедиции посредническим или нет. А отсюда и сложности, возникающие при составлении счетов-фактур.

Особенности договора транспортной экспедиции

Напомним, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Иными словами, экспедитор за вознаграждение и за счет другой стороны выполняет лично или организует выполнение третьими лицами определенных работ (услуг) (ст. 805 ГК РФ).

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом. Для этого экспедитор заключает от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечивает отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать и дополнительные услуги, необходимые для доставки груза, например такие как:

  • получение документов, необходимых для экспорта или импорта;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • иные операции и услуги.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

Следовательно, договор транспортной экспедиции не является договором на перевозку груза. Непосредственно перевозкой груза занимается специализированная транспортная организация, которая владеет собственными транспортными средствами (автомобилями, самолетами, морскими судами, железнодорожными составами).

В то же время специализированная транспортная компания может выступать одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика. В этом случае договор, заключенный между транспортной компанией и клиентом, будет являться смешанным. Отношения с клиентом будут регулироваться не только положениями гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ, но и положениями гл. 40 "Перевозка" ГК РФ.

Договор об оказании услуг или посреднический договор

В отношении правовой природы договоров транспортной экспедиции существует две различные позиции.

Первая из них основана на том, что договор транспортной экспедиции является посредническим договором. На это указывают положения ст. 801 ГК РФ об обязанности экспедитора заключить договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также об обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиторских услуг. Кроме того, клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, которые он понес в интересах клиента (ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Вторая позиция прямо противоположна первой. По мнению специалистов, которые придерживаются этой позиции, договор транспортной экспедиции не является посредническим, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора.

Такую позицию занял, в частности, ФАС Московского округа. В своих Постановлениях от 22.01.2008 N КА-А41/14327-07, от 15.02.2008 N КА-А41/262-08 по делу N А41-К2-8680/07, от 27.11.2008 N КГ-А40/10970-08 суд пришел к выводу о том, что транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности. Отсюда и вывод о том, что договор транспортной экспедиции не является посредническим (Определением ВАС РФ от 07.05.2009 N ВАС-2785/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения).

Позиция ФАС Московского округа основана на выводах, приведенных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 N 5056/98 по делу N А56-19229/97.

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции можно разделить на две группы. Основные услуги экспедитора по договору транспортной экспедиции (заключение договора перевозки грузов, осуществление расчетов с перевозчиками, оформление соглашений о страховании грузов) напоминают действия агента, которые он совершает в интересах принципала, то есть имеют черты посреднических операций. В то же время экспедитор может оказывать услуги по перевозке самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Дополнительные услуги для клиента согласно договору транспортной экспедиции (получение документов, необходимых для экспорта или импорта, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения и др.) экспедитор, как правило, оказывает своими силами.

Следовательно, договор транспортной экспедиции — это особый вид гражданско-правового договора, который может содержать положения, аналогичные договору об оказании услуг или посредническому договору.

Бухгалтерский учет и налог на прибыль

Положения договора транспортной экспедиции влияют на порядок бухгалтерского учета и расчет налога на прибыль. Иными словами, в зависимости от условий договора транспортной экспедиции бухгалтер будет отражать в бухгалтерском и налоговом учете выручку от реализации и расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, то выручкой от реализации будет являться стоимость всех услуг, оказанных клиенту в рамках договора, включая стоимость перевозки. При этом не имеет значения, осуществляет ли перевозку перевозчик или экспедитор. Выручка от реализации в этом случае признается экспедитором исходя из всех поступлений по договору транспортной экспедиции. В себестоимость экспедиционных услуг включаются все затраты, понесенные в связи с исполнением договора.

Пример. Организация ООО "Трансэкспедиция" заключила договор транспортной экспедиции с ООО "Стройпромторг" на организацию перевозок строительных материалов. Согласно условиям договора экспедитор может привлекать третьих лиц для выполнения обязательств по договору.
Согласно договору перевозки, заключенному экспедитором с ООО "Трансвей", расходы на оплату услуг перевозчика составили 47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.
Вариант 1 (заключен договор об оказании услуг). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. Клиент не компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор не передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО "Трансэкспедиция" необходимо сделать следующие записи:
Дебет 20 Кредит 60
— 40 000 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 19 Кредит 60
— 7200 руб. — учтена сумма "входного" НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС", Кредит 19
— 7200 руб. — предъявлена к налоговому вычету сумма "входного" НДС;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 59 000 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС",
— 9000 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-2 Кредит 20
— 40 000 руб. — списаны расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (59 000 — 9000 — 40 000) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы от реализации все поступления от клиента (50 000 руб.), а выплаты перевозчику (40 000 руб.) он может учитывать в составе расходов при условии, что эти затраты клиент не компенсирует (Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/185, от 16.02.2009 N 03-03-06/1/65).

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, то выручкой от реализации будет являться вознаграждение экспедитора без учета стоимости перевозки. При этом клиент компенсирует экспедитору расходы, понесенные им по договору перевозки, и другие расходы.

Окончание примера. Вариант 2 (заключен посреднический договор). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб. Клиент компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО "Трансэкспедиция" необходимо сделать следующие записи:
Дебет 76 Кредит 60
— 47 200 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика, подлежащие компенсации клиентом;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 11 800 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС",
— 1800 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (11 800 — 1800) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы только свое вознаграждение (10 000 руб.). Денежные средства, поступившие от клиента и перечисленные перевозчику в счет оплаты услуг по перевозке (47 200 руб.), в целях налогообложения не признаются ни доходом, ни расходом (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ, Письма Минфина России от 24.05.2012 N 03-03-06/1/270, от 30.03.2005 N 03-04-11/69).

Примечание. Считаем, что для корректности пример следовало бы дополнить условием об отсутствии собственных затрат экспедитора в обоих вариантах выполнения договора.

НДС и счета-фактуры

Как видно из приведенного примера, порядок расчета НДС также зависит от юридической квалификации договора транспортной экспедиции.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, налоговой базой по НДС будут все поступления по договору транспортной экспедиции.

Учет в транспортном предприятии: особенности услуг по перевозке грузов

Следовательно, экспедитор должен оформить счет-фактуру на весь объем оказанных услуг и зарегистрировать его в книге продаж (на сумму 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.). "Входной" НДС, указанный перевозчиком в счете-фактуре на услуги по перевозке (7200 руб.), экспедитор может предъявить к налоговому вычету.

Если же положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому, экспедитор обязан уплатить НДС только со своего посреднического вознаграждения.

При этом он оформляет для клиента два счета-фактуры: один — на сумму вознаграждения экспедитора без указания стоимости услуг по перевозке (11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.), другой — на стоимость услуг по перевозке (47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.).

В комментируемом Письме N 03-07-09/132 специалисты Минфина России напомнили, что счет-фактуру на стоимость услуг по перевозке экспедитор составляет в порядке, который предусмотрен Правилами заполнения счетов-фактур (Правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137) для комиссионеров (агентов).

Это значит, что в счете-фактуре, который на стоимость услуг по перевозке выставляет клиенту экспедитор, ему необходимо указать реквизиты фактического перевозчика (наименование, ИНН, КПП, адрес) и проставить свою подпись.

Свое наименование в таком счете-фактуре экспедитор может указать дополнительно (Письмо ФНС России от 04.04.2012 N ЕД-4-3/5617@).

Счет-фактуру, который экспедитор выставляет клиенту на стоимость услуг по перевозке, экспедитор не регистрирует в книге продаж. Следовательно, сумму НДС, указанную в этом счете-фактуре (7200 руб.), экспедитор не должен перечислять в бюджет и указывать в налоговой декларации по НДС.

Счет-фактуру, который экспедитор получил от перевозчика, экспедитор не регистрирует в книге покупок. Следовательно, сумму "входного" НДС по услугам перевозчика (7200 руб.) он не предъявляет к налоговому вычету и также не указывает в налоговой декларации по НДС.

Декабрь 2012 г.

Организация налогового учета, Счет-фактура

Рассмотрены наиболее выгодные с точки зрения ведения учета и снижения фискальной нагрузки системы налогообложения – УСН, патент (ПСН) и ЕНВД. Условия применения, примеры расчета налоговых платежей.

Понятие «грузоперевозки» регламентируется ГК РФ (стат. 785 пункт 1) и подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по назначению согласно заключенным договорам (глава 40 ГК РФ). Такая деятельность не требует оформления разрешительных лицензий, достаточно зарегистрировать бизнес и выбрать подходящий режим. Как оптимизировать налогообложение грузоперевозок легальными методами? Какие сложности в учете транспортных операций поджидают руководителя? Все нормативные подробности ниже.

Важно! Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование (глава 41 ГК РФ) определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.

Допустимые налоговые режимы

Чтобы определить с выбором, необходимо принимать во внимание организационно-правовой статус фирмы, количество рабочих единиц транспорта, масштаб планируемых сделок и объем выручки за период. Доступные режимы для ИП и ООО различаются. При этом законодательно варьируются не только уплачиваемые налоги, но и документооборот, а также методология ведения учета.

Обсуждаемые системы налогообложения в сфере транспортных услуг:

  1. УСН – предусматривает уплату налога по объекту «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (ставка 15 %, но может применяться пониженный размер ставки по решению региональных органов власти). Выбор варианта осуществляется компанией самостоятельно, в течение года смена объекта налогообложения запрещена. Основные условия для применения в 2017 году (Закон № 243 от 03.07.16 г.) – численность (не более 100 чел.), совокупный размер выручки за отчетный период (не более 120 млн. руб.), предел выручки в части перехода (не более 90 млн. руб.).
  2. ЕНВД – применяется компаниями (предприятиями или ИП) с численностью единиц транспорта не более 20, включая арендуемые средства (стат. 346.26 подп. 5 п. 2), если вид деятельности относится к вмененной согласно региональному законодательству. При наличии нескольких видов ОКВЭД следует разграничить показатели путем ведения раздельного учета. Критерии для использования ЕНВД – численность наемного персонала (не более 100 чел.), доля участия прочих юридических лиц в бизнесе (не более 25 %).
  3. ПСН – применяется только ИП путем приобретения патента на календарный год по месту проживания предпринимателя (стат. 346.45 НК). Критерии для использования в 2017 году – численность в части ПСН (не более 15 чел.), общая выручка (не более 60 млн. руб.). При заключении договоров услуг по месту регистрации бизнеса приобретать патенты в других регионах не требуется.

    Операции по договору транспортной экспедиции в учете заказчика

    Это подтверждает Минфин в Письме № 03-11-12/15 от 07.02.13 г.

Обратите внимание! ОСНО (общая система налогообложения) в сфере грузоперевозок здесь не рассматривается, так как относится к одному из самых сложных с точки зрения учета налоговому режиму. Фискальная нагрузка на бизнесе по ОСН также считается обременительной в сравнении с более выгодными специальными режимами.

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Оценить положительные и отрицательные нюансы различных налоговых режимов помогут обзорные характеристики, собранные в единую таблицу. Предпринимателям следует учесть, что одновременное использование ПСН и ЕНВД не допускается. Планируемые коды ОКВЭД необходимо выбрать до регистрации фирмы или добавить к уже имеющимся в процессе работы.

Сравнительная таблица системы налогообложения для транспортных компаний:

Признак

УСН

ЕНВД

ПСН

Кто вправе использовать

Организации и ИП

Организации и ИП

ИП

Ограничения по количеству средств транспорта

нет

нет

Период действия

Без ограничений

До 2021 года (продлено Президентом 2.06.16 г. в Законопроекте № 1025686-6)

В пределах календарного года

Ограничение региона действия

нет

Регион/субъект РФ постановки на учет как плательщика ЕНВД

Регион/субъект РФ выдачи патента в части заключаемых сделок

Лимит численности (чел.)

Лимит годовой выручки (млн. руб.)

нет

Ставка налога (%)

6/15 (в отдельных регионах может снижаться по решению муниципальных образований)

15 (в отдельных регионах может быть снижена до 7,5)

6 (в отдельных регионах может быть снижена до 0 для отдельных категорий ИП)

Основные базовые показатели для расчета налога

Объект налогообложения («доходы» или же «доходы-расходы»)

Базовая доходность, физические показатели, коэффициенты К1, К2

Величина предполагаемого дохода, процентная ставка, срок действия ПСН

Выплаты, уменьшающие размер налога к уплате

С ограничением в 50 % – страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; торговый сбор в определенных законом случаях (стат. 346.21 п. 8 НК)

С ограничением в 50 % – страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; больничные пособия. Для ИП – фиксированные платежи без ограничений

нет

Налоговая разгрузка

Не платится НДС, имущество, прибыль

Не платится НДС (за исключением импортных операций), имущество, НДФЛ в части вмененных доходов для ИП, прибыль – для юридических лиц

Не платится НДС, имущество, НДФЛ

Сложность учета

Требуется тщательный учет доходов и расходов путем составления КУДиР. Декларации сдаются по итогам года. Бухучет разрешено вести в упрощенном порядке субъектам МП

Декларации предоставляются ежеквартально. Бухучет ведется предприятиями. ИП освобождаются от ведения учета и заполнения регистров отражения операций (Закон № 402-ФЗ пункт 1 стат. 2)

Сдача деклараций и прочих отчетов не требуется. Учет затрат и доходов не ведется

Реальный пример расчета налогов к уплате

Для определения оптимальной системы налогообложения грузоперевозок подсчитаем налоговую базу и возможные суммы налогов к уплате на конкретном примере.

Исходные данные:

  • Правовая форма перевозчика – ИП.
  • Муниципальное образование – г. Ростов-на-Дону.
  • Деятельность – грузоперевозки.
  • Количество единиц транспорта – 12.
  • Наемные служащие – 3 чел.
  • Выручка доход за 4 кв. – 875000 руб.
  • Уплачены страховые взносы за сотрудников в 4 кв. 2016 г. – 37 500 руб.
  • При работе на ЕНВД уплачено фиксированных взносов в 4 кв. 2016 г. – 7 800 руб.

Таблица расчетов уплачиваемых сумм налоговых платежей за отчетный период:

Величина налога

УСН

ЕНВД

ПСН

«Доходы»

«Доходы – расходы»

Ставка налога с учетом особенностей муниципального образования

6 %

10 % (Закон № 843-ЗС от 10.05.12 г.)

15 %, БД = 6 000 на 1 машину; К1 = 1,798, К2 = 1

6 %, потенциальный доход на 12 машин = 3 832 000

Основание – Закон № 843-ЗС от 10.05.12 г.

Расчет налога

875 000 х 6 % = 52 500 – 26 250 (50 % от начисленной суммы налога) = 26 250

(875 000 – 37 500) х 10 % = 83 750

6 000 х 12 х 1,798 х 1 х 15 % = 19 418,4 х 3 мес. = 58 255,20 – 29 127,60 (50 % от начисленной суммы налогов) = 29 127,60 – 7 800 = 21 327,60

Расчет выполнен за 3 мес., исходя из срока действия патента в 1 год.

На 12 машин 57 480 = 3 832 000 х 6% / 12 х 3

Итого по применяемому режиму налогов к уплате, в руб.

26 250

83 750

21 327,60

57 480

Выводы

При указанных исходных данных, включающих регион ведения деятельности, наиболее оптимальным режимом для предпринимателей становится ЕНВД. Дополнительно при начислении вмененного налога в качестве уменьшающих сумм берутся фиксированные платежи, оплачиваемые ИП «за себя» по установленным тарифам.

Позволяет снизить налоговую нагрузку на компанию и применение УСН «доходы». Невыгодной при углубленных просчетах оказывается использование патента и УСН «доходы – расходы».

В части формирования учета и отражения хозяйственных операций предприниматели пользуются преимуществом, так как законом освобождены от необходимости вести бухучет.

Компаниями-юридическими лицами может применяться упрощенная методика построения учета со сдачей обязательных отчетов по сокращенному перечню. Что касается вышеприведенных расчетов, они действительны не только для ИП, но и для организаций.

Виктор Степанов, 2017-01-22

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Рекомендуемые похожие материалы

Справочные материалы по теме



Сохраните статью в социальные сети:

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№11,

Экономические науки

Епанешников Владимир Владимирович (Кандидат педагогических наук)

Михайлов Сергей Сергеевич

Ключевые слова: УЧЕТ ЗАТРАТ; ТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ; РАСХОДЫ; СЕБЕСТОИМОСТЬ; НОРМА; COST ACCOUNT; TRANSPORTATION ORGANIZATION; TRANSPORT SERVICES; COSTS; COST PRICE; NORM.

Аннотация: В статье определена роль транспортных расходов в совокупных затратах предприятий на производство продукции. Рассмотрены особенности их формирования и учета. Сформулирован перечень основных факторов, оказывающих влияние на структуру данных затрат в транспортных организациях.

Довольно-таки большое количество организаций и компаний, как известно всем, осуществляют хозяйственную деятельность различных отраслей. При этом некоторые из них в процессе своей деятельности могут столкнуться с транспортными расходами, которые связаны с какими-либо материальными ценностями. Оказание транспортных услуг осуществляется компаниями, имеющими на балансе или по договору аренды технику . Что мы можем иметь под понятием «услуги»? В данном случае, это перевозка грузов или пассажиров. Учет (транспортные расходы) в транспортных компаниях ведут в соответствии с бухгалтерским и налоговым законодательствами, а также согласно распоряжениям Минтранса .

В транспортных организациях применяются специальные методы, способы, а также особые приемы учета затрат на производство их продукции. Формирование себестоимости готового продукта зависит, в первую очередь, от состава затрат самой организации, от вида ее деятельности. Основной вид активов транспортных организаций – транспортные средства, что является отличительной особенностью данных компаний. Важной составляющей себестоимости работ в транспортных организациях, конечно же, являются транспортные расходы предприятия. К таким расходам относят стоимость транспортировки определенных грузов, которые осуществляются сторонними организациями, и себестоимость работы собственного транспорта компании. Данные транспортные расходы зависят от различных факторов, к которым можно отнести условия эксплуатации, структуру перевозимых грузов, расстояние и вид автопарка, марки транспортных средств, регулярное техническое обслуживание и другие.

В составе затрат транспортных организаций значимый объем занимают расходы на горюче-смазочные материалы и шины. Нужно уметь правильно организовывать учет этих активов. Ведь от этого зависит перспектива транспортной компании, ее эффективная работа и финансовое благополучие. На сегодняшний день учет затрат транспортных организаций идет по следующим основным статьям: затраты на топливо, на ремонтные работы, на амортизацию, на оплату труда водителей, на смазочные и обтирающие материалы, на восстановление и ремонт автошин .

Под влиянием всевозможных факторов формируются транспортные затраты (расходы). Они могут объединяться в соответствии с определенными особенностями и характеристиками предприятий. Наиболее широкое распространение получило деление факторов на внешние и внутренние . Внешние факторы – это автономные факторы, которые свободны от влияния предприятий, отражают условия и окружающую среду работы организаций. Сюда можно отнести изменение тарифов и ставок, нормы начислений, стоимость компонентов материальных затрат и т.д. Внутренние же факторы – это, наоборот, факторы зависимые, которые объединены с употреблением ресурсов для изготовления продукции. К таким факторам причисляют, например, объем и структуру, равномерное исполнение предоставленного плана производства, состояние и эффективность использования материально-технической базы, производительность труда.

Многие из названных выше факторов оказывают влияние на величину затрат не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи, что нельзя оставить без внимания при анализе затрат предприятия .

В зависимости от выбранного предприятием метода отражения в учете затрат по доставке и заготовке товаров различается порядок учета транспортных расходов. Например, если порядок отражения транспортных расходов связан с приобретением каких-либо товаров, то в бухгалтерском учете используется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Здесь включаются также счета 41 «Товары», 44 «Издержки обращения», списание расходов в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и т.д. Могут отражаться транспортные расходы в следующих проводках:
— Д 19 К 76 – учтен НДС по транспортным расходам;
— Д 76 К 51 – оплачены услуги транспортной организации;
— Д 46 К 44 – списаны издержки обращения, т.е. транспортные расходы, на себестоимость;
— Д 51 К 62 – поступила сумма возмещения транспортных расходов от покупателя (включая НДС).

Рассмотрим на примерах некоторые виды показателей и порядок их использования (затрат):
1. Пробег транспортного средства: учет ведется путем снятия показателя одометра с указанием данных в путевом листе .
2. Норма расхода топлива: устанавливается на основании норм Минтранса или самостоятельно разработанных тарифов .
3. Прочие расходные материалы – жидкости, присадки и другие: устанавливаются организациями на основании технических характеристик транспортного средства.
4. Расходы на текущий ремонт: затраты списываются в размере фактических расходов.
5. Расходы на средний и капитальный ремонт: списание производится в текущем периоде фактических затрат, при этом используя средства создаваемых резервов .

Кроме вышесказанных расходов, так называемых нормируемых, эксплуатация транспорта имеет дополнительные расходы по обеспечению предрейсовых медицинских осмотров, страхованию транспортного средства, периодическому техническому осмотру транспорта, проведению регулярного технического обслуживания, услуг по погрузо-разгрузочным работам, услуг по взвешиванию груза и т.д.

Для обеспечения норм показателей транспортные организации должны выпускать приказы разового характера или при изменении условий эксплуатации . В данных стандартных перечнях приказов указываются лица, получившие транспортное средство на хранение; нормы расходования топлива и прочих жидкостей; нормы и периодичность замен шин; состав комиссии, отвечающей за оценку состояния транспорта, необходимость проведения ремонта, перечень заменяемых узлов. Комиссия рассчитывает периодичность проведения среднего и капитального видов ремонта .

Наличие приказов, устанавливающих нормы расходов, проверяется ИФНС как документы, позволяющие определить обоснованность налогообложения . Нормирование расходов прилагается предприятиям, которые имеют транспортные средства, а также которые оказывают транспортные услуги для собственных перевозок работников или грузов.

Таким образом, затраты транспортной организации являются немаловажной составляющей расходов, связанных с реализацией продукции. Организации самостоятельно могут утверждать в учетной политике для целей бухгалтерского учета перечень транспортных затрат по доставке необходимых материальных ценностей на предприятие. Однако нельзя оставлять без внимания экономическую сущность самих расходов и специфику деятельности компании. Построение эффективной системы управления транспортными затратами в транспортных организациях, позволит транспортным предприятиям в дальнейшем понизить совокупные затраты на производство своей продукции, увеличить свою экономическую безопасность, а также улучшить свое финансовое состояние.

Список литературы

  1. Михайловская Ю.В. Сбыт продукции: как учесть транспортные расходы? / Ю.В. Михайловская // Главбух. — 2002. — №23. — С. 23-29.
  2. Стринковская А.С. Проблемы и тенденции развития рынка транспортных услуг в современных условиях // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – № 3 (13). – С. 75-82.
  3. Сухарева С.В. Прогнозирование, основа успешного функционирования автотранспортного предприятия //NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 2. № 50. – С. 80-82.
  4. Чаннова С.В. Ремонт автомобиля / С.В. Чаннова // Главбух. — 2001. — №15. — С. 27-32.
  5. Эйхлер И.А. Организация эффективной работы системы транспортного обеспечения сельскохозяйственной деятельности / И.А. Эйхлер, В.В. Буц // Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее материалы II Международной научно-практической конференции. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)». – 2016. – С. 722-725.
  6. Эйхлер Л.В. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды: монография / Л.В. Эйхлер, А.С. Стринковская. – Омск: ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (СибАДИ), 2011. – С. 26-56.
  7. Akhmetshin E.M, Osadchy E.A., New requirements to the control of the maintenance of accounting records of the company in the conditions of the economic insecurity//International Business Management. — 2015. — Vol.9, Is.5. — P.895-902.
  8. Электронный журнал. – Особенности налогового и бухгалтерского учета в транспортной компании. URL: http://online-buhuchet.ru/uchet-v-transportnoj-kompanii/ (Дата обращения 15.12.2017)

Главная — Статьи

Доставка товаров покупателю: бухгалтерский учет и налогообложение

Торговые и производственные организации могут доставлять товары и продукцию покупателям собственными силами или с привлечением специализированных транспортных компаний. Ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения таких операций зависят, прежде всего, от конкретных условий договора, заключенного с покупателем.

Стоимость доставки включена в цену товаров или продукции

Широко распространена практика включения стоимости доставки в цену товаров или продукции. Если в соответствии с договором купли-продажи (поставки) на продавца (поставщика) помимо прочих возложена обязанность доставить товар (продукцию) до склада покупателя или до иного согласованного места, с покупателя не взимается никакой дополнительной платы за доставку.
В такой ситуации расходы на доставку следует признавать коммерческими расходами продавца (поставщика) и отражать на счете 44 "Расходы на продажу". Выручка признается в полной сумме, исходя из цены товара, включающей и стоимость доставки, не выделяемую в документе. Эта же сумма фигурирует и при определении налоговой базы по НДС, налогу на прибыль или единому налогу при применении УСН.
При исчислении НДС может возникнуть проблема: если организация продает товары, облагаемые налогом по ставке 10%, или если в рамках одного договора (одной поставки) реализуются товары, облагаемые НДС по разным ставкам. В таком случае возникает вопрос: какую ставку налога нужно применить в отношении стоимости доставки, если она не выделена из цены товаров (продукции)?
МНС России в Письме от 19.04.2004 N 01-2-03/555 разъясняло: реализация услуг по доставке собственным транспортом товаров, реализация которых облагается по ставке 10%, облагается по ставке 18%, ведь транспортные услуги (услуги по доставке) не включены в перечень товаров, работ и услуг, облагаемых НДС по ставке 10%.
Заметим, что такой подход требует выделения стоимости доставки из общей цены договора, а это будет противоречить условиям рассматриваемого договора. Более того, есть ряд примеров из арбитражной практики, показывающих, что суды признают правомерным исчисление НДС по ставке 10% в случае, если доставка товаров, облагаемых по этой ставке, предусмотрена условиями договора и включена в стоимость данных товаров (Постановления ФАС Московского округа от 06.02.2009 N КА-А40/167-09, 29.01.2008 N КА-А40/14801-07).
Значит, в рассматриваемой ситуации, когда доставка включена в цену товара (продукции) и отдельно в документах не выделяется, начислять НДС нужно исходя из ставок, применяемых в отношении соответствующих видов товаров (продукции). Налоговая база определяется исходя из цен товаров, установленных продавцом (поставщиком), уже включающих в себя и стоимость доставки.
Рассмотрим, как в такой ситуации ведется бухгалтерский учет.
Когда доставка производится собственными силами, конкретная схема учетных записей зависит от организационной структуры компании.
Если у фирмы есть собственный транспортный цех или иное структурное подразделение, занимающееся перевозками (доставкой сырья, товаров и готовой продукции), расходы такого подразделения в течение месяца собирают на счете 23 "Вспомогательные производства". По итогам месяца фактические расходы в части, приходящейся на операции по доставке товаров и продукции покупателям, списывают с кредита счета 23 в дебет счета 44.
Если в структуре компании не выделено транспортное подразделение, но, тем не менее, имеется собственный или арендованный транспорт, который задействован для доставки продукции и товаров покупателям, фактические расходы, связанные с такими операциями (амортизация, арендная плата за данные транспортные средства, стоимость израсходованных ГСМ, расходы на ремонт этих транспортных средств, заработная плата водителей и страховые взносы с нее и др.), относят непосредственно в дебет счета 44 (в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета амортизации, материальных ценностей, расчетов) (пример 1).

Пример 1. Производственная компания имеет в своей структуре транспортный цех. В течение месяца покупателям было отгружено продукции на 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.). Фактическая себестоимость проданной продукции — 540 000 руб. Оплата за продукцию произведена покупателями в следующем месяце.
По условиям договоров поставки в обязанности поставщика входит доставка продукции до склада покупателя собственными силами, при этом ее стоимость включена в цену продукции (отдельно не выделяется и не взимается).
Расходы транспортного цеха по доставке продукции за месяц: амортизация основных средств — 3620 руб., заработная плата водителей и страховые взносы — 52 080 руб., израсходованные ГСМ — 6000 руб.
Произведены учетные записи:
Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
К-т сч. 90 "Продажи", субсч. 1 "Выручка",
1 180 000 руб.
отражена выручка от продажи продукции;
Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. 2 "Себестоимость продаж",
К-т сч. 43 "Готовая продукция"
540 000 руб.
списана проданная продукция по фактической себестоимости;
Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. 3 "НДС",
К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"
180 000 руб.
начислен НДС;
Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства"
К-т сч. 02 "Амортизация основных средств"
3620 руб.
начислена амортизация основных средств транспортного цеха;
Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства"
К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
52 080 руб.
начислена заработная плата работникам транспортного цеха и страховые взносы;
Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства"
К-т сч. 10 "Материалы", субсч. 3 "Топливо",
6000 руб.
списаны израсходованные ГСМ;
Д-т сч. 44 "Расходы на продажу"
К-т сч. 23 "Вспомогательные производства"
61 700 руб. (3620 + 52 080 + 6000)
включены фактические расходы транспортного цеха на доставку продукции покупателям в состав расходов на продажу (коммерческих расходов);
Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Коммерческие расходы",
К-т сч. 44 "Расходы на продажу"
61 700 руб.
списаны коммерческие расходы (сумма указана в части расходов на доставку продукции покупателям) в конце месяца;
Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. 9 "Прибыль/убыток от продаж",
К-т сч. 99 "Прибыли и убытки"
398 300 руб. (1 180 000 — 180 000 — 540 000 — 61 700)
выявлен и списан по итогам месяца финансовый результат от продажи продукции (прибыль);
Д-т сч. 51 "Расчетные счета"
К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
1 180 000 руб.
получена оплата за продукцию от покупателей.

Если же доставка осуществляется силами специализированной сторонней (транспортной) организации, расчеты с ней отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в общем порядке (пример 2).

Пример 2. Организация оптовой торговли осуществляет доставку товаров покупателям силами специализированной транспортной организации. Обязанность по доставке товаров лежит на торговой организации (поставщике), отдельная плата за доставку с покупателей не взимается (включается в цену товара).
За месяц было продано товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, на общую сумму 550 000 руб. (в том числе НДС — 50 000 руб.). Их стоимость — 340 000 руб. Расходы на доставку товаров покупателям составили 35 400 руб. (в том числе НДС, предъявленный транспортной организацией по ставке 18%, — 5400 руб.). Оплата за товары получена в следующем месяце.
Произведены учетные записи:
Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
К-т сч. 90 "Продажи", субсч.

Транспортная экспедиция: учет и налогообложение

1 "Выручка",
550 000 руб.
отражена выручка от продажи товаров;
Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. 2 "Себестоимость продаж",
К-т сч. 41 "Товары"
340 000 руб.
списаны проданные товары по покупной стоимости;
Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. 3 "НДС",
К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"
50 000 руб.
начислен НДС;
Д-т сч. 44 "Расходы на продажу"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
30 000 руб.
отражены расходы на доставку товаров покупателям силами сторонней транспортной организации (без НДС);
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
5400 руб.
отражен НДС, предъявленный транспортной организацией;
Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"
К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
5400 руб.
предъявлен к вычету НДС по транспортным услугам;
Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Коммерческие расходы",
К-т сч. 44 "Расходы на продажу"
30 000 руб.
списаны коммерческие расходы (сумма указана в части расходов на доставку товаров покупателям) в конце месяца;
Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Прибыль/убыток от продаж",
К-т сч. 99 "Прибыли и убытки"
130 000 руб. (550 000 — 50 000 — 340 000 — 30 000)
выявлен и списан по итогам месяца финансовый результат от продажи товаров (прибыль);
Д-т сч. 51 "Расчетные счета"
К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
550 000 руб.
получена оплата за товары от покупателей.

Май 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *