Денежные суррогаты закон

Денежные суррогаты закон

Крылов Олег Михайлович — доцент кафедры экологического, трудового и финансового права Института права Башкирского государственного университета.

В статье исследуется понятие «денежный суррогат» как юридическая дефиниция. Делается вывод, что денежный суррогат в Российской Федерации — объект, способный одновременно выполнять все или часть функций валюты Российской Федерации. Приводятся отличия легитимных денежных суррогатов от нелегитимных денежных суррогатов. Легитимные денежные суррогаты классифицируются по выполняемым функциям, по субъекту-эмитенту, по месту эмиссии, по территории использования.

Ключевые слова: деньги, валюта, государство, функция, суррогат, средство, мера, облигация, вексель, купюра.

Concerning the question on the legal category ‘cash equivalent’

O.M. Krylov

В законодательстве РФ используется понятие «денежный суррогат», но не раскрывается его содержание. Так, ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает, что введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

В юридической науке отсутствует общепризнанное понятие денежного суррогата, что порождает многочисленные дискуссии на предмет его содержания, признаков и т.д. Так, одни авторы называют вексель суррогатными деньгами и указывают, что банк может выдать кредит векселем взамен денег <1>. Другие же, напротив, полагают, что «неправильно относить векселя к денежным суррогатам…» <2>.

<1> См.: Новиков С., Амосов В. Сущность векселей и порядок их учета // Хозяйство и право. 1998. N 10. С. 72.
<2> См.: Пашковский В. Денежные отношения в современной России: итоги и перспективы // Хозяйство и право. 1998. N 10. С. 64.

Имеется точка зрения, что виртуальные денежные единицы не могут быть признаны денежными суррогатами в смысле, употребляемом в действующем законодательстве <3>, которая также является дискуссионной <4>. Вызывает дискуссии и квалификация иностранных платежных средств в качестве денежного суррогата <5>.

<3> См.: Курбатов А. Способы посредничества при расчетах организаций, не являющихся кредитными // Корпоративный юрист. 2007. N 10.
<4> См.: Спиранов И.А. Правовое регулирование операций с банковскими картами. М., 2000. С. 25.
<5> См.: Мансуров Г.З. К проблеме пределов применения денежных суррогатов // Банковское право. 2004. N 4.

Еще советская правовая наука пыталась определить, что является денежным суррогатом. Так, денежным суррогатом, согласно комментариям к Уголовному кодексу РСФСР, считались «предметы, которые пускаются в оборот вместо государственных денег… займы, облигации, другие виды ценных бумаг, боны… иные денежные суррогаты… денежные квитанции, расписки и т.п…» <6>.

<6> См.: Трайнин А., Меньшагин В., Вышинская З. Уголовный кодекс РСФСР: Комментарий / Под ред. и с предисл. Председателя Верховного Суда СССР И.Т. Голякова; Всесоюзный институт юридических наук НКЮ Союза ССР. М., 1946. С. 178.

Разные авторы относят к денежным суррогатам разные объекты: переводной рубль <7>, государственные кредитные билеты, имеющие денежную форму <8>, вексель и банковскую гарантию <9>, платежные средства непризнанных государств <10>, приватизационный чек <11>, дорожный чек <12> и т.д.

<7> См.: Грачев О.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей в российском уголовном праве (исторический аспект) // История государства и права. 2007. N 9.
<8> См.: Цитович П. Деньги в области гражданского права. Харьков, 1873. С. 10.
<9> См.: Беляева О.А. Правовая природа задатка, вносимого за участие в торгах // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 12.
<10> См.: Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2000. С. 567 (автор главы — В.И. Новоселов).
<11> См.: Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 1996. С. 60.
<12> См.: Беляева О.А. Предпринимательское право. М., 2009. С. 207.

С позиций экономической науки денежный суррогат представляет собой форму неполноценных денег. Неполноценные деньги не обладают внутренней товарной стоимостью в отличие от полноценных денег, которые обладают покупательной способностью, адекватной их внутренней стоимости <13>.

<13> См.: Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2008. С. 43; Деньги. Кредит. Банки / А.Ю. Казак, М.С. Марамыгин, Е.Н. Прокофьева, Е.Г. Шатковская, О.А. Солодова, Т.Д. Сиколенко; под ред. А.Ю. Казака, М.С. Марамыгина. М., 2007. С. 36.

Некоторые ученые рассматривают денежные суррогаты в качестве квазиденег — это кредитные орудия обращения (векселя, чеки, срочные и сберегательные депозиты, депозитные сертификаты, краткосрочные государственные ценные бумаги), которые легко могут обращаться в деньги при небольшом риске потерь <14>.

<14> См.: Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко; под ред. Е.Ф. Жукова. С. 31.

Другие акцентируют внимание на отличиях денежных суррогатов от квазиденег: они не выступают финансовым инструментом в традиционном смысле… Их важнейшая особенность заключается в том, что присутствует нерыночный характер их обращения <15>.

<15> См.: Клисторин В., Черкасский В. Денежные суррогаты: экономические и социальные последствия // Вопросы экономики. 1997. N 10.

Разнообразие точек зрения как в экономической, так и в юридической науке позволило отдельным авторам сделать вывод о необходимости избегать применения понятия «денежный суррогат» в нормативных актах ввиду принципиальной невозможности установления его содержания <16>. Представляется, что указанный вывод чересчур пессимистичен.

<16> См.: Мансуров Г.З. К проблеме пределов применения денежных суррогатов // Банковское право. 2004. N 4.

Исходя из этимологии слова «суррогат», происходящего от латинского слова surrogatus, т.е. «поставленный вместо другого», это предмет, являющийся лишь отчасти, по некоторым свойствам, заменой другого <17>.

<17> См.: Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2005. С. 1024.

Иными словами, денежный суррогат по своим свойствам может заменять деньги, что предполагает идентичность некоторых свойств денежного суррогата и денег.

Автор в своих исследованиях пришел к выводу, что с правовых позиций деньги в Российской Федерации — объекты, способные одновременно выполнять следующие функции, закрепленные законом: быть мерой стоимости; средством обращения; средством платежа; средством накопления; мировыми деньгами. Деньгами в Российской Федерации является наличная валюта РФ. Следовательно, с точки зрения права денежные суррогаты — это объекты, определенные свойства которых идентичны свойствам валюты РФ. Полагаем, что к таким свойствам относится основанная на законе способность выполнять какие-либо ее функции. Но как быть с тем, что введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются (ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)?

Некоторые авторы обосновывают наличие запрета действующей нормой Конституции РФ, а именно: введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75 Конституции РФ) <18>.

<18> См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации». М., 2003.

Полагаем, что запрет на выпуск денежных суррогатов с учетом положения ст. 75 Конституции РФ фактически означает запрет на выпуск на территории РФ любых объектов (кроме валюты РФ), способных одновременно выполнять все установленные законом функции валюты РФ (денег в Российской Федерации). Одновременно он не распространяется на случаи выпуска объектов, способных одновременно выполнять лишь часть функций валюты РФ. Иное толкование фактически означало бы запрет на использование разнообразных финансовых инструментов в экономике РФ, выполняющих отдельные функции денег.

Таким образом, правовая категория «денежный суррогат» может рассматриваться в двух аспектах. В контексте ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он представляет собой объект, способный выполнять все функции валюты РФ без законных оснований. В указанном аспекте речь ведется о нелегитимных денежных суррогатах. К нелегитимным денежным суррогатам следует отнести любые деньги, выбранные таковыми рынком без согласия государства. К ним относятся также объекты, выпущенные на территории РФ и способные одновременно выполнять все установленные законом функции валюты РФ, поскольку запрет на их выпуск следует из нормы ст. 75 Конституции РФ.

Все объекты, способные одновременно выполнять установленную законом часть функций валюты РФ, относятся к легитимным денежным суррогатам.

С целью учета их общих признаков и соблюдения определенной последовательности построения, обусловливающей место различных видов в единой системе денежных суррогатов, приведем классификацию легитимных денежных суррогатов.

По выполняемым функциям валюты РФ: 1) денежные суррогаты, способные выполнять все установленные законом функции валюты РФ; 2) денежные суррогаты, способные выполнять установленную законом часть функций валюты РФ; 3) денежные суррогаты, способные выполнять одну из функций валюты РФ.

К первой группе, на наш взгляд, относится наличная иностранная валюта (далее — иностранная валюта). Это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки (ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Иностранная валюта выполняет функцию меры стоимости, поскольку в экономической системе государства, санкционирующего выпуск этой валюты, существует своя денежная единица и свой масштаб цен, устанавливаемый законодательством государства. Данное обстоятельство отражается и в правовых актах РФ. В качестве примера следует привести Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 2000 г. N 405-ст. В нем, в частности, устанавливается, что объектами классификации являются валюты — денежные единицы стран и территорий. При этом в классификаторе каждая позиция структурно состоит из трех блоков: кодов, наименований и признаков.

Или совместное заявление Центрального банка РФ и Национального банка Украины от 29 августа 1996 г. «О введении в обращение на Украине национальной валюты — гривны», зафиксировавшее масштаб цен между прежней и новой денежной единицей Украины.

Действующее российское законодательство допускает выполнение функции меры стоимости (соизмерения стоимостей) иностранной валютой при естественных обстоятельствах. Так, в соответствии с п. 2 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ предусмотрено, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.).

Иностранная валюта в качестве средства обращения и средства платежа используется на территории РФ на основании правовой нормы, устанавливающей, что использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, которые определены законом (ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г.).

Так, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, а между резидентами разрешено совершение достаточно большой группы валютных операций (ст. ст. 6, 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»). При этом к валютным операциям относится и использование валютных ценностей в качестве средства платежа (ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Основанием для осуществления иностранной валютой функции средства накопления является норма, устанавливающая, что право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях, а порядок совершения сделок с иностранной валютой определяется Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 141 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ).

Вне всякого сомнения, что ведущие иностранные валюты выполняют функцию мировых денег. Тем не менее и иностранная валюта, не относящаяся к ведущим иностранным валютам, также может выполнять (и, как правило, выполняет) указанную функцию. Объясняется это тем, что государство, на территории которого данная валюта обращается, не существует изолированно, а является участником различных международных соглашений, в том числе и по вопросам осуществления функций национальной валюты государства за пределами его территории. Это хорошо видно и на примере международных соглашений с участием РФ <19>.

<19> Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства» (Заключено в г. Минске 30.11.2000); Постановление N 30 Совета Министров Союзного государства «О ходе выполнения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства и Соглашения между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы» (принято 15.10.2002) и т.д.

Вторую группу составляют денежные суррогаты, способные выполнять установленную законом часть функций валюты РФ. В экономической науке распространенной является точка зрения о том, что в основном денежные суррогаты выполняют функцию средства платежа (а значит, и функцию средства обращения), но не служат средством сбережения и не определяют пропорции обмена товаров <20>. Полагаем, что такой вывод обоснован лишь применительно к нелегитимным денежным суррогатам. И наоборот, большая часть легитимных денежных суррогатов является средством сбережения. Среди них основное место занимают ценные бумаги.

<20> См.: Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2008. С. 63; Клисторин В., Черкасский В. Денежные суррогаты: экономические и социальные последствия // Вопросы экономики. 1997. N 10.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г.).

Основанием для осуществления ценной бумагой функции средства накопления являются нормы, устанавливающие, что ценные бумаги относятся к объектам гражданских (как вещных, так и обязательственных) прав (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г.).

Некоторые ценные бумаги являются средством платежа. Например, в качестве средства платежа может быть использован вексель (Указы Президента РФ от 19 октября 1993 г. N 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» и от 23 мая 1994 г. N 1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения»). Этот вывод получил широкое распространение и в научной среде <21>.

<21> См.: Павлодский Е.А. Практика вексельного обращения // Комментарий судебно-арбитражной практики. Выпуск 11 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2004. С. 76; Уруков В.Н. Дефектный вексель в гражданском обороте // Право и экономика. 2003. N 2; Крутицкий Н.А., Садовский П.В., Бушев А.Ю. Вексель как средство платежа по обязательствам должника и защита прав кредитора // Арбитражные споры. 2006. N 4; Ротко С.В. Анализ понятия «вексель» и правовой регламентации вексельных отношений в свете Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках // Налоги. 2010. N 18. С. 14.

Законодательству РФ известны случаи использования в качестве средства платежа облигации. К ним следует отнести казначейские обязательства. Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами и могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и представленные услуги без ограничений (Постановление Правительства РФ от 9 августа 1994 г. N 906 «О выпуске казначейских обязательств», Положение о порядке размещения, обращения и погашения Казначейских обязательств (утв. Минфином РФ 21 октября 1994 г. N 140).

Вообще целевые облигации, т.е. предоставляющие своим владельцам иные возможности, нежели получение денежного дохода, выпускаются, как правило, государством и называются инскрипциями <22>. При этом не принципиально, названы они были облигациями или каким-либо иным образом. Все виды государственных и муниципальных ценных бумаг, которые при выпуске не были названы облигациями по характеру удостоверенных прав, безусловно, ими являются <23>. Отдельными авторами по признаку удостоверения ценной бумагой имущественных прав различаются ценные бумаги и суррогаты ценных бумаг (среди них казначейские облигации) <24>. Последние предстают как «своего рода область финансовой фантазии, без которой невозможно дальнейшее развитие рынка ценных бумаг» <25>.

<22> См: Гражданское право: В 4-х т.: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2008. Т. 4. Обязательственное право.
<23> См.: Ишутина О.В. Государственные и муниципальные ценные бумаги: вопросы правовой идентификации: Дис. … канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. С. 45.
<24> См.: Ротко С.В. Признаки ценных бумаг и их трансформация в контексте современного правоприменения // Банковское право. 2009. N 5. С. 30.
<25> См.: Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 1995. С. 266.

Естественно, что казначейскими обязательствами целевые инскрипции не ограничиваются. Полагаем, что к ним относятся жилищный сертификат (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1182 «О выпуске и обращении жилищных сертификатов»), золотой сертификат (Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 861 «О генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом»), государственная сберегательная облигация (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771 «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций») и др.

В приведенных случаях к имущественным правам, которые удостоверяются облигацией, относится право на получение от эмитента облигации номинальной стоимости или право на получение от эмитента облигации иного имущественного эквивалента (например, жилищный сертификат удостоверяет право на приобретение квартиры, а золотой сертификат удостоверяет право на получение золота в слитках).

К третьей группе относятся денежные суррогаты, способные выполнять одну из функций валюты РФ. Ярким примером являются казначейские налоговые освобождения, которые не являются ценными бумагами. Сначала казначейские налоговые освобождения были именными и не подлежали передаче другому лицу (Временный порядок проведения зачета задолженности федерального бюджета по казначейским налоговым освобождениям, утв. Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 23 февраля 1994 г.). Впоследствии сферой использования казначейских налоговых освобождений стало погашение налоговой задолженности в федеральный бюджет. Допускалась передача казначейских налоговых освобождений кредиторам от их получателя, но при условии, что кредиторы имели задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок, который был указан при выделении казначейских налоговых освобождений (Порядок проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 г. , утв. Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 11 апреля 1996).

В качестве примера этой группы следует указать и на драгоценные металлы в форме слитков золота и серебра. Имеется прямой запрет на их использование в качестве средства платежа (Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации»). Указанное обстоятельство предопределяет выполнение драгоценными металлами в форме слитков золота и серебра одной-единственной функции валюты РФ — быть средством накопления и образования сокровищ.

Из других классификаций легитимных денежных суррогатов выделим:

  • по субъекту-эмитенту денежного суррогата:
  1. государственные денежные суррогаты. Эта группа суррогатов наиболее емкая. К ним относятся суррогаты, выпускаемые органами государственной власти (например, казначейские налоговые освобождения, казначейские векселя, государственные сертификаты и т.д.);
  2. негосударственные денежные суррогаты. В эту группу входят суррогаты, выпускаемые всеми иными субъектами (векселя, складские свидетельства и т.д.);
  • по месту эмиссии:
  1. иностранные денежные суррогаты. Это суррогаты, выпущенные на территории иностранного государства, которые используются на территории РФ (иностранная валюта, некоторые разновидности внешних ценных бумаг и т.д.);
  2. национальные денежные суррогаты. К ним относятся суррогаты, выпущенные на территории РФ.
  • по территории использования:
  1. неограниченные денежные суррогаты. Это суррогаты, используемые без ограничения на всей территории РФ (иностранная валюта, отдельные разновидности государственных ценных бумаг и т.д.);
  2. ограниченные денежные суррогаты. К ним относятся суррогаты, используемые лишь на части территории РФ (например, в Республике Башкортостан широко использовались региональные налоговые обязательства, выпущенные Республикой Башкортостан со сроком погашения до 4 месяцев).

Таким образом, с правовых позиций денежным суррогатом в Российской Федерации являются объекты, способные одновременно выполнять все, часть или одну из функций валюты РФ.

Денежные суррогаты, выпущенные на территории РФ и способные одновременно выполнять все установленные законом функции валюты РФ, а, равно любые объекты, выбранные рынком в качестве денег без согласия государства, являются нелегитимными денежными суррогатами. Выпуск этих суррогатов запрещен в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Денежные суррогаты, способные одновременно выполнять установленные законом РФ часть функций валюты РФ, относятся к легитимным денежным суррогатам.

С целью учета их общих признаков и соблюдения определенной последовательности построения, обусловливающей место различных видов в единой системе денежных суррогатов, легальные денежные суррогаты классифицированы по следующим критериям: а) по выполняемым функциям валюты РФ — на суррогаты, способные выполнять все установленные законом функции валюты РФ или их часть (в т.ч. одну функцию); б) по субъекту-эмитенту — на государственные и негосударственные суррогаты; в) по месту эмиссии — на иностранные и национальные суррогаты; г) по территории использования — на ограниченные и неограниченные суррогаты.

Библиографический список

References (transliteration)

В данной работе мы предполагаем рассмотреть вопросы правового регулирования статуса криптовалют, типичным представителем которых является биткойн. Мы рассмотрим то, каким образом статус данного средства платежа был урегулирован в различных зарубежных странах, а также подвергнем анализу аналогичные попытки российских властей. Мы намерены оценить необходимость законодательного урегулирования указанного вопроса и предложить проект того нормативного правового акта, юридическая сила и значимость которого будут, по нашему мнению, достаточны для регулирования режима криптовалют на территории РФ.

Не так давно в российской правовой системе появилось нормативное определение электронных денег. Теперь же перед правоведами стоит новая проблема — как определить статус платёжного средства, не имеющего эмитента, а также любого иного обслуживающего и ответственного лица. Речь о криптовалютах, которые иначе можно назвать децентрализованными, поскольку эти платёжные инструменты существуют лишь виртуально и действуют на базе вычислительных мощностей множества одноранговых пользователей. Иными словами, компьютер каждого присоединившегося к системе пользователя используется для функционирования какой-то части платёжной системы. При этом ни один пользователь не имеет прав больше, чем любой другой.

Положительные черты такой системы очевидны: вот она идеальная экономическая модель минимизации транзакционных издержек применительно к платёжной системе: нет посредников, нет групп влияния на курс валюты и привязок к стоимости каких-либо иных ресурсов, система проста и удобна для трансграничных расчётов. Но и отрицательные черты выделяются не менее чётко: нет гарантий защиты при правонарушениях, вероятно злоупотребление анонимностью системы для совершения незаконных операций, возможна паника рынка и внезапная потеря стоимости валюты. Таким образом, перед публично-правовым регулятором стоят следующие вопросы: (1) следует ли, и если да, то каким образом, охватывать складывающиеся вокруг криптовалюты отношения правовым регулированием? (2) следует ли запрещать или разрешать использование криптовалют на территории государства? (3) как защитить частные и публичные интересы при использовании криптовалют?

Национальные правопорядки приняли различные подходы к решению проблемы, которые можно условно разделить на три группы. К первой группе принадлежат страны, в которых биткойн был признан в качестве какой-либо формы денег. Так, в США биткойн относят к «децентрализованным виртуальным валютам», в Германии и Великобритании биткойн считается частными деньгами, а в Испании биткойн является электронной платёжной системой. Вторая группа стран присвоила биткойну статус товара. Это, например, Финляндия, КНР и Франция; в Норвегии торговля биткойнами приравнена к реализации программного обеспечения, музыки и иных виртуальных товаров. Наконец, к третьей группе стран должны быть отнесены запретившие оборот биткойна. К таковым, в частности, относится Таиланд; в то же время, несмотря на запрет, некоторым компаниям предоставляется лицензия на осуществление деятельности с биткойном.

Рассмотрев зарубежный опыт правового регулирования, отметим в качестве его характерных черт: (1) появление со значительным опозданием; (2) несоответствие потребностям оборота; (3) нерешённость существующих проблем. Имея в виду данные недостатки, попробуем проанализировать российский опыт определения правового статуса биткойна и предложить релевантный стоящим перед регулятором задачам режим правового регулирования.

Прежде чем перейти к нашумевшему проекту «Закона о денежных суррогатах», отметим, что Минфин не был первым. Годом ранее, с разницей чуть более чем в неделю, о биткойне высказались Банк России (далее — ЦБ) и Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг). Выражая свою позицию, ЦБ, во-первых, отметил отсутствие обеспечения и юридически обязанных субъектов, спекулятивный характер операций, высокий риск потери стоимости. Во-вторых, «мегарегулятор» предостерёг физических и юридических лиц от использования биткойнов для их обмена на товары, работы и услуги, а также на денежные средства в рублях и в иностранной валюте. Наконец, в-третьих, ЦБ предупредил, что осуществление деятельности с биткойном будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг, со своей стороны, предупредил о возможных неблагоприятных последствиях использования биткойнов и указал на факты использования криптовалют в нелегальных операциях.

Переходя к рассмотрению вышеупомянутого проекта «Закона о денежных суррогатах», обратим внимание, что ещё в информации ЦБ указывалось на установленный ст.27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» запрет выпуска в РФ денежных суррогатов. Вероятно, разработчики проекта в Минфине исходили из того, что (1) биткойн должен быть запрещён в России; (2) установить запрет можно, введя биткойн в рамки уже действующего запрета.

Итак, получивший широкую известность проект «Закона о денежных суррогатах», подготовленный Минфином РФ, предполагал внесение изменений в КоАП РФ, Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Во-первых, данные изменения должны были запретить выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с ними. Во-вторых, предусматривалось установление административной ответственности за (1) выпуск денежных суррогатов, (2) осуществление операций с ними, (3) создание и распространение программного обеспечения для выпуска денежных суррогатов, и (4) умышленное распространение информации, позволяющей осуществлять выпуск денежных суррогатов и операции с ними.

В закон о Банке России, согласно редакции проекта от 06.02.2015, должно было войти следующее определение денежных суррогатов — «денежные единицы и объекты имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемые в качестве средства платежа и (или) обмена и непосредственно не предусмотренные федеральным законом».

Под первоначальную редакцию данного определения, по мнению представителей бизнеса и юридического сообщества, подпали бы всевозможные программы поощрения спроса, например, бонусные баллы розничных магазинов, бонусные мили авиакомпаний, различные купоны, карты и т.п. Вследствие этого первоначальное определение вызвало волну критики, и было дополнено следующей формулировкой: «Не признаются денежными суррогатами объекты имущественных прав, возникающие в результате исполнения сторонами обязательств по договорам гражданско-правового характера и используемые в целях стимулирования приобретения товаров, работ, услуг».

Нужно ли говорить, что подготовленный Минфином проект был далёк от совершенства, даже если не рассматривать его содержательную сторону, а обращаться только к форме. По состоянию на 08.12.2015 проект не был внесён в ГД РФ. Мы не будем углубляться в анализ юридической техники упомянутого проекта, а обратимся к его содержательной стороне. При первом появлении проекта многим было ясно, какова действительная цель разработчиков, укрывшаяся за неуклюжим эвфемизмом «денежные суррогаты», — запретить биткойн в РФ. Что же такое биткойн и подобные ему платёжные средства, и нужно ли их запрещать?

Биткойн — цифровая, децентрализованная, частично анонимная валюта, появившаяся в 2009 году «из-под клавиатуры» некоего Сатоши Накамото (вероятно, псевдоним программиста или группы программистов). Разберём основные компоненты определения. Указанная валюта является цифровой, поскольку не имеет и не может иметь материального выражения, её единицы представляют собой цепочки компьютерной (цифровой) информации. Валюта децентрализована, поскольку она не эмитируется и не контролируется каким-либо правительством или иным юридическим лицом, она действует на основе сети одноранговых (юристам будет ближе «равноправных») пользователей и криптографии, поддерживающих целостность и приватность. Наиболее близкая аналогия — торренты — сайты и программы, использующие вычислительные мощности компьютеров пользователей для обработки электронной информации. Наконец, валюта частично анонимна, поскольку система позволяет отследить путь суммы от одного кошелька до другого, тогда как личность пользователей практически не установима. Впрочем, известны случаи, когда обманутым пользователям системы удавалось деанонимизировать вора или мошенника. Важно отметить, что биткойн ничем не обеспечивается и не обменивается на какую-либо ценность, курс данной валюты поддерживается лишь готовностью платить и принимать платежи в единицах этой валюты. Выше мы уже указывали на преимущества и недостатки, производные от особых свойств криптовалют и, в частности биткойна.

Очевидно, что биткойн не вписывается в регулирование обращения наличных и безналичных денег, но нельзя ли объять его понятием денег электронных (далее — ЭДС)? Согласно п.18 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платёжной системе» ЭДС — денежные средства, предварительно предоставленные одним лицом другому, учитывающему информацию о размере предоставленных средств без открытия банковского счёта, для исполнения денежных обязательств предоставившего средства перед третьими лицами по распоряжению предоставившего средства, переданному посредством технических устройств. У криптовалюты нет осуществляющего учёт и переводы предоставленных средств лица, в чём и заключается одна из наиболее характерных её особенностей. В силу этого существующее определение ЭДС не может быть использовано для определения правового статуса биткойна. Следовательно, необходимо внесение изменений в существующие акты или издание отдельного акта для заполнения обозначенной лакуны.

Таким образом, существует два аспекта определения правового статуса биткойна (и криптовалют в целом) в РФ: (1) регулирование на уровне закона или подзаконного акта; (2) запрет, признание имуществом, или признание особым видом денег. Полагаем, что нормативное определение статуса криптовалют должно иметь место на уровне закона, поскольку ныне именно федеральные законы РФ определяют статус рубля, иностранных валют, а также формы расчётов. Роль подзаконного акта в данном случае должна быть сведена к установлению операционных правил, но никак не правового статуса операций в целом.

Считаем наиболее разумным признание криптовалют особым видом денег, так как, по нашему глубокому убеждению, право должно упорядочивать, а не перестраивать действительность. В действительности же сложились отношения, участники которых придают криптовалютам статус денег, следовательно, задача права — закрепить устоявшийся порядок и гарантировать участникам оборота стабильность реализации их прав и обязанностей. Кроме того, признание криптовалют деньгами позволит ввести их в сферу регулирования ЦБ РФ, которое отличается гибкостью и профессионализмом. Наконец, опосредующая криптовалюту система позволит осуществлять эффективный надзор за законностью и оперативно выявлять преступников. Последнее должно быть предусмотрено на уровне подзаконных актов; например, актов, определяющих полномочия Росфинмониторинга или структур ЦБ, непосредственно осуществляющих надзор за соответствующей сферой осуществления расчётов. Исходя из всего вышеизложенного, предлагаем следующий законопроект.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1.

Внести в «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ следующие изменения:

п.2 ст.140 изложить в следующей редакции: «В предусмотренных законом случаях, порядке и на условиях допускается использование других денежных единиц (валют)».

Статья 2.

В статью 27 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» внести следующие изменения:

абзац второй изложить в следующей редакции: «В предусмотренных законом случаях, порядке и на условиях допускается использование других денежных единиц (валют)».

Статья 3.

Внести в Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платёжной системе» следующие изменения:

1) статью 3 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания: оператор децентрализованных электронных денежных средств (криптовалюты) — организация, осуществляющая конвертацию денежных средств и электронных денежных средств в единицы децентрализованных электронных денежных средств (криптовалюты) и обратную конвертацию.

2) статью 3 дополнить пунктом 18.1 следующего содержания: децентрализованные электронные денежные средства (криптовалюты) — платёжные средства, существующие в виде электронных данных в системе, функционирование которой обеспечивается вычислительными мощностями ЭВМ участников системы и частичной или полной анонимностью участников, основанной на криптографии, в т.ч. использовании технологии электронной подписи.

3) дополнить статьёй 7.1. следующего содержания:

Статья 7.1. Особенности осуществления перевода децентрализованных электронных денежных средств (криптовалют)

1. Участник платёжной системы децентрализованных электронных денежных средств (криптовалюты) вправе как вносить денежные средства на свой публичный счёт (кошелёк) через оператора электронных денежных средств, так и получать денежные средства автоматически за предоставление вычислительных мощностей для функционирования системы.

2. Оператор децентрализованных электронных денежных средств (криптовалюты) учитывает денежные средства участника системы путём формирования записи, отражающей размер внесённых в систему денежных средств в используемых системой единицах.

3. Оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента на основании договора потребительского кредита (займа).

4. Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств клиента.

5. При осуществлении безналичных расчётов в форме перевода децентрализованных электронных денежных средств (криптовалют) плательщик переводит средства, находящиеся на его счёте в электронной системе, на счёт получателя в данной системе без участия посредников.

6. При переводе децентрализованных электронных денежных средств (криптовалюты) физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут выступать как плательщиками, так и получателями, пользуясь при этом равными правами и обязанностями.

7. Используя принадлежащий ему закрытый ключ, плательщик зашифровывает информацию о единицах криптовалюты, после чего направляет её со своего публичного счёта (кошелька) на публичный счёт (кошелёк) получателя; последний, используя собственный закрытый ключ, дешифрует информацию о платеже и зачисляет единицы криптовалюты на свой публичный счёт.

8. Операции в системе децентрализованных электронных денежных средств (криптовалюты) осуществляются в режиме реального времени с учётом разумной задержки, обусловленной возможными затруднениями или техническими сбоями при обработке информации.

9. Перевод децентрализованных электронных денежных средств (криптовалюты) становится безотзывным и окончательным с момента зачисления средств на публичный счёт (кошелёк) получателя. С этого же момента прекращается денежное обязательство плательщика перед получателем средств.

10. На переводы децентрализованных электронных денежных средств (криптовалюты) между резидентами, между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами не распространяются ограничения, аналогичные налагаемым на переводы безналичных и электронных денежных средств, если иное не установлено законом.

Что такое денежные суррогаты (ДС)? Это заменители легальных платежных средств, обязательных к приему в оплату согласно законодательству страны, в которой совершаются платежи.

ДС может выполнять функцию денег полностью или частично.

С экономической точки зрения, понятие включает в себя разрешенные и запрещенные денежные инструменты.

С юридической позиции, суррогаты рассматриваются больше как незаконные средства платежа. К таким обычно относятся частные (фидуциарные) деньги, выпускаемые негосударственными институтами, и криптовалюта.

ДС не стоит путать с чрезвычайными денежными единицами, выпускаемые частными структурами или органами государственной власти при нехватке реальных денег в случае чрезвычайных ситуаций. Последние отличаются от первых тем, что признаются органами государственной власти, как законное средство платежа.

В этой статье мы расскажем читателям сайта tradernew.pro о денежных суррогатах, их разновидностях и правовых аспектах использования.

Что значит денежный суррогат в экономике и юриспруденции?

Ученые-экономисты относят ДС к квазиденьгам – краткосрочным законным ликвидным фининструментам.

В этом понимании к суррогатам относят:

  • государственные облигации;
  • чеки;
  • векселя;
  • банковские сертификаты.

Иностранные денежные знаки тоже попадают в эту категорию, так как не являются легальными платежными инструментами в государстве, эмитирующем и признающем законной только национальную валюту. Иностранная валюта может обращаться в государстве ограничено или нелегально.

Одним из популярных видов ДС в современном мире являются электронные деньги, функционирующие на базе смарт-карт и электронных сетей. Они могут обращаться как по правилам, утвержденным центральными банками, так и игнорируя их, по правилам выпускаемой их платежной системы.

В Европейском союзе электронные деньги считаются системой учета и передачи финансовых обязательств эмитента, находящихся на цифровом носителе в распоряжении физического или юридического лица.

Наиболее популярными электронными платежными системами являются:

  • PayPal;
  • Webmoney;
  • Яндекс.Деньги;
  • Qiwi;
  • RBK Money;
  • M-Pesa;
  • Chipknip;
  • Октопус.

Читатели tradernew.pro, зарабатывающие на Форексе, наверняка имеют опыт работы с одной или несколькими из представленных выше платежных систем.

Электронные финансы в большинстве стран являются незаконными, но на практике люди их используют часто.

В мире не зафиксировано случаев, когда отдельные лица или правоохранительные структуры выступали в суде с требованием признать недействительной продажу или покупку товара с использованием цифровых платежей или других денежных суррогатов.

Часть экономистов вообще против вышеназванного определения, поскольку считают, что достоверно установить его содержание невозможно.

В науке о праве отсутствует единственно признанное определение термина. Большинство ученых сходится во мнении, что ДС – нелегитимные объекты, полностью или частично выполняющие функции легальных денег.

Нелегитимными в юриспруденции признаются:

  • денежные единицы, выпущенные негосударственным эмитентом;
  • платежи, осуществляемые с их помощью.

Например, с точки зрения законодательства России, ДС не признаются законными платежными средствами, поскольку в статье 75-й Конституции РФ сказано, что единственной легальной финансовой единицей в стране является RUR. Выпуск других платежных средств запрещен. Аналогичная норма дублируется в статье 27 ФЗ «О Центробанке РФ».

Денежные суррогаты: классификация и особенности

В современной науке ДС классифицируются по типу эмитента – организации, занимающейся их выпуском.

Заменители валюты могут выпускать:

ДС используются в безденежной торговле:

  • при бартере (обмене определенными услугами и товарами);
  • в качестве взаимозачета;
  • при обмене задолженностями.

Особенностью заменителя денег является формирование долга в процессе его выпуска, который должен быть покрыт легальным средством оплаты. При взаимодействии с ним экономические агенты обязаны наблюдать за финансовым положением производителя заменителя для понимания степени вероятности обмена последнего на реальные денежные знаки. В конечном счете большинство пользователей денежных суррогатов стремится обменять их на реальные деньги.

В частном экономическом секторе предлагают финансовые заменители в основном лица, обладающие низкой платежеспособностью.

Спрос на заменители базируется на отсутствии финансовых инвестиций и реальных средств у поставщиков услуг, и продавцов товаров, желанием повысить интерес к сотрудничеству со стороны потребителей за счет широкого ассортимента платежных систем.

Часто ДС применяются в периоды финансовых катаклизмов в сферах сельского хозяйства, строительства и производства.

Наименее часто используются в сфере недвижимости, связи и мелкой торговли. Правда, с ростом популярности электронных валют в последнее время мелкая торговля и компании, предоставляющие услуги связи, все чаще работают с электронными денежными знаками.

Разновидностями заменителей денег служат:

  • сигареты в местах лишения свободы;
  • фишки в казино;
  • подарочные сертификаты;
  • купоны на скидку.

Биткоин – популярный финансовый суррогат современности

Одним из самых популярных ДС современности является криптовалюта, в частности, Bitcoin.

Это криптовалюта была создана в 2009 году человеком или группой лиц под псевдонимом Сатоши Накамото. В России и странах СНГ криптовалюта появилась в начале 2010-х годов. Это одна из наиболее дорогостоящих криптовалют в мире. В июне 2019 года ее цена превысила восемь с половиной тысяч долларов США (за монету).

BTC существуют в виде цифровых записей, состоящих из непрерывной цепочки блоков – блокчейн. Блокчейны хранятся на разных компьютерах, являющихся участниками единой системы на равных правах.

В системе указаны адреса отправителей и получателей криптовалюты, но строго засекречена информация о владельцах адресов, что делает Bitcoin привлекательным инструментом для инвестиций в связи с анонимностью и высокой степенью безопасности.

У криптовалюты BTC нет единого эмитента. Создавать валюту может каждый человек. Этот процесс называется майнингом.

Майнинг осуществляется при помощи специальных мощных видеокарт, которые добывают валюту, решая определенные задачи.

Общее количество потенциальной добычи для всех эмитентов предопределено заранее и строго контролируется, что позволяет поддерживать стоимость биткоина на определенном уровне.

При майнинге количество полученных биткоинов приплюсовывается к общему числу комиссий, состоящих из транзакций нового блока. Итоговый профит получает майнер, последним добавивший блок в общую базу транзакций.

Сегодня биткоины прочно входят в жизнь обычных людей и закрепляются в ней наравне с другими электронными деньгами. При помощи Bitcoin во многих странах уже можно приобрести товары и услуги в обычном магазине и в интернете.

В связи с высоким курсом некоторые люди рассматривают битикоины как инструмент для инвестиций, но, с экономической точки зрения, это все тот же суррогат, являющийся альтернативным платежным средством.

Политика различных стран в отношении биткоинов сильно разнится. Например, в Германии в 2018 году был отменен налог на отток капитала при оплате товаров биткоинами.

В России к BTC относятся с осторожностью. Несмотря на заявление президента Владимира Путина о том, что не нужно городить барьеров в отношении криптовалют, в 2017 году было возбуждено уголовное дело против трех граждан РФ, обменявших биткоины на сумму больше полумиллиона рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *