Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана

Содержание

АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ
Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2016 года N 2897-па

Об утверждении Положения «О создании условий для организации добровольной
пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной
безопасности на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»

(с изменениями на 21 сентября 2017 года)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом от 06 мая 2011 года N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», с целью создания условий для организации добровольной пожарной охраны и реализации права граждан на участие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре»,
постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение «О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре». (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 4 мая 2017 года N 1166-па.

2. Контроль выполнения постановления возложить на заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре Разина А.В.

3. Опубликовать постановление в газете «Дальневосточный Комсомольск» и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ПОЛОЖЕНИЕ «О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования городского округа «Город …

Глава города
А.В. Климов
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
администрации города
Комсомольска-на-Амуре
от 10 ноября 2016 года N 2897-па
(в редакции
Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре
от 21 сентября 2017 года N 2380-па

ПОЛОЖЕНИЕ
«О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а
также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной
безопасности на территории муниципального образования
городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»

(с изменениями на 4 мая 2017 года)

Настоящее Положение разработано с целью создания условий для организации добровольной пожарной охраны (далее — ДПО) и реализации права граждан на участие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее — городской округ).

Общие положения:

1.1. Настоящее Положение регулирует основные отношения в области создания условий для деятельности добровольной пожарной охраны на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», определяет общие правовые, организационные, экономические и финансовые принципы деятельности ДПО.

1.2. ДПО на территории городского округа — социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

1.3. Добровольный пожарный — физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

1.4. ДПО при решении возложенных на них задач взаимодействуют с органами местного самоуправления, Государственной противопожарной службой, заинтересованными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами, иными юридическими и физическими лицами.

1.5. Организация и деятельность ДПО основывается на принципах добровольности, гласности, свободного определения своих внутренних структур, целей, форм и методов работы, морального стимулирования.

1.6. Пункт исключен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 4 мая 2017 года N 1166-па.

Полномочия администрации города Комсомольска-на-Амуре в сфере создания условий для деятельности ДПО и участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

2.1. В целях решения вопросов местного значения по созданию условий для деятельности ДПО и участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности к полномочиям администрации города Комсомольска-на-Амуре относятся:

2.1.1. определение основных задач и направлений деятельности граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а также взаимодействие с ДПО;

2.1.2. установление гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного;

2.1.3. информирование населения городского округа о деятельности ДПО и граждан, принимающих участие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;

2.1.5. популяризация деятельности ДПО;

2.1.6. привлечение работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных на договорной основе к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим;

2.1.7. осуществление иных полномочий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, Хабаровского края, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.

Финансовое обеспечение деятельности ДПО на территории городского округа.

3.1. Источниками финансирования, материально-технического обеспечения деятельности ДПО являются:
— собственные средства;
— взносы и пожертвования;
— средства учредителя (учредителей);
— средства поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны;
— и иные средства, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

4.1. Для стимулирования граждан и организаций, активно участвующих в пропаганде и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных
работ на территории городского округа, органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, применяют следующие формы поощрения:
— направление письма в коллектив по месту работы или учебы члена ДПО с извещением о добросовестном выполнении обязанностей;
— объявление благодарности Главы города;
— награждение почетной грамотой Главы города;
— иные формы поощрений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Добровольная пожарная охрана

Ответы на вопросы, возникающие в связи с принятием закона

«О добровольной пожарной охране».

Нормативные документы

Руководителям общественных объединений

пожарной охраны Нижневартовского района

В соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.05.2011 №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны (далее – ДПО) и добровольные пожарные, в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

На территории автономного округа имеются следующие учебные заведения, обладающие правом обучения личного состава подразделений ДПО:

— Негосударственное частное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебный центр безопасности» (г. Сургут);

— Образовательная автономная некоммерческая организация «Аудит безопасности» (г. Нижневартовск);

— ФГБОУ ДПО «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» (г. Сургут).

Решение I-ой окружной практической конференции «Перспективы развития добровольной пожарной охраны в ХМАО-Югре»

Методические рекомендации по использованию подразделениями добровольной пожарной охраны транспортируемых мобильных средств пожаротушения доставляемых малолитражной автомобильной техникой(просмотреть в Adobe Reader | ).

Анализ деятельности добровольной пожарной охраны на территории местного Самотлорского гарнизона пожарной охраны.

1. Вопрос: Что такое «Добровольная пожарная охрана»?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» добровольная пожарная охрана является одним из 5-ти видов пожарной охраны, наряду с государственной противопожарной службой, муниципальной, ведомственной и частной пожарной охраной.

Добровольной пожарной охраной признаются социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

2. Вопрос: Федеральный закон №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» принят в мае текущего года, существуют ли правовые акты на уровне субъекта?

Ответ: Да, непосредственно после вступления в силу Федерального закона, в округе развернута деятельность по принятию нормативных актов на уровне субъекта и муниципальных образований и 30 сентября 2011 года принят окружной закон №86-оз «О добровольной пожарной охране». Подзаконные акты и акты муниципальных образований находятся на стадии разработки и обсуждения.

3. Вопрос: Какие привилегии, льготы и меры социальной защиты предусматриваются добровольным пожарным в ХМАО-Югре?

Ответ: окружным законом, за счет округа предусматриваются следующие льготы добровольным пожарным:

— возмещение расходов, связанных с использованием личного транспорта, либо проезда на другом транспорте к месту пожара;

— оплата 6-ти дней дополнительного отпуска;

— представление преимущественного права при приёме на работу в противопожарную службу округа;

— внеочередная установка телефона;

Кроме того, органы местного самоуправления вправе установить самостоятельно дополнительные меры поддержки добровольчества.

4. Вопрос: Какие объекты или территории могут охраняться ДПО? Необходимо ли их создание?

Ответ: Прежде всего, подразделения добровольной пожарной охраны должны создаваться в тех населенных пунктах, до которых профессиональная пожарная охрана будет добираться сверх установленного Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности времени (20 мин.).

Таких населенных пунктов по округу насчитывается 72, при этом превышение времени прибытия подразделений пожарной охраны обусловлено в основном отсутствием дорог и сложившейся транспортной схемой, соответственно наличие дееспособного подразделения добровольной пожарной охраны позволит оказать максимально доступную и быструю помощь при пожаре.

Также возможно создание подразделений ДПО в других населенных пунктах, и объектах экономики для оказания помощи подразделениям профессиональной пожарной охраны.

5. Вопрос: Создаются ли добровольные пожарные дружины в округе? Кто их финансирует, на какие деньги приобретается необходимая техника?

Ответ: Да, организации создаются, на сегодня на регистрацию в Управление Минюста России по ХМАО-Югре направлены материалы по согласованию общественных организаций добровольной пожарной охраны Нижневартовского и Белоярского районов. В реестрах уже зарегистрировано порядка 400-т кандидатов в добровольные пожарные.

Материально-техническое обеспечение деятельности подразделений добровольной пожарной охраны осуществляется за счет их собственных средств, а также за счет поддержки, оказываемой органами государственной власти, органами местного самоуправления и других средств, не запрещенных законодательством.

Также, в Главном управлении МЧС России по ХМАО-Югре имеется пожарная техника, пожарный инвентарь, боевая одежда, которые будут передаваться подразделениям ДПО.

Кроме того, на уровне автономного округа разработан проект изменений в целевую программу финансирования «Укрепление пожарной безопасности», где предусматривается выделение средств на страхование, обучение добровольцев, оснащение необходимым оборудованием подразделений ДПО.

6. Вопрос: Кто может стать добровольным пожарным и куда обращаться?

Ответ: добровольным пожарным может стать любое физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и способное по состоянию здоровья осуществлять функции, связанные с профилактикой и тушением пожаров, и проведением аварийно-спасательных работ.

Для того чтобы гражданин стал добровольным пожарным ему необходимо выполнить следующие действия:

1. Пройти медицинский осмотр, стать членом или участником общественного объединения пожарной охраны (написать заявление, вступить в юридические отношения с общественной организацией), которое должно быть зарегистрировано как общественное объединение или общественная организация в органах Юстиции и создано по инициативе физических и (или) юридических лиц.

2. Зарегистрироваться в реестре добровольных пожарных (регистрацию осуществляет общественное объединение).

3. При отсутствии подготовки в области пожарной безопасности пройти обучение по программам профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО.

По вопросу вступления в ряды добровольных пожарных необходимо обратиться в любое подразделение пожарной охраны по месту жительства или работы, где ему сообщат, укажут наличие на территории общественной организации добровольной пожарной охраны и контактную информацию.

7. Вопрос: Где будут готовить добровольцев? Что включают в себя программы подготовки пожарных добровольцев?

Ответ: 11 июля текущего года заместителем Министра генерал-полковником внутренней службы А.П. Чуприяном утвержден Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО: обучение шести категорий с продолжительностью обучения от 16 до 80 часов (руководители добровольной пожарной дружины, руководители добровольной пожарной команды, водители добровольной пожарной команды, специалисты добровольной пожарной команды по использованию и обслуживанию пожарных мотопомп (мотористы, машинисты), добровольные пожарные добровольной пожарной команды, добровольные пожарные добровольной пожарной дружины).

В соответствии с Законом обучение личного состава ДПО планируется проводить непосредственно на базе подразделений добровольной пожарной охраны, учебного центра в г.Сургуте и в организациях, имеющих лицензию на обучение (в том числе ВДПО).

Оплата за обучение и за проезд до места учебы будет осуществляться общественным объединением пожарной охраны, обеспечение техникой также осуществляется за счет этого объединения и средств государственной поддержки.

8. Почему функция пожаротушения должна быть не только государственной? В чем состоит гражданская позиция наших граждан в вопросах обеспечения пожарной безопасности?

Ответ: Как показывает анализ деятельности пожарной охраны развитых стран мира, численность добровольной пожарной охраны в десятки раз превышает численность подразделений профессиональной пожарной охраны. То есть функция тушения пожаров в этих странах в большей степени осуществляется добровольцами.

Это стало возможным за счет активной позиции государства и высоких моральных устоев общества.

В настоящее время в Российской Федерации более 32 тыс. населенных пунктов с численностью населения 37 млн. человек находятся за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны. Остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельской местности.

Создание и содержание подразделений профессиональной пожарной охраны с целью обеспечения противопожарной защиты данных населенных пунктов потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным средством противопожарной защиты в этом случае является организация добровольной пожарной охраны.

Впервые в истории нашей страны деятельность добровольной пожарной охраны урегулирована на уровне федерального закона. Это говорит, прежде всего, о том, что проблемам обеспечения пожарной безопасности в стране уделяется достаточно много внимания. Как показало лето 2010 года, участие граждан на добровольной основе в тушении пожаров способно сыграть огромную роль в борьбе с огненной стихией.

1. Общие положения

1.1. Добровольные пожарные дружины (далее по тексту — ДПД) создаются в соответствии статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования», приказом МВД РФ от 2 апреля 2001 №390 (Регистрация в Минюсте от 28 апреля 2001 года №•2688) «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных» на территории муниципальных образований, в учреждениях, организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах,- иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) муниципального образования и независимо от наличия подразделений Главного управления
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому
автономному округу — Югре (далее — ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре) или ведомственной
пожарной охраны.
1.2. Ответственность за создание и организацию работы ДПД возлагается на руководителя органа местного самоуправления, собственников организаций (работодателей).
1.3. ДПД создаются в целях обеспечения соблюдения требований действующих норм и гравия пожарной безопасности, постановлений, распоряжений органов власти, приказов и распоряжений собственников организаций (работодателей), проведения мероприятий по предупреждению и тушению пожаров.
1.4. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования.
Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.
Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.
1.5. Команды могут подразделяться на разряды:
первого — с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);
второго — с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;
третьего — с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного израула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.
1 6. ДПД организаций могут быть общеобъектовыми и (или) цеховыми в зависимости от характеристик взрывопожароопасности производства, балансовой стоимости организации и расчетного количества людей, одновременно находящихся в здании, сооружении организации. При работе организации в несколько смен могут создаваться -(деления ДПД (боевые расчеты ДПК) по числу рабочих смен.
1.7. Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются,
реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного
самоуправления, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны — на
основании приказа руководителя организации.
1.8. Орган местного самоуправления (организация) в течение 10 дней информирует
подразделение ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре, в районе выезда которого находитсясоответствующее муниципальное образование (организация), о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.
1.9. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура и численность устанавливается руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре, для населенных пунктов с населением 0,5 тыс. человек и менее, при количестве работающих на предприятии 50 и более человек.
1.10. В своей деятельности ДПД руководствуются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, нормативными и иными актами ГУ МЧС РФ по ХМАО — Юфе, ведомственными документами, приказами, инструкциями и распоряжениями по организации, регламентирующими пожарную безопасность данной организации, а также настоящим Положением.
1.11. Контроль за деятельностью ДПД осуществляется органом местного
самоуправления, собственниками организаций (работодателями), на которых они созданы,
членами пожарно-технических комиссий и ответственными за пожарную безопасность
организаций, а также структурными подразделениями ГУ МЧС РФ по ХМАО — Юфе, на
территории которых расположены данные организации.
1.12. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин,
команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных
бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины,
команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и
юридических лиц, а также других источников финансирования.
2. Основные задачи добровольной пожарной охраны
2.1. На подразделения добровольной пожарной охраны возлагаются следующие
основные задачи:
участие в предупреждении пожаров; участие в тушении пожаров.
2.2. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной
пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:
2.2.1. Контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных
пунктах (организациях);

Разъясняют работающим основные положения общеобъектовой (цеховой) инструкции о мерах пожарной безопасности;

Следят за исправным состоянием средств противопожарной защиты и I отовностью их к действию;

2.2.4. Контролируют проведение временных взрывопожароопасных работ в
подразделениях организаций (сварка, окраска, применение открытого огня и т.п.);

Вызывают подразделения пожарной охраны в случае возникновения пожара, принимают необходимые меры по спасанию людей, имущества и ликвидацию пожара (имеющимися в организации (цехе) первичными средствами пожаротушения;

Принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;

Проводят противопожарную пропаганду;

Участвуют в тушении пожаров;

2.2.9. Осуществляют круглосуточное дежурство на мобильной пожарной технике
имеющейся в муниципальном образовании (организации);
2.2.10. Осуществляют дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии
с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре;

Проводят техническое обслуживание пожарной техники и оборудования, содержа! мх в постоянной боевой готовности;

Организуют первоочередные боевые действия по тушению пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны;

Выполняют боевые действия на пожаре по указанию прибывшего на пожар старшего оперативного должностного лица пожарной охраны (руководителя тушения пожара).

3. Порядок создания и организации работы добровольной пожарной охраны
3.1. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными
пожарными.
3.2. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в
индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным
качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с
предупреждением и (или) тушением пожаров, в возрасте не моложе 17 лет.
3.3. Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения
добровольной пожарной охраны осуществляется органом местного самоуправления, а в
добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны —
организациями.
3.4. Руководитель органа местного самоуправления (организации) обязан
организовать проведение предварительного медицинского осмотра подавших заявление
не предмет отсутствия у них противопоказаний для работы в пожарной охране.

Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления (организации).

По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (организация) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (приложение №1) или в Реестре добровольных пожарных объектового подразделения добровольной пожарной охраны (приложение №2)

Порядок ведения и хранения Реестра, а также передачи содержащихся в нем сведений в структурное подразделение ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре устанавливает орган местного самоуправления (организация) по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре.

Численный состав дружин (команд) устанавливается руководителем организации и соответствии с требованиями НПБ 201 и зависит от количества охраняемых участков (секторов), а также пожарной техники, находящейся в боевом расчете организации.

ДПД организуются таким образом, чтобы в каждом подразделении и в каждой смене организации были члены дружины.

3.10. Зачисление в ДПД и последующие изменения состава дружин (команд)
объявляются приказом руководителя организации.

Каждый член ДПД должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач, а также должен иметь необходимые знания и навыки для осуществления обязанностей согласно табелю боевого расчета (приложение №3).

Органы местного самоуправления (организации) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.

3.13. Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на
безвозмездной основе, как правило, на базе структурных подразделений ГУ МЧС РФ по
ХМАО — Югре.

3.14. Добровольные пожарные, не прошедшие первоначального обучения или не
сдавшие зачет, к самостоятельной работе не допускаются.
3.15. Органами местного самоуправления (организациями) по согласованию с
руководителями структурных подразделений ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре организуется
и осуществляется последующая подготовка добровольных пожарных с привлечением
специалистов структурных подразделений ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре.
1.16. Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в
подразделении добровольной пожарной охраны, а также может проводиться на ежегодных
учебных сборах в структурных подразделений ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре. Программа
последующей подготовки разрабатывается начальником подразделения добровольной
пожарной охраны и утверждается руководителем структурного подразделения ГУ МЧС
РФ по ХМАО — Югре.
3.17. Последующая подготовка членов ДПД осуществляется начальником дружины (команды).

Учебные занятия с членами ДПД проводятся по расписанию, утвержденному руководителем органа местного управления (организации) (приложение №4).

В ходе последующей подготовки члены ДПД должны изучить документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов организации и правила по охране труда.

Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий, отработку нормативов пожарно-строевой подготовки для приобретения навыков по ведению боевых действий.

Последующая подготовка членов ДПД должна планироваться таким образом, чтобы все члены дружины (команды) не менее одного раза в квартал практически отрабатывали действия по тушению условных пожаров с использованием имеющейся в их распоряжении пожарной техники и первичных средств пожаротушения.

При подготовке членов ДПД к работе в задымленных при пожаре помещениях тренировка должна осуществляться с использованием средств защиты органов дыхания (изолирующих противогазов или противогазов на сжатом воздухе).

Начальники дружин и их заместители (начальники отделений) назначаются, как травило, из числа административно-технического персонала организации или его подразделений и подчиняются руководителю органа местного самоуправления (организации.)

3.24. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается
руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с
руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре.

ДНК организуется из членов ДПД и может иметь в своем составе штатных работников. К штатным работникам могут относиться: начальник команды, начальник поеного расчета, шофер (моторист).

Штатные работники ДПК обязаны иметь соответствующую квалификацию.

3.27. Подразделения дружин (команд) должны ежегодно принимать участие в
тренировках в составе гарнизона пожарной охраны.
3.28. Для организации дежурства команды делятся не менее чем на четыре дежурных
караула в населенных пунктах и по числу рабочих смен в организациях.
3.29. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее
подготовленных добровольных пожарных.

Порядок несения службы в дружинах определяется ее начальником по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО -Югре, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны по согласованию с руководителем структурного

подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.

332. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров, осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.

Органы местного самоуправления (организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставляют подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения), необходимые для осуществления их деятельности.

Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, как правило, обеспечиваются специальной одеждой и снаряжением.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (организаций) по согласованию с подразделениями ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре могут устанавливать единые образцы удостоверений и форму одежды для добровольных пожарных.

Добровольным пожарным могут предоставляться социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации {органами местного самоуправления, организациями).

4. Обязанности начальника и членов добровольной пожарной дружины (добровольной пожарной команды)
4.1. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:
4.1.1. Обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме,
предусмотренном программой первоначальной подготовки добровольных пожарных;

Соблюдать меры пожарной безопасности;

Выполнять требования, предъявляемые к добровольным пожарным;

Участвовать в деятельности пожарной охраны;

Осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре;

4.1.6. Соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях
пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;
4.1.7. Бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном
состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование.
4.2. Начальник ДПД (ДПК) обязан:
12.1. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима территории муниципального образования (организации), а также за готовностью к действию имеющихся первичных средств пожаротушения, систем пожарной автоматики, водоснабжения, и не допускать использования этих средств не по прямому назначению;
4.2.2. Вести разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности;
4.2.3. Проводить занятия с личным составом дружин (команд) и проверять
боеготовность подразделений ДПД (ДПК);

Руководить тушением пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны;

Информировать руководителя органа местного самоуправления (организации) о нарушениях противопожарного режима.

4.3. Начальник отделения ДПД обязан:
4.3.1. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима и
готовностью к действию первичных средств пожаротушения;
4.3.2. Перед началом работы проверять присутствие членов отделения ДПД;

Проверить знание членами ДПД своих обязанностей;

По окончании работы проверять противопожарное состояние, принимать меры к устранению выявленных недочетов;

Обеспечить явку на занятия членов ДПД отделения;

4.3.6. В случае возникновения пожара руководить его тушением до прибытия
подразделений Государственной противопожарной службы или начальника ДПД (Д1Ж).
4.4. Начальник боевого расчета ДПК обязан:

Знать порядок управления боевыми действиями на пожаре и применения имеющейся пожарной техники и оборудования, места размещения пожарных водоисточников (водоемов, гидрантов, внутреннего противопожарного водопровода и пр.);

При заступлении на дежурство (на работу) принять имеющуюся пожарную технику и оборудование, средства связи и защиты органов дыхания; следить за их исправностью. Докладывать начальнику ДПД или руководителю организации о выявленных недостатках;

Проверять знание членами ДПК своих обязанностей согласно табелю обязанностей боевого расчета;

При получении сообщения о пожаре выехать на тушение и действовать согласно табелю боевого расчета.

4.5. Члены дружин (команд) обязаны:

Знать, соблюдать и требовать от других соблюдения противопожарного режима на предприятии;

Знать свои обязанности по табелю боевого расчета и в случае возникновения пожара принимать активное участие в его тушении;

Следить за готовностью к действию систем противопожарной защиты, пожарной техники и первичных средств пожаротушения, имеющихся на предприятии, и о всех обнаруженных недостатках докладывать начальнику отделения ДПД (боевого расчета ДПК), а при возможности самому устранять эти недостатки;

Выполнять возложенные на членов ДПД обязанности, распоряжения начальника дружины (команды), повышать свои пожарно-технические знания и навыки тушения пожаров, посещать учебные занятия, предусмотренные расписанием.

4.6. Добровольным пожарным предоставляется право:
4.6.1. Участвовать в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на
соответствующей территории муниципального образования (организации);
4.6.2. Проверять противопожарное состояние объектов или их отдельных участков на
соответствующей территории муниципального образования (организации);

Нести службу (дежурство) в структурных подразделениях ГУ МЧС РФ по ХМ АО- Югре;

Проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений.

5. Стимулирование деятельности добровольной пожарной дружины

Добровольным пожарным предоставляется преимущественное право при приеме на работу в подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре или ведомственную пожарную охрану.

Оплата труда членов ДПД за время их участия в ликвидации пожара или последствий аварии, проведении пожарно-профилактических мероприятий, а также учебной подготовки и дежурств производится из расчета среднемесячного заработка по месту работы.

5.3. Членам ДПД, принимающим активное участие в обеспечении пожарной безопасности и тушении пожаров, предоставляются дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью до 5 рабочих дней в год, а также денежные премии и ценные подарки.

Страхование членов ДПД может осуществляться за счет средств местных бюджетов (организаций), где созданы дружины.

За семьей погибшего (умершего) рекомендуется сохранять право на льготы, которыми он пользовался по месту работы.

В случае гибели (смерти) добровольного пожарного в связи с выполнением боевой задачи по тушению пожара семье погибшего (умершего), а также его иждивенцам выплачивается не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного лица и назначается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, пенсия по потере кормильца.

При получении добровольным пожарным, в связи выполнением боевой задачи по тушению пожара травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшей работы по основному месту, указанному лицу выплачивается не облагаемое налогом единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания и назначается ежемесячная денежная компенсация в размере разницы между получаемым им на момент увольнения денежным содержанием и настоящим заработком (пенсией).

Единовременные пособия, указанные в пунктах 5.6 и 5.7, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) добровольного пожарного или со дня представления в установленном порядке документов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания в соответствии с федеральным законодательством.

В случае гибели (смерти) или получения увечья добровольным пожарным при тушении пожара вне обслуживаемой территории органы местного самоуправления возмещают расходы на выплату единовременного пособия и денежной компенсации (пенсии по потере кормильца) организации, где работал получивший увечья (погибший).

5.10. В населенных пунктах добровольным пожарным, осуществляющим дежурство
в подразделениях пожарной охраны, за счет средств местных бюджетов предоставляются
следующие льготы:
5.11.1. Установка телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях; 511.2. Бесплатный проезд на общественном транспорте (за исключением такси) в границах муниципальных образований.
5.12. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях
пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного
самоуправления по согласованию с территориальными подразделениями
Государственной противопожарной службы. На время несения службы за ними сохраняется место работы (учебы) и средний заработок (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы организаций по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.
5.13. Добровольным пожарным могут предоставляться другие льготы и социальные гарантии, устанавливаемые органами местного самоуправления, решением собственников организаций.

6. Исключение граждан из членов добровольной пожарной дружины
6.1. Основаниями прекращения членства в ДПД являются:
6.1.1. Систематическое невыполнение или уклонение от выполнения членами ДПД обязанностей, предусмотренных настоящим Положением;
6.1.2. Невыход на дежурство в соответствии с утвержденным графиком дежурств без
разрешения соответствующего должностного лица, или самовольное оставление
дежурства;

Нарушение дисциплины или совершение проступков, несовместимых с пребыванием в дружине (команде);

Не соответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;

6.1.5. Состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;
6.1.6. Совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной
пожарной охране.

Собственное желание;

Ликвидация ДПД в организации.

Решение об исключении гражданина из членов ДПД принимает руководитель организации, на котором созданы ДПД.

Об исключении гражданина из ДПД руководитель организации обязан поставить в известность структурное подразделение ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре, ведущий учет добровольных пожарных в Реестре. При исключении гражданина из членов ДПД в Реестре делается запись с указанием оснований для исключения.

Приложение 1
к Положению о ДПД (ДПК)
Реестр
добровольных пожарных муниципального подразделения
добровольной пожарной охраны
(муниципальное образование субъекта Российской Федерации)


п/п

ФИО добровольного пожарного

Основной документ
удостоверяющий
личность гражданина
РФ

Место жительства
(регистрации),
телефон

Наименование
объекта основной
работы, адрес
должность, телефон

Дата и основание
регистрации в
реестре

Дата и основание
исключения из
реестра

ФИО и подпись лица
ответственного за
ведение реестра

Приложение 2
к Положению о ДПД (ДПК)

Реестр
добровольных пожарных объектового подразделения
добровольной пожарной охраны
(наименование организации)

№ п/п

ФИО добровольного ; пожарного

Основной документ
удостоверяющий
личность гражданина
РФ

Место жительства
(регистрации),
телефон

Наименование объекта основной
Работы, адрес должность, телефон

Дата и основание
регистрации в
реестре

Дата и основание
исключения из
реестра

ФИО и подпись лица
ответственного за
ведение реестра

_ 1

Приложение 4 к Положению о ДПД (ДПК)
Типовая программа последующей подготовки членов ДПД
Тема I. Организация службы добровольных пожарных дружин и команд (2 ч).
Тема 2. Возможные причины возникновения пожаров и меры их предупреждения. Противопожарный режим на территории организации, в зданиях и помещениях (8-12 ч).
Тема 3. Средства пожаротушения, связи и оповещения о пожаре (6 ч).
Тема 4. Обязанности членов ДПД (ДПК) по табелю боевого расчета (4 ч). Тема 5. Основные правила тушения пожаров (6-8 ч).
Тема 6. Правила охраны труда и пожарной охраны (4 ч).
Тема 7. Оказание первой медицинской помощи (2 ч).

Нормальные герои всегда идут в обход

«Айболит-66», слова из песни

Подаренные нам В.В. Путиным майские каникулы подходят к концу. Некоторые, видимо, уже устали отдыхать.

Вот и сегодня мне задали вопрос: «Нужно ли при наличии на предприятии подразделения пожарной охраны обязательно предусматривать добровольную пожарную дружину? Есть такой документ ППБО-85 «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности». База «Norma CS» определяет его, как действующий. Цитата из ППБО-85 «1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций обязаны … организовывать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и пожарно-техническую комиссию».»

Речь шла о нефтеперерабатывающем предприятии. Применительно к таким предприятиям, в первую очередь, я и хочу высказать свое мнение по поводу. Однако, большинство из сказанного ниже можно отнести и на счет других промышленных объектов.

В этой статье речь пойдет не о том «как создать?», а о том «нужно ли создавать?».

Формально ППБО-85 «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности» действующий, т.к. не отменен, но:
— к нефтеперерабатывающим заводам он не имеет никакого отношения и распространяется на предприятия нефтедобывающей отрасли;
— правовой статус его то ли «сомнительный», то ли «ниже плинтуса».

По моему скромному мнению правовые нормы, содержащиеся в нем, следует попросту игнорировать. Технические требования целесообразно исполнять на стадии проектирования на добровольной основе (в части, не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности).

Требования пожарной безопасности к нефтеперерабатывающим предприятия установлены «Правилами пожарной безопасности при эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий» (ППБ-79) и «Ведомственными указаниями по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» (ВУПП-88). Их статус такой же, как и ППБО-85.

Что касается добровольной пожарной охраны и ее подразделений (дружин, команд), то ее создание регламентируется Федеральным законом от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Его реализация — это право, а не обязанность руководителей предприятий.

Я лично довольно скептически отношусь к необходимости создания добровольных пожарных дружин и команд на производственных объектах. Дело, собственно говоря, в следующем…

1. Ни один из действующих законодательных и других нормативных правовых актов не обязывает предприятия создавать добровольную пожарную охрану, тем более «независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны».

Обязанности и права руководителей организаций по созданию подразделений пожарной охраны определены статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»: — руководители организаций, включенных в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана», обязаны создавать подразделения пожарной охраны; — в других случаях (на объектах, не вошедших в соответствующие Перечни) руководители организаций создавать подразделения пожарной охраны имеют право. Вид пожарной охраны руководитель (или собственник) организации определяет самостоятельно.

Для примера возьмем предприятие, вошедшее в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана». На этом предприятии создано подразделение пожарной охраны (профессиональное: ведомственной, частной или Федеральной противопожарной службы). Следовательно, руководитель (собственник) организации обязанность, возложенную на него абзацем четырнадцатым части второй статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, выполнил. Другой пример – промышленное предприятие, не являющееся критически важным объектом. На нем руководитель (собственник) также создал подразделение пожарной охраны (профессиональное), которое он содержит за счет собственных средств (и такое бывает) – реализовал свое право, данное ему абзацем вторым части первой статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ.

Казалось бы: вопросов не должно быть ни к одной из этих организаций. Но не тут-то было: чиновники от пожарной безопасности требуют создания на этих предприятиях еще и добровольной пожарной охраны; этого же требуют работники профильных управлений и департаментов обеих организаций.

Зачем на предприятии два вида пожарной охраны? Руководители обоих этих предприятий могли ограничиться созданием лишь добровольной пожарной охраны (право определять вид создаваемой пожарной охраны предоставлено собственнику или руководителю организации), а руководитель второго предприятия – вообще не обязан создавать пожарную охрану и, с точки зрения закона, к ним опять нет претензий.

2. Создание добровольных противопожарных формирований во всех случаях, независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны объективно не обосновано и не разумно.

Это особенно показательно на примере нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий, в которых созданы профессиональные подразделения пожарной охраны: — во-первых, пожарная охрана в соответствии с требованием закона на этих предприятии создана; — во-вторых: большая часть таких предприятий являются опасными производственными объектами. В них разработаны Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (а также планы тушения пожаров), оперативной частью которых предусмотрены действия работников при возникновении аварий и пожаров, в т.ч. действия по тушению пожара первичными средствами пожаротушения и введению в действие стационарных систем противопожарной защиты. Обязанность всех работников «участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте» закреплена частью второй статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также должностными инструкциями работников. Обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента» закреплена статьей 10 того же Федерального закона. Принимать «меры по обучению персонала действиям при пожаре» руководители опасных (взрывопожароопасных) производственных объектов вынуждены также в силу положений пункта 3 статьи 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Это даже больше, чем добровольная пожарная охрана. Это значит, что все работники (а не только члены ДПО) участвуют в ликвидации аварий, в т.ч. связанных с пожаром, на таких объектах.

В связи со сказанным выше, нужно сделать вывод, что какое-либо непрофессиональное пожарное формирование нужно в одном случае — когда профессиональное (специальное, воинское, договорное, ведомственное, частное) подразделение пожарной охраны на предприятии отсутствует, либо численность его и, одновременно, дислокация (количество, численность боевых расчетов и техническое оснащение) подразделений пожарной охраны населенного пункта не позволяют обеспечить локализацию и (или) ликвидацию пожара.

Задача таких пожарных формирований также одна — тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ с помощью передвижной пожарной техники.

3. Добровольная пожарная охрана, по сути своей, не эффективна ввиду добровольного принципа ее комплектования.

Зачисление в ряды членов ДПД осуществляется на основании добровольных личных заявлений кандидатов. А это значит, что если не будет желающих, то и не будет пожарных формирований. А желающих не будет, если меры стимулирования членов ДПД окажутся недостаточными. Единственный объективно и безоговорочно эффективный способ стимулирования – материальный.

4. Федеральный закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» содержит в себе столько правовых коллизий, что лучше держаться от него подальше, чем пытаться реализовать его положения.

Перечисление и обсуждение их не является предметом настоящей статьи, поэтому не буду на этом останавливаться.

В свете обозначенных выше проблем предлагаю следующий способ их решения:

При создании на предприятии подразделений пожарной охраны на непрофессиональной основе, нужно создавать не добровольную, а нештатную пожарную охрану. Это большая разница и из нее вытекает масса последствий. И пусть в законе «О пожарной безопасности» нет такого вида пожарной охраны, зато разом снимаются все вышеозначенные проблемы. А собственник вправе создать хоть подводно-космическую триждыпожарную охрану.

Принципиальные отличия нештатного формирования от добровольного:

— ее существование и деятельность не зависит от чьего-то желания или нежелания; раз определив, что работник состоящей на конкретной штатной должности будет нештатным пожарным, он им будет всегда, даже если сам работник сменится и на эту должность будет принят другой человек;

— все дополнительные обязанности, обусловленные членством в нештатном формировании могут быть включены в должностную инструкцию или оформлены дополнительным соглашением к трудовому договору; — отсутствует необходимость имитировать нематериальное стимулирование работников; можно хоть установить надбавку к должностному окладу;

— ни у кого не останется иллюзий что такое подразделение пожарной охраны бесплатное, а следовательно они не будут насаждаться повсеместно; а будут в каждом случае обосновываться и просчитываться.

Всероссийское добровольное пожарное общество

Пожарно-техническая выставка

Общественные объединения пожарной охраны

1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

2. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица — общественные объединения.

3. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация;

2) общественное учреждение.

4. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица — общественные объединения.

5. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

6. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.

7. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

8. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица — общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

9. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

10. Создаваемые общественные объединения пожарной охраны могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобрести права юридического лица либо осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

11. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным и работникам добровольной пожарной охраны

1. Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессионального обучения, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональное обучение осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

3. Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

4. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.

5. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства), возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессионального обучения и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессионального обучения, определяются учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.

7. Добровольным пожарным по их письменному заявлению по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. По решению работодателя добровольным пожарным может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе в порядке, установленном соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

Статья 19. Социальная защита членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

Права работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на:

1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 21-ФЗ;

4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

5) внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях муниципальных образований и в организациях;

(в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 21-ФЗ.

2. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на:

1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 21-ФЗ;

4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

5) внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях муниципальных образований и в организациях;

(в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 21-ФЗ.

2. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *