Что такое нулевой пробег автомобиля
Пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем за определенный период времени.
Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный.
Производительный пробег грузовых автомобилей (г/а) называется груженым пробегом.
Непроизводительный пробег – пробег без груза (нулевой или порожний).
Нулевым называется пробег от АТП (или другого места стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП.
Порожним (холостым) называется пробег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.
Общий пробег:
Loбщ=Lп+Lх+Lн, (12)
где Lп=26 км – пробег с грузом, км;
Lх+Lн – непроизводительный пробег, км.
Где Lн = 15 км — нулевой пробег
Lх=26 км – холостой пробег
Lх+Lн= 26+15 = 41 км
Общий пробег:
Loбщ=26+41=67км
Использование пробега ПС характеризуется коэффициентом использования пробега.
Коэффициент использования пробега βравен отношению груженого пробега к общему и показывает удельный вес груженого пробега в общем пробеге ПС.
(13)
Расчет средней длины ездки и среднего расстояния перевозки
Совокупность элементов, образующих законченную операцию доставки грузов, называется циклом перевозки или ездкой.
Ездка – законченный транспортный цикл, состоящий из погрузки, перевозки, разгрузки, сдачи груза, подачи ПС под очередную погрузку.
Время выполнения ездки:
=
, (14)
где tдв=26 – время движения;
tп= 15мин – время погрузки;
tр= 15 мин – время разгрузки;
tпр= 15 мин – время простоя по организационным причинам (оформление документов)
Подставив в формулу получим:
=
=52+15+15+15= 97 мин = 1,37 часа
Оборот – транспортный процесс, состоящий из нескольких ездок с обратным возвращением в исходную точку.
Средняя длина ездки – это средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки.
, (15)
где Lг – общий груженый пробег, км
nг– число ездок.
Среднее расстояние перевозки– это средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы Р в т.км на число перевезенных тонн Q.
(16)
За среднее расстояние перевозки (Lср) принимаем показатель среднее длина ездки (lде).
Р=Lср×Q(17)
Р=67×90=6030ткм
Q=qфак ×nг(18)
Q=15×6=90 т
Время простоя ПС под погрузкой-разгрузкой.
Общее время простоя tп- р ПС под погрузкой и разгрузкой за одну ездку включает время:
- ожидания погрузки-разгрузки;
- маневрирования ПС пунктах погрузки-выгрузки;
- выполнения погрузки-разгрузки;
- оформления документов.
Расчет времени работы подвижного состава
Время (Тн) пребывания в наряде измеряется количеством часов с момента выезда ПС из АТП до момента возвращения его на АТП за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи отдых.
Тн= Тм+tн.п, ,тогда
Тн=8,2×6+0,5=49,7 часа
(19)
Тм=tдв+tп-р
где tдв – время движения;
tп-р – время простоя под погрузкой-разгрузкой;
Тм – время работы на маршруте;
tн.п. – время, затрачиваемое на нулевой пробег,
tн.п= 0,25×2=0,5 часа
Определим время на маршруте
Тм=tдв+tп-р=(52+30)×6=82×6 = 492мин =8,2 часа
где tдв=2×26=52-время движения туда и обратно
tп-р=30 мин-время на погрузку и разгрузку
При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости.
Величина технической скорости зависит от технического состояНИЯ автомобиля, состояния И профиля дороги, интенсивности движеНИЯ И мастерства водителя,
Эксплуатационная скорость — это средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии):
На величину эксплуатационной скорости влияет продолжительность простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой. В связи с этим необходимо добиваться полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. На величину эксплуатационной скорости большое влияние оказывает также расстояние перевозок. Чем оно больше, тем меньше общее время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы, так как количество погрузок и разгрузок в течение смены уменьшится и эксплуатационная скорость увеличится.
Коэффициент использования пробега (КИПр) определяет степень использования пробега автомобиля с грузом.
При работе автомобиля на линии различают пробеги: общий, с грузом, холостой и нулевой.
Общий пробег — это расстояние в километрах, проходимое автомобилем в течение рабочего дня.
Пробег с грузом является производительным пробегом.
Холостой пробег — это пробег автомобиля без груза между пунктами разгрузки и погрузки.
Нулевой пробег — это пробег автомобиля от парка до пункта погрузки и с последнего пункта разгрузки до парка, а также проезды на заправку топливом.
Величина коэффициента использования пробега зависит от размещения пунктов погрузки и разгрузки, характера грузопотоков и организации диспетчерской службы на линии. Водители-новаторы добиваются сокращения непроизводительных пробегов за счет перевозки попутных грузов. Например, при перевозке сахарной свеклы с поля на сахарный завод они используют обратные рейсы для перевозки на поля минеральных удобрений.