Целевое финансирование
Содержание
- Счет 86 «Целевое финансирование» в бухгалтерском учете
- Государственное целевое финансирование
- Аналитический мониторинг
- Нормативная база
- Бухгалтерские проводки по основным хозяйственным операциям со сч.86
- Вопросы и ответы по теме
- Справочные материалы по теме
- Целевое финансирование и целевые поступления: сущность и различия
- Использование целевого финансирования организации
- Учет целевого финансирования
- Учет целевого финансирования: проводки
- Целевые расходы
- Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования
- Целевое финансирование
Сч.86 «Целевое финансирование» применяется юридическими лицами для обобщения сведений и последующего анализа использования привлеченных как от государства, так и от физических лиц и организаций средств целевого назначения.
Счет 86 в бухгалтерском учете используется коммерческими и некоммерческими организациями для получения сведений о поступающем финансировании от сторонних организаций и государства и направлениях расходования данных средств.
Счет 86 «Целевое финансирование» в бухгалтерском учете
Целевое финансирование – имущество (денежные средства, земельные участки), поступающие в компанию для использования только в заранее определенных и прописанных целях (в некоторых случаях может быть оговорен срок, в течение которого финансирование должно быть израсходовано).
Счет 86 является пассивным. По кредиту отображаются денежные средства, которые компания должна получать, в корреспонденции со сч.76 (фактическое получение инвестиций должно отражаться в корреспонденции со счетами учета форм субсидирования). Дебет счета – расходование на определенные, заранее оговоренные мероприятия в корреспонденции со счетами учета этих направлений (20,26,83,98 и т. д.)
Целевое финансирование может быть привлечено в виде:
- государственной помощи;
- вложений физических лиц и сторонних организаций.
Примечание от автора! Для учета источников финансирования обособленно к сч.86 могут быть открыты субсчета:
- учет бюджетных средств;
- учет инвестиций иных источников.
Налоговым кодексом Российской Федерации утвержден перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, некоторые из них:
- гранты на осуществление мероприятий в сферах образования, медицины, культуры, спорта и т. д.;
- средства, полученные застройщиками по договорам долевого участия и от инвесторов;
- бюджетные инвестиции, которые будут направлены на долевое участие в капитальном ремонте многоквартирных домов;
- инвестиции в научную, научно-техническую и инновационную деятельность и т. д.
Примечание от автора! На каждом предприятии должен осуществляться обособленный учет по средствам целевого финансирования. Налогоплательщики, не ведущие обособленный учет, обязаны отображать полученные инвестиции как подлежащие налогообложению доходы.
Государственное целевое финансирование
В соответствии с ПБУ в бухгалтерском учете коммерческих компаний отображаются сведения о бюджетных средствах, представленных в следующих видах:
- субвенция – предоставление государственных средств местным органам власти на определенные цели с назначением срока использования. При невыполнении условий соглашения полученные вложения подлежат возврату;
- субсидии – пособия местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, например, на реконструкцию недвижимости. Как правило, не подлежит возврату при нарушении условий предоставления;
- бюджетные кредиты (исключение – отсрочки налоговых обязательств);
- прочие формы (безвозмездные ссуды, консультации, гарантии и т. д.).
Примечание от автора! Информация о предоставленных бюджетных средствах фиксируется независимо от формы (деньги, земля, имущество и т. д.).
Целевое финансирование от государства в виде субвенций и субсидий разделяется на:
- инвестиции, предоставляемые для капитальных расходов (например, закупка оборудования);
- инвестиции, предоставляемые для текущих расходов (покупка МПЗ, оплата труда сотрудников и аналогичные мероприятия).
При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что должно осуществляться обязательное раскрытие следующих данных:
- размер и форма предоставляемой государственной помощи;
- размер бюджетного кредитования, направление расходования;
- прочие виды помощи от государства, пользование которыми приводит к экономическим выгодам компании;
- остатки средств государственного кредитования, не погашенные в отчетном периоде.
Одним из видов государственной помощи в настоящее время является поддержка малого бизнеса. Подробнее о развитии государственной помощи субъектам малого предпринимательства и ИП в 2017 году
Аналитический мониторинг
Мониторинг информации, отображаемой на сч.86, осуществляется по целям, на которые данное субсидирование было получено, а также по источникам поступлений.
Нормативная база
Использование сч.86 для обобщения сведений о поступающем целевом финансировании коммерческих организаций регламентировано Планом счетов, утвержденным приказом Минфина от 31.10.2000 №94 и другой законодательно утвержденной документацией (например, ПБУ 13/2000, ст.251 НК РФ).
Ознакомиться с действующим планом счетов можно по ссылке (источник: Консультант плюс)
Бухгалтерские проводки по основным хозяйственным операциям со сч.86
Операция |
Проводка |
Комментарий |
---|---|---|
Подтверждение соглашения о целевом финансировании |
Дт76 Кт86 |
учет средств целевого финансирования начинается до фактического поступления инвестиций |
Фактическое поступление средств целевого финансирования |
Дт10,41 Кт86 |
оприходование материалов, товаров |
Д07 Кт86 |
оприходовано оборудование целевого финансирования деятельности |
|
Дт08 Кт86 |
учет инвестиций во внеоборотные активы |
|
Дт50 Кт86 |
предоставление наличными средствами |
|
Дт51,52,55 Кт86 |
безналичное перечисление |
|
Расходование инвестиций по определенным направлениям для некоммерческих компаний |
Дт86 Кт20 |
на капитальные нужды |
Дт86 Кт26 |
на текущие расходы |
|
Дт86 Кт83 |
включение средств, полученных по соглашениям целевого инвестирования деятельности, в добавочный капитал организации |
|
Учет поступлений целевого финансирования в коммерческих компаниях |
Дт86 Кт98 |
отображение полученных средств в качестве доходов будущих периодов. |
Виктор Степанов, 2017-12-04
Вопросы и ответы по теме
По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым
Справочные материалы по теме
Сохраните статью в социальные сети:
Целевое финансирование и целевые поступления: сущность и различия
Целевое финансирование и целевые поступления: сущность и различия
Бюджетные учреждения здравоохранения в ходе осуществления своей деятельности нередко получают денежные средства (имущество), цель использования которых определена передающей стороной. При этом у бухгалтеров возникает немало вопросов. Как классифицировать данные денежные средства (имущество) — как целевые поступления или целевое финансирование? Что понимается под целевым финансированием и целевыми поступлениями? В статье даны ответы на эти вопросы.
В Налоговом кодексе содержится перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль. В частности, в него включены средства целевого финансирования и целевые поступления. Рассмотрим, какие средства, согласно кодексу, являются целевым финансированием, а какие целевыми поступлениями.
Целевое финансирование
В налоговом учете к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств, относящихся к целевому финансированию. При принятии решения об отнесении поступивших средств к целевому финансированию нужно руководствоваться только данным перечнем. Сразу оговоримся, что не все перечисленные в пп. 14 п. 1 ст.
Использование целевого финансирования организации
251 НК РФ средства имеют отношение к деятельности учреждений здравоохранения, поэтому рассмотрим лишь те из них, которые могут предоставляться в рамках целевого финансирования учреждениям здравоохранения. В частности:
1) Средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
2) Гранты.
3) Инвестиции.
4) Средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
5) Средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Рассмотрим их подробнее.
Средства бюджетов. В рамках данной статьи учреждения здравоохранения рассматриваются как бюджетные учреждения, которые согласно ст. 162 БК РФ являются получателями бюджетных средств. Какие учреждения относятся к бюджетным? В налоговом законодательстве отсутствует их определение. В соответствии со ст. 11 НК РФ понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, содержащиеся Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Таким образом, согласно бюджетному кодексу РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ).
Согласно Налоговому кодексу бюджетные учреждения вправе исключать из налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде имущества, полученного ими в рамках целевого финансирования.
В соответствии со ст. 69 БК РФ из бюджета средства могут предоставляться в виде:
— ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
— средств на оплату товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых) физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
— ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
— ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
— субвенций и субсидий юридическим лицам.
Следует заметить, что данный перечень сокращен, поскольку отдельные формы выделения бюджетных средств для осуществления деятельности учреждений здравоохранения не применяются.
Гранты. Федеральным законом N 58-ФЗ*(1) в гл. 25 НК РФ внесены изменения, действующие с 1 января 2006 года, согласно которым более конкретизированы области применения грантов. Средства в виде грантов не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль только при одновременном выполнении ряда условий (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
— грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
— грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация, названная в перечень, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 923*(2);
— грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека, а также для проведения научных исследований;
— грант использован строго по целевому назначению.
Гранты, не соответствующие хотя бы одному из названных признаков, облагаются налогом на прибыль.
Учреждению, выигравшему конкурс на получение гранта, поступает соглашение в двух экземплярах, подписанное в одностороннем порядке, в котором указывается ФИО руководителя проекта и сумма выделенного гранта. Соглашение подписывается руководителем учреждения. Один экземпляр отсылается организации-грантодержателю.
Расходование полученных грантов осуществляется на основании сметы доходов и расходов, составленной соискателем гранта, при направлении пакета документов на конкурс. При оформлении сметы выполняются условия, определенные соответствующим положением о грантах. Так, должны быть соблюдены размеры включения в смету накладных расходов. Отдельными условиями грантов их сумма ограничивается 15 или 20% от объема, оплата услуг сторонних организаций может быть установлена в размере не более 30% от объема.
Инвестиции. Получение инвестиций на развитие учреждения также позволяет воспользоваться налоговой льготой по налогу на прибыль. Это касается поступлений от проведения инвестиционных конкурсов (торгов), а также инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в последнем случае инвестированные средства должны быть освоены в течение одного календарного года с момента получения) (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Средства, получаемые медицинскими организациями в рамках ОМС. Согласно ст. 2 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее — Закон N 1499-1) медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 20 Закона N 1499-1 медицинскую помощь в системе медстрахования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Оплата услуг, оказанных бюджетными учреждениями здравоохранения застрахованным гражданам, производится на основании счетов, которые представляются в страховую медицинскую организацию Средства, полученные в качестве платы за оказанные услуги, являются целевым финансированием. Кроме того, бюджетные учреждения здравоохранения могут получать денежные средства непосредственно из фонда ОМС. Их расходование обуславливается сметой доходов и расходов.
Таким образом, медицинское учреждение любой формы собственности, являющееся самостоятельно хозяйствующим субъектом, которое аккредитовано в установленном порядке, имеет соответствующую лицензию и действует на основании договора со страховой медицинской организацией, не должно включать в налоговую базу по налогу на прибыль организаций средства, полученные за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц (Письмо Минфина РФ от 16.09.2005 N 03-03-04/1/203).
Для того чтобы рассмотренные средства целевого финансирования не включались в доходы налогоплательщика, им должны выполняться условия, перечисленные в абз. 1 п. 14 ст. 251 НК РФ: налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Следует заметить, что в случае нецелевого использования указанных средств их следует включать во внереализационные доходы организации при исчислении налога на прибыль. Причем их включение в состав таких доходов определено моментом фактического их использования не по целевому назначению. В Бюджетном кодексе приведено определение нецелевого использования бюджетных средств. Так, согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность получателей бюджетных средств за их нецелевое использование. В соответствии с п. 1, 2 ст. 15.14 КоАП:
— использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ;
— использование средств государственных внебюджетных фондов их получателем на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.
Целевые поступления
Кроме средств целевого финансирования при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся средства, поступающие из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные получателями по назначению. По целевым поступлениям налогоплательщик также должен вести раздельный учет доходов (расходов).
Обратите внимание: Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения срока использования целевых поступлений, в то время как средства, полученные по некоторым видам целевого финансирования, должны быть использованы в определенный срок. Например, инвестиции от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения выделяются при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих учреждений и ведение ими уставной деятельности, как и средства целевого финансирования, налоговым законодательством ограничен. Рассмотрим поступления, имеющие отношение к учреждениям здравоохранения:
1) Пожертвования.
2) Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Пожертвования. Безвозмездная передача имущества может быть произведена путем пожертвования либо дарения. Следует заметить, что от налогообложения освобождаются только пожертвования, поэтому данные понятия следует разграничивать. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь либо имущественное право в собственность. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Согласно ст. 130 ГК РФ к движимым вещам относятся и деньги. Пожертвования могут быть произведены лечебным, воспитательным, благотворительным, научным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, фондам.
Учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию такого имущества. Бухгалтеру следует обратить внимание на документальное оформление получения пожертвования. Во избежание претензий со стороны налоговых органов договор пожертвования составляется в письменной форме, как требует гражданское законодательство.
При пожертвовании имущества юридическому лицу жертвователь может, но не обязан оговаривать направление использования имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Однако поскольку использованное не по назначению имущество подлежит налогообложению, в договоре следует указать цель его применения. Учреждение, получившее имущество, может составить отчет о его целевом использовании. Если пожертвованное имущество невозможно применить в соответствии с указанным назначением, то с согласия жертвователя оно может быть использовано в других целях.
Обратите внимание: не могут считаться пожертвованиями средства, если в платежном поручении содержатся формулировки “финансовая помощь“, “материальная помощь“, “спонсорская помощь“ или “благотворительная помощь“.
Суммы финансирования из соответствующих бюджетов. Не подлежат обложению налогом на прибыль организаций средства, получаемые медучреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по оказанию высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи в рамках государственного задания за счет средств федерального бюджета, а также средства, получаемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за оказание услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и первичной медико-санитарной помощи, а также медицинских услуг женщинам в период беременности и родов за счет средств ФФОМС и ФСС РФ (Письмо ФНС от 28.02.2006 N ММ-6-02/201@ “О направлении Письма Минфина РФ от 05.12.2005 N 03-03-02/1/137“).
И. Зернова,
зам. главного редактора журнала “Бюджетные учреждения
образования: бухгалтерский учет и налогообложение“
“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 5, май 2007 г.
————————————————————————-
*(1) Федеральный Закон РФ от 06.06.2005 N 58-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“.
*(2) Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 “О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах Российских организаций- получателей грантов“.
Учет целевого финансирования
К средствам целевого финансирования относятся средства, получаемые организациями на строго определенные цели и проведение мероприятии целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Целевое финансирование, предоставляемое коммерческим организациям, признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с назначением.
Для организации учета целевого финансирования в плане счетов используют счет 86 «Целевое финансирование» — пассивный.
Начальное сальдо (по кредиту) — наличие неиспользованного по целевому назначению источника на начало отчетного периода.
Оборот (по кредиту) — поступление целевых средств.
Оборот (по дебету) — расход средств на осуществление целевых мероприятий.
Конечное сальдо (по кредиту) — остаток неиспользованного по целевому назначению источника на конец отчетного периода.
Средства целевого финансирования, поступающие из бюджета, могут отражаться в учете по факту их получения. В этом случае счет 86 не используется.
Для целей бухгалтерского учета поступающие бюджетные средства подразделяются на:
- средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
- средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования отражается как увеличение финансовых результатов организации. Данные суммы признаются в бухгалтерском учете в качестве безвозмездно полученных активов и в дальнейшем отражаются как доход.
Списание со счета 98 в кредит счета 91 будет происходить:
- по основным средствам — по мере начисления амортизации;
- по оборотным активам — по мере списания на счета учета затрат на производство и другого выбытия.
Списание бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены: для финансирования капитальных расходов или текущих расходов. Порядок списания целевых средств у коммерческой и некоммерческой организации различен.
Пример
Организация выиграла грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы, как:
- зарплата ремонтных рабочих (включая страховые взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
- ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в том числе НДС — 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дт 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кт 86 948 400 руб. — отражен грант в составе целевых поступлений;
Дт 51 Кт 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» 948 400 руб. — получен грант;
Дт 60 Кт 51 448 400 руб.
Учет целевого финансирования: проводки
— оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дт 10 Кт 60 380 000 руб. — куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дт 19 Кт 60 68 400 руб. — учтен НДС по материалам;
Дт 20 Кт 10 380 000 руб. — переданы материалы для проведения ремонта;
Дт 20 Кт 70, 69 500 000 руб. — начислена зарплата со страховыми взносами и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дт 86 Кт 98 880 000 руб. (500 000 + 380 000) — стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дт 86 Кт 19 68 400 руб. — списан НДС по материалам за счет гранта;
Дт 98 Кт 91-1 880 000 руб. — стоимость ремонта включена в состав прочих доходов.
Регистр синтетического учета — журнал-ордер № 15.
Аналитический учет ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
При использовании организацией автоматизированной формы учета с применением программного продукта «1С: Предприятие» регистрами синтетического учета являются обороты счета 86 (Главная книга), анализ счета 86, оборотно-сальдовая ведомость и др. Регистрами аналитического учета выступают оборотно-сальдовая ведомость по счету 86, анализ счета 86 по субконто, обороты между субконто, карточка счета 86, карточка счета 86 по субконто и др.
Содержание операций | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Начислены средства целевого финансирования при принятии решения об их выделении организации | Дт 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» | 86 |
Поступают в организацию средства целевого финансирования в виде денежных средств | 50, 51, 52 | Кт 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» |
Оприходованы материальные ценности, поступившие в качестве средств целевого финансирования | 07, 08, 10, 41 | Кт 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» |
Поступили средства целевого финансирования из бюджета (без использования счета 76) | 07, 08, 10, 41, 50, 51 | 86 |
Списание средств, предназначенных для вложений во внеоборотные активы | ||
В коммерческой организации: | ||
— после покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов | 86 | 98 |
— по мере начисления амортизации на купленные основные средства или нематериальные активы средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации | 98 | 91-1 |
В некоммерческой организации: | ||
— после покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала | 86 | 83 |
Списание средств, предназначенных для финансирования текущих расходов | ||
В коммерческой организации: | ||
— при оприходовании МПЗ, приобретенных за счет средств целевого финансирования, целевые средства списаны в доходы будущих периодов | 86 | 98 |
— после отпуска МПЗ в производство или использования для нужд организации средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации. | 98 | 91-1 |
В некоммерческой организации: | ||
— списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности | 86 | 20, 26 |
Целевые расходы
Cтраница 1
Целевые расходы по жилищному хозяйству ( водоснабжение, отопление, канализация, газ, освещение) не являются эксплуатационными расходами. Они учитываются отдельно и покрываются путем взимания их с квартиросъемщиков и арендаторов нежилых помещений по существующим тарифам или в размерах фактически произведенных расходов.
Некоторые целевые расходы по времени возникновения могут не совпадать с возмещением их квартиросъемщиками и арендаторами, например сезонные расходы по отоплению жилых домов. В этом случае образуется разница между расходами и сборами, которую в балансах отражают в составе статьи Прочие дебиторы или Прочие кредиторы без бухгалтерских записей.
Отчисления на целевые расходы могут быть выделены из общезаводских в качестве внепроизводственных расходов.
Отчисления на целевые расходы могут быть выделены из общезаводских в качестве внепроизводственных расходов. По роли в процессе производства различают затраты основные ( соответствуют прямым) и накладные ( соответствуют косвенным), и себестоимость ремонта отдельного объекта может быть представлена как сумма основных и накладных расходов.
В первом случае все указанные целевые расходы включаются в производственные затраты при определении подлежащей налогообложению прибыли в пределах норм, установленных для оплаты найма помещений ( см.
подп.
Раздел энергетического баланса, содержащий целевые расходы топлива и энергии, позволяет получить обобщенную оценку эффективности энергетического хозяйства — коэффициент полезного использования энергетических ресурсов.
Затраты на изготовление продукции делятся на целевые расходы и дополнительные затраты.
Рассмотрим механизм предоставления финансовой помощи на финансирование отдельных целевых расходов, осуществляемых субъектами РФ.
Рассмотрим систему показателей, относящихся к разделу целевых расходов энергетического баланса, записываемых в натуральном и условном выражениях.
Однако в этом случае непонятно, на каком основании целевые расходы по найму жилья не будут включаться в совокупный доход работника в полной сумме фактических расходов ( как это предусмотрено в Законе о подоходном налоге с физических лиц), потому что этим же пунктом Инструкции предусмотрено их нормирование в размере только 5 руб. ( 4 руб., 3 руб.) в сутки. Подход авторов основан на том, что положения Инструкции № 62 регулируют порядок учета данных сумм в составе себестоимости, а порядок учета компенсационных выплат при исчислении подоходного налога определяется исключительно нормами, установленными Законом о подоходном налоге.
Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов физическим или юридическим лицам.
Как правило, непосредственный учет расходов топлива и энергии по статьям целевых расходов оказывается невозможным по двум причинам: в связя с коллективным энергоснабжением отдельных знерготготреб-ляющих процессов, относящихся к различным статьям целевого расхода; из-за отсутствия необходимого количества контрольно-измерительных приборов по учету расходов топлива и энергии.
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим или юридическим лицам.
Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией — бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
По жилищно-коммунальному хозяйству в части затрат по жилым домам обязателен раздельный учет текущих и целевых расходов ( водоснабжение, освещение, канализация, газ, отопление), поскольку различны условия возмещения квартиросъемщиками указанных расходов.
Страницы: 1 2 3
Целевое финансирование представляет собой средства, предназначенные на финансирование тех или иных мероприятий целевого назначения, а именно: содержание детских и культурно-просветительских учреждений, подготовку кадров, научно-исследовательские работы, капитальные вложения, строительство жилых домов, на покрытие убытков.
К средствам целевого финансирования относится имущество, использованное по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования:
● в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетными учреждениями по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
● в виде грантов.
Бухгалтерский учет средств целевого финансирования регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н.
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетными учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Для целей налогообложения налогом на прибыль не учитываются расходы налогоплательщика в виде:
● стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п.1 ст. 251 НК РФ (п.
Целевое финансирование
17 ст. 270 НК РФ);
● сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, относятся:
√ осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ;
√ имущество, переходящее некоммерческими организациями по завещанию в порядке наследования;
√ суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
√ средства и иное имущество, которое получены на осуществление благотворительной деятельности;
√ совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
√ пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полнм объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
√ использование по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениями
Например, застройщик МУП «Авиа» получило в феврале 2006 года от коммерческой организации средства целевого финансирования в сумме 1 980 000 руб. на строительство здания – багажного отделения, что равно сметной стоимости строительства. МУП «Авиа» осуществляет строительство хозяйственным способом за счет средств целевого финансирования. Строительство завершено в марте 2006 года. Построенное багажное отделение принадлежит МУП «Авиа» на праве хозяйственного ведения. В марте 2006 года МУП «Авиа» подает документы на государственную регистрацию права хозяйственного ведения. Фактическая себестоимость строительства составила 1 880 000 руб. (без НДС). Срок полезного использования багажного отделения в бухгалтерском и налоговом учете установлен 480 месяцев.
1. Бухгалтерией МУП «Авиа» отражено поступление денежных средств от коммерческой организации, предназначенных для строительства багажного отделения
2. Поступившие средства отражены бухгалтерией как целевое финансирование
3. В целях налогообложения прибыли на основании пп.14 п.1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Возникает отложенный налоговый актив
4. Отражена сумма затрат на строительство багажного отделения, выполненное МУП «Авиа»
5. Начислен НДС на стоимость выполненных хозспособом строительных работ *
6. Произведена уплата в бюджет НДС, начисленного на стоимость выполненных хозспособом строительных работ
7. Принята к вычету сумма НДС, начисленная и уплаченная в бюджет при выполнении строительно-монтажных работ
8. В марте документы поданы на государственную регистрацию и здание введено в эксплуатацию
9. Отражено использование средств целевого финансирования на строительство багажного отделения
10. Сумма финансирования, полученная сверх фактически произведенных затрат и не подлежащая возврату, включена в состав внереализационных доходов
11. Погашена часть отложенного налогового актива
12. На основании п. 1.1.ст. 259 НК РФ МУП «Авиа» имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств 118 000 руб. (1 880 000 руб.*10%). В апреле 2006 года бухгалтерией МУП «Авиа» отражено отложенное налоговое обязательство с разницы между суммами расходов, связанных с погашением стоимости багажного отделения, признанными в налоговом и бухгалтерском учете.
13. Ежемесячно с апреля 2006 года и до полного погашения стоимости здания багажного отделения бухгалтерия МУП «Авиа» в бухгалтерском учете будет отражать следующие записи:
по начислению амортизации в бухгалтерском учете
14. в налоговом учете амортизация будет начисляться в размере 3 671 руб. (1 880 000 руб. – 118 000 руб.)/480 мес.)
15. по списанию суммы амортизации по бухгалтерскому учету с доходов будущих периодов на внереализационные доходы
16. по погашению части отложенного налогового актива
17. Списана часть суммы отложенного налогового обязательства
* С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода (п.10 ст. 167 НК РФ, п. 16 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 г. №119-ФЗ).