День горюче смазочных материалов

День горюче смазочных материалов

17 февраля управление горючего и смазочных материалов отметит День службы горючего и смазочных материалов тыла Вооруженных Сил. Самостоятельный центральный орган Службы — Управление снабжения горючим РККА было создано Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 257-44с 13 февраля 1936 года и объявлено приказом Народного Комиссара Обороны № 024 от 17 февраля 1936 года.

День службы был установлен приказом Министра обороны с учетом заслуг личного состава службы горючего в годы Великой Отечественной войны, а также эффективной деятельности по обеспечению боевой подготовки войск в настоящее время. Основными задачами управления являются организация в Вооруженных Силах хранения, накопления и освежения запасов компонентов ракетного топлива (КРТ), горючего и смазочных материалов (ГСМ) и технических средств службы горючего (ТССГ), ведение их учета, и списания, осуществление разработки программ строительства и развития системы обеспечения Вооруженных Сил КРТ, ГСМ, ТССГ, контроль за созданием и содержанием запасов ГСМ для территориальных войск.

В 2012 году личным составом управления выполнена задача по планированию обеспечения предстоящего белорусско-российского учения «Запад — 2013» горючим. В 2013 году, в ходе самого учения предстоит обеспечить своевременный и безаварийный прием горючего на базы и склады горючего, а в дальнейшем произвести его выдачу воинским частям и соединениям, принимающим участие в учении со стороны Российской Федерации. Кроме того, планируется применить на практике расчеты использования трубопроводного транспорта для его подачи в обход барьерных участков местности. В 2012 году управлением горючего выполнялся комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы обеспечения горючим по территориальному принципу через базы и склады горючего с использованием предприятий нефтепродуктообеспечения, на заправочных пунктах воинских частей производилась замена устаревшего оборудования на современные топливораздаточные колонки.

Основной задачей службы в текущем году является — своевременное и полное обеспечение Вооруженных Сил горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями, техническими средствами службы горючего в ходе выполнения мероприятий подготовки и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил с учетом их экономного и рационального использования.

Стратегией службы в области энергосбережения является снижение удельных норм расхода светлых нефтепродуктов их эффективное и рациональное использование, сокращение необоснованных потерь.

Руководствуясь современными принципами транспортной и складской логистики, организован централизованный подвоз горюче-смазочных материалов, созданы базовые воинские части в гарнизонах, куда горючее поставляется железнодорожным транспортом. С целью сокращения транспортных расходов широко используется система обеспечения горючим через гражданские нефтебазы и сеть АЗС РУП «ПО «Белоруснефть».

В течение прошлого года соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил за счет выполнения организационно-технических мероприятий достигнут показатель по экономии светлых нефтепродуктов в размере 5,1%, что составляет 1294 тонны условного топлива.

Одним из основных направлений экономии горючего является совершенствование системы планирования подготовки войск, использование горючего при организации боевой подготовки путем строгой последовательности отработки задач, тщательной подготовки каждого занятия, учения, марша, выхода в поле, исключающих необходимость повторной отработки одних и тех же задач. Экономии так же способствует активное применение в боевой подготовке современных методик обучения с использованием тренажеров. Важным условием экономии является соблюдение жесткой лимитной дисциплины и выполнение требований по сокращению потерь горючего при приеме, транспортировке, хранении, выдаче и эксплуатации вооружения и военной техники. С этой целью, а так же для экономии ресурса топливозаправщиков, высвобождения личного состава, привлекаемого к организации заправки летательных аппаратов на аэродромах, эффективно используются централизованные заправщики топливом.

В текущем году продолжится работа в войсках по модернизации и совершенствованию оборудования для учета, хранения и выдачи топлива. На пунктах заправки воинских частей будет продолжена установка топливораздаточных колонок наивысшего класса точности с программным обеспечением.

Ежегодно 17 февраля в нашей стране отмечается День Службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации или просто День Службы горючего. Образованная в 1936 году данная служба с тех пор прошла серьезный путь развития, на который выпало огромное количество серьезных испытаний, главным из которых была Великая Отечественная война. В настоящее время Служба горючего выполняет одну из важнейших задач в обеспечении боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, поставляя в войска различные горюче-смазочные материалы, а также ракетное топливо.

Транспорт всегда играл на войне важную роль, он использовался для оперативной переброски войск в зону проведения операций, подвоза боеприпасов и продовольствия, эвакуации с поля боя раненых. Но только в первой половине XX веке с началом массовой механизации вооруженных сил, появлением автомобилей, танков и самолетов, многократно возросла важность поставок всех видов топлива. До массового пришествия в войска автомобилей в армиях использовался в основном гужевой транспорт, еще в первой трети прошлого века именно кони перевозили больше всего армейских грузов, хотя уже в годы Первой мировой войны в армиях стало появляться все больше грузовиков, на поля сражений выкатились танки, а в небе завязались воздушные бои.
При этом даже тогда некоторые полководцы не верили, что танки начнут играть ключевую роль на полях будущих сражений. В СССР были свои противники механизации армии, так как это сопровождалось сокращением кавалерийских частей. Однако в конечном итоге все поняли, что стране необходима современная армия, которая просто не сможет стать таковой без танков и автомобильного транспорта. Массовое использование механизированных соединений позволяло преодолевать большие расстояния за небольшие промежутки времени. При этом существовала одна очень важная проблема – снабжение войск горюче-смазочными материалами. Без топлива автомобили и бронетехника становились просто грудой металла. Это потребовало от командования создания специальной службы тыла, которая занялась бы своевременным пополнением запасов ГСМ, в том числе во время проведения наступательных операций. 17 февраля 1936 года приказом Наркома обороны Советского Союза К. Е. Ворошилова в стране было создано Управление по снабжению горючим ВС СССР. Именно поэтому День Службы горючего ВС России отмечается ежегодно 17 февраля.

Первым по-настоящему серьезным испытанием готовности и профессионализма Службы горючего стало обеспечение топливом советских частей, которые вели боевые действия у озера Хасан. Всего за две недели боевых действий с Японией тогда было израсходовано более 8 тысяч тонн различного горючего. В следующем году с мая по август 1939 года во время боевых действий на реке Халхин-Гол советские войска израсходовали практически 87 тысяч тонн ГСМ. А во время зимней войны с Финляндией в 1939-1940 годах войска Красной Армии израсходовали уже 215 тысяч тонн топлива. С ростом механизации частей и соединений росли и потребности войск в горючем. К июню 1941 года удалось создать очень большие (на тот момент времени) мобилизационные запасы горючего – порядка 1,2 миллионов тонн (97 процентов от плановых объемов).
Вторая мировая стала первым конфликтом, в котором танковые войска массово использовались всеми сторонами конфликта. Для Вермахта на первом этапе войны танковые и механизированные части стали главным залогом проведения успешных операций, в которых германцы серьезно преуспели. Первые месяцы Великой Отечественной войны обернулись для Красной Армии настоящей катастрофой, было разгромлено огромное количество частей, потеряно много складов и имущества, в немецком плену к концу года оказалось более трех миллионов советских военнослужащих, но наша страна выстояла в страшной схватке с агрессором. При этом Служба горючего не подвела армию даже в этих тяжелых условиях, об этом в своих мемуарах после войны писал Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский. Особый акцент он сделал на том, что ни одной крупной операции не было провалено из-за недостатка топлива. Даже в блокированной врагом с суши Ленинград удалось в рекордно короткие сроки организовать доставку горюче-смазочных материалов, которых хватало на обеспечение обороноспособности города.
Уже в первое военное лето в августе 1941 года вместе с созданием главного управления тыла Красной Армии Служба горючего была переведена в подчинение заместителю наркома обороны страны – начальнику тыла, под руководством которого и вела свою деятельность в военные годы. Во время Великой Отечественной войны специалисты данной службы обеспечивали потребность сражающейся с врагом армии в ГСМ, а также в технических средствах. Для достижения победы в войне с нацистской Германией советские вооруженные силы израсходовали 16,4 миллиона тонн нефтепродуктов, при этом Служба горючего обеспечивала ГСМ сразу 50 крупных стратегических операций групп фронтов, более 250 фронтовых операций и порядка одной тысячи армейских операций и неподдающееся счету количество более мелких сражений и боев. Об успехах Службы горючего и других тыловых частей свидетельствует тот факт, что более половины их офицерского состава было отмечено в годы войны государственными наградами разного уровня.


Начавшаяся после завершения Второй мировой войны холодная война спровоцировала гонку вооружений двух сверхдержав – США и СССР, результатом этой гонки стало появление и распространение ракетных войск. Поэтому Службе горючего пришлось осваивать принципиально новые виды топлива, которое требовало повышенных мер предосторожности. Однако и с этой задачей в Службе горючего смогли справиться с честью.
Еще одним очень серьезным испытанием для Службы горючего стали боевые действия в Афганистане. Доставка топлива в эту страну осложнялась горным рельефом, а также многочисленными засадами душманов, которые устраивали нападения на «нитки», которые везли советским войскам не только горючее, но также боеприпасы и продовольствие. Всего за 9 лет и два месяца конфликта на территорию Афганистана из Советского Союза было поставлено 6,8 миллиона тонн горючего, в том числе по построенным полевым магистральным трубопроводам – 5,4 миллиона тонн (порядка 80 процентов), еще 1,4 миллиона тонн было доставлено в страну автомобильным, речным и воздушным транспортом. Помимо этого в Афганистан воздушным транспортом было доставлено 10 тысяч тонн ракетного топлива. Военную службу в Афгане прошли более 6 тысяч специалистов Службы горючего. Все годы конфликта снабженцы демонстрировали высокий уровень профессионализма, обеспечивая подразделения всеми необходимыми горюче-смазочными материалами, вплоть до вывода всей группировки советских войск из этой страны.
Свою готовность к выполнению самых разных возложенных на нее задач Служба горючего продемонстрировала и при обеспечении подачи воды для ликвидации пожаров 1972 года, которые по своим масштабам и последствия можно было отнести к катастрофе национального масштаба. Сыграла свою роль данная служба и при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также при обеспечении подачи питьевой воды в разрушенные землетрясением 1989 года города и села Армении, отмечают в пресс-службе Минобороны России. В дальнейшем Служба горючего вновь хорошо проявила себя в боевых действиях, теперь уже на территории Чечни, обеспечивая воющие федеральные войска необходимыми горюче-смазочными материалами.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации используется более 200 различных марок ГСМ. Каждый год в войсках расходуется около двух миллионов тонн горюче-смазочных материалов. В нашей стране специально в интересах ВС РФ достаточно эффективно работает специальный 25-й Государственный научно-исследовательский институт химмотологии. Сегодня это единственная в стране научно-исследовательская организация, которая в состоянии провести полный комплекс испытаний горюче-смазочных материалов, компонентов ракетного топлива, технических средств нефтепродуктообеспечения. Подобные институты существуют еще лишь в США, Франции и Германии.
Сегодня, отвечая новым вызовам, специально для российской армии разрабатываются новые виды топлива и масла, которые могут использоваться в арктических условиях. В конце 2014 года в Арктике прошли их испытания при температуре окружающего воздуха -65 градусов, в будущем они будут использоваться российской группировкой. Разработанное в нашей стране дизельное топливо не вызывает проблем с запуском двигателя и на 60-градусном морозе. Есть свои новинки и в области ракетного топлива, некоторые компоненты которого с использованием наночастиц алюминия увеличивают его энергоемкость и плотность практически на 20 процентов, что позволяет увеличивать массу полезной нагрузки ракет.

В настоящее время 25-й Государственный научно-исследовательский институт химмотологии продолжает заниматься работами в области создания альтернативного нефтяного сырья. Проводятся испытания новых образцов авиационного синтетического топлива из природного газа и синтетической нефти. Проводятся исследования по получению новых видов моторного топлива из угля. Помимо этого разрабатывается топливо для перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов. В перспективе эти аппараты смогут развивать в полете скорость более 5 Махов. Также ведутся работы над новыми марками компонентов ракетного топлива и ГСМ, в том числе ракетное горючее с повышенной энергоемкостью для новых поколений крылатых ракет большой дальности для нужд ВМФ и ВВС.

17 февраля коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих и ветеранов Службы горючего ВС Российской Федерации с их профессиональным праздником!
По материалам из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *