Что понимается под массовыми мероприятиями
Содержание
- Консультирует адвокат Елена Мингазова, заведующий юридической консультацией Кобринского района.
- Что такое массовое мероприятие?
- Порядок проведения массовых мероприятий
- Заявление о проведении массового мероприятия подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней
- Власти обязаны сообщить организатору о решении не позднее чем за 5 дней
- Места проведения массовых мероприятий: правила и запреты
- Меры противодействия со стороны правоохранительных органов должны быть адекватными
- Люди расписались и многие не поняли – за что поставили свои подписи
- Административная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
- В каких случаях за организацию массовых мероприятий предусмотрена уголовная ответственность?
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОДСКАЯ УПРАВА ГОРОДА КАЛУГИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. № 358-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ, СПОРТИВНО-МАССОВЫХ И ИНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КАЛУГА»
В соответствии с подпунктами 17, 19, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 36, 38, 43 Устава муниципального образования «Город Калуга», решением Городской Думы города Калуги от 28.10.2013 № 136 «О назначении исполняющим полномочия Городского Головы города Калуги Баранова К.В.» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о порядке организации культурно-массовых, спортивно-массовых и иных массовых мероприятий, проводимых на открытых площадках на территории муниципального образования «Город Калуга» (приложение).
2. Признать утратившими силу:
- постановление Городской Управы города Калуги от 13.01.2011 № 2-п «Об утверждении Положения о порядке организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, проводимых на открытых площадках территории муниципального образования «Город Калуга»;
- постановление Городской Управы города Калуги от 11.11.2011 № 243-п «О внесении изменений в постановление Городской Управы города Калуги от 13.01.2011 № 2-п «Об утверждении Положения о порядке организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, проводимых на открытых площадках территории муниципального образования «Город Калуга»;
- постановление Городской Управы города Калуги от 24.01.2012 № 6-п «О внесении изменений в постановление Городской Управы города Калуги от 13.01.2011 № 2-п «Об утверждении Положения о порядке организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, проводимых на открытых площадках территории муниципального образования «Город Калуга»;
- постановление Городской Управы города Калуги от 11.04.2012 № 93-п «О внесении изменения в постановление Городской Управы города Калуги от 13.01.2011 № 2-п «Об утверждении Положения о порядке организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, проводимых на открытых площадках территории муниципального образования «Город Калуга» (в редакции постановления Городской Управы города Калуги от 24.01.2012 № 6-п)»;
- постановление Городской Управы города Калуги от 25.06.2013 № 160-п «О внесении изменений в постановление Городской Управы города Калуги от 13.01.2011 № 2-п «Об утверждении Положения о порядке организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, проводимых на открытых площадках территории муниципального образования «Город Калуга» (в редакции постановлений Городской Управы города Калуги от 11.11.2011 № 243-п, от 24.01.2012 № 6-п, от 11.04.2012 № 93-п);
- постановление Городской Управы города Калуги от 01.10.2013 № 305-п «О внесении изменений в постановление Городской Управы города Калуги от 13.01.2011 № 2-п «Об утверждении Положения о порядке организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, проводимых на открытых площадках территории муниципального образования «Город Калуга» (в редакции постановлений Городской Управы города Калуги от 11.11.2011 № 243-п, от 24.01.2012 № 6-п, от 11.04.2012 № 93-п, от 25.06.2013 № 160-п)».
3. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального обнародования и подлежит официальному опубликованию.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Исполняющий полномочия
Городского Головы города Калуги
К.В.Баранов
Приложение к Постановлению
Городской Управы города Калуги
от 28 октября 2014 г. № 358-п
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ, СПОРТИВНО-МАССОВЫХ И ИНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КАЛУГА»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок подготовки и проведения культурно-массовых, спортивно-массовых и иных массовых мероприятий, проводимых на открытых площадках на территории муниципального образования «Город Калуга» (далее — мероприятия).
1.2. Под иными массовыми мероприятиями в настоящем Положении понимаются массовые мероприятия, проводимые на открытых площадках на территории муниципального образования «Город Калуга», не являющиеся культурными массовыми мероприятиями или спортивными массовыми мероприятиями.
1.3. Мероприятия не могут начинаться ранее 07.00 часов и заканчиваться позднее 23.00 часов текущего дня по местному времени (за исключением массовых мероприятий, проведение которых осуществляется в связи с нерабочими праздничными днями в Российской Федерации (государственными праздниками), памятными днями России, днями Воинской славы России, праздниками и памятными датами Калужской области, организаторами которых являются органы государственной власти, или их территориальные органы, органы государственных внебюджетных фондов или их территориальные органы, органы местного самоуправления, органы Городской Управы города Калуги.
1.4. Организаторами мероприятий могут быть юридические и физические лица независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и места регистрации, являющиеся инициаторами проведения мероприятий и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение их проведения.
1.5. Проведение мероприятий государственными органами или их территориальными органами, органами государственных внебюджетных фондов или их территориальными органами, органами местного самоуправления (за исключением Городской Управы города Калуги) регулируется разделом 4 настоящего Положения.
1.6. Проведение мероприятий органами Городской Управы города Калуги регулируется разделом 5 настоящего Положения.
1.7. Действие положения не распространяется:
- на публичные мероприятия в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм, проведение которых регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
- на религиозные обряды и церемонии, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- спортивные соревнования, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации;
- на гастроли передвижных цирков, зооцирков, зоопарков, луна-парков, тиров и прочих аттракционов (за исключением стрелковых тиров), а также иных объектов, предназначенных для развлечения взрослых и детей, и на промоакции, проведение которых регулируется постановлением Городской Управы города Калуги от 11.08.2011 № 178-п «Об организации досуга и массового отдыха населения на территории муниципального образования «Город Калуга».
1.8. Основанием для проведения культурно-массовых, спортивно-массовых, иных массовых мероприятий (с предполагаемым количеством участников иных мероприятий свыше 30 человек) является правовой акт Городской Управы города Калуги. Основанием для проведения иных массовых мероприятий с предполагаемым количеством их участников до 30 человек является согласование проведения данного мероприятия, выраженное в письме органа Городской Управы города Калуги.
1.9. Разработчиками проекта правового акта Городской Управы города Калуги (далее — проект) о проведении культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий (о разрешении на проведение культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий) являются органы Городской Управы города Калуги, определяемые в соответствии с направлением проводимых мероприятий. Разработчиками проекта о проведении иных массовых мероприятий (о разрешении на проведение иных массовых мероприятий) являются органы Городской Управы города Калуги, определяемые в соответствии с направлением проводимых мероприятий, или органы Городской Управы города Калуги, указанные в резолюции, накладываемой на обращение организатора мероприятия, поручении Городского Головы города Калуги (исполняющего полномочия Городского Головы города Калуги), — в случае если мероприятие проводится в сфере деятельности, не относящейся к компетенции ни одного из органов Городской Управы города Калуги.
2. Порядок подготовки и проведения культурно-массовых, спортивно-массовых, иных массовых мероприятий (с предполагаемым количеством участников иных массовых мероприятий свыше 30 человек), проводимых на открытых площадках на территории муниципального образования «Город Калуга»
2.1. Организаторы культурно-массовых, спортивно-массовых, иных массовых мероприятий (если предполагаемое количество участников иных массовых мероприятий превышает 30 человек):
2.1.1. Принимают необходимые меры, обеспечивающие пожарную безопасность, общественную безопасность, скорую медицинскую помощь, выполняют иные необходимые организационные мероприятия.
2.1.2. Проводят работу по техническому и материальному обустройству мероприятий (установка сцен, их оформление, оборудование звукоусиливающей аппаратурой, энергоснабжение и т.п.) и обеспечивают при этом соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности, в том числе при применении пиротехнических средств.
2.1.3. Обеспечивают при проведении мероприятий соблюдение санитарно-гигиенических норм, своевременное выполнение работ по уборке и восстановлению нарушенного благоустройства территории в местах проведения мероприятий.
2.2. Организаторам мероприятий рекомендуется в целях обеспечения поддержания общественного порядка принимать необходимые меры путем обеспечения общественного порядка в период проведения мероприятий силами частных охранных предприятий (иными лицами, имеющими право на осуществление деятельности по охране общественного порядка).
2.3. Организаторы мероприятий в срок не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты проведения мероприятий обращаются в Городскую Управу города Калуги или в органы Городской Управы города Калуги с заявлением о проведении мероприятия.
В заявлении организатором мероприятия — физическим лицом указывается: фамилия, имя, отчество, место жительства, форма, место, сроки проведения соответствующих мероприятий, предполагаемое количество участников, номер контактного телефона организаторов.
В заявлении организатором мероприятия — индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом указываются: наименование индивидуального предпринимателя или юридического лица — организатора мероприятия, место его нахождения, форма, место, сроки проведения соответствующих мероприятий, предполагаемое количество участников, номер контактного телефона организатора.
2.4. Организаторы мероприятий представляют специалистам уполномоченного органа Городской Управы города Калуги (разработчикам проекта):
- учредительные документы (для юридических лиц);
- документ, удостоверяющий личность (для физических лиц);
- документ, подтверждающий обеспечение скорой медицинской помощи во время проведения мероприятий, если данная помощь оказывается не государственным бюджетным учреждением здравоохранения Калужской области «Региональный центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф»;
- гарантийное письмо или документы, подтверждающие обеспечение уборки территории и вывоз ТБО после проведения мероприятия (если данное обязательство не указано организатором в заявлении);
- в случае проведения мероприятий на территории организаций — письменное согласование с руководителем данной организации;
- согласие на обработку персональных данных (для физических лиц).
2.5. Специалисты уполномоченного органа Городской Управы города Калуги (разработчики проекта) при получении заявления и документов, указанных в пункте 2.5 раздела 2 настоящего Положения:
- запрашивают в ФНС РФ через портал ФНС (www.№alog.ru) выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (для индивидуальных предпринимателей), выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (для юридических лиц) в форме электронного документа;
- с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия направляют запрос в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области «Региональный центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф» о наличии документа, подтверждающего обеспечение скорой медицинской помощи во время проведения мероприятий;
- с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия согласовывают проведение мероприятия, заявленного организатором, с УМВД России по г. Калуге, Главным управлением МЧС России по Калужской области (в случаях использования пиротехнических средств).
2.6. Организаторы мероприятий вправе по собственной инициативе самостоятельно представить документы, предусмотренные пунктом 2.5 раздела 2 настоящего Положения.
2.7. После получения необходимых документов и согласований, указанных в пунктах 2.5 и 2.6 раздела 2 настоящего Положения, специалисты уполномоченного органа Городской Управы города Калуги в течение трех рабочих дней осуществляют подготовку проекта правового акта Городской Управы города Калуги о разрешении на проведение культурно-массовых, спортивно-массовых, иных массовых мероприятий.
В случае принятия правового акта Городской Управы города Калуги о разрешении на проведение культурно-массовых, спортивно-массовых, иных массовых мероприятий копия данного правового акта в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления (но не позднее пяти рабочих дней до даты проведения мероприятия) выдается разработчиками организаторам мероприятий под роспись или высылается им по почте.
Принятый правовой акт Городской Управы города Калуги о разрешении на проведение культурно-массовых, спортивно-массовых, иных массовых мероприятий не позднее одного рабочего дня после его принятия направляется в УМВД России по г. Калуге, Главное управление МЧС России по Калужской области (в случаях использования пиротехнических средств).
2.8. Основаниями для отказа в проведении мероприятий являются:
- отказ в согласовании мероприятия уполномоченными органами, указанными в абзаце 4 пункта 2.6 раздела 2 настоящего Положения;
- отсутствие документа, подтверждающего обеспечение скорой медицинской помощи во время проведения мероприятия, предусмотренного абзацем 3 пункта 2.6 раздела 2 настоящего Положения;
- противоречие целей и задач мероприятий Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, общепринятым нормам морали и нравственности;
- угроза безопасности населения муниципального образования «Город Калуга» и общественному порядку при проведении мероприятий;
- пропаганда насилия, национальной и религиозной нетерпимости, порнографии, наркомании, вредных привычек при проведении мероприятий;
- совпадение мероприятий по месту и времени с другими мероприятиями, заявленными ранее (в таких случаях органы Городской Управы города Калуги должны в письменном виде предложить организаторам изменить время и место проведения мероприятий);
- неоднократное несоблюдение общественного порядка, пожарной безопасности при проведении мероприятий данными организаторами, неоднократное нарушение взятых ими на себя обязательств по уборке территории и вывозу ТБО после проведения мероприятий;
- непредставление организаторами мероприятий документов, указанных в пункте 2.5 раздела 2 настоящего Положения;
- в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Калужской области.
2.9. В случае отказа в проведении мероприятий соответствующим органом Городской Управы города Калуги должен быть направлен мотивированный письменный ответ заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления (но не позднее пяти рабочих дней до предполагаемой даты проведения мероприятия).
3. Порядок подготовки и проведения иных массовых мероприятий с предполагаемым количеством их участников до 30 человек, проводимых на открытых площадках на территории муниципального образования «Город Калуга»
3.1. Организаторы иных массовых мероприятий с предполагаемым количеством их участников до 30 человек, проводимых на открытых площадках на территории муниципального образования «Город Калуга» обязаны:
- принимать при проведении данных мероприятий необходимые меры, обеспечивающие пожарную безопасность, общественную безопасность, скорую медицинскую помощь, выполнять иные необходимые организационные мероприятия;
- проводить работу по техническому и материальному обустройству мероприятий (установка сцен, их оформление, оборудование звукоусиливающей аппаратурой, энергоснабжение и т.п.) и обеспечивают при этом соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности, в том числе при применении пиротехнических средств;
- обеспечивать при проведении мероприятий соблюдение санитарно-гигиенических норм, своевременное выполнение работ по уборке и восстановлению нарушенного благоустройства территории в местах проведения мероприятий.
3.2. Организаторам мероприятий рекомендуется в целях обеспечения поддержания общественного порядка принимать необходимые меры путем обеспечения общественного порядка в период проведения мероприятий силами частных охранных предприятий (иными лицами, имеющими право на осуществление деятельности по охране общественного порядка).
3.3. Перед проведением мероприятий, не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты проведения мероприятий, их организаторы обязаны уведомить в письменном виде Городскую Управу города Калуги о проведении иного массового мероприятия на открытой площадке на территории муниципального образования «Город Калуга» с предполагаемым количеством участников до 30 человек.
В уведомлении организатором мероприятия — физическим лицом указывается: фамилия, имя, отчество, место жительства, форма, место, сроки проведения соответствующих мероприятий, предполагаемое количество участников, номер контактного телефона организаторов.
В уведомлении организатором мероприятия — индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом указываются: наименование индивидуального предпринимателя или юридического лица — организатора мероприятия, место его нахождения, форма, место, сроки проведения соответствующих мероприятий, предполагаемое количество участников, номер контактного телефона организаторов. Также в указанном уведомлении должны содержаться следующие обязательства данных организаторов:
- об обеспечении общественной и пожарной безопасности при проведении мероприятия;
- об обеспечении скорой медицинской помощи при проведении мероприятия.
К указанному уведомлению должны прилагаться:
- гарантийное письмо или документы, подтверждающие обеспечение уборки территории и вывоз ТБО после проведения мероприятия (если данное обязательство не указано организатором в уведомлении);
- в случае проведения мероприятий на территории организаций — письменное согласование с руководителем данной организации.
3.4. Орган Городской Управы города Калуги, определяемый согласно пункту 1.9 раздела 1 настоящего Положения, рассматривает уведомление организатора и приложенные к нему документы и в срок не позднее 10 рабочих дней (но не позднее 3 рабочих дней до предполагаемой даты проведения мероприятия) с момента регистрации уведомления направляет в адрес организатора мероприятия ответ о согласовании или мотивированный отказ в согласовании проведения мероприятия.
3.5. Основаниями для отказа в согласовании проведения мероприятий являются:
- противоречие целей и задач мероприятий Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, общепринятым нормам морали и нравственности;
- угроза безопасности населения муниципального образования «Город Калуга» и общественному порядку при проведении мероприятий;
- пропаганда насилия, национальной и религиозной нетерпимости, порнографии, наркомании, вредных привычек при проведении мероприятий;
- совпадение мероприятий по месту и времени с другими мероприятиями, заявленными ранее (в таких случаях органы Городской Управы города Калуги должны в письменном виде предложить организаторам изменить время и место проведения мероприятий);
- неоднократное несоблюдение общественного порядка, пожарной безопасности при проведении мероприятий данными организаторами, неоднократное нарушение взятых ими на себя обязательств по уборке территории и вывозу ТБО после проведения мероприятий;
- непредставление организаторами мероприятий документов и (или) отсутствие в уведомлении необходимой информации и обязательств, указанных в пункте 3.3 раздела 3 настоящего Положения;
- в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Калужской области.
3.6. При согласования мероприятия орган Городской Управы города Калуги уведомляет в срок не позднее двух рабочих дней до даты мероприятия о его проведении на открытой площадке на территории муниципального образования «Город Калуга» УМВД России по г. Калуге, Главное управление МЧС России по Калужской области (в случаях использования пиротехнических средств), а также министерство здравоохранения Калужской области.
4. Порядок подготовки и проведения мероприятий государственными органами или их территориальными органами, органами государственных внебюджетных фондов или их территориальными органами, органами местного самоуправления (за исключением Городской Управы города Калуги)
4.1. Государственным органам или их территориальным органам, органам государственных внебюджетных фондов или их территориальным органам, органам местного самоуправления (за исключением Городской Управы города Калуги) рекомендуется:
- принимать при проведении мероприятий необходимые меры, обеспечивающие пожарную безопасность, общественную безопасность, скорую медицинскую помощь, выполнять иные необходимые организационные мероприятия;
- проводить работу по техническому и материальному обустройству мероприятий (установка сцен, их оформление, оборудование звукоусиливающей аппаратурой, энергоснабжение и т.п.) и обеспечивать при этом соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности, в том числе при применении пиротехнических средств;
- обеспечивать при проведении мероприятий соблюдение санитарно-гигиенических норм, своевременное выполнение работ по уборке и восстановлению нарушенного благоустройства территории в местах проведения мероприятий;
- в целях обеспечения поддержания общественного порядка принимать необходимые меры путем обеспечения общественного порядка в период проведения мероприятий силами частных охранных предприятий (иными лицами, имеющими право на осуществление деятельности по охране общественного порядка).
4.2. Государственные органы или их территориальные органы, органы государственных внебюджетных фондов или их территориальные органы, органы местного самоуправления (за исключением Городской Управы города Калуги) обращаются в Городскую Управу города Калуги или в органы Городской Управы города Калуги с заявлением о проведении мероприятия, в котором указывается наименование органа, место его нахождения, место, сроки проведения соответствующих мероприятий, предполагаемое количество участников, номер контактного телефона.
Также в указанном заявлении должны содержаться следующие обязательства данных органов:
- об обеспечении общественной и пожарной безопасности при проведении мероприятия;
- об обеспечении скорой медицинской помощи при проведении мероприятия;
- об обеспечении уборки и вывозе ТБО после проведения мероприятия.
В случае проведения мероприятия на территории организаций также в заявлении указывается о согласии данной организации на проведение мероприятия.
4.3. Орган Городской Управы города Калуги, определяемый согласно пункту 1.6 раздела 1 настоящего Положения, рассматривает заявление, при наличии в нем всей необходимой информации и обязательств, указанных в пункте 4.2 раздела 4 настоящего Положения, в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления, но не позднее 5 рабочих дней до предполагаемой даты мероприятия направляет в адрес организатора мероприятия ответ о возможности проведения мероприятия.
В случае если в заявлении отсутствует информация и обязательства, указанные в пункте 4.2 раздела 4 настоящего Положения, в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления, но не позднее 5 рабочих дней до предполагаемой даты мероприятия орган Городской Управы города Калуги направляет в адрес организатора мероприятия ответ, в котором указываются соответствующие недостатки заявления организатора мероприятия и рекомендации по их устранению.
4.4. В случае направления в адрес организатора мероприятия ответа о возможности проведения мероприятия орган Городской Управы города Калуги уведомляет в срок не позднее двух рабочих дней до даты мероприятия о его проведении на открытой площадке на территории муниципального образования «Город Калуга» УМВД России по г. Калуге, Главное управление МЧС России по Калужской области (в случаях использования пиротехнических средств), а также министерство здравоохранения Калужской области.
5. Порядок подготовки и проведения мероприятий органами Городской Управы города Калуги
5.1. Органы Городской Управы города Калуги при проведении мероприятий:
5.1.1. Принимают необходимые меры, обеспечивающие пожарную безопасность, общественную безопасность, скорую медицинскую помощь, выполняют иные необходимые организационные мероприятия.
5.1.2. Проводят работу по техническому и материальному обустройству мероприятий (установка сцен, их оформление, оборудование звукоусиливающей аппаратурой, энергоснабжение и т.п.) и обеспечивают при этом соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности, в том числе при применении пиротехнических средств.
5.1.3. Обеспечивают при проведении мероприятий соблюдение санитарно-гигиенических норм, своевременное выполнение работ по уборке и восстановлению нарушенного благоустройства территории в местах проведения мероприятий.
5.2. Основанием для проведения мероприятий органами Городской Управы города Калуги является правовой акт Городской Управы города Калуги, который принимается при наличии следующих документов и согласований:
- документ, подтверждающий обеспечение скорой медицинской помощи во время проведения мероприятия;
- согласование проведения мероприятия с УМВД России по г. Калуге;
- согласование проведения мероприятия с Главным управлением МЧС России по Калужской области (в случаях использования пиротехнических средств при проведении мероприятия).
5.3. Принятый правовой акт Городской Управы города Калуги о проведении мероприятий не позднее одного рабочего дня после его принятия направляется в УМВД России по г. Калуге, Главное управление МЧС России по Калужской области (в случаях использования пиротехнических средств).
Во исполнение Положения «О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест исполнительными органами государственной власти», утвержденного приказом Губернатора Санкт-Петербурга от 02.04.1999 № 28-п отделом производится работа по согласованию культурно-массовых и спортивных мероприятий, проходящих вне предназначенных для этого мест, на территории района. Мероприятия имеют важное значение в реализации культурного потенциала района.
Правила подачи уведомлений на согласование мероприятий
Уведомление о проведении культурно-массового мероприятия, заполненное по образцу, подается его организатором в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга по принадлежности вопроса (в соответствии с пунктами 4.1. и 4.2. приказа Губернатора Санкт-Петербурга от 2 апреля 1999 г. № 28-п О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест) письменно не ранее 30 и не позднее 15 дней до намечаемой даты его проведения.
Консультирует адвокат Елена Мингазова, заведующий юридической консультацией Кобринского района.
Обратимся к Закону Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. N 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». В статье 2 данного закона приведены определения интересующих нас понятий.
Что такое массовое мероприятие?
Фото: Татьяна Шидловская-Вашкевич
Массовое мероприятие — собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.
Собрание — совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Уличное шествие — организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста.
Демонстрация — организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств.
Пикетирование — публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста.
Порядок проведения массовых мероприятий
Определен круг лиц, которые могут выступать организаторами таких мероприятий. Организаторами могут быть физические лица, имеющие гражданство Республики Беларусь и постоянно проживающие здесь, обладающие избирательным правом, принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению в соответствии с настоящим Законом, а также политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь. Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.
Заявление о проведении массового мероприятия подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней
Урегулирован порядок подачи заявления организатором. Заявление о проведении массового мероприятия (далее — заявление) подается его организатором (организаторами) в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия. Заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия.
Власти обязаны сообщить организатору о решении не позднее чем за 5 дней
Не позднее чем за 5 дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме руководитель органа местной власти обязан сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении – разрешении, либо запрете массового мероприятия. Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Места проведения массовых мероприятий: правила и запреты
Предусмотрены определенные правила по определению места проведения мероприятий, запреты на проведение их в определенных местах. Например, применительно к ситуации в г. Кобрине место проведения мероприятия не может быть определено на расстоянии менее 50 метров от зданий исполнительных и распорядительных органов, суда, прокуратуры.
Меры противодействия со стороны правоохранительных органов должны быть адекватными
Выскажу своё личное мнение: несмотря на то, допущены ли жителями нашего города и района нарушения порядка проведения массовых мероприятий или нет, меры противодействия со стороны правоохранительных органов могут быть и должны быть адекватными. Нельзя привлекать к ответственности людей за нарушение закона, при этом самим нарушать закон. Применение насилия к уже задержанным гражданам, тем более, при которых не было предметов, используемых в качестве оружия, которые не совершали действия, направленные на поджоги, разрушение и уничтожение имущества, насилие над человеком, нельзя признать законными действиями. Эти действия также противоречат нормам поведения и морали.
Адвокатами юридической консультации Кобринского района ведётся большая разъяснительная работа законодательства, регулирующего порядок проведения массовых мероприятий, меры ответственности за нарушение этого порядка, а также работа по защите прав граждан, которые необоснованно, по их мнению, были привлечены к ответственности.
Люди расписались и многие не поняли – за что поставили свои подписи
Требует также разъяснения вопрос о том, какая ответственность предусмотрена законодательством за нарушение порядка проведения массовых мероприятий. Имеется информация о том, что у работников некоторых организаций и учреждений отбирались подписки об уголовной ответственности за участие в массовых мероприятиях. Люди расписались и многие не поняли – за что поставили свои подписи.
Административная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения массовых мероприятий.
Статья 23.34 КоАП Республики Беларусь так и называется: «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий».
1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо — от двадцати до ста базовых величин.
3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
3-1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо — от двадцати до двухсот базовых величин.
4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, — влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, — влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо — от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
В каких случаях за организацию массовых мероприятий предусмотрена уголовная ответственность?
Уголовная ответственность предусмотрена за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти. Так же за участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных выше. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности так же влечет уголовную ответственность. Наказание за некоторые из вышеперечисленных действий предусмотрено в виде лишения свободы. Правоохранительными органами могут быть усмотрены и иные составы преступлений (например, за подготовку, так называемых, коктейлей Молотова – ст. 295 УК).
Согласно статье 35 Конституции Республики Беларусь свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.
Принятый 30 декабря 1997 года Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон о массовых мероприятиях) устанавливает порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований и иных массовых мероприятий и направлен на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.
В Закон о массовых мероприятиях неоднократно вносились изменения, направленные на уточнение правовой регламентации порядка организации и проведения массовых мероприятий, обеспечение безопасности во время их проведения с тем, чтобы не нарушались правопорядок и права других граждан Республики Беларусь.
1. Законом о массовых мероприятиях установлен ряд ограничений для недопущения нарушения прав и свобод личности. Так, согласно частям пятой и шестой статьи 11 Закона в целях обеспечения общественной безопасности, порядка проведения массовых мероприятий, соблюдения общественного порядка при проведении массовых мероприятий организаторы массовых мероприятий, сотрудники органов внутренних дел и представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, наделяются правом ограждать территории мест проведения массовых мероприятий инженерными и техническими средствами, производить фотосъемку, аудио- и видеозапись участников массовых мероприятий, осуществлять пропускной режим; сотрудники органов внутренних дел, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, вправе проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств.
По мнению Конституционного Суда, указанные меры ограничительного характера согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Эти меры не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в установленных законом случаях, соразмерны защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам личности.
Конституционный Суд отметил, что установление ограничений прав и свобод личности не исключается и нормами международных актов. Так, согласно пункту 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах признает право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Конституционный Суд полагает, что предусматриваемые ограничения прав и свобод личности выступают средством правовой защиты общественного порядка и общественной безопасности, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Конституционный Суд обратил также внимание на дополнение статьи 2 Закона о массовых мероприятиях положением о том, что к пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста.
Конституционный Суд указал, что при применении указанной нормы следует исходить из ее конституционно-правового смысла и понимания во взаимосвязи с другими нормами данного Закона, регламентирующими вопросы участия граждан в массовых мероприятиях, в которых речь идет не о любом присутствии граждан на месте проведения пикетирования, а об их участии в совместном массовом мероприятии, проводимом для совершения заранее определенного деяния с целью публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста.
2. Законом о массовых мероприятиях предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий.
Согласно излагаемой в новой редакции части шестой статьи 4 Закона лица, допустившие нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, в течение одного года после наложения административного взыскания за такое нарушение, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, преступлений против общественной безопасности, преступлений против общественного порядка и общественной нравственности или преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления, не могут выступать организаторами массового мероприятия.
Абзацем шестым части второй статьи 11 Закона о массовых мероприятиях устанавливается, что во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования их организаторам и участникам запрещается иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, предметы, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, их имитаторы и муляжи, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия, кроме спичек и карманных зажигалок, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, а также алкогольные, слабоалкогольные напитки и (или) пиво.
Конституционный Суд отметил, что данные изменения, вносимые в Закон о массовых мероприятиях, которыми совершенствуется правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, основаны на положениях статьи 59 Конституции. Государство обязано принимать разумные и необходимые меры, позволяющие проводить массовые мероприятия без опасений, что их участники могут быть подвергнуты физическому насилию, а роль правоохранительных органов заключается в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, прав и свобод участников мероприятия и иных лиц, поскольку согласно части первой статьи 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
3. Предусматривается уведомительный порядок проведения массовых мероприятий, которые в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности могут проводиться только в местах, определенных для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами (часть вторая статьи 9 Закона о массовых мероприятиях).
Согласно новой редакции части второй статьи 8 Закона о массовых мероприятиях до получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.
Закон о массовых мероприятиях дополнен статьей 91, предусматривающей, что установленные данным Законом общие требования к порядку проведения массовых мероприятий и обеспечению общественного порядка при проведении распространяются на массовые мероприятия, проводимые и в разрешительном, и в уведомительном порядке. В частности, письменное уведомление о проведении массового мероприятия должно быть направлено в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган не позднее чем за десять дней до предполагаемой даты проведения этого массового мероприятия. Законодателем установлена обязанность местных исполнительных и распорядительных органов не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия сообщить в письменной форме о недопустимости проведения массового мероприятия и необходимости прекращения подготовки к нему в случае, если в местный исполнительный и распорядительный орган ранее поступило уведомление от другого заявителя о проведении в том же месте и в то же время массового мероприятия, – заявителю, подавшему такое уведомление позднее; если поданное уведомление не соответствует требованиям Закона о массовых мероприятиях, – заявителю, подавшему такое уведомление.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Закона о массовых мероприятиях организация и проведение любого массового мероприятия как в разрешительном, так и в уведомительном порядке подлежат прекращению по требованию руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел в случаях: если не было подано заявление (уведомление), заявление (уведомление) отозвано организатором (организаторами) массового мероприятия или принято решение о запрещении (недопустимости) проведения массового мероприятия; если нарушены положения статей 9–11 Закона о массовых мероприятиях; возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.
Оценивая конституционность приведенных положений Закона, Конституционный Суд отметил, что установление Законом уведомительного порядка проведения массовых мероприятий отвечает международным стандартам, закрепленным в Руководящих принципах по свободе мирных собраний (CDL-AD(2010)020), принятых совместно Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией) на 83-м пленарном заседании (Венеция, 4 июня 2010 года), в соответствии с которыми важнейшей обязанностью государства является создание необходимых механизмов и процедур, позволяющих обеспечить реальное осуществление свободы собраний без чрезмерного бюрократического регулирования (подпункт 2.2 пункта 2).
Гарантируемая Конституцией свобода собраний, которые не нарушают правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Республике Беларусь как демократическом правовом государстве и предполагает в том числе отсутствие чрезмерного государственного контроля за действиями организаторов и участников массовых мероприятий. По мнению Конституционного Суда, положения Закона, предусматривающие наряду с разрешительным уведомительный порядок проведения массовых мероприятий в постоянных местах для их проведения, направлены на устранение излишнего вмешательства государственных органов в процесс организации и проведения массового мероприятия, ликвидацию барьеров, связанных с согласованием места его проведения, и создание тем самым дополнительных гарантий для реализации гражданами закрепленной Конституцией свободы собраний.
При этом Конституционный Суд обратил внимание местных исполнительных и распорядительных органов на то, что организатору (организаторам) должны указываться конкретные случаи, в связи с которыми недопустимо проведение массового мероприятия либо прекращается подготовка к нему, в том числе если поданное уведомление не соответствует требованиям Закона о массовых мероприятиях.
4. Часть пятая статьи 10 Закона о массовых мероприятиях изложена в новой редакции, в соответствии с которой лицо, присутствующее на массовом мероприятии в качестве журналиста средства массовой информации, обязано иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также служебное удостоверение журналиста средства массовой информации, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, либо документ, подтверждающий аккредитацию журналиста иностранного средства массовой информации в Республике Беларусь; указанное лицо должно иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.
Конституционный Суд отметил, что аналогичное правовое регулирование установлено в законодательных актах ряда других государств, в частности Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения.
По мнению Конституционного Суда, изменение, внесенное в статью 10 Закона о массовых мероприятиях, определяющее порядок проведения массовых мероприятий, имеет целью обеспечение возможности идентификации лиц, являющихся журналистами средств массовой информации, присутствующих на мероприятии, взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с представителями средств массовой информации, находящимися на территории проведения такого мероприятия, для освещения хода событий, а также исключение возникновения спорных ситуаций, связанных с определением правового статуса того или иного лица, присутствующего на массовом мероприятии, правомерности совершаемых им действий, что согласуется с положениями статей 35 и 59 Конституции и международными стандартами в сфере проведения массовых мероприятий.
5. Законом о массовых мероприятиях установлена обязанность местных исполнительных и распорядительных органов определять постоянные места для проведения массовых мероприятий и места, где их проведение не допускается, с сообщением об этом в средствах массовой информации; Совет Министров Республики Беларусь уполномочен на определение порядка организации взаимодействия правоохранительных органов, организаторов массовых мероприятий и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Приведенные изменения и дополнения согласуются с конституционными положениями статей 120 и 107 Конституции.
Таким образом, внесенные в Закон о массовых мероприятиях изменения, уточняющие законодательное регулирование организации и проведения массовых мероприятий, устанавливают конституционно-правовой порядок реализации конституционной гарантии свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования при условии обеспечения правопорядка и общественной безопасности при их проведении, недопущения нарушения прав других граждан.
(Решения Конституционного Суда от 28 октября 2011 г. и 6 июля 2018 г. по законам Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»).
По сообщению официального сайта Конституционного Суда Республики Беларусь