Части учебного плана

Части учебного плана

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации используются несколько учебных планов. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее именуемых школой) является основным государственным нормативным документом, выступающим как элемент государственных образовательных стандартов. Базисный учебный план определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает нагрузку учащихся.

Региональные базисные учебные планы разрабатываются государственными органами управления образованием на основе базисного учебного плана и носят рекомендательный характер для общеобразовательных учреждений региона. Региональные органы управления образованием могут использовать в качестве регионального базисный учебный план.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана и с учетом регионального базисного учебного плана. Нагрузка учителя определяется учебным планом, разработанным школой.

В структуру базисного учебного плана входит инвариантная часть, в которой обозначены образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающие единство образовательного пространства на территории страны, и вариативная часть, отвечающая целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами.

Данная структура учебного плана способствует обеспечению эквивалентности образования в стране в условиях его децентрализации и дифференциации, в то же время дает возможность создавать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных и местных условий.

Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы будет представлена набором соответствующих учебных предметов и интегрированных курсов. Набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах, в разных школах.

Русский язык, являющийся государственным языком Российской Федерации, изучается во всех школах России, но в различном объеме в зависимости от языковой ситуации в регионе и особенностей конкретной школы.

Образовательная область «Языки и литература» может иметь три структурных варианта, обусловленных особенностями языковой ситуации в регионе.

Первый вариант: русский язык как государственный язык страны, родной язык, родная литература, литература, иностранный язык.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается в объеме, не меньшем, чем это определено инвариантной частью базисного учебного плана. На изучение других предметов образовательной области «Языки и литература» используются часы инвариантной части и необходимое количество часов вариативной части базисного учебного плана.

Второй структурный вариант образовательной области «Языки и литература»: русский язык как язык обучения, язык и литература республики (края, области), литература, иностранный язык.

На изучение образовательной области «Языки и литература» используется суммарное количество часов, включающее:

— часы на изучение русского языка как государственного языка,

— учебное время, выделенное в инвариантной части на изучение образовательной области «Языки и литература»,

— необходимое количество часов вариативной части.

Третий структурный вариант образовательной области «Языки и литература»: русский язык как язык обучения, литература, иностранный язык. В данном случае объем изучения области «Языки и литература» полностью определен инвариантной частью базисного учебного плана (суммарное количество часов на изучение русского языка как государственного языка и образовательной области «Языки и литература»).

При любом структурном варианте школа может включить в учебный план дополнительные предметы образовательной области «Языки и литература» за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

В образовательной области «Искусство» изучаются изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегрированные курсы, отражающие специфику и культурные традиции регионов.

Образовательная область «Общественные дисциплины» может включать следующие предметы: история Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, граждановедение, экономическая и социальная география мира, политология, экономика, социология и другие дисциплины, отвечающие потребностям региона и школы.

Образовательную область «Естественные дисциплины» составляют естествознание, физическая география, биология, физика, астрономия, химия, экология и другие предметы, в том наборе часов и предметов, который необходим региону и школе.

В начальной школе вводятся интегрированные курсы «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», в которых рассматриваются вопросы обществоведческого и естественнонаучного характера, а также интегрированные курсы, знакомящие учащихся с особенностями природы и жизни региона. Учитывая специфику курсов и возрастные особенности младших школьников, допускается включение указанных дисциплин в учебный план школы в качестве самостоятельного учебного предмета в меньшем объеме, чем это определено инвариантной частью базисного учебного плана. В этом случае содержание данных курсов должно дополняться при изучении других учебных предметов (чтение, изобразительное искусство).

В образовательную область «Математика» включаются алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, комплексный курс математики, статистика, теория вероятностей, логика и другие математические курсы.

В современной школе необходимо вводить курс «Информатика». В учебных заведениях, имеющих соответствующие условия, курс «Информатика» может изучаться за счет часов вариативной части базисного учебного плана с 7 класса или в 10-11 классах.

Образовательная область «Физическая культура» может быть представлена следующими дисциплинами: обучение основам физической культуры, ритмика, курс основ безопасности жизнедеятельности, интегрированные курсы физической подготовки, включающие знания о поведении в экстремальных ситуациях.

Военная подготовка в гражданских общеобразовательных учреждениях может проводиться на факультативной основе с согласия обучающихся и(или) родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

Образовательная область «Технология» включает трудовое и профессиональное обучение, черчение, курс «Техника как среда жизнедеятельности человека». Целесообразно включить изучение курса «Черчение» в учебный план 8-9 классов. В начальной школе образовательная область «Технология» включает трудовое обучение или может быть представлена двумя составляющими, одна из которых — трудовое обучение, вторая входит в интегрированные курсы «Математика и конструирование», «Изобразительное искусство и художественный труд», «Природоведение и сельскохозяйственный труд».

Для школ (классов) с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы (отдельные предметы) по профилю обучения или получаемой специальности (квалификации). В этом случае на образовательную область «Технология» могут использоваться как часы инвариантной части базисного учебного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющими вариативной части.

Вариативная часть состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия, занятия по выбору» и «Факультативные, индивидуальные и и групповые занятия».

Часы обязательной вариативной части используются на предметы инвариантной части базисного учебного плана (в том числе и для углубленного изучения), на введение дополнительных курсов (экология, экономика, этика, ритмика, уроки развития и т.д.), курсов по выбору для учащихся 10-11 классов, индивидуальных учебных планов для одаренных учащихся.

Обязательная учебная нагрузка учащегося складывается из часов инвариантной части и обязательной вариативной части. В случае перехода на пятидневную учебную неделю за регионом остается право уменьшить нагрузку (с 7 по 11 класс) до 30 часов в неделю за счет часов обязательной вариативной части.

Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия. Использование этих часов в малокомплектных сельских школах позволит организовать дифференцированное обучение, изучение предметов в малых группах.

При проведении занятий по иностранному языку (1-11 классы) и трудовому обучению (5-11 классы), физической культуре (10-11 классы), по основам информатики и вычислительной техники, физике и химии (во время проведения практических занятий) допускается деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.

Вопросы организации общественно полезного, производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений с учетом имеющихся условий, возможных форм организации труда, на основе добровольного участия школьников. Соотношение времени на теоретические и практические занятия, общественно полезный, производительный труд определяется учебными программами. Необходимое суммарное количество времени обеспечивается за счет использования часов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана.

Базисный учебный план финансируется полностью во всех видах общеобразовательных учреждений (средние школы, лицеи, гимназии и т.д.) по итоговой нагрузке учащихся. Факультативные, индивидуальные, групповые занятия финансируются независимо от количества учащихся в группе, т.е. на каждого ученика.

Количество часов, определенное общеобразовательным учреждением на каждый предмет в учебном плане, должно предусматривать качественное усвоение учебной программы, обеспечивающей государственный образовательный стандарт.

Учебные планы, утвержденные Министерством образования России в 1991 году («Вестник образования» за 1991 год, N 3, 5), не противоречат представленному базисному учебному плану и могут быть использованы в практике работы школ.

К базисному учебному плану прилагаются некоторые варианты учебных планов общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским и нерусским языком обучения.

Файл: Загрузить

Самородова Н.В., канд. филол. наук,
доцент кафедры теории и методики
предмета АО ИППК РО

Методические рекомендации по преподаванию русского языка в 5 классах общеобразовательных школ, осуществляющих обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

Учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения другим наукам, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами.

Основные цели изучения русского языка в основной школе, обозначенные в фундаментальном ядре содержания общего образования и примерной программе по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы, определяют следующие приоритетные направления в его преподавании:

· формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, форме выражения национальной культуры, национальном достоянии русского народа;

· освоение лингвистических понятий, особенностей функционирования языковых и речевых явлений;

· усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

· развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

· овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из различных источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста и др.).

В соответствии с целями определяется содержание языкового образования. При отборе содержания учебного предмета «Русский язык» в 5 классе следует ориентироваться на «Фундаментальное ядро содержания общего образования», примерную программу по русскому языку, авторские программы, включённые в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

В курсе русского языка в основной школе четко выделяются 3 содержательные линии:

· сознательное формирование навыков речевого общения (содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции);

· устройство языка и особенности функционирования его единиц (содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций);

· раскрытие связи языка с культурой народа, с национальной системой ценностей (содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции).

Перечисленные содержательные линии тесно взаимосвязаны, интегрированы, и поэтому при изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают предметные знания, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения, углубляют представления о русском языке как о национально-культурном феномене.

Согласно первому и второму варианту базисного учебного плана, представленного в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, общее количество часов на изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе составляет 175 часов (по 5 часов в неделю).

Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (но не за счет часов на предмет «Литература»), без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа.

Примерная программа по русскому языку для основного общего образования (5 – 9 классы) определяет инвариантную (неизменную) часть учебного предмета и рассчитана на 661 час. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 74 часа (10 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане). Вариативная часть предусматривает увеличение / уменьшение количества часов на изучение определенных тем в зависимости от выбора авторов рабочей программы.

Планируемые результаты освоения учебных программ предмета «Русский язык» представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. Их подробное описание содержится в примерной программе по предмету для 5-9 классов и в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (для основной школы).

При составлении рабочей программы по русскому языку учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.

1. Количество специальных часов по развитию речи в 5 классе определяется выбранным учебно-методическим комплектом и авторской программой к данному УМК. Вместе с тем развитие речи является обязательным компонентом, пронизывающим всю систему обучения русскому языку, следовательно, на каждом уроке русского языка должны создаваться условия для развития речи обучающихся, формирования коммуникативной компетентности.

2. Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти (триместра) и учебного года. В таблице 1 представлено рекомендуемое количество итоговых контрольных работ разных видов.

Таблица 1

Рекомендуемое количество итоговых контрольных работ в 5 классе

Тип работы

Диктант

Изложение

Сочинение

Количество – не менее

3.Содержание и частотность текущего и промежуточного контроля определяются с учётом конкретного УМК и авторской программой, включённой в тот или иной учебно-методический комплект по предмету, степенью сложности изучаемого материала, а также особенностями учащихся каждого класса.

При выборе форм текущего и промежуточного контроля на уроках русского языка в 5 классе предпочтение должно отдаваться заданиям, проверяющим уровень сформированности разных компетенций учащихся (лингвистической, языковой, коммуникативной) и метапредметных умений. Контролирующие задания должны обязательно (хотя бы частично) ориентироваться на работу с текстом.

4. В связи с тем, что формы итоговой аттестации обучающихся по русскому языку в настоящее время претерпевают значительные изменения, активно развивается государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, учителю русского языка и литературы рекомендуется внести соответствующие коррективы в формы контроля, увеличив долю сжатых изложений, сочинений-рассуждений по прочитанному тексту, сочинений-миниатюр, тестов разного вида.

5. В предмете «Русский язык» не предусмотрено выделение часов на региональное содержание. Однако учитель вправе привлекать для проведения лингвистического анализа тексты регионального содержания.

Выбор учебника по русскому языку для 5 классаосуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от «27» декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (http://минобрнауки.рф/).

В учебном процессе могут быть использованы учебники русского языка, содержание которых соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 4.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 11.

Там же, с. 6-9.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, 2012/2013 учебный год. Приложение 1. – С. 31-35.

Назад в раздел

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Цель курса: обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающихся при особом внимании к их эмоциональному развитию.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с ФГОС ООО

Физическая культура

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.
Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС ООО (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Основы безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются: планируемые результаты освоения содержания учебного предмета, его содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС ООО (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *