Детализированный перечень строительных материалов
Правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности установлены Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», в редакции от 17.07.2017 № 52-З (далее – Закон № 57-З).
Согласно Закону № 57-З организация самостоятельно формирует учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или ИП, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.
В соответствии со ст. 10 Закона № 57-З каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения, которые являются обязательными:
- наименование документа, дату его составления;
- наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Обязательные формы первичных учетных документов
Постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360 утвержден перечень первичных учетных документов. Формы первичных учетных документов, включенных в этот перечень, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в перечне, и являются обязательными к применению. В строительной деятельности применяются следующие формы первичных документов, утвержденные Минфином и Минстройархитектуры.
Формы первичных документов, утвержденные Минфином:
- Товарно-транспортная накладная (ТТН-1).
- Товарная накладная (ТН).
- Приходный кассовый ордер.
- Расходный кассовый ордер.
- Акт о приеме-передаче основных средств.
- Акт о приеме-передаче нематериальных активов.
Формы первичных документов, утвержденные Минстройархитектуры:
- Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.
- Акт о передаче не завершенного строительством объекта.
- Акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.
На основании п. 2 постановления № 360 Минстройархитектуры постановлением № 13 утверждены следующие формы первичных учетных документов:
- С-22 «Акт о передаче не завершенного строительством объекта»;
- С-17а «Акт о передаче затрат, произведенных при создании объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства»;
- С-2 «Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ» (далее – акт формы С-2), которая применяется по объектам, стоимость которых определена в базисном уровне цен 1991 г. и на 1 января 2006 г.;
- С-2а «Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ» (далее – акт формы С-2а), которая применяется по объектам текущего ремонта, а также при строительстве по неизменным договорным (контрактным) ценам в случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных в проектной документации (п. 12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 03.06.2016 № 434 (далее – Положение № 1553));
- С-2б «Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ» (далее – акт формы С-2б), которая применяется по объектам, строительство которых осуществляется по неизменным договорным (контрактным) ценам, сформированным в соответствии с Положением № 1553;
- С-2в «Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ» (далее – акт формы С-2в), которая применяется по объектам, договоры строительного подряда на строительство которых заключены до 1 января 2015 г. и предусматривают формирование стоимости выполненных работ с применением статистических индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ (далее – СМР).
По акту формы С-2 необходимо отметить, что с 1 января 2016 г. изменился подход к применению индексов изменения стоимости СМР по элементам затрат. При определении стоимости строительства объектов в текущем уровне цен, сметная документация на строительство которых разработана в базисных ценах на 1 января 2006 г. или с применением ресурсно-сметных норм в ценах 1991 г., финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, при формировании стоимости выполненных работ используются индексы по элементам затрат (за исключением строительных материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов), утверждаемые Минстройархитектуры на 1-е число текущего года, с применением на текущий период в пределах нормативного срока строительства индексов изменения стоимости СМР, утверждаемых Минстройархитектуры с разбивкой по месяцам года. При этом стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов определяется по месяцу выполнения работ в соответствии с:
- Методическими указаниями по определению стоимости строительства в уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве (РСН 8.01.105-2007), утвержденными приказом Минстройархитектуры от 29.12.2007 № 444, в редакции от 03.02.2017 № 4;
- Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм, выпуск 1 (РДС 8.01.105-03), утвержденными приказом Минстройархитектуры от 29.04.2003 № 91, в редакции от 25.08.2014 № 42;
- Методическими указаниями по определению стоимости реставрационно-восстановительных работ и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм, утвержденными приказом Минстройархитектуры от 31.12.2003 № 261.
В свою очередь, акт формы С-2а может формироваться в ценах текущего отчетного периода и в ценах на дату формирования цены предложения подрядчика в зависимости от условий, предусмотренных договором строительного подряда.
При применении актов форм С-2б и С-2в следует учитывать, что использование этих форм дает возможность подрядчику сохранить право на оплату работ согласно договорной (контрактной) цене, предусмотренной договором строительного подряда. При этом исключением являются подрядные работы, выполняемые при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, в случае, когда фактическая стоимость подрядных работ оказалась меньше по отношению к договорной (контрактной) цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией и техническими нормативными правовыми актами.
Следует отметить, что как акт формы С-2б, применяемый для взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком по заключенным договорам строительного подряда с установленной неизменной договорной (контрактной) ценой, так и акт формы С-2в, предусматривающий формирование стоимости выполненных работ с применением статистических индексов изменения стоимости СМР, не содержат необходимой информации, на основании которой возможно сформировать отчет о расходе строительных материалов в сопоставлении с производственными нормами формы С-29 (далее – отчет формы С-29), а именно детализированного перечня видов выполненных в отчетный период работ и использованных материалов, в т.ч. в актах не отражаются виды выполненных работ по исполнителям.
В связи с этим, по мнению автора, при формировании организацией учетной политики следует предусмотреть для составления отчета формы С-29 разработку дополнительной формы расчета стоимости выполненных работ, прилагаемой к акту формы С-2б или к акту формы С-2в, в которой по каждому проектно-технологическому модулю (далее – ПТМ) будут перечислены все виды работ, выполненных исполнителем в отчетном периоде. Порядок применения и форма данного вспомогательного акта должны быть согласованы сторонами в договоре строительного подряда.
В случае выполнения работ по объекту генеральным подрядчиком с привлечением субподрядчиков для составления отчета формы С-29 не требуются стоимостные данные объемов выполненных работ, однако списание материальных ресурсов осуществляется у генерального подрядчика на объемы, выполненные собственными силами генерального подрядчика, а у субподрядчика – выполненные силами субподрядчика.
Акты формы С-2б и С-2а отражают выполненные объемы работ по ПТМ в целом за отчетный период, и формами не предусмотрено выделение объемов выполненных работ по исполнителям. В связи с этим каждому исполнителю потребуется составление дополнительных форм, в которых будут отражены выполненные конкретно им объемы работ.
Представителям органов технического надзора для проверки объемов выполненных СМР в отчетном периоде также может потребоваться детализация актов форм С-2б и С-2а по видам выполненных работ. В этом случае договором строительного подряда может быть предусмотрена детализация выполненных работ по их видам путем приложения к актам расшифровки выполненных работ в составе ПТМ.
Примерные формы учетных документов в строительстве
Следует отметить, что Минстройархитектуры утверждены и иные формы учетных документов в строительстве. Например, постановлением Минстройархитектуры от 25.01.2013 № 3, в редакции от 16.04.2013 № 10, утверждены примерные формы учетных документов в строительстве, рекомендуемые к применению участниками строительства. При использовании таких форм возможно внесение в них изменений и дополнений исходя из конкретных условий их применения.
К примерным формам учетных документов в строительстве относятся:
- С-4 «Акт на передачу электроэнергии, воды, газа, теплоэнергии»;
- С-5 «Акт об устройстве нетитульного временного здания и сооружения»;
- С-6 «Акт о разборке нетитульного временного здания и сооружения»;
- С-7 «Акт переработки материалов»;
- С-10 «Коллективный авансовый отчет»;
- С-11 «Акт о браке»;
- С-12 «Справка о времени аренды строительной машины»;
- С-13 «Накладная на внутреннее перемещение»;
- С-14 «Акт оприходования материалов, полученных от разборки»;
- С-17 «Акт на передачу дольщику затрат, произведенных при создании объекта»;
- С-17б «Акт о передаче затрат по строительству мелиоративных систем и входящих в их состав капитальных строений (зданий, сооружений), объектов инженерной и (или) транспортной инфраструктуры и иных объектов по отводу избыточных вод из зон оседания земной поверхности на территории проведения горных работ»;
- С-21 «Акт сдачи-приемки выполненных пусконаладочных работ».
В обязательные к применению формы первичных учетных документов в отдельных случаях допускается вносить только дополнительную информацию, необходимую организации. В рекомендуемые к применению формы учетных документов в случае, если специфика хозяйственной деятельности организации требует применения таких форм, организация может вносить изменения и дополнения, а также при необходимости – разработать и утвердить свои формы в составе приложений к положению об учетной политике организации.
Валентина Радионова, инженер-строитель
Документы закупки
В пакет документов, который заказчик готовит для закупки строительных материалов, всегда входит техническое задание, смета, описание закупки. Обратите внимание, достаточно ли подробное описание дал заказчик объекту закупки, внимательно прочитайте проект договора. Тогда вы сможете правильно оценить возможности и рассчитать затраты на поставку. В документах закупки должны быть указаны:
- наименования материалов,
- характеристики и показатели материалов,
- требования ГОСТов и другим нормативным правовым актам,
- критерии приемки товаров,
- срок поставки материалов и срок гарантии.
Наименования материалов. В описание товаров заказчик не может включать фирменные наименования, название производителя, место происхождения товара или оборудования.
В описании могут встретиться товарные знаки, но только с обязательным условием «или эквивалент». В этом случае заказчик определяет параметры и характеристики эквивалентности, по которым поставщик сможет подобрать аналог товара.
Исключение составляют только случаи, когда нужен конкретный товар, который совместим только с уже имеющимся товаром или оборудованием.
Характеристики и показатели материалов. Описывая технические и качественные характеристики товара, заказчик может использовать только стандартные показатели, условные обозначения и термины из действующих ГОСТов, СНиПов, технических регламентах и других действующих документах. Использование нестандартных условий заказчику нужно обосновать.
Значения показателей могут быть диапазонные и конкретные. Диапазонные предполагают, что параметры необходимого товара должны укладываться в границы от минимально до максимально допустимых: например, толщина доски не менее 10 и не более 14 мм.
Конкретные показатели заказчик прописывает, если нужно, чтобы закупаемые товары были совместимы с имеющимся у него товаром. Например, высота полки не более 800 мм.
Нельзя указывать в описании объекта закупки такие параметры, которые ограничивают конкуренцию: например, поставить товар с определенными характеристиками может только один производитель. В этом любой участник закупки может направить в ФАС жалобу.
Требования ГОСТов. В техническом задании заказчик вправе указать действующий ГОСТ или использовать характеристики и значения, которые в нем установлены. Если ГОСТом предусмотрены диапазонные параметры, то они должны быть прописаны в техническом задании — например, фракция щебня 10 до 20 мм.
Если у товара нет ГОСТа, а заказчик не указал требуемые характеристики, поставщик поставляет товар с параметрами по своему усмотрению.
Критерии приемки товаров. В документах закупки заказчик должен обязательно указать характеристики, по которым будет принимать товар и определять, что он соответствует техзадания.
Иногда заказчики устанавливают избыточные требования, например к химическому составу воды. ФАС признает такие требования излишними, ведь они не относятся к техническим и качественным характеристикам используемого товара. Также излишними ФАС может посчитать требования к упаковке (если они не установлены госстандартами).
Срок поставки материалов и срок гарантии. Товары должны быть пригодны к использованию на протяжении всего срока, в который госзаказчик собирается их применять или потреблять. Поэтому в документации о проведении госзакупки товаров, в отношении которых устанавливаются сроки годности, госзаказчики должны указывать, так называемые остаточные сроки годности.
Остаточный срок годности товаров должен быть ограничен определенным временным отрезком (1 месяц дней, 1 год с момента производства) или конкретной датой (например, до 31 декабря 2017).
По каким коду КОСГУ и КВР оплачивать приобретение строительных материалов для капитального ремонта учебного корпуса, который не приведет к изменению первоначальной стоимости объекта?
21 августа 2020
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение строительных материалов для капитального ремонта учебного корпуса, который не приведет к изменению первоначальной стоимости объекта, следует отражать по элементу вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», в увязке с подстатьей 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.
Обоснование вывода:
При определении соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ учреждения руководствуются Порядком N 209н, а при выборе кодов видов расходов — Порядком N 85н. Вместе с тем статьи (подстатьи) КОСГУ в целях ведения учета и составления отчетности применяются в зависимости от экономического содержания проводимых операций (п. 3 Порядка N 209н).
Расходы на ремонтные работы, которые не приведут к изменению первоначальной стоимости объекта недвижимости, следует осуществлять в рамках группы 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (п. 48.2 Порядка N 85н). Так, согласно п. 48.2.4.3 Порядка N 85н расходы бюджетов бюджетной системы РФ на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по капитальному ремонту и реставрации государственного (муниципального) имущества следует относить по элементу вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
К капитальному ремонту объектов строительства относятся замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Поскольку учреждение квалифицирует работы, рассматриваемые в вопросе, в качестве капитального ремонта, осуществление которого не повлияет на первоначальную стоимость объекта, то такие расходы следует отражать по элементу вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н). Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. В зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. То есть даже для приобретения нефинансовых активов, поименованных в п. 118 Инструкции N 157н в составе строительных материалов, могут быть использованы подстатьи 344 «Увеличение стоимости строительных материалов», 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации не идет речи о капитальных вложениях, поэтому подстатья 347 КОСГУ не может применяться.
Для разграничения использования подстатей 344 и 346 КОСГУ может быть использован следующий принцип, вытекающий из разъяснений специалистов финансового ведомства (смотрите, в частности, Информацию Минфина России от 13.05.2019, письма Минфина России от 20.03.2020 N 02-08-03/22042, от 26.04.2019 N 02-08-10/31403, раздел 2 Методических рекомендаций к Стандарту «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075):
— подстатья 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ — используется при отражении приобретения материалов в целях проведения строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями (в частности, используемых при осуществлении строительных работ в рамках текущего или капитально ремонта);
— подстатья 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ — используется при отражении приобретения материалов для собственных нужд учреждения, не для ремонтных работ.
Например, если материальные запасы приобретаются не для целей проведения ремонтных работ, а например, для обеспечения определенного запаса материалов на случай плановой замены, иных обстоятельств, не связанных с ремонтом или капитальными вложениями, то расходы на их приобретение следует отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Таким образом, расходы на приобретение строительных материалов для капитального ремонта учебного корпуса, который не приведет к изменению первоначальной стоимости объекта, следует отражать по элементу вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», в увязке с подстатьей 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина