Бюджетирование в 1С упп самоучитель
Содержание
- Задачи, решаемые при помощи подсистемы
- Альтернативные варианты решения задач формирования бюджетов
- Финансовый анализ
- Целесообразность использования подсистемы для решения других задач
- Формирование бюджетов
- Управленческий и финансовый анализ статей бюджета и фактических данных
- Решение других задач в подсистеме «Бюджетирования»
1С:Предприятие 8.2 /
Управление производственным предприятием для Украины /
Бюджетирование
Учебный центр «Стимул» предлагает:
- индивидуальные занятия по разделу «Бюджетирование» в 1С,
- помощь в настройке, консультации, внедрение бюджетирования в 1С 8:УПП.
Задачи, решаемые при помощи подсистемы
Альтернативные варианты решения задач формирования бюджетов
Финансовый анализ
Целесообразность использования подсистемы для решения других задач
Формирование бюджетов
Управленческий и финансовый анализ статей бюджета и фактических данных
Решение других задач в подсистеме «Бюджетирования»
Задачи, решаемые при помощи подсистемы
Основными задачами, решаемыми с помощью подсистемы «Бюджетирование», являются:
- формирование основных бюджетов предприятия, контроль за их выполнением;
- управленческий и финансовый анализ сформированных бюджетов, а также фактической деятельности предприятия.
Однако универсальность механизмов подсистемы позволяет с ее помощью решать очень широкий круг задач планирования и анализа, например:
- ведение управленческого учета деятельности предприятия на бухгалтерском плане счетов ;
- формирование и анализ выполнения материальных планов;
- распределение затрат предприятия по данным управленческого учета;
- расчет предварительной себестоимости готовой продукции и полуфабрикатов;
и т.д.
Альтернативные варианты решения задач формирования бюджетов
Подсистема позволяет построить бюджеты различных видов вручную либо путем автоматизированного расчета, а также контролировать выполнение бюджетов. Однако если задачи финансового планирования на предприятии достаточно просты, могут быть предложены альтернативные варианты.
Бюджет движения денежных средств может быть построен при помощи механизма » План движения денежных средств «. Преимуществом построения бюджета при помощи механизма «План движения денежных средств » является упрощение работы за счет использования специализированных, частично уже настроенных источников планирования, возможность более подробной детализации взаиморасчетов. Преимуществом построения бюджета при помощи подсистемы бюджетирования является возможность использования практически неограниченного перечня источников планирования, возможность ограничивать расход денежных средств в соответствии со статьями бюджета.
Очень простой бюджет доходов и расходов торгового предприятия может быть построен при помощи подсистемы материального планирования, заполнением документов «План продаж» и «План закупок». Однако при этом придется вручную заполнять суммы расхода по всем статьям бюджета, кроме себестоимости товаров. Как правило, бюджет доходов и расходов формируется при помощи подсистемы бюджетирования.
Финансовый анализ
Отчет «Рапорт руководителю» и его расшифровки позволяют получить представление о финансовом состоянии предприятия без использования подсистемы «Бюджетирование». Однако полноценный финансовый анализ возможен только с использованием отчетов «Финансовый анализ данных бюджетирования» и » Финансовый расчет » подсистемы «Бюджетирование».
Целесообразность использования подсистемы для решения других задач
Практически, за счет универсальности подсистемы с ее помощью можно решать любые задачи планирования, учета и анализа. Но для эффективного использования подсистемы требуется хорошее знание ее механизмов; настройка справочников подсистемы; четкое понимание того, что при изменении условий деятельности потребуется ее перенастройка.
Поэтому рекомендуется применять подсистему «Бюджетирование» для решения только тех задач, которые не могут быть решены при помощи специализированных подсистем конфигурации.
Рассмотрим примеры решения таких задач.
ПРИМЕР. План производства предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей.
Данная стратегия планирования не является типичной, поэтому не реализована в «Помощнике планирования». Такой план производства может быть реализован при помощи механизмов бюджетирования.
В рассматриваемом примере формируется план производства продукции одного вида (диван для отдыха) исходя из месячного фонда рабочего времени участка сборки диванов и нормы времени изготовления одной единицы продукции на этом участке.
Месячный фонд рабочего времени участка сборки диванов определяется по данным регистра сведений «Доступность ключевых ресурсов предприятия» по ключевому ресурсу «Труд» и по тому же сценарию, по которому формируется план. Норма времени вводится вручную и равна 8 ч. Автоматическое определение нормы времени исходя из технологической карты или сведений о производственных мощностях возможно, однако в данном примере не рассматривается, т.к. планирование производства таким способом эффективно в случае, если номенклатура готовой продукции на предприятии невелика или однотипна; в таком случае нормы времени изготовления на ключевых рабочих центрах проще ввести вручную.
Таким образом, планируемое количество продукции определяется как объем доступности ключевых ресурсов предприятия / 8.
ПРИМЕР. Требуется распределить коммерческие расходы торгового предприятия между подразделениями пропорционально оборотам их продаж.
Фактические коммерческие расходы периода определяются по данным регистра накопления «Затраты» по статьям затрат, имеющим характер «Коммерческие расходы». Для их распределения используется профиль распределения «Продажи по ЦФО»; по этому профилю распределение производится пропорционально объему фактических продаж каждого подразделения (ЦФО) за тот же период.
Для распределения фактических затрат используется документ » Расчет по модели бюджетирования «, который предназначен для планирования и в котором поэтому обязательно указания сценария. В документе используется сценарий, специально созданный для распределения фактических данных.
ПРИМЕР. Предварительная себестоимость производимой продукции определяется как фактическая сумма прямых затрат и плановая сумма косвенных затрат.
Фактическая сумма прямых затрат на весь объем выпуска каждого вида продукции за период определяется по данным регистра накопления «Затраты на выпуск продукции» по этому виду продукции. Плановая сумма косвенных затрат на единицу каждого вида продукции определяется по регистру сведений «Плановая себестоимость»; определяется суммарная плановая себестоимость по этому виду продукции по всем статьям затрат, кроме статей, имеющих характер «производственные». Объем выпуска каждого вида продукции за период определяется по данным регистра накопления «Выпуск продукции» по этому виду продукции.
Таким образом предварительная себестоимость выпуска продукции определяется по формуле:
фактическая сумма прямых затрат на выпуск + (плановая сумма косвенных затрат на единицу продукции * объем выпуска продукции).
Как и в предыдущем примере, в документе используется сценарий, специально созданный для распределения фактических данных.
Формирование бюджетов
Подсистема «Бюджетирование» позволяет формировать неограниченное количество бюджетов на любые периоды. Все бюджеты, независимо от вида бюджета, формируются по одинаковым принципам:
- автоматизированный расчет по предварительно настроенным источникам данных. В качестве источников данных могут выступать все без исключения регистры системы, обороты по любому из планов счетов (бухгалтерский, налоговый, МСФО, бюджетирования);
- ручной ввод бюджетных транзакций;
- комбинированное заполнение. Например, суммы бюджета по некоторым статьям рассчитываются, а по некоторым вводятся вручную; или сумма по статье бюджета вносится вручную и автоматически распределяются по ЦФО или проектам;
- автоматическое формирование бюджетных транзакций по зависимым статьям бюджета при ручном или автоматизированном формировании оборотов по влияющим статьям.
Управленческий и финансовый анализ статей бюджета и фактических данных
Подсистема позволяет проводить управленческий и финансовый анализ данных бюджета и фактических данных при помощи одних и тех же отчетов.
Анализ данных бюджета возможен сразу же после формирования бюджета.
Для анализа фактических данных, а также сравнительного анализа данных бюджета и фактических данных необходимо определить, какой статье бюджета соответствуют фактические данные по каждому из разделов учета. После этого фактические данные транслируются в подсистему «Бюджетирование» и могут быть проанализированы при помощи отчетов этой подсистемы.
Решение других задач в подсистеме «Бюджетирования»
Для решения специфических задач планирования и анализа могут быть использованы те же механизмы:
- автоматизированный расчет сумм и количеств по статьям бюджетов;
- трансляция фактических данных в подсистему «Бюджетирование»;
- финансовый анализ данных бюджета и фактических данных.
Другие материалы по теме:
регламентный расчет, план производства, расчет по модели бюджетирования, движение денежных средств, бюджетирование, плановая себестоимость, сценарий, выпуск продукции, источник, распределение, анализ, план, себестоимость, регистр, период, расчет, 8.2, учет