Дорожные сборы в России

Дорожные сборы в России

Дорожные сборы

Какие только сборы не уплачивают перевозчики при осуществлении основного вида деятельности… В целях подтверждения обоснованности произведенных расходов бухгалтеру нелишне иметь понятие о взимаемых с водителей платежах. Мы предлагаем освежить в памяти данные виды затрат, а также правила их бухгалтерского учета и налогообложения.

Об использовании автомобильных дорог

Базовым документом, регламентирующим использование дорог в Российской Федерации, является Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности <1>. В нем сказано, что пользователи автомобильными дорогами обязаны содержать транспортные средства в исправном состоянии в целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранности автомобильных дорог, а также недопущения загрязнения окружающей среды. В общем случае движение по автомобильным дорогам осуществляется без взимания платы, но есть исключения.

<1> Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ.

Во-первых, не бесплатно движение по автомобильным дорогам ТС, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Вред, причиняемый автомобильным дорогам такими ТС, подлежит возмещению их владельцами. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение ТС, перевозящих опасные, тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы (ч. 1, 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

Во-вторых, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, частных автомобильных дорог общего пользования могут быть приняты решения об использовании участков таких автомобильных дорог на платной основе (ч. 1.1 ст. 36 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности). При этом от платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождается, в частности, транспорт общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении).

В-третьих, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, использующие автомобильные дороги или осуществляющие дорожную деятельность в России, пользуются равными правами и несут ответственность наравне с российскими пользователями автомобильных дорог. При этом в случае введения иностранными государствами сборов с российских перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на территориях таких иностранных государств, на территории России вводятся аналогичные сборы для иностранных перевозчиков (ст. 45 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

Приведенные нормы говорят о том, какие разнообразные сборы приходится уплачивать перевозчикам в Российской Федерации, да и за рубежом. Отдельного внимания заслуживает перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов, правовое регулирование которой обеспечивается несколькими нормативными актами.

Перевозка нестандартных грузов

В настоящий момент выделим два подзаконных акта о перевозках грузов:

  • Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934);
  • Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504).

Во исполнение первого названного акта Минтранс разработал:

  • Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (Приказ от 24.07.2012 N 258);
  • Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов (Приказ от 04.07.2011 N 179).

Документов, регламентирующих применение второго подзаконного акта, пока не выпущено, да и сами Правила взимания платы с владельцев ТС, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, вступают в силу не ранее ноября 2014 г. Именно с этой даты Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности будет дополнен ст. 31.1, регулирующей движение ТС, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, по федеральным трассам <2>. При этом положения данной статьи не будут применяться к платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог.

<2> Поправки вносятся Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ.

Возникает вопрос: в чем разница при возмещении вреда, причиняемого дорогам ТС, перевозящим тяжеловесные грузы, и ТС, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 т? В первом случае вред оплачивается исходя из загруженности ТС (превышения предельно допустимой массы, осевых нагрузок), во втором — независимо от перевозимого груза на основании того, что разрешенная максимальная масса ТС превосходит 12 т. Неудивительно, что для последних ТС установлен фиксированный размер возмещения вреда — 3,5 руб. на 1 км пути, пройденного по автомобильным дорогам федерального назначения. Данный сбор подлежит ежегодной индексации в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен.

Дорожный сбор: хотели как лучше?..

Но для бухгалтера интереснее разобраться, как производятся расчеты по возмещению вреда от ТС, которые не везут большой груз, но все равно подпадают под новый «оброк».

Расчеты за вред дорогам по новым Правилам

Упомянутые выше Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам ТС с разрешенной максимальной массой свыше 12 т, предполагают новую систему расчетов. Во-первых, будут определены «операторы» (предприниматели или юридические лица), обладающие полномочиями по обеспечению функционирования системы взимания платы. Во-вторых, для взимания платы операторы будут заключать с владельцами ТС договоры об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет на основании сведений о ТС с разрешенной максимальной массой выше 12 т. В-третьих, до начала движения ТС его владелец должен будет обеспечить установку и включение на ТС бортового устройства, предоставленного оператором <3>. В дополнение к этому нужно будет внести денежные средства оператору (аванс) в размере, определенном исходя из планируемого маршрута движения транспортного средства и базового размера платы. В-четвертых, при движении ТС вред дороге будет рассчитываться на основании данных, полученных от бортового устройства, в автоматическом режиме. Если бортовое устройство не установлено на ТС или неисправно, то оператор производит расчеты вручную, основываясь на полученной от владельца ТС информации о планируемом маршруте, времени (дате) движения авто, а также о самом ТС. В свою очередь, владелец ТС на основании доведенной до него оператором информации передает тому денежные средства, получает от оператора документ, подтверждающий внесение платы, и осуществляет движение по запланированному маршруту. При втором варианте расчетов возникает соблазн отклониться или изменить маршрут, ведь при отсутствии бортового устройства трудно установить нарушение. Однако если оно все же выявится, а оператор к этому моменту не будет об изменениях уведомлен, то движение по неустановленному маршруту будет считаться движением без внесения платы, со всеми вытекающими последствиями. Также нарушением описанного порядка будет считаться движение ТС без внесения его владельцем денежных средств оператору и информирования оператора, а равно и продолжение движения ТС при израсходовании денежных средств, внесенных оператору. Согласитесь, на бумаге все гладко. Как все будет на практике — покажет время.

<3> Бортовое устройство представляет собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения ТС.

Методология учета

Для ведения бухучета сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта и иные аналогичные платежи и сборы относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности. Также в их состав включаются расходы по уплате дорожных и других сборов за проезд автомашин по территории иностранных государств. Об этом сказано в абз. 6 п. 10, пп. 41 п. 95 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте <4>. Слово «прочие» применительно к расходам означает, что это могут быть как прямые, так и косвенные затраты, которые распределяются на себестоимость транспортных услуг в выбранном перевозчиком порядке. Как правило, командировочные расходы считаются косвенными, не связанными с производством конкретного вида продукции (работ, услуг). В то же время затраты, связанные со служебными поездками, можно включить в фактическую себестоимость того или иного вида перевозок, экспедиторских или иных оказываемых компанией услуг. Но не стоит спешить с выводами. Обратимся к другому документу.

<4> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Затраты на проезд автотранспорта, оплата проезда по платным дорогам и разрешений на проезд по временно закрытым дорогам относятся к производственным затратам, включаемым в себестоимость перевозок, — п. 2.29 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта <5>. Согласно данному документу одним из элементов прочих затрат являются дорожные сборы и платежи. К ним относятся расходы на сборы и платежи за пересечение контрольно-пропускных пунктов, погранпереходов, за проезд по дорогам и дорожным сооружениям, за таможенные процедуры, местный регистрационный сбор с работников предприятия и другие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказании других транспортно-экспедиционных услуг. Как видим, список сформулирован таким образом, что позволяет включить в фактическую себестоимость оказываемых услуг многие дорожные сборы. Поименованные затраты согласно Инструкции относятся на статью «Общехозяйственные расходы» (накладные расходы). Они распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), приходящихся на каждый из видов перевозок. Получается, что сборы все-таки являются косвенными расходами, распределяемыми на основные виды услуг транспортной компании.

<5> Утверждена Минтрансом 29.08.1995.

Правда, исходя из Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности дорожные сборы и платежи в основном касаются перевозок грузов. За перевозки пассажиров по дорогам придется платить разве что при проезде по платным дорогам маршрутных такси, автобусов междугородных и международных рейсов. Весь иной транспорт общественного пользования освобождается от «оброка» при проезде по платным автомобильным дорогам (участкам), да и вряд ли маршрут общественного транспорта будет проходить по таким дорогам. И если дорожные сборы и платежи относятся только к грузоперевозкам, их не следует распределять на перевозки пассажиров — к этому они не имеют отношения. Справедливо и обратное утверждение — насчет сборов, взимаемых с владельцев ТС при перевозке пассажиров.

В конечном итоге выбранный порядок учета дорожных сборов нужно закрепить в учетной политике.

Налогообложение

Для расчета налога на прибыль сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта и иные аналогичные платежи и сборы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (абз. 6 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Перечисленные затраты включаются в состав расходов на командировки, но у сотрудников транспортных компаний, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, данные затраты следует относить в состав расходов, связанных со служебными поездками (ст. 168.1 ТК РФ).

Вправе ли перевозчики учесть при налогообложении расходы на платные дороги? Казалось бы, положительный ответ очевиден… но не все так просто. Дело в том, что проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования и расположенным на них мостам, путепроводам, тоннелям может быть платным только при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении. Об этом сказано в п. 2 разд. 1 и п. 3 разд. 2 Временных правил определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств <6>. Раз так, по мнению налоговых экспертов (консультантов), если организация может документально подтвердить факт понесенных расходов на проезд по платной дороге, а также факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении, то данные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов в целях исчисления налога на прибыль (Письмо УФНС по г. Москве от 07.06.2012 N 13-11/050285). Как же обосновать проезд по платной дороге при наличии бесплатного дублера?

<6> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 973.

Во-первых, срочностью доставки грузов, обусловленной условиями заключенного договора. Во-вторых, качество дорожного покрытия на платной автомагистрали нередко существенно превосходит изъезженную бесплатную трассу, которая к тому же может ремонтироваться на отдельных участках. Поэтому если владелец ТС заинтересован в его бережной эксплуатации, он заплатит за проезд и поедет по дороге, на которой подвеска ТС будет работать с наименьшим износом. В-третьих, наличие бесплатного альтернативного проезда не означает, что он короче платного маршрута, на практике может быть и наоборот, и в итоге проезд по платной окажется короче и менее затратным по ГСМ. К тому же плата за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам является платой за обеспечиваемые на таких дорогах и объектах повышенные безопасность и комфорт движения. Полагаем, приведенных аргументов достаточно, чтобы обосновать перед ревизорами затраты перевозчика на проезд по платной дороге.

В отношении НДС нужно знать, что налог за проезд по федеральным платным дорогам, как правило, не предъявляется и не ставится к вычету. Причина — пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ, согласно которому не является объектом налогообложения оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением. Если имеет место названное исключение, то бухгалтеру не стоит удивляться НДС, включенному в плату за проезд по автомобильным дорогам, прибыль от которых получает концессионер.

К сведению. Проезд транспортного средства по платной автомобильной дороге (участкам дорог) осуществляется на основании договора с владельцем автомобильной дороги (эксплуатирующей организацией — концессионером). Им может являться индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (о совместной деятельности) несколько юридических лиц. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (как правило, недвижимость, включая дороги), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Хотя транспортные предприятия, как и большинство владельцев ТС, являются пользователями автомобильных дорог, иногда они выступают в роли заказчика, заключающего с подрядчиком договор на благоустройство участков дорог. Речь идет о подъездных путях — за них порой никто не отвечает, поэтому предприятию, чтобы обеспечить проезд своих ТС, приходится вкладываться в ремонт. В такой ситуации пригодится Постановление ФАС ЗСО от 16.02.2009 N Ф04-3301/2008(589-А27-40). Налоговики сочли необоснованными для целей налогообложения расходы на благоустройство «технологической дороги». Между тем организация использовала названную дорогу исключительно в производственных целях, при ее отсутствии (как одного из звеньев производственного процесса) невозможно было бы осуществлять уставную деятельность и извлекать доход. Ремонт спорной дороги вызван не только производственной необходимостью, но и требованиями техники безопасности, связанными с обеспечением бесперебойной работы транспортных средств и предотвращением вреда для жизни и здоровья работников. С учетом изложенного довод налогового органа о том, что данная дорога у компании на бухгалтерском балансе не состоит и поэтому расходы на ее содержание понесены неправомерно, как основание для доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость был отклонен арбитражным судом.

* * *

В заключение отметим: не всегда за дорогами следят должным образом те, кому это поручено, из-за чего возникают ДТП. Оказывается, взыскать ущерб можно с органов местного самоуправления, которые не обеспечили надлежащее состояние дорожного покрытия. Пример — Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 12.11.2012 N 33-9571/2012. Автомобильная дорога располагалась в границах муниципального образования. Администрация города в отношении дороги на этом участке требования федерального законодательства о содержании дорог, обеспечении безопасности дорожного движения не исполняла, очистка от снега не производилась и не была организована, дорога имела неровный характер. Функции содержания дороги на этом участке также никому не поручались. В результате глубина от поверхности снежного наката на дороге до дна снежной ямы, образовавшейся рядом с коллектором, составляла на момент ДТП более 1 м.

Виновное бездействие администрации по ненадлежащему содержанию этой автомобильной дороги местного значения состоит в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями, так как при уборке снега с дорожного покрытия съезд автомобиля со снежного наката в яму произойти не мог. Нарушений ПДД в действиях истца не усматривается, проезд по дороге на данном участке запрещен или ограничен не был, предупредительные знаки дорожного движения отсутствовали. С учетом установленных по делу обстоятельств администрация города является причинителем вреда имуществу истицы, так как не обеспечила безопасное для дорожного движения состояние дороги на момент ДТП.

То обстоятельство, что данная дорога отсутствует в схемах органа местного самоуправления и не включена в Единый государственный реестр автомобильных дорог, также не может являться основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции. Ведь к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Непринятие органом местного самоуправления мер по проведению кадастрового учета земельного участка, постановке дороги на государственный учет не может влечь освобождение от ответственности за ненадлежащее содержание собственности.

Полагаем, дальнейшие комментарии излишни.

А.В.Панкратова

Эксперт журнала

«Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Возмещение вреда, причиняемого дорогам грузовыми авто

С декабря 2009 г. вступает в силу новый порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы. Именно с этой даты начинают действовать Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов <1> (далее — Правила). Расчет взимания платы производится Федеральным дорожным агентством, тем не менее бухгалтерам грузовых перевозчиков также нужно быть в курсе для того, чтобы планировать предстоящие расходы и осуществлять контроль текущих затрат компании.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934.

Какова сфера действия Правил?

Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами (ТС), разработаны в отношении автомобилей, перевозящих тяжеловесные грузы по различным автомобильным дорогам общего пользования. Вред, причиняемый дорогам ТС, подлежит возмещению их владельцами. При этом начисление и взимание платы производятся разными уполномоченными органами, в частности:

  • Федеральным дорожным агентством — за проезд тяжеловесных ТС по участкам дорог федерального значения;
  • органами исполнительной власти — за проезд по дорогам регионального значения;
  • органами местного самоуправления — за проезд по дорогам межмуниципального и местного значения;
  • владельцами частных автомобильных дорог — за проезд по участкам частных дорог, по которым проходит маршрут движения ТС.

Средства, полученные в счет возмещения вреда дорожному покрытию, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов, а также в доход собственника частных автомобильных дорог соответственно.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Минтрансом при определении порядка выдачи специального разрешения на движение ТС по автомобильным дорогам. Как только этот порядок будет установлен, органы власти смогут определиться со своими полномочиями для того, чтобы правильно произвести расчет платы в счет возмещения вреда дорожному покрытию. Объясняется это тем, что общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут ТС перевозчика. Поэтому уполномоченные органы вносят свой вклад в расчет стоимости возмещения вреда дорогам. Общий контроль за соблюдением норм Правил возложен на Федеральное дорожное агентство.

Документ вступает в силу с декабря 2009 г., в связи с чем утрачивают действие предшественники, которые:

  • регламентировали взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования <2>;
  • устанавливали временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и порядок использования средств, получаемых от взимания <3>.

<2> Постановление Правительства РФ от 26.09.1995 N 962.
<3> Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 N 1211.

Напоминаем, что в контексте нового документа в данной статье речь идет о размере определения ущерба, наносимого дорожному покрытию, а не участникам дорожного движения.

От чего зависит размер возмещения?

В Правилах предусмотрено несколько факторов, оказывающих влияние на размер платы, причитающейся в счет возмещения нанесенного дорогам ущерба.

  1. Учитывается превышение значений, установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Правительством РФ:
  • предельно допустимой массы ТС;
  • предельно допустимых осевых нагрузок ТС.

Для применения данного положения можно обратить внимание на Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом <4>, однако в них нет информации о предельно допустимой массе ТС и о предельно допустимых осевых нагрузках. Данная информация содержится в Приложении к новым Правилам (см. табл. 1 и 2). При этом заметим, что в Приложении приведена информация о размере вреда, оцениваемого для автомобильных дорог федерального значения. Для дорог регионального, межмуниципального и местного значения, а также для частных дорог размер вреда устанавливают соответствующие органы власти и владельцы частных автодорог.

<4> Утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971.

  1. Принимается во внимание размер вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог. Очевидно, что данный показатель устанавливается органами власти и собственниками автомобильных дорог, которые обязаны на безвозмездной основе производить расчет платы в счет возмещения вреда дорогам.
  2. Важную роль при расчете платы играет протяженность участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут ТС.
  3. Заключительная корректировка расчета производится с помощью базового компенсационного индекса текущего года, зависящего от инвестиций в части капитального и текущего ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год.

Все указанные факторы, влияющие на расчет платы, объединены в формуле, применяемой в отношении каждого участка дороги, где проезжает ТС перевозчика с тяжеловесным грузом.

Как рассчитать размер платы по формуле?

Для определения вреда, наносимого автомобильным дорогам тяжеловесными грузовиками, в п. 6 Правил приведена следующая формула расчета:

П = x S x Т ,
р пм пом1 пом2 помi тг
где П — размер платы в счет возмещения вреда участку автодороги
р
(единица измерения — рубли);
Р — размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы
пм
ТС, определенный для автомобильных дорог федерального значения,
автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения,
автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей
на 100 км);
Р , Р ,.., Р — размер вреда при превышении предельно
пом1 пом2 помi
допустимых осевых нагрузок на каждую ось ТС, определенный соответственно
для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог
регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного
значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 км);

i — количество осей ТС, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;

S — протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

Т — базовый компенсационный индекс текущего года, который
тг
определяется по отдельной формуле:
Т = Т x I ,
тг пг тг
где Т — базовый компенсационный индекс предыдущего года (например,
пг
базовый компенсационный индекс 2008 г. принимается равным 1, Т = 1);
2008
I — его индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех
тг
источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта
автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза
социально-экономического развития и учитываемый при формировании
федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

Пример. Перевозчик планирует перевести тяжеловесный груз заказчика по федеральной трассе. При расчете размера платы в счет возмещения вреда участку дороги будем использовать следующие данные:

  • предельно допустимая масса ТС превышена на 10 т;
  • превышение предельно допустимых нагрузок на три оси ТС составило 10, 15 и 20%;
  • по федеральной трассе автомобиль планирует пройти 500 км;
  • базовый компенсационный индекс текущего года равен 1.

Определим показатели, необходимые для расчета. В частности, размер
вреда при превышении предельно допустимой массы ТС согласно табл. 1 Правил
составит 395 руб. на 100 км. Размер вреда при превышении значений
допустимых осевых нагрузок на каждую ось ТС согласно табл.

Дорожные сборы: бухгалтерский и налоговый учет

2 Правил будет
равен 925 руб. на 100 км (на I ось), 1120 руб. на 100 км (на II ось) и
1120 руб. на 100 км (на III ось) (без учета ограничений в связи с
неблагоприятными природно-климатическими условиями). Рассчитаем плату в
счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (П ): (395 руб. / 100 км
р
+ (925 руб. + 1120 руб. + 1120 руб.) / 100 км) x 500 км x 1 = 17 800 руб.

Как видим, расчет несложный при условии, что у бухгалтера есть все необходимые данные для определения размера платы в счет возмещения вреда участку автодороги. При этом напоминаем, что в примере мы произвели расчет только по одному участку дороги. Если их несколько, то по каждому участку нужно произвести отдельный расчет, результаты сложить и получить итоговый размер платы в счет возмещения вреда для всех автодорог, по которым проходит маршрут ТС с тяжеловесным грузом. Если возникли какие-то сложности, то можно обратиться к профессионалам — органам власти (или владельцам частных дорог), которые обязаны производить расчет размера платы в возмещение вреда для перевозчиков.

М.А.Потехина

Эксперт журнала

«Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Дорожные сборы в России

Если еще в прошлом году, оплата дорожных сборов была обязательной процедурой для автомобилистов преимущественно европейских стран, то теперь, начиная с 15-го ноября 2015 году федеральные автомагистрали нашей страны, для грузовиков массой более 12-ти тонн, будут также платными. На сегодняшний день сеть платных автомобильных дорог Российской Федерации составляет порядком 50 774 километров. Дорожный сбор за проезд одного километра по автомагистралям нашей страны будет составлять 1,53 руб. или же 2 цента европейской валюты.

Учитывая тот факт, что введение дорожный сборов за проезд по дорогам Российской Федерации является совершенно новым обязательным требованием для жителей и гостей нашей страны, многие автомобилисты упускают этот момент, что, в большинстве случаев, влечет за собой большие штрафы и финансовые потери на перевозках груза в целом. Высококвалифицированные специалисты нашей компании будут всегда рады помочь всем желающим в оплате дорожных сборов, предлагая самые удобные, быстрые, а главное выгодные способы оплаты.

Способы самостоятельной оплаты дорожных сборов

Если в момент транспортировки груза, Вы хотите самостоятельно оплачивать все дородные сборы, Вам следует ознакомиться с некоторыми правилами данной процедуры. Прежде всего, Вам будет необходимо приобрести талон на оплату того расстояния платной автомагистрали, которое Вы пересечете на своем грузовом автомобиле.

Особенности оплаты дорожных сборов

Купить данные талоны можно при помощи нескольких способов, таких как:

  1. Покупка талона в специализированных сервисных центрах
  2. Оплата дорожных сборов в терминалах самообслуживания
  3. Предварительный заказ талонов через мобильные приложения
  4. Заказ талонов на страницах соответствующих веб-сайтах и т.д.

Наши услуги

Несмотря на тот факт, что процедурой оплаты дорожных сборов на автомагистралях Российской Федерации Вы можете заниматься самостоятельно, однако, в целях экономии собственного времени и финансовых средств, мы настоятельно рекомендуем Вам обращаться за помощью к квалифицированным специалистам нашей компании. Мы предлагаем Вам уникальную возможность оформления невероятно удобной топливной карты, при помощи которой Вы сможете вести безналичные платежи дорожных сборов.

При помощи наших услуг Ваше путешествия по дорогам РФ сможет стать максимально комфортным и приятным, в то время как сам процесс грузоперевозок будет надежным и безопасным. Работники нашей компании в любое удобное для Вас время с радостью предоставят Вам полную и оперативную информацию касательно оплаты дорожных сборов не только на территории нашей страны, но также и во многих странах Европы.

Наши преимущества

Сотрудничая с нашими специалистами, Вы гарантированно получаете целый ряд невероятно выгодных предложений. По сравнению со многими альтернативными компаниями, работа нашей организации помощи автомобилистам в оплате дорожных сборов имеет несколько существенных преимуществ, а именно:

  1. Глубокий опыт сотрудников в области логистических и транспортных услуг
  2. Оптимизация Ваших затрат на грузоперевозках
  3. Наличие простой и выгодной системы безналичной оплаты
  4. Высокий уровень технического обслуживания и многое другое

Налог на автомобиль – обязательный вид сбора для всех владельцев «железных коней». Раз в году они получают уведомление и квитанцию, в которой указана сумма, подлежащая уплате. Произвести ее сегодня не составляет труда: на выбор плательщика есть много доступных способов. Это и онлайн-банкинг, и банковское отделение, и ФНС.

Принципы уплаты налога на авто

Законодательством установлено, что автовладелец и его «железный конь» должны быть зарегистрированы в одном городе. Соответственно, и оплата транспортного налога происходит там, где и была осуществлена регистрация. Если по каким-либо причинам владелец не снял с учета свою машину, на него могут быть наложены штрафные санкции (все-таки это нарушение закона).

Если же авто не зарегистрировано по новому месту жительства, и понадобилось пройти ТО или сотрудник ГИБДД захотел проверить документы, автовладельца могут оштрафовать на 20–40% в зависимости от суммы задолженности. Одним словом, рано или поздно факт неуплаты все равно откроется.

Если владелец транспорта и его «детище» находятся по одному «адресу», на него и придет уведомление с указанием суммы сбора, подлежащего оплате. Высылает уведомление территориальная ФНС. В документе указан предельный срок, до которого надо произвести оплату. «Под роспись» такие документы не вручаются. Как только письмо было отправлено из налоговой службы, оно априори считается врученным адресату по истечении шести дней.

В конверте автовладелец обнаружит три документа:

  • уведомление, в котором указывается персональная информация владельца авто, сумма к уплате;
  • квитанция для банка с внесенными реквизитами;
  • бланк-претензия – заполняется в том случае, если адресат не согласен с вписанной суммой, считает, что она ошибочна.

Онлайн-оплата дорожного сбора

Занятые граждане все чаще выбирают оплату транспортного налога онлайн через интернет. Это оправданно: можно перевести средства не выходя из дома и не выстаивая в очередях, квитанцию также можно распечатать на принтере. Поэтому, имея банковскую карту, доступ к интернету и немного времени, можно в считаные минуты оплатить автоналог:

  1. На сайте service.nalog.ru заполняется бланк (в электронном виде). Далее, надо завести Киви-кошелек. Очень удобна оплата электронными деньгами тем, что при пополнении кошелька на сумму свыше 500 рублей комиссия не взимается. А если учесть, что размер сбора обычно больше 500 рублей, то оплата происходит без дополнительных трат. Затем заполняется бланк, вводятся персональные данные и нужная сумма. Сумма списывается с электронного кошелька. Можно распечатать квитанцию.
  2. Поскольку налог на авто регулярный, есть смысл получить в ФНС электронный ключ (логин и пароль) для входа в личный кабинет на официальном налоговом сайте.

    Введение километрового тарифа для грузовиков станет экономическим шоком похлеще санкций

    Этот способ удобен тем, что позволяет видеть сумму задолженности, ранее перечисленные налоги. Отчет об оплате приходит на и-мейл, можно распечатать квитанцию. Перед тем как оплатить транспортный налог, необходимо будет пройти регистрацию.

Эти способы сегодня самые популярные. Оплата налога на машину онлайн производится мгновенно, без выходных и перерывов, нет необходимости тратить время в очереди.

С помощью интернета можно оплатить налог, воспользовавшись сервисом интернет-банкинга. Для владельцев пластиковых карт доступно пользование личным кабинетом. Главное – знать реквизиты ФНС: расчетный счет, ОКПО и так далее. Средства будут сниматься с банковского счета, и перечисляться на указанный. Можно также распечатать квитанцию в подтверждение оплаты. Такая оплата происходит с комиссией банка. Некоторые банки заверяют самостоятельно распечатанные пользователем квитанции печатью.

Другие способы оплаты

Чтобы внести указанную в уведомлении сумму, можно посетить территориальное отделение ФНС лично. Естественно, такой вариант рассчитан на тех автовладельцев, которые обладают большим количеством свободного времени. Но, тем не менее, таким способом многие производят оплату. Сотрудники налоговой инспекции помогут правильно заполнить квитанцию об оплате, огласят сумму долга, если таковой имеется.

Банковские учреждения также принимают к оплате транспортный и другие виды налоговых платежей. Уведомление приходит к автовладельцу с уже «готовой» квитанцией. В ней указана сумма к уплате, персональные данные налогоплательщика. Если гражданин согласен с указанной в платежке суммой, можно посетить банк, где оплатить транспортный налог можно наличными по квитанции.

Очень удобно и быстро оплачивать сборы в терминалах самообслуживания. Необходимо выбрать соответствующий вид налога, ввести сумму и свои личные данные, период оплаты. Для жителей поселков и небольших городков, в которых мало банковских заведений, по-прежнему доступна оплата через Почту России. Там также потребуется заполненная квитанция. Уплата осуществляется с комиссией.

Условия оплаты

Главным условием законности оплаты налога является тот факт, что автовладелец и его машина должны быть зарегистрированы в одном городе. Соответственно, и физлица должны встать на учет в ФНС того города, где зарегистрирован автомобиль. Если автовладелец переезжает (меняет место регистрации) необходимо снять с учета и автомобиль.

Оплата дорожного сбора производится один раз в год. Уплатить всю сумму сбора, указанную в квитанции, надо до декабря года, следующего сразу за отчетным. То есть, налог за весь текущий год надо перечислить не позднее 30 ноября 2016.

Далее, за каждый полный или неполный месяц просрочки будет начислена пеня. Штрафные санкции повышают сумму задолженности на 10–30%, поэтому крайне нежелательно задерживать оплату.

Калькулятор транспортного налога онлайн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *