Чем регламентируется защита первичных статистических данных

Чем регламентируется защита первичных статистических данных

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ СТАТИСТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ И СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. В комментируемой статье раскрываются цель, предмет и сфера действия Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Так, пунктом 1 данной статьи раскрывается основная цель комментируемого Закона, которая заключается в реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета. Данная политика направлена на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Из этого абзаца следует, что информация должна удовлетворять следующим критериям:
— полнота;
— достоверность;
— научная обоснованность;
— своевременность ее предоставления.
Полной информацию можно считать в том случае, если ее достаточно для понимания и принятия решений.
Достоверность информации достигается точным соответствием содержащихся в ней сведений, которые не содержат ошибок, искажений и заведомо ложных данных.
Научная обоснованность информации — это обоснованное доказательство ее существования, опираемое на опыт, и надежность этого обоснованного доказательства.
Своевременность информации подразумевает ее получение в то время, когда она необходима и может принести ожидаемую пользу (более подробно см. комментарий к ст. 4 Закона).
Следует отметить, что в данный момент разрабатывается единая система информационно-статистического обеспечения органов государственной власти, позволяющая своевременно получать достоверные и полные показатели макроэкономической статистики для их эффективного использования при принятии управленческих решений и прогнозировании во всех сферах национальной экономики. Это будет достигаться путем объединения статистических информационных ресурсов федеральных органов государственной власти, формирующих статистическую информацию, и обеспечения оперативного доступа заинтересованных пользователей к этим ресурсам.
Таким образом, будет достигнута доступность открытых статистических данных и прозрачность методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей, а также снижение нагрузки на респондентов путем расширения практики использования в статистических целях административных данных, представляющих собой документированную информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными организациями в связи с осуществлением ими своих полномочий. При этом очень важным является тот факт, что полученная информация должна быть достоверной или официальной, чтобы граждане могли в полной мере ей доверять.
Официальной статистической информацией, согласно ст. 2 комментируемого Закона, является сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.
Рассмотрим слагаемые этого определения более подробно.
Под социальной информацией понимается совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов .
———————————

Социальным же процессом является развертывание во времени того или иного социального явления.
Существуют парные социальные процессы:
— интеграция и дезинтеграция социальной системы;
— сплочение и конфликты в группе;
— текучесть и стабильность персонала в организации;
— эмиграция и иммиграция;
— усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация;
— занятость и безработица и т.д. .
———————————

Экономическую информацию получают в процессе реализации функции учета и контроля за деятельностью экономического объекта.
Экономическими процессами называются различные меры, действия, мероприятия экономического характера. Они могут быть как явными, так и скрытыми.
Скрытыми называются реально имеющие место экономические процессы и явления, которые не фиксируются в явном виде. Например, скрытый рост цен наблюдается при снижении качества или уменьшении качества товара, продаваемого по неизменной цене; скрытые доходы не отражены в ведомостях оплаты труда и в налоговых декларациях .
———————————

Демографическая информация разделяется на первичную и вторичную.
Основными видами источников первичной информации является информация о населении и демографических процессах: переписи населения, текущем учете демографических событий, списках и регистрах населения, специальных и выборочных обследованиях.
Категории населения, учитываемые при переписях, — наличное население, постоянное население, юридическое (приписное) население, временно отсутствующие и временно пребывающие.
Существует также текущий статистический учет естественного движения населения и миграции.
Вторичная демографическая информация формируется из итогов первичной, например по итогам переписи населения в России.
Демографическими процессами можно назвать рождаемость, смертность, количество браков и разводов, формирование и разделение семей и другое.
Легальное определение понятия экологической информации в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует. Основываясь на определении информации, С.А. Боголюбов определяет экологическую информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны здоровья граждан и т.д., независимо от формы их представления. Другой ученый, Г.П. Серов, предлагает понимать под информацией о состоянии экологической безопасности «сведения (данные): о предприятиях как о первичных потенциальных источниках экологической опасности; о качестве окружающей природной среды (в том числе и о загрязненных природных объектах) и состоянии здоровья населения; о загрязненных природных объектах как о вторичных потенциальных источниках экологической опасности» .
———————————

Информация о состоянии окружающей среды помогает принимать решения в отношении политики и приоритетов, способствует осуществлению мониторинга и контроля, а также обеспечивает открытость. Так, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 14.07.2008) «Об охране окружающей среды» устанавливает одним из принципов охраны окружающей среды соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
Помимо этого общественные процессы включают в себя другие сферы экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи предметом регулирования комментируемого Закона являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.
Общественными отношениями в общем смысле называют многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Из данного понятия можно сделать вывод, что общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы.
Следует отметить, что в различных социальных группах, общностях, организациях, коллективах общественные отношения определяются в зависимости от их места в системе производственных отношений, от конкретных взаимоотношений с другими социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества. И исходя из этого одни и те же общественные отношения могут по-разному оцениваться их участниками. С точки зрения классовой природы общества выделяют устойчивые, длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамические отношения, отражающие изменения, которые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т.д.
Что касается отношений, возникающих в процессе осуществления официального статистического учета, можно сказать, что эти отношения складываются между субъектами в зависимости от внешних факторов.
На современном этапе в России идет ряд значительных социально-экономических перемен. Это административная реформа, реформирование бюджетного процесса, переход на международные стандарты финансовой отчетности. Исходя из этого, общественные отношения, связанные с государственной статистикой, развиваются в условиях осуществления этих перемен, которые определяют задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.
Необходимость дальнейшего развития государственной статистики вызвана, прежде всего, отсутствием показателей, отражающих новые социально-экономические явления и процессы и необходимых для анализа развития российской экономики и российского общества. Для этого необходимо разработать новые, не используемые в статистической практике показатели и алгоритмы их расчета, определить источники и методы получения первичных данных, создать программно-технологическое обеспечение, а также определить процедуры согласования и представления итоговых данных. На решение этих и других важнейших задач направлена Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007 — 2011 годах», утвержденная Постановлением Правительства от 02.10.2006 N 595.
Участниками общественных отношений являются субъекты и пользователи официальной статистической информацией — федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Эти субъекты принимают участие в формировании, обработке и пользовании официальной статистической информацией (более подробно см. комментарий к ст. 2).
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи действие Закона распространяется на респондентов, субъектов официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией. К их числу относятся, например, Федеральная служба государственной статистики, региональные органы государственной статистики, юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции (более подробно см. комментарий к ст. 5 Закона).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 2
Комментируемая статья раскрывает основные понятия, которые используются в Законе.
1. Так, согласно п. 1 статьи, дается понятие официального статистического учета. Прежде всего, это деятельность органов статистики для формирования официальной статистической информации. Данная деятельность ведется в соответствии с официальной статистической методологией, которая является обязательной при формировании официальной государственной статистики.
Уполномоченными согласовывать официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета, являются Федеральная служба государственной статистики и Министерство экономического развития РФ. Их деятельность в этой области предусматривается Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 251 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих согласование официальной статистической методологии, формируемой и утверждаемой субъектами официального статистического учета», которое принято в соответствии с комментируемым Законом.
Официальная статистическая методология, утверждаемая Росстатом, является обязательной для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при проведении государственных статистических наблюдений.
Проведение федеральных статистических наблюдений осуществляется органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Статистическое наблюдение — это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности. Это одна из важнейших стадий статистического исследования, так как использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта. Поэтому статистическое наблюдение должно быть тщательно продуманным, ведь от этого во многом зависит надежность и достоверность информации.
Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, которое входит в основу общей системы исследования рынка и является его важной составной частью.
Этапы проведения статистического наблюдения могут включать стадии:
— подготовки наблюдения;
— проведения массового сбора данных;
— подготовки данных к автоматизированной обработке;
— разработки предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Таким образом, целью статистического наблюдения является получение достоверной информации для выявления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *